Урок в 5 в,Г классе Дата________

Тема урока: Правописание ЕК,ИК имен существительных.

Цель урока:

создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек- Задачи: Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных – ек и – ик;Развивать орфографическую зоркость у учащихся;умение выделения суффиксов в словах.

Ожидаемые результаты: Смогут определять правописание данных суффиксов в именах существительных;Будут находить суффиксы в словах, выполнять разбор слова по составу

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.

Настрой учеников на работу

2. Языковая разминка.

Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

За корнем мне
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил я дел.

(Суффикс).

Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе.

Определяют часть слова, о которой будут говориться на уроке

Блиц-опрос . Что такое морфема?

Что такое морфемика?

Какие морфемы вы знаете?

Что такое суффикс?

Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.

Отвечают на вопросы учителя

Выполнение словарного диктанта у доски, разбор слова по частям

Выполняют у доски:

почувствовать,пережить,водяной,подводный

сберечь,красивый, переход, ученик,домашний, котенок, обдумывать, решать, стоял,подоконник.

Работа в парах

Самостоятельное изучение и формулирование правила

Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.

(Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).

Карточка № 1 (1 уровень)

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2 (2 уровень)

Соедините пары слов и сравните их.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3 (3 уровень)

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Работа по алгоритму

Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно)

Измени слово по падежам (просклоняй);

    Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;

    Если выпадает, пиши – ек-.

Если сохраняется, пиши – ик -.

Выполняют по алгоритму у доски индивидуально

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

6. Подведение итогов.

Определите ключевые слова урока?
- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.

Выставление оценок .

7. Домашнее задание _______________

8. Рефлексия Я оцениваю свою работу на уроке как…

Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

замочек –

сыночек–

Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

замочек –

сыночек–

Самостоятельная работа – работа по карточкам

.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

I. Оргмомент.

II. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы продолжаем раскрывать тайны правописания суффиксов имён существительных, и я прошу вас не открывать учебники заранее.

III. Актуализация знаний.

1. Беседа:

  • О правописании каких суффиксов существительных мы говорили на прошлом уроке?
  • От каких условий зависит в них выбор букв ч и щ ?
  • Что обозначают эти суффиксы? (Суффиксы -чик (-щик ), -чиц (-щиц ) обозначают лиц мужского и женского пола по роду их деятельности, занятий, профессий.)
  • Когда перед этими суффиксами мы будем писать мягкий знак?

2. Вставить пропущенные буквы. Обозначить условие выбора орфограммы.

Груз..ик, прогул(?)..ик, проектиров..ик, развед..ик, вал(?)..ик, пулемёт..ица, бан(?)..ик.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» («Союзмультфильм», 1969; режиссер Юрий Прытков; по мотивам одноимённой книги Лии Борисовны Гераскиной).

V. Первичная проверка понимания.

1. Беседа:

  • Сформулируйте наглядно продемонстрированное в мультфильме правило выбора гласных букв в суффиксах существительных -ек и -ик .
  • Какое значение привносят эти суффиксы в слово? Как называются такие суффиксы? (Уменьшительно-ласкательные.)

2. Конспектирование. Учащиеся под руководством учителя составляют таблицу для данного правила и записывают её в тетрадь для конспектов по русскому языку.

Образец таблицы (по кн.: Каменова С. К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). - М.: Лист Нью, 2002 ):

Суффиксы существительных -ек и -ик

VI. Первичное закрепление.

1. Записать слова, обозначая изучаемую орфограмму. Как мы будем рассуждать при этом? Подобрать ещё три-четыре слова с данной орфограммой и составить с ними предложения.

Синенький носоч..к, вздёрнутый нос..к, грибной дожд..к, серый камуш..к, крепкий ореш..к, красный зонт.., маленький ключ..к, носовой платоч..к, железный замоч..к, тоненький блокнот..к.

2. Объяснительный диктант (у доски). Записать. Обозначить орфограмму. Сделать морфологический разбор существительного клубочек (во втором предложении).

Не приестся хороший кусоч..к, не прискучит хороший дружоч..к. Конч..к нитки ра..пускает весь клубоч..к. Поговорка - цветоч..к, а пословица - яго…ка. Дожд..к, дожд..к, сварю тебе борщ..к; поставлю на дубочк.. в зелён..м горшочк.. .

3. Выполнение упр. 299 (самостоятельно). Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание.

