"Все мои принцессы - любящие жены,
Я, их повелитель, любящий их муж.
Знойным поцелуем груди их прожжены,
И в каскады слиты ручейки их душ".
"Тринадцатая"

Поэт, который любил в стихах и в жизни, и с легкостью своими рифмами покорял женские сердца - искал женщину своей мечты всю жизнь, и каждый раз влюблялся страстно, без остатка, восхищался многими женщинами и осыпал их дифирамбами. "Любовь! ты - жизнь, как жизнь - всегда любовь" - таким он видел смысл жизни, и женщины отвечали ему любовью:

Прекрасно помню, как в детстве меня буквально заворожили строки из книги воспоминаний Михаила Арго, посвященные малоизвестному в то время Игорю Северянину.

"Как правило, актерское чтение стихов существенно отличается от авторского. ...Поэты по большей части перегибают палку в сторону напевного произнесения, жертвуя смыслом, содержанием и сюжетом своих стихов во имя благозвучия и напевности. По свидетельству современников, именно так читал свои стихи Пушкин, а до него многие поэты, начиная с Горация и Овидия.

Так же распевно, пренебрегая внутренним смыслом стиха, совершенно однотонно произносил свои произведения Игорь Северянин. Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг, вызывал определенную реакцию у контингента определенного типа. Все было задумано, подготовлено и выполнено.

"Королева игра-а-ала в башне замка Шопе-э-на, И, внимая Шопе-эну, полюбил ее паж!"

Конечно, тут играла роль и шаманская подача текста, и подчеркнутое безразличие поэта, и самые зарифмовки. Закончив чтение, Северянин удалялся все теми же аршинными шагами, не уделяя ни поклона, ни взгляда, ни улыбки публике, которая в известной своей части таяла, млела и истекала соками преклонения перед «настоящей», «чистой» поэзией".

Правда, в отличие от большинства моих современников, с поэзией Северянина я была знакома. Моя бабушка бережно хранила целую тетрадь аккуратно переписанных стихов, которые действительно завораживали немыслимыми образами, типа:

"Моя дежурная адъютантесса,

Принцесса Юлия де Вианто,

Вмолнилась в комнату, быстрей экспресса…"

И так далее, и тому подобное. Между прочим, широко цитируемые "ананасы в шампанском" - это тоже изобретение Северянина. Его современники бывали, скажем так, обескуражены, когда в ресторане он заказывал… рюмку водки с соленым огурцом. Здравый смысл и простота - типичные качества Тельца не могли не проявиться хотя бы в этом.

Принято думать, что всероссийская слава Игоря Северянина пошла со знаменитой обмолвки Толстого о ничтожестве русской поэзии. В 1909 г. некий журналист привез одну из брошюр Северянина в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений - «Вонзите штопор в упругость пробки, и взоры женщин не будут робки», - и он разнес поэта в пух и прах. После чего, говоря словами самого поэта, "всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала меня сразу известным на всю страну... С легкой руки Толстого, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, — участие", — вспоминал позднее поэт.

Но, как ни парадоксально, благодаря этому имя будущего кумира эстрад и редакций замелькало на страницах газет. Но давайте обо всем по порядку.

Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 16 мая 1887 г. в Петербурге. Мать его происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и, нити родства связывали ее с Фетом, Карамзиным, Коллонтай. Стихи начал писать в 8 лет. Впервые опубликовался в журнале "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Псевдоним появился позднее.

Кстати, сам Игорь-Северянин писал его именно через дефис: как второе имя, а не фамилию. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого древнерусского князя Игоря Олеговича; приложение "Северянин" делало псевдоним близким к "царственным" именам и означало место особенной любви. Но традиция писать "Северянин" как фамилию закрепилась так же, как традиция толковать поэта односторонне по его "экстазным" стихам.

Первая любовь Игоря Северянина была его кузиной. Елизавета Лотарева была старше своего родственника на пять лет, ей только что исполнилось… семнадцать. Они проводили летние месяцы в семейной усадьбе, играли, спорили и говорили обо всем на свете. И были счастливы. Позднее Игорь посвятил своей возлюбленной несколько прекрасных стихов, но после пяти лет полу-дружбы, полу-любви Елизавета вышла замуж. Брачная церемония травмировала слишком впечатлительного поэта, ему стало дурно в церкви.

Настоящее чувство пришло немного позже. В 1905 году состоялась встреча, оставившая неизгладимый отпечаток на жизни и творчестве поэта. С Евгенией, тогда еще Женечкой Гуцан. Была она на редкость хороша собой: стройная, с роскошными золотыми вьющимися волосами. Игорь, влюбившись, придумал своей юной подруге новое имя Злата и задарил стихами. Больше задаривать было нечем... Кто он был? Всего лишь восемнадцатилетний юнец, без образования, без специальности и без гроша в кармане. Но при этом крайне уверенный в себе, ничуть не сомневающийся, что совсем скоро будет богат и известен...

"Я - гений, Игорь Северянин!"

