Жанр:

Описание книги: Эта книга создана одним из самых известных американских психологов. Он говорит о том, что некоторые люди не дооценивают роль эмоций в жизни. А ведь именно благодаря ним мы способны добиваться успехов во многих сферах нашей жизни. Это касается семьи или даже карьеры. В данной книге автору удалось объяснить то, что собой представляет эмоциональный интеллект и какую роль он выполняет в нашей жизни. Многие задаются вопросом по поводу отличий между обычным интеллектом и эмоциональным. И почему люди которые обладают эмоциональным интеллектом добиваются больших успехов. Ответы в данной книге.

В теперешние времена активной борьбы с пиратством, большинство книг в нашей библиотеки имеют только краткие фрагменты для ознакомления, в том числе и книга Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Благодаря чему, вы можете понять, нравится ли вам данная книга и стоит ли вам её вам в дальнейшем приобретать. Таким образом, вы поддерживаете труд писателя Дэниел Гоулман путем легальной покупки книги в случае если вам понравилось её краткое содержание.

Дэниел Гоулман (Daniel Goleman, 7 марта 1946) — известный американский психолог, научный журналист.

В течение двенадцати лет писал статьи для The New York Times, специализируясь на психологии и науках о мозге. Написал более 10 книг по психологии, образованию, науке и лидерству.

Получил мировое признание после выхода книги «Эмоциональный интеллект», которая продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс» более полутора лет.

Гоулман имеет множество наград за свои исследования, в том числе награду за достижения в сфере журналистики от Американской психологической ассоциации. Он был избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки в знак признания его деятельности в сфере популяризации науки. Дважды номинировался на Пулитцеровскую премию.

Книги (6)

Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе

В книге «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе» психолог и журналист Дэниел Гоулман предлагает новаторский взгляд на ценнейший в наше время ресурс, таящий в себе секрет успешной работы и самореализации, — внимание.

Сочетая передовой теоретический поиск с примерами из практики, автор рассматривает феномен внимания в самых разных аспектах, предлагая серьезный и давно назревший разговор об этой малоизученной и недооцененной способности нашего сознания.

Для того, чтобы выжить в сегодняшнем мире, полном самых разных отвлекающих факторов, способность заострять фокус крайне необходима, — убедительно показывает Гоулман.

Эмоциональный интеллект

Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека?

Почему люди со средним IQ часто добиваются успеха в жизни и карьере, а те, чей коэффициент интеллекта очень высок, не могут реализовать себя?

Какие существуют методики измерения уровня эмоционального интеллекта?

Эмоциональный интеллект на работе

Что такое эмоциональный интеллект (EQ)?

Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека? Почему люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом быстрее и легче делают карьеру и достигают финансового благополучия, чем те, чей коэффициент интеллекта очень высок? Как повысить уровень эмоционального интеллекта?

На эти и многие другие важнейшие вопросы отвечает в своем супербестселлере знаменитый психолог Дэниел Гоулман - основоположник теории эмоционального интеллекта.


Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


© 1995 by Daniel Goleman. Introduction copyright © 2005. All rights reserved

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

* * *

Посвящается Таре, неистощимому источнику эмоциональной мудрости

Задача Аристотеля

Всякий может разгневаться – это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто заслужил, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом.

Аристотель. Никомахова этика


Невыносимо парило уже с утра. В Нью-Йорке выдался один из тех жарких и влажных августовских дней, когда ощущение дискомфорта всех приводит в уныние. Я возвращался в отель. Вошел в автобус, следовавший по Мэдисон-авеню. И тут же испытал потрясение, встретившись взглядом с чернокожим водителем средних лет, сиявшим радостной улыбкой. Он поприветствовал меня дружеским: «Здорово! Как дела?» Так он обращался ко всем входящим. Каждый вздрагивал от неожиданности, но из-за погоды и дурного расположения духа мало кто отвечал на добродушное приветствие.

Меж тем автобус, выруливая из уличных пробок, неспешно полз по центру послеполуденного города в потоке машин, густом, как всегда в этот час. И по пути в спальный район происходило медленное, прямо-таки волшебное превращение. Водитель между делом развлекал нас непрерывным монологом обо всем на свете: вон в том магазине во время распродажи творилось нечто невообразимое, а в этом музее открылась замечательная выставка. Вы еще ничего не слышали о новом фильме? Его недавно начали показывать в кинотеатре на углу… Восхищение богатыми возможностями, которые Нью-Йорк предоставляет жителям, заразило пассажиров. Приближаясь к своей остановке, каждый избавлялся от мрачной угрюмости, и когда водитель кричал вслед: «Пока! Всех благ!», с улыбкой отвечал ему тем же.

