Киевская Русь - государство, сложившееся в IX-X вв. на Восточно-Европейской равнине и называвшееся в то время Русью или Русской землей.

Киевская Русь в IX - начале XII вв.

В V-VIII вв. славянские племена, до этого обитавшие на территории примерно от Вислы до среднего течения Днепра, втянулись в общеевропейский процесс великого переселения народов. В ходе расселения они заняли обширные территории в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе и разделились на три ветви - западных, южных и восточных славян. Расселение ускорило разложение родоплеменного строя и после завершения передвижения у славян сформировались новые общества - племенные княжества, объединявшиеся в союзы. Эти образования были уже не племенными, а территориально-политическими, хотя еще и не являлись государствами.

В IX-X вв. территории славянских догосударственных общностей - древлян, северян, дреговичей, кривичей, радимичей, словен, волынян, хорватов, уличей, тиверцев, вятичей - были объединены под властью князей наиболее сильного восточнославянского политического образования, которое сложилось на основе общности полян и получило политико-географическое наименование Русь. Первоначальная территория Руси располагалась в среднем Поднепровье. Столицей ее стал Киев. В X в. в Киеве утвердилась княжеская династия, происходившая, по преданию, от выходца из Скандинавии Рюрика (см. Викинги).

Границы Киевской Руси сложились в основном к концу X в. и оставались стабильными в последующее время (см. карту). Они соответствовали территории расселения восточнославянского этноса, оформившегося к этому времени в так называемую древнерусскую народность - этническую общность, называвшуюся Русью. В состав государства Русь вошло и несколько неславянских (финноязычных) народов, обитавших в Волго-Окском междуречье и близ побережья Финского залива, они были постепенно ассимилированы. Кроме того, около 20 финно- и балтоязычных племен, не входя непосредственно в территорию Древнерусского государства, находились в зависимости от русских князей и были обязаны платить им дань.

Русь стала крупнейшей и сильнейшей державой в Восточной Европе. В IX в. наиболее опасным ее противником был Хазарский каганат - тюркское государство, занимавшее в VII в. междуречье Нижнего Дона и Волги. Некоторые восточнославянские общности находились одно время в зависимости от него. В 965 г. киевский князь Святослав (ок. 945-972) нанес решающий удар Хазарскому каганату и положил конец его существованию.

Важным направлением русской внешней политики стали отношения с Византией . Периоды мира, во время которых процветали торговые связи, сменялись военными конфликтами. Трижды - в 860, 907 и 941 гг. - русские войска подступали к столице Византии - Константинополю; ожесточенную войну вел с Византией на Балканах в 970-971 гг. князь Святослав. Результатом войн стали русско-византийские договоры 907, 911, 944 и 971 гг.; их тексты сохранились до наших дней.

Серьезную опасность для южных границ Руси представляли набеги тюркских кочевых племен, обитавших в степной зоне Северного Причерноморья, - печенегов (в X - первой половине XI в.) и сменивших их в середине XI в. половцев (кипчаков). Отношения и здесь не были однозначными - с половцами русские князья не только воевали, но и нередко вступали в политические союзы.

Обширные связи поддерживала Русь и со странами Центральной и Западной Европы. В частности, русские князья заключали династические браки с правителями Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Франции, Англии, Польши, Венгрии, Византии. Так, киевский князь Ярослав Мудрый (1019-1054) был женат на дочери шведского короля - Ингигерд, его дочери были замужем: Анастасия - за венгерским королем Андреем, Елизавета - за норвежским королем Харальдом, а после его смерти - за датским королем Свейном, Анна - за королем Франции Генрихом I. Сын Ярослава Мудрого - Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а его сын Владимир - на Гите, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, погибшего в 1066 г. в битве при Гастингсе. Женой Мстислава Владимировича была дочь шведского короля Христина (см. Международные отношения).

Общественный строй в Киевской Руси, как и в других средневековых государствах Европы, формировался как феодальный, основанный на сочетании крупной земельной собственности с зависимым мелким крестьянским хозяйством (см. Феодализм). Первоначально на Руси преобладали государственные формы феодальных отношений. Господствующий класс был представлен военно-служилой знатью русских князей - дружиной . Дружина осуществляла сбор дани с земледельческого населения: полученный доход распределялся князем между дружинниками. Система сбора дани сложилась уже в IX в. В X в. появляется индивидуальная форма феодальной земельной собственности - вотчина. Первыми вотчинниками стали князья; в XI в. развивается землевладение дружинников (в первую очередь верхушки дружины - бояр) и церкви. Часть крестьян переходила из разряда государственных данников в зависимость от частных землевладельцев. Вотчинники использовали в своих хозяйствах также труд рабов - холопов. Но ведущую роль продолжали играть государственно-даннические формы феодальных отношений. В этом заключалась особенность Руси в сравнении с Западной Европой, где вотчинное (сеньориальное) землевладение быстро заняло преобладающие позиции.

В социальной структуре древнерусского общества верхнюю ступеньку занимали князья Рюриковичи. Следом стояла «старейшая дружина» - бояре , затем шла «молодшая дружина» - детские и отроки. Основная масса сельского и городского населения, не принадлежавшего к господствующему классу и несшего повинности в пользу государства или частных землевладельцев, носила название «люди». Существовала особая категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя, - смерды. Во 2-й половине XI в. появились «закупы» - так называли тех, кто попал за долги. Низшую ступеньку социальной иерархии занимали рабы - «холопы», «челядь».

