МЕЩЕРСКИЙ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ - князь, российский пуб-ли-цист, пи-са-тель, действительный статский советник (1873 год), ка-мер-гер (1872 год).

Из ро-да Ме-щер-ских. Внук Н.М. Ка-рам-зи-на. Окон-чил Училище пра-во-ве-де-ния (1857 год). В 1857-1858 годах слу-жил в Се-на-те. Стряп-чий по-ли-цей-ских дел в Ро-ж-де-ст-вен-ской час-ти Санкт-Пе-тер-бур-га (1859 год). Су-дья по гражданским де-лам Санкт-Пе-тербургского уезд-но-го су-да (1859-1861 годы). Чи-нов-ник осо-бых по-ру-че-ний при ми-ни-ст-ре внутренних дел (1861-1876 годы). В конце 1876 года при-чис-лен к Министерству народного про-све-ще-ния без мес-та и со-дер-жа-ния (чис-лил-ся до смер-ти). Из-да-тель (1872-1877, 1882-1914 годы) и ре-дак-тор (1882-1894, 1895-1906, 1913 годы) кон-сер-ва-тив-но-го жур-на-ла-га-зе-ты «Гра-ж-да-нин», из-да-тель и ре-дак-тор газеты «Русь» (1894-1896 годы), жур-на-лов «Вос-кре-се-ние» (1887-1894 годы), «Дру-же-ские ре-чи» (1903-1905 годы) и других из-да-ний. Глас-ный Санкт-Пе-тербургской городской ду-мы (1904 год).

В 1862-1872 годах вхо-дил в бли-жай-ший круг мо-ло-дых чле-нов императорской фа-ми-лии, осо-бен-ная друж-ба свя-зы-ва-ла его с гер-цо-гом Н.М. Лейх-тен-берг-ским (из ро-да Лейх-тен-берг-ских), на-след-ни-ком пре-сто-ла великим князем Ни-ко-ла-ем Алек-сан-д-ро-ви-чем, а так-же с великим князем Алек-сан-дром Алек-сан-д-ро-ви-чем (с 1865 года, по-сле смер-ти бра-та, на-след-ник пре-сто-ла, бу-ду-щий император Алек-сандр III), на фор-ми-ро-ва-ние по-ли-тических взгля-дов ко-то-ро-го Мещерский ока-зал зна-чительное вли-я-ние. В этот пе-ри-од Мещерский был сто-рон-ни-ком ре-форм, про-во-ди-мых императором Алек-сан-дром II. В 1870-е годы за-нял бо-лее кон-сер-ва-тив-ные по-зи-ции. Стал счи-тать, что ре-фор-мы долж-ны но-сить по-сте-пен-ный ха-рак-тер, со-от-вет-ст-вую-щий уров-ню раз-ви-тия стра-ны, что «к ре-фор-мам ос-нов-ным на-до по-ста-вить точ-ку, ибо нуж-на пау-за, пау-за для то-го, что-бы дать жиз-ни сло-жить-ся» (при-нёс-шая Мещерскому ре-пу-та-цию ре-ак-цио-не-ра ста-тья «Впе-рёд или на-зад», опубликована в журнале «Гра-ж-да-нин», 1872 год, № 2). В середине 1870-х годов оце-ни-вал ре-фор-мы Алек-сан-д-ра II уже как не-удач-ные, а при-чи-ной это-го счи-тал не-го-тов-ность и не-же-ла-ние пред-ста-ви-те-лей об-ра-зо-ван-но-го об-ще-ст-ва за-ни-мать-ся де-лом. Мещерский об-ли-чал не-со-стоя-тель-ность земств, под-ме-няв-ших, по его мне-нию, прак-тическую хо-зяйственную дея-тель-ность «ли-бе-раль-ной го-во-риль-ней»; ука-зы-вал на тен-ден-ци-оз-ность но-вых су-дов, снис-хо-ди-тель-но от-но-сив-ших-ся к пре-ступ-ни-кам из низ-ших со-сло-вий и, на-обо-рот, го-то-вых при-знать ви-нов-ность че-ло-ве-ка из-за его вы-со-ко-го со-ци-аль-но-го ста-ту-са. След-ст-ви-ем ре-форм счи-тал об-щее па-де-ние нрав-ст-вен-но-сти в об-ще-ст-ве. Идеа-лом государственного уст-рой-ст-ва для Мещерского яв-ля-лась силь-ная са-мо-дер-жав-ная власть, опи-раю-щая-ся на ши-ро-кие об-щественные кру-ги, с чем бы-ли свя-за-ны его кри-ти-ка пра-ви-тель-ст-ва за не-до-ве-рие к об-ще-ст-ву, при-зы-вы к со-кра-ще-нию пол-но-мо-чий ми-ни-стерств за счёт уси-ле-ния вла-сти гу-бер-на-то-ров, от-стаи-ва-ние эле-мен-тар-ных гражданских сво-бод (сло-ва, со-вес-ти). Мещерский ве-рил в са-краль-ность цар-ской вла-сти, был сто-рон-ни-ком со-хра-не-ния со-слов-ной сис-те-мы как ос-но-вы са-мо-дер-жа-вия и па-тер-на-ли-ст-ской опе-ки над кре-сть-я-на-ми со сто-ро-ны дво-рян-ст-ва. Национальные во-про-сы рас-смат-ри-вал с точ-ки зре-ния государственных ин-те-ре-сов, их ре-ше-ние ви-дел в рас-про-стра-не-нии на ок-раи-ны Российской им-пе-рии об-ще-рос-сий-ско-го за-ко-но-да-тель-ст-ва.

Со вре-ме-нем Мещерский стал од-ним из главных идео-ло-гов «контр-ре-форм» 1880-1890-х годов. Одоб-рял осу-ще-ст-в-лён-ную императором Алек-сан-дром III кор-рек-ти-ров-ку ре-форм 1860-1870-х годов, по-ста-вив-шую са-мо-дея-тель-ность об-ще-ст-ва под кон-троль пра-ви-тель-ст-ва, уви-дел в этом ко-нец эпо-хи «все-об-ще-го ша-та-ния» и воз-вра-ще-ние твёр-дой, знаю-щей свои же-ла-ния вла-сти, то есть воз-ро-ж-де-ние ис-кон-но рус-ско-го, с его точ-ки зре-ния, прин-ци-па - «что-бы од-на власть управ-ля-ла, и ни-кто боль-ше, а мы бы-ли управ-ляе-мы». Мещерский ак-тив-но бо-рол-ся с лю-бым про-яв-ле-ни-ем ли-бе-ра-лиз-ма, в том числе и в пра-ви-тельственных сфе-рах (вы-сту-пал про-тив ми-ни-ст-ров народного про-све-ще-ния, фи-нан-сов и юс-ти-ции - А.П. Ни-ко-лаи, Н.Х. Бун-ге, Д.Н. На-бо-ко-ва).

