Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe - форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой .

По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).

Окончание - изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий - рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени - лица и числа, в прошедшем времени - рода и числа.

Нулевое окончание - окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил - на ед. ч. м. р.

Чтобы выделить окончание , следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.

Основа

Основа - часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а .

Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).

Корень - главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег - бережок - береговой - прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.

Приставка , или префикс (от лат. praefixus - прикреплённый спере­ди) - служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый .

Суффикс (от лат. suffixus - прикрепленный, приколоченный) - служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать - привыкнуть, читатель.

Основа, равная корню, называется не производной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).

Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими .

Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро - утренний, знают - знающий, правда - неправда ).

Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать - форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший - форма превосходной степени прилагательного чистый, писал - форма прошедшего времени глагола писать ).

В русском языке одни и те же приставки служат для образования слов разных частей речи (собеседник, состояться; признать, признак ), а большинство суффиксов служат для образования какой-либо одной части речи (-чик-, -ость и др. - имён существительных, -ск-, -н- и др. - имён прилагательных, -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- и др. - глаголов, -о-, -е-, -ому-, -ему-, -и- и др. - наречий).

Словообразовательные и формообразующие морфемы.

Следует четко различать родственные слова и различные формы одного и того же слова. У родственных слов общий корень, в связи с этим они и называются однокоренными. Οʜᴎ могут обозначать разные предметы и явления (летчик, вылет, перелœет, слет, летун ), признаки (летный, летательный, перелœетный, залетный ), действия (прилететь, влететь, вылететь, перелœететь ). Все эти производные слова образовались от одного корня (-лет-) при помощи словообразовательных аффиксов. Служебные морфемы, при помощи которых от непроизводных или производных основ образуются новые слова, называются словообразующими. К ним относятся приставки (отъезд, пришкольный, перебежать ), суффиксы (ледник, ледяной, морской ), соединительные гласные в сложных словах (мусоропровод, мореплаватель ).

Словообразовательным аффиксам присуще лексическое значение, хотя оно выступает в наиболее общем виде. К примеру, суффикс -ист- в слове тракторист выступает в значении суффикса действующего лица. Вместе с тем суффиксу -ист - присуще и неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ грамматическое значение, так как он указывает на часть речи, к которой относится данное слово, а также на родовую принадлежность (существительное мужского рода).

Иное дело формообразующие аффиксы . Οʜᴎ служат для выражения только грамматического значения слова, т. е. при помощи формообразующих аффиксов образуются не разные слова, а разные формы одного и того же слова. Форма слова - это грамматическая разновидность одного и того же слова. Такие, к примеру, образования, как делать, делаю, делаем, делаете, делаешь, делай, делайте, являются разными формами одного и того же слова.

Итак, по своей функции аффиксы делятся на словобразовательные (деривационные) и формообразующие (или словоизменительные, реляционные).

В русском языке с его богатством грамматических категорий (падеж, число, род, время, вид, наклонение и др.) формообразующие морфемы широко используются для выражения грамматического значения слов.

Окончание - это наиболее распространенная формообразующая морфема. Изменяя форму слова, мы не нарушаем его лексического значения, так как лексическое значение, к примеру, в И. п. и в косвенных падежах, одно и то же.

Иногда формы слова бывают выражены и при помощи некоторых формообразующих суффиксов. К примеру, суффикс –овей- в слове сыновей (сыновья ) обозначает мн. число, следовательно, он является формообразующим. Суффикс -ин- в некоторых словах выражает только единичность (славянин, армянин, татарин, мещанин, хозяин ). Вот почему во мн. числе в этих словах суффикс -ин- исчезает (славяне, армяне, татары, мещане, хозяева ). Это свидетельствует о том, что суффикс -ин- в подобных случаях является формообразующим (и не входит в состав основы).

Формообразующим является также суффикс -йа- , который утратил значение собирательности и выражает мн. число (к примеру, друг - друзьйа, лист - листьйа, клок - клочьйа и др.).

