Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит», как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, сжимается. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке. Работа на огороде, цветнике (вскопка грядок, прополка, полив); в уголке природы (рыхление, полив). Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

Материал:

Прозрачные банки с водой (на каждого ребенка). Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов. Листки бумаги. Банки с образцами почвы. 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной). Листья из картона. Эмблемы с изображением червей. Стаканчики с землей. Обручи. Медали для награждения.

Ход НОД:

1 часть. Рассматривание почвы на листках бумаги. Беседа о её составе, свойствах. Вопросы: Что это? Как назвать землю другим словом? Какая почва? (черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая). Что вы видите в почве? (корешки, сухие останки растений, насекомых). Как вы думаете, как это все попало в землю? Кто живет в земле, в подземном царстве? (черви, кроты, жуки, личинки). Чем они дышат? (воздухом). Давайте посмотрим, есть ли в подземном царстве воздух? Как можно увидеть воздух в воде?

2 часть

Опыт №1 «В почве есть воздух»

Сначала воспитатель в свою банку с водой опускает образец почвы, дети вместе с воспитателем смотрят, есть ли пузырьки воздуха в воде. Затем каждый ребенок выполняет этот опыт самостоятельно в своей баночке.

Вопросы: Как проверить, есть ли в земле воздух? Почему на поверхности воды появились пузырьки? У кого больше (меньше) всех пузырьков? Что это означает? Посмотрите друг на друга. Есть ли у Саши в почве воздух? У кого больше, у тебя или у Саши? Почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?

Опыт №2 «В пустых местах почвы находится воздух, при сжимании земли он «уходит»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть комочки земли и запомнить, как они выглядят. Обращает внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места», где прячется воздух. Затем предлагает сжать комочек земли в руке. Вопросы: Что с ними произошло? Каким он стал? Увеличился или уменьшился? Почему? (так как « пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места). Точно также под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит»

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему? Что произойдет с подземными жителями, если в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется?

Выводы: Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптываться людьми, тем меньше подземных жителей там останется. Где нужно ходить в лесу: где захочется или по дорожкам. Почему?

Опыт №3 «Загрязнение почвы»

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

3 часть. Подвижная игра «Осень»

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде должны быть «червяк», и «дерево».

У одной стены на полу – на одной линии, на определенном расстоянии друг от друга кладутся два обруча. Это «норки» червяков. От каждой команды выбирается ребенок, исполняющий роль дождевого червяка. Он становится в середину круга. Здесь же, в кругу, стоят и стаканы с землей.

У противоположной стены создаются два круга для детей, играющих роли «деревьев». Дети – деревья также становятся в середину своих кругов. Они держат в руках листья.

«Червяк» из каждой команды находится напротив своего «дерева». На голове у детей соответствующие шапочки. Остальные участники игры становятся друг за другом: каждая команда – возле своего «дерева».

По команде воспитателя «Осень», - дети «деревья» бросают один лист на пол. Стоящий ближе всех к «дереву» ребенок должен как можно быстрее поднять его и отнести «червяку». Получив лист, «червяк» поднимает с пола стакан с землей и отдает его ребенку, который быстро (стараясь не рассыпать землю) возвращается к своему «дереву», вручает ему стакан с землей и становится в конец цепочки. «Дерево», получив землю, ставит стакан на пол и роняет следующий лист. Его подхватывает второй член команды. Действия повторяются до тех пор, пока последний участник игры не принесет своему «дереву» стакан с почвой. Как только «дерево» получит последний стакан с землей, оно «вырастает» - изображающий его ребенок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки – «ветви» вверх. Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым.

По окончании игры вручаются медали победившей команде.

Подводится итог наблюдений и опытов:

Зачем мы сегодня наблюдали? Что увидели?

Все ребята были внимательными, зоркими наблюдателями, поэтому много увидели интересного о земле.

Нравится 2 Плохо 0

Цель: ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага), как происходит её загрязнение.

Оборудование: микроскоп, баночки с водой, плодородная почва, мешочек, белые листы бумаги, жестяная банка, спиртовка, шапочки червяка, дерева.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям подарок от , предлагает угадать, что в нём спрятано.

Игра «Да-Нет».

