Подготовил: ученик 11 класса КГУ «Кировская средняя школа», Нуринского района, Карагандинской области Сагинтаев Сагингазы

Руководитель: Арнгольд А.В.


Самая большая ценность народа - язык, на котором он говорит и думает. Вся сознательная жизнь, вся история народа проходит через язык.

Прислушаешься к человеку, к тому, как он говорит, - многое поймёшь об этом человеке. Д.С. Лихачёв писал: «Язык человека - это его мировоззрение и его поведение».

Академик РАМН Лихачёв Д.С.


Тема исследования актуальна , потому что в последнее время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не только у одних специалистов в области языка. Проблемы языка давно уже вышли за рамки филологии и встали в ряд с другими общедуховными проблемами общества, речь становится не только средством коммуникации, но и мощным энергетическим зарядом, оказывающим скрытое воздействие на психику человека и весь окружающий мир.





  • проанализировать имеющиеся источники по проблеме сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, выявить значимость понятия «русский литературный язык», «норма языка» для развития культуры речи носителей языка, провести пропаганду соблюдения речевых норм.
  • проанализировать имеющиеся источники по проблеме сохранения чистоты, лексического богатства русского языка,
  • выявить значимость понятия «русский литературный язык», «норма языка» для развития культуры речи носителей языка,
  • провести пропаганду соблюдения речевых норм.






Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).



Многие заимствования совершенно обрусели и не имеют эквивалентов, являясь единственными наименованиями соответствующих реалий (вспомним пушкинское: Но панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет ...).


В разные периоды развития русского литературного языка оценка проникновения в него иноязычных элементов была неоднозначной. Кроме того, с активизацией процесса лексических заимствований обычно усиливается и противодействие ему. Так, Петр I требовал от своих современников писать "как можно вразумительнее", не злоупотребляя нерусскими словами.

Пётр I


М. В. Ломоносов в своей "теории трех штилей", выделяя в составе русской лексики слова различных групп, не оставил места для заимствований из неславянских языков. А создавая русскую научную терминологию, Ломоносов последовательно стремился находить в языке эквиваленты для замены иноязычных терминов, подчас искусственно перенося подобные образования в язык науки.

М.В. Ломоносов


Против засорения русского языка модными в то время французскими словечками выступали и А. П. Сумароков, и Н. И. Новиков.

А.П. Сумароков

Н.И. Новиков


Однако в XIX в. акценты сместились. Представители карамзинской школы, молодые поэты во главе с Пушкиным вынуждены были бороться уже за использование лексических заимствований на русской почве, поскольку они отражали передовые идеи французского просветительства. Не случайно царская цензура вытравляла из языка такие заимствованные слова, как революция, прогресс.

Н.М. Карамзин

А.С. Пушкин



В наше время вопрос о целесообразности использования заимствований связывается с закреплением лексических средств за определенными функциональными стилями речи.

Наблюдается настоящий наплыв англицизмов и часто неправильное их употребление.



Языковые нормы – явление историческое . Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.


Языковая норма - это совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. Но в то же время она не статична, а изменчива во времени.

Не все члены общества восприняли эти реформы положительно. Многие люди высказались за сохранение традиционных языковых норм, являющихся частью национальной культуры.





Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данная разработка предназначена для учащихся 5-6 классов.

Цель: познакомить учащихся с праздником – международный день языка, приобщить к изучению русского языка, его особенностей и многообразия.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес учащихся по отношению к русскому языку;
  • формировать бережное, осознанное отношение к родному языку и другим языкам мира;
  • развивать нравственные качества личности;
  • развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • воспитывать патриотическое отношение к языку и своей Родине.

Оформление:

  • Стенгазета «Русский язык – это максимально интересно»
  • Высказывания о языке
  • Красочное оформление кабинета
  • Музыка

Формы организации внеурочной деятельности : групповая форма. (Ученики 5-6 классов рассаживаются по местам, согласно номерам, которые получили при входе в кабинет, и получается разделение на 3 команды)

Ход мероприятия

Ведущий 1 : Добрый день, друзья! Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается . Ему всего лишь 18 лет. Этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не сможет прожить без воды, так и человек не сможет существовать без языка. С помощью языка мы думаем, передаем свои мысли и чувства, проявляем свое творчество.