С 1872 года литературный и по-ли-тический са-лон Мещерского по-се-ща-ли вид-ные чи-нов-ни-ки центральных ве-домств и ме-ст-ных уч-ре-ж-де-ний, ли-те-ра-то-ры и об-щественные дея-те-ли. В 1880-1910-е годы Мещерский имел оп-ре-де-лён-ный вес в пра-ви-тельственных кру-гах. По-сле всту-п-ле-ния на пре-стол императора Ни-ко-лая II под-верг-ся опа-ле, од-на-ко вско-ре су-мел вос-ста-но-вить своё влия-ние при дво-ре. В пись-мах к императору Алек-са-нд-ру III и императору Ни-ко-лаю II, и в пе-ре-пис-ке с ря-дом вид-ных са-нов-ни-ков (К.П. По-бе-до-нос-це-вым, Т.И. Фи-лип-по-вым, Д.С. Си-пя-ги-ным, В.К. Пле-ве, С.Ю. Вит-те) Мещерский пред-ла-гал свои ва-ри-ан-ты ре-ше-ния важ-ных внут-ри- и внеш-не-по-ли-тических про-блем, пы-тал-ся вли-ять на кад-ро-вую по-ли-ти-ку (в ча-ст-но-сти, со-дей-ст-во-вал на-зна-че-нию И.А. Выш-не-град-ско-го на пост министра фи-нан-сов). Вы-сту-пал про-тив со-юз-нических от-но-ше-ний с западно-ев-ропейскими стра-на-ми, ни-когда, по мне-нию Мещерского, не слу-жив-ших к поль-зе Рос-сии. Един-ст-вен-ной стра-ной, чьи ин-те-ре-сы не вхо-ди-ли в про-ти-во-ре-чие с рос-сий-ски-ми, он по-ла-гал Гер-ма-нию. На ру-бе-же XIX-XX веков Мещерский по-счи-тал власть дос-та-точ-но силь-ной, что-бы про-вес-ти на-зрев-шие ре-фор-мы ме-ст-но-го управ-ле-ния - рас-ши-рить уча-стие в управ-ле-нии «об-ще-ст-вен-ных сил», но не че-рез зем-ст-ва, а че-рез дей-ст-вую-щие при под-держ-ке гу-бер-на-то-ров ме-ст-ные вы-бор-ные ко-мис-сии. Мещерский уча-ст-во-вал в со-став-ле-нии про-ек-та Ма-ни-фе-ста Ни-ко-лая II от 26.02(11.03).1903 года, ко-то-рый воз-вес-тил о про-грам-ме ре-форм - зем-ско-го са-мо-управ-ле-ния, цен-зу-ры и других. Ли-бе-раль-ные и ре-во-люционные на-строе-ния об-ще-ст-ва Мещерский по-ла-гал на-нос-ны-ми, не уко-ре-нён-ны-ми в русской жиз-ни. Подъ-ём ли-бераль-но-го дви-же-ния в 1904-1905 годах ка-зал-ся ему ох-ва-тив-шим об-ще-ст-во бе-зу-ми-ем. В 1905 году в со-ста-ве Осо-бо-го со-ве-ща-ния под пред-се-да-тель-ст-вом Д.Ф. Ко-бе-ко Мещерский уча-ст-во-вал в раз-ра-бот-ке Временных пра-вил о по-вре-мен-ных из-да-ни-ях (смотрите в статье Вре-мен-ные пра-ви-ла о пе-ча-ти 1905-1906 годов).

Ав-тор по-пу-ляр-ных са-ти-рических по-вес-тей и ро-ма-нов из жиз-ни выс-ше-го све-та, в ху-дожественной фор-ме вы-ра-жав-ших его по-ли-тические взгля-ды: «Жен-щи-ны пе-тер-бург-ско-го боль-шо-го све-та» (тома 1-3, 1874 год), «Один из на-ших Бис-мар-ков» (тома 1-2, 1874 год), «Лорд-апо-стол в боль-шом пе-тер-бург-ском све-те» (тома 1-4, 1876 год), «Тай-ны со-вре-мен-но-го Пе-тер-бур-га» (тома 1-4, 1876-1877 годы), «Муж-чи-ны пе-тер-бург-ско-го боль-шо-го све-та» (тома 1-4, 1897 годы), «Ми-лый че-ло-век» (тома 1-2, 1901 годы) и другие. Ав-тор ме-муа-ров («Мои вос-по-ми-на-ния», тома 1-3, 1897-1912 годы; пе-ре-изданы под названием «Вос-по-ми-на-ния», 2001 год).

Ис-точники:

Франк В.С. Из не-из-дан-ной пе-репис-ки имп. Алек-сан-д-ра III и Ни-ко-лая II с кн. В.П. Ме-щер-ским // Со-вре-мен-ные за-пис-ки. 1940. Т. 70;

Vinogradoff I. Some Russian Imperial letters to Prince V.P. Meshchersky // Oxford Slavonic Papers. Oxf., 1962. Vol. 10;

idem. Further Russian Imperial correspondence with Prince V.P. Meshchersky // Ibid. Oxf., 1964. Vol. 11.

Сочинения:

Очер-ки ны-неш-ней об-ще-ст-вен-ной жиз-ни в Рос-сии. СПб., 1868-1870. Вып. 1-2;

Ре-чи кон-сер-ва-то-ра. СПб., 1876. Вып. 1-2;

Прав-да о Сер-бии. СПб., 1877;

В ули-ку вре-ме-ни. СПб., 1879;

О со-вре-мен-ной Рос-сии. СПб., 1880;

Что нам нуж-но. СПб., 1880;

Гра-ж-да-нин кон-сер-ва-тор / Вступ. ст., сост., ком-мент. И.Е. Дро-но-ва. М., 2005.

Дополнительная литература:

Ку-ту-зов П.А. Ос-но-вы пат-рио-ти-че-ских убе-ж-де-ний кня-зя В. П. Ме-щер-ско-го (К юби-лею 30-лет-не-го из-да-ния «Гра-ж-да-ни-на»). М., 1902;

Сло-ним-ский Л.З. О ве-ли-кой лжи на-ше-го вре-ме-ни: К. П. По-бе-до-нос-цев и князь В.П. Ме-щер-ский. СПб., 1908;

Да-лин В.М. По-след-ние Ро-ма-но-вы и князь Ме-щер-ский // Во-про-сы ис-то-рии внеш-ней по-ли-ти-ки СССР и ме-ж-ду-на-род-ных от-но-ше-ний. М., 1976;

Анань-ич Б.В. О тек-сте ма-ни-фе-ста 26 фев-ра-ля 1903 г. (Из ар-хи-ва В.П. Ме-щер-ско-го) // Вспо-мо-га-тель-ные ис-то-ри-че-ские дис-ци-п-ли-ны. Л., 1983. Т. 15;

Со-ловь-ев Ю.Б. Князь В.П. Ме-щер-ский и его роль во внут-рен-ней по-ли-ти-ке в пред-воен-ные го-ды // Про-бле-мы со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ской ис-то-рии Рос-сии. СПб., 1991;

Дро-нов И.Е. Кру-жок кня-зя В.П. Ме-щер-ско-го, 1865-1914 // Вест-ник МГУ. Сер. 8. Ис-то-рия. 2001. № 3.

