Евгений Николаевич Преображенский - Герой Советского Союза, лётчик, генерал-полковник авиации, участник бомбардировок Берлина в августе 1941 года.

Е.Н. Преображенский родился 9 июня 1909 года в селе Волокославинское. Рос и воспитывался в семье учителей. Николай Александрович Преображенский, его отец, был директором школы, учителем физики. Мать, Анна Дмитриевна, - учительница русского языка и литературы.

После окончания Волокославинской школы Евгений Николаевич учился в Череповецком педагогическом техникуме. В 1927 году по комсомольской путевке он был призван служить в Военно-Морской Флот. В 1930 году окончил военно-морское авиационное училище в Севастополе, а в 1933 - курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной инженерной академии. Командовал авиационными подразделениями. Во время советско-финляндской войны (30 ноября 1939 - 13 марта 1940) войсковая авиачасть Преображенского вела бомбардировки коммуникаций противника, его береговых баз, портов и аэродромов. За боевые заслуги, мужество и героизм Евгений Николаевич в январе 1940 года был награждён орденом Ленина.

22 июня 1941 года командир 1-го бомбардировочного минно-торпедного полка Балтийского флота полковник Е.Н. Преображенский встретил на своем аэродроме в Прибалтике. Полк, которым он командовал, уже в конце июня 1941 года нанёс первые удары по аэродромам союзницы фашистской Германии - Финляндии. Затем его авиационная часть нанесла несколько ударов по немецким танковым частям, мотопехоте и живой силе противника в районе Даугавпилса, участвовала в прикрытии войск Лужской оперативной группы в районе Ленинграда. 30 июля 1941 года в расположение полка прибыл командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков, который высказал идею нанесения бомбовых ударов по фашистской столице, чтобы опровергнуть заявления нацистской пропаганды о том, что советская авиация уже перестала существовать. Полку Преображенского было дано задание: "Долететь до городов Германии, если можно до Берлина и доказать, что русская авиация не погибла и может наносить сокрушительные удары". Из-под Ленинграда летчики полковника Преображенского скрытно переправились на остров Саарема (Эстония), где в Кагуле базировался замаскированный аэродром.

И вот в ночь с 7 на 8 августа 1941 года 13 бомбардировщиков взяли курс на Берлин. Это были мужественные лётчики, которые летели в очень сложных условиях. В кабине самолета не хватало кислорода, из-за большой высоты полёта, мороз в кабине 40-42 градуса, от низкого давления у лётчиков текла кровь из носа и ушей. Первый раз лётчики разбомбили два военных завода, электростанцию, вокзал. Операция была внезапной, немецкие зенитные пушки били без цели, на пути лётчиков встречались аэростаты, которые сбивают самолёты с пути. И в эту ночь все лётчики вернулись на свою базу живыми и невредимыми. Лётчики летали на города Германии и Берлин целый месяц. 13 августа был издан Указ о присвоении 5 лётчикам, в том числе и командиру Е.Н. Преображенскому, звания Героя Советского Союза. Евгений Николаевич прошёл славный путь от простого лётчика до генерал-полковника авиации. Е.Н. Преображенский награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова второй степени и Красной звезды и многими медалями.

В 1974 году Волокославинской школе присвоено имя Е.Н. Преображенского. В 1975 году в школе в торжественной обстановке установлен барельеф Е.Н. Преображенского, а также мемориальная доска на доме, где провёл своё детство герой. В 1976 году состоялось открытие школьного музея. В 1979 году был установлен бюст Е.Н. Преображенскому. В 2009 году в посёлке Федотово самолёту 73 авиационной эскадрильи было присвоено почётное наименование ТУ-142 МК(МР) "Евгений Преображенский".

Евгений Николаевич скончался в 1963 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Анатолий Васильевич Виноградов родился в деревне Куракино. Один из первых лётчиков Кирилловского района, в годы Великой Отечественной войны. Командовал эскадрильей "ночных" бомбардировщиков, работал лётчиком-инструктором, подготовил несколько лётчиков - Героев Советского Союза. Имеет восемь правительственных наград.

Дмитрий Степанович Делов с 1883 года является директором Волокославинского реального училища. За время его работы училище стало лучшим в уезде, было построено новое здание.

Владимир Михайлович Брюшинин - учёный, участник запуска первых отрядов космонавтов, более десяти лет работал на кафедре Московского энергетического института.

В.М. Брюшинин родился в деревне Дорогуша, что вблизи села Волокославино, в 1931году. Большую роль в деле воспитания Владимира Михайловича сыграли родители: мать - Анна Ивановна, отец - Михаил Никанорович воспитывали своим праведным образом жизни и примером. В 1941 году, когда Владимиру Михайловичу было 11 лет, приходилось работать в колхозе, заменять тех, кто ушел на фронт: быть «погонщиком» лошади в конной молотилке, в 13 лет встать за плуг. Но эта суровая пора выработала те качества, которые присущи военному поколению: качества взаимовыручки, взаимопомощи, величайшего патриотизма. Время во многом определило выбор будущей профессии. Сначала Владимир Михайлович поступил в Ленинградское артиллерийское подготовительное училище, а затем продолжил учебу в артиллерийском училище в г. Калининграде. Учась здесь, Владимир Михайлович выбирает свою будущую профессию инженера–ракетчика и со второго курса направляется в Ростовское высшее артиллерийское инженерное училище, созданное и предназначенное для подготовки инженеров – ракетчиков. Во время учебы, в 1921 году Владимиру присваивается офицерское звание- лейтенант.

После окончания Ростовского училища Владимир Михайлович Брюшинин из предлагаемых ему мест будущей службы выбрал создаваемый в Казахстане научно-испытательный полигон, предназначенный для испытаний впервые разрабатываемой межконтинентальной баллистической ракеты. Полигон стал в последствии космодромом Байконур. Общее руководство осуществлял главный конструктор ОКБ-1 Королёв Сергей Павлович. В качестве сотрудника отдела автономных испытаний в должности инженер-капитана в течение 10 лет (1955 по 1965 годы) Брюшинин В.М. работает под его руководством. Испытания длятся неделями, при этом рабочий день у испытателя 12-14 часов, порой круглосуточно, без выходных дней. Ведение испытаний связано с большим объемом данных технического и научного характера. Испытания - работа творческая и высоко интеллектуальная. А испытатели – полноправные создатели ракеты. При работе по космической программе Владимиру Михайловичу приходилось в той или иной мере самому общаться с Главными Конструкторами, их заместителями, видными специалистами и учёными научных учреждений.

С космодрома Байконур Владимир Михайлович поступил в адъюнктуру при Ленинградской военно-инженерной академии. В 1968г. ему присвоена ученая степень кандидата технических наук, несколькими годами позже занимал должность старшего научного сотрудника. С 1968г. по 1978г. служил в Центре управления космическими средствами, в котором некоторое время заместителем командира был Герман Степанович Титов. Более десяти лет Владимир Михайлович работал на кафедре Московского энергетического института, которая взаимодействует с НИИ космического приборостроения.

Валентин Александрович Хропов - лётчик, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, двумя медалями «За боевые заслуги», присутствовал при взлете Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова

В.А. Хропов родился в деревне Сяминская в 1925 году. По окончании первой четверти девятого класса его призвали в ряды Красной Армии. Он был отобран в авиацию. После принятия военной присяги Валентин Александрович служил в городе Свободном в третьем запасном стрелковом полку второй Дальневосточной Краснознаменной Армии. В апреле 1944 году был зачислен курсантом в тридцатый учебно-тренировочный отряд ГВФ в городе Хабаровске. В 1944 году Валентин Александрович

Был зачислен в третий авиаполк первой авиатранспортной дивизии ГВФ. В ноябре того же года он закончил учебу стрелком-радистом, получил звание сержанта. Летом на американском «Дугласе» воевал в составе четвертой воздушной армии на втором Белорусском фронте. За шесть оставшихся месяцев войны он совершил 125 самолетовылетов на линию фронта. За отличную службу он награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, двумя медалями «За боевые заслуги». В декабре 1946 года Хропов Валентин Александрович получил назначение в отряд ВВСМВО города Москвы.

Валентин Александрович был очевидцем запуска космических ракет. В 1961 году доставлял из Москвы на Байконур Высшее Военное руководство, присутствовал при взлете Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова. Валентин Александрович в составе экипажа летал на Байконур вплоть до 1964 года, пока не уволился из армии. За 20 лет нелегкой службы он освоил 4 типа самолета. Валентин Александрович скончался в 2008 году.

