Наталья Обухова
Использование средств современных ИКТ в работе педагога-психолога ДОУ

Мир, в котором развивается современный ребенок , коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Непрерывный рост психологических проблем в дошкольном образовании, повышение требований к качеству и к количеству выполняемой педагогом-психологом работы со стороны аттестационной комиссии, администрации, родителей, педагогов , приводит к необходимости совершенствования системы психологической службы.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии широко применяются в работе педагога -психолога в различных направлениях.

1. Методическая работа .

Работа в Microsoft Office (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

2. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми .

При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?» , «Найди лишнее» , «Запомни и назови» , «Игры для тигры» , игры – раскраски и др). Также, необходимо использовать аудиоаппаратуру для релаксации(«Голоса птиц и зверей» и др.). Приложение «Paint» можно применять как арттерапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.

Следовательно, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством , при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе .

Большую часть времени педагога -психолога отнимает именно проведение исследований. Даже не столько их проведение, сколько анализ и обработка результатов , так как зачастую необходимо провести обследование не одного конкретного ребенка, а целой группы детей. В этой ситуации на выручку психологу приходят ИКТ. Использование компьютерных дисков с набором тестов облегчает проведение диагностики и высвобождает огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных , которое можно распределить на другие сферы деятельности, например : наблюдение за детьми в игровой деятельности.

Проведение компьютерной психодиагностики имеет следующие явные преимущества :

первое, и немаловажное, - это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами;

второе - широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика) позволяют лучше моделировать живую реальность, что обусловливает более полное восприятие информации;

третье - возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности, интересы и т. д.) ;

четвертое - интерактивность компьютерных программ и др.

При проведении групповой диагностики используя ИКТ , психолог может распечатывать необходимый стимульный материал, бланки тестов. Компьютерная обработка результатов тестирования позволяет создавать базы данных по итогам диагностики, проводить сравнительный анализ.

3. Работа с коллегами

Нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые ИКТ для профессионального саморазвития самого психолога : возможность находить в Интернете электронные учебники, статьи по необходимой тематике, знакомство с новостями психологических исследований, обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций, выбинаров. Использование информационных интернет – ресурсов.

Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;

4. Работа родителями ДО

Родители с удовольствием посещают собрания и воспринимают информацию в виде презентаций, слайд фильмов, где отражены разные виды деятельности детей. Стенды в кабинете любого специалиста, как и в детской группе, требуют постоянного обновления, и всегда это поиск новых идей в сети Интернет.

На сайте детского сада родители могут задать вопрос по проблемам развития, обучения и воспитания детей. Также на сайте ДОО есть страничка педагога- психолога , где постоянно обновляется информация для родителей : консультации, памятки.

Таким образом, использование педагогом -психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач :

развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

обогащение кругозора;

помощь в освоении социальной роли;

формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность) ;

организация благоприятной для развития предметной и социальной среды .

Итак, полноценное осуществление педагогом -психологом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ИКТ . От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы психолога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.

Публикации по теме:

Использование сказки в работе психолога. «Сказка о Маняше, которая очень хотела домашнего питомца» Маняша сидела на подоконнике и грустно обозревала больничный двор, где женщина, чем-то похожая на ее маму, выгуливала маленькую лохматую.

Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования способствует тому, чтобы ребенок проявлял положительное.

Использование игровых технологий в работе педагога-психолога Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только.

Пояснительная записка Использование современных образовательных технологий в ДОУ Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это.

Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. «Дети должны жить в мире красоты,.

Использование информационно-коммуникационных технологий

в работе педагога-психолога с детьми

XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.

Интернет проникает во все сферы педагогической работы. Сегодня из Интернета можно узнать самые скачать материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; принять участие в интернет-конкурсах, вебинарах; обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети, активно участвуют в сетевых профессиональных сообществах, пользуются электронной библиотекой и т.п..

Возможности и преимущества использования ИКТ в работе педагога-психолога:

    Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

    Повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

    Облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью;

    Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение);

    Виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т. к. взаимодействие протекает в системе «человек-человек»;

    Моделирование продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование), необходимых для освоения развивающих и коррекционных задач;

    Выбор индивидуального темпа, объема получаемой информации и времени обучения.

