Термин «эпигенез» был взят Э. Эриксоном из биологии. Согласно эпигенетическому принципу, все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.

По Э. Эриксону, последовательность стадий - результат биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Любой человек проходит все эти стадии, к какой бы культуре он ни принадлежал, все зависит от продолжительности его жизни.

Э. Эриксон принял идеи 3. Фрейда о трехчленной структуре личности, идентифицируя Id с желаниями и мечтаниями, a Super-Ego - с переживаниями долженствования, между которыми человек постоянно колеблется в мыслях и чувствах. Между ними находится «мертвая точка» - Ego, в которой, по Э. Эриксону, мы более всего и являемся самими собой, хотя и менее всего себя осознаем.

Младенческий возраст. Первая стадия: основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности. Особенность модусов состоит в том, что для их функционирования необходим другой объект или человек. В первые дни жизни ребенок «живет и любит через рот», а мать «живет и любит через грудь». В акте кормления ребенок получает первый опыт взаимности: его способность «получать через рот» встречает ответ со стороны матери.

Раннее детство. Вторая стадия: автономность против стыда и сомнений. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает ходить.На этой стадии зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает два противоположных модуса - модус удержания и модус расслабления (отпускания). Общество, придавая особое значение приучению ребенка к опрятности, создает условия для доминирования этих модусов, их отрыва от своего органа и преобразования в такие модальности поведения, как «сохранение» и «уничтожение». Борьба за «сфинктерный контроль» в результате придаваемого ему значения со стороны общества преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение нового, автономного Я.

Дошкольный возраст. Третья стадия: инициативность против чувства вины. Будучи твердо уверенным в том, что он - самому себе принадлежащая персона, ребенок теперь должен выяснить, какой же именно персоной он может стать.

Школьный возраст. Четвертая стадия: трудолюбие против неполноценности. Четвертую стадию развития личности характеризует определенная дремотность инфантильной сексуальности и отсрочка генитальной зрелости, необходимая для того, чтобы будущий взрослый человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности.

Отрочество и юность. Пятая стадия: личностная индивидуальность против ролевого смешения (спутанность идентичности). Пятую стадию характеризует самый глубокий жизненный кризис. К нему приводят три линии развития: 1) бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); 2) озабоченность тем, как подросток выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

Молодость. Шестая стадия: близость против одиночества. Преодоление кризиса и становление эго-идентичности позволяет молодым людям перейти на шестую стадию, содержание которой - поиск спутника жизни, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Теперь молодой человек не боится утраты Я и обезличивания, он способен «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с другими».

Зрелость. Седьмая стадия: производительность (генеративность) против застоя. Эту стадию можно назвать центральной на взрослом этапе жизненного пути человека. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода), как главные положительные характеристики личности на этой стадии, реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего Я, и это приводит к личностному обогащению. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Старость. Восьмая стадия: целостность личности против отчаяния. Обретя жизненный опыт, обогащенный заботой об окружающих людях, и в первую очередь о детях, творческими взлетами и падениями, человек может обрести интегративность - завоевание всех семи предшествующих стадий развития. Э. Эриксон выделяет несколько ее характеристик: 1) все возрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности; 2) постнар-цисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются; 3) приятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; 4) новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; 5) товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий.

Эпигенетическая теория Эриксона представляет собой восьмиэтапную концепцию, которая описывает, как личность развивается и изменяется на протяжении всей жизни. Это совокупность взглядов, объясняющих природу формирования индивида с момента его зачатия и вплоть до старости. Она повлияла на понимание того, как дети развиваются в детстве и в дальнейшей жизни.

По мере того как каждый человек продвигается в социальной среде, от младенчества до смерти, он сталкивается с различными проблемами, которые бывают преодолены или могут привести к трудностям. Хотя каждый этап основывается на опыте более ранних стадий, Эриксон не верил, что овладение каждым периодом необходимо для того, чтобы перейти к следующему. Как и другие теоретики подобных идей, ученый полагал, что эти ступени произошли в предопределенном порядке. Такое действие стало известно, как эпигенетический принцип.

Схожие принципы

Эпигенетическая теория Эриксона имеет некоторые сходства с работой Фрейда о психосексуальной стадии, но с некоторыми ключевыми отличиями. Его учитель сосредоточился на влиянии Ид (Оно). Фрейд полагал, что личность во многом сформировалась к тому моменту, когда ребенку исполнилось пять лет, в то время как личность Эриксона охватывает всю продолжительность жизни.

Другое важное отличие состоит в том, что, хотя Фрейд подчеркивал важность детских переживаний и бессознательных желаний, его последователь уделял больше внимания роли социальных и культурных влияний.

Разбор частей теории

Есть три ключевых компонента эпигенетической теории Эриксона:

  1. Эго-идентичность. Постоянно меняющееся чувство себя, которое возникает благодаря социальным взаимодействиям и опыту.
  2. Сила эго. Это развивается, когда люди успешно справляются с каждой стадией развития.
  3. Конфликт. На каждом этапе формирования люди сталкиваются с каким-то типом разногласий, который служит поворотным моментом в процессе последовательного продвижения.

Этап 1: доверие против недоверия

Мир безопасен и предсказуем, опасен и хаотичен. В эпигенетической теории Эриксона указано, что первая стадия психосоциального развития была сосредоточена на ответах, на эти важные вопросы.

Младенец входит в мир совершенно беспомощным и зависимым от попечителей. Эриксон считал, что в течение этих первых двух критических лет жизни важно, чтобы кроха узнал, что родителям (опекунам) можно доверять в удовлетворении всех потребностей. Когда о ребенке заботятся и его или ее нужды обеспечиваются должным образом, он развивает чувство, что миру можно доверять.

Что происходит, если малышом пренебрегают или его, или ее потребности не удовлетворяются с какой-либо реальной последовательностью. При таком сценарии у него может развиться чувство недоверия к миру. Он может ощущаться как непредсказуемое место, и люди, которые должны любить и заботиться о ребенке, не могут быть надежными.

Некоторые важные вещи, которые следует помнить о стадии доверия и недоверия:

  1. Если этот этап завершен успешно, ребенок появится с добродетелью надежды.
  2. Даже когда возникают проблемы, человек с таким качеством будет чувствовать, что он может обратиться к любимым за поддержкой и заботой.
  3. Те, кто не сможет обрести эту добродетель, будут испытывать страх. Когда возникает кризис, они могут чувствовать себя безнадежно, тревожно и неуверенно.

Этап 2: автономия против стыда и сомнения

Согласно следующему утверждению в эпигенетической теории Э. Эриксона, по мере того как младенцы вступают в детские годы, они становятся все более независимыми. Не только начинают ходить самостоятельно, но и осваивают процессы выполнения ряда действий. Дети часто хотят делать больше выбора в отношении вещей, которые влияют на их жизнь, отдают предпочтение каким-либо продуктам и видам одежды.

Эти действия не только играют важную роль в становлении более независимым человеком, они также помогают определить, развивают ли личности чувство автономии или сомнения в отношении своих способностей. Те, кто успешно пройдут этот этап психосоциального формирования, проявят силу воли или чувство в том, что они могут предпринять значимые действия, которые повлияют на происходящее с ними.

Дети, которые развивают эту автономию, будут чувствовать себя уверенно и комфортно в внутри себя. Воспитатели могут помочь малышам добиться успеха на этой стадии, поощряя выбор, позволяя им принимать решения и поддерживая эту возросшую независимость.

Какие действия могут привести к неудаче на этой ступени, вопрос интересный. Родители, которые слишком критичны, которые не позволяют своим детям делать выбор, или которые слишком контролируют, могут способствовать стыду и сомнению. Индивиды, как правило, выходят из этой стадии без чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах, они могут стать чрезмерно зависимыми от других.

Некоторые важные вещи, которые нужно помнить о этапах автономии и стыда, и сомнения:

  1. Этот период помогает установить курс для дальнейшего развития.
  2. У детей, которые преуспеют в это время взросления, будет большее чувство собственной независимости.
  3. Те, которые ведут усиленную борьбу, могут чувствовать стыд за свои усердие и способности.

