Жизнь Афанасия Фета (1820-1892) сложилась, без преувеличения можно сказать, трагически: после блестящего литературного дебюта в начале 40-х годов последовала долгая полоса если и не забвения, то точно - умолчания вокруг его имени и творчества, затем - всплеск интереса к поэзии Фета в 1854-58-м годах, публикация его стихотворений в журналах, признание его творчества, и... снова забвение, на этот раз с унизительными обвинениями в "реакционности", "защите помещичьих интересов"; двадцатилетнее молчание, когда поэта не было, а был преуспевающий помещик - и последние годы жизни Фета, доказавшие, что его поэтический дар не исчез, а, наоборот, окреп и приобрел черты подлинной гениальности... Вот, в общих чертах, жизненный и творческий путь человека, имя которого современники (те из них, кто способен был понять это) ставили рядом с именем Александра Пушкина.

Вероятно, все беды Фета начались уже с самого его рождения. История с тем, как помещик Афанасий Шеншин увёз его мать, Шарлотту Фет из Германии и от мужа за несколько недель до рождения сына, стоила последнему "поражения в правах": в четырнадцатилетнем возрасте он был признан иностранцем, то есть, рожденный в России, он перестал быть русским дворянином. Всю свою жизнь он считал это катастрофой, всю жизнь стремился "вернуть" себе принадлежавшее, как он считал, ему по праву дворянство, и это определило ход этой суровой и в высшей степени необычной жизни.

В 1840-м году Фет (под псевдонимом "А. Ф.") выпустил сборник стихотворений под названием "Лирический пантеон ". И хотя это был достаточно слабый сборник, в нем были помещены в основном подражательные стихи, Белинский заметил в частном письме "А г. Ф. много обещает!". И действительно, в 1841-42-м годах Фет очень много печатается в журналах "Москвитянин" и "Отечественные записки" (за 1842-43-й годы в этих журналах им было опубликовано 85 стихотворений). Однако после окончания университета он избирает военную карьеру, которая давала скорейшую возможность получения дворянства, и о сотрудничестве с журналами приходится забыть: служба Афанасия Фета проходила в захолустье, в Херсонской губернии, оторванной не то чтобы от столиц, а и от нормальной жизни вообще. Однако бросить службу он не мог: вожделенное дворянство казалось совсем близко, нужно было терпеть и ждать. В 1847-м году он получил разрешение цензуры на публикацию книги своих стихотворений, но деньги на ее издание появились только в 1850-м году...

Во время службы Афанасий Фет испытал и подлинную жизненную драму: он познакомился с Марией Лазич, дочерью небогатого помещика, они полюбили друг друга, но Фет был убежден, что их брак невозможен по причине их бедности. Влюблённые расстались, а вскоре Мария Лазич трагически погибла, она сгорела вместе со строением, вспыхнувшим от брошенной ею спички - говорили, что это было замаскированное самоубийство... Очень многие стихотворения Фета посвящены этому событию в его жизни, оно оставило глубокий трагический след в его душе, чувство вины за случившееся.

В 1853-м году в литературной судьбе Фета произошли значительные и благоприятные перемены: он перевелся в гвардейский полк, стоявший под Петербургом, и возможность бывать в столице оказалась исключительно плодотворной для его литературных дат. В следующем году его стихи стали печататься в журнале "Современник", он сблизился практически со всеми крупнейшими литераторами того времени, особое значение для него имела дружба с И. С. Тургеневым, мнением которого о своих стихах он очень дорожил. Кроме "Современника", он печатался также в "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения", "Русском вестнике" и "Русском слове", в 1856-м году издает сборник стихотворений. Это существенным образом улучшило материальное положение Фета, он стал думать о профессиональных занятиях литературой, поскольку в 1856-м году стало понятно, что военная служба не принесёт ему дворянского звания.