Воспитатель (В.). Этот ценный подарок - мешочек волшебной земли со своей тропинки. Эта волшебная земля называется почвой - самым верхним слоем земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.

Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.) А хотите узнать, как образовалась почва?

Рассказ воспитателя.

Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер же приносил с собой , самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет, но, к сожалению, разрушить это очень легко. Кому нужна почва? (Ответы детей.) Кто живёт в почве? (Ответы детей.) Кто почву делает питательной?

В. Куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья и даже превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких учёных и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.

Опыт № 1.

Показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

В. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Опыт № 2.

Показать, что в почве есть воздух. Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные - воздухом.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Опыт № 3.

Показать, что если вытаптывать почву, то ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их станет меньше.

Исследовательская работа

По экологии в старшей группе

«Знакомим детей с почвой»

Воспитатель:

Сазанова Галина Васильевна

Знакомим детей с почвой

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяется опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Моя задача - связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым вы не только сэкономите средства, но и наглядно покажете детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

Необходимо создать условия для проведения опытов с водой, почвой, чтобы во время работы дети не боялись пролить воду или рассыпать песок (можно поставить пластиковые или накрытые клеенкой столы и т. д.).

Исследовательская работа

Опыт 1

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт 2

Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в

образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой"

меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт 3

Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

После проведения опыта задайте вопросы.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

Моя задача - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Опыт 4

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Делаю вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудим, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажу о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.

Работа на приусадебном участке

Во время работы на огороде обратить внимание детей на то, что семена растений сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу.

Задаю детям вопросы.

Какая на грядках земля: песчаная, глинистая?

Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи?

Чем пахнет земля? Всегда ли она пахнет одинаково?

Когда она бывает влажной, а когда - сухой?

Много ли воздуха в этой почве?

Для чего ее надо периодически рыхлить?

Использую любую возможность обратить внимание детей на обитателей Подземного царства. Не забывать о бережном к ним отношении:

если решили кого-нибудь рассмотреть (жучка, червяка), обязательно затем вернуть его на прежнее место.

Очень часто у педагогов возникает вопрос: как относиться к кроту? Его по традиции считают "вредителем". Помните?

"Роет землю старый крот, разоряет огород". Подобные вопросы задают и дети. Но, во-первых, крот - насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок жуков, которых мы считаем "вредными"; во-вторых (и это главное!), с позиций экологии в природе нет вредных и полезных. Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крот. (Если же вы все-таки считаете, что кроту не место на вашем участке, постарайтесь его поймать и выпустить где-нибудь на опушке леса или парка. Причем сделать это желательно вместе с детьми.) Если вы всерьез занимаетесь экологическим воспитанием, то используйте кротовины в качестве объектов экологической тропы.


Элементарные опыты и эксперименты

Опыт 1

Цель: дать детям возможность увидеть, что почва насыщена воздухом, необходимым для дыхания корней растений и живых существ, населяющих ее.

Наблюдаемое действие: в банку с водой бросается комочек почвы. Из нее выходят пузырьки воздуха.

Опыт 2

Цель: дать детям возможность увидеть, что почва, насыщен-ная перегноем, впитывает больше воды и медленней ее отдает, чем почва без перегноя.

Наблюдаемое действие: в две разные банки помещают песок и почву с выраженным присутствием перегноя. В обе банки нали-пают равное количество воды. Дети наблюдают процесс впитыва-ния воды и длительность высыхания.

Опыт 3

Цель: дать детям возможность увидеть, как проверяется се-менной материал при помощи воды.

Наблюдаемое действие: в банку с водой насыпаются семена огурцов, воду размешивают, и дети видят, как полновесные семена тонут, а непригодные к посеву остаются на поверхности воды.

Опыт 4

Цель: дать детям возможность увидеть свойство сыпучести разных видов почвы.

Наблюдаемое действие: у детей в широких емкостях песок, гли-на, чернозем. Дети на ощупь определяют сыпучесть разных почв.

Опыт 5

Цель: дать детям возможность увидеть состав разных видов почвы.