К формообразующим суффиксам можно отнести и суффиксы -ес-, -ен-, -ер-, без которых невозможно формообразование некоторых слов и которые в современном русском языке воспринимаются как наращения при образовании мн. числа и косвенных падежей, к примеру: чуд/о - чуд/ес/а, неб/о - неб/еса, имя - им/ен/и, знамя - знам/ен/и, мать - мат/ер/и, дочь - доч/ер/и

Словообразовательные и формообразующие морфемы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Словообразовательные и формообразующие морфемы." 2017, 2018.

Морфема - минимальная двусторонняя единица языка. Формообразование – образование для каждого слова (кроме слов неизменяемых частей речи) его парадигмы. При словоизменении тождество лексемы не нарушается. Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по словоизменительным категориям данного класса для слов (падеж и число). Сюда входят ещё аналитические формы (Буду читать ).

Словообразование – образование производных слов на базе однокоренных слов по существующим в языке формальным моделям (аффиксация, словосложение и т.д.). Словообразование выступает как одно из основных средств пополнения словарного запаса языка, а также установления связей между отдельными частями речи. Граница между словообразованием и словоизменением не абсолютна: возможны промежуточные явления.

Морфемы, служащие для образования слов – словообразующие, для их изменения в рамках лексемы – формообразующие.

Что касается морфем, выполняющих обе эти функции, то нужно сказать о парциальных основах (случай, когда формы слова образуются от разных корней или с помощью разных аффиксов). Пример: зайч/онок/¤/ (ед. ч.) - зайч/ат/а/ (мн. ч.); ФОС – зайч- , а часть этих слов без флексий – парциальная основа. Действительно, с помощью этих суффиксов образуется новая сема ‘детёныш’ и разные формы: ед. и мн. ч.

Варьирование морфемы. Понятие алломорфемы (алломорфа). Пределы варьирования морфемы.

Морфема – минимальнаядвусторонняяабстрактная единица языка, многие морфемы выступают в ряду языковых вариантов – алломорфем (алломорфов), в потоке речи морфема представлена конкретными вариантами – морфами .

Поскольку морфема – единица двусторонняя, у нее может быть варьирование экспонента – в ПВ (префикс над- в вар-тах над, нат, надо, нада), или варьирование в ПС – полисемия морфемы (надстрою – значение прибавления сверху и надрежу – значение проникновения на малую глубину). Между экспонентными вар-тами морфемы наблюдаются отношения дополнит дистрибуции (надписать – надрежу) или отношения свободного варьирования (рукой – рукою). Полисемия морфемы разграничивается и снимается контекстом, с помощью соседних морфем (над-рисую, и над-режу).

Вопрос о единстве морфемы при наличии расхождений между вариантами можно рассмотреть применительно к экспонентн варьированию: чем обеспечивается единство морфемы?

В том случае, когда кроме тождества значений есть определенные формальные связи между различающимися экспонентами, то это варианты одной морфемы. Если при общности функции формальные связи отсутствуют, надо говорить об омосемии (равнозначности) морфем, а не о вариантах (даН и взяТ, сижУ и еМ).. Если считать, что единство морфемы создается только единством ее функции, а характер самих экспонентов не важен, то чередование –ed и wrote – варианты одной морфемы.

Омосемия, полисемия и омонимия морфем

Вопрос о единстве морфемы при наличии расхождений между вариантами можно рассмотреть применительно к экспонентн варьированию. Некоторые лингвисты считают, что единство морфемы создается только единством ее функции, что при тождестве значения экспонентов характер самих этих экспонентов безразличен. (тогда вариантами одной и той же морфемы в анлг оказываются суффикс прош вр -ed в worked "работал" и операция чередования в wrote "писал"). Другие авторы полагают, что о вариантах одной и той же морфемы можно говорить лишь там, где кроме тождества значения есть и определенные формальные связи между различающимися экспонентами: принадлежность к одному типу, тождество позиционной характеристики, закономерные чередования фонем. Если же при общности функции формальные связи отсутствуют, нужно говорить об омосемии (равнозначности) разных морфем. Омосемичными морфемами являются суффикс -ed и чередование форм в «неправильных англ глаголах»; омосемичными являются и функционально тождественные морфемы, принадлежащие к одному типу, если они не связаны чередованиями (суффиксы страдательного причастия -/n/- (дан) и -/t/- (взят), или окончания 1-го л. ед. ч. -/u/ (сижу) и -/т/ (ем), или тв. п. -/om/ (столом), -/ju/ (костью) и -/oj/ (горой)). Омосемия флексии вообще типична для параллельных конъюгационных и деклинационных разрядов.

