Формирование жизненных ценностей и приоритетов

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.

Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками. "Делай как я говорю" - такой стереотип воспитания не подходит подростку. "Делай как я" - вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.

"Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека", - говорил В. А. Сухомлинский.

Ближайшее социальное окружение - родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) - непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы - через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.

Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.

Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.

В эти минуты от реакции мамы на происшедшее зависела судьба ее будущих взаимоотношений с сыном. Мама шлепнула сына, выбросила в урну мороженое и сказала: "Ты всегда такой растрепа! Больше мороженое никогда не получишь!", - и потащила его дальше. От ужаса перед содеянным малыш побледнел и даже перестал плакать, а мама потеряла доверие сына навсегда.

Многие могут сказать - какой пустяк! Но это только с точки зрения взрослого. Потом мама сама будет удивляться, почему ее повзрослевший сын не любит бывать дома, скрывает от нее плохие отметки и никогда не рассказывает о своих проблемах. А это произошло потому, что еще в детстве он получил хороший урок - если он чем-то огорчил маму, то будет наказан, и она перестанет его любить. Конечно, сын может забыть этот эпизод, но эмоциональное осознание тяжести ситуации и реакция матери останутся в его памяти навсегда. Если бы реакция была противоположной - мальчику сказали бы, что все это не беда и костюмчик можно постирать, в руках у ребенка оказалось бы новое мороженое, а рядом шла все понимающая и любящая его мама - можно с уверенностью утверждать, что вера мальчика в то, что ему помогут и не перестанут любить, даже если он в чем-то провинится, сделала бы будущие отношения матери и сына доверительными и откровенными. Или еще один пример. Часто родители из так называемых благополучных семей с высоким материальным достатком удивляются, почему их дочь не может создать хорошую семью, а в поисках красивой жизни фактически торгует своим телом. Чтобы понять это, родителям стоит мысленно вернуться на несколько лет назад и вспомнить, как они говорили своей дочери: "Зачем ты дружишь с Петей? В его семье - ни кола, ни двора. Посмотри, как он одет. А вот Андрей имеет уже собственную машину, у его родителей шикарная квартира и дача". Некоторые женщины позволяют себе демонстрировать положительное или негативное отношение к мужу в зависимости от цены подарка или размера принесенной зарплаты. Такой характер взаимоотношений в семье формирует у девочки на подсознательном уровне потребительское отношение к любви.

Как показали исследования, недавно проведенные в одной из стран Западной Европы, большинство мужчин, пользующихся услугами проституток, воспитывались в семьях, где были свидетелями грубого и даже жестокого обращения отца с матерью. Впоследствии им было трудно иметь сексуальные отношения с женщинами, к которым они испытывали глубокое уважение и возвышенные чувства. Это еще раз подчеркивает, насколько важно взрослым, если они действительно хотят видеть своих детей счастливыми в будущем, контролировать свое поведение и исповедовать самим те жизненные и нравственные ценности, к которым они пытаются приобщить своих повзрослевших детей. Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остаются с ним один на один и могут дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, - свою заботу, внимание, тепло и любовь. Именно такие моменты и ситуации имеют очень большое значение для формирования самооценки у ребенка.

Очень важно, чтобы ребенок понимал: он - индивидуален и ценен как личность для родителей и близких ему людей. Высокая самооценка позволит подростку сказать "нет" в тех ситуациях, когда это необходимо, особенно если это связано с его сексуальным поведением в период полового созревания.

Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.

В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.

Свобода и ответственность прочно связаны между собой. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу скорее можно назвать вседозволенностью, анархией. Настоящая свобода - это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает "удобную" позицию: "Для свободы я взрослый, для ответственности - маленький". Но равноправие включает и ответственность, и самостоятельность. В свою очередь самостоятельность предполагает способность подростка самому принимать и проводить в жизнь решения, готовность отвечать за свои поступки, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, отстаивать собственное мнение.

Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.

Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.