Ведущий 2 : В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них служит человеку, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и беречь. Обратимся к тому, как называется наше мероприятие. Как вы его понимаете? (ответы учеников)

Ведущий 1 : У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и, конечно,язык. Это все отличает один народ от другого. Именно это заставляет гордиться принадлежностью к тому или иному языку. А в языке передаются особенности образа жизни самого народа. Поэтому многие из них, даже самые малые, стараются всеми средствами и силами оберегать свой язык, свою гордость.

Ведущий 2 : Сегодня мы с вами, ребята, окунемся в сокровищницы нашего языка, посмотрим, насколько русский язык интересен, удивителен и уникален по своему составу, форме, разнообразию.

Ведущий 1 : Начинаем мы с вами мероприятие с высказываний о русском языке, без которых невозможно обойтись: сегодня отмечается Международный день родного языка . На ваших столах лежат высказывания о русском языке. Ваша задача – подготовить выразительное чтение высказываний, объяснить, что они обозначают. (приложение)

Ведущий 2 : Замечательно, что начали мероприятие с разговора о роли русского языка и о его значимости. Не забывайте об этом, берегите наш язык, выражайте свои мысли красиво и обдуманно.

Ведущий 1 : Итак, мероприятие продолжается конкурсом «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ РЕКОРДЫ».

Не только у людей, но и у слов есть свои рекорды, если подходить к словарному составу языка с количественной точки зрения. Сейчас мы обратимся к ним.

Ведущий 2 : Каждая команда получает интересные вопросы, ответы на которые потребуют смекалки и сообразительности.

Назовите слово, в котором подряд идет три буквы «е». (длинношеее)

Назовите слово с семью буквами «о», идущими не подряд. (толково – словообразовательный)

Назовите слова с шестью буквами «е», идущими не подряд. (перераспределение)

Найдите два слова с четырьмя гласными, идущими друг за другом. (радиоаудитория)

Найдите слова с тремя мягкими знаками. (обольстительность)

Какое самое длинное трехсложное русское слово? (нравственность)

Ведущий 1 : Задание оказалось непростое, но удивительно познавательное, и вы постарались с ним справиться. Переходим к следующему конкурсу-конкурс «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» .

Русский язык несметно богат с точки зрения фольклора пословицами и поговорками. Это и известные нам «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Вам нужно, ребята, завершить пословицу или поговорку, при этом некоторые, наверное, будут неизвестны вам. Ваша задача – логически поразмыслить и назвать правильное завершение пословицы.

Ведущий 2 : Перед вами карточки с заданиями, постарайтесь справиться с ними.

1 команда:

За чужой щекой … (зуб болит)

Еду – не свищу, а наеду… (не спущу)

Чужим умом не … (построишь дом)

Всякому овощу… (свое время)

Грибы ищут – по … (по лесу рыщут)

2 команда:

Не тужи о ржи, только... (мешок держи)

Дело верши, да не … (не спеши)

С книгой жить – век … (не тужить)

Правда глаза колет, правда… (уши дерет)

Щенок лает – от … (от больших слышит)

3 команда:

Май весну венчает, лето … (встречает)

Язык мал, а великим человеком… (ворочает)

Умную голову… (замечают смолоду)

Тесто насыщает, а место… (просвещает)

Горьким лечат, а сладким… (калечат)

Ведущий 1 : Молодцы! Справились и с этим заданием. Переходим к следующему конкурсу – «ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО ЯЗЫКА - СИНОНИМЫ» .

Ведущий 2 : Какое великое множество синонимов мы можем подобрать к словам нашего языка. Возьмем слово «шагать», которое можно употребить как идти, плестись, ступить, переступать. Общий смысл фразы не изменится: изменится лишь ее оттенок звучания, но в то же время мы овладеваем лексическим богатством нашего языка.

Ведущий 1 : Ребята, вам нужно подобрать синонимы к словам первого столбика таблицы, зная, сколько букв содержится в искомом слове.