Память об автобусной поездке по Мэдисон-авеню жила во мне почти двадцать лет. На тот момент я только что защитил докторскую диссертацию по психологии; но в те времена психологи обращали слишком мало внимания на механизм подобных метаморфоз. Психологической науке почти ничего не было известно о возникновении эмоций. Однако уже тогда, представив себе, как вирус доброжелательности прокатывается по городу от бывших пассажиров того автобуса, я понял: водитель оказался кем-то вроде местного миротворца. Можно сказать, почти волшебником – ведь он преобразил бродившую в душах пассажиров мрачную раздражительность, чуть-чуть смягчил их сердца, сделал их самих добрее.

Приведу для сравнения несколько сообщений из еженедельной газеты.


В одной из школ девятилетний ученик разбушевался, залил краской парты, компьютеры и принтеры и покорежил машину на школьной автостоянке.

Причина в том, что соученики-третьеклассники назвали его «сосунком», и он вознамерился переубедить их.

Случайное столкновение в толпе тинейджеров, слонявшихся у манхэттенского клуба по интересам, привело к потасовке. Восемь подростков получили ранения. Драка закончилась тем, что один из обиженных открыл стрельбу из автоматического пистолета 38-го калибра. В отчете сообщается: в последние годы подобная пальба как реакция на мнимое неуважение становится все более и более обычным явлением по всей Америке.

По сообщениям печати о жертвах убийств моложе двенадцати лет, 57 процентов убийц составляют родители, отчимы или мачехи. Почти в половине случаев взрослые заявляют, что «просто пытались дисциплинировать ребенка». Избиение до смерти спровоцировано «нарушениями» следующего рода: ребенок мешает смотреть телевизор, плачет, пачкает пеленки и т. д.

Юношу-немца, члена неонацистской группы, судили за убийство пяти турецких женщин и девушек: пока они спали, он устроил пожар. На суде он рассказал, что не сумел сохранить работу, начал пить и в своей жестокой судьбе винил иностранцев. Едва слышным голосом он объяснял: «Я не перестаю глубоко сожалеть о содеянном, мне бесконечно стыдно».


Каждый день поток новостей в изобилии приносит подобные сообщения. Люди все хуже умеют ладить друг с другом, а ведь это угрожает всеобщей безопасности. Низменные побуждения идут на нас в атаку, вызывая безудержное желание уничтожать. Значит, в нашей собственной жизни, в жизни окружающих людей происходит широкомасштабный выход эмоций из-под контроля. Они вызывают волну разрушений, за которой, конечно, иногда следует раскаяние. Что с того? Ведь жизнь каждого под угрозой.

Последнее десятилетие прошло под барабанную дробь сообщений, свидетельствующих, как стремительно растет количество нелепых выходок, проявлений безрассудства и безответственности в семьях, сообществах и коллективах. Перед нами – рассказы о всплесках ярости и отчаяния одиноких детей, оставленных работающими родителями на попечение телевизора вместо приходящей няни. Детей, страдающих от того, что они оказались заброшенными, остались без внимания, подверглись жестокому обращению или стали жертвами распущенности родителей. Статистика показывает, что душевное нездоровье распространяется все шире, что случаев депрессии во всем мире становится все больше. Нарастает волна агрессивности: подростки с огнестрельным оружием в школах, перестрелки на автострадах, зверские убийства бывших коллег, совершенные работниками, недовольными увольнением. «Злоупотребление эмоциями», «стрельба из автомобилей на дорогах», «посттравматический стресс» – за прошедшее десятилетие все эти выражения вошли в повседневный лексикон. Теперь в конце разговора вместо ободряющего «Всего хорошего!» мы скептически произносим: «Ну, давай!».

Эта книга поможет вам найти смысл в бессмыслице. Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорк таймс» – а ваш покорный слуга выступает в этом качестве последние десять лет, – я отчетливо замечаю прогресс в научном понимании сферы иррационального. Более всего меня поражает соседство двух явно противоположных тенденций. С одной стороны, растет неблагополучие в эмоциональной жизни общества, с другой – появляются некоторые эффективные средства оздоровления сложившейся обстановки.