Николай Васильевич Разин родился в 1904 году в деревне Верхняя-Гора. Николай Васильевич широко известен научно-технической общественности России и за рубежом как видный строитель крупных комплексных гидроузлов. В 1949-1953 годах он строит Цимлянскую ГЭС. С 1953 года по 1957 является главным инженером-строителем Куйбышевского гидроузла, ныне Волжской ГЭС. С 1956 года по 1963 Николай Васильевич состоял действительным членом Академии строительства и архитектуры СССР. Проектировал Асуанскую плотину в Египте. В 1964 году ему присуждена ученая степень доктора технических наук и присвоено звание «Заслуженный строитель РСФСР». 9 августа 1958 года за успешное строительство Куйбышевского гидроузла Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. 26 ноября 1968 года общим собранием Академии наук СССР был избран в числе других ученых членом-корреспондентом Академии наук СССР на отделение физико-технических проблем энергетики. Николай Васильевич скончался в 1983 году.

Николай Павлович Анунин родился в 1903 году в деревне Лариково. Окончил Волокославинскую школу в 1921 году. Николай Васильевич является доктором сельскохозяйственных наук, учёный-лесовод, академик ВАСХНИЛ, профессор, член постоянного лесного комитета, член-корреспондент АН Финляндии.

Спирин Владимир Васильевич родился в 1937 году в городе Благовещенск, но всё своё детство провёл в деревне Жилино, находящейся недалеко от села Волокославинского. Владимир Васильевич - доцент ВИРО (Вологодский институт развития образования), автор многих учебников по географии Вологодской области, заслуженный учитель России, живёт в городе Вологда.

Георгий Алексеевич Розанов родился в деревне Кожевино в 1901 году. Георгий Алексеевич - полковник, был заместителем начальника одного из отделов Министерства обороны СССР, участник ВОВ. Один из инициаторов создания музея Е.Н. Преображенского. Скончался в 1977 году в Москве.

Василий Петрович Спирин - участник Великой Отечественной войны и Русско-Японской войны, с 1954 года - проректор ВГПИ по заочному обучению, доцент. Скончался в 1965 году в городе Вологда.

Николай Сергеевич Бобров-Новгородский - писатель, более чем за 30 лет литературной деятельности создал свыше двадцати книг.

Николай Сергеевич Бобров родился 11 (23) октября 1892 года в селе Волокославинском Кирилловского уезда Новгородской губернии (ныне – Кирилловский район Вологодской области). В первую мировую войну был призван на фронт, с 1917 года служил в Первом авиаполку, расквартированном в Гатчине под Петроградом. В 1926 – 1933 годах был (с перерывами в 1930 – 1931 годах, когда работал в Москве) специальным корреспондентом журнала «Самолет» в Германии, затем стал профессиональным писателем, печатавшимся как под своим именем «Н.С. Бобров», так и под псевдонимом «Н.С. Бобров-Новгородский». С 1933 года постоянно жил в Москве. За 30 лет литературной деятельности Николаем Сергеевичем создано более 20 книг, посвященных авиации. Лучшая из них – повесть «Сокол» – о русском авиаторе П.Н. Нестерове, вышедшая в 1954 году, была удостоена Государственной премии СССР за лучшую книгу для юношества. Н.С. Бобров был знаком со многими выдающимися писателями: М.А. Волошиным, А.С. Грином, Ю.К. Олешей, авиаконструкторами О.К. Антоновым и С.В. Ильюшиным, летчиками И.В. Михеевым, М.М. Громовым, Е.Н. Преображенским, М.Т. Слепневым, адмиралом Н.Г. Кузнецовым. Особенно тесная дружба связывала Николая Сергеевича с Александром Степановичем Грином, воспоминания о котором, подготовленные к печати внуком Н.С. Боброва В.Б. Кудриным, опубликованы в журнале «Наука и Религия», 1993, № 9, С. 46 – 47. 23 июня 1941 года Николай Сергеевич был командирован Наркомом Военно-морских сил Н.Г. Кузнецовым на Северный фронт, где был назначен главным редактором газеты «На страже Заполярья». В конце 1941 года в помещение редакции попала бомба. Николай Сергеевич был тяжело контужен и отправлен в Москву. Живя в Москве, в последние годы жизни Н.С. Бобров часто приезжал в родные места. В 1957 – 1958 годах он работал над книгой «В сердце Руси Северной», фактически возобновившей насильственно прерванную на сорок лет литературу по краеведению. Казалось бы, тематически последняя книга никак не связана с предыдущими, отображающими жизнь летчиков, становление отечественной авиации. Вместе с тем, ее связывает со всем творчеством Н.С. Боброва глубокая любовь к России, к своему талантливому народу. Николай Сергеевич Бобров умер в Москве 10 апреля 1959 года, а летом того же года Вологодское книжное издательство выпустило книгу в свет. В 1984 году одна из улиц Кириллова, по ходатайству учащихся средней школы, названа именем Н.С. Боброва.

8 августа 1941 года советская авиация, базировавшаяся на островах Хиумаа и Сааремаа, совершила первый налет на Берлин. Это был ответ на налет гитлеровской авиации на Москву 22 июля. 13 бомбардировщиков ДБ-3 авиаполка под командованием Евгения ПРЕОБРАЖЕНСКОГО сбросили на Берлин первые бомбы. Затем было совершено еще девять налетов на столицу Германии, пока Эстония не была оккупирована наступавшими фашистами.

Евгений Николаевич Преображенский родился 9 июня 1909 г. в с. Волокославинское — ныне территория Волокославинского сельсовета Кирилловского района. Учился в Череповецком педагогическом техникуме. В 1927 г. по комсомольской путевке был призван служить в Военно-Морской Флот. В 1930 г. окончил военно-морское авиационное училище в Севастополе, в 1933 — курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной инженерной академии. Командовал авиационными подразделениями. Во время советско-финляндской войны (30 ноября 1939 — 13 марта 1940) войсковая авиачасть Преображенского вела бомбардировки коммуникаций противника, его береговых баз, портов и аэродромов. За боевые заслуги, мужество и героизм в январе 1940 г. был награжден орденом Ленина. 22 июня 1941 г. командир 1-го бомбардировочного минно-торпедного полка Балтийского флота полковник Е. Н. Преображенский встретил на своем аэродроме в Прибалтике. Полк, которым он командовал, уже в конце июня 1941 г. нанес первые удары по аэродромам союзницы фашистской Германии — Финляндии. Затем его авиационная часть нанесла несколько ударов по немецким танковым частям, мотопехоте и живой силе противника в районе Даугавпилса, участвовала в прикрытии войск Лужской оперативной группы в районе Ленинграда.

30 июля 1941 г. в расположение полка прибыл командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации С. Ф. Жаворонков, который высказал идею нанесения бомбовых ударов по фашистской столице, чтобы опровергнуть заявления нацистской пропаганды о том, что советская авиация уже перестала существовать. Из-под Ленинграда летчики полковника Преображенского скрытно переправились на остров Саарема (Эстония), где в Кагуле базировался замаскированный аэродром.

В ночь на 8 августа 1941 г. авиационная группа под командованием Е. Н. Преображенского в составе 15 боевых машин сбросила 750-килограммовые бомбы на военно-промышленные объекты фашистской столицы. Утром радио Берлина сообщило о том, что 150 британских самолетов пытались штурмовать столицу Германии. Лондонская радиостанция «Би-Би-Си» тут же опровергла это сообщение. В свою очередь, Москва передала, что бомбардировку осуществила советская авиация. А 13 августа 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Е. Н. Преображенскому было присвоено звание Героя Советского Союза.

Спустя годы немецкий писатель Олаф Греллер напишет: «То, что до сих пор не удавалось и до 1945 года больше уже никому не удастся, совершили летчики Преображенского: они застали врасплох фашистскую противовоздушную оборону, самую сильную и оснащенную, какая только была в 1941 году». Всего авиагруппа полковника Е. Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, в налетах участвовало почти 90 бомбардировщиков дальнего действия. Полеты прекратились лишь после того, как по личному приказу Гитлера аэродром в Кагуле был полностью уничтожен превосходящими силами авиации группы армии «Север».

Штурман воздушного корабля Г.П. Молчанов так вспоминал о полете на Берлин:

«Взлетаем! Отмечаю время — 20ч.30м. Идем с постепенным набором заданной высоты до 6500м. Самолеты должны были пройти по маршруту: остров Рюген — слияние реки Варты с рекой Одер и далее прямая на Берлин. Вскоре последовал доклад «пушкаря» башенной установки: «Справа по борту, значительно выше пикируют на наш самолет два истребителя» И-16. Неужели наши истребители не узнали своих? Командир дает приказ: при атаке открыть ответный огонь. Слишком важное у нас задание. Истребители отстрелялись с дальней дистанции и ушли. Остальные наши корабли прошли траверз Таллина без встречи с истребителями.