При содержательном варьировании единство морфемы создается единством экспонента. Границы полисемии морфемы определяются на основании довольно зыбкого критерия смысловой связи между значениями, не поддающегося формализации. Между двумя значениями глагольного префикса над- (надстрою, надрисую) «чувствуется» момент связи: и в том, и в другом действие глагола оказывается ограниченным в пространстве, что перекликается с пространственным значением предлога над и именного префикса над-. Там, где смысловой связи между значениями нет, следует говорить об омонимии морфем (суффикс -к- с уменьшительно-ласкательным значением (головка, ягодка, ручка); со значением женского пола (соседка, односельчанка, лентяйка) и с общим значением "носитель признака" (невидимка, кожанка, также заколка, стружка). Формально все три суффикса-омонима совпадают, но резкое различие значений не позволяет объединять их в качестве вариантов одной единицы. Омонимичные префиксы: с-/со- в значении "сверху вниз", (спрыгнуть, сойти) и с-/со- в значении соединения, движения к одной точке (скрепить, созвать, сжимать). Иногда использование омонимичных аффиксов создает слова-омонимы: комсомолка "девушка-член ВЛКСМ" и Комсомолка- газета «Комсомольская правда».

Грамматическая структура слова. Понятие основы слова и форманта в аспекте формо- и словообразования. Типы основ. Словоизменительная парадигма. Нулевые морфемы. Смена парадигмы как словообразовательное средство (конверсия).

Морфемы – строительный материал для более высокой единицы языка – слова. По наличию\отсутствию формообразования все слова разбиваются на два структурных типа: одноформенные (неизменяемые) и многоформенные (изменяемые). По словообразовательной структуре слова делятся на производные и непроизводные .

Одноформенные слова – такие слова, кот представлены в языке только одной словоформой, т.е отсутствует формообразование. (вчера, вприпрыжку, здесь, увы, и, из-за).

По составу может быть одноморфемным и многоморфемным (из-\за, в\новь, в\при\прыж\ку); морфемн состав – постоянный.

Многоформенное слово существует в виде набора словоформ (лексема не совпадает со словоформой, а представляет собой абстракцию от всех словоформ: «читать» - лексема, но – «читаю», «читал», «читавший», «читал бы»). Слова типа пальто и кенгуру , традиционно классифицируемые как неизменяемые, имеют омонимичные словоформы, лексема и словоформа материально совпадают.

Состав: строится в разных словоформах частично, а иногда и полностью из разных морфем. При анализе выделяется постоянная часть формообразующая (лексическая) основа (часть слова, обязательно содержащая корень и постоянно повторяющаяся без изменений во всех грамматических формах) и переменная часть формант . (стол, стола, столу, – ФОС –стол-, а форманты: -#-, -а-, -у-). ФОС может состоять из одного корня или же из корня и аффиксов, может вкулючать симульфиксы (старь – выражена палатализацией).

Набор формообразовательных формантов – формообразовательная (словоизменительная) парадигма . Форманты могут быть одноморфемными (окончание) или многоморфемными (-л\а в пела), может включать супрасегментные морфемы (ударение) – рогА (рОга).

Случаи, когда многоформен слово не имеет единой основы, т.к его формы образуются от разных корней – супплетивизм. Вместо ФОС имеем частичные / парциальные основы (хорошо-лучше, идти-шел). Иногда парциальные основы выделяются наряду с ФОС (зайчонок – зайчон(о)к и зайчат). Парц основа иногда может внешне совпадать с ФОС, отличаясь лишь наличием нулевого аффикса (крестьянин – крестьяне). Парц основы могут различаться и супрасегментными морфемами.