  1. Выучить правило (орфограмма № 34).
  2. Выполнить упр. 300 (пояснить).

VIII. Рефлексия.

  • Чему вы научились сегодня на уроке? Трудной или лёгкой показалась вам эта тема?
  • Ещё раз расскажите, как надо писать суффиксы -ек и -ик в именах существительных.
  • Возьмите ваши листочки и в зависимости от того, уяснили ли вы эту тему или нет, закрепите их на сегодняшнем дереве знаний. (Зелёный цвет листка - «Я хорошо понял тему»; жёлтый цвет листка - «Я понял тему не совсем хорошо»; красный цвет листка - «Я совсем не понял тему». Эти «листья» крепятся магнитами к стволу «дерева знаний». Учитель запечатлевает дерево урока на фотоаппарат, и учащиеся забирают свои листочки, чтобы использовать их в дальнейшем для последующих уроков.)

Использованы материалы:

Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Русский язык: Сборник заданий. 6-7 классы. - М.: Дрофа, 1999. - С. 64.

Правописание гласных в суффиксах существительных, прилагательных и глаголов

С уффиксы существительных -ик (-ник, -чик) и -ек .

суффикс –ик- не выпадает при склонении

суффикс –ек- выпадает

столик – столика, дворник – дворника, стаканчик – стаканчика

ножичек – ножичка, овражек – овражка, барашек – барашка.

Суфф иксы существительных -ец- и -иц-

в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е )

комсомолец – комсомольца, европеец – европейца;

в существительных женского рода пишется -иц-

конница, лестница;

в существительных среднего рода пишется -ец- , если ударение стоит после суффикса, и -иц- , если ударение предшествует суффиксу

nальтецо, но: платьице.

С уффиксы -ечк- и -ичк-

Суффикс -ечк- пишется:

а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род. пад. множ. ч. суффикс -ек- с беглым е , например: нянечка (нянек – нянька), леечка(леек – лейка), печечка (печек – печкa), окошечко (окошек – окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка;

б) в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя , например:время – времечко, семя – семечко.

Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- , например: лестница – лестничка, пуговица – пуговичка, ножницы – ножнички.

Суффиксы -инк- и -енк- в существительных

-инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина , например: проталина – проталинка, скважина – скважинка, соломина – соломинка;

-енк- пишется в существительных уменьшительных женского рода, образующихся от слов с основой на -н- и имеющих в род. пад. множ. ч. беглое е , например: башенка (башня –башен), песенка (песня – песен), вишенка (вишня – вишен), сосенка (сосна – сосен).

Пишется -енк- также в существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола, например: нищенка, француженка, черкешенка, монашенка; так же пишется слово лесенка.

С уффиксы прилагательных -ев- , -ив-, -лив-, -чив-

От суффикса -ев- (соевый, краевой, ключевой) следует отличать суффикс

-ив- (милостивый) с его производными -лив- и -чив- , например: придирчивый, заносчивый, заботливый, словоохотливый.

Суффиксы -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

Если глагол в форме 1 лица ед.ч. оканчивается на –ую (-юю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ова- (-ева-)

беседую – беседовать, заведую – заведовать, горюю – горевать

Если глагол в форме 1 лица ед.ч. оканчивается на –ываю (-иваю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва- (-ива-)

развертываю – развертывать, закручиваю – закручивать

Не путать с глаголами с суффиксом -ва- (он всегда ударный)!

В этих глаголах перед –ва- пишется та же гласная, что и в инфинитиве перед –ть

одолеваю – одолевать (одолеть), запиваю – запивать (запить), застываю – застывать (застыть).

Следует различать глаголы обессилеть (стать бессильным, лишиться силы) - обессилить (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы).

Русский язык
6 класс

45. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик

Применяя данное правило, рассуждайте так: замоч..к. Чтобы определить, какую гласную надо писать в суффиксе, ставлю существительное в форме родительного падежа: замочка. Гласный в суффиксе выпал. Значит, в суффиксе надо писать букву е, поэтому пишу замочек.

251 . Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора букв е и и в суффиксах -ек и -ик (см. образец в рамке). С какими звуками чередуются звуки, обозначенные выделенными буквами? Какой способ использован при образовании выделенного слова? Запишите, как оно образовано.

