Личность можно рассматривать как целостность биологических, психологических и социальных компонентов.

1. Биологический компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость)

2. Психологический компонент -

совокупность эмоций, переживаний, волевые устремления, память, способности и пр.

3. Социальный компонент -

совокупность субъективных и объективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе их разнообразной деятельности. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является её деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми. Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в разной степени. Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно изменяется. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания при определённых условиях превращаются в убеждения, а они, в свою очередь определят характер поступков человека.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относитсячеловеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию иопределенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладаетопределенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям- прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятиемдеструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разногорода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности, регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы. Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта, освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену социальной общности.

Индивидуальность». Подходы к изучению.

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку для понимания сущности социальных явлений необходимо понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет ос­нову понимания жизни всей социальной группы или общества. В ходе изучения личности необхо­димо дать ответы на вопросы о формировании личности, месте, зани­маемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от них. Качество жизни, существование цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. Социология отвечает на вопрос, как строятся отношения между личностью и обществом, что предопределяет поведение человека.

Как все материальные объекты, общество включает в себя в качестве исходного элемента отдельно взятого человека. Человек - это общее родовое понятие, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы, био­социальная категория. Отдельно взятый человек в его природ­ной характеристике выступает как предмет исследования медицинских наук (анатомии, физиологии) и психологии. Единичный представитель той или иной социальной общности в социологии понимается как индивид . Он означает недели­мую дальше частицу общества, «социальный атом». Отдельный человек рассматривается не только как еди­ничный представитель рода человеческого, как родовое понятие, но и как член какой-то социальной группы.

Вместе с тем человек выступает и как носитель социаль­ных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность ; именно в этом понятии человек и выступает в качестве исходного элемента социальной структуры. Итак, сегодня в социологии понятие «личность» употребляется в двух значениях: 1) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Личность - источник социальной жизни, ее реальный носитель, деятель. Здесь используются социальные характеристики, показывающие ее принадлежность к той или иной социальной группе (личность рабочего, студента, бизнесмена и др.).

Между поня­тиями «личность» и «индивидуальность» есть сходство, но есть и различия. Понятие «индивидуальность» обычно сопрягается с такими эпитетами, как «яркая», «творческая». Индивидуальность определяют как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на разных уровнях: биологическом, психологи­ческом, социальном и др. Индивидуальность - не просто «атомар­ность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобра­зия. В индивидуальности ценится самобытность, в личности - относительная автономность. Автономность личности высоко ценили выдающиеся филосо­фы, например, И.Кант имел в виду под этим качеством способ­ность человека благодаря определенным жизненным принципам быть «господином себе самому».


Личность - интегральное социальное качество, ко­торое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им мате­риальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической ор­ганизации индивида - одно из условий формирования личности, но ее сущность определяют социальные факторы. В личности переплетаются и единичные, неповто­римые, присущие только ей, и общезначимые черты. Личность как активный элемент социальной системы осуществляет свободу выбора, создает проекты своей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общест­венных отношений. В свою очередь, объективная социальная действительность обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания личности. Основные концепции личности. Концепция З.Фрейда. З.Фрейд (1856-1939) считал, 90% деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и лишь 10% содержат в себе приобретенные знания. Черты био­логического наследия дополняются врожденными витальными потребностями человека (потребности в пище, активности, безопасности и т.д.). Социальное возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с появлением классов, социальное поведение человека становится более сложным. 3.Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество - как систему запретов, табу. Бессознательные (сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности их удовлетворения из-за социальных нормативных ограничений, человек вынужден посто­янно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Фрейд создал трехуровневую модель личности: 1) низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями»; 2) средний слой (Я, или Эго); 3) верх­ний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее агрессивные слои - Оно и Сверх-Я. Они «атакуют» психику человека, в результате чего он посто­янно находится в конфликте с социальным окружением. По мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, поэтому вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Поведенческая концепция. Поведенческая концепция рассматривает деятельность как систему реакций на различные стимулы. Как считают Б.Скиннер , Дж.Хоманс , поведение человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, индивид в любой социальной группе борется за свои интересы. Если его поведение поощряется, то и он будет лоялен по отношению к окружающим и к социальной системе; если он не получает признания, то будет вести себя по-иному. Но каждый человек стремится избегать наказаний и получать поощрения, т.е. поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, проводя прямую аналогию между поведением человека и животного.

В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, лояльность властей и т.д. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время, чем чаще человек испытывал вознаграждающие воздействия со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. Добровольное взаимодействие между партнерами существует до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, т.е. что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемое им вознаграждение.

Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского (1896-1934) сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является деятельность. Она рассматривается в структурном и функциональном аспектах: структурный выясняет строение деятельности, определяет ее элементы, функциональный концентрирует внимание на том, каким образом осуществляется деятельность.

Итак, изучение деятельности личности сводится к следующему: 1) определение доминантного вида дея­тельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.); 2) выяснение принципа осуществления деятельности - вынуж­денная или свободная, отчужденная или неотчужденная; 3) изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности; 4) исследование уровня осуществления каждого из видов дея­тельности. Ни один из приведенных вариантов понимания личности не ис­черпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления.

Статусно-ролевые концепции личности. Ролевые теории личности (Дж.Мид , Р.Линтон , Р.Дарендорф ) исследуют процессы освоения индивидом социально заданных функций-ролей в системе социальных взаимодействий. Человек в процессе деятельности взаимодействует с различными социальными группами. Практически не бывает такого положе­ния, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе: человек является членом семьи, коллектива предприятия, общественной организации. В каждой группе он занимает разное положение по отношению к другим членами группы. Например, директор предприятия, придя в спортивное общество, займет там низкое положение. Социальный статус определяется как ранг или позиция индивида в группе. Социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами как членами общества, гражданами государства.