С конца X в. (времени окончательного формирования территории Древнерусского государства) и до середины XII в. Русь представляла собой относительно единое государство. Его составными частями были волости - территории, в которых княжили родственники киевского князя - верховного правителя Руси. Постепенно самостоятельность волостей усиливалась. Они закреплялись за определенными ветвями разросшегося княжеского рода Рюриковичей. В каждой волости формировалось вотчинное землевладение той или иной княжеской ветви. Этот процесс наметился уже во второй половине XI в. В первой трети XII в. князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1113-1125) и его сыну Мстиславу (1125-1132) удавалось еще сохранять государственное единство Руси. Но после смерти Мстислава Владимировича процесс дробления приобрел необратимый характер. В результате к середине XII в. окончательно сформировался ряд фактически самостоятельных княжеств. Это княжества Киевское (номинально киевский князь продолжал считаться «старейшим» на Руси), Черниговское, Смоленское, Волынское, Галицкое, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Переяславское, Муромское, Рязанское, Турово-Пинское, а также Новгородская земля, где существовала особая форма правления, при которой князья приглашались по воле местного боярства. Самостоятельные княжества стали называться землями. Наступил период феодальной раздробленности. Земли, каждая из которых была крупнее европейского государства, стали вести самостоятельную внешнюю политику, заключать договоры с иностранными государствами и между собой. По мере обособления княжеств междоусобная борьба, до этого периодически вспыхивавшая и в рамках единого государства, превратилась в почти непрерывную войну. Князья вели ожесточенную борьбу за расширение подвластных им территорий. Больше всего их привлекало киевское княжение. Киевский князь номинально продолжал считаться «старейшим» на Руси, и при этом киевское княжество не стало «отчиной» (наследственным владением) какой-нибудь княжеской ветви: на него сохраняли право претендовать большинство русских князей. Привлекали князей также в их борьбе новгородское, а с начала XIII в. - галицкое княжение.

Становление феодальных отношений и феодального государства сопровождалось формированием правовой системы. Кодекс законов Древней Руси, называвшийся «Правда Русская», первоначально бытовал в устной форме. В X в. некоторые его нормы были включены в договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. В первой половине XI в., в княжение Ярослава Мудрого, утверждаются два законодательных кодекса - «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей», в совокупности составившие так называемую Краткую редакцию «Русской Правды». В начале XII в. по инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция «Русской Правды», в которую помимо норм, восходящих к эпохе Ярослава Мудрого, вошел «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений (возникновение боярского землевладения, категорий лично зависимого от феодалов населения и др.).

В конце X в., при князе Владимире Святославиче (ок. 980-1015), на Руси было введено христианство в его православном (византийском) варианте (отдельные представители русской знати принимали крещение начиная со второй половины IX в., христианкой была бабка Владимира княгиня Ольга). Акт государственного принятия христианства состоялся в конце 80-х гг. X в. Фактически же распространение и утверждение новой религии в народе растянулось на многие десятилетия и даже столетия. Принятие христианства знаменовало собой определенный рубеж. К этому времени окончательно сформировалась территория Киевской Руси, были ликвидированы местные княжения в восточнославянских догосударственных общностях: все их земли перешли под власть князей из рода Рюриковичей.

Ко времени принятия христианства Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее международный авторитет, сложилась самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства; складывался эпос; его сюжеты сохранились в записанных много веков спустя былинах. Не позднее конца IX - начала X в. на Руси появились славянские азбуки - кириллица и глаголица (см. Письменность).

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии, а также Болгарии (уже в течение столетия к этому времени являвшейся христианским государством), приобщил страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Ее оригинальность и высокий уровень были во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного - славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык, незнакомый большинству населения, и вследствие этого раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной).

Уже в XI в. появляется оригинальная древнерусская литература. Она стала самой значительной по своим достижениям в русской средневековой культуре. К выдающимся литературным памятникам мирового средневековья относятся такие произведения, как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.), «Поучение» Владимира Мономаха (начало XII в.), «Повесть временных лет» (начало XII в.), «Слово о полку Игореве» (конец XII в.), «Слово Даниила Заточника» (конец XII в.), «Слово о погибели Русской Земли» (середина XIII в.).

Высокого уровня достигла древнерусская архитектура. Среди ее наиболее выдающихся памятников, сохранившихся до наших дней, - соборы святой Софии в Киеве и Новгороде (середина XI в.), Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире (вторая половина XII в.), церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (первая половина XIII в.).

В середине XIII в. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи - центральноазиатского государства, распространившего свои завоевания на территории от Тихого океана до Центральной Европы (см. Империя Чингисхана). Усиление обособления русских княжеств, междоусобные войны, обострившиеся в 30-е гг. XIII в., не позволили организовать серьезного отпора, князья были разбиты поодиночке. На долгих 240 лет на Руси установилось золотоордынское иго. Одним из политических последствий этих событий стало расхождение путей развития русских земель. На территориях Северо-Восточной Руси (бывшее Владимиро-Суздальское княжество) и Новгородской земли в XIV-XV вв. формируется Российское государство со столицей в Москве, складывается русская (великорусская) народность. Западные и южные русские земли в конце XIII - начале XV в. включаются в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. На их территориях начинают формироваться украинская и белорусская народности.

Восточнославянская средневековая цивилизация, сложившаяся в Киевской Руси, оставила яркий след в истории. Она сформировалась в регионе, где переплетались взаимные влияния - византийское, западноевропейское, восточное, скандинавское. Восприятие и переработка этих разнообразных социальных, политических и культурных элементов во многом определили самобытность древнерусской цивилизации.

