Западная Украина, Юго-Восточная Польша

Победа СССР. Уничтожение немецко-венгерской группировки войск. Освобождение Красной армией территорий Западной Украины, выход советских войск на территорию польской Силезии.

Противники

Германия

Чехословакия

Командующие

И. С. Конев

И. Е. Петров

Силы сторон

1 200 000 человек, 13 900 орудий и миномётов, 2200 танков и САУ, 2806 самолётов

900 000 человек, 6300 орудий и миномётов, 900 танков и штурмовых орудий, 700 самолётов

Безвозвратные: 65 001 человек. Санитарные: 224 295 человек

350 000 человек. По советским данным с 13 июля по 12 августа 140 000 убитых, 32 360 пленных, 1941 танк и 687 самолетов

(13 июля - 29 августа 1944) - стратегическая военная наступательная операция вооружённых сил СССР против войск нацистской Германии и Венгрии во время Великой Отечественной войны с целью освобождения Западной Украины и занятия Юго-Восточной Польши. Операция входит в число так называемых 10 сталинских ударов.

Обстановка перед операцией

Перед началом операции линия фронта проходила западнее Ковеля, Тернополя и Коломыи. Южные районы Польши(в том числе Силезский промышленный район) имели большое экономическое и стратегическое значение, поэтому немецкое командование стремилось удержать Западную Украину любыми силами и не допустить выход советских войск в Польшу на этом участке. Немецкое командование настойчиво укрепляло и совершенствовало свою оборону, создавало на этом участке три оборонительные полосы, из которых к началу операции им удалось полностью подготовить лишь две, образовавшие тактическую зону обороны.

Советскому командованию к началу операции удалось создать самое крупное фронтовое объединение, когда-либо создававшееся в предыдущих операциях. Командование 1-го Украинского фронта приняло решение нанести два удара: на львовском и рава-русском направлениях, что позволяло рассечь группу армий «Северная Украина», окружить и уничтожить её в районе Бродов. Операция осуществлялась одновременно с Белорусской операцией и важную роль также играло взаимодействие фронтов.

Расстановка сил

СССР

  • 1-й Украинский фронт (командующий И. С. Конев). В него входили 13-я армия, 18-я армия, 38-я армия и 60-я армия, 1-я гвардейская армия, 3-я гвардейская армия, 5-я гвардейская армия, 4-я танковая армия, 1-я гвардейская танковая армия, 3-я гвардейская танковая армия, две конно-механизированные группы и 1-й Чехословацкий армейский корпус - всего к 13 июля 80 стрелковых и кавалерийских дивизий, 10 танковых и механизированных корпусов и 4 отдельные танковые бригады (1,2 млн человек, 13 900 орудий и миномётов, 2200 танков и САУ). Авиационную поддержку оказывала 2-я воздушная армия, имевшая в своём составе 2806 самолётов.
  • 4-й Украинский фронт (командующий И. Е. Петров) - создан 30 июля 1944 года для наступления на карпатском направлении. Во фронт включены из 1-го Украинского фронта 18-я армия и 1-я гвардейская армия. Для авиационной поддержки придана 8-я воздушная армия.
  • Советским войскам небольшую помощь в боях за Львов оказали также польские партизанские формирования -Армия крайова.

Германия и Венгрия

  • Группа армий «Северная Украина» (командующий Й. Гарпе). В неё входили 1-я немецкая танковая армия, 4-я немецкая танковая армия и 1-я венгерская армия - всего к 13 июля 42 дивизии, из них 6 танковых и моторизованных (900 тыс. человек, 6300 орудий и миномётов, 900 танков и штурмовых орудий). В ходе операции в группу армий также были включены дополнительно 17-я армия, 24-й танковый корпус, а также 11 пехотных дивизий, 2 танковые дивизии, дивизия войск СС «Галичина» из галичанских добровольцев и несколько отдельных частей из Германии. Авиационную поддержку оказывал 4-й воздушный флот, имевший в своём составе 700 самолётов.

Действия партизан

В начале 1944 года в западные области Украины и далее в юго-восточные районы Польши переходили значительные соединения советских партизан. К концу апреля 1944 года общее количество советских партизан в этих районах составило 9 тысяч человек, объединённых в 10 партизанских объединений и 53 отряда. Перед началом операции они на месяц сорвали перевозки немецких войск на линиях Львов - Варшава и Рава-Русская - Ярослав, разгромили 13 крупных гарнизонов и отразили удар в Яновских лесах, где против них было брошено три немецких дивизии.

Окружение и разгром немецкой группировки в районе Бродов

К началу перехода войск 1-го Украинского фронта в наступление, на участке группы армий "Северная Украина" было создано три полосы обороны: первая глубиной 4-6 км, вторая в 10-15 километрах от переднего края, третья проходила по берегам рек Западный Буг и Гнилая Липа. Общая глубина обороны составляла 40-50 км. Немецкое командование предполагало в случае наступления Красной Армии отвести свои войска на вторую линию обороны, для того, чтобы избежать потерь при проведении артподготовки. Командование фронта получило данные о замысле противника. Маршал И. С. Конев принял решение прорывать первую полосу без артподготовки, использовать артиллерию и авиацию при прорыве второй полосы. 13 июля войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление на рава-русском и львовском направлениях. Части 3-й гвардейской и 13-й советских армий прорвали тактическую оборону немцев и к 15 июля продвинулись на глубину до 20 км. 16 июля в сражение была введена конно-механизированная группа, а с утра 17 июля - 1-я гвардейская танковая армия. В результате упорных боёв за 2-ю оборонительную полосу, куда из резерва были выдвинуты немецкие 16-я и 17-я танковые дивизии, к исходу 16 июля вся тактическая зона немецкой обороны была прорвана на глубину 15-30 км.17 июля войска 1-го Украинского фронта вступили на территорию польской Силезии.

На львовском направлении ситуация складывалась более удачно для немецких войск. Создав ударную группировку из двух танковых дивизий, немецкие войска отбили наступление советских 38-й и 60-й армии и с утра 15 июля провели контрудар двумя танковыми дивизиями из района Плугов, Зборов, потеснив тем самым советские войска на несколько километров. Советское командование усилило авиационные и артиллерийские удары на этом направлении и 16 июля ввело в сражение 3-ю гвардейскую, а затем 4-ю танковые армии.

Танковые армии вводились в узкий коридор (шириной 4-6 км и длиной 18 км), образованный ударом 60-й армии в районе г. Котлов (к северозападу от Тернополя). Командующий 3-й гвардейской танковой армии генерал П. С. Рыбалко 16 июля провёл свою армию в этот коридор, а 17 июля через этот проход прошла вся 4-я танковая армия генерала Д. Д. Лелюшенко. Ввод в сражение двух танковых армий на такой узкой полосе с одновременным отражением контратак является единственным случаем в истории советских операций Великой Отечественной войны.

К исходу 18 июля немецкая оборона была прорвана на обоих направлениях на глубину 50-80 км в полосе до 200 км. Советские войска форсировали Западный Буг и окружили в районе Броды группировку, насчитывавшую до восьми дивизий, в том числе и 14-ю гренадерскую дивизию СС «Галичина».

После выхода советских войск на подступы ко Львову командующий фронтом решил главные усилия сосредоточить на львовско-перемышльском направлении, чтобы завершить разгром противостоящей группировки противника и овладеть городами Львов и Перемышль. Одновременно прилагались усилия к тому, чтобы быстрее завершить уничтожение бродовской группировки и форсировать развитие наступления на станиславском направлении.

Войска 60-й и 13-й армий при авиационной поддержке 2-й воздушной армии вели напряжённые бои с целью ликвидации окружённой в районе Бродов группировки. К 22 июля группировка была ликвидирована, около 30 тыс. немецких солдат было убито, свыше 17 тыс. попало в плен.

