История жизни
Евгений Викторович Вучетич - автор грандиозного мемориала в Волгограде Вместе с ваятелем над осуществлением этого риала работали архитекторы-Я. Б. Белопольский, В.А. Демин, скульпторы В. Е. Матросов, А. С. Новиков, А.А. Тюренков.
Пятнадцать лет жизни отдал Вучетич этой работе. Пятнадцать лет поисков выразительных средств, образов. Каждая скульптурная группа волгоградского ансамбля представляет собой самостоятельное произведение искусства и имеет законченный идейно-художественный замысел. А вместе они составляют волнующий образный рассказ о славе Армии. К главному пятидесятидвухметровому монументу "Родина-Мать" примыкает композиция "Стоять насмерть". "Стены-руины"... Достоверная художественная повесть о суровых и страшных днях величайшего сражения. Эти руины вечно напоминают, сколь велики были невзгоды, какие тяжкие муки вынесли те, кто днем и ночью дрался за каждый дом, каждый клочок окровавленной приволжской земли. На просторной площади Героев вы как бы еще и еще раз проходите по тревожным дорогам войны, останавливаетесь, чтобы поклониться мужеству и бесстрашию советских людей.
Ансамбль в Волгограде - не первое монументальное произведение художника. Так, еще в 1949 году в Берлине, на территории Трептов-парка, по проекту Вучетича был сооружен памятник-ансамбль советским воинам, павшим в боях с фашизмом. Этот грандиозный памятник-пантеон был задуман как величественная монументальная символическая композиция, как историко-мемориальное сооружение героико-эпического характера. Весь мир обошла ставшая легендой история спасения немецкой девочки. В самую накаленную пору заключительного этапа боевых действий на улицах Берлина бойцы одного из наших подразделений сквозь грохот пушек и снарядов услышали неумолчный, рвущий сердце плач крохотного ребенка, потерявшего свою мать. Не раздумывая о грозящей опасности, один из наших бойцов бросился спасать ребенка. В это время снайперская пуля врага тяжело ранила храброго воина. Истекая кровью, дополз он до своих товарищей и успел передать спасенного ребенка в их руки. Этот великий подвиг, характеризующий благородство и гуманизм советского воина, прекрасно выразил скульптор в символической фигуре Воина-освободителя.
...Евгений Викторович Вучетич родился в Екатеринославе (ныне-Днепропетровск). Вскоре семья будущего художника переехала в Ростов-на-Дону. С раннего детства отчетливо проявилось художественное дарование мальчика, и он поступил в Ростовскую художественную Школу. Далее свое образование он продолжает в Ленин-1``Раде в Институте пролетарского изобразительного искусства. Первые произведения - "Портрет Поддубного" (1933), бронзовая композиция "Партизанка" (1937), портрет Героя Советского Союза В. С. Гризодубовой (1940). С первых дней Великой Отечественной войны он уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулеметчика. А затем становится командиром пулеметного батальона на Волховском фронте.
В минуты затишья между боями художник успевал то зарисовать, то наскоро запечатлеть в слепке своих боевых друзей. И нет-нет, да про себя помышлял о больших монументальных произведениях. В боях капитан Вучетич был тяжело ранен и контужен. Долгие месяцы пролежал он в госпитале. В эти трудные для него дни его не покидает надежда хоть слабыми своими усилиями участвовать в жизни. Как раз в это время, тяжело больной, находясь в госпитале, он создает портрет лейтенанта Середы-одно из замечательных созданий молодого ваятеля. И когда постепенно Вучетич начал выздоравливать- едва восстановилась способность ходить и как-то разговаривать, его зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.
Хотя работа в студии - это тоже фронт, военные дороги и полная опасности боевая жизнь, но зато можно лепить, создавать скульптурные портреты героев войны, проектировать памятники-монументы советским воинам. Помимо указанных двух ансамблей, Вучетичем были созданы памятники-монументы генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову в Вязьме, генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, генерал-майору Л. Н. Гуртьеву в Орле и гвардия рядовому Александру Матросову в Великих Луках.
Большое место в творчестве художника занимал и станковый портрет. Это и портреты генералов армия И. Д. Черняховского П945), С. И. Руденко (1944), И.Х Баграмяна (1946) и В. И. Чуйкова (1947), и портреты медеплавильщика К. Куоушева, сталевара И. Прудникова, академика А. Д. Сперанского (1946), писателей М. А. Шолохова (1973) и Ф. В. Гладкова (1959) - при точно и остро переданном сходстве художник обнажил характеры людей, их душевные движения.
Патетическое и героическое стоит рядом в искусстве Вучетича. Вспомним его знаменитую композицию "Перекуем мечи на орала" (1957), посвященную борьбе за мир. Первый оригинал был показан на ряде художественных выставок и находится в Государственной Третьяковской галерее. Авторское повторение этого памятника подарено Советским правительством Организации Объединенных Наций и находится в Нью-Йорке.
Как-то обратили внимание художника, что он не раз своем творчестве обращается к изображению меча. "Не завоеватель ли вы по натуре?" - спросили его. И ответ Вучетича прозвучал как торжественное сказание: "Я только трижды обращаюсь к мечу,-ответил скульптор - один меч подняла к небу Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в Берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете". Заметное место в искусстве Вучетича заняла композиция, посвященная Степану Разину. Романтический образ легендарного бунтаря с большой силой и проникновенностью раскрыт скульптором.
В 1981 году в г. Мичуринске Тамбовской области, на родине известного советского художника А. М. Герасимова, было воздвигнуто памятное сооружение в честь этого советского живописца. Автором этого памятника был также Е. В. Вучетич. Евгений Викторович Вучетич был человеком великого трудолюбия, неукротимой энергии, необыкновенной работоспособности и вместе с тем человеком большой сердечности и душевной красоты, яркой творческой личностью.
Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.43