Для анализа степени включения индивида в различные группы и положения, которое он занимает в них, используется так же понятие «социальная роль». Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус: можно назвать статус детей, статус солдат, чиновников и т.д. Человек может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Таким образом, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, роль - действием в рамках этой совокупности. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение: человек приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: предписанные (наследуемые признаки – раса, пол, социальное происхождение)и достигаемые статусы и роли (образование, заслуги, должность).Наиболее полно отражает социальную роль личности в единстве с ее социальным положением понятие «социальный статус личности» .

Элементы социальной структуры личности. Личность может рассматриваться как целостность биологической , психологической и социальной структур . Боль­ше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний лич­ности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Социальная структура личности включает совокупность объ­ективных и субъективных социальных свойств индивида, форми­рующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности под влиянием общностей, в кото­рые он входит. Важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как само­деятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием «субъект деятельности». Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

В социальной структуре личности можно выделить сле­дующие элементы: 1) образ жизни , или такие виды деятельности, как тру­довая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (труд рассматривается как цент­ральное звено структуры личности); 2) объективные социальные потребности личности, которые определяют ее поведение; 3) способности к творческой деятельности , знания , навыки (они отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования); 4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности; 5) нравственные нормы и принципы , которыми руководству­ется личность; 6) убеждения - самые глубокие принци­пы, которые определяют главную линию поведения человека и составляют ядро структуры личности.

Итак, структура личности представляет собой совокупность, иерар­хию и определенное взаимодействие различных элементов. Со­циальная структура личности постоянно изменяется, посколь­ку постоянно меняется ее социальное окружение («ближнее» - родственники, друзья, знакомые и т.д. и «дальние» - общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека, поэтому социализация может быть понята как изменение социальной структуры личнос­ти в соответствии с требованиями общества. Личность подвержена как прогрессивным, так и регрессивным изменениям, вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции, и приво­дят к отклонениям, девиантному поведению.

Диспозиционная концепция и структура личности. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (лат. расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Она сложилась на основе объединения двух подходов - социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Ф.В.Знанецкий и У.Томас , развили российские - В.А.Ядов и Д.Н.Узнадзе . Дис­позиция предполагает наличие у личности готовности эффектив­но реагировать на макро- и микросреду, на меняющуюся ситуацию. В качестве системообразующего признака были выделены социально-психологичес­кие предпосылки и многообразие отношений индивида к условиям его деятельности.

В.А.Ядов делит диспозиции на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность пове­дения и включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях. Низшие диспозиции - поведение в определенных сферах деятельности, направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отражая главные потребности личности, активно воздействуют на низшие диспозиции. В системе ценностных ориентаций может быть выделена цент­ральная ось, организующая иерархию ценностей и структуру личности: это «жизнен­ная позиция личности» . Она фиксирует устойчивую направленность личности на определенные ценности и есть у каждого человека, даже у того, кто это не осознает.

Социальная типология личности. Одной из центральных задач социологии является разработка личностной типологии. Изучая различные группы людей и их соци­альные функции, социология интересуется их обобщенными, типическими признаками. Проблема состо­ит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Социальный тип личности - продукт сложного переплете­ния историко-культурных и социально-экономи­ческих условий жизнедеятельности людей.

В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берет специ­фику социального действия, степень его рацио­нальности, К.Маркс - формационную и классовую принадлежность. Э.Фромм (1900-1980) определял социальный тип личности как господствующий тип характера, который присущ большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который у людей различен. Значение социального характера, считает Э.Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к тре­бованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенно­сти. Анализируя историю человечества, Э.Фромм выделяет несколь­ко типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительный , рыночный .

В современной социологии получила широкое распространение типология личности в зависимости от ценностных ориентаций: 1) традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а стремление к самореализации и самостоятельности у них менее выражены; 2) у идеалистов сильно выражены критическое отноше­ние к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во то бы то ни стало; 3) для фрустрированого типа личности характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя выброшенным из потока жизни; 4) реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; 5) гедонистические материалисты ориентированы на получение удовольствий: эта погоня за наслаждениями жизни приобретает чаще всего форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии выделяют также модальный , идеальный и базисный типы личности. Модальный - тип, который реально преобладает в данном обществе или в социальных группах. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или «новый человек» Э.Фромма. Базисный тип наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т.д. Социальный тип личности - это отражение того, как общественная система формирует ценностные ориентации человека и через них влияет на его реальное поведение.

Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, эгоизма, карьеризма и вынужденной кооперации. А сфера семейной и личной жизни формирует эмоциональность, сердечную привязанность. В то же время в социологии хорошо известен и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М.Вебер доказывал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношений к труду дали толчок к возникновению капитализма. Комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

Зарубежная социология изучает социальные характеры, свойственные представителям определенных социальных групп: тип «человека организации», «модельной лич­ности», основной тип личности и др. Имеются прикладные разработки (типоведение), служащие инструкциями для менеджеров. В качестве примера можно привести популярную работу «Типы людей и бизнес». Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Некоторые зарубежные исследователи выделяют шесть основных типов личностей: теоретический , экономический , политический , социальный , эстетический и религиозный . За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками материального благополучия.

Различным проблемам теории личности были посвящены труды таких русских мыслителей, как Н.А.Бердяев , И.А.Ильин , Н.К.Михайловский , В.В.Розанов , А.Ф.Лазурский, М.М.Рубинштейн , В.С.Соловьев , С.Л.Франк , и др. В современной отечественной социологии широко распространены концепции, в которых типы личностей являются носителями признаков определен­ных общностей (классов, социальных групп). Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность ра­бочего, интеллигента, руководителя, врача, инженера и т.д.). Существует немало национальных типов лич­ности.

В современной России сложилось понятие маргинального (пограничного) типа личности, которая порвала со своей соци­альной средой, но не адаптировалась к новой. В настоящее время происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Ста­новление новой личностной типологии происходит с большим трудом, новые базисные типы личнос­ти окончательно еще не сформировались. Определенное распро­странение получил человек торгового типа, спекулянт. Средства массовой инфор­мации и судебные инстанции отмечают факт широкого распро­странения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяже­лыми последствиями для общества.

