Чтение Тема : Н. Греков «Летом» Цель: формировать навыки сознательного и выразительного чтения. Задачи урока:
    развивать познавательную активность детей через знакомство с новым произведением коррекция развития мышления и речи в процессе анализа прочитанного.
    воспитывать любовь к поэтическому слову

Тип урока : комбинированный урок Оборудование урока :

    картинки о лете, иллюстрации, слоговые таблицы, тексты для минутки чтения, учебник "Чтение", 4 класс. сост.: С.Ю.Ильина, Л.В. Матвеева,
Ход урока

1.

Минутка чтения (индивидуально)

Упражнения для формирования навыков чтения

Чтение с изменением силы голоса (громко, обычным голосом, тихо, шёпотом, про себя)

Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.

Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

Это упражнение:

    Вносит разнообразие, оживление в процесс чтения;

    Создает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения;

    Развивает произвольное внимание;

    Способствует развитию глазодвигательной активности.

Отработка навыков слогового чтения – 1 группа, чтение целыми словами – 2 группа. Целевое задание: Сколько на Земле солнышек?

Вывод: Как хорошо, что солнышек на земле много. Как хорошо, что в каждом из нас живёт солнце, и мы можем дарить друг другу солнечные улыбки, делиться добротой, теплом, радостью и помогать друг другу.

а) подготовка к восприятию. Загадка. 1.Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает? - Назовите летние месяцы. Пересказ текста о лете (подготовленный ученик) б) Постановка цели урока в) словарная работа Работа с рубрикой «Прочитай, что это значит» стр. 137 - В тексте встретились незнакомые слова, прочитаем их хором по таблице с доски. Налилась – созрела Нива – засеянное поле Свод (здесь) – небо Раскалённый – очень горячий Зной – сухая, жаркая погода Сумрак – мало света, неполная темнота г) Первичное знакомство с текстом (читает учитель) Цель : О каком периоде лета говорится в стихотворении? д) отработка навыков чтения (с 137) чтение трудных слов за-ру-мя-ни-лись вол-ну-ет-ся не прой-дёшь рас-ка-лён-ных вол-ну-ет-ся зо-ло-тис-та-я б) жужжащее чтение

Тексты для минутки чтения.

Николай Порфирьевич Греков родился в 1810году в Москве. О его жизни - кто были его родители, где он учился, круг его знакомых и т. д. - мы почти ничего не знаем.

Греков начал писать стихи еще в детстве. "Рифму... каюсь, люблю, страстно люблю и привык к ней едва ли не с ребячества", - писал он.

В лучших произведениях Грекова ощущается свежесть и подлинность чувства, а иногда и энергия стиха.

Н.П. Греков – поэт, переводчик. На его стихи написаны романсы.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И так налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. В каждом из нас есть маленькое солнце. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет добротой».

Значит, добротой называют Солнце, которое живёт в людях.

Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, мяч. Он весёлый и яркий, как солнце. Когда его подбрасываешь, он тянется к своей маме – солнцу, но мяч ещё маленький. Когда он вырастет, он займёт место солнца и будет светить, как мама. А пока мяч играет с детьми. Его маленькие лучики согревают всех детей, которые с ним играют. Мяч – это маленькое детское солнышко.

Солнышек на земле очень много. Вот, например, мамина улыбка. Она, как солнце, красивая и яркая, нежная и весёлая. Это самое дорогое, что есть у человека, так же, как солнце. Мамина улыбка дороже всех бриллиантов на свете. Это как свет в конце туннеля. Она такая же позитивная, как солнце. На земле много солнышек, самое дорогое для меня – это мамина улыбка.

подсолнух . Он, словно солнце, окрашен в яркий жёлтый цвет. А ещё он такой же круглый, красивый, и от него исходит тепло. А лепестки подсолнуха как лучики солнца. Подсолнух – очень яркий цветок, и солнце тоже очень яркое.

Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, апельсин . Казалось бы, просто фрукт. Но я знаю, что это настоящее солнышко! Он рыжий, яркий и добрый. Апельсин радует детей. Когда они его едят, рыжий сок, как лучи солнца, брызжет в разные стороны. От апельсина, как и от солнышка, поднимается настроение. Надеюсь, что каждый человек найдёт для себя солнышко.

Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, подсолнух . Кажется, цветок как цветок и нет в нём ничего интересного. Но нет, это самое настоящее солнце! Я бы даже сказала, что подсолнух напоминает солнечное затмение. Это очень красиво! Середину как будто закрыла луна, а лепестки – это лучи солнца. Вот такое необычное у нас есть солнышко.

7.

Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, мама. Это самое дорогое для нас солнце. Мама согревает нас так же, как солнце. Мама любит нас так же, как солнце. Мы любим солнце, и оно любит нас. Мы любим маму, и она нас любит. Солнце – это любовь. Оно такое же загадочное и тёплое .

Как хорошо, что солнышек на земле много. Как хорошо, что в каждом из нас

живёт солнце и мы можем дарить друг другу солнечные улыбки, делиться добротой, теплом, радостью и помогать друг другу.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Составила: Пурышкина Н.В., учитель начальных классов КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай»

Чтение Тема : Н. Греков «Летом» Цель: формировать навыки сознательного и выразительного чтения. Задачи урока:
    развивать познавательную активность детей через знакомство с новым произведением коррекция развития мышления и речи в процессе анализа прочитанного.
    воспитывать любовь к поэтическому слову
Тип урока : комбинированный урок Оборудование урока :
    картинки о лете, иллюстрации, слоговые таблицы, тексты для минутки чтения, учебник «Чтение», 4 класс. сост.: С.Ю.Ильина, Л.В. Матвеева,
Ход урока

1.

Орг. момент Настрой на успех, мотивация учебной деятельности. Мы – хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Работа над смыслом пословицы. Книга — верный друг детей, С ней живется веселей. Начинается урок чтения!

2.

Речевая разминка Развитие артикуляционного аппарата,

фонематического слуха

Не сломай язык! Луша у душа Мыла шею и уши. -А вы мыли руки, прежде чем взять книгу?

3.

Коррекция навыка чтения.

Прием «жужжащее» чтение

Минутка чтения (индивидуально)

Упражнения для формирования навыков чтения

Чтение с изменением силы голоса (громко, обычным голосом, тихо, шёпотом, про себя)

Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.

Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

Это упражнение:

    Вносит разнообразие, оживление в процесс чтения;

    Создает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения;

    Развивает произвольное внимание;

    Способствует развитию глазодвигательной активности.

Отработка навыков слогового чтения – 1 группа, чтение целыми словами – 2 группа. Целевое задание: Сколько на Земле солнышек?

Вывод: Как хорошо, что солнышек на земле много. Как хорошо, что в каждом из нас живёт солнце, и мы можем дарить друг другу солнечные улыбки, делиться добротой, теплом, радостью и помогать друг другу.

4.

Динамическая пауза

Танец «Ручки»

5.

Изучение нового

а) подготовка к восприятию. Загадка. 1.Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает? — Назовите летние месяцы. Пересказ текста о лете (подготовленный ученик) б) Постановка цели урока в) словарная работа Работа с рубрикой «Прочитай, что это значит» стр. 137 — В тексте встретились незнакомые слова, прочитаем их хором по таблице с доски. Налилась – созрела Нива – засеянное поле Свод (здесь) – небо Раскалённый – очень горячий Зной – сухая, жаркая погода Сумрак – мало света, неполная темнота г) Первичное знакомство с текстом (читает учитель) Цель : О каком периоде лета говорится в стихотворении? д) отработка навыков чтения (с 137) чтение трудных слов б) жужжащее чтение
6. Динамическая пауза, гимнастика для глаз

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где окно и где крыльцо,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

7. Закрепление а) Чтение по цепочке б) Построчное чтение и анализ стихотворения (С138) -Почему автор сравнивает ниву с морем? -Как ты понимаешь слова «раскалённые от зноя небеса»? в) Словесное рисование Нарисуй словами, каким ты представляешь «полный сумрака лес». г) Подготовка к заучиванию стихотворения через упражнение в схематическом рисовании прочитанного . д) Выразительное чтение, заучивание
8. Итог урока Рефлексия Меня радует… Я думаю, что… Как хорошо… Выставление оценок. Дети оценивают выразительность чтения и правильность ответов товарищей.
9. Домашнее задание Стр. 138 наизусть – 1 группа, выразительное чтение – 2 группа

Тексты для минутки чтения.

Николай Порфирьевич Греков родился в 1810году в Москве. О его жизни — кто были его родители, где он учился, круг его знакомых и т. д. — мы почти ничего не знаем.

Греков начал писать стихи еще в детстве. «Рифму… каюсь, люблю, страстно люблю и привык к ней едва ли не с ребячества», — писал он.

В лучших произведениях Грекова ощущается свежесть и подлинность чувства, а иногда и энергия стиха.

Н.П. Греков – поэт, переводчик. На его стихи написаны романсы.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И так налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. В каждом из нас есть маленькое солнце. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет добротой».

Значит, добротой называют Солнце, которое живёт в людях.

Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, мяч. Он весёлый и яркий, как солнце. Когда его подбрасываешь, он тянется к своей маме – солнцу, но мяч ещё маленький. Когда он вырастет, он займёт место солнца и будет светить, как мама. А пока мяч играет с детьми. Его маленькие лучики согревают всех детей, которые с ним играют. Мяч – это маленькое детское солнышко.

Солнышек на земле очень много. Вот, например, мамина улыбка. Она, как солнце, красивая и яркая, нежная и весёлая. Это самое дорогое, что есть у человека, так же, как солнце. Мамина улыбка дороже всех бриллиантов на свете. Это как свет в конце туннеля. Она такая же позитивная, как солнце. На земле много солнышек, самое дорогое для меня – это мамина улыбка.

подсолнух . Он, словно солнце, окрашен в яркий жёлтый цвет. А ещё он такой же круглый, красивый, и от него исходит тепло. А лепестки подсолнуха как лучики солнца. Подсолнух – очень яркий цветок, и солнце тоже очень яркое.

Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, апельсин . Казалось бы, просто фрукт. Но я знаю, что это настоящее солнышко! Он рыжий, яркий и добрый. Апельсин радует детей. Когда они его едят, рыжий сок, как лучи солнца, брызжет в разные стороны. От апельсина, как и от солнышка, поднимается настроение. Надеюсь, что каждый человек найдёт для себя солнышко.

Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, подсолнух . Кажется, цветок как цветок и нет в нём ничего интересного. Но нет, это самое настоящее солнце! Я бы даже сказала, что подсолнух напоминает солнечное затмение. Это очень красиво! Середину как будто закрыла луна, а лепестки – это лучи солнца. Вот такое необычное у нас есть солнышко.

7.

Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, мама. Это самое дорогое для нас солнце. Мама согревает нас так же, как солнце. Мама любит нас так же, как солнце. Мы любим солнце, и оно любит нас. Мы любим маму, и она нас любит. Солнце – это любовь. Оно такое же загадочное и тёплое .

Как хорошо, что солнышек на земле много. Как хорошо, что в каждом из нас

живёт солнце и мы можем дарить друг другу солнечные улыбки, делиться добротой, теплом, радостью и помогать друг другу.

СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА
На лесной полянке,
Солнышком согретой,
Скатерть-самобранку
Расстелило Лето:

Россыпи брусники
На траве горят,
Просятся в корзинки,
Сами в рот глядят.
Спелой голубики
И черники дам -
Радуюсь не жадным,
Ласковым гостям!
А не станет ягод -
За росой прозрачной
Приходите в лес.
Каждая полянка,
Как лесная сказка,
Полная нежданных,
Радостных чудес.
Б. Белова

ЛЕТОМ
Зарумянилась вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.

Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес.
Пахнет липа душистая мёдом,
И шумит полный сумрака лес.

Облаков золотые волокна
Ввечеру весь облягут закат,
И с полей в растворенные окна
Понесется сильней аромат.
Н. Греков

ДЕТИ
Солнышко уж встало
И глядит в окно;
Уж щебечут птички
За окном давно.

Вышли дети - травка
От росы мокра,
И на ней сияют
Капли серебра.

Темный сад лучами
Солнышка облит;
От дерев рядами
Тень в пруде лежит.

На дорожке сыро,
В воздухе легко,
И кричит дергачик
Где-то далеко.
И. Суриков

ОДУВАНЧИК
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное
Е. Серова

ИЮНЬ
Мы пришли в июне в лес.
Что за чудо из чудес?
Утром лес росой умылся,
Земляникою укрылся.

ИЮЛЬ
Любим в море мы купаться
И в морской волне плескаться,
Как дельфины и киты.
Эй, июль, ныряй и ты!

АВГУСТ
Август - месяц самый вкусный:
Дынный, яблочный, арбузный,
И медовый, и цветочный,
Ароматный, сладкий, сочный.
Ю. Каспарова

В ПОЛЕ
С тихим ветром в разговоре
Рожь волнуется как море
Необъятное, кругом,
А на небе голубом
Солнце весело сияет,
Всё живит и обливает
Золотым своим огнём.
Словно глазки, из межи -
Глазки девочки-малютки -
Кротко смотрят незабудки.
И среди колосьев ржи,
Где кружатся мотыльки
Да кузнечики играют,
Взгляд приветливый бросают
Голубые васильки.
С. Дрожжин

ИЮНЬ
Если в небе ходят грозы,
Если травы зацвели,
Если ранним утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,-
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева

ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.
Кружат пчелы,
Вьются птицы,
А Маринка
Веселится.
Увидала петуха:
- Посмотрите! Ха-ха-ха!
Удивительный петух:
Сверху перья, снизу - пух!
Увидала поросенка,
Улыбается девчонка:
- Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Пятачок
Дырявый,
А крючок
Вертлявый?
А Барбос,
Рыжий пес,
Рассмешил ее до слез.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьется,
В зубы не дается.
Пес уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
"Не достал! Не достал!"
Ходят ножки
Босиком
По дорожке
Прямиком.
Стало сухо и тепло.
Лето, лето к нам пришло!
В. Берестов

* * *
Сколько бабочек, цветов,
И тепла, и света!
Значит – спорить я готов –
Наступило ЛЕТО!
Будем плавать, загорать,
Землянику собирать.
М. Дружинина

* * *
Лето красное; росы студеные;
Изумрудом все листья цвеченные;
По кустам, по ветвям потянулися
Паутинки серебряной проволокой;
Зажелтели вдоль тына садового
Ноготки, янтарем осмоленные;
Покраснела давно и смородина;
И крыжовник обжег себе усики;
И наливом сквозным светит яблоко.
Л. Мей

Помоги другим! Жми

Поэт и переводчик Николай Порфирьевич Греков родился 5 марта 1807 года в с. Казанское Ефремовского уезда Тульской губернии (ныне с. Греково Данковского района) в семье дворянина. После окончания в 1827 году Московского университета он служил в Московском дворянском депутатском собрании.

В 1833 году Николай Порфирьевич вышел в отставку и поселился в родовом имении Казанское, где ему пришлось пережить тяжелые утраты - смерть жены, пятерых детей и брата. Это наложило отпечаток на его творчество.

Он пробовал свои силы в разных областях литературы - поэзии, прозе, драматургии, художественном переводе, начав публиковать свои произведения с 1825 года в периодических изданиях («Библиотека для чтения», «Литературная газета», «Отечественные записки», «Современник», «Московский вестник» и др.).

Н. П. Греков издал два одноактных водевиля: «Визиты в окно, или Четыре вдруг» (1827), «Ещё роман на большой дороге, или Чему быть, тому не миновать» (1832).

Николай Порфирьевич нередко выступал как переводчик. Он переводил В. Гюго, Дж. Байрона, У. Шекспира, Г. Гейне.

В 1865 году вышла его книга «Рассказы и очерки», но прозу Н. П. Греков не считал своим призванием и в письме к Ф. А. Кони признавался: «Я бы последовал вашему совету и перешел бы к повествовательному роду, но не могу этого сделать по натуре моей. Всякий труд, который я предпринимаю, должен кипеть у меня и быстро идти к концу… С романом и повестью это невозможно…. У меня более дюжины начатых повестей, и одна только была кончена, но её не пропустила цензура в «Москвитянине».

Наиболее удачными считаются поэтические произведения Николая Порфирьевича, ряд которых положен на музыку А. А. Алябьевым, А. Г. Рубинштейном, П. И. Чайковским, А. С. Даргомыжским и другими композиторами.

Умер Н. П. Греков в 1866 году в Москве.

Произведения автора

  • Визиты в окно, или Четыре вдруг: водевиль в 1 д. - Москва: тип. П. Кузнецова, 1827. - 50 с.
  • Еще роман на большой дороге, или Чему быть, тому не миновать: водевиль в 1 д. - Москва: тип. Н. Степанова при Имп. театре, 1832. - 56 с.
  • Несколько слов в ответ г. сочинителю разбора на водевиль: «Еще роман на большой дороге». - Москва: тип. С. Селивановского, 1832. - 7 с.
  • Стихотворения. - Москва: Н. А. Основский, 1860. - 203 с.
  • Рассказы и очерки. - Москва: тип. Ф. Б. Миллера, 1865. - 367 с. - Содерж.: Семейная драма; Странные случаи; Машенька; В Нескучном и Донском; Чудаки; Первый дебют; Опекун Мардасов и его деяния.
  • Новые стихотворения. - Москва: тип. Ф. Б. Миллера, 1866. - 142 с.
  • [Стихи] // Поэты 1860-х годов. - 3-е изд. - Л.: Сов. писатель, 1968. - 763 с. - (Библиотека поэта. Малая серия).

Литература о жизни и творчестве

  • Николаева Т. Талантливый поэт и переводчик из села Казанского // Заветы Ильича [Данковский район]. - 2012. - 20 марта.

Справочные материалы

  • Энциклопедический словарь. - Репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон 1890 г. - М., 1991. - Т. 18. - С. 609.
  • Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2000. - Т. 1. - С. 288.
  • Русские писатели. 1800-1917: биогр. словарь. Т. 2. - М., 1992. - С. 16-17.: портр.