В 1858-м году Афанасий Фет выходит в отставку и поселяется в Москве. За год до этого он женился на М. П. Боткиной, это не было браком по любви, скорее, можно было говорить о том, что Фет пытался построить свою жизнь, забыв свой "идеальный мир", "разрушение" которого, очевидно, связано с гибелью Марии Лазич.

Конец 50-х годов стал для Фета временем, когда он сделал свой выбор жизненного пути: купив в 1860-м году землю в Мценском уезде (где он родился и вырос), он стал вести жизнь помещика. Как бы подведением итогов его литературного творчества стало издание в 1863-м году двухтомного собрания сочинений, на восприятие которого самое негативное влияние оказала публицистика Фета, в которой он выступал как "помещик-хозяин", что не могло привлечь к нему симпатии журналов и критиков, считавших себя передовыми. Однако сам Фет в эти и последующие годы мало прислушивался к журналам: он был занят хозяйством, общественной деятельностью и... философией, становясь "восторженным и безоговорочным поклонником" немецкого философа А. Шопенгауэра, которая явилась для него, по его же собственным словам, "откровением". К этому периоду жизни Фета относится его сближение с Львом Толстым, с которым у него были общие взгляды на жизнь и литературу.

Последний период жизни Фета начинается примерно в конце 70-х годов. Он связан с достижением богатства и возможности жить так, как он считает нужным: Фет приобретает новое большое имение в Курской губернии (1877) и дом в Москве (1881), где живет зимой. В литературной жизни положение Фета также изменяется, он становится центром внимания в литературных кругах, в которых обретает и поклонников, и недоброжелателей. В 1883-м году выходит сборник "Вечерние огни " в дальнейшем выходили сборники под этим же названием, отличавшиеся только номерами (1885, 1888, 1891-й годы), а в 1890-м году вышли два тома его мемуаров "Мои воспоминания ", третий том - "Ранние годы моей жизни " - вышел посмертно в 1893-м году.

Лирика Фета, биографию которого мы рассмотрели, стала крупным шагом вперёд в развитии русской поэзии, он был поэтом-новатором, разрабатывавшим свои темы и помощью присущих только его поэтическому дарованию изобразительно-выразительных средств. Развивая традиции Пушкина и Жуковского, он создал совершенно особый поэтический мир, в котором ассоциативные связи и музыкальность стиха стали основой видения мира и воплощения этого видения в стихотворениях. Мир природы в стихах Фета очеловечен, но это становится возможным благодаря, с одной стороны, предельной конкретизации пейзажной лирики, когда описываемые картины становятся как бы "фотографией" (с точнейшими деталями) действительности, с другой - эти же картины рождают полнейшую свободу ассоциации, они становятся как бы отравной точкой для "домысливания и очеловечивания" читателем изображенных в произведении картин природы, что "приближает" произведение к читателю. Поэтому мир человека и мир природы един, они неразделимы.

Фета часто называют предшественником символистов в русской литературе. Это связано с усложнённой метафоричностью его стихотворений, с тем, что он стремился в них передать не столько чувства, сколько их оттенки, их гамму, их смену, когда сам человек не способен осмыслить происходящее с ним, а только ощущает его всей душой. Некоторые исследователи полагают, что изобразительные средства поэзии Фета близки импрессионизму, когда с помощью выразительных деталей создаётся завершённая в своей внутренней цельности картина, когда фрагментарность изображения в эмоциональном плане оказывается намного более убедительной, чем реалистические картины, лишённые психологизма.

Афанасия Фета при его жизни обвиняли в том, что его поэзия относится к "чистому искусству", которое якобы отвлекает читателя от борьбы за передовые идеалы своего времени. Только вот парадокс: те, кто обвинял в этом Фета, давно и прочно забыты, а его поэзия живет и продолжает жить... И, вероятно, дело здесь в том, что "чистое искусство" - это искусство самой высокой пробы, это вершинные достижения человеческого духа, которые становятся доступными только тогда, когда природный дар творчества человек сохраняет и приумножает, оставаясь верным себе и своему таланту. Вот в чём, наверное, секрет неувядающей прелести стихотворений Афанасия Фета.