Тема 4. Лекция 2. Социализация личности. (2 часа).


Человек - есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные – рост, цвет глаз, строение тела, и социальные – интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры. С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. С индивидом их объединяет то, что их основа в своей сути является биологической, природной. Однако у индивидуальности она является более сложной и разносторонней. Прежде всего индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. личность: каждая личность – человек, но не каждый человек является личностью.

В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе. роль в ее формировании принадлежит социальным условиям – воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. Поскольку личность действует не в пустом пространстве, а в коллективе, а если шире, то в обществе, он в известной степени зависит от них. Роль общества заключается как в том, что оно создает необходимые условия для появления личностей и реализации их возможностей, так и в создании преград на этом пути.

Социальная структура личности

Структура представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения. В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией. Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в кот. входит человек Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я") Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. Эго ("Я") контролирует поведение человека. Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

Один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

Второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности. Социологи выделяют такие типы личности:

1. Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, такие качества, как креативность, самостоятельность, стремление к самореализации неразвиты.
2. Идеалисты - сильно выражены: критическое отношение к традиционным нормам, независимость, пренебрежение авторитетам, установка на саморазвитие.
3. Фрустрированный тип личности - характерна низкая самооценка, угнетение, подавленность, ощущение выброшенности из потока жизни.
4. Реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, скептицизм с самодисциплиной.
5. Гедонисты - ориентированы на удовлетворение всех потребительских желаний, это погоня за «наслаждениями жизни».

В социологии также принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, кот. реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип - не привязан к конкретным условиям, это как «пожелание на будущее». Базисный тип-тот, кот. наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Роль личности в истории - роль, выполняемая в истории личностью, которая раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом, классом. В решении вопроса о роли личности в истории марксизм-ленинизм исходит из того, что главной силой в системе условий материальной жизни общества является способ производства материальных благ. Так как главной силой производственного процесса являются трудящиеся, то отсюда следует, что история общества есть прежде всего история развития производительных сил, история трудящихся масс, а не история отдельных выдающихся личностей, завоевателей, царей, законодателей и полководцев. Не отдельные личности создают общество, а общество и классы, его составляющие, формируют личность, не герои создают народ, а народ создаёт героев и двигает вперёд историю.



Элементы социальной структуры личности.

Индивидуальностьʼʼ. Подходы к изучению.

Понятия ʼʼчеловекʼʼ, ʼʼиндивидʼʼ, ʼʼличностьʼʼ, ʼʼиндивидуальностьʼʼ. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку для понимания сущности социальных явлений крайне важно понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет ос­нову понимания жизни всœей социальной группы или общества. В ходе изучения личности необхо­димо дать ответы на вопросы о формировании личности, месте, зани­маемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от них. Качество жизни, существование цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинœемся в понимании себя и других. Социология отвечает на вопрос, как строятся отношения между личностью и обществом, что предопределяет поведение человека.

Как всœе материальные объекты, общество включает в себя в качестве исходного элемента отдельно взятого человека. Человек - это общее родовое понятие, отличающее разумное существо от всœех остальных предметов природы, био­социальная категория. Отдельно взятый человек в его природ­ной характеристике выступает как предмет исследования медицинских наук (анатомии, физиологии) и психологии. Единичный представитель какой-либо социальной общности в социологии принято понимать как индивид . Он означает недели­мую дальше частицу общества, ʼʼсоциальный атомʼʼ. Отдельный человек рассматривается не только как еди­ничный представитель рода человеческого, как родовое понятие, но и как член какой-то социальной группы.

Вместе с тем человек выступает и как носитель социаль­ных качеств и свойств, определœенное сочетание которых и определяет его как личность ; именно в данном понятии человек и выступает в качестве исходного элемента социальной структуры. Итак, сегодня в социологии понятие ʼʼличностьʼʼ употребляется в двух значениях: 1) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Личность - источник социальной жизни, ее реальный носитель, деятель. Здесь используются социальные характеристики, показывающие ее принадлежность к какой-либо социальной группе (личность рабочего, студента͵ бизнесмена и др.).

Между поня­тиями ʼʼличностьʼʼ и ʼʼиндивидуальностьʼʼ есть сходство, но есть и различия. Понятие ʼʼиндивидуальностьʼʼ обычно сопрягается с такими эпитетами, как ʼʼяркаяʼʼ, ʼʼтворческаяʼʼ. Индивидуальность определяют как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на разных уровнях: биологическом, психологи­ческом, социальном и др.
Размещено на реф.рф
Индивидуальность - не просто ʼʼатомар­ностьʼʼ человека, скорее характеристика его единичности и своеобра­зия. В индивидуальности ценится самобытность, в личности - относительная автономность. Автономность личности высоко ценили выдающиеся филосо­фы, к примеру, И.Кант имел в виду под этим качеством способ­ность человека благодаря определœенным жизненным принципам быть ʼʼгосподином себе самомуʼʼ.

