Одним из самых драматических моментов в жизни Тютчева был роман с Е.Денисьевой. Каждый, кто будет внимательно читать стих “О, как убийственно мы любим…” Тютчева Фёдора Ивановича, сможет проникнуться горечью поэта, осознавшего, к чему привела жгучая страсть.

Стихотворение было написано в 1851 г. Четырнадцатью годами ранее повторно женатый Тютчев познакомился с дворянкой Еленой Денисьевой. К тому времени она была еще институткой. Результатом их страстного романа стала беременность Денисьевой. Текст стихотворения Тютчева “О, как убийственно мы любим…”, которое проходят на уроке литературы в 8 классе, можно назвать лирическим. Но его строки пронизаны горечью и раскаянием. Оглядываясь назад, поэт винит себя за то, что, повинуясь “слепоте страстей”, сам того не желая погубил репутацию возлюбленной. О беременности Е.Денисьевой вскоре стало известно светскому обществу. Она была вынуждена столкнуться с враждебностью и всеобщим осуждением. Представители светского общества, втоптав в грязь “то, что в душе ее цвело”, накинулись на нее точно стервятники. Безмерно страдая, она преждевременно постарела, осунулась. Очарование юности “выжгли слезы”, исчез “младенчески живой” смех. Но любовь к Тютчеву, ради которой Денисьева и взошла на собственную Голгофу, никуда не делась. В этом произведении поэт нещадно бичует себя. Он воспринимает свою страсть как “ужасный приговор” Денисьевой. Он искренне сожалеет о том, что не смог защитить ее имя. После разрешения от бремени Елена Денисьева поселилась на съемной квартире. Путь в свет был ей заказан. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей Тютчева. После ее смерти законная супруга поэта разрешила ему дать им свою фамилию.

Скачать это стихотворение полностью или учить его онлайн можно на нашем сайте.

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

В 1851 году прекрасное стихотворение написал Тютчев - «О, как убийственно мы любим». Анализ данного произведения будет проще произвести, если подробнее разобраться в биографии поэта, а именно в его личной жизни. Ведь практически вся творца связана с его любимыми женщинами.

История написания

Данное стихотворение является одним из самых сильных, чувственных и ярких произведений автора. Так сложилось, что личная жизнь Федора Тютчева была весьма трагичной. Но, несмотря на это, поэт до конца своих дней испытывал благодарность к тем женщинам, которые его любили, а он отвечал им взаимностью. Именно таким, любящим, чувственным и благодарным, был Тютчев. Стихи он в основном посвящал только дамам своего сердца.

Будучи женатым, Тютчев влюбился в юную дворянку - Елену Денисьеву, которая в дальнейшем стала его любовницей. Этот треугольник просуществовал 14 лет, и в нем страдала не только жена поэта, но и сама Елена. Вокруг их романа образовался грандиозный скандал, как только стало известно, что Денисьева беременна. Любовь к Тютчеву заставила девушку пойти против своей семьи, из-за чего она прошла множество унижений, испытала чрезвычайно сильный негатив, исходящий со стороны светского общества. Питерская знать считала Денисьеву падшей женщиной. В трудную минуту поэт не бросил любимую, а наоборот, стал ценить ее еще больше за то, что она смогла пожертвовать своим именем ради него и их любви. А спустя некоторое время на свет появилось теперь уже известное стихотворение, которое написал Тютчев, - «О, как убийственно мы любим».

Анализ произведения

Данный образчик чистой поэзии состоит из десяти четверостиший. Из них два (одинаковые) учавствуют в обрамлении стиха, то есть в начале и в конце повторяется одна и та же строфа, что придает этому шедевру еще больше эмоциональности. Для написания четверостиший используется Рифмовка - перекрестная. Для эмоционального усиления используются различные эпитеты и такие как многоточия и Лирическая концепция выражается с помощью оксюморона («о, как убийственно мы любим»), которым начинаются первое и последнее четверостишия. В последнем его значение усиливается, благодаря использованному поэтом восклицательному знаку. Стихотворение можно разделить на три части, где в первой лирический герой задается одним вопросом, и его поглощают воспоминания, во второй части он отвечает на свой вопрос, рассказывает, как это все произошло, а третья часть повествует, к чему все привело. А произведение в целом говорит об истории отношений лирического героя и его любимой. Героиней выступает Денисьева, а лирическим героем - Тютчев.