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Мастерская
  • 3 Творчество
    • 3.1 Исторический и символический жанр
      • 3.1.1 «Воин-освободитель» в Трептов-парке, Берлин
      • 3.1.2 "Советскому народу слава!"
      • 3.1.3 «Соединение фронтов», канал Волго-Дон, п. Пятиморск
      • 3.1.4 «Перекуём мечи на орала», Нью-Йорк и Москва
      • 3.1.5 «Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград
      • 3.1.6 «Родина-мать», Киев
    • 3.2 Памятники И.В. Сталину
    • 3.3 Памятники
    • 3.4 Надгробные памятники
    • 3.5 Портретный жанр
      • 3.5.1 Памятник Ф. Э. Дзержинскому, Москва
      • 3.5.2 Памятник В. И. Ленину, канал Волго-Дон, Волгоград
  • 4 Память
  • 5 Фильм
  • Примечания
    Литература

Введение

Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич (15 (28) декабря 1908, Екатеринослав - 12 апреля 1974, Москва) - выдающийся советский скульптор-монументалист, народный художник СССР (1959), действительный член (1953) и вице-президент (1970) Академии художеств СССР, Герой Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946-1950), лауреат Ленинской премии (1970). Участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Отечественной войны 2-й степени, вышел в отставку в звании подполковника. Член ВКП (б) с 1943 года.


1. Биография

Родился в городе Екатеринославе (с 1926 - Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич , по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна , урождённая Стюарт, имела французские корни . Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону.

Евгений Викторович Вучетич в домашней обстановке

С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931-1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, позже - в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра им. М. Горького, 1930-1936), Вучетич в 1935 переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

Н. С. Хрущёв и Е. В. Вучетич на теплоходе «Добрыня Никитич»

С 1943 года работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова (до 1960 года). В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста. Брутально-героическая энергия его произведений близка по духу немецкой пластике Третьего рейха.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.


2. Мастерская

Рядом со своим домом (Тимирязевская улица, 33) в дачном посёлке на севере Москвы Евгений Викторович организует собственную художественную мастерскую. На её территории и сейчас можно увидеть сохранившиеся макеты самых известных работ художника и различные скульптурные наброски: голова монумента «Родина-мать» для памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», неоконченный проект гигантского памятника В. И. Ленину («Голова Ленина») и иные произведения. В настоящее время железобетонные конструкции работ Вучетича находятся в аварийном состоянии, а судьба особняка скульптора неизвестна. По официальным данным в доме 33 по Тимирязевской улице находится музей «Усадьба Вучетича» с постоянно действующей экспозицией и временными выставками, но в действительности работа этого объекта культуры ставится под сомнение из-за отсутствия открытого доступа на территорию музея.


3. Творчество

3.1. Исторический и символический жанр

3.1.1. «Воин-освободитель» в Трептов-парке, Берлин

Макет памятника Воину-освободителю в Серпухове возле Больницы им. Семашко (2006)

  • 1946 год. Вучетич становится руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946-1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским). Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 г.) работы Вучетича.
  • Аллея саркофагов.
  • "Мать-Родина". Именно этот памятник сделал его имя широко известным не только в СССР, но и за рубежом.

В 1964 году макет памятника «Воин-освободитель» был доставлен в Серпухов. В 2008 году, после реставрации, скульптура должна занять новое место на территории мемориального комплекса Соборная гора (также в Серпухове).


Многоплановый горельеф (площадью 90 кв. метров, глубиной 62 см), находившийся в Главном павильоне Выставки достижений народного хозяйства. Соавторы: П. 3. Фридман, Л. Д. Муравин, Н. П. Белугин, Д. И. Никитин, Г. Н. Постников; при участии арх. А. П. Великанова, Демина. 1950-1953 гг. Гипс тонированный.

3.1.3. «Соединение фронтов», канал Волго-Дон, п. Пятиморск

  • 1953 год. Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Поляков Л.М.) установлен в посёлке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.

3.1.4. «Перекуём мечи на орала», Нью-Йорк и Москва

  • 1957 год. Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала» , установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в г. Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

3.1.5. «Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград

«Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград

  • 1958-1967 гг. По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами: Алешенко М.С., Матросовым В. Е., Майстренко Л. М., Мельником А. Н., Маруновым В. А., Новиковым В. C., Tюренковым А. А.; архитекторами: Я. Б. Белопольским, Деминым В. А., Лысовым Ф. М. и др.; руководитель группы инженеров - Никитин Н. В. Ленинская премия (1970 г.)

На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами - композиция «Родина-мать» (автор Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

  • "Память поколений" - многофигурная композиция горельеф (длина - 17 м, ширина - 3 м, высота - 8 м).
  • "Стоять насмерть" (высота - 16,5 м)
  • Стены-руины (длина - 46 м, высота до 18 м у начала лестницы).
  • "Площадь Героев". Шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х 2,4 х 1 м, высота скульптур – около 6 м).
  • Зал Воинской славы, с рукой держащей горящий факел, посередине.
  • Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота - 11 м).

3.1.6. «Родина-мать», Киев

  • 1972-1981 гг. В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинает работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента. Бородай разработал оригинальный проект, который был реализован в соавторстве с Фридом Согояном и Василием Винайкиным, а также архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым и Николаем Фещенко.

3.2. Памятники И.В. Сталину

  • Памятник И.В. Сталину у шлюза № 1 Волго-Донского судоходного канала в Сталинграде (1952 г.; арх. Поляков Л.М.);
  • Памятник И.В. Сталину на набережной Дона в Ростове-на-Дону (1952 г.);
  • Памятник И.В. Сталину на площади Победы в Калининграде (1953 г., арх-ры: Атанов В.С., Навалихин Д.К.)