Личность - интегральное социальное качество, ко­торое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им мате­риальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической ор­ганизации индивида - одно из условий формирования личности, но ее сущность определяют социальные факторы. В личности переплетаются и единичные, неповто­римые, присущие только ей, и общезначимые черты. Личность как активный элемент социальной системы осуществляет свободу выбора, создает проекты своей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общест­венных отношений. В свою очередь, объективная социальная действительность обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания личности. Основные концепции личности. Концепция З.Фрейда. З.Фрейд (1856-1939) считал, 90% деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и лишь 10% содержат в себе приобретенные знания. Черты био­логического наследия дополняются врожденными витальными потребностями человека (потребности в пище, активности, безопасности и т.д.). Социальное возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с появлением классов, социальное поведение человека становится более сложным. 3.Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество - как систему запретов, табу. Бессознательные (сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности их удовлетворения из-за социальных нормативных ограничений, человек вынужден посто­янно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Фрейд создал трехуровневую модель личности: 1) низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и ʼʼродовыми воспоминаниямиʼʼ; 2) средний слой (Я, или Эго); 3) верх­ний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее агрессивные слои - Оно и Сверх-Я. Οʜᴎ ʼʼатакуютʼʼ психику человека, благодаря чему он посто­янно находится в конфликте с социальным окружением. По мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, в связи с этим вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Поведенческая концепция. Поведенческая концепция рассматривает деятельность как систему реакций на различные стимулы. Как считают Б.Скиннер , Дж.Хоманс , поведение человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, индивид в любой социальной группе борется за свои интересы. В случае если его поведение поощряется, то и он будет лоялен по отношению к окружающим и к социальной системе; если он не получает признания, то будет вести себя по-иному. Но каждый человек стремится избегать наказаний и получать поощрения, ᴛ.ᴇ. поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, проводя прямую аналогию между поведением человека и животного.

В качестве стимулов может использоваться любое ʼʼблагоʼʼ: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, лояльность властей и т.д. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время, чем чаще человек испытывал вознаграждающие воздействия со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. Добровольное взаимодействие между партнерами существует до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, ᴛ.ᴇ. что его ʼʼвкладʼʼ в ситуацию меньше, чем получаемое им вознаграждение.

Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского (1896-1934) сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В корне личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является деятельность. Она рассматривается в структурном и функциональном аспектах: структурный выясняет строение деятельности, определяет ее элементы, функциональный концентрирует внимание на том, каким образом осуществляется деятельность.

Итак, изучение деятельности личности сводится к следующему: 1) определœение доминантного вида дея­тельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.); 2) выяснение принципа осуществления деятельности - вынуж­денная или свободная, отчужденная или неотчужденная; 3) изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности; 4) исследование уровня осуществления каждого из видов дея­тельности. Ни один из приведенных вариантов понимания личности не ис­черпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления.

Статусно-ролевые концепции личности. Ролевые теории личности (Дж.Мид , Р.Линтон , Р.Дарендорф ) исследуют процессы освоения индивидом социально заданных функций-ролей в системе социальных взаимодействий. Человек в процессе деятельности взаимодействует с различными социальными группами. Практически не бывает такого положе­ния, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе: человек является членом семьи, коллектива предприятия, общественной организации. В каждой группе он занимает разное положение по отношению к другим членами группы. К примеру, директор предприятия, придя в спортивное общество, займет там низкое положение. Социальный статус определяется как ранг или позиция индивида в группе. Социальная организация общества должна быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами как членами общества, гражданами государства.

Для анализа степени включения индивида в различные группы и положения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он занимает в них, используется так же понятие ʼʼсоциальная рольʼʼ. Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определœенный социальный статус: можно назвать статус детей, статус солдат, чиновников и т.д. Человек может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, роль - действием в рамках этой совокупности. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение: человек приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Все социальные статусы можно подразделить на два базовых типа: предписанные (наследуемые признаки – раса, пол, социальное происхождение)и достигаемые статусы и роли (образование, заслуги, должность).Наиболее полно отражает социальную роль личности в единстве с ее социальным положением понятие ʼʼсоциальный статус личностиʼʼ .

Элементы социальной структуры личности. Личность может рассматриваться как целостность биологической , психологической и социальной структур . Боль­ше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний лич­ности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Социальная структура личности включает совокупность объ­ективных и субъективных социальных свойств индивида, форми­рующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности под влиянием общностей, в кото­рые он входит. Важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как само­деятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием ʼʼсубъект деятельностиʼʼ. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

В социальной структуре личности можно выделить сле­дующие элементы: 1) образ жизни , или такие виды деятельности, как тру­довая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (труд воспринимается как цент­ральное звено структуры личности); 2) объективные социальные потребности личности, которые определяют ее поведение; 3) способности к творческой деятельности , знания , навыки (они отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования); 4) степень овладения культурными ценностями общества, ᴛ.ᴇ. духовный мир личности; 5) нравственные нормы и принципы , которыми руководству­ется личность; 6) убеждения - самые глубокие принци­пы, которые определяют главную линию поведения человека и составляют ядро структуры личности.

Итак, структура личности представляет собой совокупность, иерар­хию и определœенное взаимодействие различных элементов. Со­циальная структура личности постоянно изменяется, посколь­ку постоянно меняется ее социальное окружение (ʼʼближнееʼʼ - родственники, друзья, знакомые и т.д. и ʼʼдальниеʼʼ - общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека, в связи с этим социализация должна быть понята как изменение социальной структуры личнос­ти в соответствии с требованиями общества. Личность подвержена как прогрессивным, так и регрессивным изменениям, вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции, и приво­дят к отклонениям, девиантному поведению.

Диспозиционная концепция и структура личности. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (лат. расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Она сложилась на базе объединœения двух подходов - социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Ф.В.Знанецкий и У.Томас , развили российские - В.А.Ядов и Д.Н.Узнадзе . Дис­позиция предполагает наличие у личности готовности эффектив­но реагировать на макро- и микросреду, на меняющуюся ситуацию. В качестве системообразующего признака были выделœены социально-психологичес­кие предпосылки и многообразие отношений индивида к условиям его деятельности.

В.А.Ядов делит диспозиции на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность пове­дения и включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях. Низшие диспозиции - поведение в определœенных сферах деятельности, направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отражая главные потребности личности, активно воздействуют на низшие диспозиции. В системе ценностных ориентаций должна быть выделœена цент­ральная ось, организующая иерархию ценностей и структуру личности: это ʼʼжизнен­ная позиция личностиʼʼ . Она фиксирует устойчивую направленность личности на определœенные ценности и есть у каждого человека, даже у того, кто это не осознает.