Этап 3: инициатива против вины

Третья стадия эпигенетической теории Э. Эриксона связана с развитием у детей чувства инициативности. С этого момента сверстники становятся более важными, так как маленькие личности начинают больше общаться с ними в их окрестностях или в классе. Дети начинают больше притворяться, что играют в игры и общаются, часто придумывая забавы и планируя занятия с подобными себе.

На этом этапе эпигенетической теории развития Эриксона для личности важно выносить суждения и планировать свои действия. Дети также начинают отстаивать больше власти и контроля над окружающим их миром. В этот период родители и опекуны должны побуждать их исследовать, а также принимать соответствующие решения.

Важные моменты об инициативе против чувства вины:

  1. Дети, которые успешно справляются с этой стадией, проявляют инициативу, а те, кто этого не делает, могут испытывать чувство вины.
  2. Добродетель в центре этой ступени — цель, или чувство, что они имеют контроль и власть над некоторыми вещами в мире.

Этап 4: окружение против неполноценности

В школьные годы до подросткового возраста дети вступают в психосоциальную стадию, которую Эриксон в эпигенетической теории развития называет «окружение против неполноценности». В это время они сосредоточены на развитии чувства компетентности. Не удивительно, что школа играет важную роль на этом этапе развития.

По мере взросления дети приобретают способность решать все более сложные задачи. Они также заинтересованы в том, чтобы стать искусными и опытными в различных делах, у них раскрываются склонности в изучении новых навыков и решении задач. В идеале дети получат поддержку и похвалу за выполнение различных занятий, таких как рисование, чтение и письмо. Получая это позитивное внимание и подкрепление, подрастающие личности начинают формировать уверенность в себе, необходимую для достижения успеха.

Так что же происходит, если дети не получают похвалы и внимания от других за освоение чего- то нового, вопрос очевидный. Эриксон в эпигенетической теории личности считал, что неспособность овладеть этой стадией развития в итоге приведет к чувству неполноценности и неуверенности в собственных силах. Основная добродетель, возникающая в результате успешного завершения этой психосоциальной ступени, известна как компетентность.

Основы психосоциального развития в зависимости от отрасли:

  1. Поддержка и поощрение детей помогает им осваивать новые навыки, приобретая при этом чувство компетентности.
  2. У детей, которые борются на этом этапе, могут возникнуть проблемы с уверенностью в себе, когда они станут старше.

Этап 5: идентичность и ролевая путаница

Любой, кто ясно помнит бурные подростковые годы, может, вероятно, сразу понять стадию эпигенетической теории личности Эриксона в противовес роли и текущим событиям. На этом этапе подростки начинают изучать основной вопрос: «Кто я?». Они сосредоточены на изучении чувства себя, выяснения того, во что они верят, кто они и кем хотят стать.

В эпигенетической теории развития Эриксон выразил свое мнение в том, что формирование личной идентичности является одним из важнейших этапов жизни. Прогресс в ощущении себя служит своего рода компасом, который помогает направлять каждого человека на протяжении всей его или ее жизни. Что же нужно, чтобы развить хорошую индивидуальность, вопрос, который беспокоит многих. Требуется способность исследовать, которую нужно подпитывать поддержкой и любовью. Дети часто проходят разные фазы и исследуют различные способы самовыражения.

Важное в стадии идентичности и путаницы:

  1. Те, кому позволено пройти это личное исследование и успешно овладеть этой стадией, появляются с сильным чувством независимости, личного участия и ощущением себя.
  2. Кто не в состоянии завершить эту ступень формирования, часто вступают во взрослую жизнь, смущенные тем - кто они на самом деле и чего они хотят от себя.

Основная добродетель, которая появляется после успешного завершения этой стадии, известна как верность.

Этап 6: близость против изоляции

Любовь и романтика являются одними из главных забот многих молодых людей, поэтому неудивительно, что шестая стадия эпигенетической теория личности Э. Эриксона сосредоточена именно на этой теме. Такой период начинается примерно с 18 и 19 лет и продолжается до 40 лет. Центральная тема этой стадии сосредоточена на формировании любовных, длительных и поддерживающих отношений с другими людьми. Эриксон полагал, что чувство самостоятельности, которое установилось на этапе смешения идентичности и роли, играет жизненно важное значение в способности устанавливать крепкие и любящие отношения.

Успех в этот период развития приводит к прочным связям с другими, в то время как неудача может привести к чувству изоляции и одиночества.

Основная добродетель на этой стадии в эпигенетической теории личности Э. Эриксона — это любовь.

Этап 7: производительность против стагнации

Более поздние годы взрослой жизни отмечены необходимостью создать что-то, что будет продолжаться и после ухода человека. По сути, люди начинают чувствовать необходимость оставить какой-то прочный след в мире. Это может включать воспитание детей, заботу о других или оказание какого-либо положительного воздействия на общество. Карьера, семья, церковные группы, социальные организации и другие вещи могут способствовать чувству выполненного долга и гордости.

Важные моменты, которые следует помнить в эпигенетической направленности теории Эриксона:

  1. Те, кто овладевают этой стадией развития, представляют себя с чувством, что они оказали значительное и ценное влияние на окружающий их мир и развивают основную добродетель, которую Эриксон называл заботой.
  2. Люди, которые не справляются с этой задачей эффективно, могут чувствовать себя не вовлеченными, непродуктивными и даже отрезанными от мира.

Этап 8: честность против отчаяния

Финальную ступень эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона кратко можно описать в нескольких ключевых моментах. Длится она примерно с 65 лет и до конца жизни человека. Это, может быть, последний его этап, но все же важный. Именно в это время люди начинают размышлять о том, как они прошли свой жизненный путь, большинство из них спрашивают себя: «А хорошую ли жизнь прожил я?» Личности, которые вспоминают о важных событиях с гордостью и достоинством, будут чувствовать себя удовлетворенными, в то время как те, кто смотрит назад с сожалением испытают горечь или даже отчаяние.

Основные моменты в стадии психосоциального развития в духе целостности и отчаяния:

  1. Люди, успешно прошедшие последнюю стадию жизни, являют себя с чувством мудрости и понимают, что прожили достойную и значимую жизнь, даже несмотря на то, что им придется столкнуться со смертью.
  2. Те, кто растратил годы впустую, и они лишены смысла, будут испытывать грусть, гнев и сожаление.

Описание значения

Психосоциальная теория Эриксона широко и высоко ценится. Как и в любой концепции, у нее есть критики, но в целом она считается фундаментально значимой. Эриксон был психоаналитиком, а также гуманистом. Таким образом, его теория полезна далеко за пределами психоанализа — она ​​является существенной для любого изучения, связанного с личным осознанием и развитием — себя или других.

Если рассматривать эпигенетическую теорию развития личности Эриксона кратко, то можно обнаружить заметный, но не значительный, фрейдистский элемент. Поклонники Фрейда сочтут это влияние полезным. Люди, которые несогласны с ним, и особенно его психосексуальной теорией, могут игнорировать фрейдистский аспект и все же находить идеи Эриксона лучшими. Его совокупность взглядов стоит особняком и не зависит от понятий его учителя и ценится за надежность и актуальность.

Помимо фрейдовского психоанализа, Эриксон разработал собственную теорию в основном из своих обширных практических полевых исследований, сначала с сообществами коренных американцев, а затем также из своей работы по клинической терапии, связанной с ведущими психиатрическими центрами и университетами. Он активно и скрупулезно проводил свою работу с конца 1940-х до 1990-х годов.

Разработка основных положений

Если рассматривать кратко эпигенетическую теорию развития Э. Эриксона можно выделить ключевые моменты, повлиявшие на дальнейшее становление этого учения. Концепция решительно включила культурные и социальные аспекты в биологическую и сексуально ориентированную идею Фрейда.

Эриксон смог сделать это благодаря его сильному интересу и состраданию к людям, особенно молодым, а также благодаря тому, что его исследования проводились в обществах, далеких от более загадочного мира кушетки психоаналитика, что по существу было подходом Фрейда.