Информационные технологии активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.

Организационно-методическая работа

    Разработка программ, методических разработок занятий, проектов, обработка результатов диагностики, составление отчетов.

Здесь я пользуюсь программой Microsoft Office Word, применение которой позволяет использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, картинки, фотографии и др.

    Фиксация и хранение результатов .

Очень важной и часто проблемной для педагогов - психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности. Благодаря электронному журналу педагог - психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых. Электронный журнал можно скачать здесь:http://www.itn.ru/comunities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib

    Электронная библиотека .

В своей работе я постоянно сталкиваюсь с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места. Здесь возможны самые различные варианты структурирования: в виде папочек с различной информацией на рабочем столе или через создание внутреннего мини-сайта психолога с проектированием системы поиска информации. Для этих целей подходит программа Front page.

Диагностическая работа

    С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д.

    Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. Так с помощью программы Microsoft Office Excel, я создаю разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делаю различные выборки, составляю аналитические справки, которые потом просто заполняются.

    В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса. За небольшой промежуток времени можно не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

    Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию школьников, формированию их учебной, личностной мотивации, развитию рефлексии. В моей копилке собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация и т.д.). Многие тесты на ниже перечисленных сайтах поддаются автоматизации и переложены на компьютерный вариант. Здесь же содержится информация, как можно приобрести ту или иную методику: psy-files.ru, serendip.ru, mmpi.ru, linkarchive.ru, psihologytest.narod.ru, azps.ru , vsetesti.com.

    Существует еще одна возможность - использование ресурсов MS Excel. Для этого в нем создается шаблон, куда вносятся соответствующие формулы для расчета нужных величин. Можно быстро получить необходимые диаграммы по результатам диагностики, а также можно использовать для работы с массивами данных.

Психологическое просвещение и консультирование.

    Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование презентации, созданных с помощью программ Microsoft Office PowerPoint, OpenOffice Impress. Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся. В моем банке презентаций накоплено более 40 авторских разработок родительских собраний, выступлений на педсоветах, совещаниях с использованием презентаций, а также занятий с детьми.

    Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме. На сайте http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com можно найти готовые медиа-презентации семинаров, родительских собраний.

    Часто для оказания психологической помощи мне приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов.

    С помощью ряда видеослайдов слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, посмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями.

    В медиапрезентациях есть еще один существенный положительный момент: нет необходимости распечатывать и ксерокопировать наглядный материал, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен.

CD-фильмы

Применение CD-фильмов в просветительской работе педагога-психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов.

Страничка педагога-психолога на сайте учреждения в сети Интернет

Здесь я размещаю информацию для педагогов, родителей, детей: психологические особенности детей разных возрастов, различные рекомендации, интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для детей, а также развивающие программы.

Персональная страничка педагога-психолога на образовательных сайтах и порталах

Здесь я публикую свои методические разработки, делюсь опытом работы с коллегами, участвую в конкурсах.

Коррекционная и развивающая работа

Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе школьного психолога.

    К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

    Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.). В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть педагогу- психологу с ребенком.

Развивающие игры можно скачать на сайтах:

http://gameboss.ru/games/all/; line-height: 100%"> http://www.solnet.ee/games/g1.html

http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua

    Развивающие психологические тренажеры

Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, памяти, мышления, восприятия. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

    Коррекционно-развивающие занятия

К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка. Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:

http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

Саморазвитие и самообразование

Расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создать условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической культуры и реализации личностного потенциала позволяет участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Открытый класс –

Завуч-инфо-

Школьный психолог http://psy.1september.ru/

Психология счастливой жизни http://psycabi.net

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Из всего вышесказанного, делаю следующий вывод:

1. Компьютер является надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса.

2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

3. Тесное сотрудничество психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности, компетентности и жизненной позиции будет зависеть развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога.

Литература

    Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М.: Владос.- 2006.

    Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.