Социальная типология личности. Одной из центральных задач социологии является выработка личностной типологии. Изучая различные группы людей и их соци­альные функции, социология интересуется их обобщенными, типическими признаками. Проблема состо­ит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Социальный тип личности - продукт сложного переплете­ния историко-культурных и социально-экономи­ческих условий жизнедеятельности людей.

В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берет специ­фику социального действия, степень его рацио­нальности, К.Маркс - формационную и классовую принадлежность. Э.Фромм (1900-1980) определял социальный тип личности как господствующий тип характера, который присущ большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который у людей различен. Значение социального характера, считает Э.Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к тре­бованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенно­сти. Анализируя историю человечества, Э.Фромм выделяет несколь­ко типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительный , рыночный .

В современной социологии получила широкое распространение типология личности исходя из ценностных ориентаций: 1) традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а стремление к самореализации и самостоятельности у них менее выражены; 2) у идеалистов сильно выражены критическое отноше­ние к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во то бы то ни стало; 3) для фрустрированого типа личности характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя выброшенным из потока жизни; 4) реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; 5) гедонистические материалисты ориентированы на получение удовольствий: эта погоня за наслаждениями жизни приобретает чаще всœего форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии выделяют также модальный , идеальный и базисный типы личности. Модальный - тип, который реально преобладает в данном обществе или в социальных группах. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, к примеру, всœесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или ʼʼновый человекʼʼ Э.Фромма. Базисный тип наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т.д. Социальный тип личности - это отражение того, как общественная система формирует ценностные ориентации человека и через них влияет на его реальное поведение.

Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, эгоизма, карьеризма и вынужденной кооперации. А сфера семейной и личной жизни формирует эмоциональность, сердечную привязанность. В то же время в социологии хорошо известен и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определœенного типа. М.Вебер доказывал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношений к труду дали толчок к возникновению капитализма. Комплекс определœенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может, напротив - препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

Зарубежная социология изучает социальные характеры, свойственные представителям определœенных социальных групп: тип ʼʼчеловека организацииʼʼ, ʼʼмодельной лич­ностиʼʼ, основной тип личности и др.
Размещено на реф.рф
Имеются прикладные разработки (типоведение), служащие инструкциями для менеджеров. В качестве примера можно привести популярную работу ʼʼТипы людей и бизнесʼʼ. Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Некоторые зарубежные исследователи выделяют шесть базовых типов личностей: теоретический , экономический , политический , социальный , эстетический и религиозный . За основу выделœения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками материального благополучия.

Различным проблемам теории личности были посвящены труды таких русских мыслителœей, как Н.А.Бердяев , И.А.Ильин , Н.К.Михайловский , В.В.Розанов , А.Ф.Лазурский, М.М.Рубинштейн , В.С.Соловьев , С.Л.Франк , и др.
Размещено на реф.рф
В современной отечественной социологии широко распространены концепции, в которых типы личностей являются носителями признаков определœен­ных общностей (классов, социальных групп). Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность ра­бочего, интеллигента͵ руководителя, врача, инженера и т.д.). Существует немало национальных типов лич­ности.

В современной России сложилось понятие маргинального (пограничного) типа личности, которая порвала со своей соци­альной средой, но не адаптировалась к новой. Сегодня происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Ста­новление новой личностной типологии происходит с большим трудом, новые базисные типы личнос­ти окончательно еще не сформировались. Определœенное распро­странение получил человек торгового типа, спекулянт. Средства массовой инфор­мации и судебные инстанции отмечают факт широкого распро­странения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяже­лыми последствиями для общества.

Тема 4. Лекция 2. Социализация личности. (2 часа).

Элементы социальной структуры личности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Элементы социальной структуры личности." 2017, 2018.

Г Л А В А 8

ЛИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Понятие и социальная структура личности

Очень часто мы употребляем слова «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», используя их как синонимы. Однако данные термины обозначают разные понятия. Понятие «человек » выступает в качестве философской категории, так каконо имеет самое общее, родовое значение, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на биологическом, психологическом, социальном и др. уровнях. Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека, как носителя социальных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность. Поскольку в этом понятии акцент делается на социальном начале, личность выступает в качестве особой социологической категории.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, ребенок должен пройти определенный путь развития, где непременными условиями являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой он взаимодействует. Поэтому под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностям и нормам.

К характеристике личности можно подойти либо с точки зрения ее структуры, либо с точки зрения взаимодействия с другими людьми, окружающей средой.

Структурный анализ личности является одной из наиболее сложных проблем социологии. Поскольку личность рассматривается как структурная целостность биологических, психологических и социогенных компонентов, обычно выделяют биологическую, психологическую и социальную структуры личности, которые изучаются биологией, психологией и социологией.Биологическая структура личности учитывается социологией тогда, когда нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной человек или инвалид не может выполнить все социальные функции, присущие здоровому человеку. С социологией в большей степени связана психологическая структура личности , включающая в себя совокупность эмоций, переживаний, память, способности и т.п. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальные реакции окружающих на деятельность индивида. Качества данной структуры личности имеют субъективный характер. Но при определении социальной структуры личности нельзя ограничиваться ее субъективной стороной, так как в личности главным является ее социальное качество. Поэтому социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности. Из этого логически следует, что важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельное действие и как взаимодействие с другими людьми.

В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

· способ осуществления в деятельности специальных качеств , проявляющихся в образе жизни, ее уровне и качестве, в различных видах деятельности: трудовой, семейной, общественно-политической, культурной и т.д. При этом деятельность индивида по производству материальных и духовных ценностей должна рассматриваться как центральное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;

· объективные социальные потребности личности: так как личность является органической частью общества, в основе ее структуры лежат общественные потребности, определяющие развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;

· способности к творческой деятельности, знаниям, навыкам : наследственность задает способности человека, определяющие результативность его деятельности, однако какие способности будут реализованы, зависит от интересов индивида и его стремления реализовать эти задатки. Действительно, природные способности влияют на такие параметры человеческой деятельности, как темп, ритм, скорость, выносливость, утомляемость, однако содержание деятельности определяется не биологическими задатками, а социальной средой;

· степень овладения культурными ценностями общества , т.е. духовный мир личности;

· нравственные нормы и принципы , которыми руководствуется личность;

· убеждения глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в различной степени. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно меняется.

