Возникновение государства в Эламе. С VI-V тыс. до н. э. племена по территории Ирана начинают заниматься земледелием и скотоводством. Наличие месторождений медной руды способствовало раннему развитию металлургии. В IV тыс. до н. э. отмечается значительный прогресс ремесел: керамика изготовляется с помощью гончарного круга, распространяются литые металлические топоры и булавы, появляется плуг. Идет и социальное расслоение, обособляется общинная знать во главе с вождями-правителями, которых хоронили в специальных гробницах. Юго-Западный Иран Эламту («горная страна ») превратился в настоящую житницу, установил торговые связи с Месопотамией.
К началу III тысячелетия до н. э. в Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из них стали Сузы. Кроме Суз существовали также небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.), из которых наибольшее значение имел аншан. Позднее они были включены в единое государство со столицей в Сузах, а в отдельные периоды - в Аншане. Эламская цивилизация оказывала значительное влияние на племена других областей Ирана. Во второй половине III тысячелетия до н. э. в Иране идет интенсивная социальная дифференциация, выделение ремесел и формирование городов.
Элам во второй половине III тысячелетия - первой половине II тысячелетия до н. э. История Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В 24-22 в. до н, э. он находился в политической зависимости от Аккадского царства. Большинство документов и надписей в Эламе составлялись на аккадском языке, здесь поситали аккадского царяМаништушу . Около 2230 г. до н. э. эламский правитель Хита заключил договор с аккадским царем Нарам-Суэном. В начале 22 в. до н. э. весь Элам стал единым и независимым государством. Но вскоре в страну вторглись племена кутиев и подчинили ее себе. При царях III династии Ура (конец 22 - начало 20 в. до н. э.) Элам снова попал в зависимость от Двуречья, но уже в конце 21 в.. добился самостоятельности и даже на время подчинил сеое Ур. В конце 18 в. до н. э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и на целое столетие подчинили себе Аккад.
В 3-2 тыс. вырабо талась характерная для эламитов система государственной организации . Наряду с верховным правителем страны, который носил шумерский титул суккалмах_ («великий посланец») и пребывал в Сузах, государством управлял его заместитель - суккалом («посланец») и имел резиденцию в Симаше (на востоке Элама), а после смерти верховного правителя занимал престол в Сузах. На третьей ступени государственной_иерархии стоял наместник или царь города Сузы.
Более мелкими областями управляли «отцы» (адда), подчинявшиеся верховной власти суккалмаха. Для царских семей Элама были характерны браки с сестрами и левират, согласно которому после смерти царя его брат и преемник женился на вдове умершего и тем самым получал право на престол. Браки с сестрами, левират и управление государством тремя лицами - характерные черты эламского общества .
Возвышение и гибель Эламского царства. В конце XIV в. до н. э. Элам был завоеван касситским Вавилоном. Однако около 1180 г. до н. э. эламский царь изгнал вавилонское войско с территории Элама и, совершив победоносный поход в Вавилонию, разграбил его города, увез в Сузы богатую добычу, в том числе стелу с законами Хаммурапи.
В 1155 г. до н. э. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе страну. Это было время расцвета эламского могущества. Однако вскоре эламская гегемония была подорвана. В 1115 г. до н. э. в битве при Дере (крепость на границе Ассирии с Эламом) вавилонское войско во главе с Навуходоносором I нанесло эламитам сокрушительное поражение, после которого Элам на три столетия исчезает с исторической арены.
В VIII в. до н. э., когда _Вавилония боролась за независимость от Ассирии, Элам стал союзником вавилонян и оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Сначала военная удача была на стороне Элама и его союзников. В 720 г . до н. э. эламиты в кровопролитной битве при Дере нанесли поражение ассирийцам. Однако в развернувшейся затем войне Ассирия одержала победу над своими противниками.
В 692 г. до н. э., когда вавилоняне вновь подняли восстание против Ассирии, Элам, верный своей традиционной политике, решил оказать помощь восставшим, объединив вокруг себя все племена Загр-са, включая персов. В местности Халуле на Тигре эламиты вступили в схватку с ассирийцами, причинили им жестокие потери, но и сами оказались настолько ослабленными, что не в состоянии были перенести войну на территорию противника.
Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона (681-669 гг. до н. э.) между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. Однако в 652 г. до н. э., когда царь Вавилонии Шамаш-шум-укин поднял восстание против Ассирии, эламиты активно поддержали его. После разгрома Вавилона ассирийский царь Ашшурбанапал сосредоточил все силы против Элама. Войны с ним окончились около 639 г. до н. э. полным поражением Элама и захватом Суз ассирийцам и.
Около 596 г. до н. э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить эламитов своей власти, затем они оказались под властью мидийских царей, а около 549 г. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости.
Эламское общество . В III тысячелетии до н. э. в Эламе преобладали сельские общины, куда входили все свободные люди независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землей и совместно обрабатывавшие ее. Общины управлялись старейшинами, выбранными собранием того или иного города или деревни.
С начала II тысячелетия до н. э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда. Складывание рабовладельческих отношений приводило к имущественной дифференциации, распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и орудий производства. Земля стала сосредоточиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной земельной собственности.
На смену сельским общинам к концу II тысячелетия до н. э. пришли больше-семейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Эти общины коллективно владели землей, сообща обрабатывали ее и затем делили доходы между своими членами. С течением времени в них могли объединиться и люди, не являвшиеся родственниками. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных.
Наряду с общинными и частновладельческими хозяйствами в Эламе имелись также царские и храмовые хозяйства. Храмы были собственниками крупных земельных владений, а также занимались торговыми и ростовщическими операциями, отдавая в долг под проценты деньги, зерно.
Цари с помощью жрецов внушали народу, что они являются заместителями богов на земле и выполняют волю последних. В течение нескольких веков в Эламе действовали законы Хаммурапи и. Для эламского права были характерны жестокие наказания преступников. Например, за ложную клятву отрезали руки и язык или топили в реке. Нередко нарушителя контракта приговаривали к смертной казни.
Постепенно в системе государственного управления произошли большие изменения. Характерная для Элама система управления с помощью суккалов к XV в. до н. э. перестала существовать. Начиная с XIII в. до н. э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну, т. е. по отцовской линии. Шло формирование централизованной монархии.
В Эламе в отличие от Вавилонии и многих других стран Древнего Востока женщина занимала высокое социальное и экономическое положение.
Культура Элама. Около 3000 г. до н. э. эламиты создали пиктографическое (рисуночное) письмо, которое отличается от шумерского, возникшего несколько ранее. Оно называется прото-эламским, употреблялось около 400 лет, имело примерно 150 основных знаков. Пока эламское пиктографическое письмо нерасшифровано. Во второй половине 3 тыс. появилось эламское линейное слоговое письмо. Оно имело около 80 знаков, но недолго находилось в употреблении. Вскоре оно было заменено шумеро-аккадской клинописью. В первой половине 2 тыс. эламиты обычно пользовались аккадским языком. Но со второй половины 2 тыс. появляется значительное количество клинописных текстов на эламском языке. Клинописью, заимствованной из Месопотамии, эламиты пользовались до V в. до н. э., после чего они перешли на арамейское письмо.
Господствующее место в идеологической жизни эламитов занимала религия. Религиозным центром страны были Сузы. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали матерью богов. Ее культ свидетельствует о сохранении матриархальных пережитков. Большую роль играл и культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. В упомянутом договоре между эламским царем Хитой и аккадским царем Нарам-Суэном приводятся имена 37 эламских божеств. Большое значение имел не только общегосударственный пантеон, но и местные боги, покровители городов и областей. Судя по изображениям на печатях, культовые действия совершали нагие жрецы. В сценах религиозных церемоний участвовали музыканты, которые, по-видимому, были также жрецами. Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец , имевший большое влияние при дворе и сопровождавший царя в походах. Еще в IV тысячелетии до н. э. на территории Элама сложилось оригинальное искусство . Эламская керамика, каменные сосуды с изящными геометрическими узорами и изображениями птиц, животных и людей. Шедевр эламского искусства - бронзовая статуя царицы Напирасу.