И вдруг Евгения забеременела, а о женитьбе не могло быть и речи. И она стала содержанкой, что дало повод поэту патетически воскликнуть:

"Ты ко мне не вернешься, даже ради Тамары,

Ради нашей дочурки…"

"Дочурку" Северянин увидел лишь шестнадцать лет спустя. Тамара стала балериной и была очень похожа на него, ничего не унаследовав от красавицы-матери. Но у Игоря Васильевича тогда уже была своя, другая семья. Романтического примирения-воссоединения не состоялось…

…В конце жизни, когда пришла пора подводить итоги, Игорь Васильевич, оглядываясь назад, с грустью признался самому себе, что в ранней молодости ему очень мешали правильно воспринимать людей и "глупая самовлюбленность", и "какое-то скольженье по окружающему". И это относится и к друзьям, которых он недооценил, и к женщинам: "в последнем случае последствия бывали непоправимыми и коверкали жизнь, болезненно и отрицательно отражаясь на творчестве". Поскольку эта запись сделана в дневнике, когда он непоправимо и навсегда расстался с двумя "недооцененными" им женщинами - своей первой любовью Евгенией и единственной законной женой эстонкой Фелиссой Круут, можно предположить, что приведенная выше сентенция относится именно к ним.

Но до всего этого было еще очень далеко. А тогда, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов, тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо. Другой мэтр символизма, Федор Сологуб, принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием. А современники бывали откровенно шокированы действительным бытом "святозарного", на поэтических выступлениях которого обезумевшие от восторга поклонницы кидали к его ногам бриллианты и золотые украшения.

"Из мемуаров Георгия Иванова "Петербургские зимы":

Была весна 1911 года. Мне было семнадцать лет. Я напечатал в двух-трех журналах несколько стихотворений, завел уже литературные знакомства с Кузминым, Городецким, Блоком, был полон литературой и стихами. Имени Северянина я до тех пор не слышал. Но, роясь однажды на «поэтическом» столике у Вольфа, я раскрыл брошюру страниц в шестнадцать, на задней стороне обложки которой объявлялось, что Игорь Северянин принимает молодых поэтов и поэтесс - по четвергам, издателей по средам, поклонниц по вторникам и т. д. Все дни недели были распределены и часы точно указаны, как в лечебнице.

Я прочел несколько стихотворений. Они меня «пронзили»... Чем, не знаю. Однако, я не сразу решился пойти "на прием к мэтру". Как держаться, что сказать? Еще одно обстоятельство смущало меня: несомненно, человек, каждый день принимающий посетителей разных категорий, стихи которого полны омарами, автомобилями и французскими фразами,— человек блестящий и великосветский. Не растеряюсь ли я, когда, когда надменный слуга в фиалковой ливрее проведет меня в ослепительный кабинет, когда появится сам Игорь Северянин и заговорит со мной по-французски с потрясающим выговором?.. Но жребий был брошен, извозчик нанят, отступать было поздно...

Игорь Северянин жил в квартире № 13. Этот роковой номер был выбран помимо воли ее обитателя. Так нумеровалась самая маленькая, самая сырая, самая грязная квартира во всем доме. Ход был со двора, кошки шмыгали по обмызганной лестнице. На приколотой кнопками к входной двери визитной карточке было воспроизведено автографом с большим росчерком: Игорь Северянин. Я позвонил. Мне открыла маленькая старушка с руками в мыльной пене. «Вы к Игорю Васильевичу? Обождите, я сейчас скажу»... Мы проговорили весь вечер, поочередно читая друг другу стихи. С этого дня началось наше знакомство.

Моя дружба и Игорем Северяниным, и житейская, и литературная, продолжалась недолго. Мы расстались, когда он был в зените своей славы. Бюро газетных вырезок присылало ему по пятьдесят штук в день, сплошь и рядом целые страницы, полные восторгов или ярости (что, в сущности, все равно для "техники славы"). Его книги имели небывалый для стихов тираж, громадный зал городской Думы не вмещал всех желающих попасть на его "поэзо-вечера". Неожиданно сбылись все его мечты: Тысячи поклонниц, цветы, автомобили, шампанское, триумфальные поездки по России … это была самая настоящая, несколько актерская, пожалуй, слава".

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

А 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран «королем поэтов». Вторым был признан В. Маяковский, третьим - В. Каменский. На вечере присутствовал и Александр Блок, но никакого титула удостоен не был. Нам, знающим дальнейшее развитие истории, можно либо усмехнуться, либо пожать плечами. Кто сейчас помнит Каменского? Кто будет сравнивать Маяковского с Северяниным - "круглое с красным"? Но суд современников всегда менее объективен, нежели суд потомков.

Через несколько дней "король" уехал с матерью и своей "Музой музык" - гражданской женой Марией Домбровской - на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой " Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине (сейчас Таллинн) и других местах.