Многие помнят из курса школьной литературы замечательные строки о пропавших ласточках, принадлежащих перу знаменитого русского поэта, члена-корреспондента Петербургской Академии Наук Афанасия Фета. Биография литератора по себе достойна отдельного романа : человек, лишенный дворянского звания, всю жизнь положивший на то, чтобы вернуть себе фамилию, бедный офицер, влюбленный в бесприданницу, преуспевающий помещик, превозносящий свое сословие, романтический поэт.

Вконтакте

Детство и юность

Родился он 5 декабря 1820 года в деревеньке Новоселки, где находилось имение Шеншиных. Родословная поэта до сих пор вызывает массу вопросов. По традиции настоящая фамилия поэта Шеншин. Историки установили, что мать звали Шарлотта-Елизавета Фет, урожденная Беккер. Батюшкой одни исследователи записывают помещика из древнего дворянского рода Афанасия Неофитовича Шеншина (общепринятая версия), другие – предыдущего законного супруга Шарлотты-Елизаветы немца Иоганна-Петера.

Знакомство юной двадцатидвухлетней Шарлотты и сорокапятилетнего Шеншина, уволившегося с воинской службы, состоялось, когда Афанасий Неофитович прибыл на воды и остановился на постой на квартире почтенного семейства.

Взаимная симпатия возникла мгновенно, и Шарлотта в итоге уезжает вместе с Шеншиным. Некоторая неразбериха получилась по причине затянувшейся процедуры расторжения предыдущего брака.

Семейный союз Шеншина и Шарлотты-Елизаветы был заключен уже после появления на свет мальчика. Детство его проходило среди природы, живых впечатлений бытия, воспитанием занимались сначала семинарист, а потом дворовый по имени Филипп и простой крестьянский жизненный уклад.

Первая душевная травма

Историкам стали известны интересные факты о Фете. Дворянин Шеншин признал малыша и дал свою фамилию, но позднее духовная консистория сочла эту запись юридически незаконной. В результате отцом Афанасия определили все-таки Иогнна-Петера, исключив ребенка из рода Шеншиных и, соответственно, лишив дворянства. Любопытно то, что некоторые исследователи ссылаются на письма Шарлотты–Елизаветы к своему брату, где она упоминала про отцовство бывшего супруга, как про непреложный факт.

Итак, после исключения в 14-летнем возрасте из дворянского сословия, богатый наследник достаточно знаменитой в России фамилии (а род Шеншиных известен с XV века) в один миг превратился в безродного иностранца. Этот факт глубочайшим образом потряс подростка, которого потом всю жизнь преследовала навязчивая идея вернуть потерянное.

Родители, стремившиеся из самых благих побуждений уберечь сын а от нежелательного внимания и всяческих разбирательств по поводу происхождения, отвезли мальчика для дальнейшего обучения как можно дальше от дома – в немецкий пансион в Верро (ныне город Выру в Эстонии).

Обучение

Где учился будущий мастер слова. Перед поступлением на философский факультет Московского университета юноша в 1837 году около полугодия являлся пансионером у замечательного русского историка, писателя-беллетриста М.П. Погодина.

После зачисления в 1838 на историко-филологическое отделение, молодой человек поселился у А.А. Григорьева. Все окружение во времена студенчества – тот же Григорьев, а также Яков Полонский, Владимир Соловьев и Константин Кавелин – способствовало проявлению и становлению литературного дара .

Первый сборник, открывший дорогу к публикациям в популярных на тот момент литературных журналах и одобренный Белинским, назывался «Лирический Пантеон А.Ф.». Был напечатан в 1840 году. «Благословил» юношу на продолжение творческого пути сам Николай Васильевич Гоголь, заявивший о «несомненном даровании» поэта.