3.3. Памятники

  • Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме (1946 г.; арх. Белопольский Б.Я.; Сталинская премия),
  • Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948 г.; арх. Белопольский Б.Я.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А.М. Василевского в г. Кинешме Ивановской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М.Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского р-на Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В.И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И.С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского р-на Кировской обл. (1950 г.; арх. В.А. Артамонов);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т.Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950 г.; арх. В.А. Артамонов);
  • Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской обл. (1953 г.; арх-ры: А.В. Щусев, А.В. Снегирев),
  • Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954 г.; арх. Белопольский Б.Я.);
  • Памятник Белинскому В.Г. в Пензе (1954 г.; арх. Поляков Л.М.)
  • Памятник Белинскому В.Г. в г. Белинский Пензенской обл. (1954 г.; арх. Артамонов В.А.);
  • Памятник Александру Матросову в Великих Луках (1954 г.; арх. В.А. Артамонов);
  • Памятник В.И. Ленину в Усть-Каменногорске Восточно-Казахстанской обл. (1956 г.; арх. Бровкин Н.Ф.);
  • Памятник В.И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской обл.(1956 г.);
  • Памятник В.И. Ленину в Алма-Ате (1957 г.; арх. Белоцерковский И.И.);
  • Памятник В.И. Ленину в Нукусе КаракалпакскоЙ АССР (1957 г.; арх. Захаров Г.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А.А. Новикова в Костроме (1958 г.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р.Я. Малиновского в Одессе (1958 г.; арх. Захаров Г.А.);
  • Памятник В.И. Ленину в Пензе (1959 г.; арх. Бровкин Н.Ф.);
  • Памятник В.И. Ленину в Волгограде (1960 г.; арх. Захаров Г.А.);

3.4. Надгробные памятники

  • маршалу Я. Н. Федоренко (1949 г.);
  • генерал-полковнику Т. Т. Хрюкину,
  • писателю Ф. В. Гладкову,
  • живописцу А. М. Герасимову.

3.5. Портретный жанр

  • «Иван Поддубный», этюд. Бронза. (1933 г.),
  • «Партизанка» бронзовая композиция (1937 г.),
  • Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. (1940 г.)
  • Искусствовед М. В. Бабенчиков. Мрамор. 1940 г.
  • Академик А. Д. Сперанский. Бронза. 1940-е.
  • Маршал войск связи И. Т. Пересыпкин. Мрамор. 1944 г.
  • Генерал армии И. Д. Черняховский (Сталинская премия). Бронза. 1945 г.,
  • Генерал-полковник М. Е. Катуков. Бронза. 1946 г.
  • Генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин (Сталинская премия). Мрамор. 1948 г.
  • Ф. Э. Дзержинский. Мрамор. 1951 г.
  • Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Мрамор. 1951 г.
  • В. Г. Белинский. Гипс. 1951-1952 гг.
  • Дважды Герой Социалистического труда Алля Анаров. Мрамор. 1954 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда Назарали Ниязов. Мрамор. 1954 г.
  • И. П. Прудник. Сталевар волгоградского завода "Баррикады". Бронза. 1955 г.
  • Народный художник СССР А.М. Герасимов. Мрамор. 1956 г.
  • Вице-президент Всемирного Совета Мира доктор Сайфуддин Китчлу. Мрамор. 1956 г.
  • Медеплавильщик Кабдрахим Курушев. Бронза. 1957 г.
  • Герой Социалистического труда комбайнер Амангельды Исаков. Мрамор. 1957 г.
  • Композитор А. К. Жубанов. Мрамор. 1957 г.
  • Датский художник Херлуф Бидструп. Бронза. 1957 г.
  • Чеканщик ленинградского завода "Монументскульптура" Ф. И. Катков. Бронза. 1958 г.
  • Писатель М. А. Шолохов. Мрамор. 1958 г.
  • Писатель Ф. В. Гладков. Мрамор. 1959 г.
  • Птичница Клавдия Севастьянова. Бронза. 1960 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда П. Н. Логвин. Мрамор. 1961 г.
  • Маршал Советского Союза А. М. Василевский,
  • А. А. Гречко,
  • Г. К. Жуков,
  • Р. Я. Малиновский,
  • В. И. Чуйков (Сталинская премия)

3.5.1. Памятник Ф. Э. Дзержинскому, Москва

  • 1958 год. В 1958 году Е. В. Вучетич стал автором (архитектор Захаров Г.А.) широко известного монумента Ф. Э. Дзержинскому, который более 30 лет украшал одноимённую площадь (ныне - Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве.

22 августа 1991 года, после неудачной попытки ГКЧП отстранить от власти Горбачёва, памятник демонтирован по постановлению Моссовета и перенесён в Парк Искусств. За прошедшие годы общее состояние бронзового монумента Ф. Э. Дзержинскому значительно ухудшилось, ему необходима капитальная реставрация.


3.5.2. Памятник В. И. Ленину, канал Волго-Дон, Волгоград

Памятник В. И. Ленину, Волго-Донской канал, Волгоград

  • 1970-1973 гг. Решение о строительстве памятника В. И. Ленину было принято коллегией Министерства культуры РСФСР в канун празднования 100-летия со дня рождения вождя. В 1952 году, когда Волго-Донской судоходный канал был только построен, недалеко от его первого шлюза на высоком постаменте был сооружён гигантский памятник тому человеку, с чьим именем тогда связывали все «великие стройки» страны Советов, - И. В. Сталину. Проект возглавлял Евгений Вучетич (архитектор Поляков Л.М.). Монумент закончили в кратчайшие сроки, на отливку фигуры «отца народов» пошла самородная медь, добытая по спецзаказу Управлением медных месторождений Алмалыка и Джезказгана. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. 26-метровый Сталин, одетый в привычный френч и увенчанный фуражкой, задумчиво смотрел вдаль реки, крепко сжав в руках свернутую в рулон партийную газету. В ходе процесса десталинизации, начатого XX съездом КПСС в 1956 году, памятник был убран, но остался пустой железобетонный постамент, переходящий в монолитное свайное основание набережной. Несколько лет спустя Вучетича снова пригласили для работы на Волго-Доне, но уже над Ленинским монументом. Первоначально скульптор, вероятно, раздражённый варварским отношением к его предыдущему произведению, предложил всё сделать достаточно скромно - увенчать постамент многометровым бюстом. Заведующая музеем канала Римма Эдельман вспоминала, что Вучетича долго уговаривал лично директор Вартан Чемушкян, который был его хорошим другом, чтобы памятник Ленину был выполнен в полный рост. Материалом для скульптуры послужил облегченный железобетон, то есть была применена та же технология, что и при создании монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане. Торжественное открытие памятника В. И. Ленину состоялось в 1973 году. При высоте скульптуры в 27 метров, а постамента - в 30 метров, она была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку.

4. Память

  • Евгений Викторович Вучетич был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
  • В память о выдающемся скульпторе 19 сентября 1975 года улица Старое шоссе (север Москвы, Тимирязевский район), где располагалась художественная мастерская Вучетича, стала носить его имя, о чём свидетельствует памятная табличка на одном из домов.