Несмотря на тяжелые последствия иноземного нашествия XIII в., наследие Киевской Руси сыграло основополагающую роль в становлении ныне существующих восточнославянских народов.

Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян.

Впервые оно употреблялось как название государства в тексте договора между Русью и Византией в 911 году. Еще более ранние упоминания характеризуют Русь как этноним (название народа, этнической общности). Как свидетельствует летописное предание «Повесть временных лет», созданное в XI - XII вв., это название берет свои истоки у призванных финно-угорскими и славянскими племенами (кривичи, словене, чудь, и весь) варягов племени Русь в 862 году. По некоторым историческим сведениям, земли восточных славян имели еще более раннее государство с условным названием Русский каганат, но этот факт не нашел достаточных свидетельств, и поэтому Русский каганат относится, скорее, к историческим гипотезам.

Образование государства Русь

К самым ранним историческим документам, подтверждающим существование Древнерусского государства, относятся Бертинские анналы, которые свидетельствуют о прибытии от императора Феофила византийского посольства к Людовику Благочестивому, франкскому императору, в мае 839 года. Византийская делегация состояла из послов народа рос (rhos), которые были посланы в Константинополь императором, названным в документе как хакан (chacanus). Государство Русь, о существовании которого в этот период практически нет сведений, сегодня условно обозначается историками как некий Русский каганат.

Существуют упоминания о Руси и в более поздней записи Якова Рейтенфельса от 1680 года о временах, когда правил Михаил I, византийский император: "В 810 году император греческий Михаил Куропалат вёл с переменным успехом войну с болгарами, поддерживаемыми русскими. Те же русские помогали Крунну, царю болгарскому, при взятии им богатейшего города Мезембрии, когда он нанёс императору страшное поражение".

Это событие условно датировано 01.11. 812 г., однако и эти сведения пока не подтверждены официальными историческими данными. Неизвестно, какова этническая принадлежность упомянутых "русских" и где конкретно они жили.

В некоторых летописях сохранились сведения о том, что первые упоминания о Руси связаны со временами правления Ирины, византийской царицы (797-802 гг.). Как утверждает исследователь летописей Тихомиров М. Н., данные сведения имеют византийские церковные источники.

Кром того, согласно существующему преданию, Андрей Первозванный приходил на русские земли еще в I век нашей эры.

Возникновение Новгородской Руси

В самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет» записи об образовании Руси основаны на преданиях. Они созданы по истечению 250 лет, и датированы 862 годом. Тогда союзом северных народов, который состоял из славянских племен, ильменских словен, кривичей и финно-угорских племен весь и чудь, были приглашены заморские князи варягов, чтобы прекратить междоусобные войны и внутренние раздоры (подробнее в статье "Призвание варягов"). Как указывает Ипатьевская летопись варяг, Рюрик сначала княжил в Ладоге, а после гибели братьев срубил Новгород и отправился туда.

С середины VIII века существовало неукреплённое поселение Ладога, в то время как в Новгороде не отмечен датированный культурный слой раньше 30-х гг. X века. Однако существуют подтверждения местонахождения резиденции князей, именуемой Рюриковым городищем, которая возникла в начале IX в. неподалеку от Новгорода.

К этому же времени историки относят события, когда Русь в 860 г. совершила поход на Царьград, однако, «Повесть временных лет» указывает на то, что это событие датировано 866 годом и связано с киевскими князьями Диром и Аскольдом.

862 год принят для начала отсчёта существования русской государственности, хотя, вероятно, это условная дата. Согласно одной из версий, этот год был выбран неизвестным киевским летописцем XI века, основываясь на памяти о первом крещении Руси, которое последовало за набегом 860 года.

Из текста летописи следует, что возникновение Русской земли автор также привязывал к походу 860г.:

В дальнейших расчётах летописца указано: «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года», как несложно заметить, в летописи ошибочно указана дата начала правления императора Византии, Михаила III. Кроме того, некоторые историки высказывают точку зрения, что, на самом деле, под 6360 годом автор подразумевал 860 год. Так как год обозначен по Александрийской эре (еще ее называют Антиохийской), для правильного расчёта необходимо отнять 5,5 тысяч лет. Тем не менее, индикт обозначен именно 852 годом.

Как указано в «Повести временных лет», тогда варягами-русами были созданы 2 независимых центра: в Киеве княжили соплеменники Рюрика Аскольд и Дир, а в районе Новгорода и Ладоги - сам Рюрик. Киевская Русь (варяги, которые правили на полянских землях) приняла христианство от епископа из Константинополя.

Возникновение Киевской Руси

С развитием государства, в 882 году, князь Олег, преемник Рюрика, перенес столицу древнерусского государства в Киев. Тогда он убил Дира и Аскольда, правивших там киевских князей, и объединил киевские и новгородские земли в единое государство. Позже этот период историки обозначили как начало времен Киевской или Древней Руси (с изменением местонахождения столицы).

Некоторые исторические гипотезы

А. А. Шахматов в 1919 г. высказал предположение о том, что скандинавы называли Хольмгардом Старую Руссу. По его гипотезе, Руса - первоначальная столица древнейшей страны. Именно из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 г. и началось движение Руси на юг, которое впоследствии привело к образованию в Киеве в 840 г. «молодого русского государства».