    Еременко Н. А. Возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога//

    Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24

    Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога//

    Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования //

Электронное пособие «Диагностическая работа в ДОУ» серии «Дошкольник» создано в помощь воспитателям, психологам дошкольных учреждений, учителям начальных классов, социальным педагогам общеобразовательных учреждений, а также может быть полезным родителям, студентам педагогических учебных заведений.

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.

А данное пособие представляет собой комплекс многочисленных методик различных авторов, объединенных в целях эффективной психодиагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Электронный вариант пособия дает возможность не просто ознакомиться, принять к сведению или использовать в своей работе диагностические материалы, но и оптимизировать свою работу, сэкономить время, используя при необходимости те методики, тесты, анкеты, таблицы, схемы, которые предлагаются на диске, с возможностью редактирования непосредственно в документе. В этом случае создаются свои локальные документы, которые архивируются тут же при работе с данным диском.

Работа с материалами диска строится следующим образом.

При открытии программы предлагается выбор разделов:

1. Организационный аспект

Данный раздел освещает теоретические и практические основы проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Доступно изложены принципы проведения и методы психологических исследований, виды диагностики, этические принципы и правила работы практического психолога образования. Здесь же представлены формы документов, необходимых психологу для определения уровня психического развития ребенка (психологическое представление, карта психологического обследования ребенка, психологический паспорт ребенка, анкета особенностей развития ребенка и др.) .

2. Психические процессы и речь

Раздел содержит уникальную подборку диагностических методик и тестов различных авторов по изучению особенностей мышления («Воспроизведи рисунки», «Исключение понятий») , внимания («Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки») , восприятия («Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках») , памяти («Запомни цифры», «Запомни фразы») , воображения («Придумай игру», «Нарисуй что-нибудь») и речи («Определение активного словарного запаса», «Расскажи по картинке») дошкольников и младших школьников.

3. Развитие мелкой моторики

В данном разделе можно узнать, как и в каком возрасте нужно определять ведущую руку ребенка и какие существуют правила, соблюдение которых поможет получить более достоверные результаты. Для определения рукости можно использовать систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским , или воспользоваться комплексом заданий немецкого исследователя Ф. Кречмера или французской исследовательницы М. Озьяс . Не менее интересен материал самотестирования для детей младшего и среднего школьного возраста по определению ведущего полушария мозга.

4. Готовность к школе

Материал данного раздела поможет педагогам-психологам определить степень готовности с системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

Диагностике готовности к школе и посвящен данный раздел диска.

5. Рисуночные тесты

Рисуночные тесты позволяют провести комплексную диагностику внутреннего мира ребенка. В арсенале психолога-практика рисуночные тесты всегда занимают особое положение. Простота инструментария, процедуры проведения и легкость интерпретации привлекают внимание не только психологов, но и педагогов, социальных работников, врачей-психиатров, а иногда и родителей.

Наиболее популярными являются следующие рисуночные тесты:

«Несуществующее животное»;

«Рисунок семьи»;

«Дом дерево человек».

В разделе также представлены менее известные рисуночные тесты:

тест «Человек под дождем»;

тест диагностики интеллекта Гудинаф-Харриса;

графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус» для детей 3 7 лет;

методика «Нарисуй себя».

Огромный интерес вызовет подраздел «Диагностика эмоционального состояния ребенка младшего дошкольного возраста» , который содержит подборку методик, тестов, опросников, анкет по изучению эмоционального состояния ребенка.

СБОРНИК ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ

Это пособие представляет собой сборник психодиагностических методик, направленных на исследование межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.
Тесты и методики сопровождаются подробным описанием и дополнены всем набором необходимых бланков и "ключей", что позволяет использовать настоящий сборник как практическое руководство.
Специально созданный аннотированный указатель позволяет быстро находить необходимые материалы в зависимости от целей и возраста участников исследования.

Вся информация, собранная на диске, систематизирована и разбита на 2 основных раздела:
1. Методы диагностики межличностных отношений детей в семье.
2. Методы диагностики родительского отношения и психологической атмосферы в семье.

Внутри первого раздела методики расположены по возрастному принципу: от дошкольного к подростковому возрасту.