Одновременно с боями по уничтожению бродовской группировки немцев войска 1-го Украинского фронта продолжали развивать наступление на запад. К исходу 23 июлявойска фронта вышли на Сан, танковые части форсировали реку и захватили плацдармы севернее и южнее Ярослава. 23 июля во Львове Армия крайова подняла вооружённое восстание против немецких войск. Попытка советских войск овладеть Львовом с ходу танковыми армиями закончилась неудачно, в результате чего командование приняло решение взять город силами 60-й и 38-й армиями, а танковым армиям обходить город с севера и юга. К 27 июлясоветские войска при поддержке польских партизан заняли города Львов и Перемышль. На станиславском направлении части 1-й гвардейской и 18-й армии 24 июлязаняли Галич, 27 июля - Станислав.

К 27 июля завершился первый этап операции. Группа армий «Северная Украина» понесла большие потери и была рассечена на две части, между которыми образовался разрыв до 100 км.

Немецкое командование для создания фронта обороны на Висле начало перебрасывать сюда дополнительные резервы с других участков фронта и из Германии. Советское командование для действий на карпатском направлении создало 4-й Украинский фронт, в который вошли 18-я армия, 1-я гвардейская армия и 8-я воздушная армия.

Войска 1-го Украинского фронта без паузы продолжали наступление к Висле.1-я танковая армия, взяв в ночь на 27 июля Ярославль, уже ночью 28 июля начало движение к Висле, имея приказ не ввязываясь в бои с противником в течении одних суток выйти к реке в районе г. Сандомир и захватить плацдарм, 3-я гвардейская армияпараллельным курсом от Пшемышля выдвигалась в район Баранув. Движение танковых армий осложнялось отсутствием авиационной поддержки, так как в связи с большими темпами продвижения, аэродромы значительно отстали от передовых частей.

3-я гвардейская армия и конно-механизированная группа 29 июля разгромили группировку противника в районе Аннополя, вышли к реке, где захватили небольшие плацдармы, однако из-за упорного противодействия немцев вынуждены были отступить. Войска 1-й гвардейской танковой и 13-й армий действовали более удачно, захватили плацдармы через Вислу и начали форсирование реки. Ширина участка форсирования не превышала 2-х километров. Уникальными в ходе Отечественной войны являлись бои на воде, которые вели передовые отряды, форсировавшие реку с отсупающими немецкими войсками. Немецкое командование планировало взорвать многочисленные дамбы на берегах Вислы, однако стремительное продвижение советских частей сорвало эти планы (в случае взрыва дамб, многочисленные немецкие войска оставшиеся на восточном береге реки не смогли бы эвакуироваться). Уже 30 июля были наведены 30-ти и 50-ти тонные паромы, 31 июля к ним добавились еще 2 тридцатитонных парома, с вечера началось строительство низководного моста через Вислу, который вступил в строй уже 5-го августа. Попытки затруднить переправу советских войск, используя плавающие морские мины, были неудачны. В связи с отсутствием авиаприкрытия, перепава советскиз войск прикрывалась пятнадцати киллометровой дымовой завесой. К вечеру основные силы 1-й гвардейской танковой переправились на плацдарм. Попытки подошедшей 17-й немецкой армии 31 июлянанести контрудар в направлении Майдан закончились безуспешно. К исходу 1 августа советский плацдарм под Сандомиром был расширен. 3 августа немцы вышли на южные подступы к Барануву и снова попытались нанести контрудар. Для его отражения советское командование ввело в бой резерв фронта - 5-ю гвардейскую армию, которая отразила контрудар и к 8 августа вышла на рубеж Шидлув, Стопница, Новы-Корчин. Тем временем войска 13-й и 1-й гвардейской танковой армий, находившиеся на плацдарме, возобновили наступление с целью завершить разгром главных сил немецкой 4-й танковой армии, однако больших успехов достигнуть не смогли. В целом же фронту удалось к 10 августа расширить плацдарм до 60 км по фронту и до 50 км в глубину.

Утром 11 августа немецкие войска нанесли контрудар в направлении Сташув, Осек, к 13 августа им удалось продвинуться на 8-10 км и овладеть районом Шидлув. Однако их попытки развить удар в направлении Баранува успеха не имели. Не добившись существенного успеха в районе Сташува, немецкое командование решило 13 августа нанести контрудар в направлении Стопница, Поланец. Здесь немцы впервые применили свои новые тяжёлые танки «Королевский Тигр». Дебют «Королевских Тигров» потерпел фиаско -- в районе Оглендув- Мокре- Шидлув немцы попали в засаду 53-й гвардейской танковой бригады, где потеряли 13 новых танков, из них три советские войска захватили в исправном состоянии, а в районе Хмельника бойцами 1-й гвардейской танковой бригады, в результате ночного боя, были захвачены 16 танков, из них 13 советские войска взяли с полным боекомплектом, полностью исправными, 3- с перебитыми гусеницами. Этими машинами был доукомплектован 3-й батальон бригады. В результате командир немецкого 501-го отдельного батальона тяжёлых танков майор фон Легат был снят с должности. 14 августа советские 3-я гвардейская и 13-я армии перешли в наступление на Сандомир и на следующий день взяли город.

Новую попытку ликвидировать сандомирский плацдарм немецкое командование предприняло в районе лагувского выступа. Замыслом немецкого командования было окружение советских частей в районе Лагува ударами двух танковых корпусов. После упорных боёв немецким танковым частям удалось захватить горный кряж северо-западнее Опатува и вклиниться в оборону 13-й армии на 6-7 км. В результате ответных ударов 3-х советских армий часть немецких сил (72-я, 291 пехотные дивизии, штурмовой полк, часть 18-й артиллерийской дивизии) подверглась окружению и уничтожению. На этом закончились попытки немецкого командования сбросить советские войска с западного берега Вислы в районе Сандомира. Советский плацдарм был расширен до 120 км по фронту и до 50 км в глубину.

Войска левого крыла фронта в составе 60-й и 38-й армий пытались развить наступление на запад, однако значительных успехов они также не добились. 23 августа 60-я армия совместно с войсками 5-й гвардейской армии овладела городом Дембица. 38-я армия, обеспечивая левый фланг фронта, вышла на фронт Глиник, Кросно. 29 августа войска 1-го Украинского фронта перешли к обороне.

Одновременно наступательные действия на карпатском направлении против немецко-венгерских войск вели войска 4-го Украинского фронта. С 1 по 19 августа немецко-венгерское командование дополнительно ввело в состав 1-й венгерской армии переброшенные сюда семь пехотных дивизий, заранее создав здесь прочные оборонительные рубежи, проходившие по высотам и берегам рек. Продвижение войск 4-го Украинского фронта проходило довольно медленно. 5 августа части 1-й гвардейской армии заняли город Стрый, на следующий день овладели Дрогобычем. К 15 августа войска фронта вышли на рубеж Санок, Красноильск и там остановили наступление.

Итоги и последствия операции

В результате Львовско-Сандомирской операции советские войска завершили освобождение от немецкой оккупации всей территории Украинской ССР в границах1941 года. В ходе операции стратегическая задача по разгрому группы армий «Северная Украина» была решена силами одного 1-ого Украинского фронта. Советские войска практически полностью разгромили группу армий «Северная Украина», 32 дивизии германских войск (включая дивизию украинских коллаборационистов СС«Галичина») потеряли от 50 до 70 процентов состава, а 8 дивизий были полностью уничтожены. С потерей Западной Украины весь германский фронт на востоке оказался расколотым надвое. Теперь связь между Северной и Южной немецкими группировками могла осуществляться кружным путем через Чехословакию и Венгрию, что затрудняло маневр резервами. Форсирование Вислы и создание крупного Сандомирского плацдарма имели большое значение для последующего наступления советских войск на силезском направлении.