Важно подчеркнуть: Игорь Северянин не считал себя эмигрантом. Он говорил: "Я дачник с 1918 года". Он был уверен, что "дачное" пребывание в Тойла временно. Когда пройдет полоса гражданских и межнациональных войн, когда в России жизнь упрочится и установится твердый мир - он вернется в Петроград!

Тем не менее, 1920 году отношение Игоря Северянина к Эстонии углубляется, становится более весомым в плане постижения. Нужно, впрочем, сказать, что Эстония, как часть России, воспринималась им из Тойла поначалу поверхностно, преимущественно как ряд пейзажей. Естественная благодарность к "краю благословенному" за то, что он приютил его и близких в период революционного разгула со временем переросла в куда более сложное и прочное чувство. И, наконец, в Эстонии он нашел свою "королевочку"…

Со своей будущей женой, тогда еще гимназисткой, Северянин познакомился именно в Тойле. По-видимому, Игорь Васильевич увидел в случайной встрече небесное знамение. Мать, Наталья Степановна, единственная женщина, которая скрашивала его холостое житье-бытье (после того как подруга Игоря Васильевича, еще недавно вроде бы влюбленная и нежная, готовая на любые жертвы ради их взаимного счастья, не выдержав испытания захолустьем, ушла от него), была совсем плоха, местный доктор сказал: безнадежна... И вот судьба, словно бы сжалившись, посылала ему эту строгую девочку, чтобы, тридцатичетырехлетний поэт не остался в тоскливом одиночестве.

Похоронив матушку, которая скончалась 13 ноября 1921 года, Северянин скоропалительно, и сорока дней не минуло со дня похорон, спасаясь от ужаса одиночества на чужбине, «осупружился». Да, в высокой, слишком прямой и для ее девятнадцати чересчур уж серьезной "эсточке", ученой дочке деревенского плотника, не было элегантной рафинированности Марии Домбровской, которую он назвал в посвящении к "Громокипящему кубку" - "Моей тринадцатой и, как Тринадцатой, моей последней", и с которой он прожил вместе шесть с половиной лет.

В Фелиссе, нежно названной им «Фишкой», вообще не было ничего из того, что пленяло Северянина в женщинах — игры, кокетства, легкости, изящества. Зато имелось, и с лихвой, то, чего хронически недоставало как предыдущим, так и последующим дамам его выбора: основательный, практичный ум, твердость характера, а главное — врожденный дар верности. Такого надежного товарища, терпеливого и выносливого, о его изменчивой и трудной судьбе больше уже не будет.

"Любовь беспричинна" - считал поэт, поэтому и восхищался многими женщинами, хотя одновременно с дифирамбами осыпал их многочисленными упреками: в корыстолюбии, бездуховности, меркантильности. Молодая жена была совершенно лишена всех этих недостатков, хотя впоследствии именно это Северянин и поставил ей в вину. Тельцы предпочитают покровительствовать сами, а не быть под чьей-либо опекой.

С Фелиссой поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За ней Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой. Ей он посвятил около двухсот стихотворений, в том числе "Поэзу голубого вечера" и "Поэзу счастья".

"Когда тебя я к сердцу прижимаю,

И твоего капота тлеет тюль,

Могу ли я не радоваться маю

И пережить любимую могу ль?"

Вообще 1921 год стал в судьбе поэта переломным. Меняются его политические устремления, о чем свидетельствуют его новые стихи. Налаживаются его связи с соседними странами. Он принял эстонское гражданство. Нельзя сбросить со счетов и того весомого факта, что, женившись на эстонке, Северянин из "петербургского дачника" превращался в жителя Тойла.

Игорь-Северянин по-прежнему много писал: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг. С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922 год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... Но все же большую часть времени Северянин проводил в Тойла, за рыбной ловлей.

Да и время его, по-видимому, безвозвратно прошло: у русскоязычных эмигрантов были другие проблемы, в Советском Союзе поэта давным-давно забыли, настолько неактуальны оказались его королевы, гризетки и ландо. Да и ему самому в вечном поиске средств к существованию было уже не до пажей и будуаров.

Вообще тема о попытках поэта вернуться на родину в печати не рассматривалась. Все комментарии по этому вопросу до крайности скудны и едины в следующей формулировке: "Северянин встретил местную молодую девушку, сделал ей предложение, женился и этим предопределил свою судьбу". На этом тема была исчерпана.

Между тем творчество поэта, его переписка, а также воспоминания современников дают возможность проникнуть в полную драматизма жизнь его вне родины, где решительная попытка вернуться в Россию в силу ряда обстоятельств преобразовалась в несбыточные надежды о таком возвращении, а присоединение Эстонии к России выпятило очевидный факт: северянинские стихи не вписывались в советскую литературу предвоенных лет.

Игорь Северянин как поэт, похоже, всегда жил в двух измерениях: реальная жизнь, где его постоянно ожидали удары и из которой он постоянно пытался бежать, и мечта, сказка, которую он создавал на свою потребу и в которой всегда находил себе удобное место. В созданном им мире королев и пажей он выбрал себе роль пажа, затем наступила очередь придуманной им страны, где люди жили по принципам, исповедуемым им самим. А на смену ей пришла сказочная Россия с цыганами и разбойниками, с хмельными брагами, избяными бабами и т.п. В этой сказочной России было все возможно, даже возврат поэта. Реальная жизнь оставляла мало времени для сказок.