Военное поприще и писательство

Одержимый мыслью возвратить неправедно отнятое дворянство, в 1845 году Афанасий вступил в качестве унтер-офицера в квартировавший на Херсонщине кирасирский орденский полк. Носящим офицерское звание тогда жаловали дворянскую грамоту. Через год офицерский чин дали, но совсем незадолго вышло изменение в законах: дворянством наделяли лишь офицеров в звании не ниже майорского.

В херсонский период случилось знакомство с дочерью отставного бедного сербского военного — обворожительной красавицей Марией Лазич. Между молодыми людьми завязался роман, однако о женитьбе даже не помышляли: одна была бесприданницей, а другой не обладал никакими правами на наследство Шеншиных. Любовь прекратилась в результате гибели Марии, про которую шепотом передавали, что это был осознанный поступок.

Девушка скончалась от многочисленных ожогов, полученных при воспламенении платья. Причина несчастного случая так и осталась неизвестной: то ли неосторожно оброненная спичка, то ли созревшее от безысходности решение. Личная трагедия найдет отражение во всем последующем творчестве Фета.

Во время военной службы продолжались поэтические опыты . После перевода в 1853 году на новое место в Новогородской губернии представилась возможность бывать в Петербурге намного чаще. Поэт по-прежнему благодаря содействию близких друзей Н.А. Некрасова, А.В. Дружинина, В.П. Боткина публиковался на страницах отечественных литературных альманахов. Особую роль начал играть И.С. Тургенев, оказывавший покровительство молодому человеку.

Помещик и агроном

Тем временем Афанасий продолжал свою погоню за мечтой: в 1859 году ему присвоили долгожданный майорский чин, однако с 1856 дворянством жаловали уже только полковников.

Осознавая, что мечте сбыться не суждено, Афанасий Афанасьевич ушел в отставку, совершил небольшой заграничный вояж и осел в Москве. В 1857 году посватался к не очень юной и не слишком привлекательной сестре своего друга Марии Петровне Боткиной, за которой, однако, давали солидное приданое.

Предложение благосклонно приняли. Женившись, прикупил поместье в Мценском уезде и полностью погрузился в хлопоты. «Он сделался теперь агрономом …, отпустил бороду до чресл… о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом», - описывал И.С. Тургенев тогдашнюю жизнь Фета.

Очень длительный период талантливейший поэт занимался исключительно тем, что обличал и громил послереформенное сельское хозяйство. Статьи вызывали горячее возмущение многих печатных изданий, именовавших себя передовыми, переносившееся и на стихотворную деятельность. «Все они (стихи) такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи», - с сарказмом характеризовал творчество Фета писатель Н.Г. Чернышевский.

Повести и рассказы

К данному временному промежутку относится большинство опытов поэта на прозаическом поприще. Им, кстати, при изучении творчества незаслуженно мало уделяют внимания в школе, хотя именно проза составляет значительный пласт его литературного наследия. Все рассказы Афанасия Фета и небольшие повести автобиографичны : практически все несут в себе эпизоды из жизни либо самого автора, либо близких ему людей.

Афанасий Афанасьевич в своих рассказах словно экспериментирует с различными и жанрами. Особенно наглядно такие попытки демонстрируют его деревенские очерки, гармонично сочетающие в себе документалистику, публицистику и художественные зарисовки. По глубокому психологизму и эмоциональности, пронизывающих все сцены крестьянской жизни, произведения очень близки к творчеству Бунина. Не менее очаровательны и интересны записки о путешествиях, демонстрирующие эстетические воззрения.

Снова в Москве

По-настоящему к литературе Фет Афанасий Афанасьевич вернулся только в 80-е годы XIX века, приняв решение снова поселиться в Москве. Только это теперь был не нищий иностранец без роду-племени, а известный помещик, хозяин богатого московского особняка, представитель заслуженного дворянского рода Шеншиных.