Исходя из этого становится понятным, насколько важно для подростка общаться с людьми высокой нравственности и культуры. Если подросток воспитывается в обществе с неустойчивыми моральными и духовными ценностями, ему бывает очень трудно дать правильную оценку своим поступкам.

Ценность, как и истинность, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

Однако, мир ценностей динамичен. Он обнаруживает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его развития. Так для эпохи Античности высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью и приобретали религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяли и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

В современной литературе также существуют разные точки зрения. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо для человека или социальной группы.

Ю.М. Жуков пишет, что понятие ценности применяется при характеристике отношения человека к миру, взятого не столько с интеллектуальной, сколько с аффективной стороны в широком смысле этого слова. Ценность как бы распределена между человеком и окружающими миром, она существует только в их отношении. Ценности личности являются конкретизацией ценностей общества. Под конкретизацией понимается менее абстрактная форма существования ценностных отношений .

А. В. Битуева предлагает определение, отражающее внеситуативность и обобщенность ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительное отношение к отдельным предметам и явлениям, так и к их совокупности, т. е. выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей .

Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова пишут, что личностными ценностями становятся те личностные смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился, т.е. произошло принятие данных смыслов как значимых для собственного Я. Таким образом, личностные ценности функционируют как определенный уровень развития смысловых образований личности .

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям.

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации. Можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные; социально-политические; духовные.

Материальные ценности - это ценностно-значимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям - предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности - это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

Духовные ценности - это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д.

При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это, прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых - жизнь, здоровье, свобода и т. п.

Второе основание классификации ценностей - по субъектам. Здесь различают ценности: индивидуальные; групповые; общечеловеческие.

Индивидуальная, или личностная, ценность - это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей.

Групповые ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.

Общечеловеческие ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К ним относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы:

  • 1. Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества - это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
  • 2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.
  • 3. Высшие ценности - это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер.

К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это, прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др.

Среди группы высших ценностей всегда особо выделяют: жизнь как ценность (ценности жизни), здоровье как ценность и свободу как ценность.

В свою очередь, ценность жизни является своеобразным фундаментом и вершиной для всех других ценностей. В зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться также отношения между людьми и общества к человеку.

Здоровье - естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. В силу этого различают индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье населения.

Большое значение для человека имеет свобода как ценность. Философское понимание этой категории можно выразить в следующем определении: свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Свобода - право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой. Свобода есть выбор. И как каждый выбор, осуществляемый сознательно, она связана для личности с предпочтением одной из альтернативных возможностей и отказом от другой. А чтобы выбор не становился ограничителем последующей деятельности личности, она должна руководствоваться важным правилом: всякий раз, делая выбор, следует стремиться к тому, чтобы перспектива последующих выборов не снижалась, а расширялась, позволяя человеку выявлять свои новые профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции.

Осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности.

- 49.86 Кб
  1. Введение...................... .............................. ..........................стр. 3
  2. Ценностные ориентации.................... .............................. ...стр. 11
  3. Становление профессиональных интересов..................... стр. 14
  4. Профессиональные и личные цели и ценности................стр. 17
  5. Заключение.................... .............................. .........................стр. 20
  6. Список использованной литературы.................... ..............стр. 21

Введение

Современный интерес к исследованию жизненных целей и выбора карьеры обусловлен сменой идеологии, необходимость переосмыслением старых и поиском новых идеалов, нового обоснования целей и карьеры Сегодняшний идеал общества, представленный через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение) – это человек, добившийся успеха.

Проанализируем жизнь людей, которые добились в жизни значительного успеха. Что объединяет этих людей? Успеха добиваются те, кто научился владеть своим мозговым потенциалом и своими эмоциями, делает вывод зритель. Они-то по праву и восседают на «троне успеха».

