Юриспруденция-наука о государстве и праве, изучающая процесс и результаты правового регулирования и выдвигающая правовые идеи о возможности внесения идей в механизм и способы юридической организации общественных отношений. Простейшее определение юриспруденции - практическая деятельность юристов.

Если рассматривать юриспруденцию через призму приложения труда юриста, то необходимо вести речь о юридической практике, юридическом образовании и о юридической науке конкретного исторического общества. Происходит глубокая трансформация правовых институтов, обусловленная формированием принципиально новых социально-экономических отношений. Споры, в которых участвуют люди должны решаться в рамках установленного юридического процесса.

В настоящее время под юридической практикой обычно понимают деятельность компетентных субъектов юридических предписаний, взятую в единстве с накопленным социальным опытом.

Признаки юридической практики:

Основана на нормах права

Представляет собой составную часть социокультуры

Интегрирует политико-правовую систему

Порождает соответствующие правовые последствия

Юридическая практика немыслима без личного опыта.

Наряду с этим существует объективированный вовне правовой опыт, который формируется в процессе разрешения конкретных социально-правовых ситуаций, систематизации и обобщения материалов юридической практики и находит свое выражение в разнообразных актах-документах.

Юридическая деятельность охватывает юридически значимые действия, средства, способы и формы их осуществления, подготовку правовых документов, принятие решений и их результаты.

Юридическая практика имеет определённую форму, под которой понимается способы организации, существования и внешнего выражения её содержания.

Внешняя форма – разнообразные юридические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и т.п.), в которых правовые действия, методы и средства их осуществления, а также вынесенные решения.

Внутренняя форма – процедурно-процессуальное оформление юридической практики, в ходе которой определяется круг её субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, сроки и время совершения юридически значимых действий, процессуальные гарантии, условия и процедура принятия решений, порядок их обжалования и т.д.

Юридическая практика выполняет также и специально-юридические функции.

Прогностическую.

Правообеспечительную.

Консультационную.

  1. Юриспруденция как совокупность специальных знаний и как сфера профессиональной деятельности.

Юриспруденция – не только юридические знания, но и юридическое образование и юридическая профессия, это определенное профессиональное сообщество. В юридической науке, как в системе знаний, выделяют 2 уровня.

Первый – рациональный. Включает в себя научные проблемы, гипотезы, научные теории. Теория правового государства.

Второй – эмпирический. Он охватывает юридический факты, события.

Также, в юридической науке выделяют 2 аспекта.

Первый – теоретический. В этом аспекте научные изыскания направлены на получение новой, достоверной информации.

Второй – прикладной. Этот аспект связан с юридической деятельностью, использованием научной информации в конкретной работе.

В итоге, в юридической науке выделяют несколько профилей дисциплин:

Теоретико-методологический

Теория государства и права,

Философия права

Исторический ИОГП,

ИГП зарубежных стран

Отраслевая наука конституционного права,

Наука уголовного права

Специальная юридическая психология,

Психиатрия прикладной криминология,

Судебная медицина

Профессия юриста - определенный род занятия людей, имеющий специальную подготовку. Существует общая профессия юриста, в которой всегда существовала специализация. В наше время профессиональная юридическая деятельность становится доминирующей. Она требует специальных знаний, которые можно получить в соответствующих учебных заведениях. Существуют различные категории права: банковское, семейное, уголовное и др.. Соответственно, поле деятельности юриста огромно. Профессиональная юридическая деятельность проявляет себя на индивидуальном судьи, прокуроры и др., групповом и общественном уровнях. На индивидуальном уровне большую роль играют личные качества. Эти же качества послужат залогом успеха и на групповом уровне.

Каждый же хочет, чтобы в случае нарушения его прав, справедливость была восстановлена. Именно этим и занимаются юристы. К числу их полномочий относятся правотворчество, правоохрана. Сейчас грамотный юрист ценится очень высоко.

Глава 4 Юриспруденция с позиций институционного изучения.

Понятие, признаки, принципы, функции, теория и практика

Юриспруденции.

Юриспруденция в переводе с латинского (jurisprudencia) означает правоведение; совокупность юридических наук; правовая система; юридическая деятельность. В целом юриспруденция (юридическая наука) – это общественная дисциплина, которая изучает право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности.

Юриспруденция подразделяется на теоретическую (догматическую) и практическую (аналитическую).