Перед уходом с территории Западной Украины немецкие войска оставили часть оружия действовавшим в этом районе отрядам Украинской Повстанческой Армии. УПА продолжали борьбу с советской властью в этом районе ещё несколько лет. Для борьбы с УПА и с разрозненными немецкими солдатами советское руководство прислало значительное количество спецподразделений. Советское руководство проводило достаточно жёсткие методы, ссылая в Сибирь бойцов УПА и лиц, сотрудничавших с ними.

В результате стремительного наступления Красной Армии на Львов, отступавшие войска вермахта не успели взорвать многие монументы городa которыe были ими заминированы.

С точки зрения военного искусства Львовско-Сандомирская операция характерна большим размахом, разнообразием боевых действий и широким применением различных форм оперативного манёвра.

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

Львовско-Сандомирская стратегическая наступательная операция (13 июля - 29 августа 1944 г.)

Советские солдаты во Львове

Завершив наступательную операцию по освобождению Правобережной Украины, войска 1-го Украинского фронта вышли на рубеж юго-западнее г. Ковеля, западнее городов Луцк, Тернополь, Коломыя, Куты в полосе 440 км и развернули подготовку к Львовско-Сандомирской операции.


Карта Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции

Перед войсками фронта оборонялись группа армий «Северная Украина» в составе трех армий. Она имела 5 танковых и 1 моторизованную дивизию (более 1,3 тыс. танков и штурмовых орудий). Их поддерживала авиации 4-го воздушного флота.

Немецкое командование, не смотря на начавшееся наступление советских войск в Белоруссии, ожидало нашего наступления на львовском направлении. Поэтому оно не допускало большого ослабления группы армий «Северная Украина», сохраняя в ее составе значительные силы танковых войск.

Военный совет 1-го Украинского фронта (командующий маршал Советского Союза ) 22 июня представил в Ставку план наступательной операции, который был ею одобрен. 24 июня Ставка поставила задачу фронту на первый этап операции.

В соответствии с полученной задачей командование фронта разработало и представило в Ставку развернутое решение на операцию, которое было утверждено с соответствующими указаниями.

Предусматривался прорыв обороны противника на двух участках, с целью рассечения вражеской группировки и разгрома ее по частям, выхода на рубеж: Змостье (30 км северо-западнее Томашув) - Яворов - Галич. В дальнейшем планировалось наступление войск фронта на Томашув (юго-восточнее Лодзи) и Краков. Выполнение этой задачи должно было совпасть по времени с выходом войск Белорусских фронтов на Вислу. Глубина операции намечалась в 100 - 130 км.

Целью операции был разгром немецкой группы армий «Северная Украина», освобождение западных областей Украины и юго-восточных районов Польши.

Замысел Львовско-Сандомирской операции состоял в том, чтобы окружить и уничтожить львовско-бродскую группировку противника, взять Львов, рассечь группу армий «Северная Украина», одну ее часть отбросить в район Полесья, другую к Карпатам, а главными силами фронта выйти на рубеж р. Висла.

В решении на проведение Львовско-Сандомирской операции командующий фронтом предусматривал одновременно нанести два мощных удара: в центре - из района Тернополя в направлении на Львов; на правом крыле - из района южнее Луцка на Рава-Русскую. В дальнейшем планировалось наступление войск фронта на Томашув (юго-восточнее Лодзи и Кракова). Выполнение этой задачи должно было совпасть по времени с выходом войск Белорусских фронтов на Вислу.

Поскольку львовское направление являлось главным, в созданную здесь ударную группировку (60-я и 38-я армии), были включены 2 танковые армии (3-я гвардейская и 4-я) и механизированная группа.

Для обеспечения львовской ударной группировки с юга 1-я гвардейская и 18-я армии должны были наступать на станиславском направлении. 5-я гвардейская армия, 47-й стрелковый и 4-й гвардейский танковый корпуса составляли резерв фронта.

Для авиационной поддержки ударных группировок войск были созданы 2 оперативные авиационные группы: северная (4 авиационных корпуса), которую 16 июня возглавило командование 8-й воздушной армии, и центральная (5 авиационных корпусов) в главе с командующим 2-й воздушной армии.

Соотношение сил и средств было в пользу войск 1-го Украинского фронта: по людям в 1,8 раза, по орудиям и минометам в 3 раза, по танкам и САУ в 2,8 раза, по самолетам в 4,6 раза.

Особое значение для успеха наступления имело достижение внезапности. Командование фронта, армий и их штабы уделяли большое внимание скрытности всех мероприятий по подготовке операций. Одним из таких крупных мероприятий явилось оперативная маскировка, имевшая цель дезориентировать противника относительно районов сосредоточения ударных группировок и направлений их ударов. Так, в полосе 1-й гвардейской армии, действовавшей на станиславском направлении, планом предусматривалось имитировать сосредоточение одной танковой армии и одного танкового корпуса, а в полосе 18-й армии - танковой армии.

Несмотря на принятые меры маскировки, противнику все же удалось установить и перегруппировку войск фронта, и новые районы их сосредоточения. По трофейным картам видно, что противник уже 8 июля обнаружил вывод со станиславского направления 38-й армии. 12 июля противник установил 2 дивизии этой армии в новой полосе, западнее Тернополя. Была обнаружена так же перегруппировка 3-й гвардейской танковой армии и некоторых корпусов 1-й гвардейской и 4-й танковой армий. Эти факты свидетельствуют о том, что меры по скрытию готовившихся ударов не были достаточно эффективными. Противник, получив данные о готовившемся наступлении, предпринял ряд мер, в том числе подтянул ближе свои резервы на рава-русском и львовском направлениях.

Способ разгрома противника предусматривал прорыв его обороны одновременно на двух участках, рассечение вражеской группировки и разгром ее по частям. Развернув наступление, ударные группировки должны были разгромить главные силы противостоящего противника, частью сил ударами по сходящимся направлениям окружить и уничтожить врага в районе Бродов. Затем им предстояло, развивая успех и обходя Львов с северо-запада и юго-запада, овладеть городом.

По характеру выполнения боевых задач и ходу боевых действий Львовско-Сандомирская операция делится на два этапа. На первом этапе (13-27 июля) войска 1-го Украинского фронта прорвали оборону противника, окружили, а затем уничтожили бродскую, разгромили львовскую и рава-русскую группировки противника, освободили города Львов, Раву-Русскую, Перемышль, Станислав и ряд других. На втором этапе (28 июля - 29 августа) войска 1-го Украинского фронта, развивая наступление, форсировали р. Вислу и захватили плацдарм на ее западном берегу в районе Сандомира.

Утром 13 июля на рава-русском направлении перешли в атаку передовые батальоны 3-й гвардейской и 13-й армий, которые при поддержке части сил дивизий первого эшелона прорвали главную полосу обороны противника и продвинулись на глубину 8 - 12 км. 14 июля вслед за ними вступили в сражение главные силы армий, продвинувшиеся к исходу 15 июля на глубину 25 - 30 км на фронте до 60 км. 16 - 17 июля в прорыв были введены конно-механизированная группа Баранова и 1-я гвардейская танковая армия, соединения, которой 18 июля форсировали р. Западный Буг южнее Сокаля, а конно-механизированная группа к этому времени захватила Деревляны, отрезав пути на запад бродской группировке врага.