Слово

Количество букв

Ответ

Сражение

Внешность

Противник

Нелепица

Доблесть

Себялюбие

Гардероб

Раздевалка

Интеллектуал

Нравственность

Антитеза

Противоположение

Ведущий 2: Убедились в том, что русский язык – один из самых богатых языков мира? Его богатство состоит не только из синонимов, но и фразеологизмов. Наш следующий конкурс «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ» .

Ведущий 1 : Дайте толкование фразеологизмам, покажите отличное владение нашим языком.

1 команда:

Блудный сын -

Наделала синица славы –

Почивать на лаврах –

Счастливая планида выпала –

2 команда:

И волки сыты, и овцы целы –

Ода ласточка не делает весны –

Рог изобилия –

Филькина грамота –

3 команда:

Яблоко раздора –

Прописная истина –

Галопом по Европам

Ахиллесова пята –

Ведущий 2 : Молодцы! Знаете, что обозначают эти фразеологизмы. Это говорит о том, что вы интересуетесь развитием нашего языка, мудрыми изречениями людей, ставшими устойчивыми. Пополняйте свой словарный запас, расширяйте кругозор, и тогда станет интереснее и радостнее учиться и жить.

Ведущий 1 : Мой коллега подбодрил вас, а сейчас переходим к загадкам. Конкурс «ЗАГАДКИ» . Сейчас будем зачитывать загадки, а вы называйте правильный ответ.

  1. Хоть на холоде лежат,
    Но от стужи не дрожат.
    Пусть ветра с водой свежи,
    Покрывают пляж …(моржи).
  2. Хвост на месте лежит,
    Голова вокруг бежит. (стрелка часов)
  3. Черный Ивашка,
    Деревянная рубашка,
    Где пробежит,
    Там и след лежит. (карандаш)
  4. Раз пошел я на базар
    И купил там рыжий шар.
    Не веселый – легкий, быстрый,
    А тяжелый и душистый. (апельсин)
  5. Зарплату не получаю,
    А днем и ночью поучаю. (книга)
  6. На доске он мелом пишет,
    Подсказку с задней парты слышит,
    Порой и двойку получает.
    Так кто же маму огорчает? (ученик)
  7. Он воздух очищает,
    Природу защищает. (озон)
  8. Не любитель он молчать,
    Даже может заскучать,
    Если держат за зубами.
    Кто он, догадайтесь сами. (язык)
  9. Долькой маленькою к чаю
    За столом нас угощает. (лимон)
  10. Всех за день я навещу,
    Все, что знаю, растрещу. (сорока)
  11. Скажи, что это за чудак?
    Всегда он носит черный фрак. (пингвин)
  12. Носил мальчик
    Зеленый фонтанчик,
    Стал паном –
    Обзавелся кафтаном. (помидор)

Ведущий 2 :Все молодцы, вспомнили загадки, окунулись в детство. Загадки также говорят о многообразии русского языка, его истоках, могут уходить корнями в глубокую древность.

Ведущий 1 : Теперь поиграем в переводчиков. Конкурс так и называется «ПЕРЕВОДЧИКИ ».

Ведущий 2 : Вы знаете о том, что в русском языке множество слов из других языков мира. Кроме того, вы изучаете иностранные языки, поэтому без особых затруднений сможете определить, из какого языка пришли слова в наш язык.

Ведущий 1 : Называю слова, а вы определяете язык заимствования.

Рулетка (французский язык); анатомия (немецкий язык); видеоклип (английский + латинский); креветка (французский); радио (английский); такси (французский); свитер (английский); пицца (итальянский); интерьер (французский); эволюция (французский); чипсы (английский); фристайл (английский); тостер (английский); пикап (английский).

Ведущий 2: Этот познавательный конкурс был для всех интересным, занимательным, а теперь последнее испытание на сегодняшнем мероприятии. Перед вами ватман с карандашами, фломастерами, гелевыми ручками. Нарисуйте на бумаге красивую зарисовку, посвященную сегодняшней тематике - Международный день родного языка. Не забудьте написать название мероприятия, конечно же, себя изобразите и выразите свое отношение к родному языку.

Ведущий 1 : Замечательные плакаты получились у вас, ребята. Сегодня мы посмотрели на ваши таланты, убедились еще раз в том, что праздники о родном языке нужно и надо проводить ежегодно.