Зачем понадобилось данное исследование

Итак, в последние десять лет неутешительная информация поступала со всех сторон. И тогда представители ученого мира всерьез принялись анализировать эмоции. Среди наиболее впечатляющих результатов следует отметить исследования человеческого мозга в процессе функционирования. Они стали возможны благодаря новейшим разработкам в области технологии оптических изображений отделов головного мозга. Впервые в истории человечества ученые сумели увидеть то, что веками оставалось тайной за семью печатями. Мы начинаем понимать, как, пока мы думаем и чувствуем, строим мысленные образы и мечтаем, работает эта невообразимо сложная система из огромной массы клеток. Обилие данных в области нейробиологии помогает лучше понять, каким образом мозговые центры, ответственные за эмоции, заставляют нас гневаться или плакать. Или как самые потаенные отделы мозга, подталкивающие развязывать войны или пробуждающие любовь, направляют энергию на добро или зло. Подобные изыскания беспрецедентны. Они раскрывают механизмы бурного проявления эмоций и их ослабевания, а еще показывают способы выхода из коллективного эмоционального кризиса.

Между прочим, с написанием данной книги мне пришлось повременить, дожидаясь, пока урожай научных исследований созреет. Причина столь длительной задержки коренилась, главным образом, вот в чем: раньше исследователи отводили на удивление мало места изучению роли чувств в ментальной жизни человека. В образовавшуюся таким образом пустоту хлынул поток разного рода книг на тему «Помоги себе сам», изобилующих полезными советами, разработанными в лучшем случае по результатам клинических исследований, но непременно при отсутствии серьезной научной базы. Теперь же наука наконец вправе со знанием дела вести разговор о решении неотложных и весьма запутанных проблем психики в ее наиболее иррациональных проявлениях. А значит, с большей или меньшей точностью составить карту человеческих чувств.

Такая карта опровергнет мнение тех, кто придерживается узкого представления об интеллекте. Они доказывают, будто степень умственного развития1
В книге также будет часто говориться о коэффициенте умственного развития (IQ, Intelligence Quotient, в буквальном переводе «коэффициент интеллекта»). В тесте на IQ выявляют способности к мышлению (не эрудицию). Прим. ред.

Задается нам генетически, а посему не может изменяться под влиянием жизненного опыта. Что наша судьба в значительной степени определяется умственными способностями, которыми мы наделены от природы. Аргумент сильный, но он не снимает острого вопроса: можем ли мы хоть что-нибудь изменить, чтобы наши дети жили лучше? Какие факторы срабатывают, например, когда люди с высоким коэффициентом умственного развития терпят неудачу? Или когда, напротив, те, у кого выявлены скромные способности, оказываются на удивление успешными?

Лично я настроен доказать, что причина чаще всего в том, что я называю «эмоциональным интеллектом». Самоконтроль, рвение и настойчивость, а также умение мотивировать свои действия, – всему этому, как мы увидим в дальнейшем, детей можно научить. И тем самым предоставить им возможность наилучшим образом использовать умственный потенциал, выпавший в генетической лотерее.

В таком контексте ясно виден наш моральный императив. Настали времена, когда структура общества расползается все быстрее. Эгоизм, насилие и духовное убожество, похоже, разрушают социальное благополучие. Вот почему важно говорить об эмоциональном интеллекте: благодаря ему чувства, характер и внутренние нравственные стимулы оказываются тесно связанными. Становится все более очевидным, что фундаментальные этические установки вытекают из лежащих в их основе эмоциональных способностей. Порыв, например, есть средство выражения эмоций; источником всех порывов является чувство, выражающееся в действии. Для тех, кто пребывает во власти порывов, то есть для людей с недостаточным самоконтролем, характерно отступление от строгих принципов морали (ведь способность контролировать порывы составляет основу воли и характера). К тому же альтруизм проистекает из эмпатии – способности улавливать и расшифровывать эмоции других людей. Если нет понимания нужды или отчаяния другого человека, то и беспокоиться не о чем. И если в наше время требуются какие-либо моральные позиции, так именно эти две: сдержанность и сострадание.

Наше путешествие

В настоящей книге я выступаю как гид в научной экспедиции, отправляющейся в страну эмоций. Путешествие поможет понять некоторые самые сложные моменты нашей жизни и окружающего мира. Цель путешествия в том, чтобы узнать, что значит «привнести разум в мир эмоций» и как это сделать. Такое понимание само по себе может до известной степени оказаться полезным. Ведь проникновение в область чувств приводит к тому же результату, что и в квантовой физике: наблюдатель изменяет картину, которую видит.

Наше путешествие начинается в с новых открытий, касающихся эмоциональной архитектуры мозга. Они объясняют самые обескураживающие моменты нашей жизни, когда чувство подавляет всяческую рациональность. Многое проясняет понимание того, как взаимодействуют структуры мозга, управляющие приступами ярости или страха, страстью и радостью. Мы узнаем, как именно устанавливаются эмоциональные привычки, подрывающие наши лучшие намерения, а также то, что мы можем сделать, чтобы подавить наиболее разрушительные, вредящие нам самим эмоциональные порывы. И важнее всего – что данные неврологии говорят о существовании «окон возможности» формирования эмоциональных привычек у наших детей.