Но он еще не испил свою горькую чашу до дна: за шестнадцать лет слова "пора домой" потеряли у него свою действенность, обветшали и постарели, как и их автор. Слишком много теперь связывало Северянина с Эстонией. В 1935 году он оставил жену и стал жить со своей новой спутницей - Верой Коренди, мило переименованную им в “Струйку Токая” из-за того, что она всю свою жизнь искала тот единственно верный вариант легенды, при котором "струйка Токая не прольется мимо оскорбляемого водкой хрусталя".

Постаревший, нервный и больной, он стал тяжелой ношей для молодой женщины. Не пограничный шлагбаум стоял у него на пути, а иностранное гражданство, не расторгнутый брак, болезни и наконец - неопределенность будущего на родине не оставляли практически никакого выхода.

"Стала жизнь совсем на смерть похожа:

Все тщета, все тусклость, все обман.

Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,

Чтобы кануть вместе с ней в туман..."

К концу 1939 года судьба Эстонии была предрешена: ей предстояло войти в состав СССР. Северянин знал об этом и, как кажется, чтобы оправдаться перед новым жестоким режимом, написал стихотворение "Наболевшее" - покаянная исповедь перед новой властью и перед читателем.

С присоединением Эстонии формальное возвращение Северянина на родину состоялось. Но неосуществленным оставалось его возвращение как поэта. Друзья безуспешно пытались убедить различные редакции опубликовать стихи Северянина. В 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".

На пороге стояли война и оккупация Эстонии. 20 декабря 1941 года Северянин скончался. Поэт похоронен в Таллине. На памятнике помещены его строки:

"Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!"

После войны понадобилось еще тридцать лет, чтобы на родине поэта появился сборник его стихов.

Жизнь и творчество Игоря Северянина

Выполнено:

учеником11 «В» класса

Серковым Федором

Псевдоним и настоящее имя

И́горь Северя́нин (псевдоним; большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин , настоящее имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев) (4 мая (16 мая н.ст.) 1887, Петербург - 20 декабря 1941, Таллин) - русский поэт «серебряного века».

Начало биографии

Родился в Петербурге в семье военного инженера (дальний родственник Н. М. Карамзина и А. А. Фета по матери, троюродный брат А. М. Коллонтай). Закончив четыре класса реального училища, в 1904 г. уехал с отцом на Дальний Восток. Затем уехал назад в Петербург к матери.

Раннее творчество

Первые публикации появились в 1904 г. (за свой счет), в дальнейшем на протяжении девяти лет Северянин издавал тонкие брошюры со стихами, приносившие долгое время лишь скандальную известность (например, растиражированный возмущённый отзыв Льва Толстого на одно из его стихотворений в начале 1910 года). Из поэтов старшего поколения поначалу обратил внимание на молодого Северянина лишь Константин Фофанов (впоследствии его и Мирру Лохвицкую Северянин объявил учителями и предтечами эгофутуризма).

На пике популярности

Успех пришел к поэту после выхода сборника «Громокипящий кубок» (1913, предисловие к которому было написано Ф. Сологубом). В течение 1913-1914 гг. Северянин выступал со многими вечерами («поэзоконцертами») в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы критиков разной ориентации, в том числе скептически относившихся к футуризму. Для его лирики характерна смелая для тогдашего вкуса (до грани пародийности) эстетизация образов салона, современного города («аэропланы», «шоффэры») и игра в романтический индивидуализм и «эгоизм» , условные романтически-сказочные образы. Стих Северянина музыкален (во многом он продолжает традиции Бальмонта), поэт часто использует длинные строки, твёрдые формы (некоторые изобретены им самим), аллитерацию, диссонансные рифмы.

Северянин был основателем литературного движения эгофутуризма (начало 1912), однако, поссорившись с претендовавшим на главенство в движении Константином Олимповым (сыном Фофанова), осенью 1912 года покинул «академию Эго-поэзии» (о выходе из движения объявил знаменитой «поэзой», начинающейся «Я, гений Игорь-Северянин…»). Впоследствии ездил в турне по России в 1914 г. с кубофутуристами (Маяковским, Крученых, Хлебниковым).

Вышедшие после «Громокипящего кубка» сборники 1914-1915 гг. («Victoria regia», «Златолира», «Ананасы в шампанском») воспринимались критикой более прохладно, чем «Кубок»: Северянин включал в них в большом количестве ранние, незрелые «поэзы», а новые тексты из этих книг во многом эксплуатировали образность «Кубка», не добавляя ничего нового. В 1915-1917 гг. Северянин поддерживал (совместные выступления, турне, сборники) ряд молодых авторов, большинство из которых никакого следа в литературе не оставили; самым заметным учеником Северянина этого периода был Георгий Шенгели.