Внутри второго раздела методики систематизированы по степени сложности и количеству временных затрат, необходимых для проведения диагностики и обработки полученных результатов: от методов экспресс-диагностики к методам, требующим глубокого погружения и тщательного анализа результатов.

Пособие предназначено для психологов и специалистов Служб психологического сопровождения, работающих с семьей.

Проблемы организации диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Диагностика взаимодействия воспитателей и детей;

Материалы журнала «Игра и дети»;

Раскраски

Картинки с эмоциями

Парахина Елена Владимировна

Педагог-психолог, МБДОУ № 215

Использование ИКТ в работе педагога-психолога

Общение с детьми, наблюдения и размышления над воспитательным и образовательным процессами приводят к пониманию того, что использование компьютера в дошкольном учреждении необходимо.

Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога детского сада.

Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Перед нами стояли задачи: -опробировать механизмы использования ИКТ на занятиях по познавательному развитию у старших дошкольников; в том числе выяснить возможность использования на занятиях развивающих заданий и дидактических игр и использованием компьютерных технологий в условиях отсутствия индивидуальных компьютеров для каждого ребенка.

Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие познавательной активности дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка.

Использование новых форм работы с применением ИКТ, позволяет повысить эффективность образовательной деятельности педагога –психолога ДОУ.

Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога-психолога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников зрительно-пространственному восприятию, зрительно-моторной координации, умению классифицировать и обобщать, конструировать, проводить простой анализ, является использование информационно-коммуникационных технологий.

Работа по данному направлению проходила в несколько этапов:

I. Организационно – подготовительный этап.

II. Основной этап.

III. Заключительный этап.

Занятия педагога-психолога проводились по авторской программе «формирование когнитивного развития детей 6-7 лет» и были подобраны и структурированы компьютерные игры с привязкой к тематическому планированию по вышеназванной программе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В условиях стремительно развивающегося технического прогресса использование компьютерной игровых технологий более чем актуально. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта, повышению мотивации к познанию.

На этапе развития от 3-6 лет, который характеризуется интенсивным развитием мышления, компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

В рамках международной программы раннего обучения IBM KidSmart наш детский сад получил обучающий компьютер Kidsmart. Программа раннего обучения Kidsmart предназначена для обучения детей дошкольного возраста путем использования информационных и коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Благодаря системе программы раннего обучения IBM KidSmart становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и не игровых моментов. Ребенок выполняет задание, которое предлагается ему в виде игровых ситуаций, усваивает правила игры, стремиться к достиижению результатов. Таким образом, программа раннего обучения IBM KidSmart помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Учебная программа KidSmart знакомит детей с понятиями пространства и времени, помогает развить творческие способности, учит логически мыслить, помогает развивать мыслительные операции исключения и обобщения и многое другое, создавая прочную основу дальнейшего познавательного интереса детей.

Полагаясь на личный опыт и опыт своих коллег по вопросу использования компьютерных технологий в познавательном развитии дошкольников на занятиях педагога психолога выделю основные преимущества:

Во-первых, влияние нового вида деятельности на развитие самооценки и уверенности в своих силах, как детей, так и их родителей, а также совершенствование коллективных форм деятельности и взаимодействия между детьми;

В-вторых, хорошо подобранные компьютерные упражнения способствуют ориентировочно поисковому характеру обучения, побуждают к обсуждению возможностей выбора и принятия решений, развивают речевую способность у детей;

В- третьих, познавательный процесс ребенка становится более наглядным, интересным, современным;

В-четвёртых, подобранные игры способствует развитию восприятия, памяти, воображения и других важных психических свойств личности ребенка.

Для выявления результатов использования данной методики внедрения элементов ИКТ в занятия по познавательному развитию за учебный год проводилось диагностирование детей, (в сентябре – входная диагностика, в мае – заключительная). Так же для определения эффективности применения занятия проводились в подготовительной группе А(экспериментальная), а подготовительная группа Б являлась контрольной. Диагностический инструментарий подбирался с учётом развития познавательных процессов на формирование которых подобраны и использованы компьютерные игры.