На территории Германии спокойно, точно в мирное время, отлично просматриваются реки, озера, населенные пункты и незатемненные города. Вывожу корабль на БК. До цели считанные минуты. Под нами ЛОГОВО ФАШИЗМА! Произвожу бомбометание! Как биение сердца отсчитываются импульсы отделяющихся ФАБ-500. Корабль в правом развороте, видны взрывы наших бомб. Берлин уже очнулся. Работает громадное количество мощных зенитных прожекторов. Заградительный огонь ЗА и МЗА, но к нашему счастью разрывы ниже эшелонов наших бомбардировщиков. Видно, что ПВО врага не разгадали нашу высоту и весь огонь сосредоточили примерно на 4500-5000 метров высоты.

В развороте, после о.Рюген, отказал 4-й двигатель. Самолет начало трясти. Не меняя эшелона идем на трех двигателях. Снижаемся. В правом развороте виден берег залива, но что это? С моря /видимо с подлодки/ и с берега видны трассы зенитного огня, незамедлительно уходим с набором высоты.

«Сдохли» еще два двигателя. Как падал самолет — ни я, ни кто другой из экипажа не мог видеть, т.к. к моменту отказа еще двух двигателей высота была менее 100 м. Наугад каким-то чудом Саша Курбан сумел посадить самолет на брюхо. Экипаж был невредим, не считая отдельных ушибов и синяков. Все двенадцать, кто как мог, выкарабкались из самолета, группируясь около командира корабля. С грехом пополам добрались до ближайшего селения, откуда дали командиру полка телефонограмму: «Задание выполнили, при возвращении в результате отказа 3-х двигателей потерпели аварию. Экипаж невредим, жду указаний».

С августа 1942 г. Евгений Николаевич командует авиабригадой Балтийского флота, которая бомбила войска и корабли противника в ходе битвы за Ленинград. Весной 1943 г. соединение Преображенского участвовало в налетах на Кенигсберг, Тильзит, Инстенбург. Торпедоносные авиаполки разрушили сетевую преграду и проделали выходы в Балтийское море. Одновременно самолеты наносили удары по морским транспортам в Рижском заливе.

Тогда же, в апреле 1943 г., Е. Н. Преображенский назначается начальником штаба ВВС Северного флота. 31 марта 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР генерал-майор Е. Н. Преображенский был удостоен ордена Суворова II степени «за умелое и мужественное руководство боевыми операциями». С сентября 1944 г. он исполняет обязанности командующего ВВС Северного флота. Находясь на этом посту, внес большой вклад в дело защиты своих и союзных коммуникаций, проявил себя талантливым руководителем летного состава в ходе Петсамо-Киркенесской операции, проведенной в октябре 1944 г. с целью изгнания немецко-фашистских оккупантов из Заполярья. С апреля 1945 г. Е. Н. Преображенский — заместитель командующего ВВС Тихоокеанского флота. Под его руководством осуществляется высадка воздушных десантов в Порт-Артуре (Люйшунь) и Дайрене (Далянь) в августе 1945 г. С февраля 1946 г. Е. Н. Преображенский командует ВВС Тихоокеанского флота, а с февраля 1950 г. ему доверяют возглавить авиацию Военно-Морского флота СССР. С 1962 г. генерал-полковник Е. Н. Преображенский — военный консультант Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Скончался Евгений Николаевич 29 октября 1963 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Eugene Preobrazhenskij Карьера: Герой
Рождение: Россия, 22.6.1909
Герой Советского Союза (13.08.41). Награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Красной Звезды и медалями, орденом Государственное Знамя 1-й степени КНДР.

Родился в семье сельского учителя. Русский. Окончил три курса Череповецкого педагогического техникума.

В РККА с 1927 г. В декабре 1927 г. поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, которую окончил в марте 1929 г. Сразу же поступил в Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков. В первостепеннный независимый полет его выпустил начальник отряда авиашколы Молоков В.М.

После окончания авиашколы с июля 1930 г. служил младшим летчиком 62-й отдельной авиационной эскадрильи, а с декабря 1931 г. исполнял обязанности командира воздушного корабля.

В июне 1932 - июне 1933 гг. учился на Курсах усовершенствования командного состава при ВВА им. Жуковского.

С июня 1933 г. - начальник авиаотряда 121-й авиационной эскадрильи, с июня 1936 г. - начальник 25-й авиационной эскадрильи, с апреля 1938 г. - помощник командира 1-го мтап.

Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира 1-го мтап, а с декабря 1939 г. - командиром 57-го бап ВВС БФ. Награжден орденом Ленина.

Член ВКП(б) с 1940 года.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром 57-го бомбардировочного авиаполка 8-й бомбардировочной авиабригады ВВС Балтийского флота.

Ранним утром 24.06.41 г. на выполнение первой боевой задачи - истребление немецкого морского десанта, обнаруженного в двадцати милях севернее Либавы, в полном составе вылетели 1-й мтап и 57-й бап. К сожалению, разведданные оказались не точными, морской десант противника летчиками обнаружен не был, и тогда все семьдесят бомбардировщиков и торпедоносцев нанесли потрясение по запасной цели - порту Мемель, где базировались немецкие корабли. На аэровокзал не вернулись два самолета.

С 26.06.41 г. и до конца месяца 57-й бап наносил бомбардировочные удары по аэродромам Финляндии, на которых базировались самолеты 5-го воздушного флота Люфтваффе, бомбил пушечный предприятие в Турку.

30.06.41 г. участвовал в уничтожении немецкой переправы посредством Даугаву.

В первой половине июля в интересах Северо-Западного фронта 57-й бап наносил бомбовые удары по танковым и механизированным войскам противника в районе Луги, Осьмино, Кингисеппа, Гдова, озера Самро.

13.07.41 г. полк участвовал в разгроме вражеского конвоя в составе сорока вымпелов, идущего с войсками, вооружением и боеприпасами из Лиепаи в Ригу. Шесть транспортов были потоплены и четыре повреждены.

22.7.41 г. полковник Преображенский был назначен командиром 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й баб ВВС БФ.

Преображенский крайне резво освоился со своей новой должностью - его в полку ещё не забыли. Личный состав верил своему у командиру, тот, что, в различие от прежнего, сам благополучно водил эскадрильи на бомбардировки боевых порядков немецких войск, рвущихся к Ленинграду. Под его командованием 1-й мтап наносил бомбовые удары в интересах сухопутных частей главным образом по боевым порядкам противника в районах Пскова, Порхова, Гдова и Луги. Бомбил танковые колонны, артиллерию и скопления немецких войск на крупных магистралях.

29.07.41 г. по приказу Ставки ВГК на базе 1-го мтап ВВС БФ была создана авиагруппа особого назначения, командиром которой был назначен полковник Преображенский.

Двухдневные сборы по подготовке к новому заданию проводили в лесу, в трех километрах от аэродрома Беззаботное. Штаб авиагруппы особого назначения разместился в доме лесника, летчики и штурманы жили в палатках, по звеньям. Из Москвы, из штаба военно-воздушных сил ВМФ, прилетели флагманские специалисты для проведения занятий с летным составом.

2.08.41 г. тринадцать бомбардировщиков авиагруппы во главе с полковником Преображенским прибыли на аэропорт Кагул на острове Сааремаа.

Летчики и штурманы готовились к удару по Берлину. Занятия проводили начальник авиагруппы и флагманский штурман.

Особое внимательность полковник Преображенский обратил на исследование целей. Каждому самолету он выделил армейский предмет, с тем, чтобы как разрешается шире рассредоточиться над Берлином и объять бомбардировкой весь городок.

5.07.41 г. авиагруппа особого назначения была на сто процентов готова к выполнению боевой задачи. К этому времени из Беззаботного в Кагул прилетели оставшиеся семь самолетов.

В темное время суток с 5 на 6.08.41 г. пять бомбардировщиков во главе с капитаном Ефремовым совершили пробный полет по маршруту, тот, что, в общем, закончился благополучно, хотя единственный авиалайнер и разбился во время посадки.

Первый потрясение по Берлину было решено причинить в темное время суток на восьмое августа.

7.08.41 гг. в 21.00 тринадцать советских бомбардировщиков взлетели с аэродрома Кагул на острове Саремаа и взяли вектор движения на Берлин.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Хохлов: Стрелки часов приближались к цифре 9. Я открыл астролюк и с ракетницей в руке поднялся над своей кабиной. Е.Н. Преображенский кивнул мне головой, что означало - давай знак. Зеленая ракета прочертила воздух в предвечерних сумерках...

Флагманский судно, нелегко двигаясь по рулежной дорожке, вышел на простор аэродрома и подрулил к старту. Здесь с двумя флажками в руках стоял генерал Жаворонков. Помахав нам рукой, он протянул белый флажок вдоль взлетной полосы, это - позволение на взлет. И я занес в бортовой журнал первую запись: Взлет - в 21 час.

Самолет двинулся по взлетной дорожке. Пробежал без малого все взлетное поле, перескочил малый кустарник и поднялся в воздух

Через час полета мы пробили облачность. Высота 4500 метров. Пришлось нахлобучить кислородные маски...