При синхроническом подходе производность слова совпадает со словообразоват мотивированностью слова. Производным признается такое слово, рядом с кот в ту эпоху существует другое, формально связанное по смыслу – «производящее». Там, где нет производящего, нет и производного. Словообразоват немотивированное слово признается непроизводным. При диахроническом подходе производным признается также слово, утратившее мотивировку, кот выясняется при этимологич анализе (портной).

В синхроническом аспекте: если сравнить производное слово с производящим, то выделятся общая часть производящая словообразовательная основа и отличительная черта словообразовательный форматив (в гороховый – СОсн – горох, СФ – суффикс «ов» и набор окончаний).

Производящая основа содержит обязательно корень, но также может содержать аффиксы; часто ПрОсн оказывается производной от другой (деривационн цепочка: скорый – скорость – скоростной – скоростник). ПроизвОсн и ближайший СФорматив – непосредственно составляющие произвОсн. Дальнейшие произвОсн и форманты будут ее дальнейшими составляющими, вплоть до конечных составляющих – отдельных морфем. При членении выявляются не только морфемн состав слова, но и его структура (способ организации).

Словообразоват и формообразующ основа, в принципе аналогичны, но различаются способом выделения: в первом случае производное слово рассматривается как лексема и сравнивается с производящим, во втором случае мы просто сравниваем разные формы одного слова.

Типы основ: 1 – в кач-ве производящ основы выступает отдельная словоформа (ты – втыкать).

2 – в кач-ве производящ основы выступает основа производящего слова (скорый – скорость «скор». Виды производн слов: суффиксальные, префиксальные, префиксно-суффиксальн, производные с помощью морфем-операций.

СФорматив состоит из набора формативов отдельных словоформ, и производное внешне отличается только парадигмой. Это явление впервые описано отечественным языковедом Смирницким и называется морфологической конверсией (в англ: master (хозяин, мастер) - to master (овладеть, справится)). Суть конверсии не в омонимии, а в том, что образование слова происходит без аффиксов, а только сменой парадигмы (так у «master» в парадигме: the master, a master, master’s, masters, а у «to master» - to master, I master, he masters). В РЯз конверсия представлена в таких парах, как супруг-супруга, Евгений – Евгения, соль – солю .

Естьсинтаксическая конверсия, где в основе словообразования – изменение синтаксической сочетаемости (наречие «остался позади » сочетается с глаголом и образованный от него предлог – «позади дома» сочетается с сущ-ным в Р.п.).

Словообразоват структура сложных слов. Некоторые – результат стяжения словосочетаний (Мойдодыр). ПроизводящОсн равна сумме компонентов, в состав словообразоватФорматива входит закрепленный порядок и ударение.

В других случаях – сложение основ (Новгород, летопись). При чистом основосложении производящОсн равна сумме компонентов, а форматив либо такой же, как при стяжении словосочетаний, либо включает интерфикс.

Сложение основ в сочетании с присоединением аффикса (железн-о-дорож-ный: форматив: о, н, набор окончаний, порядок компонентов и ударение). В словах типа голубоглазый, дровосек вместо внешнего аффикса используется формообразоват парадигма.

Важно различать 1) регулярные/нерегулярные образования и 2) продуктивные/непродуктивные словообразоват модели. 1) Регулярные строятся по многократноповторяющ модели и воспроизводят без отклонений формальное и смысловое соотношение с произв словом (седой – седеть; киевский – Киев). В нерегулярных образованиях – единичное смысловое или формальное отступление от общей модели (хорошеть – не становиться «хорошее»). 2) Продуктивные модели – те, по кот образуются новые слова (с суфф –тель; -щик/-чик; -к-). Образуемые ряды слов – открытые, слова не могут быть посчитаны. Непродуктивные модели – те, по кот не создаются новые слова (с суфф –изн-, -нь-: жизнь, болезнь, отчизна, дешевизна). Есть закрытый ряд слов.

Случаи, стоящие на грани между производностью и непроизводностью – производные от связанных основ (обуть и разуть – от праслав корня, кот был утрачен – глаголы непроизводные, но они взаимно друг друга мотивируют). СвязнОсн – общая чать, содержащая корень и не выступающая в кач-ве ФОС или словоформы.