Личность можно также охарактеризовать с точки зрения социального типа. Потребность в типизации индивидов носит универсальный характер. Каждая историческая эпоха сформировала свои типы, например, в соответствии с доминирующими ценностями возникли культурные типы английского джентльмена, сицилийского мафиози, арабского шейха и др.

В основу известной психологической типологии положены характер и темперамент человека; она включает 4 типа – холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.

Известный швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) предложил свою типологию, которая строится на базе трех осей мышления человека, и каждая из них делит мир и представление о мире на два полюса:

· экстраверсия – интроверсия,

· абстрактность – конкретность (интуиция – сенсорика),

· эндогенность – экзогенность (этика – логика).

Экстраверсия и интроверсия – это разделение мира на мир объектов и мир взаимодействий между ними. В соответствии с этим делением экстраверт ориентирован на объекты, интроверт – на взаимодействия между ними. Экстраверт – это человек, психологические особенности которого выражается в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, проявление инициативы, общительность, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира. Интроверт – это человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу. Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.

Мир конкретен и мир закономерен. С одной стороны, мир образован из конкретных объектов и взаимодействий между ними: например, мальчик Ваня ходит в школу. С другой стороны, наряду с конкретными истинами существуют истины абстрактные, например «все дети ходят в школу». Человек с абстрактным или интуитивным мышлением (термины «интуитивное» и «абстрактное мышление» тождественны) склонен раздумывать про всех детей. Человек с конкретным (сенсорным) мышлением будет раздумывать про своего ребенка.

Мир эндогенен и экзогенен, т.е. он образован из внутренних и внешних явлений. Данную ось сам Юнг назвал «эмоции – мышление», а некоторые социальные психологи называют «этика – логика».

Если в социальной психологии главное внимание обращено на разработку психологических типов, то в социологии – на разработку социальных типов. Тип личности как абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей, обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. Социальный тип личности – это продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. По Л. Вирту, социальный тип – это человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, соответствующими требованиям общества, его ценностям и нормам и определяющими его ролевое поведение в социальном окружении. Это означает, что индивид должен быть типичным представителем какой-либо группы людей (класса, сословия, нации, эпохи и т.д.) в плане поведения, образа жизни, привычек и ценностных ориентаций. Например, типичный интеллигент, новый русский 1990-х гг, олигарх.

Типологии личности разрабатывались многими социологами, в частности, К. Марксом, М. Вебером, Э. Фроммом, Р. Дарендорфом и др., которые использовали разные критерии. Так, Р. Дарендорф считал, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий. Данный критерий он положил в основу своей типологии, в которой выделение типов личности идет через понятие homo sociologicus :

· Homo faber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик, т.е. личность, наделенная важной общественной функцией;

· Homo consumer – современный потребитель, т.е. личность, сформированная массовым обществом;

· Homo universalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности, в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия;

· Homo soveticus – человек, зависящий от государства.

Еще одна типология включает социальные типы личности, выделяемые на основе ценностных ориентаций, которых придерживаются индивиды:

Типы личности могут выделяться в зависимости от ценностных ориентаций индивидов:

· традиционалисты ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания, уровень их самостоятельности, самореализации, креативности низкий;

· идеалисты критически относятся к традиционным нормам, обладают твердой установкой на саморазвитие;

· фрустрированный тип личности характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;

· реалисты сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;

· гедонистические материалисты ориентированы на удовлетворение по­требительских желаний.

Поскольку в структуре личности присутствуют такие два компонента, как совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, выделяются также следующие типы личности:

· идеальный – тип личности, который общество провозглашает своеобразным эталоном; идеальным типом личности в эпоху СССР был настоящий коммунист (пионер, комсомолец);

· базисный – тип личности, который максимально отвечает потребностям общества, т.е. это совокупность типических личностных черт, наиболее распространенных в данном обществе; они характерны для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации, например, тип трудоголика в Японии послевоенного периода. Как правило, именно базисный тип преобладает в рамках определенного социума.

Все эти типологии лишь подтверждают уверенность социологов том, что социальные типы являются продуктом общества. А поскольку мы живем в эпоху быстрых изменений, эпоху глобализации, когда национальные культуры постепенно переплавляются в одну глобальную, мы можем стать свидетелями возникновения новых типов личности.

Концепции личности

Многомерная природа человека, многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов, а также множество образов человека в современной социологии.

Один из подходов – концепция личности 3. Фрейда , который рассматривал человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь, сексуальные) стремления личности задают мотивацию ее действий. Т.к. человек не может удовлетворить инстинкты в их естественной форме из-за социальных ограничений, он вынужден постоянно искать компромисс между своим глубинным влечением и формой его реализации, которая была бы приемлемой обществом. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие и агрессивные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, которая постоянно обороняется от общественного давления и находится в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Другой подход – ролевая теорияличности , которая возникла в американской социальной психологии в 1930-е гг. (Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях. Она в общем базируется на следующих постулатах:

· люди проводят большую часть своей жизни в составе различных групп и организаций;

· в этих группах они занимают определенные позиции (статусы);

· каждый из статусов определяет роль индивида как совокупность функций, исполняемых данным индивидом в группе;

· группа часто формализует ролевые ожидания как нормы или кодированные правила, согласно которым индивид получает вознаграждение, если он успешно исполняет свою роль, т.е. его поведение соответствует нормам; если исполняет плохо, вознаграждения нет и возможно применение санкций;

· обычно ролевое поведение индивидов определяется доминирующими в обществе нормами, что означает, что ролевая теория утверждает, что люди являются конформистами, которые стараются жить в соответствии с нормами, сопровождающими их роль.