Это помогает восьмиэтапной концепции Эриксона стать чрезвычайно мощной моделью. Она очень доступна и, очевидно, актуальна для современной жизни с нескольких точек зрения, для понимания и объяснения того, как личность и поведение развиваются в людях. Таким образом, принципы Эриксона имеют огромное значение в обучении, воспитании детей, самосознании, управлении и разрешении конфликтов и в целом, для понимания себя и других.

Основы для появления будущей модели

И Эриксон, и его жена Джоан, которые сотрудничали как психоаналитики и писатели, страстно интересовались развитием детства и его влиянием на общество взрослых. Его работа актуальна так же, как когда он впервые изложил свою оригинальную теорию, фактически учитывая современное давление на общество, семью, отношения и стремление к личному становлению и реализации. Его идеи, вероятно, более актуальны, чем когда-либо.

Изучая кратко эпигенетическую теорию Э. Эриксона, можно отметить утверждения ученого о том, что люди испытывают восемь стадий психосоциального кризиса, которые существенно влияют на развитие и личность каждого человека. Джоан Эриксон описала девятую стадию после смерти Эрика, но на восьмиступенчатую модель чаще всего ссылаются и рассматривают как стандарт. (Работа Джоан Эриксон над «девятой стадией» появляется в ее редакции 1996 года «Завершенный жизненный цикл: обзор».). Ее труд не рассматривается как канонический при изучении проблем с развитием человека и его личности.

Появление термина

Эпигенетическая теория Эрика Эриксона относится к «психосоциальному кризису» (или психосоциальным кризисам, являющимся множественным числом). Этот термин является продолжением использования Зигмундом Фрейдом слова «кризис», который представляет собой внутренний эмоциональный конфликт. Можно описать этот вид разногласия как внутреннюю борьбу или вызов, с которым человек должен договориться и иметь дело, чтобы расти и развиваться.

«Психосоциальный» термин Эриксона происходит от двух исходных слов, а именно - "психологический" (или корня, «психо», относящихся к уму, мозгу, личности.) и "социальный" (внешние отношения и окружение). Изредка можно увидеть понятие расширенное до биопсихосоциального, в котором "био" относится к жизни, как к биологическому.

Создание этапов

Рассматривая кратко эпигенетическую теорию Эриксона можно определить преобразование структуры его научного труда для оценки личности. Успешное прохождение через каждый кризис предполагает достижение здорового соотношения или баланса между двумя противоположными диспозициями.

Например, здоровый подход на первой стадии формирования (доверие против недоверия) можно охарактеризовать как переживание и рост через кризис "Доверие» (людей, жизни и будущего развития), а также прохождение и развитие подходящей способности для «Недоверия», где это уместно, чтобы не быть безнадежно нереалистичным или легковерным.

Или переживать и расти на второй стадии (автономия против стыда и сомнения), чтобы быть, по сути, «Автономным» (быть собственной личностью, а не бессмысленным или трепетным последователем), но обладать достаточной способностью для «Стыда и Сомнения», чтобы обрести свободомыслие и независимость, а также этичность, внимательность и ответственность.

Эриксон назвал эти успешные сбалансированные результаты «Основными добродетелями» или «Основными преимуществами». Он определил одно конкретное слово, которое представляет их силу, приобретенную на каждом этапе, что обычно встречается в диаграммах психоаналитика и письменной теории, а также в других объяснениях его работы.

Эриксон также определил второе поддерживающее слово «сила» на каждой стадии, которое наряду с основной добродетелью подчеркивало здоровый результат на каждой ступени и помогало передать простое значение в резюме и диаграммах. Примерами основных достоинств и поддерживающих сильных слов являются «Надежда и стремление» (с первого этапа доверие против недоверия) и «Сила воли и самоконтроль» (со второго этапа автономия против стыда и сомнения).

Ученый использовал слово «достижения» в контексте успешных результатов, потому что оно подразумевало получение чего-то четкого и постоянного. Психосоциальное развитие не является завершенным и необратимым: любой предыдущий кризис может эффективно вернуться к любому, хотя и в другом облике, с успешными или неудачными результатами. Возможно, это помогает объяснить, как преуспевающие могут падать от благодати и как безнадежные неудачники могут в итоге достичь великих целей. Никто не должен успокаиваться, и у всех есть надежда.

Развитие системы

Позже в своей жизни ученый стремился предостеречь от интерпретации своего труда в «шкале достижений», в которой стадии кризиса представляют собой единственное безопасное достижение или цель крайнего «позитивного» варианта, обеспеченного раз и навсегда. Это исключило бы ряд возможных ошибок с оценкой личности.

Э. Эриксон в эпигенетической теории с возрастными периодами отметил, что ни на одной стадии не может быть достигнуто добро, которое непроницаемо для новых конфликтов, и что верить в это опасно и неуместно.

Этапы кризиса не являются четко определенными шагами. Элементы имеют тенденцию перекрываться и смешиваться от одной ступени к другой и к предыдущим. Это широкая основа и концепция, а не математическая формула, которая точно воспроизводит всех людей и ситуации.

Эриксон в эпигенетической теории развития личности стремился указать, что переход между этапами перекрывается. Кризисные периоды соединяются друг с другом как переплетенные пальцы, а не как ряд аккуратно сложенных коробок. Люди не просыпаются внезапно однажды утром и не вступают в новую жизненную стадию. Изменения не происходят в регламентированных четких шагах. Они градуированные, смешанные и органические. В этом отношении ощущение модели аналогично другим гибким рамкам человеческого развития (например, «Цикл скорби» Элизабет Кюблер-Росс и «Иерархия потребностей Маслоу»).

Когда человек безуспешно проходит через стадию психосоциального кризиса, у него развивается тенденция к той или иной из противоборствующих сил (либо к синтонической, либо к дистонической, на языке Эриксона), которая затем становится поведенческой тенденцией или даже психической проблемой. Грубо говоря, можно назвать это «багажом» знаний.

Эриксон подчеркнул значение и "взаимности" и «порождаемости» в своей теории. Условия связаны между собой. Взаимность отражает влияние поколений друг на друга, особенно в семьях между родителями, детьми и внуками. Каждый потенциально влияет на опыт других, проходя через различные стадии кризиса. Генеративность, фактически названное расположение в пределах одной из стадий кризиса (генеративность против застоя, стадия седьмая), отражает значительную взаимосвязь между взрослыми и наилучшими интересами личностей — собственных детей и в некотором роде всех остальных, и даже следующего поколения.

Влияние родословной и семьи

Эпигенетическая теория Эриксона с возрастными периодами отмечает, что поколения влияют друг на друга. Очевидно, что родитель формирует своим примером психосоциальное развитие ребенка, но, в свою очередь, его личностный рост зависит от опыта общения с чадом и создаваемого давления. То же можно сказать в отношении бабушек и дедушек. Опять же, это помогает объяснить, почему, будучи родителями (или учителями, или братьями и сестрами, или бабушкой и дедушкой), люди изо всех сил стараются хорошо справиться с молодым человеком, чтобы решить свои эмоциональные проблемы.

Психосоциальные стадии эпигенетической теории Эриксона четко разграничивают наступления новых периодов. Однако в зависимости от самого индивидуума их срок может различаться. В некотором смысле развитие действительно достигает пика на седьмом этапе, так как на восьмом речь идет больше об оценке и о том, как человек использовал жизнь. Перспектива дарить и вносить позитивные изменения для будущих поколений перекликается с гуманитарной философией ученого, и именно это, возможно, больше, чем что-либо еще, позволило ему разработать такую ​​мощную концепцию.

Подводя итог

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ознаменовала собой существенное отличие от многих более ранних идей в том, что она была сосредоточена на поэтапном развитии, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни. Сегодня многие психологи предпочитают концепции, которые менее сфокусированы на наборе заранее определенных ступеней, и признают, что индивидуальные различия и переживания часто означают, что развитие может заметно отличаться от одного человека к другому.

Некоторая критика теории Эриксона заключается в том, что она мало говорит о первопричинах каждого кризиса формирования. Он также имеет тенденцию быть несколько расплывчатым в отношении различий между событиями, которые отмечают разницу между успехом и провалом на каждом этапе. Кроме того, в теории отсутствует какой-либо объектный способ определения того, прошел ли человек конкретную стадию развития.