Северянин был избран публикой «Королём поэтов» на выступлении в московском Политехническом музее в 1918 г.

Эстония

В том же 1918 г. Северянин переехал в Эстонию, где в 1921 г. женился на Фелиссе Круут (единственный его зарегистрированный брак). Ездил в дальнейшем с выступлениями во Францию и в Югославию.

Поздняя лирика Северянина во многом отходит от его стиля 1910-х годов. Самые заметные его произведения этого периода - несколько получивших большую известность стихотворений («Соловьи монастырского сада», «Классические розы»), автобиографические романы в стихах «Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» и сборник сонетов «Медальоны» (портреты писателей, художников, композиторов, как классиков, так и современников Северянина). Переводил стихотворения А. Мицкевича, П. Верлена, Ш. Бодлера, эстонских и югославских поэтов.

После присоединения Эстонии к СССР возобновил творческую активность, пытаясь публиковаться в советской печати. Умер в оккупированном немцами Таллине от сердечного приступа, в присутствии младшей сестры Веры Коренди (эстонизированная фамилия, собственно Коренова), его последней сожительницы. Похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине.

Произведения

Известные цитаты

«Классические розы»: ...Как хороши, как свежи будут розы,Моей страной мне брошенные в гроб!«Увертюра»: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!Удивительно вкусно, искристо и остро!Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!..«Это было у моря»Это было у моря, где ажурная пена,Где встречается редко городской экипаж...Королева играла - в башне замка - Шопена,И, внимая Шопену, полюбил ее паж...«Эпилог»: Я, гений Игорь Северянин,Своей победой упоен:Я повсеградно оэкранен!Я повсесердно утвержден!

  1. Где и когда родился Северянин?

  1. Как звали его родителей, кем они были по проис­хождению?

  2. В каких автобиографических произведениях Севе­рянин рассказал о своем детстве и юности?

  3. Назовите писателей, книгами которых зачитывался юный Северянин.

  1. Каких русских поэтов называл Северянин своими литературными учителями и кумирами?

  2. Назовите первое, появившееся в печати стихотворе­ние Северянина. Где оно было напечатано?

  3. Какими литературными псевдонимами подписывал свои юношеские стихи Северянин?

  4. Какой «счастливый случай», «литературный выдвиг» (по выражению Северянина) принес ему в 1909 году скан­дальную известность как поэту?
10. Как называлось литературное объединение поэтов, созданноеСеверяниным в 1910 году?

11. Как называется первый стихотворный сборник Северянина, изданный в Петербурге в 1913 году и принесший ему небывалую славу?


  1. С поэтами какого литературно-художественного те­чения в 1914 году принял Северянин участие в поэтических выступленияхна юге России?

  2. Как называется труд Северянина по теории стихо­сложения, где он описывает десять изобретенных им стихоформ?

  3. Где и когда Северянин был провозглашен королем поэзии?

  4. Как называется поселок в Эстонии, где с 1918 года и до самой кончины проживал Северянин?

  5. Икона какого русского святого хранилась в эстон­ском домике поэта в Тойле?
17 . Какие стихотворные строки выбиты на могильном памятнике поэта на Александро-Невском кладбище в Тал­линне?

ОТВЕТЫ


  1. Игорь Васильевич Лота рев.

  2. В Петербурге, 4 (16) мая 1887 года.
3.- Отец - Василий Петрович Лотарев, происходил «из владимирских мещан», но сумел получить образование, стал военным инженером н дослужился до чина штабс-капитана.

Мать - Наталия Степановна Лотарева, урожденная Шеншина, принадлежала к дворянскому роду, в котором был, в частности, и Н. М. Карамзин. По линии матери (ко­торая в первом браке была замужем за генерал-лейтенантомГ. И. Домонтовичем) родственниками поэта были Александ­ра Михайловна Коллонтай (урожденная Домонтович) и вы­дающаяся певица Евгения Константиновна Мравинская (по сцене - Мравина).


  1. «Падучая стремнина» (1922), «Роса оранжевого часа»(1923), «Колокола собора чувств» (1923), в прозаических воспоминаниях «Уснувшие весны».

  2. Густав Эмар, Майн Рид, Александр Дюма и Виктор Гюго, А. К. Толстой, И. С. Тургенев, А. И. Гончаров и А. Н. Апухтин.

  3. Поэтов-лириков XIX века А. К. Толстого и А. М. Жемчужникова, Мирру Александровну Лохвицкую (1869 - 1905).
    В 1907 году, 20 ноября, (этот день Северянин потом ежегод­но праздновал) он познакомился со своим главным поэтическимучителем - Константином Михаиловичем Фофано­вым (1862-1911).

  1. Стихотворение «Гибель Рюрика», журнал «Досуг и дело», 1-го февраля 1905 года во втором (февральском) номере, под фамилией Игорь Лотарев.

  2. Игла, Граф Евграф Д" Аксанграф.