Если представить себе роскошный трон, наша фантазия не поскупится на золото, дорогое дерево и шелк. Пусть его конструкция будет самой изысканной и самой устойчивой. Устойчивость трона успеха должна быть гарантирована массивностью четырех ножек, четырех опор. Давайте теперь подумаем, что же это за опоры?

  1. Умение работать головой, использовать все возможности своего интеллекта.
  2. Умение ставить реальные цели.
  3. Умение решать сложные проблемы, настойчивость в достижении поставленных целей, умение воздействовать на других людей.
  4. Умение планировать свою карьеру и восходить к ней

Успех – это внутренняя концепция. Его нельзя купить, он не упадет на голову как манна небесная. Да, внешние обстоятельства имеют влияние на людей. Но по-настоящему «успешные» люди сами формируют эти обстоятельства.

Что же конкретно отличают «успешных» людей от всех остальных?

  • Они открыты миру;
  • У них необыкновенная тяга к новизне;
  • Они не боятся перемен и умеют рисковать;
  • У них всегда присутствует мощная настроенность на успех;
  • Их стойкость и выносливость достойны восхищения;
  • Они способны преодолеть любые препятствия;
  • Огромная тяга к новым знаниям и великолепная обучаемость;
  • Они организованы и внутренне дисциплинированы;
  • Они умеют грамотно планировать и достигать цели.

Успеха можно добиться только тогда, когда четко представляешь себе то, чего ты хочешь. Быть успешным вообще – такого не бывает.

К сожалению, большинство людей живет как во сне, не ставя перед собой никаких конкретных целей. Нет цели – не надо ее добиваться. Но тогда и не надо жаловаться, что ты неудачник. Даже одноклеточное существо, как амеба, оказывается, всегда движется к своей цели. Как заметили биологи, даже если на пути амебы встречаются препятствия, она обходит их и движется дальше – по направлению к своей цели. Вот на что ориентирует нас природа!

Вообще человеческой деятельности присущ, как правило, целенаправленный характер. Это значит, что действию предшествует сознательное целеполагание – т.е. предвосхищение в мышлении результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.

Если ты видишь свою цель, определяешь средства и способы ее достижения и мобилизуешь свои силы на реализацию своего желания – ты хозяин своей судьбы, ты достигаешь карьерного роста.

Большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относятся к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители. Поэтому на Западе сегодня деловая карьера является объектом управления. Оно сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами (и консалтинговыми фирмами), позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом.

Служебное продвижение в организации может осуществляться в соответствии с такими принципами, как результативность работы, компетентность и потенциальные возможности, усердие, умение организовать формальную сторону дела, угодить руководству, старшинство, общие способности.

Составной частью такого управления является планирование деловой карьеры (во многих фирмах оно обязательно), предполагающее учет и увязку потребностей целей организации и сотрудников, изучение и оценку потенциала их служебного роста; ознакомление людей с реальными перспективами и условиями продвижения; определение критериев и путей перемещения, позволяющих избежать карьерных тупиков. Такое вложение в человеческие ресурсы, как правило, высокодоходны. Причем чем он более развит, тем большее количество ресурсов позволяет вовлекать в процесс персонального инвестирования. По мнению американского экономиста В. Боуэна: "Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроком жизни: машины изнашиваются, люди умирают" .

Однако в нашей стране такое вложение только набирает силы, а большинство выпускников Вузов не готовы к карьерному росту, не представляют этапы роста, да и, порой, выбирать работу, планировать карьерный рост, проходить собеседования, писать резюме. Более того, они не знают ни своих способностей и не умеют ставить цели.

Характер действий по целеполаганию и достижению целей у разных людей различен, меняется он и у конкретного человека с течением времени. Но, несмотря на это, данные процессы имеют общие черты и закономерности, что позволяет на основе анализа эмпирической информации относительно индивидуальных способов разработки и реализации жизненных стратегий сформулировать единообразный инструментарий.

Так, многие западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла человека, а японские специалисты выделяют четыре фазы (от рождения до окончания школьного образования; поступление на работу и обзаведение семьей; трудовая жизнь; старость). Целенаправленно управляя качественными и количественными параметрами смены фаз, человек может максимизировать полезность отдачи от каждого этапа.