Таким образом, ролевая теория утверждает, что социальное поведение индивида определяется различными ролями, которые он регулярно исполняет. Например, у большинства людей уже сложившееся мнение о том, каким должно быть ролевое поведение секретарши: она принимает звонки и отвечает на них, сортирует корреспонденцию и т.д.

Ролевое поведение индивидов рассматривается в рамках различных подходов, которые трактуют его по-разному. Рассмотрим два основных из них – функционализм и интеракционизм. Исследователи в целом разделяют мнение, что роли, содержание которых частично определяется социальной структурой (нормами, правилами, традициями общества), а частично – социальными взаимодействиями, управляют поведением индивида. В свою очередь, индивид сам влияет на нормы, ожидания, создает новые правила (раньше для студента – деканат был святая святых, приходили лишь, когда вызывали, сегодня по-другому), в результате чего меняются модели поведения. Из этого следует, что, если содержание роли определяет социальная структура, то роли являются предметом изучения структурного функционализма. Если же исследователи считают, что поведение индивида определяется его взаимодействиями с другими индивидами, то роли – предмет изучения интеракционистского подхода.

Так, функционалисты считают, что социальная роль распадается на ролевые ожидания то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Если человек берет на себя ту или иную роль, он более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы действия индивидов соответствовали его требованиям и нормам. Для этого существует система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Существует негласное соглашение, когда некоторые модели поведения считаются соответствующими роли, а некоторые нет. Например, доктор, заботясь о благополучии пациента, задает ему интимные вопросы о его здоровье, осматривает его, дотрагиваясь так, как другим не разрешается. Соответствует его поведение роли доктора? Да. А если вопросы о здоровье будет задавать продавец в магазине, да еще присутствовать в примерочной, чтобы под видом помощи переодеться потрогать клиента? Нет, так как он нарушил нормы, определяющие его роль продавца.

Социальные роли попытался систематизировать Т. Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность . Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, смерть).

2. Способполучения . Некоторые роли обусловлены приписанными статусами – например, ребенка или взрослого; другие роли завоевываются в результате усилий личности, например роль топ-менеджера.

3. Масштаб . Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

4. Формализация . Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, студент должен сдать все зачеты и экзамены в соответствии с установленными сроками зачетно-экзаменационной сессии, чтобы продолжить обучение в следующем семестре. Студент, не выполнивший данное условие, будет отчислен.

5. Мотивация . Разные роли обусловлены различными мотивами. Предполагается, что поступки предпринимателя определяются стремлением получить максимальную прибыль, тогда как священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Функционализм рассматривает роль как один из способов регулировать социальное поведение индивидов, т.к. конкретные роли формируют соответствующие модели поведения, что позволяет прогнозировать это поведение. Один из постулатов функционализма звучит следующим образом: группа взаимосвязанных ролей образует социальный институт (институт образования включает множество ролей: учитель, ученик, директор школы, профессор, студент, аспирант и др.). Его слабое место – роли рассматриваются в статике, как нечто неизменное в течение достаточно долгого периода времени, за что функционализм подвергся критике.

Как же рассматриваются роли с позиций символического интеракционизма ? Интеракционизм не сразу пришел к разработке поведения индивида через его взаимодействия с другими индивидами. Один из основателей данного подхода Чарльз Кули начинал с изучения понятия самости : « я» (I), «меня» (Me), «мое» (mу), «я сам» (myself). Он поставил задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. Кули определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного и противоречивого процесса, которое не может осуществляться без участия других людей, т.е. без социального окружения. Например, скупой человек, который втайне любуется своим золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.

Из понятия самости следует концепция зеркального «Я » , имеющая очень большое значение в социологии. Ч. Кули считал, что каждый человек строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает во взаимодействия. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других людях. Т.е. огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению. Именно через отношения с другими субъектами взаимодействий и их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, но при этом данная оценка индивида может не соответствовать реальности. Например, я некрасивая, потому что у меня веснушки, а моделей с веснушками не бывает.

Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Например, мы любим, когда нам говорят комплименты, которые на деле оказываются просто лестью, или можем отнести несдержанное замечание или окрик начальника к своему неумению, тогда как это просто проявление его плохого настроения.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули, ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. «Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность». В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых – заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.

Идеи Кули развил Джордж Мид . Он разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли –это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли –это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Такой процесс играет особо важную роль в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе. Мид различал 3 стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей:

· подготовительный этап (в возрасте от 1 до 3 лет): ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (девочка наказывает куклу);

· игровой (в 3-4 года): дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво;

· заключительный (в 4-5 лет и более): ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актoров.

В ходе этого процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я. Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого – все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально.

Несомненно, что поведение взрослых находится за пределами данной модели, но и они продолжают осваивать роли и изменять их в процессе межличностных взаимодействий. Это видно из ситуации неопределенности. Представим, у Вадима есть друг Андрей – юрист по профессии. Если Вадим, общаясь с ним как с другом, вдруг спрашивает юридического совета, Андрею нужно будет либо полностью сменить роль, либо временно объединить эти роли (как друг советую рискнуть нарушить закон, а как юрист расскажу о последствиях этого нарушения). До тех пор, пока Андрей не определиться со своими действиями, будет существовать ролевая неопределенность.

Конечно, ролевая теория имеет свои слабые места. Например, трудно объяснить социальное отклонение, когда оно не соответствует закрепленной роли. Так, поведение индивида, который усвоил роль грабителя банков, можно прогнозировать – он будет грабить банки. А если вдруг менеджер банка начнет раздавать наличные деньги случайным людям – этого ролевая теория объяснить не может. Тем не менее, теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

В 1960-е гг. немецко-американский социолог Г. Маркузе (1898-1979) разработал свою концепцию «одномерного человека ». Суть данной концепции состоит в том, что под влиянием информационных социальных стереотипов человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем. Современное общество делает людей как бы одномерными, которые воспринимают происходящее в контексте примитивных альтернатив и противостояний («простые люди», «олигархи», «единоросы»). Иными словами, это личности с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации. Справедливости ради надо сказать, что данное положение свойственно многим обществам.