Результаты входящей диагностики были таковы:

Экспериментальная группа: низкий уровень-26%, средний-67%, высокий -7%

Контрольная группа: низкий уровень-17%, средний-75%, высокий -8%

Результаты итоговой диагностики:

Экспериментальная группа: низкий уровень-2%, средний-47%, высокий -51%

Контрольная группа: низкий уровень-8%, средний-75%, высокий -17%

Проведя сравнительный анализ результатов входной и заключительной диагностики можно сделать следующие выводы, что предложенная методика использования компьютерной игры,как элемента включения в основное занятие по познавательному развитию:

    направлена на повышение познавательной активности

    развивает у ребенка творческое мышление, позволяет в занимательной форме знакомить детей с важными явлениями и понятиями.

    повышает уверенность ребенка в собственных возможностях, развивает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

    развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достичь поставленную цель, помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности, развивают у детей положительные эмоциональные реакции.

    выявляет пробелы в тех или иных видах деятельности.

    обеспечивает достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

В результате применения в работе компьютерных технологий в познавательном развитии старших дошкольников были достигнуты следующие положительные результаты:

Во-первых, расширение возможностей для использования информационных и коммуникационных технологий в раннем обучении в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Во-вторых, повышение уровня готовности воспитанников дошкольных образовательных учреждений к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе учебной и досуговой деятельности.

В-третьих, повышение уровня когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста, повышение уровня развития логического мышления детей.

В-четвёртых, формирование умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами и явлениями окружающего мира, разнообразные отношения между ними.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды., компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций., необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Использование компьютерных технологий и создание стимулирующей среды обучения помогает детям сформировать у детей познавательные и образные представления, творческие способности и многое другое, помогло сформировать прочную основу для дальнейшего освоения школьного курса.

У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал. Волгоград: Учитель, 2010. С.139 с.

      Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Воронеж: НПО «МОДЭК». 2004.

      Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". //Дошкольное воспитание. 2002г. № 6

      Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: ЭКСМО. 2006.

      Леонова, Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Маркова. – М.: Центр «Вентана_ Граф». 2004.

      Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С.Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. – 1989. №10.

      Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. 1989. №9.

      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. http://standart.edu.ru/.

Мы живем в веке информации. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. По определению Г.К. Селевко, информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Надо понимать, что ИКТ это не только компьютеры и их программное обеспечение. Здесь подразумевается использование компьютера, Интернет-ресурсов, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования и др.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии. Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору С. Пейперту. Работая с Ж. Пиаже в 60-е годы, он пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде, при этом качество усвоения материала зависит не столько от способностей ребенка, сколько от организации процесса обучения. Ученый представляет концепцию школы будущего, в которой компьютер выступает как средство активизации мыслительных, познавательных, творческих процессов.
Теоретическое обоснование необходимости использования информационных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития. По результатам исследований Машбиц Е.И. было показано, что компьютер способен усилить мотивацию учения.
Современные исследования медиков показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические (высокий уровень освещённости, четкое и контрастное изображение на экране, оптимальное расстояние глаз до экрана 55-65 см., удобная поза) и эргономические (длительность игровых занятий не должна превышать 10-15 минут) требования. Для снятия мышечного напряжения у детей после работы (игр, занятий) на компьютере, необходимо проводить пальчиковую и глазо-двигательную гимнастику.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии широко применяются и в работе педагога-психолога ДОУ. Применение ИКТ осуществляется в различных направлениях.
1. Методическая работа.
Работа в Microsoft Office (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
2. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.
При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для тигры», игры – раскраски и др). Также, необходимо использовать аудиоаппаратуру - DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.). Приложение «Paint» можно применять как арттерапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.
Следовательно, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
3. Работа с коллегами (педагоги-психологи ДОУ, школ)
Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций. Использование информационных интернет – ресурсов (www..maaam.ru, www.nsportal.ru, www.dohcolonoc.ru и другие). Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
4. Работа с педагогами и родителями ДОУ
Создание памяток, буклетов, фотогаллерей, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения. Консультирование родителей, педагогов используя возможности Интернета. Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.
Таким образом, использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.