Академик С. Ф. Платонов в 1920 г. отметил, что дальнейшие исследования позволят собрать, разумеется, более обширный материал для понимания и подтверждения предположения А. А. Шахматова о существовании варяжского центра на ильменском Южном берегу. Им был сделан вывод, что теперь гипотеза имеет все характеристики и качественно научно построен, и способна открыть нам потенциальную историческую перспективу: город Руса и область Руса обретают новый и достаточно значительный смысл.

Г. В. Вернадский высказал свое мнение: в IX в. около озера Ильмень сформировалась община купцов - шведов, связанная определенным образом, в силу коммерческой деятельности, с Русским каганатом (согласно предположению историка, это, примерно, район устья реки Кубани на Тамани). Таким образом, Старая Руса, скорее всего, и являлась центром данного северного «отделения».

По мнению Вернадского, в «призвании варягов», в соответствии с Ипатьевским списком («ркоша русь, чудь, словене, и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами»)- принимают участие «под названием „русь“ члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в „призвании варягов“ было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов».

В. В. Фомин уже в 2008 году не исключал, что на момент правления Рюрика территория Старой Руссы могла быть заселена русью, а также, что раннее появление в этих местах руси объясняется таким фактом - в те времена соль, потребность в которой испытывали огромные территории Руси, добывалась исключительно в Южном Приильменье (в том числе, обработка кожи, меха, которые затем экспортировались).

Археологические свидетельства

Исследования археологов подтверждают факт значительных социально-экономических улучшений на территории восточных славян в IX веке. В общем, результаты различных археологических исследований соответствуют «Повести временных лет», в том числе и о событиях 862 года - призвание варягов.

Древнерусские города: развитие

По течению Волхова в VIII веке были основаны 2 построения: Любшанская крепость (возведена ильменскими словенами на территории финской крепости в VIII веке). По некоторым предположениям, немного позже, в 2-х километрах от крепости на противоположном берегу Волхова образовалась Ладога - скандинавское поселение. В 760-х гг. она подвергалась нашествиям ильменских словен и кривичей. Уже к 830-м годам её население стало в подавляющем большинстве славянским (согласно предположениям, кривичи).

Ладога сгорела в конце 830-х и её население сменилось вновь. Теперь здесь чётко наблюдается заметное присутствие военной элиты Скандинавии (скандинавские воинские мужские захоронения, а еще, «молоточки Тора» и т. д.).

Волна войн и пожаров прошла по северо-западной территории Руси в 860-е годы. Сгорели Любшанская крепость, Ладога, Рюриково городище (по наконечникам стрел, найденным в её стенах, взятие и осада Любши проводились исключительно не-скандинавским, а преимущественно словянским населением). Любша исчезла навсегда после пожаров, а что касается населения Ладоги, оно стало практически полностью скандинавским. И с этих времен город стал мало чем отличаться от датских и шведских городов этого периода.

VIII -IX в. археологи считают временем возникновения Рюрикова городища, недалеко от которого в 930-х гг. образовались 3 поселения (кривичей, ильменских словен и финно-угров). Позже они слились в Великий Новгород. По характеру поселения Рюриково городище можно назвать военно-административным центром с явной скандинавской культурой, причём не только в воинских слоях, но и в бытовых (семьи). Взаимосвязь Рюрикова городища и Ладоги наблюдается по особым признакам бус, получивших особое распространение в обоих поселениях. Некоторые сведения о происхождении пришедшего населения Рюрикового городища предоставляют исследования гончарной керамики, которая была найдена на юге Балтики.

Раскопки археологов в Киеве доказывают существование с начала VI-VIII вв. нескольких небольших обособленных поселений, которые находились на территории будущей столицы. С VIII века заметны оборонительные укрепления – главный градообразующий признак (в 780-е годы северяне построили укрепления на Старокиевской горе). Исследования археологов свидетельствуют о том, что центральная роль начала принадлежать городу лишь с X века. С этого же времени установлено и присутствие варягов.

Во второй половине IX в. Русь покрыла сеть городов (Сарское гор-ще под Ростовом, Гнёздово под Смоленском, Тимерево под Ярославлем). Здесь присутствовала скандинавская военная элита. Поселения занимались обслуживанием торговых потоков с Востоком, и одновременно являлись центрами колонизации местным племенам. Некоторые города (Смоленск, Ростов) упомянуты в древнерусских летописях в качестве племенных центров IX века. Старше XI века культурные слои здесь не отмечены, хотя обнаружены мелкие поселения.

Арабские монеты: клады

В 780-х начался Волжский торговый путь, который получил название «Из варяг в булгары». Именно в этом десятилетии были найдены арабские серебряные дирхемы (самый древний клад в Ладоге датирован 786 г.). На землях будущего Новгорода количество кладов до 833 г. заметно превышает число аналогичных в Скандинавии. Таким образом, только местные потребности сначала обслуживал Волго-Балтийский путь. В то время как через бассейн Верхнего Днепра, Дона, Западной Двины, Немана, арабские дирхемы (главные потоки) поступали в Южную Балтику и Пруссию, на острова Борнхольм, Рюген и Готланд, где и были обнаружены богатейшие на то время клады в регионе.

В IX веке арабское серебро поступало через Ладогу в Среднюю Швецию. Однако после того как Ладога сгорела (860 г.), приблизительно на 10 лет было приостановлено поступление серебра на о. Готланд в и Швецию.