На Львовском направлении атака передовых батальонов 13 июля успеха не имела. Во 2-й половине дня 14 июля перешли в наступление главные силы 60-й и 38-й армий. Соединения 38-й армии медленно продвигались вперед, преодолевая сопротивление и отражая сильные контрудары его оперативных резервов (2 немецкие танковые дивизии). Войска 60-й армии совместно с передовыми отрядами 3-й гвардейской танковой армии к исходу 15 июля прорвали оборону врага в районе Колтова, образовав так называемый колтовский коридор (шириной 4 - 6 км, глубиной до 18 км). Через него по одному маршруту под фланговым огнем противника были последовательно введены в прорыв главные силы 3-й гвардейской (16 июля) и 4-й танковых армий (17-18 июля). К исходу 18 июля соединения 3-й гвардейской танковой армии форсировали р. Пелтев и вышли в район Дзедзилов, Красное, Деревляны, часть ее сил соединились с конно-механизированной группой Баранова, завершив окружение до восьми дивизий группировки противника, а главные силы 4-й танковой армии устремились к Львову.

22 июля согласованными ударами 13-й и 60-й армий, 4-го гвардейского и 31-го танковых корпусов бродская группировка врага была разгромлена. В этом окружении войска противника потеряли более 40 тыс. солдат и офицеров, а также все тяжелое вооружение 13-го армейского корпуса. Войска 1-й танковой армии совместно с конно-механизированной группой Баранова, преследуя отходящего противника, форсировала с ходу р. Сан в районе Ярослава и захватила плацдарм на ее западном берегу. 22 июля передовые части 4-й танковой армии ворвались во Львов, а 3-я гвардейская танковая армии, обойдя его с севера, утром 24 июля вышла в район Яворов, Городок, Мостиска, отрезав пути отхода львовской группировке врага на запад.

27 июля в результате концентрических ударов 3-й гвардейская танковой армии с запада, 60-й армии с востока и 4-й танковой армии с юга Львов был освобожден. 1-я гвардейская армия, перейдя в наступление 16 июля, форсировала р. Гнилую Липу и 24 июля освободила г. Галич, а 27 июля - г. Станислав. 18-я армия перешла в наступление 23 июля и, действуя в предгорьях Карпат, 27 июля вышла в район южнее Калуша. Войска 1-го Украинского фронта, завершив к исходу 27 июля 1-й этап Львовско-Сандомирской операции, прорвали оборону врага на всю оперативную глубину, продвинулись на главном направлении на 200 - 220 км, достигли рубежа северо-западнее Янува, Ниско, Соколува, Перемышля, севернее Добромиля, Ходорова, Калуша, западнее Солотвина и рассекли группу армий «Северная Украина» на 2 части. Остатки немецкой 4-й танковой армии откатывались к Висле, а войска немецкой 1-й танковой армии и венгерской 1-й армии на юго-запад, к Карпатам. Командование вермахта спешно выдвигало из глубины и с других участков фронта свои резервы на это направление для восстановления фронта обороны по западному берегу Вислы.

27 июля Ставка ВГК приказала 1-му Украинскому фронту сосредоточить усилия на своем правом крыле, стремительно выйти к Висле, форсировать ее с ходу и захватить плацдармы на западном берегу; центром фронта овладеть городами Санок, Дрогобыч, Долина, а силами 1-й гвардейской и 18-й армий захватить и прочно удерживать перевалы через Карпаты.

29 - 31 июля 13-я армия, 1-я и 3-я гвардейские танковые армии и конно-механизированная группа Соколова форсировали Вислу и захватили на ее западном берегу южнее и севернее Сандомира несколько плацдармов. К исходу 1-го августа южный плацдарм был расширен до 30 км по фронту и 20 км в глубину. Учитывая развитие наступления войск 1-го Украинского фронта по двум расходящимся направлениям (сандомирскому и карпатскому), Ставка ВГК 30 июля приказала возглавить к исходу 5 августа войска его левого крыла управлению 4-го Украинского фронта.

В начале августа противник перебросил в район Сандомира 16 дивизий (в том числе 3 танковых), 6 бригад штурмовых орудий, несколько отдельных батальонов тяжелых танков (типа «Королевский Тигр») и нанес ряд сильных контрударов с целью ликвидировать сандомирский плацдарм. Для разгрома наиболее сильной группировки противника в районе г. Мелеца и последующего расширения плацдарма 4 августа с рубежа Барашув - Падеев была введена в сражение 5-я гвардейская армия, которая 8 августа главными силами вышли на рубеж Шидлув - Стопница - Новы-Корчин. 14 августа на плацдарм была переброшена 4-я танковая армия.

К концу августа войска фронта, отразив все контрудары врага, надежно закрепились на плацдарме. 29 августа 1-й и 4-й Украинские фронты, успешно завершили Львовско-Сандомирскую операцию и по приказу Ставки перешли к обороне.


Офицеры 42-го отдельного инженерно-саперного батальона 59-й отдельной инженерно-саперной бригады, участвовавшие в Львовско-Сандомирской операции. 5-й слева в первом ряду командир батальона Б.П. Серебряков

В результате Львовско-Сандомирской операции советские войска завершили освобождение от немецкой оккупации всей территории Украинской ССР в границах 1941 г. В ходе операции советские войска практически полностью разгромили группу армий «Северная Украина», которая была отброшена на запад более чем на 200 км и потеряла около 90 тыс. солдат и офицеров, большое количество техники и вооружения. В ходе боев 32 дивизии германских войск (включая дивизию украинских коллаборационистов СС «Галичина») потеряли от 50 до 70% состава, а 8 дивизий были полностью уничтожены. Безвозвратные потери войск 1-го Украинского фронта составили 65 тыс. человек.

С потерей Западной Украины весь германский фронт на востоке оказался расколотым надвое и связь между Северной и Южной немецкими группировками могла осуществляться только кружным путем через Чехословакию и Венгрию, что затрудняло маневр резервами. Форсирование Вислы и создание крупного Сандомирского плацдарма имели большое значение для последующего наступления советских войск на силезском направлении.

За высокое воинское мастерство и героизм 353 соединения и части были награждены орденами, 246 получили почётные наименования Львовских, Висленских, Сандомирских, Станиславских и др.; свыше 123 тыс. воинов награждены орденами и медалями, 160 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Роман Чекинов,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории Военной академии
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

В ходе зимней кампании 1944 года советские войска, разгромив южную стратегическую группировку немецко-фашистских войск, освободили не только Правобережную Украину и Крым, но и значительную часть западных областей Украины. В середине апреля 1-й Украинский фронт временно перешёл к обороне на рубеже западнее Луцка – Червоноармейск – западнее Тернополя – Коломыя – Красноильск 15 мая в командование войсками фронта вступил Маршал Советского Союза И. С. Конев.

Перед 1-м Украинским фронтом действовала группа армий противника и «Северная Украина» под командованием генерал-полковника Й. Гарпе, которая занимала оборону от Полесья до Карпат. В её состав входили 4-я и 1-я немецкие танковые армии и 1-я венгерская армия. Эту группу армий поддерживали 4-й и 8-й авиационные корпуса 4-го воздушного флота.

Задача Вермахта : группа армий «Северная Украина» имела задачу удержать занимаемые рубежи и не допустить прорыва советских войск в район Львова и в важный промышленный и нефтяной район Дрогобыч – Борислав. Вместе с тем обороной участка фронта между Полесьем и Карпатами противник рассчитывал прикрыть операционные направления, выводившие в южные районы Польши, в Чехословакию и в Силезский промышленный район, которые имели большое экономическое значение для фашистской Германии.