Я прошу Преображенского поточнее выдерживать заданный вектор движения, зная, что выход на контрольный ориентир на южном берегу Балтийского моря будет трудным. Его придется проходить в темноте, на огромный высоте и при наличии значительной облачности. Евгений Николаевич мог выдерживать навигационные элементы полета. И в настоящее время я сызнова убеждаюсь в этом. С удовлетворением смотрю на свой компас. Его магнитная стрелка колеблется всего на единственный два градуса направо или налево от генерального курса полета.

Летим уже два с половиной часа. Высота 6000 метров. Температура в кабине 38 градусов ниже нуля. Появилась тягота в голове, в руках, апатия. Трудно ненужный раз поворотиться, произвести движение рукой. Это знак нехватки кислорода. Открываем всецело подачу кислорода. Сразу становится легче.

По расчету времени мы должны бы уже подлетать к южной береговой черте Балтийского моря. Облачность по-прежнему значительная, и шибко тяжко приметить береговую черту. Но внезапно нам приходит на подмога... противовоздушная оборона противника. Через просветы облаков прорезались лучи прожекторов. Следовало дожидаться разрывов зенитных снарядов, но их нет. Мы поняли, что пролетаем береговую черту и фашисты принимают нас за своих.

К нашему удовлетворению, мы в аккурат вышли с моря на намеченный контрольный ориентир, опознали его и в настоящее время взяли вектор движения на Штеттин, от которого рукой вручить до Берлина...

Над сушей облачность грубо уменьшилась. Видимость - превосходная, Казалось бы, все благоприятствует нам.

Впереди по курсу замечаем функционирующий ночной аэровокзал. Так и есть, Штеттин. На летном поле то и занятие вспыхивают и гаснут посадочные прожекторные огни. Вероятно, возвращаются из своих варварских полетов воздушные разбойники гитлеровского Люфтваффе.

Наши самолеты смирно проходят над аэродромом. С высоты полета добро видны силуэты рулящих самолетов, движение автотранспорта. При нашем появлении над аэродромом замигали неоновые огни, засветились посадочные прожекторы. По всему видно, аэродромная работа приняла нас за своих.

Руки тянулись к бомбосбрасывателю. Так хотелось направить вниз десяток-другой авиабомб. Но нас ждала другая, ещё больше важная мишень. И до нее оставалось только 30 мин лету

Погода окончательно улучшилась. На небе ни облачка. И Берлин мы увидели издаля. Сначала на горизонте появилось светлое пятнышко. Оно с каждой минутой увеличивалось, разрасталось. Наконец превратилось в зарево на полнеба.

От неожиданности я оторопел - фашистская столица освещена. А мы у себя на Родине уже сколь времени не видели огней городов.

Передаю командиру полка:

Перед нами - Берлин.

Вижу, - взволнованно отвечает он. Аэронавигационными огнями Преображенский подает идущим за флагманом экипажам команду: рассредоточиться, вылезать на цели независимо.

Я вывожу флагманский авиалайнер к Штеттинскому железнодорожному вокзалу. Конфигурация освещенных улиц, площадей толково различима с воздуха. Видно более того, как искрят дуги трамваев, скользящие по электрическим проводам. Отсвечивает в огнях гладь реки Шпрее. Тут не заблудишься, не перепутаешь выбранный предмет.

Освещенный град молчит. Ни одного выстрела, ни одного прожекторного луча, устремленного в небосвод. Значит, противовоздушная оборона и в этом месте принимает наши самолеты за свои.

Цель! Теперь только мишень. И вот она перед нами. Вот вокзал, опоясанный паутиной рельсовых путей, забитых железнодорожными составами.

Так удерживать! - передаю я в микрофон командиру корабля. Открываю бомболюки. Снимаю бомбы с предохранителей. Берусь рукой за бомбосбрасыватель. И когда авиалайнер подошел к цели на уголок бомбосброса, я нажал кнопку. Бомбы, одна за прочий, пошли вниз...

Вспоминаю о листовках. Спрашиваю в микрофон стрелка-радиста сержанта Кротенко:

Листовки?

Он отвечает:

Сброшены совместно с бомбами.

Вот уже сорок секунд как сброшен смертоносный груз. И тут мы видим внизу, на земле, огненные всплески. В одном, в другом месте. Во многих местах. Видим, как от них расползается полымя где тонкими ручейками, где широкими полосами. В разных секторах города видим круги и квадраты огня.

Освещенный Берлин как снег на голову погружается во тьму ночи. Но при этом ещё ярче видятся зажженные нами костры.

Наконец воздух пронизывают прожекторные лучи. Их море. Они шарят по небу, пытаясь схватить в свои щупальца наши самолеты. И посреди лучей на разных высотах рвутся зенитные снаряды. Орудия выбрасывают их сотнями. Большое численность трассирующих снарядов оставляют за гобой разноцветные трассы, и по ним видно, как снаряды, достигнув определенной высоты, уходят вниз, оставляя за собой пламенеющий след. Если бы не битва, позволительно было бы раскинуть умом, что над Берлином громадный фейерверк. Все небосклон в огнях. А городок погружен во тьму

Тридцать минут полета до Штеттина оказались для нас нелегкими. Фашистские истребители неистовствовали в воздухе, пытались во что бы то ни стало перехватить советские бомбардировщики. И, очевидно, вследствие этого стрелок-радист флагмана Кротенко спешно передал на свой аэропорт радиограмму с заблаговременно условленным текстом: Мое местоположение Берлин. Задачу выполнил. Возвращаюсь. Она должна бы быть передана с нашим выходом в море. Но Кротенко рассудил так: а как гром среди ясного неба собьют авиалайнер, и думай-гадай после этого, были мы над Берлином или нет, сшибли нас над целью или на подходе к ней?..

Судя по времени полета и остатку горючего в баках, как словно бы все стандартно, и мы держали вектор движения на Кагул. Заалел горизонт, забрезжил рассвет. Над морем стояла густая дымка. Стала тревожить дума, не закроет ли туман остров Сааремаа к нашему прилету?

По радио запрашиваем метеосводку и позволение на посадку. Через немного минут нам отвечают: Над аэродромом густая дымка. Видимость 600800 метров. Посадку разрешаю. Все с облегчением вздохнули. Хотя и тяжело будет, но сядем дома.

Через шесть часов пятьдесят минут позже нашего взлета Евгений Николаевич Преображенский с первого захода отменно посадил флагманский самолет.

Из тринадцати советских бомбардировщиков к Берлину прорвались пять, остальные отбомбились по Штеттину.

На следующий день по Берлину был нанесен второй потрясение. Его, как и все последующие, возглавлял полковник Преображенский.

10.08.41 г. в целях распространения опыта первых полетов были проведены занятия с летным и техническим составом авиагруппы на темы: Взлет самолета с здоровенный нагрузкой (полковник Преображенский), Ориентировка в сложных метеоусловиях и вождение самолета по приборам (капитан Хохлов), Маневрирование в зоне зенитного огня (капитан Ефремов), Эксплуатация самолета и мотора в дальних полетах (военинженер 2-го ранга Баранов).

13.08.41 г. полковнику Преображенскому Евгению Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 530.

5.09.41 г. состоялся крайний, девятый налет морской авиагруппы особого назначения на Берлин.

Рассказывает литератор Виноградов: К этому времени инженеры, техники и мотористы отремонтировали двигатели на всех самолетах. Половина из них брала на внешнюю подвеску по одной ФАБ-500, другие - по ФАБ-250, а зажигательные пятидесятки и фугасные сотки загружали в бомболюки.

Взлетали за 30 мин до темноты, опасаясь появления вражеской авиации. Два звена чаек поднялись заблаговременно в воздух, достигли Рижского залива. От них поступило сообщение: Немецких истребителей и бомбардировщиков не обнаружено. Можно взлетать.

На взлет шли звеньями с промежутками в двадцать минут - с тем чтобы как разрешено дольше воздействовать на Берлин...

Иду на Берлин! - сообщили по радио с флагманской машины, и первое звено взяло вектор движения на юго-запад.

Взлетело второе звено и одним духом скрылось в сгущающихся сумерках...

Все было как и при прежних налетах на Берлин. Противовоздушная оборона немцев находилась в полной готовности и шквалом огня дальнобойной зенитной артиллерии встретила советские самолеты, чуть те оказались в воздушном пространстве над территорией Германии. Особенно доставалось флагманскому дальнему бомбардировщику. Именно по нему был сосредоточен первейший потрясение. Полчаса полета от Штеттина до Берлина авиалайнер как как будто не летел в воздухе, а мчался с бешеной скоростью по ухабистой дороге. Его беспрестанно трясло и бросало то вверх, то в стороны взрывными волнами от плотно и зачастую рвущихся поблизости от фюзеляжа и плоскостей зенитных снарядов. Серые шапки разрывов, подсвеченные с земли лучами прожекторов, были недурственно видны... Гораздо опаснее для него была саммит с немецкими ночными истребителями-перехватчиками, которые, как будто быстрокрылые осы, сновали кругом бомбардировщика, лучами фар-прожекторов нащупывая в темноте свою жертву. И на тот самый раз не удалось пройти их заслоны. Зенитная артиллерия как черт из табакерки в то же время прекратила новости жар, боясь огорошить свои истребители, и от стрелка-радиста сержанта Кротенко и воздушного стрелка старшего сержанта Рудакова тут же поступили доклады:

Ночник с правой стороны в верхней полусфере!