Теоретическая (догматическая) юриспруденция изучает:

Догмы права (юридические нормы),

Субъективные права и обязанности;

Правовые гарантии;

- «право», «закон», соотношение права и закона;

Юридические факты;

Историю права;

Сравнительное правоведение;

Механизм правового регулирования;

Правовую культуру;

Правовую систему;

Законность;

Правосознание и др.

Теоретическая юриспруденция подразделяется на ряд отраслей:

а). Историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);

б). Отраслевые науки (конституционное право, уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.).

в). Прикладные науки (криминалистика, правовая статистика, судебная психиатрия, юридическая психология, судебная медицина и др.).

г). Международное право.

Историко-теоретические науки основное внимание уделяют историческому развитию политической и правовой мысли, ее фактическому прошлому.

Самая большая группа – отраслевые юридические науки, которые существенно влияют на развитие юридической мысли в целом.

Прикладные науки , которые существенно влияют на развитие юридической мысли в целом.

Прикладные науки не в полной мере относятся к юридическим, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Например, судебная медицина – это использование медицины в юриспруденции (в деятельности правоохранительных органов).



Практичекая (аналитическая) юриспруденция предоставляет отрасль знаний, которая «изучает в практических целях законодательство, юридические нормы, права и обязанности, ответственность, права и обязанности, ответственность, другие правовые явления под углом зрения присущей им логике, систематике, юридических черт, связей и соотношений, юридической техники и аналитики»

Степень развития аналитической юриспруденции влияет на качество, эффективность юридической работы, юридическое совершенство законодательства и уровень профессиональной подготовки юристов.

Юриспруденция тесно связана с экономическими, демографическими, культурными, социально-психологическими и другими научными направлениями, которые обеспечивают ей теоретическую деятельность.

Таким образом, юриспруденция на научно-практической основе раскрывает весь спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности общества. Интеграция юриспруденции и других научно-практических направлений, позволяет развиваться новым отраслям знаний, имеющих основную цель – обеспечение теоретических (правовых) и практических (юридических) основ деятельности правоохранительных органов.

На наш взгляд, юриспруденция тождественна понятию права . Такой подход к юриспруденции устраняет путаницу, различные наслоения в правовых вопросах.

Общая теория юриспруденции исследует понятие «право», «закон», соотношение «права и закона», «принципы», «структуру» права и др.

Русское слово «право» означает «действительно», «в самом деле», «правда», оно выражает волю, силу, власть индивидов поступать некоторым образом. В настоящее время общеустановленно – право это совокупность (система) норм, правил, исходящих от государства и регулирующих с использованием принуждения поведения людей.

Право – многогранное системное явление, обеспечивающее саморазвитие общества. Право реально потому, что это властная воля, воплощенная в законах, в поведении людей, вступающие в правовые отношения (правоотношения).

В юридической науке выработано множество определений права.

«Право есть специфических социальный регулятор, представляющий собой сложную систему, состоящую из общеобязательных принципов, норм (правил), волевых отношений индивидов и коллективных субъектов (организаций, групп), которые выражают определенный уровень социально-экономического, социально-психологического, религиозного и культурного развития, общества. Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в формальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения»

«Именно право по своей исходной сути представляет собой образование, происходящее из жизни людей, которое логически и исторически предназначено быть институтом , предназначенным упорядочивать свободу, придавать ей определенность и обеспеченность, а отсюда – человеческое содержание, истинно человеческую ценность»

В юридической литературе имеются и другие определения права. Таким образом, можно утверждать, что право это важнейшая категория юридической науки и практики в которой находят отражение содержания (понятие), принципы, функции, нормы, система права, признаки, характеризующие механизм правового регулирования, интеллектуально- волевой характер отношений индивида и коллектива (организаций, групп), обеспеченность права возможностью государственного принуждения.

Современное понимание права – понимание его как основного средства реализации социальной справедливости и целесообразности.

Справедливое – социально должное. Справедливо все нравственное. Несправедливы безнравственность, произвол.

Благодаря праву решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества. Право является носителем всех требований цивилизации.

Важнейшими признаками права являются: нормативность, интеллектуально-волевой характер, обеспеченность возможностью государственного принуждения, формальная определенность, системность.