Противник, стремясь удержать остававшуюся в его руках часть территории Украины, создал глубоко эшелонированную оборону. Особенно сильной она была восточнее Львова. Пересечённый рельеф местности, лесные массивы, заболоченные пространства, реки Западный Буг, Днестр, Сан и Висла способствовали возведению прочных оборонительных рубежей. Враг построил три полосы обороны глубиной 40 – 50 километров. Первая полоса глубиной 4 – 6 километров состояла из трёх – четырех сплошных траншей, соединенных ходами. Вторая полоса находилась в 8 –10 километрах от переднего края обороны и в инженерном отношении была оборудована значительно слабее первой. Третья полоса проходила по западным берегам рек Западного Буга и Гнилой Липы. Оборудование её к началу наступления советских войск ещё не закончилось. Кроме того, противник подготовлял оборону на Днестре, Сане, Висле. Города Владимир-Волынск, Броды, Хрубешув, Рава-Русская, Львов, Станислав и многие крупные населённые пункты были превращены в сильные узлы сопротивления.

Задача Красной армии: планом летне-осенней кампании 1944 года предусматривалось начать наступление войск 1-го Украинского фронта после разгрома основных сил группы армий «Центр» в Белоруссии. В соответствии с этим командование 1-го Украинского фронта подготовило основные соображения о проведении операции с целью разгромить группу армий «Северная Украина» и завершить освобождение Украины. Эти соображения командующий фронтом представил в начале июня в Ставку Верховного Главнокомандования. Учитывая их, Ставка окончательно определила замысел операции и 24 июня отдала директиву командующему фронтом. Согласно этой директиве фронт должен был подготовить и провести операцию по разгрому группировок противника на львовском и рава-русском направлениях. Войскам фронта приказывалось разгромить львовскую и рава-русскую группировки и выйти на рубеж Хрубешув –Томашув – Яворов – Галич, для чего нанести два удара: первый — из района юго-западнее Луцка в направлении Сокаль – Рава-Русская и второй – из района Тернополя на Львов.

Танковый десант разведывательного батальона во время Львовского наступления, 1944 год.

Из личного архива Н. А. Кирилловой

Вслед за 3-й гвардейской танковой армией с утра 17 июля 1944 года в сражение начала входить 4-я танковая армия, которой командовал генерал-полковник Д. Д. Лелюшенко. Пройдя «колтовский коридор», армия должна была развивать стремительное наступление левее 3-й гвардейской танковой армии в направлении Звонград (15 километров юго-восточнее Львова) – Городок. Армии приказывалось не ввязываться во фронтальные бои за Львов, а обходить его с юга и юго-запада. 17 и 18 июля из-за сильных контратак противника на флангах полностью ввести армию в прорыв не удалось. Часть её сил совместно с войсками 60-й армии отражала вражеские контратаки южнее Золочева. К исходу 18 июля 10-й гвардейский танковый корпус вышел в район Олынаницы, глубоко охватив танковую группировку врага с юга.

4-я танковая армия, обходя крупные узлы обороны и уничтожая мелкие группы врага, продвигалась к Львову с юга. На рассвете 22 июля передовые части армии подошли к южной окраине Львова и завязали уличные бои. Противник оказывал упорное сопротивление. Наши бойцы и офицеры проявляли в этих боях массовый героизм и отвагу. Особенно при штурме города отличились воины 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса под командованием генерал-майора танковых войск Е. Е. Белова.

Навсегда вошёл в историю подвиг экипажа танка Т-34 «Гвардия» 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады.

Экипаж «Гвардия» (слева направо): командир танка А. В. Додонов, стрелок-радист А. П. Марченко, заряжающий Н. И. Мельниченко, командир батальона П. В. Чирков, механик-водитель Ф. П. Сурков. 1943 год. Фото Михаила Инсарова.

Командование поставило экипажу задачу прорваться к центру города и водрузить красный флаг на львовской ратуше. Танком командовал лейтенант А. В. Додонов, вёл машину механик Ф. П. Сурков, огнём из пушки дорогу расчищал башенный стрелок А. А. Мордвинцев. Радисту А. П. Марченко, хорошо знавшему город, было поручено указывать путь танку, а затем подняться на ратушу и укрепить красный флаг.

Стрелок-радист А. П. Марченко танка «Гвардия» 63-й Челябинской тбр, 1943 год.

22 июля танк «Гвардия», действуя в составе своего подразделения, прорвался к центру города. Сурков подвёл машину к самому подъезду ратуши. Марченко с группой автоматчиков, уничтожив вражескую охрану, ворвался в здание, поднялся на башню и водрузил на ней алый флаг. Гитлеровцы, увидев советское знамя, открыли ураганный огонь по ратуше и танку. При выходе из здания Марченко был тяжело ранен и через несколько часов умер. Шесть дней танк «Гвардия» вел бои в городе. За это время экипаж уничтожил свыше ста фашистских солдат и офицеров и сжег восемь танков врага. Наконец противнику удалось подбить советский танк. Лейтенант Додонов был убит, башенный стрелок Мордвинцев и водитель Сурков тяжело ранены. По инициативе трудящихся Львова на улице Ленина на высоком постаменте установлен танк. Он напоминает о героизме советских воинов в борьбе с фашистскими захватчиками. Правительство высоко оценило боевые подвиги танкистов. За мужество и отвагу ряд воинов 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады были удостоены звания Героя Советского Союза, и среди них командир этой бригады полковник М.Г. Фомичев, старшина Ф.П. Сурков, командир танка Т-34 П.П. Кулешов и командир танкового взвода Д.М. Потапов.

Вместе с танкистами отважно сражались воины 29-й гвар­дейской Унечской мотострелковой бригады, составлявшие основу штурмовых групп. Мотострелки, поддерживаемые ог­нем танков, выбивали из чердаков и подвалов зданий засевших там немецких автоматчиков и снайперов и расчищали вместе с саперами и разведчиками путь для танков.

Батальон майора А.Х. Ишмухаметова, прорвавшись вместе с челябинскими танкистами к центру города, уничтожил из противотанковых ружей и гранатами три «тигра», шесть «пан­тер», четыре пушки, а автоматным и пулеметным огнем - бо­лее 300 солдат и офицеров противника. Около сотни гитле­ровцев было захвачено в плен. Особую храбрость и мастерство проявили расчеты противотанковых ружей, в частности, стар­шина Карчевский, погибший как герой. Раненый в голову А.Х. Ишмухаметов продолжал командовать батальоном до полного освобождения Львова.

61-я гвардейская Свердловская танковая бригада подпол­ковника Н.Г. Жукова наступала западнее бригады М.Г. Фоми­чева.

Командир 61-й гвардейской Свердловской танковой бригады Н. Г. Жуков. СССР, 1940-1943 годы. Из личного архива Н. А. Кирилловой.

Танковый взвод под командованием 19-летнего комсо­мольца Владимира Маркова короткими бросками от одного здания к другому продвигался вперёд, сочетая огонь с манёв­ром, уничтожил три неприятельских танка, два орудия и до взвода вражеской пехоты.

Командир танкового взвода 61-й Свердловской танковой бригады В. А. Марков. Брянские леса, 1943 год. Из личного архива Н. А. Кирилловой.

Замечательно действовали и танкисты 62-й гвардейской Пермской танковой бригады С. А. Денисова. Часть сил бригады с другими частями 4-й танковой армии вела в районе Княже и Золочева напряжённые бои с противником, пытавшимся про­рваться в южном и юго-западном направлениях из окружения в районе города Броды. Другие подразделения бригады бились за освобождение Львова.

Командующий УДТК Е. Е. Белов и С. А. Денисов. Львовская наступательная операция, 1944 год.

Общими усилиями 4-й танковой армии и 60-й армий 27 июля го­род Львов был полностью освобожден.