Памятник-бюст Евгению Вучетичу, Москва. Скульптор З. И. Азгур,
1981 год

Мемориальная доска Евгению Вучетичу, Сивцев вражек, 9

  • На доме 9 по переулку Сивцев Вражек (Москва), где Е. В. Вучетич жил в 1972-1974 годах, установлена мемориальная доска.
  • Также в 1981 году недалеко от здания Тимирязевского райкома КПСС (ныне - Префектура Северного административного округа) был открыт памятник-бюст Вучетичу работы скульптора З. И. Азгура.
  • В Днепропетровске (Украина) именем Вучетича названо Государственное художественное училище.

5. Фильм

  • «Скульптор Вучетич». Документальный фильм . ЦСДФ (РЦСДФ). 1978. 19 минут.

Примечания

  1. Петербургская Академия живописи, скульптуры и архитектуры// История Академии - artists.metrocom.ru/koi/p_2r_hi.htm
  2. «Как указали в своих выступлениях лауреаты Сталинской премии 3. И. Азгур и Е. В. Вучетич, педагог Матвеев за 30 лет не выпустил ни одного цельного мастера. Его программа преподавания представляет собой, по выражению Е. В. Вучетича, „шаманство“ и изобилует такими понятиями, как „скульптурное видение“, „способность объемно-пластического видения“ и т. п.» - «Правда». 1948. 29 мая. № 150. С. 3
  3. Государственная Третьяковская галерея // Евгений Викторович Вучетич - www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/author/_id/184
  4. Иван Шевцов. Соколы. - www.voskres.ru/army/spirit/schevzov.htm Русское Воскресение.
  5. Энциклопедия «Рубикон»// Вучетич, Евгений Викторович - slovari.yandex.ru/dict/mos/article/mos/19000/50615.htm
  6. Энциклопедия «Кругосвет»// Вучетич, Евгений Викторович - www.krugosvet.ru/articles/83/1008375/1008375a1.htm
  7. Музей «Усадьба Вучетича». Сайт Соседи-Онлайн.р - www.sosedi-online.ru/place/2495/
  8. ВДНХ. Главный павильон 1954 г. - www.bcxb.ru/pavils/descriptions/001_54.htm
  9. Главная высота России - 102,0. Официальный сайт ФГУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва". - mamayevhill.volgadmin.ru/00.htm
  10. http://www.vremya.ru/print/105948.html - www.vremya.ru/print/105948.html Дзержинский не имеет отношения к праву
  11. http://www.trud.ru/trud.php?id=200701310160303 - www.trud.ru/trud.php?id=200701310160303 Кто ж его посадит, он же памятник // Статья в газете «Труд»
  12. Предварительный акт технического осмотра состояния сохранности фигуры, плинта и постамента памятника Ф. Э. Дзержинскому - alfadog.ru/rest_03
  13. 1 2 Памятники и достопримечательности Волгограда - monument.volgadmin.ru/start.asp?np=4-1
  14. Ленин выстоит. // газета «Аргументы и факты. Поволжье», № 21 (730) от 21 мая 2008 г. - images.google.ru/imgres?imgurl=http://gazeta.aif.ru/data/mags/np/730/pics/23_01_00.jpg&imgrefurl=http://np.aif.ru/issues/730/23_01&h=331&w=250&sz=50&hl=ru&start=4&sig2=2kTpuvMPcSZ9HPWP-9ADtg&um=1&tbnid=idOLWa1L09V9FM:&tbnh=119&tbnw=90&ei=HKCiSMayC4-87QXA_7DRDw&prev=/images?q=%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4+%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD+%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB&um=1&complete=1&hl=ru&lr=&newwindow=1&sa=N
  15. Государственное художественное училище имени Е. В. Вучетича. Каталог ВУЗов Днепропетровска - gorod.dp.ua/inf/edu/oneplace/?place_id=949

Литература

  • Евгений Викторович Вучетич. М.: "Советский художник". 1952 г. Авторы: Аболина Р., Попов В.
  • Евгений Викторович Вучетич. Народный художник РСФСР. Парамонов А.В. М.: "Искусство". 1952 г.
  • Вучетич Е.В. Избранные произведения. М.: "Советский художник". 1958 г. Предисловие Тихановой М.
  • Евгений Викторович Вучетич. Выставка произведений скульптуры. Москва. 1959 г. Вступ. статья Ю. Колпинского. М.: Изд. Академии художеств СССР. 1959 г.
  • Евгений Викторович Вучетич. Шевцов И. М. Л.: "Художник РСФСР". 1960 г.
  • Вучетич Е.В. Альбом репродукций. М.: Изд. Академии художеств СССР. 1960 г.
  • Памятник воинам Советской армии, павшим в боях с фашизмом. Берлин. Трептов-парк. М.: Изд. Академии художеств СССР. 1961 г.
  • Вучетич Е.В. Художник и жизнь. - М.: Изд. Академии художеств СССР. 1963 г.
  • Рукою друга. Зарисовки действ. чл. Акад. художеств СССР нар. худож. СССР Евгения Вучетича. Л.: "Художник РСФСР". 1964 г.
  • Героям Сталинградской битвы. Памятник-ансамбль. Мамаев курган. 1967. Л.: "Художник РСФСР". 1969 г.
  • Шахмагонов Ф.Ф. Евгений Вучетич. Портрет художника. - М.: "Советская Россия". 1970.
  • Евгений Викторович Вучетич. Выставка рисунка. Каталог. М.: "Искусство". 1971 г. Вступ. статья А. Федорова.
  • Федоров А.Е. Евгений Викторович Вучетич. - М.: "Изобразительное искусство". 1972.
  • Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. - М.: 1994.
  • Пацера Н. Стальная женщина - old.kv.com.ua/index.php?article=24122&number_old=3193 // Киевские ведомости. - 2004. - 8 мая.