Значительного подъема эламское искусство достигло в 13-12 в. до н. э. с усилением политической роли страны. Образцом эламской монументальной архитектуры этого времени является зиккурат , построенный в городе Дур-Унташ в 13 в.. У входа в зиккурат стояли изображения львов, быков, грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Зиккурат имел 4 ступени, общая высота которых составляла 42 м. Длина сторон нижнего этажа равнялась 105 м. На сооружение зиккурата были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч каменных глыб.
Хотя после захвата персами Элам лишился своей независимости, его культурные достижения оказали большое влияние на материальную и духовную культуру древних персов.
3. История Мидии.
Расселение ираноязычных племен. Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. В 3-2 тыс. здесь обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов, говорившие на касситском, кутийском, хурритском и других неиндоевропейских языках. Собственно же мидийцы и родственные им персы говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье.
В настоящее время считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы, откуда часть их направилась через Кавказ, в Иран и Среднюю Азию. Они вторглись в Иран на рубеже 12-11 в. Это не было завоевание. Шло смешение пришельцев с местным населением, которое постепенно становилось ираноязычным. Со второй половины VIII в. до н. э. иранцы уже составляли большинство населения Мидии. Иранские племена занимались коневодством. Идет обособление военных предводителей, стоящих во главе воинственных конных дружин.
Ассирийцы в Мидии. Вторжение в Переднюю Азию киммерийцев и скифов. Начиная с IX в до н. э. ассирийцы стали совершать походы на территорию Мидии с целью захвата добычи. В это время в Северо-Западном Иране существовали десятки мелких княжеств, в которых жили как мидийцы, так и местное население кутийско-касситского происхождения. В 744 г. до н. э. Тиглатпаласар III совершил поход и получил от мидийцев большую подать. В течение 8 в. до н. э Мидия находилась в зависимости от ассирийцев и платила им регулярные подати ремесленными изделиями и скотом.
В конце VIII в. до н. э. стали возникать первые крупные политические объединения на территории Западного Ирана, во главе которых стояли племенные вожди. Одним из таких объединений было Маннейское царство. Необходимость оказывать сопротивление грабительским ассирийским нашествиям ускорила объединение небольших мидийских княжеств в единое государство.
В конце VIII в. до н. э. ситуация в Передней Азии усложнилась из-за вторжения туда киммерийских племен из Северного Причерноморья. В начале VII в. до н. э. следом за киммерийцами вторглись скифы.
Возникновение и расцвет Мидийской державы . В 672 г . до н. э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Его возглавил мидийский вождь Каштарити (Геродот называет его Фраорт). На стороне мидийцев выступили также киммерийцы и скифы, но вскоре ассирийский царь Асархаддон, выдав свою дочь замуж за скифского вождя, сумел добиться, чтобы скифы отошли от восставших. Мидийцы же продолжали борьбу и в 671 г. до н. э. создали независимое государство , изгнав ассирийцев со своей территории. Каштарити начал постепенно объединять все мидийские племена, ликвидируя мелкие княжества.
К середине VII в. до н. э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 653 г . до н. э. мидийский царь Каштарити предпринял поход против Ассирии. Но в это время скифы, будучи союзниками ассирийцев, напали на мидийцев. Не выдержав борьбы на два фронта, мидийцы потерпели поражение, Каштарити погиб, а над страной в 653-625 гг . до н. э. установилось господство скифов .
В 625 г. до н. э. царем Мидии стал его сын Киаксар . Он нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (совр. Хамадан), создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), вместо прежнего ополчения, собиравшегося по племенному принципу.
Теперь мидийцы могли обратиться против своего исконного врага - Ассирии, которая к тому времени уже более десяти лет воевала с Вавилонией. В 614 г. до н. э. войско во главе с Киаксаром захватило столицу Ассирии Ашшур и истребило ее жителей. После этого мидийцы и вавилоняне заключили союз против своего общего врага - Ассирии. В 612 г. до н. э., вызвав искусственное наводнение, мидийцы и вавилоняне после опустошительного штурма ворвались в столицу Ассирии Ниневию и буквально сравняли ее с землей.
В конце 612 г. до н. э. мидийцы, отягощенные добычей, вернулись домой, предоставив вавилонянам завершение войны с ассирийцами. Когда ассирийцы укрепились в городе Харране в Верхней Месопотамии, а Египет послал на помощь им значительный отряд войска, вавилонскому царю Набопаласару пришлось обратиться за поддержкой к Киаксару. Мидийское войско сыграло решающую роль во взятии Харрана (609 г. до н. э.). Мидийцы разгромили Ассирийское государство. Наряду с Вавилонией и Египтом Мидия стала крупнейшей державой на Ближнем Востоке.
Еще в период совместной борьбы мидийцев и вавилонян против Ассирии их союз был закреплен династическим браком между Навуходоносором, сыном Набопаласара, и дочерью Киаксара. Когда Навуходоносор II стал вавилонским царем, отношения с Мидией оставались еще дружественными. Но Навуходоносор опасался чрезмерного усиления Мидии и поэтому на границе с нею построил сильно укрепленную стену. Кроме того, несколько позднее в Вавилоне стали охотно принимать политических беженцев из Мидии и назначали им щедрое содержание. В свою очередь, мидийцы допускали в страну вавилонян, бежавших из-за разногласий с Навуходоносором.
Тем временем мидийский царь Киаксар расширял границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Была лишена независимости Персия, удалось захватить также Парфию и Гирканию, расположенные к юго-востоку от Каспийского моря. Около 593 г. мидийцы подчинили своей власти Урарту и захватили его столицу Тушпу, а через несколько лет покорили Скифское царство в Сакасене и Манну.
В 590 г. до н. э. вся Каппадокия (восток Малой Азии) до реки Галис была захвачена мидийцами, что породило конфликт с Лидией, обеспокоенной завоеваниями Киаксара в Малой Азии. Война между Мидией и Лидией длилась 5 лет, но ни одна из сторон не смогла одержать решающей победы. Солнечное затмение 585 г. до н. э. во время одного из сражений было воспринято обеими воюющими сторонами как плохое предзнаменование. Поэтому вскоре был заключен мирный договор, установивший границей между Лидией и Мидийской державой реку Галис, за договором последовал брак между сыном Киаксара Астиагом и лидийской царевной.
В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, последнему царю Мидии (585-550 гг. до н. э.), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и бывшие союзники начали готовиться к войне, еще не подозревая о том, что вскоре им поодиночке придется обороняться от нового могущественного врага. Этим врагом были персы , которые восстали против Мидии и в 550 г. до н. э. захватили ее.
Мидийское общество и культура. Мидия в археологическом отношении все еще недостаточно изучена. Большие военные успехи мидийцев можно во многом объяснить тем, что в Мидии в начальный период классовое расслоение было невелико, и вооруженные народные массы играли значительную роль в военной и политической жизни страны. В VII- начале VI в. до н. э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение, когда бедняк в силу экономических причин сам прибегал к покровительству богатого соседа и таким образом попадал в зависимость от него.
Захват колоссальных богатств ассирийских царей и знати заметно ускорил классовое расслоение в мидийском обществе, поскольку львиная часть добычи досталась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хозяйстве рядовых общинников, составлявших ядро мидийской армии. Когда к середине VI в. до н. э. значительная часть общинников оказалась порабощенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.
В VII - первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской культуры, которую заимствовали и развили персы. О ней, однако, известно не много.