Немецкий истребитель слева в нижней полусфере!..

В иссиня-темном небе немецких ночных истребителей было нетрудно выявить по движущимся длинным полоскам яркого света: они летали в поисках советских бомбардировщиков с включенными фарами-прожекторами. Таких полосок оказалось хоть отбавляй, видимо, немецким летчикам был дан правильный директива во что бы то ни стало преградить стезя советским самолетам к Берлину и в особенности не пропустить идущий головным бомбардировщик.

Командир, Евгений Николаевич, да ночников в эти дни тьма-тьмущая! - воскликнул изумленный Хохлов.

Преображенский и сам понимал, что проскочить незамеченным посреди барражирующих на высоте ДБ-3 немецких ночных истребителей чуть ли удастся. Слишком их страсть сколько. Достаточно одному нащупать своим лучом далекий бомбардировщик, как остальные увидят мишень и вцепятся в нее со всех сторон.

Попробуем проскочить под ночниками, - произнес Преображенский, что означало понижение до пяти с половиной тысяч метров. Ниже нисходить воспрещено - напорешься на поднятые немцами аэростаты заграждения. Истребители на такую высоту не пойдут, опасаясь столкновения с собственным заграждением. На это и рассчитывал Преображенский, хотя и сам рисковал быть зацепленным аэростатом...

Флагманский отдаленный бомбардировщик грубо пошел на понижение. Маневр удался, ночные истребители роем продолжали кружить на прежней высоте. Однако как только ночники остались вдалеке сзади, с притаившейся земли часто-часто замигали точки огней: открыли пламень зенитные батареи. Преображенский тут же начал набирать спасительную высоту - семь тысяч метров, на которой вероятность попадания в авиалайнер относительно не велика.

И на тот самый раз маневр удался, немецким летчикам и зенитчикам тяжко было разгадать проект советского пилота.

Подходим к Берлину! - повеселел Хохлов, радуясь, что так удачно Преображенский преодолел заградительную зону, выставленную немецкой противовоздушной обороной на подступах к своей столице.

Поточнее бы в настоящее время, Петр Ильич, - попросил Преображенский. - Ни одна взрывчатка не должна улечься в стороне от цели

Цель флагманскому ДБ-3, как и раньше, предназначалась особенно важная - правительственный микрорайон с резиденцией Гитлера. Задание Сталина Преображенский обязан был претворить в жизнь...

Слишком сложны условия для бомбардировки, потому как по сути дела бомбометание по резиденции Гитлера производится вслепую. Прежние бомбардировки правительственного квартала, скорее всего, результатов никаких не дали. Может быть, повезет нынче, и ФАБ-500 взорвется посреди зданий?

Под нами Берлин! - радостно, с задором сообщил Хохлов..

Последние минуты до подхода к цели... Хохлов весь внимательность, от него одного зависел вывод ДБ-3 точь-в-точь на мишень. Преображенский моментально выполнял передаваемые им коррективы; в текущее время строжайше необходимо снести рассчитанные штурманом вектор движения, прыть и высоту полета.

Есть боевой!

Так удерживать!

Полминуты боевого курса, нечаянно хочется не двигаться, затаить дыхание, вроде бы от этого бомбы точнее лягут на мишень.

Цель! - донесся правильный звук Хохлова, и бомбардировщик содрогнулся, подпрыгнул вверх, освободившись от тяжелого груза. Одна ФАБ-500 и четыре ЗАБ-50 понеслись к скрытой темнотой земле.

Еще сорок секунд напряженного ожидания, и вздох облегчения ненамеренно вырвался из груди каждого члена экипажа.

Есть мишень! Есть! - крикнул Хохлов, увидев на черной земле пять оранжевых точек-взрывов. - Командир, Евгений Николаевич, позволительно укладываться и на задний вектор движения...

Приятное ощущение радости, гордости и полного удовлетворения охватило Преображенского. Боевое поручение выполнено, это главное, а уж до аэродрома Кагул ныне они обязаны достичь, хотя их далекий бомбардировщик и будет ещё подстерегать опасность.

За месяц авиагруппа особого назначения совершила девять налетов на Берлин. Тридцать три советских бомбардировщика достигли цели, пятьдесят три - нанесли удары по военным объектам в глубоком тылу противника. Погибло восемь экипажей.

6.09.41 г. оставшиеся самолеты авиагруппы вернулись на аэропорт Беззаботное.

Вскоре 1-й минно-торпедный авиаполк, пополненный техникой и людьми, включился в боевую работу по защите Ленинграда.

Летные экипажи наносили удары по обстреливавшим град артиллерийским батареям противника, уничтожали его живую силу и технику на линии фронта, топили боевые корабли и транспорты в Финском заливе и Балтийском море, ставили мины на морских фарватерах.

16.09.41 г. воздушная разведка полка донесла, что на станции Кириши обнаружено большое скопление войск и техники противника. На выполнение боевого задания вылетело шесть бомбардировщиков 1-го мтап. Отбомбились они удачно, но на отходе от цели были атакованы истребителями противника и были сбиты все, единственный за другим. Из-за линии фронта сумел выскочить только экипаж капитана Борзова.

24.10.41 г. огненный таран совершил Герой Советского Союза капитан Гречишников.

9.01.42 г. во время бомбардировки Луги авиалайнер полковника Преображенского был поврежден зенитным огнем, и ему пришлось ходить на вынужденную посадку. Их искали трое суток и уже потеряли надежду

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Хохлов: Шел январь 1942 года. Трудное время для Ленинграда. В городе не хватало хлеба, воды, топлива. Все, что доставлялось по ледовой трассе посредством Ладожское озерко и самолетами, не могло хотя бы в минимальной степени снабдить нужды населения и фронта. Ленинградцы переживали тяжелые дни блокады.

Наш 1-й минно-торпедный авиаполк вел напряженные боевые действия на Ленинградском фронте и в Балтийском море. Но шибко сказывалась нехватка топлива и боеприпасов на аэродроме Ленинграда. В результате количество экипажей иной раз была вынуждена перелетать на тыловой аэровокзал, где самолеты заправлялись бензином, снаряжались бомбами и оттуда шли на выполнение боевых задач.

В связи с большими трудностями доставки продовольствия в блокированный врагом град, в полку был установлен таковой строй, что ни единственный авиалайнер не улетал на тыловой аэровокзал, не сдав бортовой продуктовый неприкосновенный запас

Отсутствие НЗ на борту самолета, вскоре дорого обошлось нам.

Взлетели привычно. Разницы в работе моторов не чувствовалось... Летим с набором высоты. Скорость небольшая - 230240 километров в час. Температура в кабинах падает. На высоте 3000 метров термометр показывает 38 градусов ниже нуля.

В 20 часов пересекли линию фронта - она проходила по реке Волхов. Впереди по курсу появилась сплошная облачность с высотой нижнего края 2500 метров. Решили ступать к цели под облаками.

В 20 часов 20 минут подошли к Луге. Наш авиалайнер попал в лучи зенитных прожекторов и не смог вылезть из них, покуда не сбросили бомбы на мишень. Экипажи выполнили задачу. Внизу пылали вражеские эшелоны.

Упрогуливаться от Луги оказалось делом нелегким. С земли к самолетам тянулись разноцветные трассы. Возможно, от стального осколка или по иной причине в самолете отказал движок. Но не левый, на тот, что мы не возлагали больших надежд, а правый. Причем отказал немедленно и на все сто. Правый винт вращался вхолостую, а левый не давал полных оборотов. Мы не летели, а неторопливо скользили по воздуху, непрерывно теряя высоту.

Бпища, как говорится, не приходит в одиночку. На высоте на глаз 600 метров авиалайнер попал в плотный туман. Пилотировать стало сильно тяжко. Самолет не выдерживал ни скорости, ни высоты, ни направления полета. Обстановка создалась опасная.

Можем продержаться в воздухе от силы десять - двенадцать минут, - сообщает Преображенский. - Давайте, Петр Ильич, совместно со стрелком и радистом, покуда есть высота, покидайте авиалайнер на парашютах. Я потяну машину единственный. Меньше риска.

Я ответил за всех:

Никто не покинет авиалайнер!