Хлебосольный князь Мещерский. Поэт был опечален его уходом настолько, что откликнулся одой. Несмотря на отсутствие одических размеров и величественности, присущих жанру, эти восемьдесят восемь строк настолько трогают душу читателя, что неминуемо начинаются поиски информации о том, кто такой князь Мещерский и чем он известен? Оказывается - ничем. Самый обыкновенный человек, хотя и представитель древнего рода. Князя Александра, о котором так горевал Державин, значительно превзошёл в известности его потомок - Владимир, который писал, будучи публицистом, а также издавал и редактировал журнал "Гражданин". Но князь Владимир начал издательскую деятельность в 1887-м, а державинская ода "На смерть князя Мещерского" была написана в 1779 году, почти сто лет назад.

Ода

Смерть и вечность - две темы, касающиеся каждого и постоянно пересекающиеся в оде Державина, небывалая искренность и проникновенность лирики - вот почему эти стихи быстро стали известными и полюбились читателю. В их строках заложена глубокая философия относительно ничтожного человеческого бытия и огромного непостижимого мироздания, внутри которого князь Мещерский всё ещё жив. Утешительно для читателя то, что Державин показывает человечество как часть природы, которая вечна, стало быть и люди часть этой вечности, хотя каждая отдельная жизнь безусловно конечна, кратковременна и преходяща. Ведь любой человек - знатный и ничтожный - обязательно умрёт.

Гений Державина сумел объединить жизнь со смертью в радостном ощущении первого и трагическом переживании последнего, и умерший князь Мещерский с лёгкой руки поэта получил жизнь вечно отрадную - настолько глубоко и страстно сопереживал поэт своему близкому знакомому. Смерть мрачна, неумолима, она равнодушна к тому, что вся жизнь героя строк державинской оды была праздничной, наполненной красотой и довольством, роскошью и негой. До предела усиливается драматизм именно этим противопоставлением: на смерть князя Мещерского невозможно отреагировать словом "отмучился". Сама коллизия, разворачивающаяся в оде, конфликтна, так же как и образная система, применяемая автором.

Заложенный в структуру оды конфликт приводит к пониманию, что диалектическая сущность мироздания противоречива и никак не может быть приведена к единству с отдельно взятой человеческой судьбой. "Где стол был яств - там гроб стоит..." - исключительный по своей насыщенности стих. "На смерть князя Мещерского" - ода на одиннадцать строф, где в каждой строчке жизнь пытается сопротивляться смерти.

Противостояние

Восемь строк любой строфы этой оды обязательно заявляют о противостоянии жизни и смерти. Это утверждается на различных уровнях подачи поэтического материала. Образным рядом, построением синтаксических конструкций, изменениями ритмических рисунков звучания и так далее. Державин очень обильно использует тропы - поэтические иносказания, которые со временем, уже в творчестве его последователей оформятся как оксюморон. Это достаточно сложный троп, но и чрезвычайно выразительный: "Мёртвые души" у Гоголя, "Живой труп" у Толстого, "Горячий снег" у Бондарева - сами названия передают всю неоднозначность переживаний, чувств, душевных состояний в передаче определённых событий.

Державин стал основоположником этого средства выразительности в литературном языке. В одном и том же образе уживаются абсолютно противоположные смыслы - это и есть оксюморон. Неоднозначность, противоречия во всём - не только в каждом поступке человека, в его поведении, но и вся жизнь - один только оксюморон, отсюда и такая высокая степень правдивости в строках этой оды. Анализ стихотворения "На смерть князя Мещерского" явно показывает те начала, которые впоследствии будут разработаны, усовершенствованы и до максимума повысят психологическую нагрузку произведения. Например, фраза: "Сегодня бог, а завтра прах." Это значит следующее: родимся для того, чтобы умереть, и вместе с жизнью смерть свою приемлем. Так звучит главная идея и выполненная Державиным сверхзадача в данном произведении.

Князь Александр Мещерский

Ода, сочинённая Державиным и опубликованная анонимно в "Санкт-Петербургском вестнике" 1779 года, сделала этого человека знаменитым. Молодой так был впечатлён данными строками, что захотел непременно познакомиться с автором, да и не только он. Город, а впоследствии и страна гудели, обмениваясь восторгами. Даже Пушкин, спустя много лет после выхода в свет этого произведения, был впечатлён так, что эпиграфом к главе "Дубровского" взял державинскую строку. Ведь, казалось бы, невозможно выразить мысли о жизни и смерти конкретнее и короче. Вся картина бытия человека раздвигается до необозримых пределов. Строки афористически чеканные не передают почти ничего жизнеописательного относительно своего лирического, внезапно почившего героя.

Сын роскоши, человек благополучный и крепчайшего здоровья. Чем и поразительна была его смерть для друзей, родственников и знакомых. Ода обычно пишется об исторически значимых лицах, по крайней мере это предписывают все законы классицизма. А здесь - просто знакомый поэта. Обычный смертный, ничем из общего числа современников не выдающийся. Это не Суворов, не Потёмкин, а заурядный князь. Почему же стихотворение Державина "На смерть князя Мещерского" производило такое неизгладимое впечатление не только на современников, но и на отдалённых потомков? Это тоже новшество: на тот момент ни один поэт не показал так масштабно всевластность и общность законов мироздания через судьбу обычнейшего из людей.

Образ смерти

Смерть выписана Державиным во всём её могуществе - детально и красочно. Образ её показан в динамике - последовательно и развёрнуто. От скрежетания зубовного до усечения косой дней человеческой жизни - в первой строфе. От глотающей целые царства и разящей безжалостно всё вокруг - во второй.

Далее размах принимает космические размеры: сокрушаются звёзды, потухают солнца, всем мирам грозит смерть. Здесь присутствует и некоторое "заземление", чтобы не улететь в этот космос безвозвратно. Державин переключает читателя на жизнепонимание небольшой насмешливой сценкой: смерть глядит, усмехаясь, на царей, на пышных богачей, на гордых умников - и точит, всё точит лезвие своей косы.