Следующую длительную остановку в нашем путешествии мы сделаем в . Там мы поговорим о том, как особенности нервной системы каждого человека в течение жизни развиваются в основополагающую интуицию, называемую эмоциональным интеллектом. Он позволяет, например, сдерживать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения – в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение «гневаться на того, кто заслужил, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом». (Читатели, у которых нет желания вдаваться в неврологические подробности, могут сразу переходить к этому разделу.)

Человеку даны способности, помогающие прожить жизнь. Среди них главное место занимают эмоции – если, конечно, расширить содержание понятия «быть разумным». В рассматриваются некоторые отличия, определяющиеся «разумностью». Как эта способность помогает сохранить наиболее значимые для нас взаимоотношения, а ее отсутствие приводит к их разрушению? Каким образом характер рынка, изменяющий формы нашей трудовой жизни, побуждает человека с развитым эмоциональным интеллектом достигать успеха на рабочем месте? Почему «ядовитые» эмоции подвергают опасности наше физическое здоровье ничуть не меньше, чем пачка сигарет в день? Почему эмоциональное равновесие служит защитой нашего здоровья и благополучия?..

Согласно законам генетики, мы получаем в наследство некий набор эмоциональных установок, определяющих наш темперамент. Однако связанные с эмоциями цепи сетчатой формации мозга чрезвычайно легко поддаются влиянию, а значит, темперамент вовсе не является чем-то предопределенным. В мы обсудим, как эмоциональный опыт, приобретенный нами в детские годы дома и в школе, формирует наши эмоциональные схемы, делая нас знающими – или неумелыми. Это означает, что детство и отрочество – своего рода «окна возможностей», необходимые для закрепления существенно важных эмоциональных особенностей, которые будут управлять нашей жизнью.

Уже далеко не секрет, что добиться успехов в работе и жизни возможно не только при специальном складе ума, трудолюбии и профессиональных навыках, но и имея набор конкретных черт характера, внутреннего превосходства и искусства управления другими людьми.

Изменить жизнь в лучшую сторону получится без владения тайными знаниями, достаточно проявить инициативу, веру в лучшее, адаптивность и лидерство. Эти качества помогут человеку проявить себя как личности и выжить в современном обществе. К такому умозаключению пришел американский психолог, журналист и писатель Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект в бизнесе».

Дэниел Гоулман родился в 1946 году, является автором более 10 книг об образовании, психологии и искусстве управления. Получил награды и мировое признание за проведенные исследования в области психологии и достижения в журналистской деятельности. «Эмоциональный интеллект в бизнесе» была выпущена в 1995 году и тут же обрела популярность во многих странах мира. Поводом для написания послужили две статьи, в которых описывалась связь интеллекта человека и эмоций.

Дэниел Гоулман к тому моменту имел опыт журналиста и докторскую степень по психологии, которую получил в Гарварде. Полученные знания помогли ему в написание труда жизни, на не терявшую до сих пор популярности тему о способах достижения успеха в работе. Книга нашла огромное количество читателей и поклонников, особую популярность она приобрела в деловом обществе.

После выхода книги Дэниел Гоулман стал получать отклики от людей на тему личных достижений. Все, кто добился успехов в работе, не имея должного уровня образования, делились с ним впечатлениями. Книга помогла понять причину их побед, в отличие от других не менее одаренных, но не столь удачливых людей.

Книга состоит из 5 частей в основе, которых лежит 25 элементов эмоционального интеллекта, с помощью которых получится добиться успеха в работе.

  • Умение общаться.

Товарищеские взаимоотношения с коллективом, поддержание близких приятельских отношений, проявленное лидерство в принятии решений. Способность находить подход к людям ради дальнейшего сотрудничества и достижения намеченных целей.

  • Эмпатия.

Дар притягательности и умение проявлять искусство управления и влияния на мнение людей. Уметь читать и уважать чувства окружающих, сопереживать им.

  • Мотив.

Саморазвитие для решения поставленных задач в работе, развитие в характере стремления и упорства. Способность отодвигать на второй план случившиеся неудачи и потери.

  • Самоконтроль.

Способность управления эмоциями, способность к самоконтролю, даже после пережитого эмоционального стресса. Добросовестность в работе, уважительное отношение к окружающим и коллегам по работе.

  • Самосознание.

Анализирование пережитых чувств и эмоций, способность использовать их в решении задач и достижении целей. Оценка своих знаний, потенциала, недостатков.