Как свидетельствуют исследования Т. Нунана, во второй половине IX в число кладов монет в Швеции и на Готланде выросло в 8 раз, в сравнении с первой половиной. Это говорит о стабильном функционировании и окончательном становлении торгового пути, проходящего в Скандинавию с Северной Руси. Распределение ранних кладов свидетельствует о том, что в IX веке путь «Из варяг в греки» ещё не функционировал по Днепру: клады, относящиеся к тому периоду в Новгородской земле обнаружены по Оке, верхней Волге, Западной Двине (путь Нева - Волхов).

По территории новгородских земель проходил путь «из варяг в персы» в страны Скандинавии, который представлял собой продолжение пути в Восточные станы «из варяг в булгары».

Один из наиболее ранних кладов, которые были найдены в Петергофе (самая ранняя монета датирована 805 г.), имеет на монетах много надписей-граффити, благодаря которым и стало возможным определение этнического состава их владельцев. В числе граффити была обнаружена надпись на греческом (имя Захариас ), рунические надписи (магические знаки и скандинавские имена) и скандинавские руны, хазарские (тюркские) руны и, непосредственно, арабские граффити.

Между Днепром и Доном в лесостепи в 780- 830-е гг. чеканились монеты - так называемые «подражания дирхемам», которые были в обиходе у славян, обладавших волынцевской (позднее боршевской и роменской) культурой и алан, имевших салтовско-маяцкую культуру.

Именно через данную территорию проходил самый активный поток дирхемов наиболее раннего периода - до 833 г. Здесь, по утверждениям многих историков, расположился центр Русского каганата в начале IX в. А уже в его середине, чеканка этих монет была прекращена после венгерского разгрома.

Происхождение названия «Русь»

Как свидетельствуют летописные источники, именно по варягам – руси, славянское государство Русь и приобрело своё название. До прибытия варягов на территории русского государства были славянские племена и носили свои собственные названия. Именно «с тех варяг прозвалася Русская земля», - отмечают древние русские летописцы, наиболее ранний из них монах Нестор (начало XII в.).

Этнонимы

Руський люд, руський, руский, руськый - этноним, который обозначает население Киевской Руси. Представителя народа Русь в единственном числе называли русин («роусинъ» графически, в силу унаследованного способа передачи от греческой графики на письме буквы [у]), одного жителя Руси называли «руский» или «руський». Несмотря на то, что из содержания русско-византийского соглашения 911 года (договора Вещего Олега) не совсем ясно, русью назывались все жители Руси, либо лишь варяги-русь, русско-византийское соглашение 944 года (Игоря Рюриковича) позволяет сделать вывод, что Русь относится «ко всем людиям Руское земли ».

Фрагмент договора греков с Игорем от 944 г. (согласно датировке ПВЛ- 945 г.):

В этом случае «грьчин» используется в значении «византиец», грек; а вот значение слова «русинъ» точно не известно: был это «представитель народа Русь», а, может, «житель Руси».

Уже в наиболее ранних вариантах «Русской правды», дошедших до нас, Русь и славяне стали полностью равноправными:

Слова «русин» и «славянин» становятся синонимами (или вместо «русин» употребляется «горожанин») лишь в более поздних редакциях, кроме того, появляются, к примеру, за княжеского тивуна штрафы в 80 гривен.

В тексте немецко-смоленского договора XIII века «Роусин» обозначает «русский воин»:

Россия

В конце пятнадцатого века Московскому княжеству было присвоено название Русия, а великий Иоанн III, московский князь, стал Государем всея Русии: «Мы Иоанн, Божиею милостию Государь, всеа Русии, Володимерский, и Московский, и Новогородский, и Псковский, и Тферский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных».

Рубеж XV-XVI вв. был ознаменован тем, что изначально как церковно-книжное и простонародное, а затем и в официальной документации, появилось название «Россия», приближенное к греческому "Pwaia". Таким образом, вместо обозначений Белая, Малая и Великая Русь начали употребляться Великороссия - Великая Россия, Малороссия - Малая Россия, Белороссия - Белоруссия - Белая Россия. Кроме того, Галицкая Русь иногда именовалась Красной (Червоной) Русью - Краснороссией, Западная Белоруссия - Черной Русью - Чернороссией. Также, встречались обозначения Ордынская, Пургасова Русь, Юго-Западная, Литовская, Северо-Восточная, Карпатская Русь и др.

В силу присоединения новых территорий, сформировались названия Новая Россия - Новороссия (юг Украины на сегодняшний день, южная часть европейской России) и не столь распространенное Жёлтая Россия - Желтороссия (началось с Туркестана, а затем и Маньчжурия, после - восточная и северная часть современного Казахстана, а также граничащие степные территории Поволжья, южной Сибири и южного Урала современной России). Иным и новым территориям России по аналогии предлагались, однако практически не использовались названия Зелёная Россия или Зеленороссия (территория Сибири), Голубороссия или Голубая Россия (территория Поморья) и др.

Киевская Русь - исключительное явление европейской средневековой истории. Занимая географически промежуточное положение между цивилизациями Востока и Запада, она стала зоной важнейших историко-культурных контактов и формировалась не только на самодостаточной внутренней основе, но и при весомом влиянии соседних народов.

Формирование соплеменных союзов

Образование государства Киевская Русь и истоки образования современных славянских народностей кроются во временах, когда на огромных территориях Восточной и Юго-Восточной Европы начинается Великое переселение славян, которое длилось до конца VII столетия. Единое до этого славянское сообщество постепенно распадалось на восточные, западные, южные и северные славянские племенные союзы.