Потеряв Львов и Станислав, немецко-фашистское командование начало принимать срочные меры, чтобы стабилизировать свою оборону на Висле и в Карпатах. Особое значение противник придавал обороне на рубеже реки Вислы. Несмотря на исключительно тяжелое положение в Белоруссии, гитлеровское командование сосредоточило против войск 1-го Украинского фронта значительные резервы. В конце июля и первой половине августа в группу армий «Северная Украина» было переброшено семь дивизий из группы армий «Южная Украина», в том числе три танковые, семь пехотных дивизий из Германии, три пехотные дивизии из Венгрии и управление 17-й армии, войска которой были разгромлены в Крыму. Кроме этих 17 дивизий, на Вислу, в район Сандомира, были стянуты шесть бригад штурмовых орудий, несколько отдельных танковых батальонов, вооруженных новыми сверхтяжёлыми танками типа «Королевский тигр», и другие части.

Командующий УДТК Е. Е. Белов, город Львов, июль, 1944 года. Из личного архива Н. А. Кирилловой.

Однако эти силы не могли серьезно изменить обстановку. За 18 –19 дней операции войска 1-го Украинского фронта продвинулись на глубину до 200 километров в полосе, ширина которой достигала 400 километров. Эти успехи, равно как и победы советских войск в Белоруссии, способствовали дальнейшему развитию наступления.

В сложившейся обстановке Ставка Верховного Главнокомандования в конце июля приняла решение, согласно которому войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов должны были форсировать Вислу на широком фронте от Варшавы до устья реки Вислоки, захватить несколько плацдармов на противоположном берегу для последующего наступления к границам фашистской Германии.

27 и 28 июля Ставка приказала 1-му Украинскому фронту стремительно развивать наступление в западном направлении, не дать противнику возможности занять оборону на Висле, с ходу форсировать реку и захватить плацдарм в районе Сандомира.

В период с 11 и по 15 августа корпус, как и другие соеди­нения 4-й танковой армии, был переброшен на Сандомирский плацдарм для усиления его обороны. Действуя в полосе 5-й гвардейской армии, 17 – 18 августа корпус совместно с общевойсковыми со­единениями нанёс удар по перешедшим в контрнаступление неприятельским частям и сорвал их попытки выйти на Вислу. В сентябре оборона приняла стабильный характер.

21 октября 1944 года командиром корпуса был назначен полковник Н. Д. Чупров, а генерал Е. Е. Белов вновь вернулся на должность заместителя командующего 4-й танковой армии.

В конце 1944 года в состав корпуса вошел 1222-й Новгород­ский самоходно-артиллерийский полк, впоследствии пере­именованный в 425-й гвардейский Новгород­ский самоходно-артиллерийский полк.

Победа советских войск в западных областях Украины имела большое военно-политическое и стратегическое значение. В результате успешного осуществления Львовско-Сандомирской операции войска 1-го и созданного в период наступления 4-го Украинских фронтов завершили освобождение Советской Украины. Войска 1-го Украинского фронта совместно с войсками 1-го Белорусского фронта освободили значительную часть территории Польши к востоку от Вислы. Важным итогом боевых действий 1-го Украинского фронта явилось форсирование Вислы и образование в районе Сандомира обширного плацдарма, который мог служить «трамплином» для нового решительного наступления к юго-восточной границе фашистской Германии.

В Львовско-Сандомирской операции войска 1-го Украинского фронта нанесли поражение одной из четырёх стратегических группировок противника на советско-германском фронте – группе армий «Северная Украина». Были разгромлены 32 дивизии и 8 дивизий полностью уничтожены. В боях за освобождение западных областей Украины советские воины умножили славу Красной армии, показали высокое боевое мастерство, проявили массовый героизм. Более 123 тысяч солдат и офицеров были удостоены правительственных наград, а 160 человек получили звание Героя Советского Союза.

По сей день умы историков и исследователей будоражит трагическая гибель в 1916 г. одного из сильнейших российских боевых кораблей - Черноморского линкора «Императрица Мария».

У кораблей, как и у людей, своя судьба. Одни из них, прожив долгую и славную жизнь и отслужив положенный срок, ушли в историю, другие, жизнь которых была скоротечной, подобно метеориту, след от своей недолгой, но яркой биографии оставили навсегда. Такая короткая боевая судьба у линкора «Императрица Мария».

Рождение этого судна пришлось на период развития российского военного флота, когда возрождение отечественной морской мощи после трагедии Цусимы стало одной из основных задач.

Предшественники «Императрицы» - бригада линкоров Балтийского флота: «Севастополь», «Полтава», «Гангут» и «Петропавловск» - пример высокого уровня развития отечественного судостроения и мастерства корабелов. Появление на Балтике мощной группировки современных боевых кораблей стало надежной защитой интересов России на этом театре военных действий.

Однако оставался еще Черноморский флот, в состав которого входили устаревшие линкоры (в прошлом эскадренные броненосцы), которые по своим тактико-техническим данным уже не имели возможности решить боевые задачи в соответствии с новыми условиями войны на море. Решение об усилении Черноморского флота новыми линейными кораблями было вызвано и намерением извечного противника России на юге - Турции - приобрести за границей три современных линкора типа «Дредноут», что сразу же могло обеспечить ей подавляющее превосходство на Черном море.

Для сохранения паритета, Морское ведомство России настояло на срочном усилении Черноморского флота за счет ввода в строй новых линкоров.

Предполагали спустить на воду 4 линкора, тактико-технические данные которых были выше даже балтийских линейных кораблей типа «Севастополь». После множества конкурсов и экспертиз честь постройки первого линейного корабля на Черном море предоставили судостроительному акционерному обществу «Руссуд» в г. Николаеве.

1911 год, 11 июня – вместе с церемонией официальной закладки, новое судно было зачислено в состав российского императорского флота под названием «Императрица Мария».

По контракту его надо было спустить на воду в июле 1913 г., и этот срок был почти выдержан-«Императрица» была спущена 6 октября 1913 г. Дальше последовали достроечные работы.

1915 год, 23 июня — подняв флаги, линкор «Императрица Мария» начала настоящую боевую флотскую жизнь.

Линейный корабль имел водоизмещение 25 465 тонн, длина судна составляла 168 м., скорость -21 узел. «Мария» несла на борту двенадцать 305-мм орудий главного калибра, двадцать 130-мм орудий, была противоминная артиллерия и торпедные аппараты, линкор был хорошо бронирован.


В то время боевые действия на Черном море шли полным ходом. Реальную опасность для российского флота представляли прорвавшиеся через черноморские проливы немецкий линкор «Гебен» и всегда сопровождающий его легкий крейсер «Бреслау», переименованные турками соответственно в «Явуз Султан Селим» и «Мидилли». Прекрасные «ходоки» имели мощное вооружение, их набеги доставляли много неприятностей нашим морякам.

Уже спустя несколько месяцев после прихода в главную базу-Севастополь - «Мария» приняла активное участие в боевых операциях против германо-турецкого флота. На линейном корабле держит флаг командующий Черноморским флотом адмирал Александр Колчак. Залпы орудий главного калибра быстроходного линкора, а также ввод в строй однотипного корабля - «Екатерина Великая» - положили конец нахальным действиям германских крейсеров в черноморских водах. В особенности возросла нагрузка на линейные корабли во второй половине1916 г. Только за июнь - октябрь совершили 24 боевых похода. Это была тяжелая, но довольно эффективная служба.

Боевая деятельность неприятеля была скованна действиями «Марии» и «Екатерины Великой». Но… глубокой ночью 7 октября 1916 г. в 00 часов 20 мин на стоявшем в Северной бухте Севастополя линкоре «Императрица Мария» прогремел взрыв. Потом в течение 48 мин - еще 15. Судно начинает крениться на правый борт и, перевернувшись, затонуло. Русский ВМФ потерял 217 моряков и сильнейший боевой корабль.