«О, как убийственно мы любим». Анализ начала стихотворения

В первой строфе автор задает себе несколько вопросов. Что же прошло за столь короткое время? Что изменилось? Почему так произошло? Куда подевалась улыбка, откуда взялись слезы? Лирический герой знает ответы на все вопросы, и ему от этого становится еще хуже.

Середина произведения

В третьем четверостишии описаны воспоминания поэта. Он рассказывает, как при первой встрече героиня поразила его своим волшебным взором, своим свежим румянцем на щеках и великолепным смехом - живым, как будто младенческим. В тот миг она была подобна цветущей юности, а он был очарован ее красотой, ее прелестью, он был горд за себя и свою победу. В четвертой строфе сквозь воспоминания снова сыплются вопросы: «А что теперь? Куда все делось?» Возможно, такими вопросами задавался и сам Тютчев. О любви он писал много стихов, но этот несет в себе особый смысл.

Последняя часть

Шестое четверостишие представляет лирического героя орудием Судьбы. Оказывается, что все те незаслуженные страдания в жизнь его возлюбленной внесли именно возникшие между ними чувства. Именно ради любви она отреклась от многих земных радостей. Эта мысль продолжается в седьмой строфе, где жизнь представлена обреченной на различные испытания. В восьмом четверостишии проясняется романтическая суть образов. Лирика Тютчева наполняется особым драматизмом, когда его герой начинает осознавать свою вину. Его любовь привела к ожесточению и боли избранницы. В девятой строфе любовь выступает злым огнем, который сжигает все до пепла, не оставляя ничего.

Философская проблематика

Лирика Тютчева наполнена ощущением безысходности. Философская произведения сосредоточена на выяснении смысла жизни. Лирический герой погружается в мечты, размышляет над всем происходящим, делая это как наедине с самим собой, так и в людных местах.

Для героя стихотворения реальность является доказательством того, что любовь - это не только цветение души, но еще и множество переживаний и испытаний, которые перенес сам Федор Тютчев. О, как убийственно мы любим! Анализ всего стихотворения показывает нам, что это не просто фраза, которой начинается и заканчивается произведение. Это самая главная его суть, которая утверждает, что не всегда такое прекрасное чувство, как любовь, может доставлять исключительно радость.

Стихотворение Тютчева «О, как убийственно мы любим» посвящалось позднему чувству поэта к молодой выпускнице Института благородных девиц Елене Денисьевой, с которой у него была любовная связь и трое незаконнорожденных детей. Эта, длившаяся более 14 лет любовная запутанная история, принесла немало горя и страданий и поэту, и его законной жене Эрнестине, и осуждаемой всеми и изгнанной из общества Денисьевой.

Главная тема стихотворения

Чувственную, проникновенную и пронзительно печальную лирическую поэзию «О, как убийственно мы любим» Тютчев создал в тот момент, когда Елена ждала от него ребенка, и из-за этого в обществе разгорелся нешуточный скандал (1851 год). Стихотворение полно раскаяния и сожаления о том, что он сломал судьбу бедной Денисьевой, ставшей, по мнению питерского дворянства, падшей женщиной, не смог защитить её от нападок пуританского общества. Поэт не отказывается от своей любви и пытается всеми силами поддержать свою любимую женщину, пожертвовавшей ради него своей репутацией и положением в обществе.

Здесь же встречаются строки, где поэт грустно задается вопросом: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Денисьева, пережившая в жизни большие моральные потрясения, униженная и презираемая обществом, действительно преждевременно постарела: «все опалили слезы, выпалили горючей влагою своей» и приобрела нервные расстройства и болезни, со временем вогнавшие её в могилу в возрасте 38 лет.

Строки стихотворения полны сожаления и боли, автор раскаивается за причиненные им страданья, которые изувечили и сломали судьбу любимого человека, и за свою любовь, ведь «незаслуженным позором на жизнь её она легла». Единственным утешением для влюбленных являются памятные моменты о давно прошедших беззаботных днях радости и счастья, совсем недолговечных, ведь они были растоптаны безжалостной толпой «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Теперь душа лирической героини произведения полна только боли и отчаянья: «злая боль ожесточенья, боль без отрады и без слез».