Введение

Эрик Эриксон (1902 - 1994) - один из выдающихся эго-психологов XX века, постфрейдист. Его интересовало эго и его адаптивные способности в развитии индивидуума. Э. Эриксон многое позаимствовал из теорий своих предшественников в психоанализе, и, оставаясь в рамках психоаналитической традиции, он разработал свою периодизацию развития личности, свою психоаналитическую концепцию детства.

«Детство и общество» - его первая книга, опубликованная Эриксоном в 1950 году (переиздана в 1963 году). Ее появление обязано практике психоанализа, как отметил в ней автор. В основном в данной книге рассматриваются связь детства и социальной жизни, Эриксон приводит исследования детства у двух племен африканских индейцев сиу и юрок, он говорит о развитии ЭГО, кризисах, конфликтах и рассматривает юность и идентичность.

О своей книге Эриксон говорит как о «концептуальных путевых заметках», он подчеркивает, что это - книга об исторических процессах «Детство и общество» пользовалась популярностью, и именно благодаря данной книге он был признан ведущим представителем эго-психологии.

Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона

Теория психосоциального, или как еще называют эпигенетического развития, возникла из психоанализа.

Эриксон полагает, что человек в течение всей своей жизни проходит через несколько стадий, универсальных для всего человечества. Раскрытие данных стадий регулируется с помощью эпигенетического принципа созревания. Под эпигенетическим принципом Э. Эриксон подразумевает, во-первых, что личность развивается постепенно, осуществляется переход от ступени к ступени благодаря желанию личности развиваться и двигаться вперед, а, во-вторых, общество, как считает Эриксон, устроено таким образом, что развитие социальных возможностей человека всегда одобряется обществом, оно старается сохранять и поддерживать данную тенденцию.

В своей первой книге «Детство и общество» Э. Эриксон делит всю жизнь человека на «восемь возрастов человека», то есть на стадии психосоциального развития эго. Э. Эриксон утверждает, что стадии - это исход эпигенетического раскрывающегося определенного «плана личности», который передаются генетически.

Эпигенетический принцип, равно как и эпигенетическая концепция развития заключается в том, что каждая стадия жизни человека, его определенного цикла жизни, наступает в определенный для нее момент, или как говорит Эриксон - в «критический период». Не менее важным является и то, что только путем последовательного прохождения в своем развитии таких критических периодов, личность полноценно формируется. Нужно подчеркнуть, что каждая стадия сопровождается определенным для того возраста психологическим кризисом и особой задачей развития. Каждая задача развития, которая выдвигается обществом, заключается в определенном соотношении между двумя крайними полюсами. Результат борьбы и есть развитие личности. При достижении равновесия можно говорить о приобретении новой формы эго-идентичности. При этом решение задач сводится к зависит от достигнутого уровня развития самого индивида.

Хотелось бы остановиться и чуть подробнее поговорить о каждой из восьми стадий психосексуального развития.

Первая стадия (I) - Орально-респираторно-сенсорная, как называет ее Э. Эриксон. Но общепринято называть ее орально-сенсорной стадией. Она состоит из двух фаз, подобно З. Фрейду, но Э. Эриксон вторую фазу в своей книге обозначает Второй стадией (II),которая имеет иной, в отличие от первой стадии, модус.

Понятие модус органа Э. Эриксон трактует подобно З. Фрейду - как зону концентрации сексуальной энергии, но в отличие от него, Э. Эриксону важен не столько сам орган, сколько его направленность функционирования. Например, если в младенческом возрасте эрогенная зона - это рот ребенка, то Фрейд рассматривает лишь саму эрогенную зону, т.е. рот, а Э. Эриксон способность получать (toget)через рот.

Теперь, мы можем подробнее рассмотреть данную стадию. Как было сказано выше, она состоит из двух фаз (стадий I иII):

В первой фазе (I стадии) данной стадии рассматривается эрогенной зоной орган - рот, он же формирует определенный модус развития, а именно доминирующие качества личности.Модальностью рта определяется сосание, то есть получение (toget) через рот пищи. Получение - это первая социальная модальность младенца, которую он постигает в жизни. Оптимальная совокупная ситуация, которая подразумевает готовность малыша получать то, что дают, заключается во взаимном регулировании малыша с матерью, которая позволит ему развивать способы получать по мере ее развития способов давать. За такую координацию для малыша высшая награда либидального удовольствия - удовольствие «оральное». Как пишет Э. Эриксон, - «По-видимому, рот и сосок - всего лишь центры общей ауры сердечного тепла и взаимности, которой наслаждаются и на которую отзываются релаксацией не только эти центральные органы, но и оба целых организма».

На этой стадии младенец живет и любит только посредством рта, а мать посредством своей груди. Господствующим модусом органа на данной стадии является первый из пяти - «инкорпоративный 1», при этом нельзя отвергать наличие других 4-х модусов («инкорпоративный 2», «ретентивный», «элиминативный», «интрузивный»), ведь для функционирования каких-либо телесных зон с впускно-выпускными отверстиями необходимо наличие всех модусов во вспомогательных ролях.

Как считает Э. Эриксон, младенец, получая то, что дают, и, научаясь заставлять другого делать то, чего бы ему хотелось, развивает ту необходимую основу своего эго, чтобы потом стать тем, кто дает. Этого можно достичь только посредством взаимной релаксации. Если этого не происходит, то ситуация взаимного регулирования распадается на попытки контролировать друг друга путем принуждения или фантазии, а в данном случае, младенец будет стараться получить то, чего не дополучил главным на тот момент стадии образом - сосанием, и делать он будет это посредством своей беспорядочной активности.

Во второй фазе (II стадии; возраст: Рождение - 1 год) главным органом так же является рот, но в качестве модальности выступает уже кусание, а не сосание, это происходит в связи с тем, что у ребенка режутся зубы. Социальной модальностью в данной фазе является взятие (taking) и удерживание (holdingonto) разных предметов. Модусом органа является 2-й модус «инкорпоративный 2». На данной стадии ребенок должен совершенствовать механизмы схватывания, исследования, а также присваивания всего, что будет находиться в пределах его досягаемости. Такое совершенствование происходит по мере того, как он научается перекатываться со спинки на животик, менять позы, приподниматься и садиться в своей кроватке. Однако именно в этом периоде появляются в жизни ребенка «добро» и «зло», конечно же, если прежде базисное доверие не было затронуто на первой стадии. Даже самое доброжелательное окружение, как говорит Э. Эриксон, не убережет ребенка от травматического изменения. Здесь сталкивается развитие импульсов и механизмов хватания, прорезывание зубов с возможным процессом отнятия от груди и отделения от матери. Как утверждает Э. Эриксон, момент отлучения от груди из-за кусания может быть началом разделенности, когда гнев ребенка, обращенный на зубы, мучающие его, направленный против лишающей груди матери сливается вместе с яростью, вызываемой бессилием своего собственного тела, и ведут к переживаю (садомазохистского характера) - сильного смятения, которое оставляет после себя ощущение, что когда - то давно человек разрушил единство с материнской средой.

Поэтому при внезапном отнятии от груди ребенка, мать должна компенсировать это своей эмоциональной поддержкой, успокаивающим присутствием, нежностью и лаской. При утрате любви матери ребенок же идет по пути младенческой депрессии или хроническому состоянию печали, который придаст всей будущей его жизни депрессивный оттенок.

На данной стадии возникает конфликт «базисное доверие против базисного недоверия», и в зависимости от того, в пользу какого из полюсов он разрешается, определяется особая задача развития, вследствие которой, у младенца зарождаются базисные чувства доверия или же недоверия к себе и миру.