1. Нормативность , обеспеченная государством, гарантирует осуществление субъективных прав граждан. Нормативность права выражает функциональное назначение – быть регулятором поведения людей, общественных отношений.

Ценность нормативности заключается в том, что она придает регулируемым общественным отношениям упорядоченность, организованность, стабильность, защищает их от произвола.

2. Интелллектуально-волевой характер норм подчеркивает, что право – проявление интеллекта, воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Право есть выражение не только интеллекта, но и воли людей. Воля проявляется в социально-правовых притязаниях отдельных лиц, групп, организаций, которые осуществляются через волю конкретных государственных органов, а также сознание и волю лиц, реализующие юридические нормы.

3. Обеспеченность возможностью государственного принуждения выражается в обеспечении защиты субъективного права , исполнения обязанностей, а также привлечения к юридической ответственности и наказания виновного. Благодаря государству четко определяются сферы свободы (право), ее границы (юридическая обязанность) и ограничения (юридическая ответственность). Возможность государственного принуждения – конституционный признак права.

4. Формальная определенность указывает на то, что нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах и подлежат единообразному толкованию, т.е. выражает связь права и государства. Государство придает форму правовому содержанию.

5. Системность подчеркивает, что право представляет собой смежное системное образование, которое подразделяется на: естественное право, позитивное право, и субъективное право. Кроме того, право делится на частное и публичное, на нормы, институты, отрасли.

В любое исследование необходимо выяснить основное, главное т.е. сущность объекта.

Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов (С.С. Алексеев, В.И. Бабаев, В.Н. Синюков, О.И. Цыбулевская и др.).

Принципы делятся на социальные и собственно правовые.

К общесоциальным принципам относятся экономические, политические, духовные. Экономические принципы отражают свободу предпринимательства, равенство, всех форм собственности и др. Политические – это принципы демократизма, разделение властей, гласность деятельности политических организаций и т.д. Духовные принципы включают в себя нравственность, справедливость, гуманизм, патриотизм, уважение чести и достоинства человека и др.

Собственно правовые принципы подразделяются на общеправовые, отраслевые и межотраслевые.

Важнейшими общественными принципами являются:

Принцип справедливости;

Принцип уважения прав человека;

Принцип равноправия;

Принцип законности;

Принцип правосудия.

Принцип справедливости выражает соответствие между действиями и наступившими последствиями. Принцип уважения прав человека подчеркивает, что права и свободы человека являются высшей ценностью.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Принцип законности заключается в том, что конституцию, законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, должны соблюдаться органами власти, местного самоуправления, должностными лицами гражданами и их объединениями. Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Принципы права (юриспруденции) самым непосредственным образом связаны с функциями права, которые отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей , а также позволяют дать общественную характеристику работы юридических норм.

Большинство функций права обеспечивают необходимое поведение людей, постоянно регулируют общественные отношения, целенаправленно воздействуют на волю, сознание, поступки личности.

Воздействие всегда связано с психологией, т.к. оказывать воздействие на личность, коллектив с определенной целью без использования психологических приемов практически невозможно. Результаты воздействия зависят от умелого применения тактических и психологических средств.

Общественные отношения между людьми преследуют цель достижения правосознания, правовой культуры, оперативного и правильного правоприменения.

Основное функциональное предназначение права проявляется в ряде конкретных функциях :

Регулятивно-статическая;

Регулятивно-динамическая;

Оценочная функция.

Регулятивно-статическая функция закрепляет, цементирует, стабилизирует общественные отношения (основные права и свободы граждан, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектность физических и юридических лиц). Регулятивно-динамическая функция определяет каким должно быть будущее поведение людей (например выполнить обязательство по договору). Охранительная функция заключается в разработке в праве ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Оценочная функция позволяет определить критерии правомерности или не правомерности чьих-либо поступков и решений.

Теоретические аспекты юриспруденции касаются соотношения права и закона. «Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо тогда право рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности»

Закон – это юридические документы, письменные фрагменты, регулирующие действительность, содержащие словесную информацию о нормах, правах и обязанностях, гарантиях и др.

Закон является первичным нормативно-правовым актом, принятый в особом порядке, и касается основных вопросов государственной жизни, непосредственно выражает государственную волю, обладает высшей юридической силой.

