Если сознательное приобретение поддельного товара может принести человеку даже некоторое удовольствие (например, приятное ощущение экономии), то покупка фальсификата по цене оригинала точно разочарует и расстроит. Причем поддельная одежда в редких случаях бывает близка по качеству к оригинальной, но косметика и духи – никогда. Перспектива получить вместо утонченного французского аромата китайский освежитель воздуха грозит не только впустую потраченными деньгами, но и аллергией, кожными заболеваниями и даже отравлениями.

Подделки в первую очередь плохи тем, что производятся в помещениях без необходимого оборудования, часто за счет неквалифицированного и детского труда, в условиях изнурительных многочасовых смен. Если на таких производствах и есть контроль качества, он очень посредственный. Именно поэтому грубые копии оригинальных духов Chanel легко отличить даже по упаковке. Но если над достоверностью фейка хоть немного поработали, задача усложняется: для правильного выбора необходимо знать обо всех особенностях конкретного бренда.

Chanel: оригинал vs подделка

Chanel ежегодно попадает в топ Всемирной таможенной организации как один из самых подделываемых брендов. Логотип из двух скрещенных С вы встретите и в переходе московского метро, и в модном европейском бутике. В России поддельные духи «Шанель» продаются в том числе в корнерах крупных торговых центров. Фальшивки способны выглядеть весьма правдоподобно, и если вы ни разу не держали в руках оригинальный флакон, то вполне можете ошибиться. Как же не обмануться распознать подделку Chanel?

  • Посмотрите цену на официальном сайте Chanel (http://www.chanel.com/), не в русскоязычной версии. Как бы вас ни убеждал продавец, новые оригинальные духи Chanel (Perfume) не могут стоить меньше ста долларов за минимальный объем 75 мл, парфюмерная вода (Eau de Parfum) и туалетная вода (Eau de Toilette) – меньше шестидесяти. Дезодоранты, кремы для тела, спреи для волос стоят от тридцати долларов.
  • Послушайте и нанесите настоящие духи Chanel , если есть такая возможность. В сети вы найдете описания и перечисления нот каждой композиции «Шанель», но с личным опытом ничто не сравнится. Идеальный вариант – отправиться прямо в бутик Chanel. Узнать адреса сертифицированных партнеров бренда можно в разделе «Найти магазин» (Storelocator) на том же официальном сайте.
  • Изучите жидкость во флаконе . Ее консистенция должна быть однородной, слоистость и наличие примесей недопустимо. Оригинальные духи Chanel имеют благородный приглушенный оттенок, яркий краситель – очевидный признак фальсификата. Цвет духов может быть несколько темнее, чем у парфюмерной воды, но ни в коем случае не должен напоминать по виду дешевую газировку.
  • Осмотрите флакон , если есть возможность, подержите его в руках, сопоставьте с изображением на официальном сайте. Признаки оригинала: текстура стекла гладкая и однородная, толщина стенок небольшая, колпачок матовый с тугой резьбой. Колпачок должен плотно прилегать к дозатору и закрываться с глухим щелчком . На некоторых флаконах «Шанель» есть металлическая полоска – в оригинале она тонкая и аккуратная. Длина трубки пульверизатора должна быть оптимального размера, не короткой и не длинной. Обратите внимание на качество надписи на флаконе – у подделок она может быть нечеткой, со стершейся краской.
  • Рассмотрите коробку . Попробуйте заранее найти фото оригинальной коробки в сети и сравните общее оформление, размер и написание шрифта. Если вы владеете французским языком, то можете найти ошибки в написании компонентов. Кстати, указание информации о товаре не на французском, а на любом другом языке – явный признак фальсификата. Картонный держатель внутри коробки должен плотно обхватывать флакон. Потрясите упаковку и убедитесь, что в ней нет свободного места. На дне коробки должен быть выдавлен четко различимый батч-код (номер товарной партии). Проверить подлинность кода можно на этом сайте: http://checkcosmetic.net/. Также на дне коробки должен быть указан штрих-код, место и дата производства духов. У модного дома Chanel нет производственных представительств в т.н. странах третьего мира, парфюмерия бренда изготавливается и разливается только во Франции.