Вторая стадия (III стадия; возраст:1-3 года), или третья стадия по Э. Эриксону называется анально-уретрально-мышечная (общепринято, как и анально-мышечная). Эрогенной зоной данной стадии являются выделительные органы, которые имеют свою модальность - опорожнение кишечника и мочевого пузыря, от чего дети получают удовольствия на данном этапе. Также на данном этапе развиваются новые социальные модальности - отпускание (lettinggo) и удержание (holdingon). Благодаря развитию мышечной системы и более регулярному стулу, ребенку становится доступным способность произвольного расслабления, выталкивания и удержания и их чередования по желанию. Анальная зона является модальной зоной двух модусов, конфликтующих между собой, которые впоследствии должны сменять друг друга. Модусы органа - «ретентивный» и «элиминативный». В этом возрасте дети то хранят или прячут различные предметы, то выкидывают их от себя, все это объясняется ретентивно-эмилинативными модусами.

Если ребенка на данном этапе его развития лишать возможности расслабленно и без принуждения удовлетворять свою потребность, то он будет искать удовлетворения и контроля, регрессируя, либо фальшиво прогрессируя, поскольку будет чувствовать себя лишенным власти в своем теле и бессильным во внешнем мире.

В данной стадии возникает второй конфликт, в котором автономия борется против стыда и сомнения. Для того, чтобы конфликт этой стадии развернулся в положительную сторону, младенец должен чувствовать, что его базисное доверие не находится под угрозой. В зависимости от того, в чью пользу разрешается конфликт, определяется его задача развития, вследствие которой, младенец может приобрести такие качества, как независимость и самостоятельность, либо стыда и сомнения в своих действиях.

Третья стадия (IV стадия по Э. Эриксону; возраст:3-6 лет) называется локомоторно-генитальная. Эрогенная зона - это гениталии. Модальностью является интерес к гениталиям обоих полов. Появляется новая социальная модальность «делания» («maling»), имеются в виду такие занятия, которые принесут выгоду, преимущество и др., т.е. занятия, приносящие личностный успех. В данной стадии господствует модус органа «интрузивный». Именно он служит признаком фантазий и «подобных» активностей. Все они заключаются в интрузии (вторжении) в другие тела, например, посредством напористого и агрессивного говорения производится вторжение в умы и уши других людей. В данной стадии мальчики сталкиваются с пониманием того, что в половой сфере он уступает родителям. Некоторые следствия такого понимания составляют эдипов комплекс, который был описан З. Фрейдом. Девочки же сталкиваются с пониманием того, что у них нет пениса, как у мальчиков, поэтому они становятся не в состоянии поддерживать мечты о сексуальном равенстве. Что касается социальной модальности, то у мальчиков акцент на «делании» фаллически-интрузивными способами сохраняется, а у девочек он смещается к «деланию» с помощью приставания и провоцирования, либо делая себя привлекательной. В данном случае ребенок развивает в себе инициативу.

Однако «Эдиповы» желания ведут к смутным фантазиям, которые граничат с насилием и убийством, следствием чего является глубокое чувство вины. Данная ситуация предполагает, что происходит разрешение третьего конфликта - конфликта между инициативой и чувством вины. На этом заканчивается теория инфантильной сексуальности.

Четвертую стадию (V стадия по Э. Эриксону; возраст:6-12 лет) Э. Эриксон называет периодом психосексуального моратория, также эта стадия известна в психоанализе как латентная. Тут имеет место рудиментарный генеративный модус. С наступлением латентного периода развитый ребенок забывает или сублимирует потребность «делания» и учится заниматься полезным трудом и ищет признания. Можно сказать про этот период - «дремлющая сексуальность». Опасность стадии заключается в чувствах неполноценности и неадекватности. Как говорит Э. Эриксон, - «ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность»

В Латентной стадии ищет решения следующий конфликт - конфликт трудолюбия против чувства неполноценности, в связи с чем, решается задача развития.

Пятая стадия (Возраст:12-19 лет)- Подростковая. Главное событие нормально развивающейся личности ребенка - установление эго-идентичности или интеграции, которая представляет собой накопленный опыт возможности эго интегрировать все идентификации с проблемами либидо. Таким образом «чувство идентичности эго - есть уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе «карьеры»» (Э. Эриксон, с.250). Другими словами подросток осознает образ его «Я», а также свое место в мире, он четко представляет, кем он является. Но существует опасность смешения ролей, не редко бывает сомнение в половой идентичности, но чаще подростков беспокоит неспособность понять свою профессиональную идентичность.

Тут подростку необходимо решить все свои старые задачи и обрести целостность личности. Поэтому конфликтом данной стадии является борьба между идентичностью и смешением ролей. Вследствие чего, задачей становится осознание себя и своего места в мире, а отрицательным полюсом является неуверенность в осознании собственного «Я»

Шестая стадия (Возраст:20-25 лет)называется Ранняя зрелость (или Молодость). Как пишет Э. Эриксон в своей монографии, - «Новоиспеченный взрослый, появившийся в результате поисков и упорного отстаивания собственной идентичности, полон желания и готов слить свою идентичность с идентичностью других». Это говорит о том, что настала стадия для поиска своего спутника жизни. Стремлением к этому является овладение всеми своими модальностями поведения. Все модусы органа уже подчинены самому индивиду, и не диктуют ему путь развития, как в ранее разобранных стадиях. Опасностью на данной стадии является одиночество или изоляция, люди, у которой задачей развития стало одиночество, обычно готовы изолировать или уничтожить тех людей, которые кажутся им опасными для них самих. Это говорит о отголосках непринятия своей идентичности на предыдущей стадии. Также на данной стадии мы можем сказать о генитальности в последний раз, ведь на данной стадии проявляется именно истинная генитальность. Не стоит понимать любовь как сексуальное влечение, говорил Э. Эриксон, также он полагал, что появление такого зрелого чувства любви подготавливает переход на следующую стадию.

Конфликт на данной стадии заключается в борьбе между близостью и изоляцией. Конфликт разрешается решением задачи развития в ту или иную сторону.

Седьмая стадия (Возраст:26-64 лет) называется Средняя зрелость (или Зрелость). Э. Эриксон говорит о том, что зрелый человек хочет чувствовать себя нужным, а зрелость нуждается в одобрении со стороны своих детей и внуков, о которых должна заботиться. Под генеративностью Э. Эриксон понимает полную заинтересованность в том, как устроена жизнь нового поколения и в заинтересованности его наставления. В тех случаях, когда не удается достичь генеративности, формируется регрессия с потребностью псевдоблизости, чаще всего с чувством обеднения личной жизни.

Тут имеет место конфликт между генеративностью и стагнациями. Задачей этого периода является противостояние творческих сил человека против застоя в жизни.

Восьмая стадия (Возраст:65 лет - смерть) - Поздняя зрелость (Старость). Последняя стадия включает в себя целостность эго, четкого определения Э. Эриксон не дает, но приводит несколько примеров. Целостность эго - это уверенность в стремлении к порядку и смыслу. Это - постнарциссическая любовь (не себя), как переживание опыта. Это - принятие своего цикла жизни как правильного и верного, не требующего перемен. Это - хорошие отношения с образом жизни и с прошлыми занятиями, увлечениями. В таком случае «смерть теряет свою мучительность», - как выразился Э. Эриксон. Но есть и другой исход жизни, это отсутствие или утрата всей накопленной интеграции эго, оно выражается в страхе смерти. Отчаяние выражает мысли о том, что времени осталось мало, чтобы попытаться что-то изменить.

В стадии Старости либо личность приобретает целостное представление о себе, либо разочаровывается в жизни и отчаивается. Так выражена задача развития данного периода. А решается она к конфликте между целостностью эго и отчаянием.

Сравнительная характеристика взглядов Э. Эриксона и З. Фрейда

Эрик Эриксон являлся одним из последователей Зигмунда Фрейда. Он многое позаимствовал из его теории, но и предложил свою собственную теорию.

Начать нужно с того, что Э. Эриксон говорит о психосоциальном развитии, в отличие от З. Фрейда, выдвигает свое положение о психосексуальном развитии.

Но при этом Э. Эриксон объясняет структуру личности так же, как делал это З. Фрейд.

Их методы исследования психики различались, у Э. Эриксона - психо-исторический метод, Э. Фрейд работал посредством психоанализа.

Самым главным отличием концепции Э. Эриксона является выделение восьми стадий психосоциального развития личности, у З. Фрейда их всего пять, но первые 4 стадии имеют схожую идею.