Лейтмотивы

Чёткость деления на строфы отнюдь не нарушает плавности повествования. Целый ряд особых художественных приёмов поставил для этой цели Державин себе на службу. Строфы словно перетекают одна в другую (приём, применённый впервые в русской литературе настолько полно и ясно). Концентрируя главную мысль в последней строке строфы, поэт повторяет её в первой строке следующей, развивая затем и усиливая. Мысль и образ, которые повторяются на протяжении всего текста, называются лейтмотивом, им и воспользовался Державин. Ода "На смерть князя Мещерского" именно потому и получилась таким стройным и последовательным произведением. Главными лейтмотивами послужили равнодушная и бесстрастная смерть и скоротечная, словно сон, жизнь.

Метафизический текст

Князю Мещёрскому не были даны высокие должности, видные посты, он никак и ничем не прославился - ни по военному, ни по административному, ни по художественному ведомству. Человек без особых дарований, с приятными чертами чисто русского хлебосольства (которыми в принципе обладал тогда практически каждый). Первое название, которое дал своему произведению Державин, и вовсе относило его к жанру поэтического послания, но никак не к канонической оде: "К С. В. Перфильеву, на смерть Александра Ивановича Мещерского". Однако пафос истинной оды, звуча колокольным набатом, выдал жанровую принадлежность с первой строфы: "Глагол времён! Металла звон!".

И тут же проясняется метафизическая проблематика. Смерть любого - даже вовсе неизвестного человека делает человечество чуть менее полным, а каждого живущего чуть менее полноценным. Смерть приятеля показана как событие экзистенциальное в потоках изумительных поэтических откровений. Рассказывая о смерти князя, Державин явно сопоставляет её со своей собственной. Единство каждого человека со всем человечеством - вот это и есть метафизика данной идеи. И одновременно ода "На смерть князя Мещерского" говорит о противостоянии смерти, поскольку каждой строкой наталкивает на рефлексию о смысле бытия конкретного человека в общем мироздании, несмотря на его бестрепетные законы.

Смысловая структура

Оригинальные метаморфозы ждут читателя в каждом стихе: первопроходец русской поэзии впервые внёс в литературу абсолютно новые категории: высокое-низкое, вечное-временное, частное-общее, абстрактное-конкретное. Конечно же, всё это известно со времён Аристотеля. Но только у Державина эти категории перестают звучать как взаимоисключающие, вступая в синтез.

Одическое, приподнятое, восторженное звучание констатирует самые неутешительные его постулаты. Жизнь человека и ее смысл: лишь смертный не думает умирать. Такие оксюмороны многочисленны, и все они в этой оде трагичны, так чувствует их Державин. "На смерть князя Мещерского" - ода, поставившая читателя перед лицом смерти как единственной константы, поскольку любая сущность завтра или через тысячу лет, как баобаб, всё равно умирает.

Предупреждение читателю

Существование такой константы сомнительно и иллюзорно, потому что бытийно как бы не имеет смысла, и, значит, сущность не истинна, если следов в будущем никаких от неё не осталось. Державин добавил смысла в сытое, но по большей части бессмысленное существование своего знакомого, одой "На смерть князя Мещерского".

Анализ этого произведения сделан не только филологами, но и философами, где связаны все её детали с моделью вселенной, где нет самооснованности бытия индивидуума, поскольку индивидуальность лишена бытийности. Однако внутренний опыт поэта вступает в спор с неизбежностью, словно предупреждая читателя о том, что он на краю бездны, что цепь превращений не прервётся, все и вся исчезнут в этой космической мистерии без малейшего следа.

Другой князь Мещерский

Державин к князю Мещерскому Владимиру Павловичу отношения иметь не мог, хотя предок его удостоился оды на свою смерть. Князь Александр Иванович был статским советником, служил в таможенной канцелярии. Любил литературу и Санкт-Петербургское Английское общество (клуб). Происходил род Мещерских из татарских князей тринадцатого века, в четырнадцатом и пятнадцатом - владел Мещерой, среди представителей рода были воеводы - городовые и полковые. Это и всё, что известно о князьях Мещерских, ничего особенного. Но в 1838 году родился внук Карамзина, князь Владимир Мещерский, особа не по-державински одиозная. Это один из главных героев общественной жизни России девятнадцатого века, персонаж не только умопомрачительных слухов, но и скабрезных анекдотов. Много работал, издавал журнал (впоследствии - газету), написал "Речи консерватора", которые были довольно известны среди современников.

Его отец - гвардии подполковник Пётр Мещерский, мать - старшая дочь знаменитого историографа и писателя Николая Карамзина. Родители - нравственно красивые люди, просвещённые и верящие в идеалы. Сын же, по собственным его словам, имел и характер дурной, и натуру. Грезил о подвигах во имя Отчизны и о сексуальном внимании со стороны посторонних мужчин. Литературная стезя была выбрана им случайно. В 1981 году описал приезд императора к Потёмкиным, с коими был в дружбе. Вскорости князю Мещерскому было пожаловано камер-юнкерство. И работа в министерстве внутренних дел, после чего и открылась дорога в сформированный неподалёку знаменитый кружок. И начался стремительный подъём князя в элиту государственности России.

Воспитателю наследника - графу Строганову, князь Мещерский понравился, поэтому круг общения князя расположился на высотах заоблачных - он стал близким другом цесаревича Николая (здесь вложен тот самый смысл, несмотря на отношение к будущему русскому монарху). давалась Владимиру Мещерскому не так просто, как кажется: то Строганов обзовёт "плохим куртизаном", то за спиной слишком громко шушукаются и хихикают. Однако советчиком для всего окружения наследника и для него самого Мещерский всё-таки стал. Цесаревич был крепко болен, и князь сопровождал его на лечение в Европу, за что начальник по управлению внутренних дел Валуев назвал его "интимным при дворе".

После смерти Николая (поговаривали о самоубийстве на почве гомосексуализма) Мещерскому дали другого цесаревича, в будущем - Александра III, который питал чувства к кузине князя. Эту привязанность будущего монарха Мещерскому удалось нейтрализовать, принимая огонь на себя, за что императорская семья осталась ему весьма благодарна. К этому времени писательский зуд стал очень досаждать князю, и с помощью цесаревича был учреждён настоящий оплот самодержавия - журнал "Гражданин". Благодаря превосходным воспреемникам учредитель журнала и остался в людской памяти. Ведь продолжили его дело такие люди, как Достоевский, Тютчев, Майков. А сам Мещерский на страницах "Гражданина" нещадно боролся со светским образованием, земством, судом присяжных, крестьянским самоуправлением и интеллигентствующими евреями. "Содома князь и гражданин Гоморры", по словам Владимира Соловьёва.

МЕЩЕРСКИЙ СЕМЕН ФЕДОРОВИЧ 1668-1732. Генерал-поручик.