Общая теория юриспруденции выработала шесть основных признаков закона: выражает волю народа; регулирует важнейшие вопросы жизни государства и общественных отношений; является первичным нормативно-правовым актом; обладает высшей юридической силой; выражает государственную волю , которая не подлежит контролю или утверждению со стороны какого-либо другого государственного органа или общественной организации; принимается в особом процессуальном порядке.

Юридические документы («законы») названы в юриспруденции источниками права.

Чтобы помнить их суть, необходимо понимать, что термин «закон» достаточно многозначителен. Закон может быть неправовым, если содержание его становится произволом государственной власти. Проявляется так называемое формальное право, когда имеет место форма, а не содержание деятельности правоохранительных органов.

О характере связи права и экономики можно судить по формуле «государство ответственно за форму права, экономика – за его содержание». Экономические процессы осуществляются на юридической основе – праве собственности, в результате чего приобретают правовую форму и функционирующие как правоотношения.

В переводе с латинского языка «юриспруденция» означает «право», «правоведение», «знание».

Определение 1

Юриспруденция – это наука, которая изучает свойства права и государства, а также совокупность знаний в области права, практические знания юристов, и общую систему подготовки специалистов в области права.

То есть, можно выделить несколько понятий «юриспруденции», которые тесно связаны между собой:

  1. Это наука, которая изучает правовое регулирование и выдвигает идеи по изменению регулирования общественных отношений в обществе.
  2. Связанная система знаний об управлении, праве и государстве, благодаря которым есть база для юридической деятельности .
  3. Применение на практике теоретических знаний путем профессиональной деятельности юристов.

Следует отметить, что в Российской Федерации синонимом «юриспруденции» выступает термин «Правоведение».

Отрасли юриспруденции

Можно к ним отнести:

  1. Правовые науки. Такие как административное право, гражданское право, уголовное право и другие.
  2. Прикладные науки. Это такие науки как, криминология, юридическая психология, судебная медицина и прочие.
  3. Теоретические науки – это теория государства и права, история политических и правовых учений и другие (то есть науки, которые являются базовыми в юриспруденции).

История возникновения понятия

Впервые юриспруденция появилась в античном мире. Изначально правовая наука сопутствовала философии и религии. Так, В древнем Израиле Предписания закона изучались по Законам Моисея. Классической учебной дисциплиной юриспруденция стала в Древнем Риме. Именно там было положено начало изучению юриспруденции публично. В первом веке нашей эры была организована первая юридическая школа.

В средние века преемницей римской школы стала Византия. В арабских странах изучение юриспруденции было связано с шариатом (религиозным правом). В Европе же в это время не существовало юридического образования. Лишь в десятом веке в Болонье появился Болонский университет, в котором стало изучаться римское право. В последующие года появились университеты Оксфордский и Парижский, в которых стали ведущими юридические факультеты (где римское право оставалось первостепенным). Постепенно выделилось отдельное сословие юристов, и их авторитет постепенно растет. Изначально эти юристы составляли трактаты, по которым следовало заключать сделки и вести судебные процессы.

В новое время значительно юриспруденция развилась в Англии, Франции, Испании и Германии (германское право считается противоположным римскому праву). В России также юриспруденцию начинают изучать как самостоятельную дисциплину. Петр Первый начал издавать официальные указы, которые можно назвать самостоятельными нормативно0правовыми актами.

Признаки юриспруденции

Как и другие науки юриспруденция обладает своими (только ей) присущими признаками:

  1. Это общественная наука, которая имеет и прикладные свойства. Выражается это в том, что она необходима для того, чтобы удовлетворять

юриспруденция государство право власть

Юридическая наука (юриспруденция, правоведение) - отрасль знаний: по объекту - общественная наука, по общему предмету - изучающая государственно-правовую систему (для всех юридических наук в целом).

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ - это относительно обособленная часть обществоведения, представляющая собой сумму знаний о ее общем основном предмете - государственно-правовой системе и состоящая из совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук.

Признаки юриспруденции :

1. Изучает деятельность людей, которая связана с властным управлением социальными процессами и нормативным регулированием общественных отношений и в процессе которой в обществе создаются и функционируют разнообразные социальные институты и отношения, входящие в государственно-правовую систему общества;

2. Предмет познания - государственно-правовая система общества.

3. Представляет сумму знаний о государственно-правовых явлениях и о процессе их действия на общество;

4. Состоит из развитого комплекса юридических наук, входящих в состав юриспруденции.