Преображенский продолжал настаивать. Я возражал:

Куда сигать? На территорию, занятую противником. В лютый морозец. Прыгать в основательный снег, ночью. Мы же не найдем дружбан друга! Нет, будем сообща до конца, что бы там ни было.

Преображенский замолчал. Началась баталия за всякий метр высоты. Затем он поминутно стал спрашивать:

Скоро ли граница фронта?.. Где граница фронта? Я едва удерживаю авиалайнер... Видно ли что-нибудь внизу?

С высоты 50 метров, напрягая зрение, в разрывах между клочьями тумана я различил белую полоску реки.

Под нами Волхов, черта фронта, - крикнул я командиру. В реакция услышал:

Продержимся в воздухе не больше минуты. Высматривай местоположение для посадки.

Но что высматривать, если под нами абсолютный чаща, а идет последняя минута. К счастью, лесной массив внизу прервался, появилась белая поляна. Я в один момент передал об этом Преображенскому. Он безотлагательно же убрал газ чуть работающего мотора, и авиалайнер стал задевать плоскостями низкорослый сухостой. Затем последовал мощный потрясение и ещё немного толчков. Потом все стихло.

В кабине ничего не видно. Снег залепил глаза, все лик человеческий. В первое миг я подумал, что авиалайнер взорвался и меня выбросило наружу. Но нет. Развел руки в стороны и почувствовал, что нахожусь в кабине. На ощупь нашел астролюк и открыл его. Выбрался ввысь, спрыгнул - и погрузился по грудь в рыхлый сугроб. Я не мог подвинуться с места, не то что вылезти на поверхность. Наоборот, оседал все ниже.

Слышу звук Преображенского:

Жив, Петр Ильич? Где ты?

Нахожусь у передней кабины, - отвечаю, - но не могу выкарабкаться из снега.

Евгений Николаевич помог мне вылезти из сугроба и взобраться на плоскость. Со стрелком-радистом и стрелком занятие обстояло хуже они не могли вылезти из своей кабины, нижняя ворота осела сильно в снег. Верхнюю доля кабины, где установлена турель с пулеметами, заклинило при посадке. Пришлось расшибить стеклышко кабины и таким образом высвободить оставшийся экипаж.

Вчетвером на плоскости самолета стали осматриваться...

Преображенский спросил меня, где мы произвели посадку. Я доложил, что линию фронта перетянули и настоящее наше местонахождение - Спасские болота, в 1012 километрах севернее Малой Вишеры.

Стрелок-радист сержант Логинов, не ожидая вопроса командира о состоянии связи, доложил, что с остановкой правого мотора вышла из строя и самолетная радиостанция и он ничего не мог передать на землю ни о полете, ни о вынужденной посадке. Его извещение было для всех нас как гром посреди ясного неба. Это, сказал Преображенский, самое неприятное в сложившейся обстановке.

Нас будут разыскивать в обширном районе и могут не откопать. Тем больше что над землей - густая морозная дымка.

Часы показывали 21.30. Темно. Безветренно. Трескучий морозец.

Побывав в сугробе, я понял, что снег лежит на гнилом теплом болоте и не твердеет. Идти по такому покрову вряд ли удастся.

На нас меховые комбинезоны, унты, шлемы, перчатки. У всех - пистолеты, финские ножи, ручные компасы и карты с нанесенным на них маршрутом полета. У меня, помимо того, - тюбик с мазью от обморожения. Плохо, что ничего нет из продуктов питания, более того куска хлеба. К тому же на четверых один спичечный коробок и в нем семнадцать деревянных одноразовых зажигалок.

Учитывая, что продираться так или по иному придется по глубокому снегу, мы обрезаем стропы от парашютов и твердо обвязываем ими унты, перчатки, воротники комбинезонов. Часть строп и полотнищ берем про припас. Решаем - передвигаться на восток: больше уверенности, что не попадем к гитлеровцам.

Командир приказал прихватить единственный из турельных пулеметов, ленту с патронами, ракетницу с набором разноцветных ракет...

Сползли с плоскости и немедленно погрузились по поясок в снег. Пулемет и патроны тут же опустили в сугроб. Движение начали ползком, но из этого ничего не получилось... Оставалось одно - перекатываться по снегу всем корпусом, след в след. Установили очередность. Ведущий (первый) перекатывался с боку на бок эдак десять метров, а далее откатывался в сторону и ведущим становился второй, а основополагающий - четвертым (последним) и т. д.

Пробивать след переднему неимоверно тяжело. Но иного выхода не было.

С 21 часа 30 минут до 9 часов утра мы удалились от самолета не больше чем на километр. Все очень устали, выдохлись. Несмотря на тридцатиградусный холод, от нас шел пар...

Евгений Николаевич забрался на одиноко стоявшее дерево. С пятиметровой высоты сообщил нам, что на восток, сколь хватает зрачок, тянется заснеженное болотце и никаких признаков жизни.

Решили возвратиться к самолету и от него передвигаться в южном направлении, чтобы вылезти на железную дорогу Москва - Ленинград... Кроме того, двигаясь на юг, мы должны увидать Спасский монастырь.

Обратный тракт к самолету был легче: мы катились по укатанной уже тропе и преодолели ее за два часа.

Невдалеке от самолета развели кострище. Для этого пробили единственный из бензобаков, намочили в горючем немного парашютных полотнищ, с помощью строп наломали дров из сухостоя. Делали это так: единственный из четверых подкатывался к засохшему дереву, накидывал на его верхушку финал стропы, закреплял его, а трое тянули стропу на себя. Отламывалась либо верхушка, либо все дерево. Предварительно на месте будущего костра разгребли снег. Получилась большая снежная яма, в которой могли разместиться и кострище и - около него - мы, четверо неудачников. Экономя спичечки, расщепляли их на две половинки. Одну из них с крупный осторожностью зажигали, полымя переносили на бумагу, потом поджигали древесную стружку, обрывки намоченных в самолетном топливе полотнищ, позже чего клали дровишки.

Чтобы вскипятить воду из снега, нужна была какая-нибудь посудина. Мы сняли дюралюминиевую крышку с самолетной аптечки, приладили к ней ручку, и чайник готов. Эту посудину непреклонно набивали снегом, держали над огнем, покуда не закипала влага. Потом крышка ходила по кругу. Каждый делал три-четыре глотка и передавал соседу. Согрелись. Утолили жажду. Кипяток стал и нашей едой...

Обогревшись, мы заново двинулись в дорога. Только сейчас на юг. Способ передвижения оставался прежним катились единственный за другим по снегу. Примерно в 16 часов услышали шум самолета, потом увидели и сам авиалайнер. Это был ИЛ-4, несомненно из нашего полка. Он очевидно искал нас. Я пальнул три красные ракеты, но, как видно, экипаж не заметил их - уж шибко густая дымка висела в воздухе. К нашему огорчению, авиалайнер ушел курсом на запад.

В 19 часов стали подготавливаться к ночлегу. Как и в начальный раз, развели кострище, вскипятили снежную воду. Каждый жался ближе к костру. Чтобы не загорелась одежка во время сна, установили дежурство - по кругу, по часу на каждого члена экипажа. Так и скоротали темное время суток. А ранним утром, чуть разгибая окоченевшие от холода спины и ноги, вновь двинулись перекатами.

Примерно в 14 часов второго дня нашего снежного единоборства, катясь спереди товарищей, я увидел слева, на удалении полутора-двух километров, церковь с двумя куполами и сегодня же спросил Преображенского, что он видит спереди слева? Он поднял голову, посмотрел и ответил: Церковь с двумя куполами. Радист и стрелок видели то же самое. И все мы подумали, что, по всей вероятности, это и есть Спасский собор. Изменили ориентация движения - левее на 30 градусов. В течение часа спереди виднелась церковь. Но вот она вдруг исчезла с горизонта и больше не появлялась. Настроение испортилось.

Ночь у костра провели тревожно. У меня прогорел комбинезон на коленях, у Преображенского - на спине. Пришлось прогоревшие места обвернуть парашютными полотнищами и обвязать стропами.

С рассветом вновь начали перекаты...

К исходу третьих суток в коробке оставалось три спички Третья темное время суток у костра оказалась для нас сплошным мучением. Все обмундирование обледенело. Сидишь лицом к огню, одежка спереди начинает оттаивать, но стоит поворотиться спиной к костру, как мерзнет грудь и образуется лед.

Мы уже нимало ослабли. Днем разгребали снег в надежде разыскать клюкву, но все бесполезно, под снегом только мокрый мох. Пропадала уверенность, что мы доберемся до железной дороги или населенного пункта. Появилась вялость и жалость к себе. Страшно оскорбительно было сознавать, что придется так бессмысленно пропасть - в снегу...