  • Обратите внимание на качество целлофана , в который обернута коробка. Пленка на упаковке оригинальных духов Chanel тонкая и плотно прилегает к картону, не образуя складок. Она запечатана способом горячего запаивания сбоку или на дне коробки, поэтому шов очень аккуратный, он едва заметен. Если вы видите на целлофане волны, повреждения, неровности, грубые швы, следы клея – перед вами подделка.

Помните: у Chanel не бывает распродаж, скидок на бракованную или неликвидную продукцию. Chanel – это живая классика и один из самых востребованных мировых брендов. Настоящие духи Chanel не пылятся на складах и не поступают в продажу с отклонениями от высокого стандарта качества. Лучшая защита от подделок – покупка духов у официального дилера «Шанель» в вашем городе.

Если вы все-таки решили купить аромат у частного продавца через интернет, придерживайтесь простых правил:

  • требуйте как можно больше фото, чтобы внимательно изучить их;
  • не стесняйтесь просить фото, где одновременно видно продавца и батч-код;
  • опасайтесь надписи «Tester»;
  • читайте отзывы и не верьте всему, что написано в положительных.

Удачи в поисках!

Возможно, Вам будет интересно

Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что Шанель распространяет свою продукцию исключительно в специализированные магазины парфюмерии и собственные сайты в интернете.

Цвет Шанель no. 5 в консистенции духов (Perfume) должен быть немного темнее, чем у парфюмированной воды (EDP). А парфюмированная вода должна быть немного темнее туалетной воды (EDT).

Имеет смысл посмотреть стекло флакона. Если стекло имеет неоднородную толщину, полоски, пузырьки, имеет неаккуратные углы, то это подделка. Все флаконы Шанель в обязательном порядке проходят специальный контроль на фабрике, поэтому подобные вещи там недопустимы.

На коробке обязательно должен быть плотно прилегающий целлофан. Если целлофан склеен криво, имеются подтеки клея, то это подделка. Между прочим, оригинальный клей Шанель полностью прозрачный, он не бывает белым или еще каким- либо.
Если картон тз которого выполнена коробка низкого качества, краска на надписях легко стирается, шрифт слишком тонкий или наоборот толстый, отсутствует теснение - то это 100% подделка. Обращайте пожалуйста на это внимание! Визуально проверьте шрифт. Шанель использует шрифт, который они называют Avant Garde.

Также обязательно на дне флакона должен присутствовать серийный номер. Он должен быть выдавлен во флаконе, а не напечатан.

Если вы купил духи в виде спрея, то переверните флакон вверх ногами. Крышка на спрее не должна падать. Крышки у Шанель подобраны таким образом, чтобы одеваться легко, но не падать в перевернутом состоянии. Если же вы купил флакон с откручивающейся крышкой, то обратите внимание на внутреннюю резьбу. Крышка должна накручиваться легко без усилий.

Логотип на самом флаконе должен быть нанесен очень четко. Не допустимы никакие отклонения. Например, если наклейка приклеена кривовато, а логотип нанесен ровно, то это все равно подделка.

Обратите внимание на трубочку внутри флакона духов. Если духами не пользовались, то в трубочке должен оставаться пузырек воздуха.

Очень часто недобросовестные производители наливают подделку в оригинальные флаконы.

Посмотрите на черную ленту, которая идет по горлышку флакона. Она должна располагаться четко по центру. Логотип должен соответствовать стандарту.

Если на дне флакона надписи легко стираются ногтем, тот это подделка. Проверьте наличие всей нужной информации на дне флакона. Почитайте все надписи на предмет выявления ошибок и каких - либо опечаток.

Запах настоящего Шанель не должен измениться после 15 минут посл нанесения. Запах должен быть все время одинаковым.

Если вы купили винтажный Шанель, то верхние ноты аромата могут стать немного блеклыми. Это связано с разложением растительных масел и с особенностями хранения парфюма.

Надеемся, что все вышеперечисленные советы помогут вам не наткнуться на подделку и приобрести оригинальные духи от Шанель.

Парфюм — это не просто аромат, это дополнение к созданному образу, это настроение, это характер… Кто-то любит легкие и воздушные ароматы, а кто-то без ума от тяжелых, сладких.