5. Юридическая наука имеет теоретико-прикладной характер, т.к. в ее рамках происходит освоение государственно-правовой действительности, ее анализ, которое находит отражение в соответствующих исследованиях, предлагающих направления совершенствования юридического инструментария воздействия на различные сферы жизнедеятельности общества в целях их стабилизации и улучшения.

Функции юридической науки:

Гносеологическая (познавательная) - в рамках науки познается государства и право, процесс их воздействия на общество, явления в юридической сфере, а также формируются юридические понятия, категории, конструкции как средство познания государственно-правовых явлений и определенные способы их понимания - концепции;

Методологическая (мировоззренческая) - выражается в определении подходов к изучению государственно-правовых явлений как условие успешного научного поиска;

Прогностическая - заключается в выработке прогнозов (предсказаний), гипотез о развитии государства и права, государственно-правовых явлений, что позволяет выстраивать юридическую политику, строить процесс управленческого и правового воздействия на общество;

Прикладная - связана с выработкой практических рекомендаций по совершенствованию правленческой, правотворческой и правореализующей деятельности;

Воспитательная - состоит в формировании активной гражданской позиции, убеждает граждан в значении и роли государства и права как блага, средств защиты интересов личности и как инструментов управления жизнедеятельностью общества, привлекать внимание к негативным процессам в юридической сфере жизнедеятельности общества, путях противодействия им.

Юриспруденция структурно дифференцирована на основные группы (по предмету входящих ее наук):

1. Историко-теоретические - история государства и права; история политических и правовых учений; римское право; ТГП.

2. Отраслевые (изучают специфику правового регулирования в рамках одной сферы) - конституционное, административное, гражданское, уголовное, гражданско- цессуальное, уголовно-процессуальное право и др. уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и др.

3. Межотраслевые - хозяйственное право, природоохранительное право, криминология, прокурорский надзор, организация правосудия и др., которые связаны с отраслевыми, но имеют свой самостоятельный предмет изучения, связанный с регулированием общественных отношений в сферах, охватываемых нормами различных отраслей права, их воздействие, эффективность и т.п.;

5. Прикладные - это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, правовая статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология;

6. Международного права и науки, изучающие зарубежное право - международное публичное право, международное частное право.

Все виды юридических наук (кроме теории государства и права) изучают отдельные части, стороны, структурные элементы единой системы государства и права. Их называют частными или структурными и их задачу определяют как вычленение из всей системы государственно-правовой действительности отдельных сторон (сфер) со свойственными специфическими закономерностями развития с изучением их в относительной самостоятельности по отношению к государству и праву в целом. Все они вместе не в состоянии обеспечить изучение государства и права в целом, что осуществляет теория государства и права, как общая наука с методологической функцией по отношению к другим юридическим наукам.

Теория государства и права выступает базой для изучения правоведения (юриспруденции) в целом, выступает ее теоретическим разделом.

Сначала скажем о самом термине «юриспруденция». Дословно он переводится с латыни так: juris - право и prudentia - благоразумение, рассудительность, а также предвидение. В целом данный термин переводится как «деятельность, нацеленная на обеспечение правового благоразумения», и в этом значении юриспруденция сближается со смыслом русскоязычного термина «правоведение». Чаще всего юриспруденция трактуется как наука о праве. Все другие юридические дисциплины производны от науки о праве и вторичны по отношению к ней.

Во времена античности право не играло заметной роли в жизни общества, поэтому не возникало потребности в специальной теоретической правовой науке. Большая роль отводилась закону, судебному решению. Особенность римского права состояла в том, что одним из его важных источников была юриспруденция, однако понимаемая не как теоретическая обработка действующего законодательства, а как разнообразная практическая деятельность юристов - толкование законов, составление исковых формул и др. В ходе этой деятельности юристы дополняли, изменяли, а порой и фактически отменяли старые юридические нормы, создавали новые нормы в области регулирования имущественных отношений и судопроизводства.

С наступлением эпохи Средневековья принципиальных изменений не произошло. Вместе с тем в Западной Европе, особенно в XI- XII вв. стали энергично развиваться экономические отношения, торговые связи, товарооборот. Это стимулировало расширение и углубление правового регулирования процессов общественной жизни. Одновременно модернизировалась и укрепляла свой авторитет судебная система. Начала формироваться прослойка профессиональных юристов, в том числе судей и адвокатов. В XII-XIII вв. в Западной Европе учреждались первые университеты, имеющие юридические факультеты, издавались первые юридические трактаты, формировались правовые концепции. При этом право отделилось от религии, морали, нравов и представляло собой самостоятельный институт как специфический свод принципов, норм, процедур.