Ведущий 2 : Выражаем благодарность всем, кто пришел на мероприятие, кто принял в нем участие. Завершить хочется словам поэта П.А.Вяземского (что звучали в начале):

Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной.


"Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь" (Из Поучения Владимира Мономаха) ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ


ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ 1. От учтивых слов …… 2. Доброму слову …. 3. Ласковые слова…. 4. Как аукнется….. 5. Каков голосок,…. 6. От пустого слова….. 8. Рана от сабли заживает,…. 9. Доброе слово … Кстати промолчишь, …. 11. Слово пуще …. 12. Пустые речи …… травинка не зеленеет. так и откликнется слаще мёда язык не отсохнет таков и отголосок рана от слова – нет что большое слово молвишь стрелы разит слушать неча а грызня грызёт и кошка рада. опускает саблю


1. От учтивых слов язык не отсохнет. 2. Доброму слову и кошка рада. 3. Ласковые слова слаще мёда 4. Как аукнется, так и откликнется 5. Каков голосок, таков и отголосок. 6. От пустого слова травинка не зеленеет. 7. Рана от сабли заживает, рана от слова – нет. 8. Клевета беззуба, а грызня грызёт. 9. Кстати промолчишь, что большое слово молвишь. 10. Доброе слово опускает саблю, доброе слово режет сталь. 11. Слово пуще стрелы разит. 12. И скажешь - плохо, и не скажешь - плохо. 13. Пустые речи и слушать неча.


Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен. В уста целует, кто отвечает словами верными Язык мудрости








Человеческие качества Их наличие: + / - Описание характера 1. Самостоятельность 2. Ответственность 3. Умение думать не только о себе 4. Доброта 5. Смелость 6. Уверенность в себе несамостоятельны безответственны эгоисты озлобленны трусливы неуверенны в себе





Действуя словом, мы можем управлять жизнью, судьбой. Берегите чувства близких людей, будьте внимательны к своим словам. 1-е место – «Я» 2-е место – «Имя» 3-е место – «Хочу» - желания и интересы человека 4-е место – «Хороший» - осознание и преподнесение своих сильных сторон 5-е место – «Пол» - признание со стороны представителей противоположного пола 6-е место – «Был-Есть-Буду» - уважение к прошлому, принятие настоящего, надежда на будущее. 7-е место – «Имею право» - осознание и заявление своих прав 8-е место – «Должен» - осознание


Хит-парад обидных слов 12 место: « Шаромыжники» - cher ami (дорогой друг). 11 место: «Урода" - по-польски Красота. 10 место: « Идиот» - греческое "Идиотэс" не дурень, а "частное лицо". В языке Византии – мирянин. 9 место: «Олух» произошло от "волоха" (пастух). 8 место: «Болван» – в древнерусском "массивная глыба", " скала". 7 место: "Подлец" в польском языке означало " простой, незнатный человек ". 6 место: «Поганец» (пришло из латыни)– селянин. Деревенский житель. 5 место: «Кретин» (из латыни) - христианин. 4 место: «Скотина" произошло от германского "Скат«, означало "деньги", "богатство", "сокровище". "Сволочами" в древнем русском языке называли людей, которые собрались (то есть сволоклись) в какое-то определенное место. Это слово – однокоренное со словом "волость". 3 место: «Негодяй» - обозначало "рекрут, непригодный к воинской службе ". 2 место: «Зараза". Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза "Какая вы зараза!" означало "Какая вы прелесть, само очарование!" 1 место: «Ряха" не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно " неряха".




СОВЕТЫ ПО ОТКАЗУ ОТ ГРУБЫХ И ОБИДНЫХ СЛОВ 1. Не опускайтесь до уровня хама. 2. Первый способ остановить словесный поток грубияна изменение темпа вашей речи и тембра голоса. 3. Глядите своему собеседнику прямо в глаза. Произносите все слова неторопливо и плавно, нараспев. 4. Вызовите своим поведением удивление у вашего оппонента. 5. Поразите хама, задав ему неожиданный вопрос. 6. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Откажитесь от сквернословия! 7. Чем чаще вы будете тренировать себя разговаривать вежливо и не опускаться до площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.