Нулевые морфемы - это морфемы с нулевым экспонентом, передающим то или иное грамматическое значение. Нулевой экспонент есть значащее отсутствие аффикса или служебного слова, регулярно противопоставляемое наличию аффикса или служебного слова в соотносительных случаях. Так, отсутствие окончания в форме бел рассматривается как нулевая морфема, поскольку эта форма противостоит форме белый и формам бела, бело, белы. Нулевая морфема включается в определенной точке речевой цепи в линейную последовательность сегментных морфем: бел|#

Морфема - минимальная двусторонняя единица языка. Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) как понятие минимальной значащей части слова, линейно выделимой в виде некоторого «звукового сегмента» (отрезка) при морфологическом анализе.

Говоря о формообразующих и словообразующих морфемах, сначала следует выяснить разницу между словоизменением (формообразованием) и словообразованием.

Словоизменение – образование для каждого слова (кроме слов неизменяемых частей речи) его парадигмы. При словоизменении тождество лексемы не нарушается, в отличие от словообразования. Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по словоизменительным категориям данного класса для слов (так, для существительного это ГК падежа и числа). Иногда словоизменение ≠ формообразование (т.к. сюда входят ещё аналитические формы, например, буду читать ).

Словообразование – образование слов, называемых производными или сложными, обычно на базе однокоренных слов по существующим в языке формальным моделям (аффиксация, словосложение и т.д.). Словообразование, обеспечивая процесс номинации и его результаты, выступает как одно из основных средств пополнения словарного запаса языка, а также установления связей между отдельными частями речи.

Граница между словообразованием и словоизменением не абсолютна: возможны промежуточные явления. Поэтому в этом вопросе лингвисты часто расходятся: напр., спорным является вопрос, входит ли в русское словоизменение образование видов глагола. Существует 2 позиции разграничения формообразования и словообразования: 1) формообразование регулярно , словообразование – нет (здесь речь идёт не о законе, а о тенденции); 2) Якобсон, Плунгян: словообразование факультативно, формообразование облигаторно, признаётся существование регулярного словообразования.

Морфемы, служащие для образования слов – словообразующие, для их изменения в рамках лексемы – формообразующие.

Что касается морфем, выполняющих обе эти функции, то нужно сказать о парциальных основах (случай, когда формы слова образуются от разных корней или с помощью разных аффиксов). Пример: зайч/онок/¤/ (ед. ч.) - зайч/ат/а/ (мн. ч.); ФОС – зайч- , а часть этих слов без флексий – парциальная основа. Действительно, с помощью этих суффиксов образуется новая сема ‘детёныш’ и разные формы: ед. и мн. ч.



41. Варьирование морфемы. Понятие алломорфемы (алломорфа). Пределы варьирования морфемы.

Морфема – абстрактная единица языка, многие морфемы выступают в ряду языковых вариантов – алломорфем (алломорфов), в потоке речи морфема представлена конкретными вариантами – морфами .

Морфема – двусторонняя единица, поэтому ее варьирование двояко: в плане выражения – варьирование экспонента (префикс над- в языке выступает в двух вариантах «над» и «нат») , в плане содержания – полисемия (значения префикса «над» 1 – прибавление сверху «надстроить» или 2 – проникновение на малую глубину «надрезать»). Экспонентное и содержательное варьирование .

В экспонентном варьировании имеем либо дистрибуцию (надписать, но надрежу) – обязательный вариант, либо свободное варьирование (рукой – рукою) – факультативные варианты.

Пределы варьирования.

Экспонентное варьирование: чем обеспечивается единство морфемы? Одна морфема или две разные? Одна морфема, если есть тождество значения и принадлежность к одному типу, тождество позиционной характеристики, закономерные чередования (иначе worked=wrote). Если эти формальные связи отсутствуют, то это омосемия (равнозначие) разных морфем (даН и взяТ, сижУ и еМ).

Омосемия, полисемия и омонимия морфем (в билете выше).