Одиннадцать лет службы в качестве судьи позволили все-таки исполнится мечте поэта и принесли ему долгожданную грамоту и родовую, настоящую фамилию.

Он опять восстановил былые отношения с друзьями юности. Этот временной промежуток ознаменовался выходом переводов шопенгауэровского «Мир как воля и представление», первой части гетевского «Фауста», творений известных древнеримских и немецких классиков.

Примерно тогда же издали ограниченным тиражом «Вечерние огни» и автобиографичные «Мои воспоминания». Мемуары под названием «Ранние годы жизни» выйдут после кончины автор а. Работы этого периода существенно отличаются от ранних: если в юности Афанасия Афанасьевича Фета воспевают красоту и гармонию, являются своеобразным гимном чувственному началу, то поздняя лирика овеяна некоей аурой трагичности, вероятнее всего, связанной с реальным положением дел.

Уход из жизни

С возрастом здоровье резко ухудшилось: писатель почти ослеп, каждый астматический приступ сопровождался мучительнейшим удушьем. Физические муки лишали и душевного покоя. Фет принял тяжелейшее решение: в ноябре 1892 года выпроводил супругу в гости, выпил бокал шампанского, и продиктовал секретарю записку следующего содержания: «Не понимаю сознательного приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному. 21 ноября, Фет (Шеншин)», вытащил канцелярский нож, направив лезвие на голову . Но секретарь исхитрилась отнять ножик. Самоубийства не получилось. Мужчина бросился прочь в поисках иного орудия, но его настиг апоплексический удар, приведший к смерти. Наследниками, кроме жены, он не обзавелся.

До нас дошли не только фотографические изображения поэта, но и несколько рукописных изображений. Наиболее известный портрет принадлежит кисти Ивана Репина (1882 год), хранится в собрании картин знаменитой Третьяковской галереи.

Судьба и творчество поэта Фета Афанасия

Биография Фета Афанасия

Вывод

Часть периода жизни Фета совпала с основными либеральными реформами Александра II , что наглядным образом демонстрирует общую картину судеб представителей многих известных дворянских семей. То же служение Отечеству на воинском поприще, помещичество при выходе в отставку с целью заработать денег и неуемная жажда творчества: стихами интересовались многие, иначе — откуда бы было столько литературных журналов. Однако, творчество Фета все равно занимает особое место благодаря своей тонкости, пронзительности и красоте.

Краткая биография Афанасия Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт немецкого происхождения, мемуарист, переводчик, а также с 1886 года член-корреспондент Петербургской АН. Фет родился 5 декабря 1820 года в усадьбе Новосёлки (Орловская губерния). Отец писателя был состоятельным помещиком немецкого происхождения по фамилии Фет. Мать Афанасия вышла замуж повторно за Афанасия Шеншина, который стал официальным отцом для писателя и дал ему свою фамилию.

Когда мальчику исполнилось 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, и Афанасий был вынужден снова принять фамилию Фет, что было для него сродни позору. Впоследствии, он всю жизнь пытался вернуть себе фамилию Шеншин. Образование Фет получил в немецком частном пансионе. Примерно в 1835 году начал писать стихи и проявлять интерес к литературе. После окончания школы, он поступил в Московский университет, где на протяжении 6 лет учился на словесном отделении философского факультета.

В 1840 году появился сборник стихов поэта «Лирический пантеон». В начале литературной карьеры его поддерживал друг и соратник Аполлон Григорьев. В 1845 году Фет поступил на службу и через год получил свое первое офицерское звание. Через несколько лет появился и второй сборник писателя, который получил положительную оценку критиков. В это же время погибла возлюбленная поэта Марич Лазич, которой были посвящены многие стихи из сборника. Среди них, «Талисман» и «Старые письма».