С оветский скульптор Евгений Вучетич почти полвека посвятил монументальному искусству. Народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских и Ленинской премии создал более сорока скульптурных портретов от фельдмаршалов Российской империи до командиров Советской армии. Наиболее известные работы Вучетича - ансамбль на Мамаевом кургане, памятник Воину-освободителю в Берлине и скульптурная композиция «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке. Военную тему скульптор выбрал неслучайно. В июне 1941 года пошел на фронт добровольцем; вернувшись, продолжил работу в Cтудии военных художников имени Грекова, сохраняя память о боях и сражениях в своих работах.

Сын обрусевших серба и француженки Виктора Вучетича и Анны Стюарт родился в Екатеринославе в 1908 году, окончил художественную школу - уже в Ростове. Дипломной работой выпускника стала скульптурная группа, изображающая матроса на вздыбленном коне в полную величину - воплощение детских впечатлений. Евгений заслушивался рассказами демобилизованных красноармейцев о Гражданской войне, и первая же самостоятельная работа начинающего скульптора оказалась в Северо-Кавказском музее революции . Настолько ярким и эмоциональным получился образ. Первым международным признанием Вучетича стала золотая медаль Всемирной выставки 1936 года в Париже за работу «Климент Ворошилов верхом».

Продолжил обучение скульптор в Ленинградской академии художеств . Культурная столица добавила не только академических знаний: Вучетич изучал творения своих предшественников - ваятелей и зодчих в музеях, да и просто на ленинградских улицах. «Я все время после Академии учился делать руку, делать голову, делать человека» , - вспоминал мастер.

В 1930-е годы, в разгар грандиозного строительства, Евгений Вучетич оказался в Москве - в самом эпицентре реализации сталинского плана реконструкции города. Скульптор работал на «стройках века» - при возведении гостиницы «Москва» и Ленинской библиотеки , руководил экспериментальными мастерскими так и не построенного Дворца Советов. Многие проекты того времени остались на бумаге, такие как памятник герою Гражданской войны Григорию Котовскому, закончить который помешала война.

Даже после тяжелой контузии и демобилизации скульптор уже в составе Студии военных художников имени Митрофана Грекова выезжал на фронт. Художники делали документальные зарисовки, скульптурные портреты, этюды, создавая своеобразную летопись военного времени. От образов героев 1812 года - Суворова , Кутузова , Багратиона - Вучетич перешел к героям-современникам: скульптор за свою творческую жизнь создал более сорока портретов советских военачальников и героев Великой Отечественной войны .

Памятник генерал-лейтенанту Михаилу Ефремову, Вязьма

Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»

В основу скульптурной композиции легли реальные события - подвиг генерал-лейтенанта Михаила Ефремова. Командующий 33-й армией погиб весной 1942 года в боях за освобождение Вязьмы. Оказавшись отрезанными от советских войск, бойцы около трех месяцев сражались с превосходящими силами противника. Будучи тяжело ранен, Ефремов продолжал отдавать команды, и небольшая группа солдат держалась до последнего патрона. Даже постамент памятника напоминает неприступный бастион, солдаты сплотились спина к спине вокруг своего командира. Установлен памятник был в 1946 году - на самом высоком месте разрушенной фашистами Вязьмы.

Воин-освободитель в Трептов-парке Берлина

С тридцатиметровой высоты на мирный город смотрит бронзовая статуя советского воина- освободителя, на руках солдат держит ребенка. За известным памятником - жизненная история сибиряка Николая Масалова, который в апреле 1945 года спас из-под шквального огня маленькую немецкую девочку. Один из многочисленных подвигов простого солдата до глубины души тронул Евгения Вучетича, и его проект был признан лучшим среди 33 работ, представленных на конкурс. Памятник возвышается на постаменте из трофейного гранита. Камень был заготовлен на берегу Одера по приказу Гитлера для строительства памятника победы… над Советским Союзом.

«Перекуем мечи на орала», Нью-Йорк, Москва, Усть-Каменогорск

Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»

Скульптура работы Вучетича в 1957 году стала подарком Советского Союза правительству США в знак дружбы, и по сей день один из символов мира находится у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Мускулистый пахарь тяжелым молотом перековывает оружие в мирный плуг - при работе над эти образом скульптор очень долго искал натурщика, и считается, что лепил Вучетич с олимпийского чемпиона по борьбе Бориса Гуревича. За скульптуру «Перекуем мечи на орала» автор был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе.

«Родина-мать зовет», Мамаев курган, Волгоград

Мемориальный ансамбль , посвященный памяти героев Сталинградской битвы. При работе над этим памятником Евгения Вучетича консультировал маршал Василий Чуйков, которого прозвали на фронте «командир-штурм». Василий Иванович командовал 62-й армией, удержавшей Мамаев курган. На создание самого образа Родины-матери у скульптора ушло два года, на строительство мемориала потребовалось восемь лет. После окончания строительства, в 1967 году, скульптура была признана самой высокой в мире без постамента, и в этом статусе творение Вучетича пребывало почти четверть века.

Родина-мать в Киеве

Изначально предполагалось, что скульптура будет высотой в 80 метров, но после смерти автора проекта было установлено архитектурное равновесие с колокольней Киево-Печерской лавры. Фигуру из нержавеющей стали изначально намеревались покрыть сусальным золотом, но это оказалось слишком дорого, и от идеи отказались. Проект для своего времени был уникальным: собирали статую специальным краном стометровой высоты, и по техническим расчетам она может выдержать даже землетрясение в 9 баллов. Киевская Родина-мать стала последним монументальным творением Евгения Вучетича, над которым скульптор работал последние два года жизни.