  3. Брошюра Северянина «Интуитивные краски» слу­чайно попала в руки Льва Толстого, который выразил воз­мущение стихотворением «Хабанера II». («Вонзите штопор в упругость пробки...»), об этом мгновенно написали мос­ковские газеты. С тех пор журналы стали охотно печатать стихи Северянина.
10. Эгофутуризм, куда вошли молодые поэты - Иван Игнатьев, Вадим Баян, Василиск Гнедов, Константин Олимпов (сын К. М. Фофанова), Грааль Арельский (С. С. Пет­
ров).

11 . «Громокипящий кубок».

Такого успеха не имела в России ни одна поэтическая книга. В 1915 году было напечатано уже 10 изданий сборни­ка. 31348 экземпляров - тираж для того времени фантасти­ческий.


  1. С кубофутуристамп. Выступления именовались «Олимпиада футуризма», в них принимали участие Влади­мир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский.

  2. «Теория версификации»; Северянин описывает де­сять изобретенных стихоформ - «миньонет», «поэметта», «лириза», «дизель», «квинтина» и другие.

  3. 27 февраля 1918 года на поэтическом вечере в Поли­техническом музее в Москве, второе место занял Владимир Маяковский.

  4. Рыбацкий поселок Эст-Тойле, на северо-восточном побережье Эстонии.

  5. Икона древнерусского князя Игоря Олеговича, в честь которого и было дано родителями, по святцам, имя Северянину.
17. Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Из стихотворения Северянина «Классические розы»
(1925).

Кто из русских писателей и поэтов изображен Северяниным в этих строках

1. Никем не превзойденный мастер.
Великий ритор и мудрец.
Светило ледовитой страсти

Ловец всех мыслей, всех сердец...

Великий лаборант, он каждый

Порыв усвоил и постиг

Он мучим неизбывной жаждой

Познанья всех вселенских книг.

2. Он в жизнь вбегал рязанским простаком,
Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и веселым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком.

3. Сласть слез соленных знала Изергиль,

И сладость волн соленых впита Мальвой.

Под каждой кофточкой, под каждой тальмой -

Цветов сердец зиждительная пыль.


  1. Он тщетно на земле любви искал:
    Ее здесь нет. Когда же свой оскал
    Явила Смерть, он понял: - Незнакомка...

  2. Предчувствовать грядущую беду
    На всей земле и за ее пределом
    Вечерним сердцем в страхе омертвелом
    Ему ссудила жизнь в его звезду.

  3. В его стихах - веселая капель,
    Откосы гор, блестящие слюдою,
    И спетая березой молодою
Песнь солнышку. И вешних вод купель.

7. Писатель балаклавских рыбаков,
Друг тишины, уюта, моря, селец,
Тинистой Гатчины домовладелец,

Он мил нам простотой сердечных слов…
8. Поет он гимны всем семи грехам,
Непревзойденный в митинговой глотке.
Историков о нем тоскуют плетки
Пройтись по всем стихозопотрохам...

9. Измученный в хождениях по мукам,
Предел обретший бежинским докукам,
Не очень забираясь в облака,
Смотря на жизнь, как просто на ракиту
Бесхитростно прекрасную, Никиту
Отец не променяет на века... :

10. Послушница обители любви
Молитвенно перебирает четки.
Осенней ясностью в ней чувства четки.
Удел - до святости непоправим.

Ответы:

Кто из русских писателей и поэтов изображен Северяниным в этих строках


  1. В. Я. Брюсов, стихотворение «Брюсов».

  2. С. А. Есенин, стихотворение «Есенин».

  3. М. Горький, стихотворение «Горький».

  4. А. А. Блок, стихотворение «Блок».

  5. Л. Н. Андреев, стихотворение «Андреев».

  6. И. А. Бунин, стихотворение «Бунин».

  7. А. И. Куприн, стихотворение «Куприн».

  8. В. В. Маяковский, стихотворение «Маяковский».

  9. А. Н. Толстой, стихотворение «Алексей Н. Толстой».
10. А. А. Ахматова, стихотворение «Ахматова».
Из каких произведений эти строки

1. Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж...

Королева играла - в башне замка - Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

2. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
3. Вонзите штопор в упругость пробки, -

И взоры женщин не будут робки!..

Да, взоры женщин не будут робки, .

И к знойной страсти завьются тропки... :
4. В соборе чувств моих - прохлада,

Бесстрастье, благость и покой.

И высится его громада

Над всей небожностью людской.
5. Каретка куртизанки...

По хвойному, откосу спускается на пляж.

Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить, -

Блюстителем здоровья назначен юный паж.
6. Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упокоен:

Я повсеградно оэкранен

Я повсесердно утвержден!


  1. Всех женщин все равно не перелюбишь,
    Всего вина не выпьешь все равно...
    Неосторожностью любовь погубишь:
    Раз жизнь одна, и счастье лишь одно.

  2. Одни лишь раз живя на этом свете
    И ощущая землю только раз,
    Забудь о судьбах будущих столетий:
Вся жизнь твоя - в лучах раскрытых глаз

!
Ответы: Из каких произведений эти строки


  1. «Это было у моря».