Еще совсем недавно знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь недалеко от столицы Мидии найден храм огня VIII в. до н. э., построенный в форме ромба. В храме сохранился алтарь огня высотой 185 см, состоящий из цоколя и четырех ступенек.
Описание царского дворца в Экбатанах сохранилось в трудах Геродота и Полибия. Дворец представлял собой архитектурный комплекс и был окружен семью крепостными стенами. Дворец имел в окружности более одного километра. Потолок и портики дворцовых покоев были сделаны из кедра, обшитого золотом и серебром.
72. СРЕДНЯЯ АЗИЯ В III-I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ до н. э.
Древнейшие племена. Раннеклассовое общество Алтын-депе. Земледельцы и скотоводы V - III тысячелетий до н. э. Древние племена Средней Азии (с VI-V тыс.) вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством, пользовались кремневыми и костяными орудиями, изготовляли глиняную посуду. В V-IV тыс. осваивают выплавку меди, проводятся небольшие каналы, что положило начало поливному, или ирригационному, земледелию. Наряду с небольшими поселками появляются и сравнительно крупные центры от 1000 до 2000 жителей. Накопление прибавочного продукта вело к имущественной дифференциации. Это хорошо видно по погребальному инвентарю. Медленный, но неуклонный прогресс вел к образованию на юге Средней Азии первых городов и формированию раннегородской цивилизации. В III тыс. в двух центрах - Алтын-депе и Намазга-депе - проживало от 5000 до 10000 человек. В III тысячелетии до н. э. на юге Средней Азии получает распространение бронза, гончарный круг. Происходит отделение ремесла от земледелия.
Общество Алтын-депе. На рубеже 3-2 тыс. на юге Средней Азии складывается местный вариант древневосточного общества, получивший по наиболее хорошо изученному памятнику наименование культуры Алтын-депе. В общества Алтын-депе существовало социальное неравенство. Выделяются три группы населения: , 1) рядовые общинники, ремесленники и земледельцы, 2)общинная знать, 3)вожди и жрецы. Возможно, в хозяйстве крупной знати уже применялся труд рабов. Таким образом, общество равноправных сельских тружеников сменяет социальная система, основанная на неравенстве и эксплуатации.
Появление городов и формирование раннеклассового общества способствовали общественному прогрессу, развитию ремесел и искусства Алтын-депе.Сохранился большой культовый комплекс.
Жители Алтын-депе, располагавшегося на окраине тогдашнего культурного мира, поддерживали тесные связи со своими высокоразвитыми соседями. В архитектуре и скульптуре прослеживаются следы шумерских влияний. В середине II тысячелетия до н. э. культура Алтын-депе приходит в упадок, причины которого полностью еще не выяснены. Возможно, этому способствовало засоление полей. Жизненные центры перемещаются на восток. Освоение долины Мургаба и среднего течения Амударьи привело к формированию новых важных центров среднеазиатской культуры в областях, которые в I тысячелетии до н. э. стали именовать соответственно Маргианой и Бактрией.
Средняя Азия на рубеже II-I тысячелетий до н. э. Расселение индоиранских племен.
Историческая ситуация на рубеже II-I тыс. в Средней Азии была сложной. Во второй половине II тыс. идет формирование классового общества и государства в крупных оседлых оазисах Бактрии и Маргианы. Одновременно распространяются степные скотоводческие племена. Возможно, что с расселением степных племен связано распространение здесь населения индоиранской языковой ветви. Повсюду - в Средней Азии, Иране и Индии-расселявшиеся племена индоиранской языковой группы вступали в контакт с местным населением, смешивались с ним.
В этих своеобразных условиях взаимодействия степняков севера и оседлых земледельцев юга и идет развитие классового общества и формирование государств в первой трети I тысячелетия до н. э. В X-VII вв. появляются железные изделия. В Юго-Восточном Прикаспии и в дельте Мургаба появляются сложные ирригационные системы.
Среднеазиатское общество X-VII вв. до н. э. наряду с материалами археологии ярко характеризуют данные древнеиранского литературно-религиозного памятника- «Авесты». В «Авесте» упоминаются сословные группы общества-жрецы, воины-колесничие, крестьяне-скотоводы и ремесленники.
Многочисленные общинные поселения объединялись в отдельные области- «страны». Во главе «страны»-оазиса стоял правитель, являвшийся также и религиозным главой; при нем складывается административный аппарат управления. Прослеживается и тенденция к объединению разрозненных «стран»-оазисов в более крупные образования, во главе которых стоит «владыка над всеми областями». Упоминается совет старейшин такого объединения и общий религиозный глава, бывший одновременно и высшим судьей. Все это указывает на формирование классовых отношений и государства.
Вполне вероятно, что такое крупное политическое объединение сложилось в VII - первой половине VI в. до н. э. в Бактрии. Сохранились предания о существовании раннего Бактрийского государства с многочисленными укрепленными городами во главе с «бактрийским царем».
В степных районах Средней Азии и Казахстана в это время шло также выделение знати и создание крупных политических объединений, но на иной основе и в иных условиях. Это были объединения раннекочевых племен - прямых наследников пастухов-скотоводов бронзового века. Формирование раннекочевнических обществ было важным событием в истории древнего мира, коренным образом изменившим всю ситуацию на периферии древневосточных цивилизаций - в степном поясе Азиатского материка. Использование верхового коня ускорило связи и контакты, вооруженные всадники стали новой грозной силой в военном деле. Огромные погребальные комплексы свидетельствуют о социальной дифференциации общества, и прежде всего о выделении верховных правителей.
Постоянные набеги и военная угроза кочевых племен способствовали объединению разобщенных оазисов в большие политические образования. Этот процесс нашел отражение и в возникающей здесь в это время, религии, получившей по имени основателя наименование зороастризма.
Средняя Азия в составе державы Ахеменидов. Завершение формирования классового общества в Средней Азии совпало с вхождением ее в состав державы Ахеменидов. Основатель новой мировой монархии Кир II ясно отдавал себе отчет в важности стоящих перед них задач на востоке и около 545 г. до н. э. направил свое внимание на Бактрию и на могущественное объединение кочевников. Имеются сведения, что длительная и упорная борьба с Бактрией завершилась признанием бактрийцами власти Ахеменидов.
После присоединения главных оседлых оазисов Средней Азии персы столкнулись со второй военно-политической силой края - союзом кочевых племен. Во главе его стояла женщина - Томирис , а сами племена именовались массагетами. Персидская армия Кира переправилас в 530 г . заманила в ловушку и уничтожила часть войска противника Однако затем отряды Томирис после жестокой схватки наголову разгромили врага. Погиб и сам Кир. Сохранился даже рассказ о том, что предводительница кочевников велела отрубить мертвому Киру голову, погрузить ее в мех, наполненный кровью чтобы насытить ею кровожадного врага.
Области Средней Азии были объединены Ахеменидами в сатрапии , которыми управляли члены правящей династии. Среди этих областей следует прежде всего назвать Парфию , в состав которой входили часть южных районов Туркмении и некоторые области Северо-Восточного Ирана. В VI-IV вв. до н. э. на территории Парфии имелись хорошо укрепленные крупные города. В долине реки Мургаб находилась Маргиана. Центром Маргианы был город Гяуркала («крепость неверных»). Наиболее важной областью Средней Азии была безусловно Бактрия, выделенная Ахеменидами в отдельную сатрапию, которую обычно возглавляли либо наследник престола, либо лижайший родственник царя. Среди многочисленных городов Бактрии выделялась ее столица, имевшая мощную цитадель,-Бактры. К северу от Бактрии находился Согд со столицей Мараканда (около совр. Самарканда). Особое место занимали Хорезм в низовьях Амударьи и Фергана, представляющие собой как бы островки оседлой цивилизации, вьщвинутые в мир кочевых племен.