«Я только трижды обращался к мечу - один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

Вучетич Евгений Викторович , выдающийся сов. скульптор, нар. художник СССР (1959), действит. член (1953) и вице-президент (1970) Акад. художеств СССР, Герой Социалистич. Труда (1967), подполковник. Член КПСС с 1943. Окончил художеств, уч-ще в Ростове-на-Дону (1930), учился в Ленингр. академии художеств (1931 - 1933). Активный участник Великой Отечеств, войны. Ок. 20 лет был воен. художником Студии им. М. Б. Грекова (1943- 1960). В стенах студии окончательно сформировался как скульптор, посвятивший своё творчество военно-патриотической теме. Под руководством В. был создан величеств, памятник-ансамбль в берлинском Трептов-парке, олицетворяющий высокое благородство освободит, миссии сов. народа . В. является автором монумента «Соединение фронтов» (1955), воздвигнутого на Волго-Донском судох. канале им. В. И. Ленина. В. - автор аллегорич. статуи «Перекуём мечи на орала» (1957), установленной у здания ООН в Нью-Йорке и в Третьяковской галерее. По проекту и под непосредств. руководством В. был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталингр. битвы на Мамаевом кургане в Волгограде . Большой вклад В. внёс в создание художеств. Ленинианы (рисунки, портреты, памятники). Он - автор мн. скульптурных портретов сов. воен. деятелей, героев Гражд. и Великой Отечеств, войн. Среди этих работ - портреты Маршалов Сов. Союза А. М. Василевского, А. А. Гречко, Г. К. Жукова, Р. Я. Малиновского, В. И. Чуйкова (Гос. пр. СССР), ген. армии И. Д. Черняховского (Гос. пр. СССР), ген.-полк. Т.Т. Хрюкина (Гос. пр. СССР) и др.; широко известный памятник Ф. Э. Дзержинскому в Москве, памятники: ген.-л. М. Г. Ефремову в Вязьме (Гос. пр. СССР), ген.-л. Л. Н. Гуртьеву в Орле, ген. армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, Александру Матросову в Великих Луках . В.- художник широкого диапазона, создатель галереи скульптурных портретов современников, героев труда, выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Творчество В.- яркий образец искусства социалистич. реализма, подлинной партийности и гражданственности. В.- лауреат Гос. премий СССР (1946, 1947, 1948, 1949 и 1950), Ленинской премии (1970), премии им. Дж. Неру (1968). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Памятник Александру Матросову в Великих Луках .

Пятикратный лауреат Сталинской премии

Вучетич Евгений Викторович (15.12.1908, Екатеринослав - 1974, Москва), скульптор, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1948, 1949, 1950). Образование получил в Ростовском художественном училище (1930) и Ленинградской Академии художеств (1933). Работал в студии военных художников имени Грекова. В 1936 исполнил конную статую К.Е. Ворошилова и стал хорошо известен правящей элите. В 1943 вступил в ВКП(б). Автор памятника-ансамбля воинам Советской армии в Трептов-парке (Берлин, 1946-49). В. создал целый ряд скульптурных портретов советских военачальников (в т.ч. памятники и бюсты М.Г. Ефремова, Н.А. Булганина , Т.Т. Хрюкина, А.М. Василевского и т.д.). Стал любимым скульптором И.В. Сталина и чрезвычайно богатым человеком. В 1949 вместе с целым коллективом скульпторов выполнил грандиозный горельеф "Клянемся тебе, товарищ Ленин", на которой изображалась клятва Сталина у гроба вождя. После смерти Сталина остался ведущим советским скульптором - специалистом по грандиозным проектам. Его памятник-ансамбль на Мамаевом кургане (Волгоград, 1963-67) был в 1970 удостоен Ленинской премии. До конца жизни слово В. в художественных кругах СССР было решающим, и он неизменно пользовался благоволением власти. Во дворе своего дома в Москве Вучетич установил выполненный км бюст В.И. Ленина, причем вождь был повернут лицом к дому, а к улице, где проходили люди, - затылком. Несмотря на неудовольствие местных Партийный властей памятник не был развернут и остался так, как его поставил В. В 1958 в центре Москвы на Лубянской площади был установлен выполненный Вучетичем памятник Ф.Э. Дзержинскому, ставший символом тоталитарной эпохи и снесенный народом в сент. 1991.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Фрагмент мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде.

На Мамаевом кургане

Скульптор сталинской эпохи

ВУЧЕТИЧ Евгений Викторович (1908-1974). Скульптор, один из самых именитых деятелей искусства сталинской эпохи. Народный художник СССР (1959), действительный член Академии художеств СССР (1953). Родился в Екатеринославе (Днепропетровск). В 1926-1931 гг. учился в Ростовском художественном училище, в 1931-1933 гг. - в Ленинградской Академии художеств. Член ВКП(б) с 1943 г. Портретист и монументалист.

В героико-символических, подчас гипертрофированно монументальных образах стремился отразить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Им создана целая галерея скульптурных портретов Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев войны и труда.

Автор многих крупномасштабных скульптурных композиций, в том числе: мемориала воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1949); мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде (1967). Среди других произведений - портрет генерала армии И.Д. Черняховского (1945); памятник В.И. Ленину во Львове; памятник Ф.Э. Дзержинскому на Лубянке (1958 г., сброшен народом с пьедестала в сентябре 1991); скульптура «Перекуем мечи на орала» в Нью-Йорке (1957 г., подарена ООН).

Вучетич - создатель самого грандиозного памятника Сталину в СССР на Волго-Донском канале (1951 г.; снесен в период десталинизации). В докладе на закрытом заседании XX съезда партии (1956) Н.С. Хрущев возмущался, что постановление Совета Министров о сооружении этого монумента, на который пошло 33 тонны меди, не считая других материалов, подписал лично Сталин.

За заслуги перед родиной Вучетич был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1967), пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950) и Ленинской премии (1970). В честь Вучетича названа одна из улиц Москвы.

Публицистическая статья Вучетича «Внесем ясность» по поводу оценки сталинской эпохи подверглась резкой критике со стороны К. Симонова (Уроки истории и долг писателя //Наука и жизнь. 1987. № 6).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Советский воин-освободитель.
Берлин. Трептов парк. 1946–1949

ВУЧЕТИЧ Евгений Викторович (1908-1974) - советский скульптор, народный художник СССР(1959), действительный член АХ СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1967), лауреат Ленинской (1970) и Сталинской премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950).

В монументальных, героико-символических скульптурах и ансамблях воссоздавал важнейшие события в истории Советского государства, особенно Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в которой он участвовал.

Наиболее значительные произведения: памятник-ансамбль воинам Красной Армии, павшим в боях с фашизмом (Трептов-парк в Берлине, 1946-1949), памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (Волгоград, 1963-1967), аллегорическая статуя «Перекуем мечи на орала» (у здания ООН, Нью-Йорк, 1957, «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958).