Содержание самоуправления на разных этапах жизненного цикла имеет различное наполнение. В детстве человек всецело зависит от родителей, он, как правило, не способен самостоятельно принимать важнейшие решения. В зрелые годы обретается самостоятельность, и степень ответственности за принятие решений значительно увеличивается. В целом необходимо разделить на экзогенный этап, когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии - обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный, когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

В основе идеологии лежит мысль о том, что каждый человек хочет чего-то добиться в жизни.

Сделать карьеру – значит добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. При этом имеется в виду престижность с точки зрения широкого общественного мнения. Выпускник учебного заведения, который понимает, ЧТО нужно сделать, и КАК это делать правильно, имеет гораздо больше добиться успеха в жизни на фоне всех остальных.

2. Формирование жизненных ценностей и приоритетов

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.

Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками. "Делай как я говорю" - такой стереотип воспитания не подходит подростку. "Делай как я" - вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.

"Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека", - говорил В. А. Сухомлинский.

Ближайшее социальное окружение - родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) - непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы - через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.

Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.

Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.

Описание работы

Современный интерес к исследованию жизненных целей и выбора карьеры обусловлен сменой идеологии, необходимость переосмыслением старых и поиском новых идеалов, нового обоснования целей и карьеры Сегодняшний идеал общества, представленный через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение) – это человек, добившийся успеха.

Содержание работы

Введение..............................................................................стр. 3
Формирование жизненных ценностей и приоритетов....стр. 6
Ценностные ориентации.....................................................стр. 11
Становление профессиональных интересов.....................стр. 14
Профессиональные и личные цели и ценности................стр. 17
Заключение...........................................................................стр. 20
Список использованной литературы..................................стр. 21

Вы знаете, что у 99 из 100 самых богатых Россиян по версии журнала Forbes есть дети ? Подробнее об этом расскажу ниже.

Довольны ли вы своей работой, семейными отношениями, здоровьем, внутренним состоянием ? В жизни каждого человека случаются различные проблемы, но многих сложностей можно избежать, если вы будете действовать в соответствии с правильными жизненными ценностями.

Сейчас я расскажу о 8 жизненных ценностях и о том, как их удовлетворение влияет на уровень счастья.

8 Жизненных ценностей

1. Духовное развитие. Это ваше моральное состояние и поступки, понимание жизненных ценностей.

2. Семья, близкие. Ваши отношения со второй половинкой, родственниками, друзьями.

3. Здоровье, спорт. Ваше самочувствие. Регулярность в общих обследованиях тоже можно отнести к данному разделу, т. к. многие болезни могут протекать бессимптомно до самой последней стадии.

4. Финансовое положение. Удовлетворенность материальным положением.

5. Карьера. Карьера и финансы разделены т. к. для многих больше важна самореализация в карьере, чем доход, для кого, то наоборот.

6. Отдых, эмоции.

7. Саморазвитие.

8. Окружение. Люди, с которыми вы часто общаетесь, по работе и в других общественных местах.

Если хотите, то вы можете дополнить другими вашими жизненными ценностями.

Приоритеты в жизненных ценностях

Максимальная эффективность и уровень испытываемого счастья достигается при 2 условиях:

Ваши жизненные ценности правильные;

Вы максимально приблизились к равномерному удовлетворению всех жизненных ценностей.

Теперь немного разберем эти 2 условия и начнем с первого: Правильных жизненных ценностей. Каждая жизненная ценность имеет свой приоритет.

Главная жизненная ценность - духовное развитие, т. е. ваше моральное состояние . Важность состоит в том, что отрицательные поступки плохо влияют на все сферы жизни: здоровье, отдых, финансы и т. д. Причиной является то, что плохие поступки создают конфликт с самим собой, а точнее, с вашей совестью . Вспомните как вы себя чувствовали после ссоры. Раздражительность, головная боль, стресс и т. п. - результат любых негативных эмоций.