Духи Шанель (Chanel) — это уже своего рода классика среди люкса. Каждый аромат имеет свои неповторимые нотки и не оставит равнодушным никого. Многие духи имеют густые насыщенные ароматы, но при этом они отлично садятся на коже, постепенно раскрывая свое звучание. Парфюмом Chanel пользуются уверенные в себе люди, которые хотят подчеркнуть свою индивидуальность и стиль.

Духи Шанель (Chanel): история бренда

История духов от Шанель началась со всемирно известного аромата Chanel №5, создателем которого являлся Эрнест Бо. Он был русским эмигрантом, с которым познакомилась основательница бренда Габриэль Шанель. Это великое событие произошло 5 мая 1921 года. Первые флаконы не продавались, а были подарены состоятельным подругам Коко, которые и распространили положительные отзывы об аромате. И тогда в Доме Шанель стали продаваться эти духи. Затем парфюмер создавал еще несколько парфюмерных композиций для Шанель.

После смерти Габриэль главой дома моды стал Карл Лагерфельд. Он запустил массовое производство новых вышедших парфюмов. С 1978 года и по настоящее время главным парфюмером является Жак Польже, который выпустил несколько популярных ароматов.

Духи Chanel: популярные ароматы

Популярные ароматы соединили в себе сочетание цветочных и фруктовых нот, здесь также могут быть шипровые нотки, поэтому любая девушка, любящая парфюмерию, сможет найти свой аромат. При этом духи Шанель очень насыщенные и шлейфовые, поэтому не требуют никаких «обливаний» и множественных нажатий на дозатор.

Шанель Шанс

Созданный в 2003 году аромат точно соответствует фразе, сказанной самой Коко Шанель - «Кто-то дал мне шанс. И этот шанс - моя душа».

Духи относятся к цветочной шипровой категории. Из простого круглого флакона можно услышать вначале звучание сладкого ананаса, ириса и пачули, в сочетании с перцем и гиацинтом. Затем доносится аромат жасмина и кислого лимона. Завершается композиция мускусом, пачули, ванилью, ветивером.

Этот аромат подходит для женщин любого возраста, но больше всего его оценят девушки, любящие легкие, освежающие парфюмы, которые дарят положительную энергию. Неплотный запах подходит именно к дневному времени суток.

Шанель Шанс Фреш

Эти духи Шанель, как и их предшественник, расположились в цветочной шипровой группе. Запах напоминает весенний или летний сад, в котором можно почувствовать легкие и одновременно глубокие запахи зелени и росы.

Композиция начинается со свежего лимона и кедра. В «сердце» аромата звучат розовый перец и жасмин, дополненные водяным гиацинтом. В основе аромат наполняют запахи тикового дерева, ириса, пачули, ветивера и белого мускуса.

Шанель Шанс Тендер

Фруктово-цветочный запах помещен в округлый флакон из стекла нежного светло-розового цвета. В композиции соединились ненавязчивость, легкость, невинность и оптимизм. Он отлично подойдет в весенне-летний период.

Легкость композиции обеспечивается за счет раскрытия верхних нот, состоящих из грейпфрута и айвы. Средние ноты составили из запахов жасмина, и гиацинта. В финале же, духи заиграют ароматами мускуса, ириса, кедра, амбры.

Духи Шанель Шанс позиционируются, как аромат для девушек, но ведь на каждой парфюм раскрывается по своему, особенно. Именно поэтому он смог завоевать женщин всех возрастов.

Шанель Аллюр

Духи этой серии помогут выделиться и заинтересовать окружающих. Выпуск состоялся в 1996 году, но уже, несмотря на свой довольно молодой возраст, стал классикой.

Аромат Аллюр — это запахи востока, цветочные ноты. При этом данный парфюм легко носится зимой, летом, ночью или днем. Кроме того, что Аллюр можно использовать как аромат на каждый день, он станет хорошим украшением на торжественно мероприятии.

Вначале духи Шанель Аллюр раскрывается с лимона и ванили. Затем можно почувствовать мандарин, ветивер, пассифлору. А уже в основе аромата лежат запахи майской розы, пиона, жасмина.

Духи Шанель Коко

Выход этого аромата был очень важен для бренда, так как он создавался уже без покровительства самой Габриэль Шанель. Эти духи Chanel соединили в себе две вещи, которые прямо противоположны друг другу - скромность и сексуальность.