Создал серию скульптурных портретов выдающихся военачальников Красной Армии, в чьих образах отражен подвиг советского народа в Великой Отечественной войне (И. Д. Черняховский, 1945; М. Г. Ефремов, 1946; В. И. Чуйков, 1947; Н. Ф. Ватутин, 1948).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 106.

Сочинения:

Художник и жизнь. М., 1963.

Литература:

Федоров А. Евгений Викторович Вучетич. М., 1972;

Шахмагонов Ф. Ф. Евгений Викторович Вучетич. М., 1970;

Шевцов H. M. Евгений Викторович Вучетич. Л., 1960.

Скульптор Евгений Вучетич… Это имя создателя великих монументов, сохранившихся, несмотря на десятилетия. Это имя одаренного ваятеля, чьи скульптуры имеют огромное символическое значение. Это имя человека с ярким талантом и необычной судьбой.

Интересно, что скульптор Вучетич, биография которого интересует многих современных любителей пластического искусства, при жизни не пользовался всеобщей популярностью и славой. Почему-то он находился в тени - в тени своих шикарных монументов и грандиозных изваяний, которые пользовались неимоверным народным признанием и любовью.

Примечательно также, что при жизни скульптор Вучетич несколько раз подвергался незаслуженной критике со стороны видных мастеров того времени. Они обвиняли Евгения Викторовича в приверженности монументальности и всеобъемлемости, за которыми, как казалось некоторым, он прятал свою бездарность. Однако эти обвинения были беспочвенными.

Скульптор Вучетич, работы которого действительно колоссальны, создавал свои творения для крупных постаментов и возвышений, чтобы они были видны издалека, чтобы надолго запечатлевались в памяти и сердце. Вполне объяснимое явление. Поэтому многие памятники скульптора Вучетича обладают непревзойденной мощью, основательностью и величием.

Давайте же познакомимся с ними поближе. Но вначале узнаем немного о жизни и творчестве их создателя.

Детство

Будущий скульптор Евгений Вучетич родился зимой 1908 года в семье образованных интеллигентов. Мать - учительница, француженка по происхождению, отец - инженер, в Гражданскую войну примеривший на себя чин белогвардейского офицера.

Хотя Женя родился в Екатеринославе (ныне - Днепр, Украина), раннее детство он провел на Кавказе, где на нефтеперерабатывающих производствах работал отец. После событий Октябрьской революции Вучетичи перебрались в Ростов-на-Дону.

С самого детства в мальчике проявлялся неукротимый талант ваятеля. Он лепил фигурки из всего, что было под рукой - из хлебного мякиша, из пластилина, из гипса или глины. Учителя заверяли родителей, что ребенка ждет великое будущее.

Молодость

Евгений Вучетич - скульптор образованный и просвещенный. В согласии со своим призванием, в возрасте восемнадцати лет он поступил в местную художественную школу, где обучался у талантливых и добросовестных педагогов, таких как Чиненов и Мухин. Они первые рассмотрели в одаренном студенте задатки будущего монументалиста, они первые привили ему любовь к сложной кропотливой работе ваятеля, познакомили с реалистическим искусством, научили упорно и настойчиво идти к поставленной цели.

Благодаря этим наставникам Вучетич начал творить легко и с увлечением. Он не довольствовался лишь работой по школьной программе. Часто талантливый молодой человек посещал учителей на дому, оттачивая свое мастерство, улучшая технику и сноровку.

Тематика

Уже в тот ранний период своего творчества Евгений Викторович определил для себя специфику своих произведений. Это была тематика войны. Начинающего ваятеля привлекали битвы и вооружения, быстро скачущие всадники и развевающиеся знамена. Свои первые произведения Вучетич наделил реалистической романтикой и жизненной экспрессией, которые будут присутствовать во всех его дальнейших изваяниях.

Дипломная работа талантливого студента являла собой статую матроса, целящегося в неприятеля. И хотя фигура была выполнена незрело и наивно, все же она поражала своей искренностью и напряженностью. В дальнейшем скульптура была приобретена музеем Северного Кавказа.

Начало карьеры

После обучения в школе молодой Евгений поступил в Ленинградский институт, где проучился всего два года. На тот момент художественный вуз находился под мощным влиянием формализма. Поэтому Вучетич, которого привлекало реалистическое искусство, оставался в нем недолго. Огромное влияние на него оказало не обучение в учебном заведении, а посещение музеев и изучение классических и архитектуры.

В 1932 году начинающий ваятель возвращается домой. Приблизительно в это же время выходит постановление коммунистической партии о том, что деятелям искусства необходимо принимать активное участие в социалистическом строительстве и коммунистическом воспитании трудящихся.

В соответствии с данным решением, молодой скульптор Вучетич окунается в общественно-творческую жизнь Ростова. Он становится председателем Союза художников и занимается оформительской скульптурой: выполняет большой рельеф для строящейся гостиницы и сооружает фонтан для театрального парка.

Архитекторы-наставники

В этот период Евгений знакомится со знаменитыми советскими архитекторами, такими как Гельфрейх и Щуко, которые оказали неоценимое влияние на его творчество. В этом неоднократно признавался сам ваятель. Например, мемуары скульптора Вучетича сообщают, что многие знания, пригодившиеся в дальнейшей деятельности, он почерпнул именно от архитекторов, которые помогли ему увидеть весь масштаб и всю виртуозность художественной работы.

Переезд

В возрасте двадцати семи лет молодой скульптор Вучетич Евгений Викторович переехал в столицу Советской России, где перед ним открылись новые просторы для творчества.

Ваятель начинает участвовать в международных конкурсах и выставках, трудиться во всевозможных художественных организациях, создавать проекты различных памятников и работать по оформлению строительства таких знаменитых объектов, как гостиница “Москва” и Государственная

К данному периоду творческой деятельности Вучетича относятся его знаменитые скульптуры “Климент Ворошилов верхом” и “Партизанка”. Сколько огня, отваги и внутренней силы исходит от этих рельефных изваяний! Неудивительно, что работы были представлены на Парижской выставке, где получили должное одобрение и похвалу.

К началу 1940-х мастер начинает трудиться как портретист. Его скульптурные бюсты Бабенчикова, Гельфрейха и Сперанского поражают индивидуальным стилем и схожестью с оригиналами. Правда, многие работы недостаточно психологически насыщенны. В довоенный период Вучетич-скульптор делал упор в своем мастерстве не на передаче эмоционального или внутреннего состояния объекта, а на внешнем соответствии и тождественности.