  2. «Увертюра».

  3. «Хабанера II».

  4. «Колокола собора чувств» (автобиографический роман в 3 частях.

  5. «Каретка куртизанки».

  6. «Эпилог».

  7. «Голубой цветок».
8. «Не устыдись...» .

Игорь- (дефис) Северянин: поэт писал именно через дефис как второе имя, а не фамилию.
Настоящее имя И́горь Васи́льевич Лотарёв.Родился 16 мая 1887 года в Санкт-Петербурге в семье военного инженера Василия Петровича Лотарёва.По материнской линии являлся троюродным братом русской бунтарки Коллонтай, приходился родственником историку Карамзину и поэту Фету. Первые 9 лет провёл в Петербурге.Потом закончил четыре класса Череповецкого реального училища,в 17 лет побывал с отцом на Дальнем Востоке.
Говорят, что если бы он не был поэтом, то был бы оперным певцом.У него был прекрасный голос, который просто гипнотизировал слушателей, когда Северянин читал свои стихи.
Первые публикации появились в 1904 году - поэт выпустил около 35 небольших брошюрок в основном за свой счёт.Его заметили и приняли известные поэты Константин Фофанов,Мирра Лохвицкая,Брюсов.Северянин объявил их потом своими учителями.А Мирру Лохвицкую так вообще возвеличил,поставил на пьедестал для поклонения, выдумав волшебную страну Миррэлию, названную в её честь. И в тоже время "впал в немилость" к таким поэтам как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Борис Пастернак.Зависть - она и у великих,зависть.
Фантазийные,экстазные стихи Игоря Северянина были очень близки к творчеству Александра Вертинского. Шансонье написал на слова Северянина несколько песен, что придало ещё больше популярности молодому поэту. Известность принёс и растиражированный возмущённый отзыв Льва Толстого на одно из его стихотворений в начале 1910 года. А настоящая слава пришла к нему в 1913 году после выхода в свет сборника "Громокипящий кубок".В том же году Северянин стал давать собственные ПОЭЗОКОНЦЕРТЫ (поэза - северянинское "поэзия", обожаю это слово!), совершил первое турне по России вместе с Сологубом. Надобно сказать, что ещё в 1911 году Северянин основал собственное литературное направление - ЭГОФУТУРИЗМ. В эту группу входили не самые тепеь узнаваемые поэты:Олимпов,Игнатьев, Баян,Гнедов.На выступлении в московском Политехническом музее в 1918 году публика избрала Северянина «Королём поэтов», чем вызвала ревность другого "короля" Владимира Маяковского.Через несколько дней "король" уехал с матерью,Натальей Степановной,"с музой" №13 Марией Домбровской,с бывшей сожительницей Еленой Семёновой с 5-летней дочкой, с их нянечкой на отдых в эстонскую деревню Тойла.А в 1920 году Эстония отделилась от России.
И жизнь сложилась так, что из тридцати восьми лет литературной деятельности Северянин двадцать четыре года прожил в Эстонии.В 1921 году умерла мама, №13,устав от жизни в приморской деревне, подалась в цыганское варьете, и Северянин женился на дочери плотника,у которого уже несколько лет снимал квартиру.Фелисса Круут была красива,умна, писала стихи на эстонском и русском языках, а главное любила его чуть ли не с детских лет.В 1922 году у них родился сын. Северянин назвал его Вакхом.
Он ездил в с выступлениями во Францию и в Югославию.Вместе с женой создал "Антологию эстонской поэзии за 100 лет. Он переводил стихотворения Мицкевича,Верлена, Бодлера, эстонских и югославских поэтов.Ему,как классику, тогдашнее эстонское правительство в 1926 году назначили государственную субсидию.С Фелиссой поэт прожил 16 лет.За ней Игорь-Северянин был как за каменной стеной.Но в 1931 году в жизни Северянина появилась другая женщина.Разлучница Вера Коренди(Коренева) была увлечена поэзией Игоря Северянина,и решив,что ее назначение - быть рядом с поэтом,стала писать ему.В конце концов она добилась своего - в 1935 поэт переехал к новой подруге в Таллинн.Позже Северянин сожалел о своём разрыве с женой.Последнее стихотворение о любви было посвящено ей, Флешке, как он её называл.
Нас двадцать лет связует - жизни треть,
И ты мне дорога совсем особо;
Я при тебе хотел бы умереть:
Любовь моя воистину до гроба
А Вере поэт посвятил стихотворение "Последняя любовь":"Ты влилась в мою жизнь, точно струйка Токая".
Игорь-Северянин умер в оккупированном немцами Таллине,(впрочем окупанты дружелюбно отнеслись к больноиу поэту),куда перевезла больного мужа Вера Коренди, хотя лечащий врач категорически не давал на это разрешения:незадолго до отъезда поэт перенёс инфаркт миокарда.Он всегда хотел быть захороненным в воспеваемой им Тойла, но для Коренди это означало присутствие первой семьи, крах её надеждам на наследство.
Потом начался делёж литературного наследства.Вера Коренди не отдала первой жене "ни строчки". Сказав, что архив погиб во время пожара,она прятала его всю войну,а в 1947 году, после недлительных переговоров, продала весь "сгоревший" архив Игоря-Северянина Госархиву в Москве.Всю свою долгую жизнь Вера Коренди пыталась соответствовать истинной Музе,той "струйке Токая",которую воспел Северянин, но Эстония как законную жену поэта чествовала ненавистную ей Фелиссу.Потом Вера снова выщла замуж, не забывая время от времени давать интервью,делиться воспоминаниями, которые с лёгкостью опровергали её современники.Она прожила долго.
*** Первой любовью Северянина была кузиной Елизавета Лотарева, старше своего на пять лет.И-С посвятил ей несколько прекрасных стихов,но после пяти лет полу-любви Елизавета вышла замуж.
*** в 1905 году встретился с Евгенией Гуцан-ЗЛАТА.Она родила дочь Тамару.Дочь Северянин увидел лишь шестнадцать лет спустя. Она была похожа на него.Стала балериной. была очень похожа на него.
*** Елена Яковлевна Семенова,сожительница поэта,мать дочери Валерии
**** Мария Домбровская" - "Моей тринадцатой и, как Тринадцатой, моей последней",с ней прожил шесть с половиной лет.Во времена нацистов Злату арестовали за то, что укрывала в своей мастерской евреев, но потом выпустили. Умерла Евгения Гуцан-Менеке в 1952 году
в Лиссабоне.
*** жена Фелисса Круут
*** Вера Коренди, в последнем браке Запольская.
ДЕТИ
*** сын Вакх в 1944 году уехал в Швецию.Умер в 1980-е годы.
*** дочь Тамара Шмук от Марии Домбровской,жила в Нарве.Умерла в 70-х годах
*** дочь Валериия (1913,Петербург - 1976,Усть-Нарва), названа в честь Валерия Брюсова.