Над присоединенными областями Средней Азии Ахемениды осуществляли контроль через административно-фискальный аппарат и расположенные в ряде мест военные гарнизоны. Сатрапии выплачивали центральному правительству налоги и выставляли воинские контингенты. Слияние местной аристократии и ахеменидской администрации содействовало усилению социальной дифференциации и нарастанию классовых противоречий. Все это особенно ярко проявилось в ходе социально-политического кризиса, потрясшего Ахеменидскую державу в последние годы правления Камбиза и в начале царствования Дария . Восстания и сепаратистские движения, охватившие вновь созданную державу, докатились и до Средней Азии. Так, восставшие маргианцы избрали своим предводителем соотечественника по имени Фрада , и сатрап Бактрии лишь с большим трудом подавил это движение. Решающее сражение состоялось 10 декабря 522 г. до н. э. Менее значительным, но также весьма активным было движение в Парфии, где с восставшими боролся сатрап страны, отец Дария I- Виштаспа.
Свои успехи на востоке Ахеменидской державы Дарий I попытался закрепить походом на кочевников. Его войска в 519 г. до н. э. вторглись на территорию кочевых племен. Дарий I захватил в плен сакского предводителя и поставил на его место другого правителя, видимо, согласившегося на признание верховной власти Ахеменидов.
После драматических событий первых лет вхождения в состав Ахеменидской державы с начала V в. до н. э. для восточных сатрапий наступил период относительного спокойствия. Развиваются города, разнообразные ремесла, распространяется денежное обращение, причем, возможно, в Бактрии чеканится даже своя собственная монета. Постепенно, в связи с ослаблением Ахеменидского государства границы его владений на востоке сокращаются. В начале IV в. до н. э. становится независимым Хорезм , не признают даже формальной власти Ахеменидов и кочевые племена.
Таким образом, VI-IV века до н. э. были важным периодом в истории народов Средней Азии. Формирование классового общества и государства завершилось в условиях пребывания ее основных областей в составе огромной монархии Ахеменидов. С одной стороны, чужеземное завоевание нарушило естественный ход исторического развития. Вместе с тем усиление налогов в пользу центральной власти и тенденция к слиянию местной знати и ахеменидской администрации привели к дальнейшей классовой дифференциации. Включение Средней Азии в состав державы Ахеменидов, где многочисленные волнения и восстания жестоко подавлялись, способствовало увеличению количества рабов за счет военнопленных.
Противоречивый характер последствий ахеменидского завоевания сказался и на общем историческом развитии Бактрии, Маргианы, Согды, Парфии и Хорезма . Чужеземный гнет препятствовал этим уже весьма развитым странам обрести политическую самостоятельность. Дополнительное выкачивание средств в пользу центрального правительства отрицательно сказывалось на местной экономике. Однако включение среднеазиатских областей в грандиозную мировую монархию способствовало развитию международной торговли, культурных связей и контактов, что положительно сказалось на развитии местной культуры.
1. Аграрные отношения в державе Ахеменидов. VI-IV века до н. э. были важным периодом в истории народов Средней Азии. Формирование классового общества и государства завершилось в условиях пребывания ее основных областей в составе огромной монархии Ахеменидов. С одной стороны, чужеземное завоевание нарушило естественный ход исторического развития. Вместе с тем усиление налогов в пользу центральной власти и тенденция к слиянию местной знати и ахеменидской администрации привели к дальнейшей классовой дифференциации. Включение Средней Азии в состав державы Ахеменидов, где многочисленные волнения и восстания жестоко подавлялись, способствовало увеличению количества рабов за счет военнопленных. Рабы, происходившие из Бактрии, попадали и в другие провинции Персидской державы. В Среднюю Азию направлялись порабощенные жители из других стран, и на новом месте они были обязаны работать на Ахеменидов. Нередко их организовывали во внешнее подобие общины, эксплуатируемой непосредственно царской властью. Целый ряд категорий подчиненных лиц работали в крупных имениях местной знати и представителей персидской администрации. Все эте делало классовую и социальную структуру среднеазиатского общества сложной и пестрой. Наряду с рабами в прямом смысле этого слова несомненно имелись категории зависимого населения, эксплуатируемого как государством, так и частными лицами. Основное земледельческое население, объединенное в общины, сохраняло патриархальные традиции, но также было обременено разнообразными налогами и повинностями.
59. Зависимое население древнего Египта. Проблема рабства. Во второй половине IV тысячелетия до н. э., в так называемый герзейский период (от названия современной деревни Герзе; второй додинастический период), происходят коренные изменения и в социальной структуре. Различия в размерах могил позволяют предполагать, что в общинах уже ощущалось имущественное неравенство и что в них выделились вожди, погребавшиеся с особой пышностью. При раскопках таких могил, в большинстве своем разграбленных, обнаружены рукоятки ножей из слоновой кости, нередко с золотой обкладкой, тонкие ткани с художественной росписью. В этот период возникает институт рабства. Скорее всего рабы появились в результате военных столкновений между племенами и родами. Но в условиях первобытного строя, низкого уровня производительных сил было невыгодно брать людей в плен, так как это лишь увеличивало число едоков. Создание продуктивного земледелия, дающего большие урожаи, необходимость в дополнительной рабочей силе повысили ценность человеческого труда и дали возможность использовать труд пленников, которых, вместо того чтобы уничтожать, теперь оставляли в живых. Древние египтяне называли таких пленников выразительным термином «убитый-живой». Итак, прежде всего рабов давали войны. Однако в условиях растущей дифференциации до_уровня__рабов-пленников могли опуститься бывшие общинники. Следовательно, формирующийся класс рабов мог о пополняться из источников как внешних, так и внутренних.
В эпоху Древнего царства были созданы крупные хозяйства трех типов : царские, храмовые и вельможные. На полях господ трудились многочисленные работники, объединение в своего рода рабочие отряды. Работали они под наблюдением надсмотрщиков, вооруженных палками, учетчики и писцы вели тщательную опись урожая. В территориальных, или соседских, общинах земли обрабатывали общинники, которые обозначались термином «царские люди». Они платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу ) и члены египетских общин (нисутиу или хентиуше), включая сюда и ремесленников, составляли две прослойки основного класса египетского общества, который противостоял господствующему классу во главе с фараоном.
Рабы «бак» составляли особый класс египетского общества эпохи Древнего царства. Их продавали и покупали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Однако в период Древнего царства эти источники были ограничены: завоевательные походы за пределы долины Нила были довольно редкими, а порабощение коренных египтян не поощрялось центральной властью, так как большой нужды в рабах еще не было. Во времена Древнего царства сложилась специфическая система тотальной и жестокой эксплуатации основной массы египетского населения, зависимых работников и рабов (поголовное рабство, по словам К. Маркса), которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Эта тщательно организованная центральной властью эксплуатация низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедняков и рабов, приводила к возрастанию социальной напряженности в египетском обществе.
2 874
В IV–III тыс. до н. э. территория Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям – дравидам долины Инда. К государственности первыми из них перешли племена страны Элам, занимавшей юго-запад Ирана (это укоренившееся в науке имя ей дали месопотамцы в подражание эламскому самоназванию «Халтемпт» – «Страна Бога»). Крупнейшими центрами Элама были Сузы на западе, в долине реки Керхе, и Анчан на востоке (современный Тепе-Мальян в Фарсе).
Завершающий импульс государствообразованию эламитов дали шумеры, в IV тыс. до н. э. подчинившие Сузиану и основавшие в Сузах колонию, которая стала центром распространения культуры и политического опыта Месопотамии в Эламе. В это время эламиты овладели письмом, а с уходом шумеров создали собственное государство, быстро подчинившее почти все Иранское плато. Основными центрами государства стали его колонии, известные по эламским административным документам начала III тыс. до н. э. Внешние владения эламиты утратили уже через несколько веков, но собственное этнополитическое единство и государственность удержали на тысячелетия.
Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств, то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся. Откуда бы ни вышла правящая династия, столицей Элама обычно являлись Сузы – крупнейший город Элама, лежавший в наиболее плодородной части страны и контролировавший пути из Элама в Месопотамию. В фазах прочного объединения эламиты обычно покоряли обширные внутренние районы Ирана, а иногда и значительную часть Месопотамии; в фазах распада страна приходила в упадок, теряла все завоевания и прекращала активную внешнеполитическую деятельность.
Постоянными геополитическими противниками Элама были государства Месопотамии. Причем если могущественные месопотамские империи, такие как державы Аккада и Ура, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы, быстро добивались устойчивого преобладания над Эламом и часто оккупировали Сузиану, то в периоды хозяйственного и политического упадка Месопотамии перевес в этом противоборстве переходил к эламитам.
Для Элама были характерны архаические обычаи родоплеменной древности, в частности, соправительства-троевластия, браков с сестрами и левирата – наследования братом умершему брату с одновременной женитьбой на вдове покойного. Основными ячейками общества являлись большесемейные общины с коллективным землевладением и землепользованием. Однако постепенно они распадались на мелкие частные хозяйства. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства. Месопотамские источники рисуют Элам страной демонов и злого колдовства, а его обитателей – жадными до месопотамских богатств грабителями-горцами.
К середине III тыс. до н. э. процессы государствообразования охватили всю территорию Ирана, и она оказалась покрытой десятками «номовых» царств и их объединений, поддерживавших тесные контакты друг с другом и в большинстве своем родственных по этносу и культуре (их народы, как правило, относились к эламо-дравидской общности). В совокупности все эти образования представляли особую региональную ойкумену, посредничавшую в контактах между аналогичными «соседними» ойкуменами – месопотамской и индской, и добившуюся экономического процветания благодаря этому посредничеству и высокому уровню производящего хозяйства. Эти три мира – месопотамский, иранский и индийский – и составляли непрерывный пояс цивилизованных обществ Азии в середине – 2-й половине III тыс. до н. э.
Из этнополитических образований Ирана той эпохи, помимо Элама, следует упомянуть Аратту в Центральном Иране, а также известную своими контактами с Шумером особую этнокультурную общность на севере Ирана, занимавшую Сиалк и Гиссар и оставившую памятники так назывемой астрабадской бронзы. Предположительно это были племена каспиев, от которых еще в глубокой древности получило свое название Каспийское море. Кроме того, в горах Загроса жили племенные объединения кутиев и луллубеев, в Юго-Восточном Иране возникло могущественное царство Варахше, контролировавшее все территории между Эламом и зоной Индской цивилизации, а на северо-востоке Ирана существовала обширная культурная область Анау – Намазги (страна Харали в месопотамских источниках). Территории, лежавшие далее на восток, входили в сферу культурных влияний дравидов Индской цивилизации, порой простиравших свою власть до Амударьи.
В XXIII в. до н. э. западная и южная части этой древнейшей иранской ойкумены (в том числе регион Загроса, Элам, Варахше и Аратта) подверглись военному натиску Аккадской державы и временами признавали верховное владычество ее царей, от Саргона до Нарамсуэна. Однако прочной власти над этими территориями аккадские цари так и не добились. Держава III династии Ура в XXI в. до н. э. ценой многократных военных походов установила временный контроль над западноцентральным Ираном и Эламом, однако вскоре Элам восстал против ее власти и после ожесточенной войны уничтожил Урскую державу: эламиты разгромили ее столицу Ур и угнали в плен последнего царя Ура Иббисуэна (2003 г. до н. э.).
Около 1775–1765 гг. до н. э. при царе Сивепалархухпаке Элам, вмешавшись в усобицы месопотамских царей, даже осуществлял верховное владычество почти над всей Месопотамией, в том числе над знаменитым Хаммурапи Вавилонским. В это время эламитов стали призывать на помощь друг против друга уже и сирийские князья. Объединенная эламо-месопотамская армия под командованием эламского династа Кутир-Лагамара совершила вылазку в Восточное Средиземноморье вплоть до Заиорданья (воспоминание об этом сохранились в Библии, Быт. 14). Однако этот высший взлет эламской мощи оказался эфемерным. В 1764 г. до н. э. Хаммурапи сверг эламское господство, в длительной войне разбил эламитов и их союзников и сам оккупировал Сузиану.
В XVIII–XVII вв. до н. э. древнейшая цивилизованная ойкумена Ирана перестала существовать в результате массового переселения индоевропейцев-ариев (индоиранцев) и вызванных их натиском цепных смещений самого аборигенного населения. Эта же цепь переселений погубила на своем излете Индскую цивилизацию. Тогда была полностью уничтожена североиранская культурная общность «астрабадской бронзы», бежали на восток носители культуры Намазги, запустели и другие старые центры. Сохранились только окраинные государства прежнего Ирана – загросские «номовые» княжества, Элам и Варахше. Вторая волна индоиранского расселения в регионе (сер. – 3-я четв. II тыс. до н. э.) привела к тому, что и из них уцелел только один Элам. Прочих неиндоевропейцев Ирана пришельцы-арии частично истребили, но в основном ассимилировали или оттеснили в труднодоступные и малоплодородные местности, где они в качестве племенных реликтов просуществовали еще много столетий. Так, еще в середине I тыс. до н. э. Белуджистан был заселен родственными дравидам аборигенами, известными греческим историкам как «азиатские эфиопы».
Элам в конце II тыс. до н. э. переживал новую пору расцвета, связанную с тем, что в стране на время было установлено единодержавие и единонаследие царей вместо привычного соправительства. В конце XIII в. до н. э. Элам совершал успешные набеги на Касситскую Вавилонию, а в середине XII в. до н. э. совершенно опустошил и частично оккупировал ее, одновременно нанеся победоносный удар Ассирии (при династии Шутрукидов, ок. 1205–1075 гг. до н. э., в том числе Шутрук-Наххунте, 1185–1145 гг. до н. э., Кутир-Наххунте III, 1145–1140 гг. до н. э. и Шилхак-Иншушинаке, 1140–1120 гг. до н. э.). В это время экспансия Элама достигла своего апогея, а сам он в наибольшей степени приблизился к обычному типу ближневосточной империи. Однако неожиданно воспрянувшие вавилоняне смогли при Навуходоносоре I разбить эламитов близ Дера (ок. 1115 г. до н. э.) и так разгромить Элам, что это государство на 300 лет исчезло из месопотамских источников.
К середине XI в. до н. э. Эламское царство распалось. Новое общеэламское царство, династия которого возводила себя к Шутрукидам, но при этом восстановила режим троевластия, было создано только около середины VIII в. до н. э. и никогда не могло полностью преодолеть раздробленность страны. Его внешнеполитическая история – история непрерывных войн с Ассирией, которые, несмотря на прочный антиассирийский союз Элама с Вавилонией, шли в целом неблагоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 г. до н. э. – катастрофически для Элама. Внутренняя история изобиловала смутами, дворцовыми переворотами и соперничеством соправителей. В итоге около середины VII в. до н. э. ираноязычные племена персов захватили один из важнейших регионов страны – Анчан, а в 644 г. до н. э. Элам был временно аннексирован Ассирией.
Персидский данник из Элама. Рельеф (ок. 500 г. до н. э.)
В период ослабления и кризиса Ассирии около 624 г. до н. э. Эламское царство было восстановлено, однако вскоре оно признало верховную власть мидян, а в конце 590-х гг. до н. э. под ударами Навуходоносора II Вавилонского потеряло Сузиану, а в 549 г. до н. э. Кир Великий превратил его в сатрапию Персидской державы, что и подвело черту под трехтысячелетней историей эламской государственности. Тем не менее иранизация основной массы эламитов произошла не ранее I в. н. э., а их родной язык сохранялся вплоть до X в. н. э. Иранизированными потомками эламитов являются современные горцы Юго-Западного Ирана – бахтиары и луры.