Они оба использовали понятие сексуальной энергии либидо.

Э. Эриксон рассматривает периоды от рождения до самой смерти, З. Фрейд же ограничивает развитие личности восемнадцатью годами.

У З. Фрейда ребенок развивается только в определенной системе: отец, мать и ребенок, Э. Эриксон же больше внимания уделяет ребенку в социокультурной среде.

Эриксон рассуждает о кризисах и задачах развития, с которыми сталкивается каждый человек, проходя какую-то определенную стадию развития.

Данные ученые по-разному трактовали влияние бессознательного на жизнь человека. Э. Эриксон старался понять, каковы способности человека для преодоления каких-либо трудностей. З. Фрейд же связывал это влияние с пережитыми психическим травмами в детстве.

Как говорилась выше, модус органа они трактуют так же по-разному. Повторюсь, для З. Фрейда модусом органа являлся сам орган, как зона концентрации сексуальной энергии, а для Э. Эриксона модусом органа являлась его направленность функционирования.

Виды идентичности

Поскольку каждой определенной стадии психосоциального развития отвечают свои общественные ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, решив задачу своего развития, тогда он либо принимается обществом, либо общество отвергает его. В связи с этим положением Э. Эриксон решил выделить два главных понятия своей концепции - это понятия групповой идентичности и эго-идентичности.

Групповая идентичность - это определенным образом ориентированное на включение в социальную группу воспитание жизни ребенка с первого дня его жизни, которое направлено на формирование мироощущения характерного для данной группы.

Идентичность эго - обладает свойством формироваться одновременно с групповой идентичностью. Эго-идентичность - это такое чувство идентичности, которое формирует чувство устойчивости, непрерывности и тождественности своего «Я». Можно сказать, что эго-идентичность - это и есть целостность личности.

Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства)

Понятие модус органа Э. Эриксона разбиралось в первом разделе, но повторим.

Модус органа - это зона концентрации сексуальной энергии, которую Эриксон понимает как функциональную направленность самого органа, но не как сам орган.

Снова приведем пример, если в младенческом возрасте эрогенная зона - это рот ребенка, а модальностью будет, например, сосание или кусание, то направленностью функционирования будет способность получать (toget)или взятие (taking) и удерживание (holdingonto). Так же это называется социальными модальностями.

Если рассматривать эпигенетическую карту, которую Э.Эриксон составляет по ходу написания книги, то мы увидим там, что он дал названия пяти модусам, каждый из которых означает социальную модальность. Каждая зона взаимодействует со всем и модусами. Эриксон связывает эти модусы с тремя зонами - «орально-сенсорной», «анальной», «генитальной». Но на каждой стадии развития господствует лишь один модус.

Инкорпоративный 1 - (от лат. incorporatio)Инкорпорация - это включение в свой состав, присоединение.

Инкорпоративный 2

Ретентивный - задерживание, удерживаие, сдерживание.

Элиминативный - выведение, устранение, отпускание.

Интрузивный - (от лат. intrusus - втолкнутый) - это активное внедрение во что-либо.

Тем основным конфликтом, который можно выделить, проанализировав теорию психосоциального развития Э. Эриксона, является как раз сам факт преодоления проблем, которые возникают в результате соотнесения одного модуса с какой-либо зоной.

Изначально базисное доверие формируется у младенца в первую очередь посредством материнской груди, материнской заботы, ласки и любви.

Э. Эриксон говорит о том, что младенцу необходимо обрести базисное доверие к себе и к миру, чтобы нормально развиваться дальше.

Виды кризисов. Их характеристика и значение

Кризис, как считает Э. Эриксон - это «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Если сказать иными словами, то кризисы необходимы для достижения зрелости какого-то определенного уровня, чтобы появилась возможность соответствовать требованиям социума, которое предъявляет индивиду свои социальные требования.

Таким образом, кризис - это необходимый внезапный поворот, за которым следует либо развитие личности, либо ее регрессия.

Для разрешения кризиса на протяжении всех 8 стадий перед индивидом встают конфликты, борьба в которых происходит между двумя полюсами, между двумя крайними возможностями исхода событий в будущем индивида. Таким образом эти конфликты и являются задачами развития, ведь, только решим конфликт, перед индивидом встанет задача. Результат борьбы и есть развитие личности. Но не всегда результат бывает положительным в ситу тех или иных причин, поэтому личность, развиваясь, может в определенный момент регрессировать.

Основные конфликты и задачи мы разбирали более подробно в первой части данной анализа монографии, где указывали их характеристику, поэтому лишь повторимся. Решение этих задач - есть решение кризиса.

Базисное доверие против базисного недоверия.

Автономия против стыда и сомнения.

Инициатива против чувства вины.

Трудолюбие против чувства неполноценности

Идентичность против смешения ролей

Близость против изоляции

Генеративность против стагнации

Целостность эго против отчаяния

Теория Э.Эриксона так, же, как и теория А.Фрейд, возникла из практики психоанализа. Э.Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Основная задача Э.Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды. По мнению Э.Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, к-ые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э.Эриксона легли в основу 2 важных понятий его концепции - "групповой идентичности " и "эгоидентичности". Групповая идентичность форм-ся благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную соц.группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность форм-ся параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на те изменения, к-ые происходят с ч-ком в процессе его роста и развития. Форм-е эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни ч-ка и проходит ряд стадий.

Стадии психосоциального развития:

1. младенческий возраст (оральная стадия) - доверие/недоверие: форм-е базового доверия к миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения;

2. ранний возраст (анальная стадия) – автономия/сомнение, стыд; борьба против чувства стыда и сомнения за независимость и самостоятельность;

3. возраст игры (фаллическая стадия) – инициативность/чувство вины; развитие активной инициативы, и в то же время переживание чувства моральной ответственности за свои желания;

4. школьный возраст (латентная стадия) – достижение/неполноценность; форм-е трудолюбия, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности;

5. подростковый возраст – идентичность/диффузия идентичности; появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного "Я" ("диффузия идентичности");

6. молодость – интимность/изоляция; поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества;

7. зрелость – творчество/застой; борьба творческих сил человека против косности и застоя.;

8. старость – интеграция/разочарования в жизни; становление окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.


Решение каждой из этих задач, по Э.Эриксону, сводится к установлению опред.динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности – рез-т борьбы этих крайних возможностей, к-ая не затухает при переходе на след.стадию развития.

Ритуализация в человеческом поведении - основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, к-ые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для "Я" всех участников.

Стадии ритуализации по Э.Эриксону:

1. младенчество – взаимность (религия);

2. раннее детство – различение добра и зла (суд);

3. игровой возраст – драматическая разработка (театр);

4. школьный возраст – формальные правила (школа);

5. юность – солидарность убеждений (идеология).

Элементы развитого ритуала:

1) нуминозный , ритуал взаимного узнавания, к-ый, формируясь в младенчестве, проявляется в развернутой форме в отношениях между матерью и ребенком, впоследствии пронизывает все взаимоотношения между людьми.

2) критический – помогает ребенку различать добро и зло. В раннем возрасте возрастает самостоятельность ребенка, к-ая, однако, имеет определенные границы. Эл-т "рассудительности" (критический ритуал) отличается от ритуала "взаимности" (благоговения) тем, что здесь впервые возникает, свободная воля ребенка.

3) драматический . Форм-ся в игровой период. В игре ребенок способен избежать взрослой ритуализаций, он может исправить и воссоздать заново прошлый опыт и предвосхитить будущие события.

4)формальный , эл-т совершенства исполнения. Формализация школьных отношений имеет большое значение для внешней стороны ритуализированного поведения взрослых. Внешняя форма ритуалов воздействует на чувства, поддерживает активное напряжение "Я", поскольку это «осознанный» порядок, в к-ом ч-к «принимает участие»

5) идеологический , импровизационная сторона ритуализации. В этом возрасте добавляется идеологический эл-т к элементам благоговения, правосудия, драматическому и формальному элементам онтогенетического развития. Противоположный полюс на этой стадии - тоталитаризм.