Аромат достаточно сложный, поэтому сочетает в себе много ноток. Композиция начинается нежным жасминовым звучанием, дополненным гранатовыми нотками, мандариновыми, персиковыми, пряного кориандра, болгарской розы. Сердце парфюма Коко также разнообразно - здесь сливаются запахи мимозы, гвоздики, флердоранжа, клевера, розы. Финал раскрывается лабданум, амброй, сандалом, бобами тонка, опопонаком, сладкой ванилью.

Шанель Сикоморе (Sycomore)

Свою историю они начинают в далеком 1930, но лишь в 2008м аромат был перевыпущен парфюмером Жаком Польже. Особенность духам Сикоморе дал стиль унисекс. Они одинаково хорошо подходят женщинам и мужчинам.

Достаточно простая пирамида древесно-шипровой группы очень стойкая и насыщенная. Альдегидный аромат, который вращается вокруг строгой древесной ноты. В нем также можно услышать звучание ветивера, сандалового дерева, листьев табака и нежной фиалки.

Шанель Гардения (Gardenia)

Практически столетний аромат прошел испытание временем, и все также пользуется популярностью. Элегантный дорогой запах отлично подойдет тем, кто любит женственную классику.

Приятная сладость обеспечивается за счет цветочного букета, который дарит утонченность и изящество любой женщине. Первые ноты раскрываются запахом цветков апельсина и зелени. Далее можно услышать немного фруктовых нот, туберозу, нежный жасмин и ту самую гардению. Сандаловое дерево, пачули, терпкий мускус, сладкий кокос и ваниль завершают звучание.

Шанель Кристалл (Cristalle)

Создание парфюма приходится на 1974 год, а создателем выступил Анри Роберт. Светлый, чувственный аромат, шипровый цветочно-фруктовый, подходит для дневного времени суток в теплый период. Здесь мандарин переплетается с сочным персиком и дыней. А жасмин и иланг-иланг раскрывают запахи ветивера и дубового мха.

Аромат уже является классикой, он имеет мягкие свежие, но при этом обжигающие, нотки, которые прекрасно раскрываются на теле.

Мужские духи Шанель

Мужские ароматы от Шанель призваны подчеркнуть мужественность и смелость сильной половины человечества. Стойкость и шлейф этих запахов действуют на женщин как магнит, ведь мужчины, которые предпочитают такие духи, излучают стиль, силу, совершенство.

В аромате Allure homme Sport создатели хотели воплотить сочетание духовной и физической сил мужчины. И у них это получилось. Свежая сторона духов обеспечивается за счет цитруса. Мускус и амбра отвечают за чувственность аромата, а черный перец и кедр дарят аромату пряность и мужественность.

2010 год ознаменовался выходом долгожданного парфюма Bleu de Chanel . Цитрусовая свежесть и пряность розового перца смягчаются нотками мускатного ореха и имбиря. Духи Bleu de Chanel достаточно сложные и насыщенные, но при этом солоноватые.

Духи Шанель Egoiste Platinum вышли после неудачи с Egoiste Chanel. Egoiste Platinum - это более легкая, свежая версия, но при этом она дарит мужчине энергию, силу, изысканность. Мужественность аромата начинается с игры розмарина и лаванды, плавно переходит в звучание мускатного шалфея и герани. Завершается этот аромат древесным мхом, сандалом и кедром.

Antaeus Pour Homme - это сочетание альдегидов, древесины и пряности. Лаванда с шалфеем дают аромату силу, которую смягчают и освежают цитрусовые. А в шлейфе можно услышать нотки ладана и дубового мха.

Духи Шанель Pour Monsieur - это классика среди шипровых духов. Кстати, это первый мужской парфюм у бренда. Сочность аромата достигается за счет лимона и нероли, пряность - кориандра и базилика. А в шлейфе звучат кедр и дубовый мох.

Женские духи Шанель

Разнообразие женских ароматов Шанель позволяет девушкам разных возрастов и с разными предпочтениями найти своего фаворита.

Духи Chanel №5 - это самый популярный аромат бренда. Он стал культовым в мире парфюмерии. Этот аромат не оставляет равнодушным никого - кто-то его боготворит и считает лучшим в мире, кто-то не понимает, а кто-то вовсе ненавидит.
Необычный, элегантный запах состоит альдегидов, нероли, ландыша, ириса, ванили и других компонентов, которые по замыслу самой Коко должны были олицетворять аромат благородных дам.