Вариант 1

1. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина.

2. Как вы относитесь к обвинениям И. Северянина в эгоцентризме, пошлости, самолюбовании? Ответ обоснуйте.

3. Назовите некоторые неологизмы И. Северянина. По какому принципу они созданы?

4. Перечислите характерные черты первых поэтических сборников И. Северянина. Какую программу поэта представляли сборники 1910-х годов?

Вариант 2

1. Какие известные литераторы были в роду Игоря Северянина?

2. Назовите основные признаки поэтической манеры И. Северянина. В чем сходство И. Северянина с футуристами?

3. Вспомните лозунги «эгофутуризма» и прокомментируйте их.

4. Объясните смысл понятия «самостоятельность» к поэзии И. Северянина.

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по Серебряному веку русской поэзии.

Уроки 24-25. Сочинение

Темы сочинений:

1. Поиски и находки поэтов Серебряного века.

2. Образ города в поэзии Серебряного века.

3. Противоречия эпохи в поэзии Серебряного века

4. Об одном стихотворении Серебряного века.

5. Мой любимый поэт Серебряного века

Примерный развернутый план сочинения по теме:

«Поиски и находки поэтов Серебряного века»

I. Введение

Суть метафоры «серебряный век». Традиции, преемственность, связь с «золотым веком» русской поэзии. Активность литературной жизни. Временные рамки Серебряного века. Основные литературные направления.

II. Основная часть

1. Истоки и задачи символизма:

Французский символизм, философия В. С. Соловьева;

Задача возрождения литературы, постижения мирового единства через символы.

а) Поиски «старших символистов»:

Символизм как литературная школа;

- «создания искусства - приотворенные двери в вечность» Брюсов;

Формальное экспериментирование, музыкальные композиционные приемы в поэзии (примеры - Бальмонт и др.);

Активное использование мифологических образов в поэзии;

Установка на самоценность, автономность искусства («искусство для искусства»);

Религиозно-философские поиски «старших символистов» (Мережковский, Гиппиус);

Декадентство и символизм.

б) Символизм как целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни для «младосимволистов»:

Установка на сотворчество читателя;

Мифотворчество;

Пессимистическая мифология Ф. Сологуба;

Мистические идеалы и вера в обновление мира (А. Белый);

Раннее творчество А. Блока: образ «Вечной Женственности»;

Открытие многозначности слова;

Музыкальность поэзии;

2. Истоки акмеизма (символизм). Противостояние акмеизма символизму. «Цех поэтов»:

Отношение к поэзии как к мастерству;

Утверждение красоты жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века» русской поэзии»;

Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика в творчестве Н. Гумилева;

Возвращение ценностей и красоты реального мира в поэзии акмеистов.

3. Футуризм как выражение стремления к будущему:

Декларации футуристов («Пощечина общественному вкусу»);

Пафос отрицания «старого искусства», утверждение «нового искусства», призванного преобразить мир;

Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество, новые композиционные и графические эффекты в поэзии (В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский), отношение к слову как к конструктивному материалу;