Социализация личности

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения индивида в социум. Для того, чтобы индивид мог стать членом общества, необходима социализация. Социализация процесс усвоения социальных ролей и культурных норм, начинающийся во младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя можно усвоить знания, как это делать. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и моделей поведения, а через совокупность прав и обязанностей она связана с другими ролями. И все это надо усваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «усвоение» . Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых часов жизни человека начинается процесс его социализации, который лишь в небольшой степени зависит от нервной системы, а определяется, прежде всего, тем опытом, который человек получает в социальной среде на протяжении жизни.

Наиболее распространенными формами, описывающими характер взаимодействия индивида и социальной среды, являются адаптация и интеграция. Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде. Хотя данная форма характерна для об­щественных систем с тоталитарным государственным стро­ем, адаптивный характер взаимодействия с общест­вом может быть обусловлен и самой личностью, ее биологическими, пси­хологическими или социальными ограничениями, в частности, неразвитыми волевыми качествами челове­ка, низким уровнем интеллекта и т.п.

Интеграция предполагает активное взаимодействие инди­вида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую в случае необходимости и целесообразности способен изменять. Данная форма взаимо­действия характерна для общества с демократиче­ским строем государства, однако она также присуща «открытому» типу лич­ности, ориентированному на соотношение индивидуальных и общесоциальных ценностей в сознании и поведении. В этом слу­чае определяющую роль во взаимодействии с социальной сре­дой играет индивид.

В существующих отечественных и зарубежных концепци­ях социализации личности чаще всего используется термин «адаптация», что негативно влияет на дальнейшее изу­чение этого процесса, так как игнорируется специфика его про­текания в различных социальных типах общества и среды, а также специфика социального типа личности. Наиболее наглядной моделью адаптации является принцип подвижного рав­новесия, разработанный Л. фон Берталанфи (1901-1972). Согласно данной концепции, процесс адаптации субъекта детерминирует­ся двумя группами факторов. Первую группу составляют внутренние факторы, обусловленные появлением и развитием самого социального субъекта (напри­мер, биологическими и социальными предпосылками). Вторая группа представлена внешними факторами, отра­жающими уровень состояния социальной системы, характер ее жизнедеятельности, в которую включается субъект. При внутренних факторах социализация определяется логикой возник­новения и развития самого социального субъекта (человека или группы), тогда как при внешних факторах – состоянием соци­альных процессов развития общества, способами хозяйствен­ной деятельности, характером смены формаций и др.

Этапы социализации . Их число различно в разных концепциях (от 6 до 10). Первое детство . Не требует доказательства, что наибольшее значение для образования связи между ребенком и его родителями имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этой связи лежат взгляды, движения, улыбки ребенка и др. Известно также, что со второй недели жизни новорожденный способен отличить лицо своей матери от лица чужого. В этом возрасте роль родителей и семьи в целом очень велика.

Детство и отрочество . Группы сверстников в детстве и отрочестве играют очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сами подростки. Дружба и сексуальность в отрочестве тесно связаны. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола.

Юность. В юности обычно больше всего друзей (до 7 человек) у молодых людей, состоящих в браке. Друзья подбираются по сходству интересов, склада личности, по совместимости на основе удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения, взаимному уважению и т.д.

Зрелость . В этом возрасте деятельность, направленная на достижение поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени дружбе. Поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше.

Старость . С приходом старостивозрастает вероятность оказаться в стороне от круга друзей в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека: выход на пенсию, потеря спутников жизни. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной ситуации (число друзей у человека, вышедшего на пенсию, составляет приблизительно 6 человек).

По характеру социализацию различают как первичную , охватывающую период детства, вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст, а также ресоциализацию .

Принято также различать понятия«агенты социализации»и «институты социализации». Под агентамисоциализации подразумеваются конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Под институтамисоциализации понимают учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее.

В соответствии с характером социализации ее агенты и институты подразделяются на первичные и вторичные. К агентампервичной социализации относятся родители, родственники, друзья семьи, учителя, тренеры и т.д. Понятие «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, илиближайшее окружение человека , и обладает первостепенной значимостью для его социализации.

Агенты вторичной социализации это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, церкви, государства, СМИ, политических партий и т.д. Понятие «вторичная» относится к тем, кто находится за кругом ближайшего окружения человека и оказывает на него менее важное влияние. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их влияние, как правило, менее сильно, чем у первичных агентов.

Вполне закономерно, что семья относится к институтам первичной социализации, тогда как формальные организации – государство, армия, суд, производство, СМИ, церковь и др. – к институтам вторичной социализации.

Наиболее интенсивно первичная социализация происходит в первой половине жизни, хотя, затухая, она сохраняется и во второй.

Вторичная социализация начинается тогда, когда он сталкивается с институтами вторичной социализации. Особенно сильно они влияют на человека в зрелом возрасте, когда он делает карьеру, и в старости, когда ему нужна социальная поддержка. Развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного. Это непреложный закон, однако свойства личности, сформировавшиеся ранее, не всегда сохраняются таковыми до конца дней человека. Иногда возникает необходимость изменить их в силу определенных обстоятельств в самые разные периоды жизни человека. Например, ребенок картавит и родители, переживая, что в школе другие ученики будут смеяться над его картавостью, отправляют его к логопеду. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.

Следует отметить, что первичная социализация является сферой межличностных отношений, тогда как вторичная – сферой социальных отношений, причем одно и то же лицо может выступать в роли агента как первичной, так и вторичной социализации.


Похожая информация.