Сыноч ..к, подароч..к, мяч..к, самолёт..к, звоноч..к, дружоч..к, ключ..к, карандаш..к, ореш ..к, пузырёч..к , кирпич..к, василёч..к, огонёч..к, кусоч..к, ларч..к.

252 . Спишите, расставляя пропущенные запятые и заменяя выделенные слова однокоренными именами существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Назовите слова, с помощью которых связаны первое и второе, первое и третье предложения.

В углу стоял игрушечный стол который окружали четыре маленьких стула. На одном (из)них с..дел пуш..стый заяц на другом - деревянный человек с длинным носом. На столе стоял3 блестящий сам..вар возле него пр..строился малюсенький чайник их окружали беленькие чашки . Миниатюрная ваза была наполнена сластями.

Презентация к уроку русского язык в 6 классе по УМК Т.А.Ладыженской по теме "Гласные в суффиксах существительных ЕК- и ИК." Презентация составлена в соответствии с этапами урока. Задачи: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек и -ик,совершенствовать орфографические навыки, воспитывать любовь к живой природе. Предусмотрен фронтальный опрос, индивидуальная и парная работа, динамическая пауза.Задания даны с учетом дифференциации.Для создания проблемной ситуации на этапе открытия новых знаний использовался материал методического пособия из серии "Библиотека учителя русского языка": Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. "Лингвистические сказки и рассказы".Брянск.:Издательство "Курсив".2006. Слайд "Фотодиктант" взят из сети Интернет.

Просмотр содержимого презентации
«-ЕК-ИК--6.»

Суффиксы -ИК и –ЕК

В существительных

МОУ «Средняя общеобразовательная ноосферная школа»г.Боровск.

Урок русского языка в 6 классе.

Учитель Блинова Е.Н.


  • Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные изменяются по родам Все имена существительные изменяются по падежам и числам К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж
  • Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
  • Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
  • Имена существительные изменяются по родам
  • Все имена существительные изменяются по падежам и числам
  • К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
  • Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
  • Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
  • Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
  • Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
  • Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

  • 1. В каком слове пишется Щ:
  • 1) буфетчица 2) грузчик 3) прессовЩик 4) объездчик
  • 2. В каком слове пишется Ч:
  • 1) разведЧик 2) бакенщик 3) каменщик 4) спорщик
  • 3. В каком слове пишется Щ:
  • 1) перебежчик 2) вертолётчик 3) рассказчица 4) надсмотрЩик


Ключ?к

Замоч?к


И.п. луч…к, ореш…к

Р.п. лучика, орешка

Д.п. лучику, орешку

В.п. лучик, орешек

Т.п. лучиком, орешком,

П.п о лучике, об орешке

Учебник п.53


Фотодиктант

Назови ласково животных, изображённых на фотографиях, используя суффиксы чик, -ек или ик.

Каких животных можно назвать по-разному? Запиши, обозначить суффиксы:

-ек или -ик

Составить 2-3 предложения с прямой речью, используя записанные слова


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Много загадок таит в себе обыкновенный ёжИк. Этот колючий клубочЕк выдерживает чудовищные дозы ядов.

Ходячий комочЕк защищён мощно своим заборчИком из иголочЕк.

В природе ещё много тайн, секретов, ключИк к которым надо искать и искать.


  • С помощью каких суффиксов могут образовываться имена существительные?
  • Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?
  • Как не ошибиться при выборе гласных в суффиксах –ек и –ик?

Самоконтроль

И ?

1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

Е ?

1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

Е ?

1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

А4. В каком слове пропущена не такая буква , как в трёх остальных?

1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

А5. В каком слове пишется не такая гласная , как в трёх остальных?

1) салат...к; 2) клубоч…к, 3) карниз…к, 4) паркет…к


У всех правильно?

А1. В каком слове пропущена буква И ?

1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) КАЛАЧИК, 4) ножич…к

А2. В каком слове пропущена буква Е ?

1) МОЛОТОЧЕК, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

А3. В каком слове пропущена буква Е ?

1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) БЕРЕЖОЧЕК

А4. В каком слове пропущена не такая буква , как в трёх остальных?

1) рисуноч…к, 2) МАНЕЖИК 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

А5. В каком слове пишется не такая гласная , как в трёх остальных?

1) салат...к; 2) КЛУБОЧЕК 3) карниз…к, 4) паркет…к



  • П.53.упр.301.
  • Сказку про суффиксы –ЕК/ИК*