Великая Отечественная война

В 1941 году скульптор Вучетич пошел добровольцем на фронт, где служил на передовой обычным солдатом-пулеметчиком.

Уже через год он получил звание капитана, однако позднее был сильно контужен и отправлен на лечение в госпиталь. После выздоровления Евгения Викторовича зачислили в Студию военных художников. Благодаря этому талантливый ваятель смог посетить горячие фронтовые точки и пообщаться с мужественными героическими людьми. Этюды, зарисовки и мелкие скульптуры, сделанные наспех, помогли Вучетичу надолго запечатлеть свои чувства и ощущения от увиденного.

То, что молодой человек пережил на войне сам, а также то, что он узнал и услышал, надолго сохранилось в его сердце. Оно побудило скульптора творить более точно и душевно, передавая даже самые тонкие, невидимые поверхностным взглядом внутренние психологические особенности и свойства объектов.

Военные портреты

Теперь, как никогда, Евгений Викторович начинает воспевать в своих произведениях мужественных и сильных людей, презирающих собственную боль и смерть, отважно идущих на подвиг ради других.

В этот период Вучетич начинает работать над группой портретов военных героев. Это были бюсты Ефремова, Ватутина, Жукова, Руденко и других.

К исполнению работ мастер относится ответственно и трепетно. Прежде чем встретиться с доблестным натурщиком, Евгений Викторович старался узнать о нем как можно больше, чтобы личное свидание помогло закрепить созданный образ.

Когда же речь шла о портретах погибших полководцев, то старательный скульптор изучал не только весь доступный документальный материал, но и общался с родными и сослуживцами героя, старясь воссоздать его образ как можно ярче и точнее.

Военные монументы

Наряду с созданием небольших творений, знаменитый скульптор начинает работать над грандиозными монументами в честь бесстрашных защитников Родины.

Здесь необходимо упомянуть о самой яркой работе Вучетича-скульптора - “Воине-освободителе”. Памятник, который создавался на протяжении трех лет, находится в Берлине с 1949 года и считается настоящим символом доблести, мира и победы над фашизмом.

Памятник выполнен из бронзы и гранита и представляет собой двенадцатиметровый монумент весом семьдесят тонн. Центром композиции является фигура советского рядового, попирающего ногами фашистскую свастику, что символизирует окончательное поражение нацистских идей. Обе руки солдата заняты - в правой он держит опущенный меч, а левой прижимает к груди спасенную им девочку - ребенка, рожденного на земле врага.

Композиция впечатляет своей мощью и грандиозностью, а также серьезностью заложенных в ней истин.

Еще одним интересным творением Вучетича является памятник-ансамбль “Героям Сталинградской битвы”, композиционным центром которого является скульптура “Родина-мать зовет!”

Родина-мать

Данная статуя является девятой по высоте статуей во всем мире. Ее высота - восемьдесят семь метров, а масса - восемь тысяч тонн.

Скульптура полая внутри, состоит из предварительно напряженного железобетона.

Работа над монументом длилась на протяжении семи лет. На момент установки это была самая высокая в мире статуя.

Памятник изображает собой женщину в развевающихся одеждах, с поднятым вверх мечом в правой руке. Это - аллегорический образ Родины, призывающей своих сыновей на борьбу с народными угнетателями.

По официальным данным, жена скульптора Вучетича позировала ему при создании скульптуры. Сам ваятель называл свое произведение не иначе как именем жены.

Однако это не слишком правдоподобная информация. Внешне памятник не похож на супругу Евгения Викторовича, а силуэт (или фигура) железобетонной красавицы очень напоминает телосложение одной советской спортсменки - дискоболки Нины Думбадзе.

Сейчас существует несколько версий того, кто мог позировать Вучетичу в качестве натурщицы. Дети же скульптора утверждают, что статуя была собирательным образом, появившемся в воображении великого мастера.

Как бы там ни было, скульптура “Родина-мать зовет!” поражает своей внутренней силой и энергией. Она не пассивна и отчужденна, нет. Она движется, горит, она призывает и ждет.

Статуя мира

Еще одной известной скульптурой Вучетича является статуя “Перекуем мечи на орала”, несущая в себе идею всемирного мира и согласия. Памятник возведен в Нью-Йорке, в 1957 году, напротив центрального входа в здание Организации Объединенных Наций.

Монумент основан на библейских цитатах и представляет собой крепкого мускулистого мужчину, который с неимоверным физическим усилием разбивает меч, чтобы переделать его на орудие труда. Мощь и страстность фигуры переданы в каждом напряженном мускуле атлета. Все говорит о том, что он не хочет войны, а добивается мира.

Личная жизнь

Скульптор Вучетич, семья и личная жизнь которого долгое время были скрыты от посторонних глаз, был женат трижды и имел пятерых детей, трое из которых были внебрачными.

Первая супруга Евгения Викторовича умерла рано, оставив скорбящему вдовцу двоих сыновей. Далее последовал непродолжительный брак с красавицей-искусствоведом, несколько романтических увлечений и страстных свиданий, преимущественно с натурщицами. Дети, которые родились у скульптора без заключения брака, являлись плодами искренней и глубокой любви. На протяжении многих лет он заботился о них и помогал им.

Третья жена Вучетича - Покровская Вера Владимировна - стала его настоящей подругой и союзницей. Она поддерживала ваятеля в его творческих исканиях, хвалила и ободряла. Именно она была с Евгением Викторовичем до конца его дней.

Умер великий скульптор в возрасте шестидесяти пяти лет.

Награды

За свой немалый вклад в российское искусство, за создание прекрасных, поистине грандиозных монументов, за всемирное признание и известность Вучетич Евгений Викторович был пять раз награжден Сталинской премией и два раза - орденами Ленина, был удостоен звания Героя Социалистического Труда и Народного художника СССР, а также одарен Ленинской премией и Орденом Отечественной войны.

Признание

В память о заслугах Вучетича благодарные потомки назвали его именем одну из московских улиц и одну из днепровских площадей, а также установили в его честь мемориальную доску и памятник-бюст.