Утром на четвертые сутки мы обнаружили, что снега на болоте стало меньше. Он доходил немного выше колен. Можно идти, а не струиться. Но, к несчастью, на пути попался незамерзающий ручеек с красноватой, гнилой водой. Ширина-то всего два метра, но никто из нас не был в состоянии перепрыгнуть это узкое русло, а объехать - не обойдешь. Выход единственный - несложно перейти ручеек. И мы по грудь в воде, единственный за другим перешли эту водную преграду. Сразу же облипли снегом. На подошвах унтов образовались пудовые ледяные колоды. Одежда превратилась в мерзлый панцирь. Идти нельзя.

В полдень на горизонте обозначилась большая церковь...

Солнце клонилось к закату, до собора оставалось 250, от силы 300 метров. Но силы покидали нас. Страшно клонило в дрёма. Стоило на секунду прикрыть глаза - и ты погружался в блаженное тепло, в радужные грезы.

Я открыл глаза от сильных толчков. Меня тряс Преображенский и смачно ругался.

Если в текущее время же не подойдем к собору, то погибнем. Понимаешь?!

Я безразлично отвечал: больше не могу передвигаться, буду ночь проводить тут. Радист и стрелок также отказывались ходить.

Евгений Николаевич, сам чуть державшийся на ногах, взывал к нашему чувству и разуму:

Вот он, собор. Там - наше избавление. Иначе бесславная погибель...

С огромным трудом мы начали кое-как переставлять ноги. Шаг, прочий, третий...

К собору подошли, когда на землю ложились полумглы. Внутри увидели погасший кострище с тлевшими кое-где угольками. Вокруг разбросанные банки из-под консервов с этикетками на немецком языке, бутылки из-под шнапса, окурки и иной мусор. Все это говорило о том, что днем в этом месте находились гитлеровцы...

На дороге явственно вырисовывался след автомобильных шин. Снег не успел запорошить его. Значит, не больше как 30 мин вспять в этом месте прошла автомашина

Зову своих товарищей. Вместе заходим в стоящий у обочины деревянный сарайчик с сорванными дверями...

Прошло минут двадцать. Мороз крепчал. А чем развести кострище? Становилось невыносимо от страшного холода...

Послышался гул мотора - с запада шел грузовик, покрытый брезентом, поверх которого дымила труба. Значит, в кузове люди... Метров за пятьдесят от нас она сама остановилась перед встречной машиной. Им нелегко было разминуться на узкой проезжей полоске между сугробами. Кому-то из шоферов надобно было уступать дорогу, но, видно, ни тот, ни иной не хотел вручить задний ход

Мы решились приблизиться к машине с крытым кузовом. При нашем появлении спор шоферов прекратился. На нас с нескрываемой подозрительностью смотрели джентльмен пять военных, посреди которых два офицера.

Кто вы и откель? - грубо спросил единственный из них.

Мы - советские летчики с Ленинградского фронта, - ответил Преображенский. - Совершили вынужденную посадку в Спасских болотах. Оттуда и выбираемся уже четвертые сутки.

Документы! - потребовал офицер

Но как их достать из кармана?.. Все наше обмундирование насквозь обледенело, и мы ничего не могли сделать.

Тем временем единственный из служивый поспешил подбросить фразу сомнения:

Как быть в курсе, а может, они парашютисты-диверсанты?

Действительно, обличье у нас был жуткий. Обросшие и опухшие лица, покрытые копотью костров. Изорванное и прожженное обмундирование. Все четверо едва держались на ногах.

Евгений Николаевич Преображенский, оставив тщетные попытки достать из кармана документы, решительно и властно заявил офицерам:

Вам не ясно, кто мы? Повторяю - летчики Ленинградского фронта. Двое из нас - Герои Советского Союза. Нас разыскивает руководство. Прошу обладать в виду, вы лично отвечаете за доставку нас по назначению.

После этих слов касательство к нам офицеров и служивый грубо изменилось.

Можете забираться в кузов машины, - распорядился, как видно, старшой по званию офицер.

Но подняться в кузов независимо никто из нас не мог. Тогда помогли солдаты. И мы разом оказались в тепле. В кузове излучала пламень чугунная печурка. Нам налили по два-три глотка спирту, дали по кусочку хлеба. И мы погрузились в основательный дрёма.

В первом встретившемся на пути населенном пункте под названием Спас офицеры затащили нас в единственный из уцелевших домиков. Попросили хозяйку-старушку топить печь до тех пор, в то время как мы не проснемся. А сами уехали по своему заданию, пообещав утром заехать за нами.

Ничего этого мы сами не видели и не слышали. Даже не почувствовали, как нас снимали с машины и укладывали в домике на русскую печь. Все это нам рассказали на прочий день...

Кое-как мы привели себя в строй... Знакомые нам офицеры и солдаты одним духом сварили гороховый первое блюдо из концентратов. Налили каждому из нас по три столовые ложки - не больше. В просьбе о добавке категорически отказали: Нельзя. Может сделаться худо.

Мы ещё облачились в свои летные доспехи и поехали в Малую Вишеру, где находился штаб одной из армий. Там нас первым делом направили в баню, выдав чистое белье, побрили и накормили, устроили на роздых.

К исходу дня за нами прилетел боевой авиалайнер из нашего полка.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Птухин Eugene Ptuhin

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью ХХ лет РККА.

Евгений Савицкий Eugene Savitskiy

В годы Великой Отечественной войны командовал истребительной авиадивизией, авиагруппой, а с декабря 1942 года 3-м истребительным авиакорпусом...

Евгений Степанов Eugene Stepanov

Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени,..

Евгений Туренко Eugene Turenko

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени, Красной Звезды,..

Основные события

с 7 на 8 августа 1941 года нанесение первого бомбового удара по военно-промышленным объектам Берлина.

Вершина карьеры

Герой Советского Союза
3 ордена Ленина
5 орденов Красного Знамени
ордена Суворова 2 степени
орден Красной Звезды
Медаль "За оборону Ленинграда"
Медаль "За оборону Советского Заполярья"
Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."
Медаль "За победу над Японией"
Орден Государственного флага
Медаль "За освобождение Кореи"
Медаль "Китайско-Советская дружба"
Медаль "Золотая Звезда"
Юбилейная медаль "30 лет Советской Армии и Флота"
Медаль "40 лет Вооруженных сил СССР"
Медаль "В память 250-летия Ленинграда"

Евге́ний Никола́евич Преображе́нский (9 (22) июня 1909 года - 29 октября 1963 года) - участник Великой Отечественной войны . Полковник Преображенский лично командовал флагманским экипажем при первой бомбардировке Берлина летом 1941 года самолетами 8-й авиадивизии дальнего действия.
Генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза.

Введение

Евге́ний Никола́евич Преображе́нский родился 9 (22) июня 1909 года в обычной советской семье простого учителя. Прожив свои нелегкие и временами очень опасные 54 года, Евгений Николаевич умер 29 октября ‎‎1963 года. За свой жизненный срок он смог пройти путь от самых азов, до командующего авиацией военно-морского флота СССР и в последствии стать военным консультантом Министерства обороны СССР. Принял непосредственное и немаловажное участие в трех войнах своего времени, а именно:

- Советско-Финской
- Великой Отечественной
- Советско-Японской

Преображенский самолично ‎командовал флагманским экипажем во время первой бомбардировке столицы фашистской Германии в августе 1941 года ‎самолетами 8-й авиадивизии дальнего действия, генерал-полковник авиации, Герой ‎Советского Союза.‎

Биография

Начало военной карьеры.

Преображенский Евгений Николаевич (Русский) являлся командиром 1-го минно-‎торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады военно-‎воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, полковник.

Евгений Николаевич Преображенский являлся членом ВКП(б)/КПСС с 1940 года. ‎Закончил 3 курса Череповецкого педагогического техникума. В 1927 году по комсомольской путевке был призван в военно-морской Флот Союза ‎Советских Социалистических Республик где и служил с декабря 1927 года. В 1930 году ‎окончил Военную школу морских лётчиков, а именно Севастопольское военно-морское ‎авиационное училище. Затем, с июля 1930 года служил в ВВС Балтийского флота сначала ‎в должности младшего лётчика 62-й отдельной авиационной эскадрильи, затем ‎командиром эскадрильи и командиром 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й ‎бомбардировочной авиабригады и спустя полтора года службы, с декабря 1931 года стал ‎командиром корабля в составе 121-й эскадрильи.

После чего в 1933 Евгений Николаевич закончил курсы повышения квалификации ‎начальствующего состава при военно-воздушной инженерной академии, а затем по ‎прошествии небольшого количества времени, с июня 1933 года был назначен на ‎должность командира отряда в 121-й авиационной эскадрилье. С апреля 1936 года Е.Н. ‎Преображенский стал командиром 105-го отдельного авиаотряда, летом 1936 года (июнь) ‎был назначен командиром 25-й авиаэскадрильи. С апреля 1938 года был переведен на ‎должность помощника командира 1-го минно-торпедного авиационного полка. Спустя ‎всего 4 месяца после последнего назначения Евгений Николаевич уже в августе 1938 года ‎стал командиром 4-й авиаэскадрильи.