Князь Семен Федорович Мещерский - 1668-1732
ведет свое происхождение от выходца из Большой Орды, кн.Усейна Ширинского, завоевавшего Мещеру и оставившего ее в наследие своему сыну Бехмету в 1298 г..
Сын Бехмета, Беклемиш Михайло, принял св.крещение и начал именоваться князем Мещерским, положив таким образом начало этой фамилии. (кн.Долгоруков "Родосл.Книга" ч.II 45 и 46)
Отец Семена Федоровича, кн.Федор Иванович, дворянин московский, служил при дворе московских государей и в десятый день по кончине Царицы Натальи Кириловны был, в числе других, дежурным при ее гробе ("Дворц.разряды" IV, 860)
Князь Семен Федорович родился 1 февраля 1668 года; молодые годы служил жильцом, а в 1700 году, при формировании Петром 1 регулярной армии по иностранному образцу, был назначен к генералу Вейде поручиком во Владимирский пехотный полк (сборник XCIV 421; Леф.арх. оп.1 кн.240 стр.472 за 1724 г.)
Постепенно повышаясь по службе, Мещерский в 1703 г., "по рассмотрению господина генерал-фельдмаршала и кавалера графа Б.П.Шереметева", сделался капитаном и майором Владимирского драгунского полка, в 1707 г. - подполковником Московского драгунского полка, затем снова переведенво Владимирский драгунский полк, а в 1709 г., 10 января Высочайшим указом произведен в полковники и назначен в Новотроицкий драгунский полк (сборник XCIV 421; Леф.арх. оп.1 кн.240 стр.472 за 1724 г.)
Во время тяжелой Северной войны, заполнившей собою почти все царствование Петра Великого, С.Ф. находился в действующей армии безотлучно, исполняя довольно важные и ответственные поручения (сборник XI, 86$ XXV, 168) и принимая участие во всех выдающихся эпизодах этой войны.
Вот краткий перечень походов и боевых трудов кн.Мещерского:
после неудачного Нарвского похода он был под Ригою на форпостах, "в зимнем и летнем походах на баталии с Шлиппенбахом под г.Юрьевым", в Курляндии, в сшибке с Левенгауптом ранен в ногу, а в известном сражении под Лесным получил рану в руку. Пропуская далее мелкие стычки, в которых принимал участие С.Ф., упомянем лишь о битве при Полтаве, после которой он был послан с генерал-майором кн.Волконским в погоню за Карлом XII. Далее следует упомянуть об участии кн.Мещерского при взятии городов: Риги, Ревеля и Пернова, при чем из-под Риги он был послан с командою в Аренсбург, а из-под Ревеля с генерал-лейтенантом Боуером - в Померанию. Продержав в Померании под Штетином караулы с мая по сентябрь месяцы, при чем были "многие вылазки и потребы", С.Ф. принял участие в походе в "Мекленбурию" и Голштинию. Возвратясь затем опять в Померанию, когда "доставали Штетин", был по очереди в шанцах. Из-под Штетина ему пришлось отправиться в Малороссию и затем с ген-майором Яковлевым в Польшу, а из Польщи снова в "Мекленбурию" и ходили траспортом к Копенгагену и стояли на Вейне острову, а с Вейна осторова траспортом пришли к Ростоку..." (Леф.арх. оп.1 кн.240 л.472)
За все эти боевые труды, кроме повышения в чинах, кн.С.Ф. был награжден двумя портретами; один из них -"каковы давались полковникам" - он получил еще поручиком за баталию с Шлиппенбахом, другой - за Калишскую баталию, когда он был уже подполковником.(Леф.арх. оп.1 кн.240 л.472)
В 1724 г. при учреждении роты кавалергардов, кн.Мещерский был назначен в нее прапорщиком и, вместе с бригадиром Леонтьеввым, стоял во время коронования Императрицы Екатерины 1 на средней ступени трона, причем "каждый из них имел в руках своего достоинства знаки" (Голиков "Деяния" II, 99) За коронацию - "для такой всенародной радости" - С.Ф. был награжден золотой медалью.
В 1726 году Высочайшим указом был уничтожен в армии бригадирский чин; полковник кн.С.Ф.Мещерский, вместе с некоторыми другими, был произведен в генерал-майоры, с назначением бригадирского "русского" содержания в 540 руб. (М.арх.М.Ю., Герольд.конт. кн.77; Сборник LXXXIV, 510; LXXIX, 371).
В этом же году С.Ф. служил главнокомандующим в Нижегородской губернии, куда ему был послан указ о доставлении в Кабинет Императрицы сведений о том, сколько было собрано подушных денег, и платят ли крестьяне в указанные сроки установленные сборы (Баранов "Оп. Сен.Арх." т.II, 35 ;Сборник XLVI, 382)
В 1727 году мы снова видим С.Ф. в армии начальником дивизии, состоявшей из драгунских полков: Ингерманладского, Азовского, Рижского и ландмилицких; регулярного Севского, нерегулярных: Путивльского, Брянского, Курского и Рыльского (сборник LXX, 328)
Дивизия эта входила в состав Украинской армии князя Михаила Голицына; главной задачей ея было наблюдение за безопасностью южной границы государства. Здесь кн.Мещерскому было поручено осмотреть Царицынскую линию укреплений и вверено начальствование над Царицынским корпусом, вместо заболевшего ген-майора Витерания (сборник LXX, 548)
Объехав линию, С.Ф. убедился в крайне плохом ее состоянии: ров во многих местах осыпался, надолбы и палисады развалились, артиллерия в четырех крепостях этой линии была очень неудовлетворительна. По его поручению была составлена подробная опись всей линии и препровождена на усмотрение генерала фон-Вейсбаха и геню-лейтенанта Чекина. Последний приказал командированные для исправления полки расположить, по неимению кормов, в 17 в. от линии, при реке Иловле, вручив командование этими полками кн.Мещерскому (сборник XCIV, 461 и след.)
Это было последним актом военно-административной деятельности Семена Федоровича. В феврале 1729 года он подал прошение в Военную Коллегию, в котором ходатайствовал за старостью, раною и болезнями уволить его от военной службы, с награждением. По освидетельствовании в Медицинской канцелярии, оказалось, что кн.Мещерский "стар, телом сохнет, в глазах несвободное зрение имеет... служить не можно". (сборник XCIV, 421)
На основании этого заключения и по доношению Военной Коллегии, барон А.И.Остерман в Верховном Тайном Совете, в заседании 24 марта 1729 года, представил мнение, чтобы кн.Мещерскому быть "губернатором в городе Архангельском, а там ныне зело нужен губернатор для отправления коммерции, которая вскоре начнется" (сборник XCIV, 405)
26 марта того же года С.Ф. за болезнями, от военной службы отставлен и назначен в Архангельск губернатором. Вскоре по назначении, новый губернатор подал на Высочайшее имя прошение, в котором, указывая на свою долговременную и безпорочную службу и на то, что отставлен от военной службы без повышения в чине, а "по указам Вашего Императорского Величества велено повышать рангом", ходатайствовал "пожаловать его генерал-лейтенантом и на онай ранг пожаловать патент" (сборник XCIV, 651)
На основании этого прошения 16 мая 1729 года состоялся Высочайший указ о пожаловании генерал-майора кн.С.Мещерского генерал-лейтенантом, и велено ему быть в Архангельске губернатором попрежнему (там же 650)
Недолго, однако, пришлось С.Ф. занимать этот важный и ответственный пост на далекой окраине России. 9 февраля 1732 года он отправился в Петербург и 31 марта явился в Сенат "для определения к делам". Высочайшим указом 2 мая 1732 г. Сенату было повелено: "бывший Кригс-коммиссариат и Провиантскую канцелярию в приходе и расходах денежной казны, мундира и амуниции и провианта счесть: Комиссариат с 1719, а Провиантскую канцелярию с 1724 годов, а для того счету определить для Коммиссариата генерал-лейтенанта кн.Семена Мещерского" (сборник XCIV, 201)
Эту должность Мещерский занимал до самой своей смерти, последовавшей в том же году 8 декабря. После него остался сын, кн.Григорий Семенович, дослужившийся в царствование Елисаветы до чина генерал-поручика.