Трагедия потрясла всю Россию. Выяснением причин гибели линейного корабля занялась комиссия Морского министерства, которую возглавил боевой офицер, член Адмиралтейств-Совета адмирал Н.Яковлев. В годы русско-японской войны он командовал броненосцем «Петропавловск» и находился на командирском мостике броненосца, который затонул после того как подорвался на японской мине вместе в адмиралом С.Макаровым и штабом 1-й Тихоокеанской эскадры.

Самого капитана корабля выбросило взрывной волной с мостика, потом его подобрала шлюпка, посланная с одного из крейсеров эскадры для спасения экипажа «Петропавловска». В комиссию вошел и известный кораблестроитель, член Академии наук России А.Крылов, который стал автором заключения, одобренного всеми членами комиссии.

В ходе проведенного расследования были представлены три версии гибели линкора:

1. Самовозгорание пороха.
2. Небрежность в обращении с огнем или порохом.
3. Злой умысел.

Но после рассмотрения всех трех версий комиссия пришла к заключению, что «прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится только оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся во время следствия обстоятельства».

Из возможных версий две первые комиссия в принципе не исключала. Что до злого умысла, то, даже установив ряд нарушений в правилах доступа к артиллерийским погребам и недостаток контроля за находившимися на судне рабочими-ремонтниками, комиссия посчитала эту версию маловероятной.

Вероятность злого умысла не подтверждал и адмирал А.Колчак, который уже через 15 мин после начала пожара прибыл на обреченный корабль. В своих показаниях после ареста Чрезвычайной следственной комиссией 24 января 1920 г. Колчак заявил: «Насколько следствие (комиссия морского министерства. - Авт.) могло выяснить, насколько это было ясно из всей обстановки, я считал, что злого умысла здесь нет.

Подобных взрывов произошел целый ряд за границей во время войны - в Италии, Германии, Англии. Я приписывал это абсолютно непредусмотренным процессам в массах новых порохов, которые заготовлялись во время войны… Другой причиной могла явиться какая-либо неосторожность, которой, впрочем, не предполагаю. По крайней мере, никаких данных, что это злой умысел, не было».

Говоря по другому, ни одна из выдвинутых комиссией версий не нашла достаточного фактического подтверждения.

Расследованием причин гибели линкора «Императрицы Марии» также занимались тесно связанные в силу специфики своей деятельности и одновременно остро между собой конкурировавшие Севастопольское жандармское управление, под началом полковника Редлова, и созданное по инициативе моряков в конце 1915 г. при штабе командующего Черноморским флотом самостоятельное контрразведывательное отделение, начальник которого был прикомандированный к Севастопольскому жандармскому управлению ротмистр Автамонов.

Вместе с возложенной на отделение задачей по борьбе с «иностранным соглядатайством» в его ведение перешла и специальная агентура, содержавшаяся до этого Севастопольским жандармским управлением на средства, выделяемые командованием Черноморского флота.

Сразу же после гибели корабля жандармским управлением в Севастополе развернулась бурная деятельность - проводили обыски на квартирах, были арестованы 47 подозреваемых в причастности к взрыву. Спустя неделю после трагедии Редлов, используя поступившие к нему от агентуры данные, в письме на имя начальника штаба командующего Черноморским флотом привел возможные версии причин взрыва, не исключая при этом, что судно было взорвано шпионами.

«В матросской среде, - писал он, - определенно держится слух о том, что взрыв произвели злоумышленники с целью не только уничтожить линкор, но и убить командующего Черноморским флотом, который своими действиями за последнее время, а в особенности тем, что разбросал мины у Босфора, окончательно прекратил разбойничьи набеги турецко-германских крейсеров на побережье Черного моря, кроме этого, он своими энергичными действиями в этом направлении вызвал недовольство в командном составе, особо у лиц с немецкими фамилиями, которые при бывшем командующем флотом (адмирале Эбергарде. - Авт.) совершенно ничего не делали».

Но ни одна из версий которые выдвинули жандармы не набрала впоследствии достаточного количества фактов.

Ход расследования затруднялся также и взаимными препирательствами между жандармским управлением Севастополя и контрразведывательным отделением штаба Черноморского флота, которому поручили расследовать причины этого взрыва.

Подоплека препирательств, вероятно, заключается в том, что созданное в ходе войны контрразведывательное отделение совсем оттеснило от ведения дел по шпионажу жандармское управление. В письме директору департамента полиции Редлов, резко отрицательно отзываясь о деятельности начальника севастопольской контрразведки, высказывал мнение о его полной несостоятельности в расследовании причин гибели линкора «Императрица Мария». Эти межведомственные «разборки» свели на нет попытки установить истину.

Новые документы уже из архивов советской контрразведки свидетельствуют о пристальном внимании к «Марии» и другим судам Черноморского флота военной разведки главного противника России в первой мировой войне - Германии. Вполне вероятно, что лица, о которых пойдет речь, имели отношение и к гибели судна. 1933 год — органы ОГПУ Украины в крупном судостроительном центре страны - Николаеве - разоблачили резидентуру немецкой разведки, которая действовала под прикрытием торговой фирмы «Контроль-К», возглавляемой Виктором Эдуардовичем Верманом, 1883 г. рождения, уроженцем города Херсона, проживавшим в Николаеве и работавшим начальником механосборочного цеха «Плуг и молот».

Цель организации - срыв судостроительной программы набирающего мощь военного и торгового флота СССР. Конкретные задачи - совершение диверсий на Николаевском заводе имени Анри Марти, а также сбор информации о строящихся там кораблях, в большинстве своем которые были военными. Этот крупнейший судостроительный завод страны образовался на базе того самого Русского судостроительного акционерного общества «Руссуд», со стапелей которого сошли «Императрица Мария» и однотипный линейный корабль «Александр III». В ходе следствия выяснилось много любопытных фактов, уходящих корнями в дореволюционный Николаев.

Сам Верман был разведчиком с «дореволюционным» стажем. На допросе он рассказывал: «Шпионской деятельностью я начал заниматься в 1908 г. (именно с того времени начинается осуществление новой морской программы России. - Авт.) в Николаеве, работая на заводе «Наваль» в отделе морских машин. Вовлечен в шпионскую деятельность я был группой немецких инженеров того отдела, состоящей из инженера Моора и Гана». И далее: «Моор и Ган, а более всего первый, стали меня обрабатывать и вовлекать в разведывательную работу в пользу Германии».

Деятельность В.Вермана в подробностях изложена в той части архивного следственного дела, которая называется «Моя шпионская деятельность в пользу Германии при царском правительстве».

После отъезда Гана и Моора в фатерланд «руководство» работой Вермана перешло непосредственно к германскому консулу в Николаеве господину Винштайту. Верман дал о нем исчерпывающие данные: «…Я узнал, что Винштайт офицер германской армии в чине гауптмана (капитана), что пребывает он в России не случайно, а является резидентом германского генерального штаба и проводит большую разведывательную работу на юге России. Примерно с 1908 г. Винштайт был назначен в Николаеве вице-консулом. Сбежал он в Германию за несколько дней до объявления войны - в июле 1914 г.»

Так уж сложились обстоятельства, что Верману поручили взять на себя руководство всей немецкой разведсетью на юге России: в Николаеве, Одессе, Херсоне и Севастополе. Вместе со своей агентурой он вербовал людей для разведывательной работы в Николаеве, Одессе, Севастополе и Херсоне, собирал материалы о промышленных предприятиях, данные о строящихся военных кораблях подводного и надводного плавания, их конструкции, вооружении, тоннаже, скорости.

На допросе Верман рассказал: «Из лиц, которые были мною лично завербованы для шпионской работы в период 1908–1914 гг., я помню следующих: Штайвеха… Блимке… Наймаера… Линке Бруно, инженера Шеффера… электрика Сгибнева». Все они сотрудники судостроительных заводов, имевшие право прохода на строящиеся суда.