Фет часто посещал Петербург, где общался с Тургеневым, Гончаровым и другими писателями. Там же он сотрудничал с редакцией журнала «Современник». Третий сборник стихотворений появился в 1856 году под редакцией Тургенева. Вскоре поэт женился на Марии Боткиной. Уйдя в отставку, писатель поселился в Москве. В 1863 году появилось двухтомное собрание его стихотворений. В 1867 году ему было присвоено звание мирового судьи, а в 1873 году он, наконец, смог вернуть прежнюю фамилию и дворянский титул. Писатель скончался от сердечного приступа 21 ноября­ 1892 года в Москве. Похоронен в Клеймёново, ныне Орловская область, родовом селе Шеншиных.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Афанасий Фет внес значительный вклад в литературу. Во время студенчества Фета, был выпущен первый сборник произведений «Лирический пантеон».

В первых произведения Фет старался уйти от реальности, описывал красоту русской природы, писал о чувствах, о любви. В произведениях поэт затрагивает важные и вечные темы, но говорит не прямо, а намеками. Фет умело передавал всю гамму эмоций и настроений, вызывая при этом чистые и светлые чувства у читателей.

Творчество изменило свое направление после гибели возлюбленной Фета. Поэму «Талисман» поэт посвятил Марии Лазич. Вероятно, все последующие произведения о любви также были посвящены этой женщине. Второй сборник произведений вызвал живой интерес и положительную реакцию у литературных критиков. Это произошло в 1850 году, тогда же Фет стал одним из лучших современных поэтов того времени.

Афанасий Фет был поэтом «чистого искусства», в своих произведениях он не касался социальных вопросов и политики. Всю свою жизнь он придерживался консерваторских взглядов и был монархистом. Следующий сборник вышел в 1856 году, в него вошли стихотворения, в которых Фет восхищался красотой природы. Поэт считал, что именно это цель его творчества.

Фет тяжело переносил удары судьбы, в результате отношения с друзьями были прерваны и поэт стал меньше писать. После двух томов собрания стихотворений в 1863 он вовсе перестал заниматься творчеством. Этот перерыв длился 20 лет. Муза вернулась к Фету после того, как ему вернули привилегии дворянина и фамилию отчима. Позднее творчество поэта затронуло философские темы, в своих произведениях Фет писал о единении человека и Вселенной. Фет выпустил четыре тома сборника стихотворений «Вечерние огни», последний был издан уже после смерти поэта.

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую и весьма нелегкую жизнь. При жизни интерес к его личности не был столь высок как после его кончины. Вскоре после смерти поэта стало очевидно, что за время своего творчества он открыл новую главу в русской поэзии. Именно его стихотворения можно считать отправной точкой поэзии двадцатого века. Поэтому и сегодня Фет – один из самых популярных поэтов: его стихи входят в школьную программу, они популярны у людей разных возрастов, его биографию и творчество исследуют ученые, находя новые интересные факты.

Поэт носил фамилию матери . Каролина Шарлотта Фет, мама поэта, немка, познакомившись в с отставным ротмистром Шеншиным, уезжает в Россию. Спустя некоторое время, уже на родине отца, рождается мальчик. Шеншин его усыновляет, так и не взяв в жены Каролину. Через четырнадцать лет фамилию у мальчика забирают и признают незаконно рожденным. Из русского дворянина он превращается в иностранца Фета. Для мальчика это событие стало настоящей трагедией, и он решать сделать все, чтобы вернуть фамилию отца. В итоге почти через двенадцать лет он добивается своего.

Получил прекрасное по меркам своего времени образование . С пятнадцати лет Фет был отдан в немецкий пансион в Германии. Уже здесь он упорно занимается классической филологией, изучает литературоведение и пробует писать стихи. Увлекшись филологией, он без особого труда поступает на словесное отделение в Московский университет, который заканчивает с отличными показателями.

Ради возвращения статуса дворянина Фет на несколько лет оставляет литературу . После окончания университета он отправляется на службу в пехотный полк, потому что офицерский чин дает право на получение дворянства. Армейской жизни он не понимал, но готов был выдержать любые трудности для достижения своей цели.