Все плохие поступки конфликтуют с вашей совестью, вследствие вырабатываются гормоны стресса , которые понижают иммунитет, ухудшают ваше настроение и т. д. Если с моральной точки зрения вы делаете хорошие поступки, то происходит выработка гормонов счастья, которые укрепляют силы организма и повышают настроение, что, в свою очередь, сказывается на всех остальных сферах жизни.


Обозначим главную жизненную ценность сверху.

2-я по степени важности ценность - семья. Проблемы в семье так же, как и в ценности «духовное развитие» сильно влияют на все сферы жизни, принцип примерно такой же.

3-я по важности ценность: здоровье, которое также влияет на все остальное. Приоритеты по остальным ценностям могут меняться в зависимости от вашего типа личности.

Подтверждающие факты из forbes об успехе

У многих могут возникнуть сомнения насчет указанных выше приоритетов, поэтому я приведу факты. Всем известен журнал Forbes, который ежегодно публикует списки самых богатых людей в мире. В одном из журналов я нашел следующий интересный факт: В списке 100 самых богатых Россиян по версии forbes, я насчитал только 9 разведенных мужчин, 1 неженатого, остальные все женаты. Но самое интересное, внимание, что у 99 из 100 есть дети, даже у разведенных, приемные или свои. В то же время средние данные по всем женатым мужчинам в России значительно меньше, вы и сами это понимаете.

Получается, что наиболее успешные мужчины - женатые и у кого есть дети. Это факт статистики.

Как вам такой расклад? Вроде должно быть наоборот, по логике современного человека, чем больше работаешь для достижения успеха тем меньше времени на все остальное. Почему же одиноким мужчинам и женщинам так сложно добиться успеха? Почему им приходится больше работать и меньше получается добиваться?

Итак, согласно статистике в браке у вас больше шансов реализовать свои желания. Но попробуем понять почему это происходит, ведь семья и дети требуют времени, заботы, усилий!

Мы так устроены, что при хороших поступках в кровь выбрасывается гормоны радости (дофамин, серотонин и др.) . Вспомните как вы себя чувствовали когда оказали неоценимую помощь другому человеку. Вы можете посмотреть на лица людей, которые работают в благотворительных фондах, даже по фотографиям сразу становится понятно, что они чувствуют себя значительно счастливее других.

Забота о других, в частности, о семье, детях сильно уменьшает восприимчивость к стрессу, потому что наш мозг не может обдумывать сразу несколько ситуаций, он работает последовательно. Что это означает? А то, когда мы хотим кому-то помочь, положительные мысли помощи не дают развиться негативным эмоциям. Если бы мыслей о том, как помочь ближнему не будет, то пустоту заполнят переживания и негативные эмоции.

Вот почему после развода, так часто люди начинают пить и впадают в другие вредные недуги, просто они становятся более восприимчивы к негативу. А семейные люди, наоборот, меньше гордятся, обижаются, болеют, это происходит потому что, когда человек о ком-то заботится, его моральное состояние улучшается.

Вот почему семья может помочь не только получить выброс гормонов счастья: эндорфинов, но и уменьшить выработку гормонов стресса, замещая негативные мысли позитивными.

Успех и моральное состояние

Фундамент успеха это ваше моральное состояние. Всем понятно, что люди избегают сотрудничества с гордыми, надменными, злыми людьми и наоборот тянутся к взаимодействию со спокойными, вежливыми, добрыми. Поэтому самая важная ценность - духовное развитие, которое улучшает ваше моральное состояние и уменьшает отрицательны поступки. В следствие меньше конфликта с совестью и меньше негативных мыслей, которые отрицательно влияют через выброс гормонов стресса.

Поделюсь опытом, я хожу в Православных храм, регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Это помогает улучшить моральное состояние, убрать отрицательные мысли и чувствовать себя счастливее.