Мещерский Владимир Петрович (1838-1914), князь, камергер, журналист, публицист, прозаик.

Мещерский Владимир Петрович, 1838-1914, князь, действительный статский советник, камергер, редактор-издатель газеты “Гражданин”. Пользовался большим уважением Царя.

Мещерский Владимир Петрович (1839-1914) - князь, известный черносотенец. В 60-х гг. написал несколько романов и сотрудничал в «Московских Ведомостях», «Русском Вестнике» и других консервативных изданиях. С 1872 г. - издатель, затем редактор ультрамонархической газеты «Гражданин», которую впоследствии регулярно читал Николай II. Основал газету «Дружеские Речи». Резко критиковал реформаторский курс П. А. Столыпина. Являлся противником участия России в большой европейской войне.

Использованы материалы книги: Дневник Распутина. М., ЗАО "Олма Медиа Групп". 2008. (Этот текст принадлежит составителям книги - канд. ист. н. Д.А.Коцюбинскому и канд. ист. н. И.В.Лукоянову).

Мещерский, Владимир Петрович , князь, - русский писатель и публицист. Начал печататься с 1860 года в «Северной пчеле», «Московских ведомостях», «Русском вестнике». Первые книги: поэма «Таврида» (1863), «Очерки нынешней общественной жизни в России» (1868-1870). М. выступал не только против революционного движения, но и против либеральных реформ. Будучи близок к придворным и правительственным кругам, которые субсидировали его издания – «Гражданин» (1872-1914), «Добро» (1881), «Дружеские речи» (1905), М. отстаивал феодально-дворянские привилегии и незыблемость самодержавия. Наряду с публицистикой (сборники «Речи консерватора», 1876, «В улику времени», 1879) М. выступал с романами, обличавшими нравы великосветского общества, проникновение безверия в среду аристократии: «Женщины из петербургского большого света» (1847), «Мужчины петербургского большого света» (1897), «Один из наших Бисмарков» (1847), «Лорд-апостол в большом петербургском свете» (1876) и др. М. известен антинигилистическими романами «Тайны современного Петербурга» (1876-1877), «Записки застрелившегося гимназиста» (1875). В романах, повестях и комедиях, носивших примитивно назидательный характер, отличавшихся схематичностью характеров, иллюстративностью, М. пропагандировал те же реакционные идеи. М. – автор статей о Ф.И.Тютчеве, Л.Н.Толстом, А.К.Толстом, Ф.М.Достоевском, мемуаров «Мои воспоминания» (1897-1912).

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967.

Мещерский, кн. Владимир Петрович (11.1.1839-10.7.1914), писатель, издатель-редактор, правый публицист, общественный деятель, хозяин влиятельного правого салона в С.-Петербурге.

Родился в С.-Петербурге, по линии матери - Е. В. Карамзиной - был внуком великого русского историка и писателя Н. М. Карамзина. По линии отца - подполковника гвардии П. И. Мещерского - внуком известной переводчицы и автора религиозно-нравственных книг для народа княгини С. С. Мещерской. В семье Мещерских царил непререкаемый культ историка Карамзина, что, видимо, предопределило стремление юного князя к писательству. Получив прекрасное домашнее образование, он окончил Училище правоведения (1857). В 1857-1858 служил мл. помощником секретаря в 5-м департаменте Сената, в 1859 стряпчим по полицейским делам в Рождественской части С.-Петербурга, а с конца 1859 судьей по гражданским де-лам С.-Петербургского уездного суда. В 1861 оказался в числе тех молодых людей, которых выбрали для игр и занятий с детьми Александра II - Цесаревичем Николаем Александровичем и его братом Александром Александровичем (будущий Император Александром III). Летом 1861 он сопровождал царскую семью во время поездки в Крым. С 1861 Мещерский камер-юнкер, с 1869 - камергер Высочайшего Двора.

С к. 1861 он - чиновник для особых поручений при министре внутренних дел. По делам службы Мещерскому много и часто приходилось колесить по губерниям России. Он узнал страну не из высоких кабинетов начальства и не понаслышке. Многое из увиденного и услышанного в поездках уже тогда повергло молодого чиновника в довольно грустные размышления относительно правильности избранных методов переустройства России. «Я вынес в то время два убеждения: первое, что жизнь в России идет вперед и второе, что во многом Петербургский либерализм тормозит это движение вперед Русской жизни... Россия взяла жизнь на прокат из разных либеральных газет и журналов. Либеральная и именно ложнолиберальная печать овладела обществом также вполне, как кабак овладел народом», - писал он в своих «Речах консерватора». А совершенные в эти же годы по поручению наследника престола и министра внутренних дел поездки в Великобританию, Францию, Голландию, Швейцарию, Германию позволили ему достаточно хорошо разобраться и в особенностях западных политических систем.

В 1867 неожиданно для друзей и родных Мещерский объявляет о своем решении оставить службу и заняться профессиональной журналистикой. Решение, по меркам людей его круга, весьма странное.«Вам простят все, но не простят, что Вы - князь Мещерский», - предрек ему тогда же поэт Ф. И. Тютчев. Уже в 60-х и н. 70-х Мещерский получает известность своими статьями на злободневные общественные темы, печатаясь в газетах «Северная пчела», «Русский инвалид», «Московские ведомости», журнале «Русский вестник». Серия романов-памфлетов и повестей Мещерского принесла автору большой и заслуженный успех. Это: повести «10 лет из жизни редактора журнала» (1869), «Записки застрелившегося гимназиста» (1875), «Ужасная ночь» (1881), «Князь Нони» (1882); романы: «Один из наших Бисмарков» (1872-1873), «Тайны современного Петербурга» (1876-1877), «Женщины из петербургского большого света» (1873-1874), «Граф Обезьянинов на новом месте» (1879) и др. Перу кн. Мещерского принадлежит несколько пьес, из которых комедии «Болезни сердца» (1885) и «Миллион» (1887) были поставлены в Александрийском театре. Публиковались также его поэтические сборники. Основные проблемы, поднятые Мещерским в этих произведениях, это - космополитизм высшей бюрократии, нравственная деградация великосветского общества, развращение молодежи, карьеризм и безудержная жажда денег. На фоне ослабления религиозности и засилья либерально-буржуазных воззрений эти общественные пороки и привели, по мнению автора, пореформенную Россию к тяжелым социальным потрясениям. Но с литературным успехом стремительно росло и число влиятельных недоброжелателей князя. Особый, «фотографический», метод письма способствовал тому, что люди безошибочно угадывали себя в сатирических персонажах: министр П. А. Валуев, редактор «Современника» поэт Н. А. Некрасов, историк Н. И. Костомаров... Ответом Мещерскому становились бесконечные оскорбления в печати, распространение гнусных сплетен, ходившие по рукам анонимные эпиграммы.