Отслужив почти полтора года в должности ‎командира 4-й авиаэскадрильи в начале зимы, а именно с декабря 1939 года, был переведен на должность ‎командира 57-го бомбардировочного авиаполка военно-воздушных сил Балтийского ‎флота. Евгений Николаевич Преображенский являлся участником советско-финляндской ‎войны 1939-1940 годов.

Великая Отечественная война

Практически в самом начале Второй мировой войны , уже в должности полковника, в ‎конце июля 1941 года, Евгений Николаевич был назначен командованием на должность ‎командира 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й авиабригады ВВС КБФ, ‎оснащенных в основном опытными морскими лётчиками. Данное боевое соединение ‎использовалось в первые дни войны преимущественно в наземных операциях, поскольку ‎армия практически полностью лишилась своих воздушных сил.

Первый бомбовый удар по Берлину.

На вылете

Приняв на себя командование полком, Евгений Николаевич в тоже самое время ‎становится во главе особой группы, организованной из всех пяти авиаэскадрилий 1-го ‎минно-торпедного авиаполка, которая в начале августа 1941 года передислоцировалась на ‎базу, находящуюся тылу противника, а именно на одном из островов ‎Моонзундского архипелага - остров Саарема (Эзель), а поскольку с расположенного на ‎нём аэродрома Кагул, тактический радиус самолётов "ДБ-3ф" обеспечивал возможность ‎нанесения бомбовых ударов по Берлину. При этом до Берлина была возможность долететь ‎не только на предельном радиусе действия авиации. Но данная возможность была только ‎при условии выполнения полётов в темное время дня и только над поверхностью воды.

В связи с этими условиями ночью с 7 на 8 августа 1941 года полковник Е.Н. ‎Преображенский во главе флагманского экипажа принимал участие в нанесении первого ‎бомбового удара по военно-промышленным объектам столицы гитлеровской Германии - ‎Берлина. Авиагруппа под началом Евгения Николаевича в период с августа по сентябрь ‎совершила 52 боевых вылета на столицу Германии, дошли до цели и отбомбились по ‎Берлину экипажи 33-х самолётов.‎ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года полковник ‎Преображенский Евгений Николаевич удостоен звания Героя Советского Союза, с ‎вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Дорогой мой Эрнст! Война с Россией уже стоит нам многих сотен тысяч убитых. Мрачные мысли не оставляют меня. Последнее время ночью к нам прилетают бомбардировщики. Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается... И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно. Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?

Из писем жительниц фашистской Германии своим близким находящимся на фронте:

Всего авиагруппа Евгения Николаевича штурмовала Берлин 10 раз. Лётчики-балтийцы ‎полковника Преображенского свой последний вылет на столицу выполнили 4 сентября ‎‎1941 года, поскольку с захватом войсками Гитлеровской Германии Таллина, вылеты ‎аэродрома стали невозможны. Затем Евгений Николаевич участвует в обороне ‎Ленинграда. Евгений Николаевич Преображенский занимая должность командира полка ‎выполнил лично совершил 70 боевых вылетов, и при этом нанёс большой урон силам ‎агрессора.

С августа 1942 года Е.Н. Преображенский был назначен командованием на должность ‎командира 8-й авиационной бригады ВВС КБФ. Меньше чем через год службы, а точнее с ‎апреля 1943 года до сентября 1944 года выполнял обязанности начальника штаба и с ‎сентября 1944 года по апрель 1945 года являлся исполняющим обязанности ‎командующего ВВС Северного флота.

Тем же апрелем 1945 года был назначен на должность заместителя командующего, спустя ‎‎10 месяцев, в феврале 1946 года, Евгений Николаевич стал командующим ВВС ‎Тихоокеанского флота.

Евгений Николаевич Преображенский во время советско-японской войны, отличился, ‎подготовив и самолично возглавив операцию отряда гидросамолётов в Порт-Артур. ‎Приводнившись в гавани, экипажи высадили десант моряков, которые заняли порт и ‎обезоружили японский военных.

После войны...

По прошествии почти полутора лет, с мая 1947 года Евгений Николаевич ‎Преображенский был назначен командующим ВВС 5-го ВМФ (Тихий океан) , а в феврале ‎‎1950 года генерал-лейтенант авиации Преображенский Е.Н. назначен на должность ‎командующего авиацией ВМФ СССР (с июля 1955 года должность переименовали: ‎заместитель Главнокомандующего ВМФ - командующий авиацией ВМФ; затем в декабре ‎‎1960 года ей вернули прежнее наименование). С мая 1962 года Евгений Николаевич ‎поступил в распоряжении Главнокомандующего ВМФ СССР , а с августа 1962 года был ‎назначен в качестве военного консультанта Группы генеральных инспекторов ‎Министерства обороны СССР.‎

Итоги

Памятник Преображенскому Е.Н.

За свои 54 года жизни Евгений Николаевич Преображенский сумел пройти сложный и нелегкий жизненный путь, воспитать в людях много полезных качеств и ценностей вдохновляя их своим примером. Своим личным участие в сражениях внес большой вклад в победу над фашистской Германией.

Жил Евгений Николаевич Преображенский в Москве.
Умер 29 октября 1963 года, и был ‎похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве где ему был установлен памятник (на ‎участке номер 8).

Оставлено потомкам

В честь этого выдающего человека времен Великой Отечественной войны было сделано ‎следующее:

‎- названы улицы в городах Вологда, Череповец, Кириллов Вологодской области, поселке ‎Сафоново Мурманской области.‎

‎- в родном селе Волкославинское Кирилловского района Вологодской области установлен ‎бюст.‎

‎- имя Евгения Николаевича присвоено самолету Ту-142М Авиабазы Кипелово.‎

‎- был назван 33 ЦБП и ПЛС авиации ВМФ СССР в г. Николаеве.‎

‎- назван пассажирский теплоход, который работал Сухонском речном пароходстве, города ‎Вологда и также принимал участие в съемках фильма «И снова Анискин» в 1978 г.‎

Евгений Николаевич Преображенский (9 июня 1909 - 29 октября 1963) - участник Великой Отечественной войны, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза. Лично командовал флагманским экипажем при первой бомбардировке Берлина летом 1941 года самолётами 8-й авиадивизии дальнего действия.

Биография

Евгений Николаевич Преображенский родился 9 (22) июня 1909 года в селе Волокославинское Новгородской губернии (ныне Кирилловский район Вологодской области) в семье сельских учителей Николая Александровича Преображенского (1882-1941) и Анны Дмитриевны Преображенской, урождённой Деловой (1886-1967). Учился в Череповецком педагогическом техникуме.

В 1927 году по комсомольской путёвке был призван в морскую авиацию.

В 1930 году окончил Севастопольское военно-морское авиационное училище. Служил лётчиком, затем командиром эскадрильи и командиром 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиабригады Балтийского флота.

В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 под командованием Е. Н. Преображенского участвовала в нанесении первого бомбового удара по военно-промышленным объектам Берлина.

После налётов домохозяйки Берлина, уже в самом начале войны, писали своим мужьям на фронт подобные письма:

Всего авиагруппа Е. Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, последний вылет состоялся 4 сентября 1941 года.

С августа 1942 года Е. Н. Преображенский - командир 8-й авиационной бригады ВВС Балтийского флота.

С апреля 1943 года по сентябрь 1944 года - начальник штаба, а с сентября 1944 года по апрель 1945 года - исполняющий обязанности командующего ВВС Северного флота.

С апреля 1945 года Е. Н. Преображенский - заместитель командующего, а с февраля 1946 года - командующий ВВС Тихоокеанского флота.

24 августа 1945 года генерал-лейтенант Е. Н. Преображенский командовал авиавысадкой в Порт-Артуре, лично принимая в ней участие.

С 1950 по 1962 год Е. Н. Преображенский - командующий авиацией ВМФ СССР.

С 1962 года Е. Н. Преображенский был военным консультантом Министерства обороны СССР.

Память

  • Именем Е. Н. Преображенского названы улицы в городах Вологда, Череповец, Кириллов Вологодской области, посёлке Сафоново Мурманской области, городе Пестово Новгородской области.
  • В селе Волкославинское Кирилловского района Вологодской области установлен бюст Е. Н. Преображенского.
  • Имя Е. Н. Преображенского присвоено самолёту Ту-142М авиабазы Кипелово.
  • Именем Е. Н. Преображенского был назван 33-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ СССР в городе Николаеве.
  • Именем Е. Н. Преображенского был назван пассажирский теплоход. Изначально теплоход работал в Сухонском речном пароходстве (Вологда). Участвовал в съемках фильма «И снова Анискин» в 1978 году.