Семья дает человеку возможность более быстрого духовного развития, т. к. забота о ближнем делает человека лучше, его моральное состояние улучшается, поступки становятся правильными. Поэтому семья и отношения с близкими 2-я по важности жизненная ценность.

Приоритеты позволяют сделать более точный анализ и помогут вам лучше понять, что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась к лучшему. К примеру, удовлетворенность финансовым положением не должна быть выше, чем удовлетворенность духовным развитием. Или удовлетворенность карьерой не должна быть выше удовлетворенностью семейным отношениям. То есть на колесе жизни нужно не только подтягивать ваши просевшие потребности, но и следить за тем, чтобы менее приоритетные жизненные ценности не выросли выше более приоритетных.

Нередко люди работают там, где не нравится. И с каждым днем нелюбимая работа приносит все больше разочарований и испорченного настроения. Часто причиной является ни плохая работа и даже ни плохой работник, а то, что они не подходят друг к другу. Если подходить к выбору работы и образу жизни в соответствии с вашими жизненными ценностями, то вы будете успешнее в любой области.

Как оценить жизненные ценности

Критерий успеха в жизни - уровень испытываемого счастья . Пожалуй, все хотят быть счастливыми. Чем больше вы удовлетворите ваши жизненные ценности, тем счастливее будете себя чувствовать . Но чтобы понимать, с чего начинать - нужно знать на какой стадии удовлетворения ваши текущие жизненные ценности.

Теперь самое время оценить ваши жизненные ценности. Для начала возьмите листок бумаги и нарисуйте круг, затем разделите его на 8 частей, проведя 4 линий через центр. В центре круга поставьте ноль - это ваша точка отсчета. Каждую из 8 осей разделите на 10 частей, проградуировав рисками. В центре круга будет ноль, а по краям в месте пересечения линий с кругом 10.

Подпишите каждое пересечение линии с кругом, описанными выше, 8 жизненными ценностями.

Задайте себе вопрос: Довольны ли вы тем как потрудились над улучшением своего здоровья, отношениями с семьей и т. д. Для каждого пункта оцените вашу степень удовлетворенности по 10 бальной шкале и отметьте по каждой оси.

Важно дополнить, что вопрос нужно задавать не относящийся к удовлетворённости вообще, а к тому, как вы потрудились над каждой сферой. Важна не конечная цель, а ваше стремление и движение к ней.

Объясню почему : Жизнь нас постоянно в чем-то ограничивает и бывают ситуации, когда желаемого невозможно достигнуть, но можно достигнуть удовлетворения от вложенного труда. Например, у человека нет ноги, конечно же, каждый хотел бы иметь полноценные конечности, но пока это невозможно, поэтому если такой человек все время будет указывать на оси здоровье низкий результат это будет его демотивировать, т. к. он хочет, но не может.

А если ставить на колесе жизни ваше движение к цели, например, человек без ноги каждый день тренируется, чтобы на искусственной ноге чувствовать себя максимально естественно и указывает высокие цифры на оси здоровье, то это будет его мотивировать к дальнейшим тренировкам. Поэтому 10 баллов по каждой оси - это значение максимального результата, который можете достигнуть именно вы, а не кто-то другой в данной жизненной ситуации.

В результате у вас должно получиться фигура похожая на круг. Если этого не получилось, то смотрите все просевшие сферы жизни. В первую очередь, необходимо удовлетворить самые отстающие жизненные ценности, т. к. насытить базовый уровень всегда проще, чем вышестоящий, т. е. чтобы получился равномерный круг . К тому же, для человека крайне важен баланс в жизни. Только сбалансированная жизнь принесет счастье.

Теперь вы знаете насколько ваши жизненные ценности совпадают с реальным положением дел и что нужно изменять в первую очередь.

Определять жизненные ценности нужно регулярно, рисуйте круг жизни хотя бы раз в месяц, лучше раз в неделю.