Концепция Э.Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Как известно, эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.

В то время как психоанализ и по сей день разграничивает психосексуальное и психосоциальное, я попытался связать мостом эти два берега.

Э. Эриксон

Эрик Хомбургер Эриксон (1902–1994) по праву считается одним из выдающихся последователей психоанализа и представителей эго-психологии. Его родители, датчане по происхождению, разошлись еще до рождения сына. В три года его приемным отцом стал детский доктор Хомбургер, давший Эрику заботу и свое имя. Детство Эрика прошло в немецком городе Карлсруэ, где он окончил школу и гимназию. После непродолжительного путешествия Эриксон учился в местной художественной школе. Другого формального образования он больше не получал. В 1925 году благодаря знакомству с доктором Петером Блосом Эриксон начал преподавать в Вене в детской школе, педагогический коллектив которой имел психоаналитическую подготовку. В руководстве школой принимала участие Анна Фрейд, у которой впоследствии Эриксон проходил личный анализ. Эриксону представился счастливый случай заниматься клинической работой при участии Августа Айхорна, Эдварда Бибринга, Хелен Дойч, Хайнца Гартмана, Эрнста Криса и других психоаналитиков, объединившихся вокруг Зигмунда Фрейда. Предметом его пристального изучения становится процесс развития детей, а также необходимые для этого социальные условия. В 1933 году, после женитьбы на молодой американке Джоан Серсон, Эриксон переехал в Америку, где большую часть жизни был профессором Гарвардского университета.

Заслуга Эриксона состояла в том, что он, располагая психоаналитическими сведениями, разработал целостную теорию развития индивида, впервые распространив ее далеко за пределы эдиповой фазы развития. Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом стадиями психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития Я, когда индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а распространяется на весь жизненный цикл . Индивид развивается непрерывно на протяжении всей жизни по некоему «основному плану», при этом относительно стабильные фазы развития сменяются кризисными периодами, во время которых происходит «консолидация» всех психических функций. Процесс развития происходит в так называемой ядерной семье, на которую существенно влияют социальные тенденции и кризисы культуры.



Для подтверждения собственных гипотез Эриксон использовал богатейший клинический опыт, длительные наблюдения за детьми, а также сравнительные исследования современной и традиционной культуры (преимущественно на примере индейских племен).

Э. Эриксон внес неоценимый вклад в развитие такого важного понятия, как идентичность . В настоящее время этот термин широко используется в научно-психологической и социальной среде. В то же время идентичность не была четко определена З. Фрейдом и до сих пор не имеет единого значения. Эриксон указывал, что впервые данное понятие было целенаправленно применено и исследовано во время Второй мировой войны в клинике реабилитации ветеранов на горе Сион. Попав в экстремальные условия войны, люди потеряли ощущение тождественности личности и непрерывности времени. Они утратили контроль Эго. Поэтому Эриксон предложил обозначать данный феномен как идентичность Я , или Эгоидентичность , а состояние утраты идентичности – как кризис идентичности . Эриксон писал: «За двадцать лет, прошедшие с тех пор, как этот термин впервые был употреблен <…> он приобрел столько значений, что, казалось бы, пришло время расширить границы его употребления » .

В разное время данный термин использовался в различных значениях. Изначально все же доминировало понимание идентичности как тождественности человека самому себе . В современном психоанализе идентичность определяется как «относительно продолжительное, но не обязательно стабильное восприятие себя как уникального, когерентного, единого во времени » .

Понятие идентичности перекликается с несколькими близкими понятиями. Так, например, самость – целостная личностная организация; Я-концепция – «самообъяснение», включающее преимущественно осознаваемые аспекты самости; идентичность – субъективное переживание себя как постоянного во времени и отличного от других индивида. В то время как идентичность обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности собственного Я (независимо от изменений Я и ситуации) – это то, что обеспечивает способность полноценного решения задач, возникающих перед личностью на каждом этапе ее развития.



Чувство идентичности возникает с осознанием ребенком того, что он существует как индивид в мире других объектов, но обладает и собственными желаниями, мыслями внешним видом, отличными от других. Чувство идентичности достигает определенной стабильности лишь по завершении подросткового периода, когда разрешаются проблемы бисексуальной идентификации. Идентичность – это показатель зрелой (взрослой) личности; Я проявляется в воззрениях индивида, идеалах, нормах, в поведении и роли в обществе. В настоящее время понятие идентичности используется в самых разнообразных аспектах: персональная идентичность, групповая (расовая, национальная, семейная, профессиональная) гендерная (половая) профессиональная и пр.

Э. Эриксон считал идентичность главной характеристикой, применимой к постепенному становлению личности посредством специфических для разных фаз психосоциальных кризисов . Он построил оригинальную схему развития человека на протяжении всей жизни, положив в основу эпигенетический принцип , вследствие чего его периодизация жизненного пути и получила одноименное название. Термин был заимствован из биологического учения о зародышевом развитии организма Харви Уильяма Гарвея, где под эпигенезом понимался процесс, осуществляемый путем последовательных новообразований.

В 1950 году увидел свет главный труд Эриксона – «Детство и общество», где исследователь существенно расширил традиционное понимание стадий психосексуального развития. По его мнению, на каждой ступени развития появляются новые модусы, или способы, организации целостного поведения человека. Например, на первой, оральной, стадии это модус поглощения, на второй – удержания – высвобождения и т. д. Эриксон особо подчеркивал важность для развития взаимности индивидуальных факторов и общества в целом, поскольку даже отношение матери к новорожденному ребенку во многом определяется господствующими в культуре социальными предписаниями.

Стадии развития одновременно являются и стадиями формирования психосоциальной идентичности. Всего Эриксон выделил восемь ступеней жизни .

На первой стадии (0–18 месяцев), которую Эриксон, следуя за психоанализом, называет орально-сенсорной (или инкорпоративной, вбирающей), младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни: доверяет он окружающему его миру или не доверяет ? Естественно, вопрос о базовом доверии к миру решается не в дискурсивно-логическом плане, а в общении ребенка со взрослым и контакте со средой своего обитания через впитывание звуков, цветов, света, тепла и холода, пищи, улыбок и жестов и т. д. Эриксон указывает на ключевую роль матери в формировании базового доверия к миру. При этом критерием сформированности доверия к миру он считает способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.

Прогрессирующая автономность младенца (способность передвигаться, развитие речи, манипулятивных способностей) позволяет ребенку перейти на вторую – мышечно-анальную стадию (18 месяцев – 4 года). На этом этапе появляются два новых модуса – удерживание и высвобождение. Соответственно второй жизненно важной задачей становится обретение автономии в противовес стыду и сомнению . Если взрослые сверхтребовательны к ребенку или, напротив, спешат сделать за него то, что ему под силу сделать самому, то у него развиваются стыдливость и нерешительность. Когда ребенка ругают за испачканные штаны или разбитую чашку, то это также «вклад в развитие» чувства стыда и неуверенности в себе. В этом возрасте ребенок интериоризирует то, что названо Эриксоном глазами мира, что определяет его последующее отношение к принципам правопорядка.

Третья стадия (4 года – 6 лет) названа локомоторно-генитальной . В классическом психоанализе эта фаза называется эдиповой. Здесь ребенок стремится проникать, завоевывать и преодолевать. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребенка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать о собственной грандиозности. Эта стадия проникнута духом состязания, которое может привести к появлению чувства поражения и кастрированности. С этого момента ребенка уже никогда не покинет ощущение внутреннего разлада. Результатом этого периода жизни является одновременно горькое чувство вины и сладкое чувство обладания собственной инициативой.

Четвертая стадия (6–11 лет) – латентная , отличается от предыдущих, поскольку в ней нет нового источника внутреннего разлада. Она связана с овладением ребенком различными умениями, с обучением. Ребенок активно осваивает культурные символы. Этот возраст – оптимальное время для учения и приобщения к дисциплине. Теперь ребенок должен научиться добиваться признания благодаря действительным достижениям. Школа становится выразителем требований общества в целом. Основная опасность заключается в том, что ребенок может приобрести здесь устойчивое чувство неполноценности – некомпетентности. Чтобы устранить последствия предыдущих фаз и преодолеть чувство неполноценности, многие дети проявляют чрезмерное прилежание, которое впоследствии может перейти в автоматический конформизм.