Эпоха Возрождения слабо отразилась на теории и методике права. По-прежнему главное внимание уделялось изучению норм древнеримских законов, а также конструкций этих законов. В XIV-XVI вв. в большинстве случаев под правом понималось действующее законодательство. Почвы для возникновения юриспруденции как науки не было.

Радикальный прорыв в судьбе юриспруденции произошел в XVII- XVIII вв. (эпоха Просвещения), когда юридический теоретический интерес переключился с законодательства на естественное право. Это существенно раздвинуло горизонты юриспруденции.

В период Средневековья учебная и практическая юриспруденция занималась главным образом вопросами изучения римского и национального законоведения, комментированием судебной практики. Но на рубеже XVI-XVII вв. юриспруденция уже оформилась как наука о праве.

В XVIII в. произошло разобщение естественно-правовой и позитивной юриспруденции. В рамках последней был поставлен вопрос о создании науки юриспруденции, которая отказывалась признавать естественное право.

В конце XIX в. юриспруденция как наука о праве была значительно потеснена учебно-обобщающей правоведческой дисциплиной, получившей название «Энциклопедия права». Начиная с XIX в. она сосуществует и конкурирует в сфере юридического образования с общей теорией права, пришедшей на смену энциклопедии права. Сохранился и узкий смысл юриспруденции как синонима судебной практики.

По мнению некоторых современных ученых, сегодняшняя юриспруденция связывает три области знаний и умений:

1) теоретическую юриспруденцию (собственно юридическую нау

  • 2) практическую юриспруденцию (юридическую деятельность);
  • 3) сводную, интегральную юриспруденцию, в которой синтезированы теоретические, практические и этические знания (В. Г. Графский).

По мнению Р. А. Ромашова, современная юриспруденция представляет собой комплексное образование, элементами которого являются юридическая наука, законодательство и юридическая практика.

В. А. Томсинов различает понятие юриспруденции в узком и широком смыслах. Под юриспруденцией в узком смысле он понимает совокупность теоретических знаний о праве и практических навыках формулирования и толкования правовых норм, способах и приемах обработки правового материала, об организации правовых норм, их классификации, систематизации и т. д. В широком смысле это деятельность по обслуживанию механизма функционирования и развития права.

В настоящее время юриспруденция трактуется большинством ученых как триединство юридической науки, юридического образования и практической юридической деятельности.

Что касается России, то здесь долгое время юриспруденция как наука не могла сформироваться, поскольку господствовала концепция понимания права как установления власти. Следовательно, кроме воли правителя, в законе фактически нечего было толковать. Российская юриспруденция носила сугубо прикладной характер, т. е. знание законов и умение с ними работать приобретались не в процессе юридического образования, а при осуществлении правосудия или составлении деловых бумаг.

Следует отметить, что уже в XIII-XIV вв. русские князья в качестве личных слуг имели писцов, которые вели дела князя и хранили княжескую казну. Впоследствии в государственном аппарате появились дьяки и подьячие, которые, обладая обшей грамотностью и деловыми навыками, стали играть важную роль в государственном и местном управлении. Особенно возросло их значение в качестве лиц, сведущих в законах. Они даже получили название «законоис-кусники».

Таким образом, правовыми знаниями и умениями обладали лица, занимавшиеся судопроизводством и делопроизводством. Это были служащие приказов: докладчики, стряпчие, казначеи, дьяки и подьячий. Один из дореволюционных исследователей допетровской юриспруденции определял русскую юриспруденцию той эпохи исключительно как дьяческую, или приказную. Данная специфика русской юриспруденции была обусловлена особенностями развития правовой системы России, где до XVII в. важнейшей задачей было создание общероссийского свода правовых норм. Поэтому от лиц, которые проводили данную работу, требовались практические навыки, связанные с компиляцией законодательства, его модификацией и приспособлением к изменяющимся социальным условиям. Такими навыками обладали дьяки и подьячие, а также различные ходатаи по делам.