Как не стать объектом агрессии Не позволяй себя обижать! 1. Не бойся агрессора, держись уверенно. 2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо. 3. Не груби в ответ и не дерись. 4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения: твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение; пошути в ответ; спокойно уйди, (не убегай); обратись за помощью к друзьям или старшим, если не сможешь справиться сам.


Правила класса Мы поддерживаем добрые взаимоотношения. Не поддерживаем агрессора (обидчика). Когда говорят: «Давай подразним вместе!» - каждый из нас отвечает: «Нет!» Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают. Мы не исключаем из игры никого, и это здорово! Мы называем друг друга по имени. Мы уважаем друг друга!


Говорите слова, говорите. Говорите красивые слова, Говорите добрые слова, И чтобы не кружилась голова, А было так тепло и радостно И в будний день, и в праздники Слово ранит, и слово лечит Давайте мир увековечим От добрых слов, красивых слов Лица озаряются.



Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЯЗЫК ЕСТЬ ИСПОВЕДЬ НАРОДА…»

Федорюк Лидия Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»,

г. Комсомольск-на-Амуре

В статье раскрывается первостепенное значение языковой культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся. Знакомство с самобытными культурными ценностями народов, населяющих Россию, способствует формированию не только нравственных ценностей, но и развитию языковой культуры учащихся.

Духовно-нравственное развитие, языковая культура.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. «Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, к родному языку. Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...».

«Язык – душа народа. Язык – это живая плоть… чувства, мысли». Эти слова принадлежат великому поэту-просветителю, реформатору казахского языка Абаю. А русский поэт Пётр Андреевич Вяземский так определил роль языка в духовной жизни народа:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…

Язык – неотъемлемая часть общей культуры народа. Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и духовного уровня каждого. Учащиеся безошибочно подтверждают сказанное о языке пословицами: Язык голову кормит. Без языка и колокол нем. Хромое слово – хромая речь. Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает. Слово пуще стрелы разит.

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух…, её поля, горы и долины… Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа», - эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому. Прочитаем высказывание Эразма Роттердамского, гуманиста эпохи Возрождения, богослова, нидерландского писателя: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия». А вот слова великого Льва Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединит людей, словом можно и разъединить их… Берегись такого слова, которое разъединяет людей». «Как вы думаете, что объединяет все эти высказывания великих людей? К какому неопровержимому выводу приводит нас мудрость, накопленная столетиями лучшими умами человечества?» - задаю такие вопросы своим ученикам. Все ответы сводятся к одному: во все времена язык считался самым главным духовным сокровищем любого народа.

Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка…

Язык – и стар, и вечно нов!

Словами можно смерть предотвратить,

Словами можно мёртвых оживить…

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое. Работая над пословицами и поговорками, предлагаю 6 классу следующее задание: нарисовать портрет народа, но не красками, а пословицами, т.е. указать, какие качества ценятся народом, какие – порицаются. Знакомя одноклассников с казахскими пословицами: алмазный клинок на войне товарищ, доброе слово и на войне, и на пиру товарищ; доброта идёт от сердца, подлость – от силы; стола бедность искупит души щедрость – учащиеся отмечают доброту, благородство, душевную щедрость казахского народа. Азербайджанские учат быть гостеприимными, трепетно относиться к детям, обладать душевной чистотой: дом без гостя – мельница без воды; желание ребёнка сильнее приказа падишаха; все беды человека от его языка; друг смотрит в лицо, а враг – в ноги. К уважению к старшим призывают ингушские и киргизские пословицы: дом, в котором есть старики - богатый дом; будешь почитать отца и мать – узнаешь почёт и от своего сына. Говорят о важности терпения и доброты татарские: дно терпения – чистое золото; драгоценный камень на земле не валяется; есть душа – есть и надежда. Каждый народ говорит на своём языке, но мудрость едина – к такому выводу приходим в конце беседы.