Пятая стадия (11–20 лет) – подростковый возраст и ранняя юность – ключевая для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации Я и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и т. д. Все это он должен интегрировать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном – спутанная (диффузная ) идентичность , сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы.

В связи с этим Эриксон вводит термин психологический мораторий , которым обозначает кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Не преодоленный кризис вызывает состояние диффузии идентичности, которая составляет основу специфической патологии юношеского возраста. При неблагоприятных условиях психический мораторий может принимать затяжной характер и длиться годами, что характерно для наиболее одаренных людей.

Шестая стадия (21 год – 25 лет) – ранняя взрослость, – по Эриксону, знаменует переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности. Теперь, когда у молодого человека сформировалось достаточно сильное чувство самоотождествленности, он готов соединить свою идентичность с идентичностью других людей. Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Только теперь может проявиться истинная генитальность. Эриксон существенно расширяет понятие генитальности, включая в нее помимо обоюдности оргазма ряд психосексуальных характеристик: отношения с партнером, с которым человек хочет и может испытывать взаимное доверие, хочет и может привести в гармонию жизненные сферы и произвести потомство, которому обеспечит все стадии удовлетворительного развития.

Таким образом, главное условие для гармоничных половых отношений – это способность к интимности . В том случае, если она не достаточно развита, человек стремится к изоляции, в свою очередь, порождающей депрессию, психопатологию характера или психические нарушения. Изоляция не обязательно означает одинокое проживание взрослого человека. Она подразумевает отсутствие психологической близости и обмена идентичностями даже при наличии брака, когда отношения можно охарактеризовать как «одиночество вдвоем». Таким образом, интрапсихическое содержание данной стадии можно обозначить как близость против изоляции .

Седьмая стадия (25–50 – 60 лет) – взрослость – связана с противоречием между способностью человека к развитию и личностным застоем, регрессом личности в процессе обыденной жизни, что Эриксон обозначает как генеративность против стагнации . Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Человек обретает способность быть самим собой. Важным новообразованием также является готовность производить потомство и отдавать себя и свою жизнь другому человеку.

Восьмая стадия (после 60 лет) – зрелость – завершает жизненный путь. Здесь, пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обреченным на безысходное отчаяние как итог спутанной жизни. Решается вопрос: что одержит верх – целостность или отчаяние? Смысл данной стадии – в интеграции всех частей личности, результатом которой являются чувство нравственного удовлетворения и ориентация на моральные ценности. С другой стороны, индивид, не сумевший активно удовлетворить свои потребности, становится заложником чувства отчаяния и бессмысленности прожитой жизни. Подчеркивая связь индивидуального и социального процесса, Эриксон пишет: «Здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие старики обладают достаточной целостностью » .

Таким образом, человеческая личность развивается по ступеням в соответствии с индивидуальными программами. Общество старается обеспечить и стимулировать надлежащую скорость и последовательность их раскрытия. У каждой стадии развития есть свои сильные и слабые стороны и свои собственные эмоциональные кризисы. При этом неудача на одной стадии может негативно сказаться на прохождении последующей ступени или может быть исправлена последующими удачами.

Эриксон подчеркивает, насколько важно соотносить механизмы взаимной адаптации индивида и общества. В качестве примера он приводит процесс формирования национальной идентичности, связывая поведение конкретных людей (например, американских матерей по отношению к своим детям) с историей народа. По мнению Эриксона, моральная и национальная идентичность имеет функцию коллективного Эго. Например, национальный характер американцев связан прежде всего с ценностью индивидуальной инициативы, которая стала следствием ряда обстоятельств: протестантизма, рациональной адаптации к опасным условиям жизни, индустриализации естественной среды, индивидуализма.

Последние главы работы Эриксона посвящены сложному, но содержательному анализу выдающихся личностей: политической карьере Гитлера на материале книги «Моя борьба» («Mein Kampf») и детства Максима Горького на примере советского фильма «Детство Горького». В случае с книгой Гитлера Эриксон обратил внимание на присущие ей качества мифа и легенды, в которых историческая правда и вымысел перемешаны так, что все выглядит правдоподобно. Анализируя феномен Гитлера, Эриксон приходит к выводу, что «коричневый дудочник» задел «нужные струны» немцев благодаря кризису национальной идентичности немцев в результате многочисленных исторических травм. Нацизм предложил реальные средства достижения чувства общей идентичности с помощью идеи расового превосходства, ненависти к евреям и мировой войны. Его целью было не только заставить немцев забыть о поражении Германии в Первой мировой войне, но и полностью очистить немецкую культуру от поразивших ее инородных ценностей. Вследствие этого стала возможна взаимная идентификация вождя с нацией и массовое поклонение своему фюреру: «Самыми жестокими эксплуататорами борьбы нации за спасение идентичности были Адольф Гитлер и его сообщники, на протяжении десятилетия оказавшиеся бесспорными политическими и военными хозяевами великого, трудолюбивого и старательного народа» .

По мнению Эриксона, страх утратить идентичность доминирует в иррациональной мотивации любого человека, мобилизуя весь арсенал тревоги, выходящей из детства. В этом критическом состоянии массы склонны искать спасение в псевдоидентичности. Тотальное поражение народа, по мнению Эриксона, вызывает чувство тотальной уникальности и готовности подчиниться тому, кто может предложить чувство тотальной власти, сплоченности и новой идентичности, избавляющих от бессмысленного прошлого. История тоталитарных режимов является самым ярким тому доказательством.

Анализируя фильм «Детство Горького», Эриксон исследует качества легенды о детстве Максима и вытекающие из нее изменения идентичности русской молодежи. Он подчеркивает сходство между легендой Гитлера и Горького. Оба были своевольными мальчиками и развивались в ожесточенной борьбе с отцовской фигурой. Оба пережили в отрочестве психическое потрясение от бессмысленного существования и тщетности бунта. Оба были близки к крайнему отчаянию.

В кратком историческом экскурсе исследователь напоминает, что два великих русских царя – Иван Грозный и Петр Первый – убили своих сыновей (первый лично, второй – с помощью других людей). Благодаря исторической реальности царь в России стал символом достойной сострадания автократии . Подобное сочувствие к царям, жестоким отцам и дедам характерно для мазохистического подчинения.

В 1958 году Эриксон опубликовал работу «Молодой Лютер», соединяющую психоаналитическое и историческое исследования. Одна из центральных идей книги состоит в том, что кризис идентичности великого человека может стать причиной исторических перемен. Эриксон живо и убедительно описывает внутреннюю борьбу и душевную боль щедро одаренного человека, в которых отразилась проблема идентичности большей части немецкого народа. Внутреннее расщепление Лютера привело его к восстанию против собственного отца и усилению потребности в силе Бога. С помощью реформы церкви Лютер пытается сделать из догматов веры догматы разума. Он проповедовал, что Божий глас в душе – это собственная совесть. Тем самым верующий человек становится ответственным за свой выбор – во что верить и что делать.

В 1969 году Эриксон написал еще одну книгу о великом человеке – «Правда Ганди». Как и в предыдущем случае, его интересовал синтез сил (исторических, географических, социально-экономических, этических, индивидуальных), определяющих развитие выдающейся личности. Исследование жизни таких людей, как Мартин Лютер и Махатма Ганди, отражало глубокий интерес Эриксона к проблемам нравственности. В 1960 году он выступил с докладом о развитии человеческих добродетелей. В дополнение к семи христианским добродетелям он говорит о внутренней силе и активности, которые имеют большое значение для конкретной стадии развития. Каждая стадия порождает собственную добродетель:

Эрик Эриксон использовал привычные для всех понятия, чтобы показать, что именно укрепляет совокупность жизненных сил человека в рамках отношений людей между собой и с человечеством в целом. Гармоничное сочетание психодинамического метода с биографическим и историческим анализом позволило Эриксону выйти далеко за границы индивидуального развития человека и существенно расширить врдение психосоциальной реальности.