Развитие приказного законоведения способствовало унификации русского законодательства и созданию судебников 1497 г. и 1550 г. Так, автором проекта Судебника 1497 г. был дьяк В. Гусев. Приказные законоискусники принимали участие и в подготовке Судебника Ивана IV Грозного.

После издания в 1649 г. Соборного уложения, оцениваемого отечественными историками как сложный законодательный акт с точки зрения подходов к правовому регулированию и юридической техники, практическая, прикладная юриспруденция исчерпала возможности своего развития. В связи с этим к началу XVIII в. возникла потребность в юридически образованных людях. Дело в том, что дьяки и подьячие, составлявшие узкий круг специалистов в области делопроизводства и знания законов, не могли обслуживать получивший широкое развитие гражданский оборот. Кроме того, известная монополизация приказными служащими юридической профессии привела к восприятию ее как непрестижной и малопривлекательной.

Первая четверть XVIII в. связана с реформами Петра I, вызвавшими в том числе интенсивную законодательную деятельность: ежегодно в стране издавалось примерно по 1070 узаконений. Поэтому к началу 1700 г. появляются работы по систематизации законодательства. Это потребовало от чиновников госаппарата знаний российского законодательства и европейских узаконений. Первый закон о порядке государственной службы - Табель о рангах от 24 января 1722 г. предусмотрел создание краткосрочной школы для практического обучения законоискусству и делопроизводству.

Петр I инициировал направление россиян на учебу за границей, привлекал на государственную службу иностранцев, организовывал приобретение и перевод на русский язык европейской юридической литературы. Он также предпринял попытку учредить академию наук по примеру европейских государств, но она была организована лишь в 1725 г. при Екатерине I.

В последующем, в первой половине XIX в. шел процесс институционализации в России юридического образования, формирования системы юридических учебных заведений, ставших центрами изучения государства и права. Процесс развития юридического образования способствовал формированию юриспруденции как науки. Он был связан с именем М. М. Сперанского, который содействовал введению защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора права при Петербургском университете и разработал для этого специальную программу. После смерти М. М. Сперанского теоретическое направление в российской юриспруденции продолжали отечественные ученые-юристы П. И. Дегай, И. В. Васильев, Л. А. Цветаев, К. А. Неволин. Получили интенсивное развитие юридические науки отраслевого характера, в том числе государствоведение, цивилистика, уголовное право и уголовный процесс.

Таким образом, развитие российской юриспруденции происходило в русле общемирового процесса. Она сформировалась первоначально как практическое, прикладное направление, обусловленное потребностями подготовки чиновников государственного управленческого аппарата с юридическими знаниям. Юриспруденция прошла путь создания системы юридических учебных заведений для подготовки юристов для высших правительственных учреждений и одновременно сформировалась как теоретическая наука, обеспечивающая фундаментальные основы юридического образования в стране.

Обращаясь к современному этапу развития юриспруденции, подчеркнем, что в нее входят три относительно самостоятельные сферы: образовательная, научная и практическая. Раскроем их содержание.

Реализация юридического образования предполагает, что обучающиеся должны получать знания, умения, навыки, необходимые для быстрой адаптации в профессиональной среде.

Научная деятельность имеет целями обобщение и систематизацию наиболее важных проблем в сфере юриспруденции, моделирование их решения, формулирование гипотез относительно дальнейшего развития государственно-правовой действительности.

Практическая юридическая деятельность сочетает результаты образовательной и научной деятельности. Подготовленные в сфере образования специалисты, используя модели и технологии, которые разработаны учеными, выполняют услуги, необходимые для жизнедеятельности общества и отдельных организаций и лиц. Именно практическая юридическая деятельность служит показателем социально-культурного развития общественного слоя юристов.

В настоящее время перед юриспруденцией стоит задача увязать все три сферы в единую функционирующую систему, имеющую общую целевую направленность и обеспечивающую взаимообусловленность каждой из названных сфер. Иными словами, каждая из сфер не должна работать исключительно для себя, не имея представления о том, что делается в других сферах. Образовательная сфера не должна сводиться к получению оценок, дипломов, медалей и приобретению на этом основании статуса образованного человека. Точно так же научная деятельность не должна замыкаться на защите кандидатских и докторских диссертаций и получении звания ученого. Аналогичным образом практическая юридическая деятельность должна не ограничиваться узко профильными функциями работников, а предполагать определенную эффективность юридической работы, обусловленную эффективностью юридического образования и научных исследований в юридической сфере. Такое единение всех трех сфер способно обеспечить результативность юриспруденции и соответствие между нормами права и социально-правовой реальностью.