Грамматическая структура слова. Понятие основы слова и форматива (форманта) в аспекте формо- и словообразования. Типы основ. Словоизменительная парадигма. Нулевые морфемы. Смена парадигмы как словообразовательное средство (конверсия).

Морфемы – строительный материал для более высокой единицы языка – слова.

По наличию\отсутствию формообразования все слова разбиваются на два структурных типа: одноформенные (неизменяемые) и многоформенные (изменяемые).

По словообразовательной структуре лова делятся на производные и непроизводные .

Формообразование.

Одноформенные слова представлены в языке только одной словоформой (вчера, вприпрыжку, здесь, увы, и, из-за).

По составу может быть одноморфемным (вчера, здесь) и многоморфемным (из-\за, в\новь, в\при\прыж\ку);

Многоформенное слово существует в виде набора словоформ (лексема не совпадает со словоформой: «читать» - лексема, словоформы – «читаю», «читаешь», «читал», «читавший», «читал бы»…).

Состав: строится в разных словоформах частично, а иногда и полностью из разных морфем. При анализе выделяется постоянная часть формообразующая (лексическая) основа (определяется как часть слова, обязательно содержащая корень и постоянно повторяющаяся без изменений во всех грамматических категориях) и переменная часть форматив (формант) . Например, в словах стол, стола, столу, столы – формообразующая основа –стол-, а форманты: -#-, -а-, -у-, -ы-.

Набор формообразовательных формантов (формативов) – формообразовательная (словоизменительная) парадигма . Форманты могут быть одноморфемными (окончание) или многоморфемными (-л\а в пела), может включать супрасегментные морфемы (ударение) – рогА (сравн. рОга)

Словообразование.

Производность и непроизводность слова имеет место только в синхроническом аспекте (язык на современном этапе) и также производность сравнима с мотивированностью, на диахроническом аспекте (язык на протяжении всего времени) все слова от чего-то произведены.

Внимание заострено на синхроническом аспекте !

Если сравнить производное слово с производящим, то выделятся общая часть производящая словообразовательная основа и отличительная черта словообразовательный форматив . Например, в прилагательном горох при сравнении выделяем словообразовательную основу «горох» и словообразовательные формативы «ов», и набор окончаний этого прилагательного.

Словообразовательная основа и формообразующая основа, в принципе аналогичны, но различаются способом выделения: в первом случае производное слово рассматривается как лексема (целое) и сравнивается с производящим, во втором случае мы просто сравниваем разные формы одного слова.

Словообразовательная основа содержит обязательно корень, но также может содержать аффиксы (скорый – скорость – скоростной – скоростник – всякий раз повторяются какие-то аффиксы). Выявляем ее в строгой бинарной оппозиции вплоть до конечных составляющих.

Типы основ:

1 – в качестве производящей основы выступает основа производящего слова (скорый – скорость «скор»)

2 – в качестве производящей основы выступает отдельная словоформа (ты – тыкать)

О смене парадигмы.

Иногда производное слово от производящего отличается только формообразовательной парадигмой. Это явление описано Смирницким и называется морфологическая конверсия .

Например, английский master (хозяин, мастер) - to master (овладеть, справится). Налицо омонимия, но не в ней суть! Образование слова происходит без аффиксов, основ. А только сменой парадигмы (так у «master (хозяин, мастер)» в парадигме будут формы the master, a master, master’s, masters, а у «to master (овладеть, справится)» - to master, I master, he masters, I’m mastering). В русском языке конверсия представлена в таких парах, как супруг-супруга, Евгений – Евгения, соль – солю .

Конверсия также может быть и синтаксической , т.е. в основе словообразования – изменение синтаксической сочетаемости (наречие «остался позади » сочетается с глаголом и образованный от него предлог – «позади дома» сочетается с существительным в Р.п.).

Про нулевые окончания, эмм, не совсем к месту – идет в список вопросов на консультации (ибо зачем они здесь??) Также полезно почитать в библии страницы 151-152 (в вопросе освещаемые там моменты не заявлены, но полезно бы их тоже знать) – словообразовательная структура сложных слов.