Свои чувства к молодой девушке поэт ассоциирует с убийственной любовью, ведь именно из-за неё была разрушена её жизнь, заказан путь в приличное петербургское общество. Всю свою недолгую жизнь она посвятила воспитанию их общих с Тютчевым детей, а тот, разрываясь на два дома, взял на себя полное содержание своей второй семьи. Его законная жена Эрнестина, искренне любившая мужа всей душой, благородно все прощала и даже позволила его незаконнорожденным детям дать его фамилию, за все это Тютчев был ей безмерно благодарен и относился с большим уважением и благоговейным трепетом. Именно эта женщина поддержала Тютчева в его безутешном горе (трагическая смерть Денисьевой и их детей от чахотки), а тот до конца жизни терзал свою душу и сердце, обвиняя себя в том, что сделал свою любимую несчастной и не смог защитить её от унижений и боли.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение разделено на три части: в первой автор задает вопросы и придается воспоминаниям, во второй дает ответы и рассказывает, как это все произошло, в третьей дает объяснение к чему это привело.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» - третье по счету из Денисьевского цикла (всего в него входит 15 стихотворений) при его написании Тютчев использовал четырехстопный ямб и перекрестную рифму. Они придают произведению особую плавность, благодаря которой эти десяти строф (для Тютчева это количество считается весьма большим) читаются очень легко, практически на одном дыхании. Как данность одической традиции используются древнерусские архаизмы (очи, отрада, ланиты, взор), а также присутствующее в начальной строфе междометие «о», придающие стихотворению величавости и торжественного пафоса. Эмоциональность произведения и свои искренние страдания автор передает с помощью большого количества восклицательных знаков, многоточий и также применяя в начале и в конце две повторяющиеся строфы.

Стихотворения Тютчева Денисьевского цикла, посвященные его безвременно ушедшей из жизни любимой женщине, пропитаны болью, печалью и тоской, для него любовь становится не только счастьем, а еще и убийственным ядом, приносящим в жизнь людей муки и переживания, которые испытал на себе Тютчев и две любящие его вопреки общественному мнению и другим предрассудкам женщины.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале «Современник» № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. (первое стихотворение датировано 1849 г.).

Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее моральных запретов. Троим своим детям, рождённым в этом незаконном браке, Тютчев дал свою фамилию. Елена боготворила Тютчева, но всё-таки очень страдала от этих отношений. Общество осудило их любовь, виноватой оказалась женщина. Светская жизнь Денисьевой закончилась, она жила затворницей на снятой Тютчевым квартире, даже отец перестал с ней видеться.

Тютчев осознавал свою вину, понимал, что сделал возлюбленную несчастной. Но стихотворение – это не только поэтическая биография Тютчева. Это рассуждение о любви, которая делает несчастными возлюбленных.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению романтизма. Лирический герой рассуждает о судьбе возлюбленной, решившейся пойти против общественного мнения, поддавшись своему чувству. Одинокая личность в стихотворении противопоставлена толпе.

Стихотворение относится к интимной лирике, это стихотворение о любви. Не лишено оно и философского обобщения. Жанр наиболее точно можно определить как элегия, в которой сочетаются философские рассуждения, жалобы, мысли о возлюбленной.

Тема, основная мысль и композиция

Тема задана в первой строфе: любовь порой бывает губительна для объекта любви. Основная мысль: ради любви человек готов на многие лишения, но обстоятельства, связанные с общественной моралью, делают влюблённых несчастными; особенно страдает женщина.

Стихотворение состоит из 10 строф. Первая и последняя строфы повторяются. Такая композиция называется кольцевой, а фигура – риторической эпифорой. Тютчев прибегает к этому приёму, чтобы подчеркнуть важность строфы. В ней заключена основная мысль, которую поэт раскрывает в основной части стихотворения и повторяет снова как вывод.

В основной части чередуются строфы, посвящённые внешности возлюбленной раньше и теперь и событиям настоящего и прошлого. Развитие лирического сюжета происходит в такой последовательности: воспоминание о начале отношений – изменение внешности возлюбленной – возлюбленная в прошлые, счастливые для неё времена – рассуждение о быстротечности времени – попытка проанализировать изменения к худшему – рассуждение об изменении внутреннего мира возлюбленной.

Тропы и образы

Стихотворение Тютчева очень эмоционально. Оно начинается с междометия, первое сложное предложение восклицательное. Проблема убийственной любви (метафора) очень волнует лирического героя.

Во второй строфе меняется местоимение с мы на ты . Лирический герой обвиняет оппонента в тех самых недостатках, которые секунду назад считал своими. Конечно, лирический герой не отказывается от них и полностью признаёт свою вину. Это стихотворение – диалог с самим собой, попытка осмыслить происходящее и как-то примириться с ним.

Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, которые передают быстро сменяющие друг друга мысли. Во второй строфе противопоставляются эмоции в момент начала взаимоотношений и сейчас, спустя почти год. Здесь Тютчев автобиографически точен.