Эмоциональный интеллект помогает понять способность человека усваивать и использовать навыки, состоящие из перечисленных критериев. Он указывает на то, как люди преобразовывают способности на практике в работе и дома. Гоулман выделил также идею создания компаний с эмоционально – интеллектуальным основанием.

Когда-то работу можно было получить в соответствии с полученным образованием и профессиональными навыками. Сейчас этого мало, они считаются только первичными требованиями при устройстве на работу.

Работодатель учитывает личные качества кандидата, которые будут решающими при отборе. Внимание уделяется характеру, эмоциональной зрелости, стремлению к совершенствованию, коммуникабельности потенциального кандидата.

Эмоциональный интеллект необходим для оптимальной работы компании или организации, так считают работодатели, поэтому стараются увеличить его уровень всеми возможными способами. Гоулман считает, что популярность такого интеллекта в ограничении развития компании из-за большого количества конкурентов при создании новых товаров и услуг. Поэтому в мире конкурентных продуктов только эмоциональный интеллект способен поднять компанию.

В книге приведены результаты тестов, проведенных среди 120 организаций. Работники описывали свои профессиональные способности и черты характера, которые, по их мнению, помогли им добиться успеха в работе. Исследование показало, что 65% людей уверенны, что в основе их подъема в карьере лежит проявленное ими лидерство и искусство управления людьми. Уровень интеллекта и профессиональные знания стоят наравне с поведенческими навыками работника, которые учитываются работодателем при повышении работника.

Критерии, которые хотят видеть работодатели в подчиненных:

  • умение слушать и искусство вести диалог;
  • способность приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам;
  • умение не останавливаться на неудачах;
  • быть уверенным, мотивированным человеком;
  • уметь идти к поставленной цели, желание идти на повышение;
  • уметь работать в коллективе, находить язык с людьми;
  • проявлять лидерство, вносить свой вклад в развитие компании.

Гоулман уверен, что эмоциональный интеллект при правильном и уместном использовании поможет вывести человека или компанию на новый уровень, достигнуть небывалых высот. Люди разных должностей должны приносить окружающим пользу и блага, вносить вклад в развитие компании.

Ученые делают работу для людей, мечтают получить популярность за счет своих открытий. Большие корпорации содержат отдельный штат сотрудников для поддержания связи с потребителями или потенциальными клиентами, для помощи в решении вопросов. Эти сотрудники помимо профессиональных знаний умеют слушать людей, направляют, мотивируют и влияют на них для достижения поставленных целей. В этом состоит смысл их работы.

Эмоциональный интеллект - это не просто приятное общение и выражение чувств, а способность выражать их правильно и уместно, переживая за неудачи, поддерживая в успехах, сотрудничая, во всех смыслах этого слова с другими людьми.

Высокий уровень интеллекта и когнитивные навыки всегда будут цениться во многих сферах деятельности человека. Но, несмотря на это установлено, что получение необходимого результата зависит от них лишь на 25%, а остальные 75% уходят на другие факторы. Поэтому лидеры общественного мнения помимо знаний и ума, наделены еще и эмоциональной и социальной компетенцией, что отличает их от других.

Дэниел Гоулман отметил зависимость занимаемой должности от уровня эмоционального интеллекта. Высокие должности, по мнению Гоулмана, со временем теряют необходимость владеть техническими навыками. Большое значение для достижения цели имеют и следующие критерии:

  • Умение мыслить «масштабно».
  • Умение проявлять лидерство в коллективе, искусство влияния на мнение окружающих.
  • Развитая интуиция. Люди, занимающие главные должности в компаниях согласно проведенным исследованиям в вопросах, касающихся работы, руководствуются своей интуицией. Они способны оперировать фактами для доказательства своей правоты и на подсознательном уровне убеждают собеседника принять необходимые им условия.
  • Уверенность в себе и своих действиях. Она поможет убедить окружающих в правильности решения.

В своей книге Гоулман приводит истории руководителей компаний, которые были уволены или понижены в должности. Автор объяснил это недостаточной компетентностью людей, которые достигли максимума и не могут дальше продолжить развитие из-за набора недостатков даже, несмотря на высокий показатель IQ. Проведенные исследования в области подбора персонала показали, что в основе таких неудач лежит упрямство, не терпение изменений и перемен, не желание общаться на равных с коллективом, высокомерие.

Напротив, успешное руководство - это спокойные, адекватные люди, у которых лидерство проявляется во всем, способные выслушать и прислушаться к чужому мнению, спонтанные, доброжелательные, отзывчивые, умеют сохранить «лицо» в неприятной ситуации. Эмоциональный интеллект автор считает фактором приобретенным, а не врожденным. Сами люди отвечают за эмоциональное и социальное развитие, всегда можно улучшить и натренировать способности к проявлению чувств и эмоций.