Активные занятия в 5 классе: «Сердечные слова», «Честные слова», «Дружим с добрыми словами», «Подари дело и слово доброе», «Умеем общаться» - дали возможность поговорить о традиции доброго слова. Учащиеся рассуждали о том, как множество добрых слов, завещанных нам предками, способны врачевать и примирять, утешать и согревать, наставлять и спасать. Ребята с большой гордостью называли слова, которые говорят им их родители, отмечая их значимость - они придают человеку уверенность и успокаивают совесть. Слово в обыденной жизни имеет свои правила. О них очень точно написал в книге «Учебник жизни» наш современник, московский священник отец Артемий Владимиров.

«Правило первое: думай, что говоришь. Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом лишь говори. И иногда об этом не пожалеешь.

Правило второе: не говори того, чего не думаешь. Не лукавь, не криви душой. Лучше помолчать, чем сказать неправду.

Правило третье: не всё, что думаешь, говори. Это правило советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Нужно ли ему слышать твоё мнение по этому вопросу? Не выдашь ли ты чужую тайну своим неосторожным словом? Словом, не всё, что думаешь, говори».

При изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина в 8 классе учащиеся успешно исследовали духовные источники вдохновения поэта, а также примерами из произведений великого поэта сумели доказать, что Александр Сергеевич владел русским языком как уникальным инструментом. Наследие Гения учит школьников правильной русской речи (как устной, так и письменной), способствует проявлению её яркой выразительности, пополняет словарный запас, делая ученика более уверенным при общении со взрослыми, прививает вкус к хорошей правильной речи, ибо речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни.

«Берегите наш язык! Наш прекрасный русский язык!.. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»- это завещание блестящего знатока русского языка Ивана Сергеевича Тургенева. Писатель как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении русского языка приобретает столь масштабный характер. Подрастающее поколение уже с трудом воспринимает творения классиков русской литературы, стирает грань между Акуниным и Чеховым, Донцовой и Пушкиным. Вот почему писатели и поэты, публицисты и учёные-лингвисты в своих работах не только призывают к чистоте речи, но и дают практические советы своим читателям. Учащиеся 10 класса делятся своими размышлениями о том, как С.Я.Маршак в статье «Мысли о словах» говорит, что необходимо беречь язык от засорения, помнить, что слова, которыми мы сейчас пользуемся, будут служить многие столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. Особого восхищения заслуживают знаменитые «Письма молодёжи» Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Десятиклассники делятся своими впечатлениями. С глубокой болью говорит о русском языке российский литературовед, отмечая, что люди не следят за чистотой своей речи, засоряют её ненужными словами. А язык, по мнению академика, сплачивает народ, нацию. «…Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно». Таким образом, наш язык – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души и ума.

«Однажды некая знатная особа посетила обитель и нашла, что обитательницы её живут весьма бедно, отказывая себе даже в необходимом. Об этом знатный посетитель с сожалением высказался в беседе с настоятельницей и предложил большое пожертвование на улучшение материального быта сестёр. Но настоятельница возразила:

В ваших сокровищах сёстры этой обители, слава Богу, не нуждаются, так как у каждой из них достаточно своих сокровищ.

Где же эти сокровища?

Эти сокровища они хранят у себя в сердце.

Посетитель задумался, а потом спросил:

Какое же наиболее ценное сокровище у сестёр вашей обители?

Настоятельница отвечала, также подумав:

Самое дорогое сокровище у всякого человека – дар слова. Это отпечаток божественности; это признак того, что имеющий этот дар – существо не земное, а небесное.

Но я заметил, что монахини очень мало пользуются этим даром.

Да, - продолжала Елизавета, - потому что это сокровище. Скажите, что сталось бы с вашим богатством, если бы вы начали без разбора и необдуманно разбрасывать его направо и налево? Что сталось бы с вашим дорогим платьем, которое вы начали бы неосторожно и небрежно надевать во всякую работу и во всякую погоду? Так и дар слова. Если мы будем им пользоваться неосторожно и неразумно, то он скоро потеряет своё значение и всякий смысл. Напротив, когда каждая жемчужина вынимается из сокровищницы с должным вниманием и осторожностью и когда эти жемчужины, этот бисер раздаются нуждающимся с надлежащей рассудительностью – тогда это сокровище имеет великое значение и никогда не истощается».