Имя князя неразрывно связалось в общественном сознании прежде всего с существованием журнала-газеты «Гражданин», основанного Мещерским в 1872 на частные пожертвования. В первом же номере нового издания в «Объявлении к читателям» провозглашалось: «Мы не приписываемся ни к какому цеху. Мы становимся прямо и твердо среди жизни русского государства и из нее черпаем те начала, которые должны лечь в основу нашего журнала. Внутренняя наша жизнь, во всех ее слоях, будет главным предметом нашего внимания. В нас самих, в зародыше нашей духовной жизни, лежит та сила, от развития которой зависит все наше будущее». В своем издании Мещерский старался претворять в жизнь свой излюбленный лозунг - «Изучать Россию». На страницах «Гражданина» широко обсуждались все злободневные вопросы тогдашней жизни России: проблемы внешней политики, церковный вопрос, проблемы образования, рабочий и крестьянский вопросы, борьба с пьянством, растление нравов и т. д. Основное место занимала публицистика, однако публиковались и главы из романов, повести, стихи. Существовал очень хороший библиографический отдел. В «Гражданине» печатались Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, М. П.Погодин, И. С. Аксаков, Ф. М. Достоевский (в 1873-1874 один из редакторов), Я.П.Полонский, А. Н. Майков, В. И. Немирович-Данченко, Н. Н. Страхов, В.В.Розанов и др. Большая же часть публиковавшихся материалов принадлежала самому Мещерскому. Здесь одно за другим выходят его публицистические произведения, направленные против методов, которыми проводились преобразования в России. Большая беда для всей России, по мнению Мещерского, та, что важнейшие преобразования передоверены космополитической бюрократии, китайской стеной отгородившейся от русского народа. С отменой крепостного права было как бы отодвинуто от народа и русское дворянство. «Величайшее зло, сделанное России нашими либералами, заключается в том, что для изгнания дворянства из нашей жизни, они прибегнули к самой недобросовестной лжи. Они уверили всех и каждого, уверили даже само дворянство в том, что крепостное право и дворянство - это одно и то же», - с горечью писал Мещерский. Он видел сохранение России как огромной державы в укреплении тех духовно-нравственных и государственно-народных идеалов, которыми жила страна, начиная от Владимира Святого. Иначе Россию ожидает участь колонии нерусской Европы. Политическим идеалом Мещерского было время правления Николая I - период сильной с самодержавной власти, опиравшейся на дворянство и многомиллионный народ с его верой в Бога и царя. Наибольшим влиянием газета-журнал князя пользовалась в годы царствования Александра III, когда публиковавшиеся здесь статьи с идеологическим обоснованием контрреформ воспринимались придворными кругами как отражение взглядов самого Царя. Затем влияние этого издания заметно упало. Отношение к князю даже в консервативных кругах всегда было неоднозначным. Допускавшиеся им в своих статьях личные нападки, колкость и язвительность, некоторые отрицательные черты его характера нажили Мещерскому немало влиятельных врагов. Статьи князя не раз подвергались критике со стороны представителей консервативной печати. Например, после публикации во 2-м номере «Гражданина» за 1872 его нашумевшей статьи «Вперед или назад», где предлагалось «к реформам основным <...> поставить точку».

Мещерский издавал также журналы «Добро» (1881), «Добряк» (1882), «Дружеские речи» (1903-1914), газету «Русь» (1894-1896). Не состоя на государственной службе, кн. Мещерский как представитель родовитой семьи, члены которой всегда были вхожи в самые высокие сферы, считал себя вправе вмешиваться в дела государственной жизни и порой добивался именно тех решений, которые созревали в тиши его кабинета. Так случилось, напр., в 1902 при назначении на пост министра внутренних дел В. К. Плеве - сторонника самых крутых репрессивных мер против революционного и либерального движения. Ежедневно в Гродненский переулок в С.-Петербурге, где находилась квартира Мещерского и редакция «Гражданина» приходили люди с разными, порой очень интересными предложениями, проектами, просьбами и просто в поисках заступничества и справедливости. Пытался князь оказывать влияние и на решение внешнеполитических вопросов. В частности он настойчиво предостерегал Императора Николая II против вступления в войну с Японией, а затем с Германией. Будучи убежденным сторонником самодержавной власти, Мещерский проявил колебания лишь один раз - осенью 1905, когда выступил за введение конституции ради спасения монархии. Мещерский был одним из вдохновителей право-монархического движения, оказывал поддержку Союзу Русского Народа и Союзу землевладельцев. Известно немало фактов личного бескорыстия Мещерского: организация помощи во время голода в Самарском крае в 1873, постоянная помощь Обществу попечения о больных и бедных детях, содержание, за свой счет лечебниц для хронически больных детей и др. Скончался в Царском Селе, похоронен в Александро-Невской Лавре.

Ю. Климаков

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

МЕЩЕРСКИЙ Владимир Петрович, князь (11.01. 1839-10.07.1914), писатель и публицист, общественный деятель.

Родился в Петербурге в старинной аристократической семье. Отец служил в гвардии в чине подполковника, мать была дочерью Н. М. Карамзина. После получения прекрасного домашнего образования Мещерский поступил в привилегированное Училище Правоведения, которое окончил в 1857. Затем поступил на службу и 7 лет был полицейским стряпчим и судьей в Петербурге, затем еще 7 лет ездил по всей России, будучи чиновником по особым поручениям МВД. Чиновная карьера Мещерского закончилась увольнением его «за несогласные со взглядами министерства убеждения». После отставки до конца дней своих числился «по министерству народного просвещения» без места и должности, т. е. был фактически частным лицом. Впрочем, Мещерский не ушел в частную жизнь, и именно с этого времени началась его литературная и общественная деятельность.