Особенный интерес вызвал электрик А.Сгибнев. Он был ответственен за работы по оборудованию временного освещения строящихся на «Руссуде» военных судов, в том числе и «Императрицы Марии». 1933 год — в ходе следствия Сгибнев показал, что Вермана очень интересовала схема артиллерийских башен дредноутов. А ведь первый взрыв на линкоре прогремел именно под носовой артиллерийской башней. «В период 1912–1914 гг., - рассказывал Сгибнев, - я передавал Верману сведения в устной форме о строящихся линкорах типа «Дрейдноут», «Мария» и «Александр III», в рамках того, что мне было известно о ходе их постройки и сроках готовности отдельных отсеков судов».

Таким образом, Верман обладал ценнейшей информацией о возрастающей мощи русского Черноморского флота. После оккупации Юга России немцами разведывательная деятельность Вермана была вознаграждена по достоинству. Из протокола допроса: «В 1918 г. по представлению капитан-лейтенанта Клосса я был германским командованием за самоотверженную работу и шпионскую деятельность в пользу Германии награжден Железным крестом 2-й степени».

Пережив интервенцию и гражданскую войну, Верман «осел» в Николаеве. Там в 1923 г. на него вышел секретарь германского консульства в Одессе господин Ган. Напомнив Верману о былых заслугах перед немецкой разведкой, дипломат предложил ему продолжить сотрудничество по «специальности». Верман согласился. Воссозданная им разведывательная сеть до своего раскрытия советскими органами госбезопасности действовала весьма эффективно. Виктор Эдуардович был мастером своего дела.

Но вернемся к взрыву на «Императрице». В это время Вермана депортировали и организовать взрыв не имел возможности. Однако в Николаеве и Севастополе была оставлена хорошо налаженная разведсеть. Поздней он сам говорил по этому поводу: «…Я лично осуществлял связь с 1908 г. по разведывательной работе со следующими городами:…

Севастополь, где разведывательной работой руководил инженер-механик завода «Наваль» Визер, находившийся в Севастополе по поручению нашего завода специально для монтажа строившегося в Севастополе броненосца «Златоуст». Знаю, что у Визера была своя шпионская сеть в Севастополе, из состава которой я помню лишь конструктора адмиралтейства Карпова Ивана, с которым мне доводилось лично сталкиваться».

Здесь и возникает вопрос - не принимал ли участия Визер в «достройке» «Марии» или ее ремонте в начале октября 1916 г.? Тогда на борту судна каждый день находились десятки инженеров, техников и рабочих. Проход на линкор этих людей не составлял труда.

Вот что об этом сказано в письме севастопольского жандармского управления начальнику штаба командующего Черноморским флотом: «…Матросы говорят о том, что рабочие по проводке электричества, бывшие на корабле накануне взрыва, до 10 часов вечера могли что-то учинить и со злым умыслом, так как рабочие при входе на судно абсолютно не досматривались и работали также без досмотра. В особенности высказывается подозрение в этом отношении на инженера той фирмы, что на Нахимовском проспекте, в д. 355, якобы, накануне взрыва уехавшего из Севастополя».

Вопросов много. Но ясно одно - постройка новейших линкоров Черноморского флота, в том числе «Императрицы», «опекалась» агентами германской военной разведки самым плотным образом. Немцев очень беспокоил русский военный потенциал на Черном море, и они могли пойти на любые действия, чтобы не допустить превосходства России на данном театре военных действий.

В связи с этим любопытны сведения закордонного агента петроградского департамента полиции, выступавшего под псевдонимами «Александров» и «Шарль». Его настоящее имя Бенциан Долин.

В период первой мировой войны Долин, как и многие другие агенты политической полиции, был переориентирован на работу в области внешней контрразведки. В результате проведенных оперативных комбинаций «Шарль» вышел на контакт с немецкой военной разведкой и получил задание - вывести из строя «Императрицу Марию».

Бисмарк, с которым русский агент встретился в Берне, сообщил ему: «У русских одно преимущество перед нами на Черном море - это «Императрица». Постарайтесь убрать ее. Тогда наши силы будут равными, а при равенстве сил мы одержим победу».

На запрос «Шарля» в петроградский Департамент полиции он получил распоряжение принять с некоторыми оговорками предложение об уничтожении русского корабля. По возвращении в Петроград агент был передан в распоряжение военных властей, но связь с ним не была восстановлена. В результате такого бездействия были утеряны контакты с германской разведкой, на очередную встречу с которой агент должен был выйти спустя два месяца в Стокгольме. Еще через какое-то время «Шарль» узнал из газет о взрывах на «Императрице Марии». Отправленное им в связи с этим событием письмо в департамент полиции осталось без ответа.

Следствие по делу арестованных в Николаеве немецких агентов было завершено в 1934 г. Вызывает недоумение и легкость наказания, понесенного Верманом и Сгибневым. Первый был выдворен за пределы Советского Союза в марте 1934 г., второго - приговорили к 3 годам лагерей. Собственно, чего же недоумевать?! Они уничтожали ненавистный царизм!

1989 год – их реабилитировали. В заключении органов юстиции сказано, что Верман, Сгибнев, а также Шеффер (который понес самое тяжкое наказание - приговорили к расстрелу, хотя сведений о приведении приговора в исполнение нет) подпадают под действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».

А что же стало с останками некогда мощного линкора «Императрица Мария»?

Член комиссии по расследованию причины гибели «Марии» А.Крылов был назначен председателем организованной при Морском техническом комитете комиссии по подъему корабля. Надо было загерметизировать отсеки судна и подать в них сжатый воздух, заставить всплыть корабль вверх килем. Потом в доке, загерметизировав полностью корпус, на глубокой воде, поставить судно на ровный киль.

Работы в соответствии с этим проектом продвигались успешно. К концу 1916 г. все кормовые отсеки были отжаты, и корма всплыла на поверхность. Полностью корабль (верней, то, что от него осталось) всплыл 8 мая 1918 г.

Гражданская война, интервенция, послевоенная разруха заставили забыть об «Императрице». Судно находилось в доке на деревянных клетках-опорах кверху днищем. В 1923 г. корпус линкора из-за подгнивших опор просел, дав прогиб; док из-за повреждений оказался затопленным. На время исправления дока линейный корабль поставили на мель у входа в бухту, а в 1926 г. его разобрали на металлолом.

Поздней были подняты и артиллерийские башни судна, артиллерийские 305-мм орудия которого продолжили свою боевую службу. В 1941–1942 гг. их установили под Севастополем на 30-й батарее береговой обороны во время штурма города. Они нанесли немалый урон наступавшим фашистам. Только 25 июня 1942 г., штурмуя 30-ю батарею, враг потерял убитыми и ранеными до 1000 человек.

Так закончилась боевая биография линкора, погибшего по «неустановленным причинам».

Свое имя и героическое прошлое линкор «Императрица Мария» унаследовал от флагманского корабля адмирала П.С.Нахимова. Парусная «Императрица Мария» возглавляла русскую эскадру в знаменитом Синопском сражении 18 ноября 1853 г., вписавшем еще одну достойную страницу в летопись славных побед Андреевского флага. Линейный корабль «Императрица Мария» достойно нес боевую вахту в 1915 -1916 гг., приумножая славу своего предшественника.

И у обоих кораблей только один год службы и общее место гибели - родная Севастопольская бухта. Почему парусная «Императрица Мария» легла на дно бухты, известно. В августе 1854 г. ее затопили, чтобы преградить вход в Севастопольскую бухту англо-французской эскадре. Что заставило линкор «Императрица Мария» погрузиться в воды Черного моря, до сих пор остается тайной.