Духи Шанель Coco Mademoiselle - запах свежести, цветочной пряности. Яркий, женственный, насыщенный парфюм передает всю силу романтичности, молодости. В нем слились кисловатые цитрусовые запахи, цветы ландыша, роза и мимоза. А в шлейфе можно почувствовать пачули и бобы тонка.

В коротком фильме-ролике духи Шанель Coco Mademoiselle представлены тайным оружием, важной изюминкой, последним штрихом, который заставит сердце мужчины биться чаще.

Духи Chanel №19 - это еще один классический парфюм, соединивший резкость и мягкость, холод и тепло, насыщенность и легкость. Нероли смягчается нарциссом и ландышем, а в конце ощущается древесина и сухость.

Стильный и строгий аромат духов Bois des Iles имеет длинную историю, так как пришел из далекого 1936 года. Теплота и сложность духов обеспечивается за счет слияния альдегидов, пряностей, нежных цветов сирени, жасмина.

Духи Шанель Allure Sensuelle - это один из самых востребованных парфюмов Chanel. Восточный аромат покоряет своим звучанием пряностей и цветочных мотивов - сладкой ванили, розового перца с персиком, жасмином, ирисом.

В первую очередь стоит обращать внимание на внешний вид коробки и флакона. Оригинал не имеет никаких стертых букв, неровного шрифта, кривой трубки или сколотого стекла. Целлофан, в котором находится коробка, должен быть аккуратным, иметь ровный шов.

Если упаковка не вызвала нареканий, можно приступить к изучению запаха. Духи Шанель имеют интенсивные ароматы. Намек на легкость или явный запах спирта являются признаками подделки. Кстати, если запах выветривается за пару часов, то это наверняка подделка.

Штрих-код - это еще один важный признак, по которому можно определить подделку. Кстати, серийный номер наносится не только на коробку, но и на стекло самого флакона.

Духи Шанель: цена

Шанель - это бренд, который выпускает люксовую продукцию, поэтому на низкие цены за столько качественные и роскошные духи рассчитывать не стоит.

Сама стоимость духов Шанель будет зависеть от вида парфюма и его объема. Например, стоимость аромата Chanel Chance составляет более 4000 рублей (60$) за 35 мл. За 150 мл придется отдать более 9500 рублей (140$).

Знаменитый аромат Chanel №5 стоит от 5000 рублей (74$). Туалетная вода Allure имеет стоимость более 5800 рублей (85$) за флакон в 50 мл. А парфюмированную воду Cristalle в размере 35 мл можно приобрести за чуть более 3700 рублей (55$).

Мужские ароматы находятся в той же ценовой категории, что и женские. Например, цена 50-миллилитрового флакона Bleu de Chanel или Allure homme Sport cоставляет чуть более 5000 рублей (75$).

При этом если в наличии имеются дисконтные карты различных сетей магазинов косметики и парфюмерии, то можно сэкономить до 1000 рублей (14$) на одном флаконе.

Духи Chanel находятся в одной ценовой категории с другими люксовыми производителями - Dior, Givenchy, Carolina Herrera, Estee Lauder, Lancome, стоимость которых стартует от 3500 (50$) рублей за флакон 30 мл и достигает 5000-6000 рублей (70-90$). Безусловно, парфюм от Chanel будет стоить дороже чем духи категории мидл-ап, стоимость которых не превышает 25-30$.

Духи Шанель: где купить

Бренд Chanel имеет свой официальный сайт, но он предлагает лишь ознакомиться с их продукцией.

На сайте можно найти точки розничной торговли парфюмерии. Выбрав необходимую страну и город можно увидеть названия магазинов и их адреса, где можно купить сертифицированную продукцию: Chanel Beauty Boutique, Л’Этуаль, Иль Де Ботэ, Арбор Мунди, Рив Гош, Стокманн.

Если нет возможности попасть в сам магазин, то можно приобрести духи Шанель в интернет-магазинах. Но чтобы не наткнуться на подделку, лучше выбирать официальные точки продаж.

Духи Шанель: отзывы

Духи Шанель ценятся своими поклонниками не только за прекрасные ароматы, хотя это очень субъективный аспект, но и за их потрясающую стойкость, а также хороший шлейф. Ароматы постепенно раскрываются на коже, на разных людях они по-разному звучат.