В середине І тыс. на территории современной Украины уже существовали Антский и Склавинский союзы славянских племен. После разгрома в V веке н.э. племени гуннов и окончательного исчезновения Западной Римской империи союз антов начал играть заметную роль в Восточной Европе. Вторжение аварских племен не дало этому союзу сформироваться в государство, но процесс формирования державности остановлен не был. колонизировали новые земли и, объединяясь, создавали новые союзы племен.

Вначале возникали временные, случайные объединения племен - для военных походов или обороны от недружелюбных соседей и кочевников. Постепенно возникли объединения близких по культуре и быту соседних племен. Наконец, образовались территориальные объединения протогосударственного типа - земли и княжества, которые в дальнейшем стали причиной такого процесса, как образование государства Киевская Русь.

Кратко: состав славянских племен

Большинство современных исторических школ связывает начала самосознания русского, украинского и белорусского народов с распадом великого славянского этнически единого общества и появлением нового социального образования - племенного союза. Постепенное сближение славянских племен дало начало государству Киевская Русь. Образование государства ускорилось в конце VIII в. На территории будущей державы были сформированы семь политических союзов: дулибов, древлян, хорватов, полян, уличей, тиверцов, сиверян. Одним из первых возник Дулибский союз, объединяющий племена, заселяющие территории от р. Горынь на востоке до Зап. Буга. Самое выгодное географическое положение имело племя полян, занимавших территорию среднего Поднепровья от р. Тетерев на севере до р. Ирпень и Рось на юге. Образование древнего государства Киевская Русь произошло на землях этих племен.

Возникновение зачатков государственного устройства

В условиях становления племенных союзов вырастало их военно-политическое значение. Большую часть захваченной во время военных походов добычи присваивали вожди племен и дружинники - вооруженные профессиональные воины, служившие вождям за вознаграждение. Заметную роль играли собрания свободных мужчин-воинов или народные сборы (вече), на которых решались важнейшие административные и гражданские вопросы. Происходило отделение в прослойку племенной верхушки, в руках которой сосредотачивалась власть. В состав такой прослойки входили бояре - советчики и приближенные князя, сами князья и их дружинники.

Выделение полянского союза

Особенно интенсивно процесс государственного образования происходил на землях Полянского племенного княжества. Вырастало значение Киева - его столицы. Верховная власть в княжестве принадлежала потомкам полянского

Между VIII и IX вв. в княжестве сложились реальные политические предусловия для возникновения на его основе первого которое в дальнейшем получило имя Киевская Русь.

Образование названия «Русь»

Вопрос «откуда есть пошла русская земля», заданный не нашел однозначного ответа и по сей день. Сегодня среди историков распространено несколько научных теорий происхождения названия «Русь», «Киевская Русь». Образование этого словосочетания уходит корнями в глубокое прошлое. В широком понимании этими терминами пользовались при описании всех восточнославянских территорий, в узком - принимали во внимание лишь Киевские, Черниговские и Переяславские земли. Среди славянских племен эти названия получили широкое распространение и в дальнейшем закрепились в различных топонимах. Например, названия рек - Росава. Рось, и др. Так же стали именоваться те славянские племена, которые занимали привилегированное положение на землях Среднего Приднепровья. По мнению ученых, наименование одного из племен, которое входило в состав Полянского союза, было росы или русы, а позднее социальная верхушка всего Полянского союза стала именовать себя русами. В IX веке завершилось образование древнерусской государственности. Киевская Русь начала свое существование.

Территории восточных славян

Географически все племена жили в лесу или лесостепи. Эти природные зоны оказались благоприятными для развития хозяйства и безопасными для жизни. Именно в средних широтах, в лесах и лесостепях началось образование государства Киевская Русь.

Общее расположение южной группы славянских племен существенно влияло на характер их отношений с соседними народами и странами. Территория проживания древних русов находилась на границе между Востоком и Западом. Эти земли расположились на перекрестках древних дорог и торговых путей. Но к сожалению, эти территории были открытыми и незащищенными природными барьерами, что делало их уязвимыми для вторжений и набегов.

Взаимоотношения с соседями

На протяжении VII- VIII вв. основной угрозой для местного населения были пришлые народности Востока и Юга. Особое значение для полян имело образование Хазарского каганата - сильного государства, расположенного в степях Северного Причерноморья и в Крыму. По отношению к славянам хазары занимали агрессивную позицию. Сначала они обложили данью вятичей и сиверян, а позже - и полян. Борьба с хазарами способствовала объединению племен Полянского племенного союза, которые и торговали, и воевали с Хазарами. Может быть, именно из Хазарии к славянам перешел титул владыки - каган.

Важное значение имели отношения славянских племен с Византией. Неоднократно славянские князья воевали и торговали с могущественной империей, а иногда даже заключали с ней военные союзы. На западе отношения восточнославянских народов поддерживались со словаками, поляками и чехами.

Образование государства Киевская Русь

Политическое развитие Полянского княжения обусловило возникновение на рубеже VIII-IX столетий государственного образования, за которым позднее закрепляется название «Русь». Поскольку столицей новой державы стал Киев, историки XIX-XX ст. стали называть ее «Киевская Русь». Образование страны началось в Среднем Поднепровье, где проживали древляне, сиверяне и поляне.

Имел титул Каган (хакан), равнозначный великому князю русскому. Понятно, что такой титул мог носить только владыка, который по своему социальному положению стоял выше князя племенного союза. Об укреплении нового государства свидетельствовала его активная военная деятельность. В конце VIII в. русы, возглавляемые полянским князем Бравлином, напали на Крымский берег и захватили Корчев, Сурож и Корсунь. В 838 г. русы прибыли в Византию. Так были оформлены дипломатические отношения с восточной империей. Образование восточнославянского государства Киевская Русь было великим событием. Она была признана одной из самых могущественных держав того времени.