Наблюдаемое действие: у детей в широких емкостях песок, меловая почва, чернозем. Дети с помощью увеличительного стекла определяют, из каких частичек состоит почва (песчинки, комочки), их размеры, взаимосвязь между собой.

Опыт 6

Цель: подвести детей к пониманию того, почему дождевые черви выходят на поверхность земли во время дождей.

Наблюдаемое действие: В прозрачной банке земля с дожде-выми червями. Осторожно наливают воду так, чтобы она покрыла землю. Дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из почвы

Опыт 7

Цель: дать детям возможность увидеть в почве органические остатки, служащие питанием для растений.

Наблюдаемое действие: Дети с помощью лупы рассматривают органические остатки в почве и песок без органических остатков. Проращенные семена помещают в песок, воду и плодородную почву. В течение нескольких дней дети наблюдают за развитием ростков.

Опыт 8

Цель: дать детям возможность увидеть влияние подкормки на рост растений.

Наблюдаемое действие: На части огородной грядки воспита-тель в присутствии детей подкармливает жидким удобрением всходы. Дети наблюдают за развитием подкормленных и не под-кормленных растений. Когда разница станет очевидной, подкарм-ливают все растения.

Опыт 9

Цель: подвести детей к пониманию того, что перед посевом необходимо проращивать семена

Наблюдаемое действие: На части огородной грядки дети вы-саживают пророщенные и непророщенные семена. В течение не-скольких дней наблюдают за развитием ростков.

Опыт 10

Цель: подвести детей к пониманию того, что растениям необ-ходим солнечный свет.

Наблюдаемое действие: На участке ДОУ выбираются сол-нечные и затененные участки. В течение всего вегетативного пе-риода дети наблюдают за ростом и развитием растений

«Из чего состоит земля? Познакомить детей с составом земли.
2. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.
3. Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.
4. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
5. Воспитывать любовь и уважение к родной земле.
6. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.

Оборудование: тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй, стаканы с песком и глиной, салфетки.
Ребята, о чём говорится в этой загадке?

Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
Я всё терплю
И всем добром плачу. (земля)

Мы ходим по ней, играем с ней, сажаем в неё растения. Что же такое земля? Мы сегодня узнаем много интересного об этом веществе.

Опыт 1: «Что это такое?»
У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её палочкой.
-Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки, мелких животных) Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, по составу)
Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.
- Как вы думаете, что ещё может находиться в земле? (предположения детей)
Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя несколько экспериментов.

Опыт 2 «Воздушные пузырьки»
Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.
-Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха поднимаются на поверхность)
-А где воздух «прячется» в земле? (между мелкими частицами)
Вывод: В земле содержится воздух.

Опыт 3: «Есть ли в земле вода?»
Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? В ложечку я накладываю эту почву и нагреваю на пламени, над почвой я держу стёклышко.
-Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Вывод: В земле содержится вода.
Вода в земле может путешествовать между частицами. Возьмите трубочки, заполненные песком, и опустите их в ложечку с водой.
- Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу вверх? (вода смачивает землю)
Капните воду сверху в отверстие трубочки.
-Что увидели? (земля пропускает воду вниз)
Вывод: Земля смачивается водой.

Опыт 4: «Растворимость земли».
Землю в стакане с водой хорошо перемешайте стеклянной трубочкой, подождите немного.
-Растворилась ли земля в воде?
Вывод: Земля в воде не растворяется.

Опыт 5: «Определение перегноя»
Землю в металлической ложечке я хорошо прогреваю над пламенем.
-Что мы чувствуем? (появляется белый дым и неприятный запах)
А теперь я положу в ложечку сухой листик, хвоинки, останки древесины, хорошо прогрею.
-Что наблюдаем?
Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.

Опыт 6: «Сравнение свойств песка и глины»
-Почему же частички почвы не рассыпаются как пыль, а склеиваются между собой?
В почве есть не только песок, перегной, но и особое вещество - глина.
Рассмотрите песок и глину в стаканчиках, потрогайте их на ощупь.
-Какие они? (песок рыхлый, глина твёрдая)
Теперь капните в них немного воды.
-Где вода впитывается быстрее? (В песке, а глина плохо пропускает воду)
Возьмите в руки немного сырого песка и сырой глины. Чем они отличаются?
Вывод: Глина и песок разные по свойствам.