Поскольку юридическое образование выступает первичной (исходной) ступенью формирования юристов, наиболее важной проблемой юридического образования является подготовка самостоятельно мыслящих юристов, которые воспринимают право не только как волю стоящих у власти субъектов (государства, госаппарата, правителя), но и (прежде всего) как общезначимый правовой порядок отношений, который распространяется на всех, и никто не может быть выведен из-под действия права.

Еще одна проблема, которая стоит перед современной юриспруденцией, заключается в необходимости достижения синтеза, взаимодействия между историко-теоретическими и отраслевыми науками, которые в настоящее время разобщены. Это сказывается на преподавании данных учебных дисциплин.

К числу проблем современной юриспруденции относится необходимость учета глобализации современного мира. Она сказывается на перспективах развития юриспруденции, так как создаются новое планетарное мироощущение, многополюсная культура, новые способы коммуникаций и ценностей. Все это ведет к поиску альтернативных способов жизни и мировоззрения, что, в свою очередь, предполагает формирование соответствующих правосознания (отношения к праву) и правового пространства (сферы действия права).

Совершенно очевидно, что складывающиеся в современном мире ценности станут общеобязательными только при условии их правового закрепления, т. е. придания им правовой формы. Следовательно, глобализация непосредственно касается юриспруденции в целом.

Важно также иметь в виду, что в современном обществе (это касается всех стран) основным производственным ресурсом становится информация, в то время как на предыдущих этапах такими ресурсами были сырье и энергия.

Безудержный рост информации нельзя оценивать однозначно только как благо. Он ведет к резкому усложнению управления обществом. Чем сложнее становится управляемая система, тем больше возрастают ее неустойчивость, непредсказуемость, а значит, и неуправляемость. Пределы управляемости отнесены к числу острых проблем современного общества. Поскольку управление входит в предмет юриспруденции, особенно таких отраслей права, как государствоведение, административное, финансовое, муниципальное право, это становится одной из насущных проблем юридической науки. На практике наблюдается замена классического администрирования мягким управлением по принципу менеджмента. Это предполагает отказ от узкой специализации в пользу широкопрофильной подготовки специалистов; жесткая иерархия управляемой системы заменяется наукоемким управленческим трудом, связанным с творческой деятельностью.

Итак, юриспруденции как совокупности трех основных сфер юридической деятельности присущи следующие особенности.

Во-первых, комплексный характер , наличие элементов, охватывающих по существу все сферы юридически значимой деятельности, призванных взаимодействовать и дополнять друг друга.

Во-вторых, фактическая разобщенность этих сфер, когда многие рациональные научные идеи не находят воплощения в юридической практике и прежде всего в действующем законодательстве или, напротив, будучи восприняты законотворческой практикой, оказываются неисполнимыми, нереализуемыми.

В-третьих, прагматическая направленность. Все три компонента способны оказывать воздействие на положение дел в обществе и государстве: юридическое образование призвано обеспечивать претворение в жизнь достижений юридической науки; последняя - вырабатывать конструктивные идеи, полезные для развития государственно-правовой практики; практическая юридическая деятельность - выявлять насущные проблемы правовой действительности и ставить перед наукой и юридическим образованием вопросы о необходимости их правильного решения.

В-четвертых, системообразующий фактор - плюрализм подходов к развитию государственности, правопонимания, базовых ценностей, путей решения национальных проблем, достижению баланса общественных и личных интересов и т. д.

В-пятых, наличие специализированных научных знаний, что предполагает:

  • а) их конкретность, детализированность, углубленность;
  • б) их системность, поскольку нормы права действуют не изолированно, а в сочетании: материальные нормы - с процессуальными, регулятивные - с правоохранительными и другими специализированными нормами;
  • в) умение профессионально применять юридические знания, в том числе юридический инструментарий;
  • г) осознанный характер не только знания, но и понимания правовых требований и установлений; психологическую готовность к определенной юридической деятельности, осознание ее условий, целей, задач и необходимости.

Выделенные особенности современной юриспруденции не являются общепризнанными, тем не менее они характеризуют ее именно как триединство главных аспектов юридической работы.