Но некоторые прямо-таки против излишней стойкости, так как духи могут удушать своим шлейфом, который слышен не только человеку, носившему духи, но и окружающим.

В сети наибольшее количество отзывов получают женские ароматы Coco Mademoiselle, Chance Eau Tendre, Chance. А среди мужских больше всего откликов можно увидеть о запахах Bleu de Chanel, Allure homme Sport, Egoiste Platinum.

Эти ароматы заслужили наибольшее внимание за счет своей универсальности, не привязанности к определенному возрасту или времени суток. К тому же многие отмечают, что противоположный пол положительно реагирует на эти запахи.

На самом деле оценки на парфюмы субъективны, так как все предпочитают разные запахи, кто-то любит тяжесть и насыщенность, другой же будет задыхаться или наоборот. Поэтому полагаться на отзывы стоит только в случае желания узнать стойкость и раскрытие аромата.

говорит само за себя, поэтому продукцию, выпущенную по данным брендом, подделывают все, кому не лень. И, к чести мошенников, стоит отметить, что подделки выглядят весьма правдоподобно. Поэтому нужно быть крайне внимательными.
Все же есть ряд признаков, способных помочь отличить оригинал от подделки Chanel - Allure Homme Sport - 100 ml

ВНИМАНИЕ!
На всех фото подделки слева.

В подделке буквы на упаковке имею белый отблеск. Чаще всего причиной тому служит кустарное печатное оборудование, так всплывают его дефекты.

Штрих-код оригинала выполнен на белом фоне, а не на сером, как это сделано в подделке.

Стоит обратить внимание на шов спайки. В подделке он неровный и идет под углом, в оригинале такое просто недопустимо.

В оригинальной упаковке спайки, что сверху, что снизу выполнена в виде прямоугольника.

Номер партии на упаковке и на флаконе должны совпадать. Также, он должен быть четкий, не расплывчатый. А если его и вовсе нет, то подделка явная.

Далее изучаем сам флакон. Покрытие оригинала блестящее серое, без вкраплений, абсолютно чистое. А, вот, флакон подделки матовый. Различая есть и в названии. Обратив внимание на слово HOMME, заметно, что для него выбран более тонкий шрифт, а для слова SPORT выбран более темный красный оттенок.

Оригинал выполнен безукоризненно, а вот в нижней части подделки заметно 4-5 производственных дефектов. К тому же, в центре есть четкий овал, которого в оригинале нет и быть не должно.

В оригинале должен быть серый цвет распылителя. Белый цвет выдает подделку. Если крепление крышечки шире и выпирает сильно, то это подделка.

Четкая эмблема оригинала на крышечке подделке превращается в плохо выполненную мазню.

Надпись Сhanel на крышечке оригинала выполнена совсем иначе, нежели в подделке.

Рождается ли человек эгоистичным или его делает таким жизнь? Как формируется эгоизм у ребенка? Главное условие нормального развития человека, главная жизненная сила – любовь. Она, как солнце, дающее жизнь. Наверное, многие из вас слышали об эффекте «госпитализма». Это явление наблюдалось в немецких домах ребенка. Несмотря на то, что дети имели все: питание, уход, тепло, они почему-то не только плохо развивались, но там была и повышенная смертность. Как выяснилось, это результат того, что ребенок лишен материнской любви. Там, где няня проявляла к ребенку любовь, внимание и заботу, он выживал. Если этого не было – ребенок чахнул, заболевал, а в некоторых случаях и умирал. Для выживания ребенку необходима прежде всего любовь.

Аналогичные ситуации в семье, где мама в состоянии усталости, раздражения, утомления: у нее нет душевных сил проявить любовь к ребенку. Когда она его кормит, ребенок может отказываться от кормления, кричать. У него появляются болезни пищеварения и другие недуги. Г.С. Салливан – американский психоаналитик, посвятивший этому свои исследования, выявил, что если мать кормит младенца в состоянии тревоги, то для него весь мир окрашивается в темные тона, становится страшным, угрожающим, ужасным. Дети реагируют по принципу: «все или ничего». Материнская тревога даже в небольших дозах вызывает у них переживание ужаса, поэтому ситуация кормления становится для ребенка страшной, и он от нее уходит, отказывается от груди. Многие матери не могут понять, почему дети плохо едят, почему они капризничают. А это происходит потому, что ситуация кормления становится травмирующей уже с младенчества из-за состояния самой матери. Оказывается, дети очень чувствительны к эмоциональной атмосфере семьи: если она напряжена, тревожна, неблагополучна, то и психическое развитие младенца идет по типу «госпитализма».