В шестидесятые годы девятнадцатого века Фет создавал прозу. В это время поэзия ушла на второй план. Были периоды, в которые Фет не создал ни одного стихотворения. Он является автором двух прозаических циклов, состоящих из очерков и небольших рассказов, которые напечатаны в журналах того времени.

Фет был лично знаком со Львом Толстым . В семидесятые годы века девятнадцатого он сближается с Толстым и считает его другом. Они часто встречаются, ведут беседы на философские и социальные темы, Фет читает Толстому свои новые работы, и они обсуждают их. Толстой подчеркивает во многих из них сильные стороны, а некоторые произведения открыто критикует

Фет много переводил . Он переводил, как для себя, так и по оплачиваемым заказам, Шиллера и Гете, Шекспира, Байрона. Фет в совершенстве знал немецкий и английские языки, интересовался французским.

Фет считал себя виновным в смерти возлюбленной . Еще будучи студентом, Фет познакомился с девушкой, в которую влюбился. Она была бесприданницей. Шли годы. Поэт получил ответное признание в любви, но предложение своей избраннице так и не сделал, так как не был богат и стеснялся своего статуса. И, по собственным его словам, еще не был готов к такому серьезному шагу. Спустя несколько лет возлюбленная поэта сгорела заживо в собственном имении. Многие исследователи полагают, что она покончила жизнь самоубийством, так и не став женой того, кого любила. Данная трагическая история мучила поэта вплоть до самой кончины.


Фет состоял в браке по расчету . Вскоре после смерти своей любви он отправляется на незапланированный отдых в Европу. Здесь, в столице Франции, он сыграл свадьбу с Марией Боткиной, дочкой богатого продавца чая. Скорее всего, это был брак по расчету, о котором думал поэт. Друзья и знакомые довольно часто расспрашивали Фета о причине столь скорой свадьбы, но тот лишь молчал. Детей у поэта не было.

Примерно одиннадцать лет Фет работал в должности мирового судьи . Он решал вопросы в купленном им имени и имениях поблизости, за что ему были благодарны все помещики, жившие по соседству.

Фет имел музыкальный слух, умел играть на фортепиано. Наверное, поэтому его стихи так мелодичны, а некоторые из них стали романсами. Чайковский даже называл Фета скорее музыкантом, нежели поэтом.

Фет боялся психического заболевания . Данный недуг мог достаться ему по наследству. Его родственники были частыми пациентами психиатрической клиники. Поэт часто впадал в депрессию, мог по несколько дней не выходить из комнаты. Фет мог по несколько недель ни с кем не разговаривать, отдавая всего себя творчеству.

Фет умер не дожив двух дней до своего семидесятилетия . Фет был болен астмой и имел плохое зрение, но чувствовал себя прилично. Утром 21 ноября 1892 года он попросил жену налить ему бокал шампанского. За просьбой последовал отказ, так как поэт все же находился на лечении. Фет потребовал жене отправится к врачу и приехать вместе с ним домой для осмотра, так как, по его словам, хотел, чтобы все удостоверились, что он выздоровел и может пить алкоголь. После отъезда жены он хотел порезать вены. Его остановила секретарь. Фет отправился к шкафу, чтобы что-то достать, но пытаясь открыть створку шкафа, тяжело вздохнул и упал на стоящий рядом стул без чувств.

Личность Фета поражает: ему одновременно удавалось быть и романтиком, мечтающим об искренней любви и заботе, и деловитым, предприимчивым помещиком, живущим реальной жизнью. Он поэт, создававший искренние стихотворения о природе, пишущий про детей и для детей. В то же время он точный публицист и прозаик, часто проводивший время за переводам, где нельзя уходит в раздумье и мечтать. Он разносторонняя личность, и этим интересен по сей день.