Фигура к которой нужно стремиться - круг. Когда вы определите ваши жизненные ценности и степень их реализации, то будет намного легче расставлять приоритеты в делах, ваша жизнь станет более сбалансированной, вы будете ощущать себя более счастливыми.

P.S. Если у вас есть сложности или вопросы по прочитанной статье, а также по темам: Психология(вредные привычки, переживания и др.), продажи, бизнес, тайм-менеджмент и др. задавайте их мне , постараюсь помочь. Еще возможна консультация по skype .

P.P.S. Также вы можете пройти online тренинг «Как получить 1 час дополнительного времени». Пишите комментарии, ваши дополнения;)

Подписывайтесь по email
Добавляйтесь

Сергей Николаевич Белкин - главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика»

Одной из важнейших категорий, используемых при анализе общественных процессов, является категория ценностей. Опуская в этой краткой заметке описание долгого и незавершенного пути, пройденного этим понятием от Платона и Гегеля до Сартра, Хайдеггера и других современных мыслителей, предложим свое видение механизма формирования ценностей и целей в процессе деятельности людей.

Человек осознанно или подсознательно действует по алгоритму, который можно представить в виде схемы:


Таким образом, утверждается, что первичным является одновременное возникновение идеала и стремления к нему. Идеал (образ), к которому не возникает стремления, не является идеалом. Идеал на первой - часто инстинктивной - стадии этически нейтрален: он не «плох» и не «хорош» и вообще может формироваться в виде эмоционально-чувственного образа с неопределенной семантикой. Смысловое оформление идеала - интеллектуальное, вербальное, семантическое и прочее - возникает на стадии осознания и формулирования цели. Лишь на третьей стадии формируются цен-ности - как качества ресурсов, условий и правил достижения цели, ведущей к идеалу. Алгоритм завершается «инвентаризацией» имеющихся и желательных средств достижения цели.

Все элементы и стадии этого алгоритма важны, но следует обратить внимание на то, что и формирование идеала, и определение цели, и выбор средств осуществляются под влиянием не только потребностей, но и этических норм, «фильтрующих» каждую стадию алгоритма. При этом этические нормы могут присутствовать в сознании (в том числе и в об-щест-венном сознании) как «продукты» прежних алгоритмов и в связи с этим восприниматься как «объективно существующие», но могут формироваться и заново в рамках вновь возникшего идеала и соответствующего алгоритма.

Личная жизнь каждого начиная с самого раннего возраста тоже подчинена этому алгоритму - касается ли это выбора профессии, спутника жизни, политических симпатий и соответствующих поступков. Здесь важно подчеркнуть определяющую роль «идеалов» - в какой бы форме они ни существовали в сознании или подсознании. С точки зрения течения общественной жизни, в этой роли выступают образы желаемого будущего, «надлежащего» общественного устройства. Наличие идеального образа - скажем, справедливого общества - не гарантирует успеха в его построении. Его отсутствие, однако, лишает общество даже надежды на субъектность, на стратегическое планирование, отвечающее стремлениям большинства.

В политической практике довольно часто подлинный идеал скрывается, а действия оправдываются ложными мотивами. Так, подлинным идеалом, например, некоего рядового политика является потребительский комфорт и власть над людьми. Формируется соответствующая внутренняя цель: быстрое стяжание личного богатства путем присвоения чужого имущест-ва кого-либо - другого лица, общественной группы, соседнего государства и т.п. При этом «нравственный фильтр» этого гипотетического политика либо его остановит, запретит брать чужое, либо окажется более прозрачным и оправдает присвоение имущества на том, скажем, основании, что в качестве объекта ограбления выбран «классово» или «религиозно» чуждый. Так сформируется один из элементов системы ценностей политика. Стремление к цели возведет в ранг высших цен-нос-тей и одновременно средств также и личную власть в стране, поскольку такое положение позволит реализовать задуманное. Власть можно обрести разными путями, в том числе, например, «демократическим». Поскольку для этого нужна массовая поддержка населения, то на поверхность, для публичного употребления выдвигаются ложные мотивы: борьба с «чуждыми» ради всеобщего блага или какие-то иные подходящие лозунги. А в качестве общественного идеала народу будет предложено, например, «вхождение в цивилизованный мир», «избавление от… зеленых человечков» и т.п. Народ, окормляемый пропагандой, наполнит этот образ собственными ожиданиями - в том числе и позитивными - и проголосует за политика.