Эта страна (шумеры называли её «Ним», аккадцы - «Эламту») находилась к востоку от Шумера. Элам был расположен в гористой местности, но наряду с горами, где возможно было лишь разведение скота, имелись и плодородные долины по течению двух больших рек Элама - на западе Хоаспа (современная Керхе) и на востоке Эвлея (современный Карун). На восточном берегу Хоаспы, течение которой здесь сближается с течением Эвлеи, находилось большое поселение Сузы, главный бог которого Иншушинак почитался и в Шумере. Сузы, расположенные на скрещении важнейших путей, проходивших через Элам, сыграли огромную роль в истории страны. В юго-восточной части Элама жили, повидимому, темнокожие племена. Высказывалось предположение, что это были племена, родственные дравидским племенам Индии.
Название Элам — семитическое (евр. Elam, ассир.-вав. жен. р. Ilamtu =»возвышенная страна»), данное семитами низменной Вавилонии (греч.ElumaiV; туземные названия — Увая и Хапирти. Различаются отдельныеобласти: Сузиана (Шушан), с г. Сузой, Анцан или Аншан = приблизительно Мидия, Ямутбал и Дуплиаш (на вавилонской границе); города — Кидалу (у Персидского зал.), Мадакту, Бубилу и др. Население было частью семитическое, но главным образом принадлежало к особой расе, может быть родственной негроидной.
В 3-м тыс. происходили частые столкновения эламитов с государствами Двуречья. Во 2-й половине 3-го тыс. Элам неоднократно попадал под власть Аккада. Самостоятельность он приобрёл при последнем царе из династии Авана Пузур-Иншушинаке, который был первым царём объединённого царства Э. (23-22 вв.). После кратковременного господства гутиев (кутиев) в конце 3-го тыс. верховная власть над Элам оказалась у царей рода Симашки, которые сначала находились в зависимости от правителей III династии Ура (около 21 в.). Однако Элам не только вскоре освободился от этой зависимости, но эламиты даже ненадолго обосновались в южном Двуречье — в царстве Ларса. Последний царь из династии Симашки был свергнут Эпарти (середина 19 в.), основавшим новую династию из Аншана. В период правления царей из династии Аншана (1-я половина 2-го тыс.) и раньше в Э. существовала система правления, допускавшая двоевластие, порой троевластие. Временами правители Элам создавали сильное централизованное государство, соперничавшее с государствами Двуречья. Во 2-й половине 14 в. Э. был завоёван касситами. При царе Унташ-Напирише (1275-1240) Элам освободился от касситской зависимости, и при Китен-Хутране (около 1237-1205) эламиты стали вторгаться в касситскую Вавилонию. Политический подъём начался с правления Шутрук-Наххунте 1 (около 1185-1155), положившего конец касситской династии в Вавилонии (около 1155). Территория Элам была значительно расширена царём Шилхак-Иншушинаком (1150-1120). В конце 12 в. Элам вынужден был уступить Вавилонии господствующее положение над южным Двуречьем. История Э. последующих веков неизвестна. В 8-7 вв. цари Элам находились в союзе с Вавилонией и вели совместную борьбу против Ассирии. Ашшурбанипал в 639 подчинил страну, однако господство Ассирии продолжалось недолго (в конце 7 в. Ассирия перестала существовать). Элам, раздираемый внутренними политическими противоречиями, в начале 6 в. до н. э. был завоёван Мидией, затем — персами.
История художественной культуры Элам тесно связана с искусством стран Двуречья. Среди памятников 4-го — середины 3-го тыс. до н. э. (найденных главным образом в Сузах) — вылепленные от руки керамические сосуды, украшенные чёрной геометризованной росписью, отличающейся строгим изяществом композиций, плоские печати. К памятникам 2-го тыс. до н. э. относятся остатки комплекса культовых и светских построек в Дур-Унташе, наскальные рельефы на скале Куранган к С.-3. от Шираза, выразительные стелы с рельефами, керамика, цилиндрические печати, глиняная и бронзовая мелкая пластика.
Крупным достижением культуры Элама явилось создание своего письма, знаки которого восходили к пиктографическим образцам. В дальнейшем своем развитии эти знаки превратились в комбинации линий, и письмо тем самым приняло своеобразный линейный характер. При Пузуриншушинаке оно начало заменяться клинописью, а эламский язык - семитическим языком Аккада, который и вытеснил в письменных памятниках местный язык Элама. Лишь со второй половины II тысячелетия до н. э. стали писать клинописью обычно на эламском языке.
Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племен, населявших территорию Западного Ирана, к земледелию и скотоводству. Так, на западе, в горных районах Курдистана, первые из общин, начавших заниматься этими новыми видами хозяйства, относятся еще к VIII—VI тысячелетиям до н. э. В VI—V тысячелетиях до н. э. племена оседлых земледельцев и скотоводов широко расселяются по территории Иранского плато, минуя лишь пустыни. Наличие месторождений медной руды способствовало раннему развитию металлургии, и уже в VI тысячелетии до н. э. из меди стали изготовлять проколки, булавки, бусы и другие украшения.
Раннеземледельческие общины делали разнообразную глиняную посуду, нарядно украшенную геометрической росписью и рисунками животных: козлов, барсов, быков, птиц, собак, змей. Постепенно по уровню развития все более выдвигаются племена, обитавшие на юго-западе страны в плодородных долинах Каруна и Керхи. Там уже в начале IV тысячелетия до н. э. развивается поливное земледелие, появляются крупные населенные пункты, окруженные глинобитными стенами. В середине IV тысячелетия до н. э. отмечается значительный прогресс ремесел: керамика изготовляется с помощью гончарного круга, распространяются литые металлические топоры и булавы с завершением в виде животных, цилиндрические печати. На некоторых из них изображены крупные храмовые постройки, что свидетельствует о существовании монументальной архитектуры.
Идет и социальное расслоение, обособляется общинная знать во главе с вождями-правителями. Погребения правителей в специальных гробницах в сопровождении запряженной быками повозки и насильственно умерщвленного возницы напоминают обряд захоронения в царских гробницах Ура в Месопотамии. В результате равнинная часть Юго-Западного Ирана, носящая название Сузиана, постепенно превращается в настоящую житницу страны, где выращивали обильные урожаи ячменя, полбы и фруктов. На печатях, которые датируются примерно 3000 годом до н. э., встречаются изображения плуга. В это же время установились прочные торговые связи с Месопотамией. Вавилоняне и ассирийцы называли Юго-Западный Иран Эламту («горная страна»). Это название сохраняется и в современной науке.
К началу III тысячелетия до н. э. в Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, на месте скрещивания важнейших торговых путей, соединявших Элам с Месопотамией, а также с Северным и Восточным Ираном. Кроме Суз существовали также небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.), из которых наибольшее значение имел Аншан. Позднее все эти области были включены в единое государство, столица которого находилась в Сузах, а в отдельные периоды — в Аншане.
Эламская цивилизация оказывала значительное влияние на племена других областей Ирана, развивавшихся в условиях первобытнообщинного строя. Так, таблички с эламской рисуночной письменностью были найдены в Центральном (Сиалк) и в Юго-Восточном (Яхьятепе) Иране. Возможно, эти находки отражают стремление эламитов утвердиться на торговых путях, по которым в это время в Переднюю Азию доставлялись различные товары, в том числе лазурит. Во второй половине III тысячелетия до н. э. на севере и востоке Ирана отмечается интенсивная социальная дифференциация, выделение ремесел и формирование крупных центров городского типа (Шахри-Сохте и др.).