С юности он отличался литературными способностями. Начиная с 1860 он помещал в «Северной пчеле», а затем также в «Русском вестнике» свои произведения. Мещерский в молодости писал стихи (в 1863 вышла его поэма «Таврида»). Впрочем, в дальнейшем он писал лишь прозу, став одним из виднейших писателей в жанре романов о жизни «высшего света», широко популярных в свое время. Славу Мещерскому принесли романы «Женщины петербургского большого света» (1874), «Мужчины петербургского большого света» (1897), «Один из наших Бисмарков» (1874), «Лорд-апостол в Петербургском большом свете» (1876). Отдал Мещерский дань и жанру антинигилистического романа, создав такие произведения, как «Тайны современного Петербурга» (1876-77), «Записки застрелившегося гимназиста» (1875). Помимо изящной словесности Мещерский с самого начала своей литературной судьбы чувствовал призвание к политической публицистике. В 1868-70 выходили его «Очерки нынешней общественной жизни в России», весьма ядовито оценивающие деятельность либеральных общественных сил.

Призыв Мещерского «поставить точку» либеральным реформам 1860-х привел к тому, что противники прозвали его «князь Точка». Впрочем, Мещерский гордился всеми оскорбительными кличками, полученными от врагов. Еще в 1860-х он познакомился с наследником престола Александром Александровичем, будущим Александром III, который ухаживал за его сестрой. Обладавший даром рассказчика, дававший весьма меткие характеристики высшим чинам империи и при этом весьма критически оценивавший «эру либерализма» 1860-х (что было тогда немодным), Мещерский сумел стать доверенным советником наследника. С 1872 и вплоть до своей смерти, т. е. 42 года, Мещерский издавал еженедельный журнал-газету «Гражданин». Около года (1873-74) «Гражданин» редактировал Ф. М. Достоевский, но затем Мещерский взял редактирование в свои руки. Редакция «Гражданина» на Невском проспекте, д. 77, стала «мозговым центром» консерваторов, где вырабатывались программы и требования. Сам Мещерский на страницах своих изданий излагал и пропагандировал их.

Помимо «Гражданина» он издавал также журналы «Добро» (1881), «Добряк» (1882), «Дружеские речи» (1903-14), газету «Русь» (1894-96). С осени 1884 начал издавать что-то вроде дневника в форме писем, содержащих изложение своих взглядов на происходящие события и предназначенных для одного читателя - Александра III. Близость Мещерского ко двору, его осведомленность о намерениях «верхов» способствовали превращению Мещерского во влиятельного политика, «делателя министров». Мещерский был в числе тех деятелей, которые проводили курс контрреформ 1880-х. Политические взгляды Мещерского представляли собой синтез славянофильства и охранительства. Он выступал с весьма решительными требованиями, фактически став одним из предшественников правого радикализма н. ХХ в., и не случайно А. И. Дубровин считал его своим предтечей. Мещерский требовал прекратить либеральное реформаторство, усилить роль дворянства в жизни страны. Дворянство, считал Мещерский, - «армия самодержавия». Коренной порок реформ 1860-х в том, что проводила их в своих интересах бюрократия. В результате дворянство оттеснено в сторону, между царем и народом выросла стена в виде чиновничества.

Мещерский советовал для усиления дворянства создать систему дешевого кредита для помещиков, для чего усилить значение и полномочия Дворянского банка, поднять роль Дворянских собраний всех уровней. Впрочем, Мещерский вовсе не был апологетом дворянства. В своих романах о «высшем свете» он весьма критически отзывался об умственных и моральных качествах аристократии. Вообще, когда Мещерский говорил о дворянстве, он говорил скорее о национальной элите любого сословного происхождения. Но зато защита положения дворянства, по мысли Мещерского, должна стать важнейшей задачей правительства. Он прекрасно понимал стоящие перед Россией проблемы и предлагал весьма здравые идеи по их решению. Он резко выступал против классических гимназий, требуя расширения сети реальных училищ, создания системы профессионально-технического образования, призывал увеличить число военных училищ, готовивших кадры не только для массовой армии, но и для промышленного развития. Мещерский выступал за веротерпимость, против нелепой внешней политики, в частности, на дальневосточном направлении, мрачно предсказывая грядущую войну с Японией на радость Западу.

Как политик и мыслитель Мещерский был одинок. Его не любил «высший свет» за нелицеприятное, порой злое изображение в его романах. Язвительность и другие свойства характера нажили ему много врагов среди высшей бюрократии страны. Не прибавляли Мещерскому популярности и некоторые черты его натуры. Понятно, что для нигилистов и либералов Мещерский был смертельным врагом, и они сделали все, чтобы само имя кн. Мещерского осталось забытым. Похоронен Мещерский в Александро-Невской лавре в Петербурге.

Лебедев С. В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Погромы еврейские , организация которых приписывается черносотенцам.

Сочинения:

Речи консерватора. Вып. 1-2. СПб., 1876;

Очерки нынешней общественной жизни в России. Вып. 1-2. СПб., 1868-1870;

Правда о Сербии. СПб., 1877;

Кавказский путевой дневник. СПб., 1878;

В улику времени. СПб., 1879; Что нам нужно? СПб., 1880;

Не клевещите на молодежь! СПб., 1880;

О современной России. По рукописи иностранца. Т. 1.СП6., 1880;

Сборник военных рассказов. 1877-1878. Ч. 1-2. СПб., 1880-1882;

Письма отца к сыну (старого правоведа к новому) и сына (министра) к отцу. (Из прошлого). СПб., 1897;

Мои воспоминания. Ч. 1-3. СПб., 1897-1912;

«Моя преданность Вам имеет одну основу национальную политику» // Исторический архив. 2000. № 3 и др.

Литература:

Б.Г. Князь В. П. Мещерский// Исторический вестник. 1914. № 8;

Викторович В. А. Мещерский Владимир Петрович // Русские писатели. 1800-1917:

Биографический словарь. Т. 4. М., 1999;

Карцов А. С. Князь В. П. Мещерский: семейные связи // Из глубины времен. 1996. Вып. 6. СПб., 1996;

Климаков Ю.В.«Он имел смелость стоять одиноко» // Московский журнал. 2002. № 11;

Кутузов П. Основы патриотических убеждений князя Владимира Петровича Мещерского. М., 1902.

Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 24, М., 1961, с. 20-21;

Шелгунов Н.В., Очерки русской жизни, СПб, 1895, с. 481-488;

Короленко В.Г., Князь Мещерский и покойные министры, «Русское богатство», 1904, № 12, с. 155-161;

Достоевский Ф.М., Письма, т. 1-4, М.-Л., 1928-1959 (см. именной указатель);

Витте С.Ю., Воспоминания, т. 3, М., 1960;

История русского романа, т. 2, М.-Л., 1964, с. 111-113;

Зайончковский П.А., Александр III и его ближайшее окружение, «Вопросы истории», 1966, № 8;

Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. 4, Петербург, 1917.