Роль нравственных фильтров исключительно важна. Еще важнее - и опаснее! - их отсутствие. Жизненно необходимо осознанно применять существующие в сознании этические нормы, являющиеся наследием ранее пережитых алгоритмов или воспринятые из разного рода нравоучений. В этом смысле любой политический, экономический призыв, любая реформа есть прежде всего этический выбор. И не следует некритично соблазняться призывами.

К сожалению, этические нормы не действуют сами по себе, как закон всемирного тяготения. О них надо думать, помнить, заботиться об их применении. К несчастью, в современном обществе этический выбор глубоко завален огромными наслоениями идеологий, политических, культурных и бытовых предпочтений, возведенных в норму, в образец надлежащего поведения, в социально-политические и экономические парадигмы.

Важно также отметить исключительную роль и силу осознанных целей - как рациональных, так и метафизических. Именно цели определяют и «санкционируют» ценности и соответствующий тип поведения. Если целью является спасение души в хрис-тианском смысле, то это приводит нас к признанию хрис-тианских ценностей. Если целью является праведная жизнь, то мы стремимся придерживаться соответствующего поведения каждый день. Если целью является стяжание личного богатства и власти, то доминирующими ценностями будут признаны ценности индивидуализма, личные моральные установки отодвинут в сторону все прочие.

Еще одним фактором, влияющим на личное и общественное поведение, является тип мышления. При прочих равных условиях люди выбирают различные линии поведения, исходя не только из идеалов и нравственных критериев, но и из свойственных им склонностей, определяемых как менталитет или «национальный характер».

Люди бывают общительными и замкнутыми, экстравертами и интровертами. В каждом человеке и в обществе в целом сосуществуют эти два психотипа одновременно, но чаще всего один из них является доминантным. Выбирается и соответствующая линия поведения. Жизнь народа на протяжении столетий отбирает то сочетание линий поведения, которое наилучшим образом способствует выживанию и процветанию народа, сохранению его этических, духовных ценностей, осознаваемому народом историчес-кому предназначению. В каждом обществе сосуществуют две тенденции - самоутверждение и интеграция. Они не являются абсолютно непримиримыми, смертельно борющимися. В гармоничном обществе их борьба является диалектическим источником развития, но при условии наличия третьего - этического - фактора: христианское понимание мировой гармонии в ее высшей форме, в форме «неслиянного единства», символизируется в образе Святой Троицы. Человек же, ведомый своими побуждениями, разрушает эту гармонию, следуя, например, самоутверждению в непозволительно более высокой степени, нежели интеграции, «приспособив» под эти действия и собственную гибкую мораль. Поучительно сравнить самоутверждение и интеграцию как два типа мышления и два типа ценностей, воспользовавшись таблицей из книги Фритьофа Капры «Паутина жизни»:


Современное западное общество - а Россия тоже является западным обществом - переоценивает роль самоутверждения и индивидуализма. Именно экспансия, конкуренция, рост богатства и доминирование являются его и ценностями и целями. Отсюда - губительный консюмеризм и разрушающая мироустройство деятельность по стяжанию богатства, власти, порабощению одних другими, следованию ложным целям и ценностям.

Зная алгоритм формирования целей и ценностей, их неразрывную взаимосвязь с идеалами, этикой и типом мышления, можно корректировать целеполагание, вовремя усматривать угрозу ранее сложившимся ценностям, выявлять подлинные идеалы, замаскированные ложными, научиться распознавать политический обман и смертельные ловушки экономических парадигм.