Элам во второй половине III тысячелетия — первой половине II тысячелетия до н. э. История Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В XXIV—XXII вв. до н. э. он находился в прямой политической зависимости от Аккадского царства. В этот период большинство документов и надписей в Эламе составлялись на аккадском языке, эламские цари ставили в Сузах статуи аккадского царя Маништушу, посвятив их местным богам. Около 2230 г. до н. э. эламский правитель Хита заключил договор с аккадским царем Нарам-Суэном. В нем Хита, в частности, заявляет: «Враг Нарам-Суэна — мой враг, друг Нарам-Суэна— мой друг». В начале XXII в. до н. э. весь Элам стал единым и независимым государством. Но вскоре в страну вторглись племена кутиев, обитавшие в горных районах Загроса, и подчинили ее себе. При царях III династии Ура (конец XXII — начало XX в. до н. э.) Элам снова попал в зависимость от Двуречья, но уже в конце XXI в. до н. э. добился самостоятельности и даже на время подчинил себе Ур. В конце XVIII в. до н. э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и на целое столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в прах».
В III—II тысячелетиях до н. э. выработалась характерная для эламитов система государственной организации. Наряду с верховным правителем всей страны, который носил шумерский титул суккалмах («великий посланец») и пребывал в Сузах, государством управлял его заместитель — обычно младший брат царя, который назывался суккалом («посланец») Элама и Си-маша и имел резиденцию в Симаше (на востоке Элама), а после смерти верховного правителя занимал престол в Сузах. На третьей ступени государственной иерархии стоял наместник или царь города Сузы, который становился суккалом Элама и Симаша в случае смерти последнего, а на его должность выбиралось новое лицо. Более мелкими областями управляли «отцы» (адда), подчинявшиеся верховной власти суккалмаха. После смерти кого-либо из них власть переходила к племянникам по материнской линии, т. е. к сыновьям сестры. Для царских семей Элама были характерны браки с сестрами и левират, согласно которому после смерти царя его брат и преемник женился на вдове умершего и тем самым получал право на престол.
Браки с сестрами, левират и управление государством тремя лицами — характерные черты эламского общества, отражающие архаические элементы общественной жизни, пережитки родоплеменного строя.
Древнеиранские религии (зороастризм, зерванизм и манихейство) оказали значительное влияние на разработку философских воззрений античного мира и на возникновение эсхатологических учений в христианстве и исламе. Многие произведения древней и раннесредневековой иранской литературы были переведены на арабский, сирийский, армянский и другие языки, а затем - в эпоху Возрождения и позднее - дали сюжеты для литературных памятников Запада и Востока. Произведения искусства, созданные мастерами Древнего Ирана, прочно вошли в сокровищницу мировой культуры.
Исконным населением юго-западной части Ирана были эламиты, родственные, как полагают многие ученые, дравидийским племенам, жившим к востоку от них, в Белуджистане. В западных предгорьях Загроса и на территории северо-западного Ирана жили племена неиндоевропейского происхождения, в том числе хурриты, маннеи, луллубеи и др. На рубеже XII - XI вв. до н. э. на территории Западного Ирана стали селиться индийские и персидские племена, которые впоследствии заняли все Иранское нагорье и ассимилировали автохтонное население.
Постепенно выработалась характерная система государственного управления, существовавшая с середины III до середины II тыс. до н. э. Наряду с верховным правителем, который носил титул суккалмах («великий посланец») и пребывал в Сузах, большую роль играл его заместитель, обычно младший брат и будущий преемник верховного правителя. Он назывался суккалом (посланцем) Симаша.
В истории Древнего Ирана четко выделяются следующие этапы: время возникновения и расцвета эламской цивилизации (с конца IV тыс. до конца VII в. до н. э.); индийская эпоха (VIII - середина VI в. до н. э.); ахеменидский период (с середины VI в. до 330 г. до н. э.); парфянское время (середина III в. до н. э. - приблизительно 224 г. н. э.).
Юго-западную часть Ирана занимал Элам (совр. провинция Хузистан), где были благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта аллювиальная долина - одна из древнейших областей земледельческой культуры. Уже на рубеже IV - III тыс. до н. э. там выращивали обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Тогда же здесь возникло и ремесло. Особенно значительного расцвета достигло гончарное дело. Горная часть Элама (совр. Бахтиарские горы) была богата строительным лесом и полезными ископаемыми (медь, свинец и др.). Основным занятием жителей горных районов было скотоводство.
В начале III тыс. до н. э. появились раннегосударственные объединения племен. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, расположенный на месте скрещения важнейших путей, соединявших Элам с Двуречьем, а также с Северным и Восточным Ираном. Кроме того, в Эламе существовали государства Аван, Аншан, Кимаш и Симаш.
Постепенно выработалась характерная система государственного управления, существовавшая с середины III до середины II тыс. до н. э. Наряду с верховным правителем, который носил титул суккалмах («великий посланец») и пребывал в Сузах, большую роль играл его заместитель, обычно младший брат и будущий преемник верховного правителя. Он назывался суккалом (посланцем) Симаша. На третьем месте в государственной иерархий стоял наместник области Сузиана, который был старшим сыном царя. Он занимал место суккала Симаша в случае смерти последнего. Более мелкими областями управляли лица местного происхождения, после кончины которых власть переходила к их племянникам (сыновьям сестер).
Для царских семей Элама были характерны браки на сестрах и левират, когда после смерти царя его брат и преемник женился на вдове умершего и тем самым получал право на престол. Поэтому цари и наследники престола в Эламе издревле носили титул «сыновья сестры». Браки на сестрах продолжались в течение очень долгого времени, во всяком случае до середины VII в. до н. э. Хотя в течение всей истории Элама женщина сохраняла свое почетное положение, в системе государственного управления постепенно произошли большие изменения. Начиная с XIII в. до н. э. царский престол стали передавать по наследству по отцовской линии, от царя к его старшему сыну.
В III тыс. до н. э. основной формой экономической и социальной организации в Эламе являлись сельские общины, куда входили все свободные люди независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землей и совместно обрабатывавшие ее. Эти общины управлялись старейшинами, выбранными народным собранием того или иного города или деревни. Народное собрание и избранные им должностные лица регулировали спорные вопросы, разбирали имущественные тяжбы и судили преступников. Однако с начала II тыс. до н. э. стали интенсивно развиваться частные хозяйства с использованием рабского труда. Это приводило к имущественной дифференциации, к распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и орудий труда. Земля стала сосредоточиваться в руках отдельных экономически могущественных семей. На смену сельским общинам, которые к концу II тыс. до н. э. перестали существовать, пришли домашние общины. Производители, входившие в них, были связаны родственными узами. Домашние общины коллективно владели землей и сообща обрабатывали ее и затем делили доходы между собой.
С течением времени в домашние общины могли объединиться и люди, которые не были родственниками. Для этого надо было только заключить договор о «братстве» и передать свою землю в общинное пользование. Однако постепенно такие договоры стали применять для увеличения рабочей силы за счет малоземельных свободных, которые, вступив в общину, утрачивали свою собственность и принимали участие в обработке земли, получая за это часть урожая. Малоимущим приходилось прибегать к ссудам зерном или деньгами, отдавая в залог свои дома или сады. Кроме погашения ссуды кредитор требовал также уплаты процентов. Поэтому многие малоимущие оказывались в долговом рабстве. Постепенно процессы имущественной дифференциации привели к разложению домашней общины, распаду коллектива семей как единой хозяйственной ячейки, разделу общинного имущества между отдельными членами и даже к аренде и продаже земли.
Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе были также царские и храмовые хозяйства. Храмы были собственниками крупных земельных владений, занимались торговыми и ростовщическими операциями, давая в долг под проценты зерно, деньги и т.д. Часть храмовых земель сдавалась в аренду, остальные угодья обрабатывали храмовые рабы, а также общинники. Однако в I тыс. до н. э. в результате бесконечных войн и многократных вторжений чужеземцев на территорию Элама храмовые хозяйства оказались разоренными и перестали играть видную роль в экономической жизни страны.
По верованиям эламитов, законы были установлены богами, и нарушение их каралось богом Солнца Наххунте. В рассматриваемом нами обществе были не только религиозные законы, но также законы об усыновлении, разделе имущества, продаже земли и т.д. Для эламского права были характерны жестокие наказания преступников. Например, за ложную клятву отрезали руку и язык или топили в реке. Нередко нарушители контракта тоже приговаривались к смертной казни.
Политическая история Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Месопотамии. Обе страны часто воевали друг с другом, заключали мирные договоры и имели оживленные торговые и культурные связи. В XXIV - XXIII вв. до н. э. Элам был включен в состав Аккадского государства. Большинство документов и надписей в Эламе в тот период составлялось на аккадском языке. В XXII - XXI вв. до н. э. при царях III династии Ура Элам оставался под господством Двуречья, но во второй половине XXI в. до н. э. добился независимости. При царе Кутир-Наххунте I (1730-1700 гг. до н. э.) эламиты вторглись в Двуречье и, как говорится в одной вавилонской надписи, на целое столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в прах». До середины XIV в. до н. э. Элам сохранял свою независимость, но затем был надолго завоеван вавилонянами. Около 1180г. до н. э. эламский царь Шутрук-Наххунте I изгнал вавилонское войско с территории Элама и, совершив победоносный поход в Вавилонию, разграбил ее города и увез оттуда в Сузы богатую добычу. Среди этой добычи находилась также стела с Законами Хаммурапи, которая в самом начале нашего столетия была раскопана в Сузах французскими археологами.
В 1159-1157 гг. до н. э. эламский царь Кутир-Наххунте III воевал с Вавилонией, где правил последний представитель касситской династии Энлиль-надин-аххе. Война окончилась полной победой эламитов, захвативших Вавилон, Сиппар, Ниппур и другие города Двуречья. Это было время расцвета Элама, и в самом Иране власть эламских царей простиралась от Персидского залива на юге до области нынешнего города Хамадан на севере. В VIII в. до н. э., когда Вавилония боролась за свою независимость от Ассирии, Элам стал союзником вавилонян и оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Сначала военная удача была на стороне Элама и его союзников. В 720 г. до н. э. эламиты в кровопролитной битве при Дере нанесли сокрушительное поражение ассирийцам. Но десять лет спустя ассирийский царь Саргон II вторгся в Элам и разгромил его войско.
В 692 г. до н. э. вавилоняне подняли новое восстание против Ассирии. Элам, верный своей традиционной политике, решил оказать помощь своим союзникам.
Вокруг Элама объединились также все племена Загроса, включая персов. Была создана сильная армия, ядро которой составляли эламские и персидские колесничие, пехота и конница. Битва с ассирийцами произошла в местности Халуле на Тигре. Хотя эламиты одержали верх в ожесточенной схватке с ассирийцами, сами они оказались настолько обескровленными, что были не в состоянии перенести войну на территорию противника.
Когда в 652 г. до н. э. вавилонский царь Шамашшумукин поднял восстание против Ассирии, эламиты снова выступили на стороне Вавилонии. Война окончилась десятилетие спустя полным поражением Элама и захватом Суз ассирийцами. Позднее, около 549 г. до н. э., Элам был захвачен персами и навсегда лишился своей независимости. Однако эламская цивилизация оказала огромное влияние на материальную и духовную культуру Древней Персии.
Эламиты создали самобытную культуру. В начале III тыс. до н. э. они изобрели пиктографическое (рисуночное) письмо. Возможно, что наличие письменности у живших рядом шумеров дало толчок к его возникновению, однако последнее является самостоятельным видом письма, которое принято называть протоэламским. На протяжении 400 лет оно употреблялось для записи документов хозяйственной отчетности, имело около 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова. На глиняных табличках в виде рисунков изображались крупный рогатый скот, кувшины, вазы и т.д. Такие таблички найдены не только на собственно эламской территории (в Сузах, Аншане и др.), но и в Центральном Иране (в местности Сиалк) и на крайнем юго-востоке Ирана, в 300 км от Кермана, на Тепе-Яхья, что свидетельствует о широком распространении эламской культуры в начале III тыс. до н. э. Однако это письмо пока еще не расшифровано.
Во второй половине III тыс. в Эламе было изобретено линейное слоговое письмо, которое возникло независимо от протоэламского.
Знаками линейного письма, которые состояли из комбинаций различных геометрических линий, обозначалось не слово (логографическое письмо), а слог (силлабическое письмо). Такими знаками (а их насчитывалось около 80) можно было записать не только хозяйственные, но и политические или религиозные тексты. Материалом для письма служили камень, глина и металл. Однако линейное письмо недолго находилось в употреблении в большинстве областей Элама, и основные тексты, записанные им, относятся к XXIII в. до н. э.
С конца III тыс. до н. э. эламиты прибегали к шумеро-аккадской клинописи, ею они пользовались до середины V в. до н. э. В первой половине II тыс. до н. э. для составления деловых документов, а также для записи литературных текстов они обычно пользовались аккадским языком. Со второй половины II тыс. до н. э. начинает появляться значительное количество клинописных текстов на эламском языке.
Хотя эламская религия была связана с религией Двуречья, но в существенных чертах она весьма своеобразна. Религиозным центром страны служили Сузы. Первоначально во главе эламского пантеона стояла Пинекир, «великая богиня», считавшаяся матерью богов, что свидетельствует о сильном влиянии пережитков матриархального права в эламском обществе. Большое значение имел также культ Иншушинака, покровителя Суз, а позднее и бога преисподней. К середине II тыс. до н. э. главенствующее положение в эламском пантеоне занял бог Хумбан. Бог Солнца Наххунте считался создателем дня. В одном тексте XXIII в. до н. э. приводятся имена 37 эламских божеств. Многие из них почитались эламитами по крайней мере до середины V в. до н. э.
Еще в IV тыс. до н. э. эламиты создали оригинальное искусство. Эламские сосуды украшены геометрическими узорами и геометризованными изображениями птиц, животных и людей. Искусство III тыс. до н. э. наиболее ярко отразилось в печатях, на которых изображены грифоны, крылатые львы и демоны. На каменных сосудах - изображения крупного рогатого скота, птиц и зверей.
Во II тыс. до н. э. вавилонское изобразительное искусство оказало значительное влияние на эламское. Статуи упомянутого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Вавилонии. Шедевром эламского искусства является бронзовая статуя царицы Напирасу (XIII в. до н. э.), которая весит 1800 кг и выполнена с большим мастерством.
Самый крупный памятник эламской архитектуры - это зиккурат (культовая башня), построенный непосредственно в Дур Унташ (ныне Чога-Замбил), в 30 км от Суз, при царе Унташ-Напирише в XIII в. до н. э. От р. Карун в город для снабжения водой был проведен канал длиной 50 км. У входа в зиккурат стояли скульптурные изображения львов, быков, грифов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Длина сторон нижнего этажа зиккурата равнялась 105 м. Зиккурат имел семь ворот и был четырехэтажным. Общая высота строения составляла 42 м. На его сооружение были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч камней. В руинах зиккурата французские археологи, проводившие там планомерные раскопки, нашли много посвятительных сосудов из металла, мрамора и стекла, а также сотни царских надписей. Город Дур-Унташ был разрушен в VII в. до н. э. мощным нашествием ассирийского войска, вторгшегося в Элам. Источник - http://www.persia.ru ., http://www.cais-soas.com/index.htm http://www.liveinternet.ru/users/de_bagi ra/post205234663/