Для кого написана книга

Читать книгу легко, она полезна для саморазвития, повышения личных знаний и обогащения профессионального общения. Пригодится для психологов, руководителей компаний, бизнесменов. А также понравится студентам, учителям и тем, кто интересуется психологией. Читать книгу полезно тем, кто желает научиться управлять эмоциями, научится самоконтролю, понимать чувства и эмоции других людей, научится находить общий язык с окружающими.

Несмотря на то что в книге содержится много терминов, читать ее не тяжело. Приведенные примеры из жизни автора и поучительные истории из корпоративной жизни читать интересно и занимательно. Для тех, кто не любит читать или нет времени для этого есть аудиокнига «Эмоциональный интеллект».

Аудиокнига имеет такое же содержание, как и бумажная. Ее можно слушать во время поездок, или занимаясь повседневными делами. Книга поможет изменить ваше представление о работе и о своих возможностях, научит корпоративной культуре и правильному поведению в коллективе.

Сдерживают ли нас эмоции? Может, лучше быть бесчувственными, логически мыслящими существами?

Эмоции жизненно необходимы - они позволяют жить полноценной жизнью и учиться на своём опыте.

Пример. Мозг не только накапливает факты, но и запоминает чувства. Если дотронуться до горячей плиты, будет больно. В будущем такая идея возродит в памяти чувство боли. Так эмоции не дадут совершить ту же ошибку.

Эмоции помогают интерпретировать чувства других людей и предсказывать их действия.

Пример. Представьте, что вы стоите лицом к лицу с разгневанным человеком. Язык тела (сжатые кулаки или громкий голос) говорит вам о его эмоциональном состоянии, и вы можете предсказать его дальнейшие действия.

Эмоции помогают быстро реагировать на ситуацию.

Пример. В случае с разгневанным человеком эмоции дадут нам почувствовать угрозу или злость, позволяя быстро среагировать на нападение.

Люди без эмоций не способны действовать.

Пример. В прошлые века многие душевнобольные проходили лечение «лоботомией», разделяющей две области мозга, жизненно важные для эмоциональных процессов. В результате пациенты утрачивали инициативу и стремление к действиям, а также большую часть своего эмоционального потенциала.

Иногда эмоции мешают принять решение или заставляют действовать неразумно

Хотя эмоции - важный инструмент взаимодействия с окружающей средой, они несовершенны и могут привести к ошибочным действиям.

Это происходит, когда мы излишне эмоциональны. Наш разум способен «жонглировать» множеством элементов одновременно, но в состоянии возбуждения его одолевают тревожные мысли и образы. Рациональному мышлению не остаётся места, и суждение затуманивается.

Пример. Когда вы испуганы, то слишком эмоционально реагируете на ситуацию («у страха глаза велики») и можете даже принять простынь на бельевой верёвке за привидение.

Под влиянием эмоций мы торопимся действовать вместо того, чтобы трезво оценить ситуацию. Когда информация попадает в мозг, её часть поступает в область «новая кора», ответственную за рациональное мышление, и переходит в эмоциональный мозг. Если последний посчитает, что информация несёт угрозу, он может заставить нас действовать не задумываясь, без обращения к мозгу мышления.

Пример. Вы вздрагиваете, если в тёмном лесу краешком глаза видите странную фигуру.

Под действием устаревших эмоциональных реакций мы можем вести себя неразумно. Эмоциональный разум реагирует на текущую ситуацию, основываясь на опыте, даже если её условия изменились.

Пример. Мальчик, которого били сверстники в школе, может вырасти сильным мужчиной, но по-прежнему будет ощущать угрозу со стороны окружающих.

Эмоции очень важны, но они могут блокировать рациональное мышление. Чтобы этого не случилось, надо научиться эффективному управлению эмоциями.

Эмоциональный интеллект позволяет управлять эмоциями и использовать их для достижения целей

Как использовать силу эмоций, искоренив их всепоглощающее влияние?

Эмоциональный интеллект поможет распознавать чувства и управлять ими, не попадая под их тотальный контроль.

Первый аспект эмоционального интеллекта - умение узнавать и называть свои чувства. Этот навык жизненно важен. Люди, неспособные распознавать собственные чувства, больше подвержены приступам ярости. Разберитесь в своих эмоциях, и вам сразу станут понятны причины их возникновения.

Часто ваши чувства в определённой ситуации зависят от вашего отношения к ней.

Пример. Если на улице друг проходит мимо, не узнавая вас, вы тут же посчитаете, что он делает это специально. Это может расстроить или даже разозлить вас. Но друг мог просто не заметить вас.