Первые князья Киевской Руси

Княжили в Руси представители династии Киевичей, к которым относят братьев По мнению некоторых историков, они были соправителями, хотя, возможно, сначала княжил Дир, а потом - Аскольд. В те времена на Днепре появляются дружины норманнов - шведов, датчан, норвежцев. Их использовали для охраны торговых путей и как наемников при набегах. В 860 г. Аскольд, возглавляя войско в 6-8 тыс. человек, осуществил морской поход на Костантинополь. Пребывая в Византии, Аскольд ознакомился с новым вероисповеданием - христианством, принял крещение и попробовал принести новую веру, которую могла принять Киевская Русь. Образование, история новой страны стали испытывать влияние византийских философов и мыслителей. Из империи на русскую землю приглашались священники и зодчие. Но эти мероприятия Аскольда так и не принесли больших успехов - среди знати и простолюдинов еще было сильным влияние язычества. Поэтому христианство пришло позже в Киевскую Русь.

Образование нового государства определило начало новой эпохи в истории восточных славян - эпохи полноценной государственно-политической жизни.

Ежегодное мероприятие Час Земли - это акция, организованная Всемирным фондом дикой природы (WWF), призванная ограничить потребление электрической энергии на протяжении 1 часа в один из дней конца марта.

Впервые акция Час Земли была проведена в 2007 году в Сиднее (Австралия), и с тех пор с каждым годом количество стран и городов, принимающих участия в экологическом мероприятии, только увеличивалось.

В акции Час Земли 2019 планируют принять участие более 7000 городов и населенных пунктов (с населением более 2-х млрд человек), расположенных в 188 странах мира. Конечно же, в их числе будут и города России, включая Москву и Санкт-Петербург.

Если вам неравнодушна судьба планеты и вы решили присоединиться к данной акции, то в указанное время следует выключить освещение в доступных помещениях и отключить от сети электрические приборы, не связанные с жизнеобеспечением.

Какого числа и во сколько будет проведена акция Час Земли 2019 года:

Традиционно, мероприятие проводится в последнюю субботу марта , за исключением тех лет, когда последняя суббота марта предшествует Пасхе.

В 2019-м году проведение Часа Земли запланировано на субботу 30 марта 2019 года . Стартует акция в 20:30 по местному времени и длится на протяжении часа, до 21:30 .

То есть, акция Час Земли 2019:
* Дата проведения - 30 марта 2019 г.
* Время проведения - с 20:30 до 21:30.

18 марта в Крыму - это выходной или рабочий день:

Согласно указанным выше законам, на территории Республики Крым и г. Севастополь дата "18 марта" является нерабочим праздничным днем, дополнительным выходным .

То есть:
* 18 марта в Крыму и г. Севастополь - выходной день.

Если 18 марта совпадает с выходным днем (как, например, происходит в 2023 году), выходной переносится на ближайший рабочий день.

При совпадении праздничной даты с ежегодным оплачиваемым отпуском, 18 марта не входит в число календарных дней отпуска, а продлевает его.

Является ли 17 марта сокращенным рабочим днем:

Если календарная дата 17 марта приходится на рабочий день, то продолжительность работы в этот день сокращается на 1 час.

Данная норма установлена в 95-й статье Трудового кодекса РФ и распространяется на рабочие дни, предшествующие в том числе и региональным праздникам.

Когда закрытие Универсиады 2019 в Красноярске:

Ранее мы уже , что 29-я зимняя Универсиада будет проведена в самом центре России - городе Красноярске, со 2 по 12 марта 2019 года.

Завершится спортивное событие во вторник 12 марта 2019 года красочной Церемонией закрытия от режиссера Ильи Авербуха, которая продлится более трех часов.


Во сколько начнется Церемония закрытия Универсиады 2019, где смотреть:

Начало Церемонии закрытия Универсиады 2019 - 20:00 по местному времени, или 16:00 по Москве .

В прямом эфире шоу покажет федеральный телеканал "Матч!" . Начало телевизионной прямой трансляции - 15:55 мск.

Также прямая трансляция будет доступна на канале "Матч! Страна" .

В интернете прямую онлайн-трансляцию события можно запустить на портале Спортбокс .

В первый календарный день Весны.

То есть, Масленица в 2020 году:
* Начинается - 24 марта 2020 г.
* Заканчивается - 1 марта 2020 г.

Первый день Масленицы (понедельник - "Встреча") в 20-м году располагается следом за российским государственным праздником - Днем защитника Отечества, и в случае осуществления стандартного переноса будет выходным днем.

Символично, что завершающий день Масленичной недели (в 2020 году - 1 марта 2020 года) приходится на первый день Весны. Ведь именно на седьмой день празднования, в воскресенье, на заходе солнца сжигают соломенное чучело Масленицы, что в народной традиции символизирует перевоплощение отжившей себя зимы в прекрасную Весну.

1. В конце IX в. произошел процесс образования единого Древнерусского государства. Он состоял из двух стадий:

— призвания на княжение в 862 г. жителями Новгорода варягов во главе с Рюриком и его дружиной, установления власти Рю­риковичей над Новгородом;

— насильственного объединения варяжско-новгородской дружиной восточнославянских племен, расселившихся вдоль Днепра, в единое государство - Киевскую Русь.