В третьей строфе противопоставляется внешность возлюбленной в момент встречи и теперь. Красота описана высоким стилем с использованием старославянизмов: уста, ланиты, очи. Первая половина строфы полна жизни и красок (метафора розы ланит). Вторая половина строфы – это метафора, содержащая оксюморон: слёзы обладают свойством опалять и выжигать, влага их горючая.

Четвёртая строфа возвращает память о первой встрече роковой (эпитет). Внешность возлюбленной описана в движении: волшебный взор, смех младенчески живой (эпитеты).

Пятая строфа – это взгляд в прошлое из настоящего. В трёх предложениях лирический герой вопрошает об ушедшем счастье. Он называет прошлое сном (метафора), а сам сон сравнивает с северным недолговечным летом, метафорически сопоставляет с мимолётным гостем.

Это эмоциональная кульминация, которая объясняется в следующей строфе. Любовь в ней сравнивается с ужасным приговором судьбы, она ложится на жизнь возлюбленной незаслуженным позором (метафора). Отрицательные эпитеты ужасный приговор, незаслуженный позор нагнетают напряжение. Следующая строфа изображает безотрадную жизнь возлюбленной как жизнь отреченья и страданья. Героиня уходит во внутренний мир, определяемый метафорой «душевная глубина», в свои воспоминанья, но и они перестали утешать (олицетворение «изменили воспоминанья»).

Когда ушло очарование любви (олицетворение), героиня больше не смогла противостоять общественному мнению. Толпа описана в стихотворении как стихийное бедствие, которое нахлынуло, или стадо, которое втоптало в грязь (метафоры).

Грязи толпы противопоставлено то, что цветёт в душе (метафора).

Мученье сжигает душу человека, то, что остаётся, подобно пеплу, а остаётся только злая боль (эпитет) ожесточенья, которую не облегчают даже слёзы.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» полностью автобиографично. Оно основано на реальной трагедии в жизни Тютчева. Будучи женатым человеком, имея детей, поэт увлекся молодой подругой своих дочерей – Е. Денисьевой. Никто не подозревал об этом романе, пока в 1851 г. любовница не родила поэту дочь. Скрывать отношения дальше было уже невозможно. В обществе разразился громкий скандал. Перед Денисьевой закрылись двери приличных домов. Она не смогла отречься от своей любви и продолжала оставаться любовницей Тютчева, став матерью еще двоих детей. Сам поэт разрывался между законной и гражданской семьями. Постоянные переживания и стыд за свое положение быстро состарили Денисьеву и привели к ее ранней смерти. Стих «О, как убийственно мы любим…» Тютчев написал сразу же после открывшейся тайны, в 1851 г.

Вряд ли поэт подозревал, что его произведение станет пророческим, и эпитет «убийственно» воплотится в реальной жизни. По сути, он стал главным виновником смерти своей возлюбленной. Несмотря на то, что в стихотворении явно просматривалась личная история поэта, Тютчев не употребляет местоимения «я». Он обращается к самому себе словно бы со стороны. Вероятно, это связано с тем, что поэт очень резко реагировал на упоминания о его связи и стремился пресечь все разговоры об этом.

Произведение построено на противопоставлении начала отношений и того положения, к которому они привели. Зарождение романа характеризуется «улыбкой уст» и «волшебным взором» главной героини. Счастье и упоение любовью продолжалось недолго и сменилось «горючей влагою» слез. Прошедшее безмятежное время теперь напоминает мимолетный сон, исчезнувший без возврата.

Тютчев обвиняет лирического героя, страсть которого обернулась трагедией для молодой девушки. Общественный позор и презрение стали для нее божественной карой. Естественно, автор тоже испытывает страдания, но они несравнимы с отчаянным положением его любовницы. Людская молва – самый страшный судья, от которого нет спасения и защиты. Поэт понимает, что закономерным результатом стала «злая боль», которая до конца жизни будет преследовать его возлюбленную. Это утверждение можно считать непосредственным личным наблюдением автора. Современники говорили, что после разоблачения характер Денисьевой резко испортился. Милая добродушная девушка стала замкнутой и злобной. Тютчев прекрасно понимал свою вину в этой ужасной перемене.

Последняя строфа стихотворения повторяет первую. Кольцевая композиция подчеркивает замкнутый круг, в котором оказался автор. Разорвать его смогла сама Денисьева, покинув этот мир в 1864 г.