Когда вы сможете распознавать свои чувства и управлять ими, эмоциональный интеллект поможет сконцентрироваться на достижении определённых целей.

Пример. Допустим, вам необходимо написать статью. Вам не нравится заданная тема, и вы бы предпочли вместо этого пойти в кино. Эмоциональный интеллект поможет управлять такими разными чувствами. Вы можете попытаться взглянуть на тему с другой точки зрения. Возможно, какой-либо её аспект заинтересует вас. А зная, какие чувства вызовет поход в кино, вы сможете на время отложить это удовольствие, предвкушая его.

Студенты, управляющие своей загруженностью, как правило, преуспевают, даже если имеют средний показатель IQ.

Эмоциональный интеллект помогает ориентироваться в социальном мире

Окружающие вас люди играют большую роль в вашей жизни. Только управляя социальным взаимодействием, можно надеяться на полноценную счастливую жизнь. Эмоциональный интеллект способствует развитию социальных взаимодействий, позволяя поставить себя на место других людей. Понять эмоции других людей можно, анализируя невербальные признаки. Чтобы судить о настроении человека, достаточно обратить внимание на подсказки (выражение лица или язык тела). Мы обычно определяем подобные сигналы автоматически.

Пример. Если человек побледнел и в изумлении открыл рот, значит, он испытывает шок.

Поскольку эмоциональный интеллект позволяет сочувствовать людям, вы станете вести себя так, чтобы вызывать благоприятную реакцию со стороны других.

Пример. Представьте, что вы менеджер, и один из членов коллектива постоянно совершает одни и те же ошибки. Вы должны сказать ему об этом и помочь измениться, но сделать это правильно. Если ранить чувства человека, он может встать в оборонительную позицию и вряд ли сделает то, что вы хотите. Но проявив сочувствие и поставив себя на его место, вы обязательно добьётесь своей цели.

Люди с эмоциональным интеллектом могут развивать социальные способности: учить других, разрешать конфликты или управлять персоналом. И эти способности помогают поддерживать отношения в социальной среде.

Эмоциональному интеллекту необходим баланс между эмоциональным «мозгом чувств» и рациональным «мозгом мышления»

Наши мысли и чувства переплетаются. Мозг мышления (оплот рациональных мыслей) и мозг чувств (место рождения наших эмоций) неразрывно связаны с помощью нейронных путей. Эмоциональный интеллект зависит от соединителей между мозгами мышления и чувств, и любое повреждение этих путей может привести к дефициту эмоционального интеллекта.

Пример. Человек, у которого эмоциональный мозг отделён от мыслительного, перестаёт испытывать чувства и теряет эмоциональное самосознание. Такой недуг демонстрируют пациенты, подвергшиеся лоботомии: после прерывания соединений между двумя мозгами они утрачивают свой эмоциональный потенциал.

Мозг мышления должен корректировать функционирование мозга чувств. Это процесс эмоционального саморегулирования.

Как работает эмоциональное саморегулирование?

Такие стимулы, как внезапный громкий хлопок, часто перегружают эмоциональный мозг. Мозг чувств автоматически воспринимает стимул как угрозу и приведёт тело в состояние боевой готовности. Для регулировки этого процесса мы используем мозг мышления.

Услышав громкий хлопок, эмоциональный мозг посылает сигнал телу, мозг мышления проверяет стимул на наличие потенциальной угрозы. При отсутствии опасности он успокаивает как мозг чувств, так и тело, позволяя нам снова мыслить трезво. Поэтому мы не слишком пугаемся каждого внезапного шума. Если разорвать связь между двумя мозгами, такой процесс невозможен.

Пример. Пациенты с тяжёлыми повреждения мозга мышления испытывают трудности в управлении своими чувствами.

Эмоциональный интеллект помогает быть здоровым и успешным

В чём секрет успешной и полноценной жизни? Многие думают, что с высоким IQ люди имеют больше шансов на счастливую жизнь. Опыт же показывает, что люди с развитым эмоциональным интеллектом зачастую более успешны.

Студенты с высоким уровнем эмпатии успешнее, чем их менее участливые товарищи с аналогичным IQ. Вообще, ученики, способные контролировать свои чувства, получают высокие оценки.

Пример. Одно исследование Стэнфордского университета изучало способность группы четырёхлетних детей устоять перед лакомством. Годы спустя оказалось, что те, кто контролировал свои импульсы в возрасте четырёх лет, преуспевали в школе и социальной сфере. Успех сопровождал их и во взрослой жизни.

Эмоциональный интеллект также помогает вести более здоровый образ жизни.