На первом этапе, согласно общераспространенной легенде:

  • древнерусские племена, несмотря на зачатки государственности, жили разрозненно;
  • частым явлением была вражда как внутри племени, так и между племенами;
  • в 862 г. жители Новгорода обратились к варягам (шведам) с просьбой взять власть в городе и навести порядок;
  • по просьбе новгородцев в город прибыли из Скандинавии три брата - Рюрик, Трувор и Синеус, вместе со своей дружиной;

Рюрик стал новгородским князем и считается основателем кня­жеской династии Рюриковичей, правившей Русью более 700 лет (до 1598 г.).

Утвердившись у власти в Новгороде и смешавшись с местным населением, Рюриковичи и новгородско-варяжская дружина начали объединениепод своей властью соседних восточнославянских племен:

  • после смерти Рюрика в 879 г. новым князем был провозглашен малолетний сын Рюрика Игорь (Ингвар), а фактическим правителем стал военачальник князь Олег;
  • князь Олег в конце IX в. совершал походы на соседние племена и подчинял их своей воле;
  • в 882 г. князем Олегом был захвачен Киев, местные Полянские князья Аскольд и Дир были убиты;
  • в Киев была перенесена столица нового государства, которое получило название «Киевская Русь».

Объединение Киева и Новгорода в 882 г. под властью одного князя (Олега), считается началом образования Древнерусского государства.

2. В связи с образованием Киевской Руси существует две распространенные теории:

  • норманнская, согласно которой государство славянским племенам принесли варяги (норманны);
  • древнеславянская, отрицающая роль варягов и утверждающая, что государство было и до их прихода, но сведения в истории не сохранились, также выдвигается гипотеза, что Рюрик был славянином, а не варягом.

Точных архивных подтверждений той или иной теории не сохранилось. У обеих точек зрения есть свои сторонники и противники. Существует и две теории происхождения термина «Русь»:

  • «южная теория», согласно которой название пошло от реки Рось под Киевом;
  • «северная теория», согласно которой название «Русь» принесено варягами. Ряд скандинавских племен, особенно их элита - военачальники, управленцы, именовали себя «Русь». В скандинавских странах имеется много городов, рек, названий, производных от корня «Русь» (Русенборг, Рус, Русса и т. д.). Соответственно, Киевская Русь, согласно этой теории, переводится как го­сударство варягов («Русь») с центром в Киеве.

Также спорным является вопрос о существовании единого древне­русского народа и о централизованном характере государства Киевская Русь. Большинство источников, особенно иностранных (итальянских, арабских), доказывают, что даже под властью Рюриковичей Киевская Русь, вплоть до ее распада, оставалась союзом разных славянских племен. Боярско-аристократический Киев, культурно близкий Византии и кочевникам, сильно отличался от торговой демократической республики Новгорода, тяготевшего к североевропейским городам Ганзейского торгового союза, а быт и образ жизни живших в устье Дуная тиверцев сильно отличался от жизни Рязани и Владимиро-Суздальской земли.

Несмотря на это, в 900-е гг. (X в.) происходит процесс распространения власти Рюриковичей и укрепления созданного ими Древнерусского государства. Он связан с именами первых древнерусских князей:

  • Олега;
  • Игоря Рюриковича;
  • Ольги;
  • Святослава Игоревича.

3. В 907 г. дружина Киевской Руси во главе с князем Олегом совершила первый крупный заграничный завоевательный поход и захватила столицу Византии Константинополь (Царьград). После этого Византия - одна из крупнейших империй того времени, выплачивала дань Киевской Руси.

4. В 912 г. князь Олег умер (по преданию, от укуса змеи, спрятавшейся в черепе коня Олега).

Его наследником стал сын Рюрика Игорь. При Игоре племена окончательно были объединены вокруг Киева и принуждены платить дань. В 945 г. во время сбора дани князь Игорь был убит древлянами, которые данным шагом выразили протест против увеличения размера дани.

Княгиня Ольга, жена Игоря, правившая в 945 - 964 гг., про­должила его политику. Ольга начала свое правление походом на древлян, сожгла многие древлянские поселения, подавила их выступления и отомстила за смерть мужа. Ольга была первой из князей, кто принял христианство. Начался процесс христианизации древнерусской элиты, в то время как большинство населения оставалось язычниками.

5. Сын Игоря и Ольги Святослав проводил большую часть времени в завоевательных походах, в которых проявлял очень большую силу и мужество. Святослав всегда заранее объявлял войну («Иду на Вы»), воевал с печенегами и византийцами. В 969 - 971 гг. Святослав воевал на территории Болгарии и обосновался в устье Дуная. В 972 г., во время возвращения из похода в Киев, Святослав был убит печенегами.

6. К концу X в. процесс формирования Древнерусского государства, продолжавшийся около 100 лет (от Рюрика до Владимира Святославовича), в основном завершился. Можно выделить его основные итоги:

  • под властью Киева (Киевской Руси) были объединены все основные древнерусские племена, которые платили дань Киеву;
  • во главе государства стоял князь, который был уже не только военным предводителем, но и политическим лидером; князь и дружина (армия) защищали Русь от внешней угрозы (в основном кочевников), подавляли внутренние междоусобицы;
  • из зажиточных дружинников князя началось формирование само­тоятельной политической и экономической элиты - боярства;
  • началась христианизация древнерусской верхушки;
  • Русь начала добиваться признания других стран, в первую оче­редь - Византии.