Так же возникают разные болезни: физические, а главное – психические. У ребенка формируются трудности характера. Мир для него становится опасным, угрожающим – и так формируется эгоцентризм. Взрослый становится опасным, мир – страшным, и ребенок замыкается в себе. Мы видим упрямых детей, которые боятся и чураются взрослых, детей негативистичных и агрессивных. Душевные травмы младенчества поглощают все их внимание, концентрируют на себе их душевную жизнь, и так у них формируется эгоцентрическая доминанта, которая искажает восприятие окружающего мира.

Эгоцентризм – это не то же, что эгоизм. Эгоизм сопряжен с жизненной позицией использования других в своих целях, когда на первое место ставятся свои интересы в ущерб интересам других. Можно допустить, что эгоизм связан с эгоцентризмом, но все-таки это разные явления.

В своей дипломной работе Марина Юрьевна Колпакова проводила исследование с детьми из детского дома, родители которых лишены родительских прав, и с детьми1 из обычного детского сада. Мы смотрели, как у детей развиваются отношения к людям, к окружающему миру, и пытались понять психологию эгоизма и эгоцентризма. Оказалось, что здесь разные корни. Эгоистичные дети обычно вырастают в семьях, где их балуют, где единственный ребенок становится центром семьи. Эгоцентричные дети – это дети, часто вообще лишенные семьи, нормального материнского ухода, это нередко дети из детских домов.

Всем участникам исследования предъявлялись картинки теста ТАТ (Тематического Апперцептивного Теста). На одной из картинок мальчик с неопределенным выражением лица держит скрипку. Можно дать разные ответы: мальчик или думает, или он изучает скрипку, или мальчик сидит печальный. Ответы зависят от состояния воспринимающего. Дети из детского дома, как правило, отвечали, что мальчика оставили, бросили, он один. Также и по поводу других подобных картинок звучала та же мысль: скажем, мальчик сидит у порога, и дети говорят, что его оставили, он один. Дети из детского сада отвечали, что мальчик кого-то ждет у порога, он не один, а на скрипке он будет учиться играть, пойдет в школу. Особенно показательной была картинка, на которой бежит мальчик, а за ним виден паровоз. Несколько детей из детского дома ответили, что паровоз хочет задавить мальчика, паровоз бежит за ним.

Эгоцентризм – это искаженное восприятие. Такой ребенок не может адекватно видеть мир. Он видит угрозу там, где ее нет. Внутренняя тревожность и неблагополучие формируют искаженное восприятие действительности, неадекватность мировосприятия, Дети из благополучных семей видели ситуацию благоприятной, воспринимали мир в оптимистических тонах. Дети же из трудных семей отвечали подобно воспитанникам детского дома.

Итак, атмосфера в семье, любовь или ее отсутствие оказываются решающими в формировании типа личности. А в направленности на себя как две ее разновидности мы различаем эгоцентризм и эгоизм. Эгоизм развивается часто там, где, притом, что ребенка балуют, он оказывается лишенным душевной, внутренней любви, той любви, которая дает чувство сопричастности другим. Эгоизм – это тоже следствие отсутствия любви, но другого типа. С эгоистичным ребенком надо вести себя не так, как с эгоцентричным. Если эгоистичного надо ставить в условия, где необходимо учитывать интересы других, стараясь изменять привычки и жизненную установку ребенка, то с эгоцентричным надо действовать очень осторожно. Его надо лечить любовью.

Подведем итоги сказанному о различии эгоизма и эгоцентризма. Эгоист использует других людей как средство достижения собственных целей, ставит на первое место свои интересы в ущерб другим. Эгоцентризм является следствием душевной травмы в раннем детском возрасте. У таких детей повышенный уровень тревожности, они склонны ожидать плохого и проецируют свой внутренний душевный опыт на окружающих.