Пример. В периоды стресса сердце испытывает огромное напряжение, так как повышается кровяное давление. Отсюда возникает риск инфаркта. Стресс также ослабляет иммунную систему - в стрессовом состоянии высоки шансы простудиться. Эмоциональный интеллект поможет избежать подобных опасностей. Научившись смягчать такие стрессовые чувства, как тревога и злость, вы снизите их пагубное воздействие. Так, если людей, перенёсших инфаркт, научить управлять гневом, то риск возникновения приступов в будущем значительно уменьшится.

Влияние эмоционального интеллекта на успешность и здоровье огромно, но в школьной программе эмоциональным навыкам внимание почти не уделяется.

Облик общества зависит от эмоционального интеллекта детей

Слабый эмоциональный интеллект может привести к негативным последствиям в масштабах всего общества.

Пример. Трёхкратное увеличение числа убийств среди подростков в 1965−1990 гг. может быть связано с ослаблением эмоционального интеллекта.

Дефицит эмоционального интеллекта может привести к повышению уровня преступности.

Пример. Исследования показывают, что малолетним правонарушителям трудно контролировать свои чувства и «читать» по выражениям лиц других людей - как и сексуальным маньякам. А героиновые наркоманы испытывали трудности в управлении гневом ещё до начала своей зависимости.

Благополучие ребёнка также определяется эмоциональной компетентностью. У детей, растущих в окружении эмоционально интеллектуальных людей, высокий уровень ЭИ. Детям эмоционально интеллектуальных родителей проще контролировать собственные эмоции. Они практически не подвержены стрессу, пользуются большим расположением сверстников и более социально приспособлены, по мнению учителей. Дети с дефицитом самосознания, эмпатии или импульсного управления рискуют получить проблемы психического здоровья и чаще сталкиваются с трудностями в школе.

Современные дети - это будущие родители, менеджеры и политики. Многие из них будут оказывать большое влияние на общество и лучше, чтобы они были неравнодушными, умели разрешать конфликты и не были склонны слепо идти на поводу у чувств.

Способы повысить свой эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект обеспечивает полноценную жизнь. Как повысить его уровень?

1. Чтобы повысить уровень самосознания и самоконтроля, попрактикуйтесь во внутренних диалогах. Это поможет распознать собственные чувства.

Пример. Если ваш друг всем, кроме вас, рассказывает о своих супружеских проблемах, вы можете расстроиться. Внутренний диалог поможет решить эту проблему. Спросите себя: «Почему мне больно?» и ответьте на вопрос: «Потому что мой лучший друг поделился своими семейными проблемами с каждым, кроме меня». Определившись с чувством и его причиной, ослабьте его влияние. Скажите себе: «Я могу чувствовать себя изгоем, но, возможно, он не хотел беспокоить меня, потому что я был занят составлением годовой отчётности». Так вы будете менее расстроены.

2. Чтобы развить участливость, попробуйте копировать язык тела другого человека. Это полезно, поскольку язык тела не только выражает эмоции, но и вызывает их.

Пример. Копируя напряжённую позу другого человека, можно вызывать напряжённость и в самом себе.

3. Чтобы увеличить самомотивацию и мыслить более позитивно, думайте так: люди, убеждённые в том, что они могут изменить причины неудач, легко не сдаются. Они не перестают стараться, потому что уверены - успех зависит от их собственных действий.

То, как вы объясняете свои успехи и неудачи, очень сильно влияет на вашу самомотивацию. И наоборот: тот, кто связывает неудачи с недостатками личности, сдастся в ближайшее время. Такие люди убеждены, что не смогут достичь успеха. Если вы хотите стать успешным, гоните от себя подобные мысли.

Самое главное

Эмоции играют гораздо большую роль в мышлении, принятии решения и личном успехе, чем принято думать. IQ не является вашей судьбой. Люди с развитым эмоциональным интеллектом преуспевают чаще: их отношения процветают, они звёзды на работе. Помните, что эмоциональный интеллект может быть «воспитан» в каждом из нас.

  • Используйте эмоциональный интеллект, чтобы разобраться в своих эмоциях.
  • Как только вы разберётесь в своих эмоциях, то поймёте причины их возникновения и сможете управлять ими или уменьшить их отрицательное воздействие.
  • Эмоциональный интеллект поможет сконцентрироваться на достижении определённых целей.
  • Необходим баланс между эмоциональным «мозгом чувств» и рациональным «мозгом мышления». При этом «мозг мышления» способен корректировать функционирование «мозга чувств» с помощью эмоционального саморегулирования, не давая эмоциям заполучить тотальный контроль.