Варианты. Такой конкурс может стать постоянным. Тогда к игре допускаются тексты по любой выбранной участником орфограмме, а итоги можно подводить раз в четверть. Лучшие тексты можно хорошо оформить (на­пример, набрать на компьютере), и они станут прекрас­ным подарком учителю: ведь по ним можно проводить контрольные работы в других классах.

Цели. Игра предлагает выполнить задание, обратное привычному: правильно написать предложенные в уп­ражнении слова. Стремясь наполнить свой текст «орфо­графически коварными» словами, ребята учатся видеть орфограммы, предугадывать возможные ошибки.

Если дополнить задание требованием указать орфо­грамму во всех словах, в которых она встречается, и сде­лать орфографический разбор (или просто привести про­верочное слово), такая работа может стать зачетной по теме.

Кроме того, игра развивает речевую изобретательность, воображение, активизирует словарный запас.

С$> Ниже приведены варианты «насыщенных» текс­тов. Первые два составлены для своих учеников

«учителем С. Волковым, остальные сочинены вось­миклассниками школы «Кладезь».

КОРНИ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ

Горючая слеза одиноко блестела на самом кончике носа графа Ростислава Зарянского. Зарницы блистали в окнах, тень от нагоревшей свечи вырастала на стене с каждой минутой, а граф все сидел, подперев рукой скло­ненную голову, не прикасаясь к еде, не поднимая глаз, не зажигая лампы. Тучи обложили небо, и сквозь полуопу­щенный полог кровати было видно, как за окном вымок­нувшая до нитки унылая корова равнодушно макала свой хвост в придорожную канаву.

Слякотно было и на душе у графа. Причина его пло­хого настроения заключалась в неожиданно подскочив­ших процентах в конторе у непреклонного ростовщика, требующего безотлагательного удовлетворения иска к графу. Выхода не было. Граф ясно понимал, что, даже если заложить имение, уклониться от долговой ямы не удастся, и потому тоска сжимала его сердце со все воз­растающей силой.

И вдруг дикая мысль блеснула в глазах графа, щеки загорелись ярким румянцем. Всего несколько секунд на­зад он и не предполагал, что в его положении можно еще на что-то рассчитывать, но теперь план освобождения полностью сложился в его голове. Потирая от удоволь­ствия руки, он подскочил к столу, схватил перо и, обма­кнув его в чернильницу, склонился над листом бумаги.

МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Было далеко за полночь. Кругом стояла предрассвет­ная тишь, лишь прибрежный камыш тихо шуршал, да где-то кричал сыч. В этот час сторож правительственных

дач Лукич был не прочь прилечь отдохнуть. «Иначе не будешь бодр и свеж и не сможешь уберечь хозяйское доб­ро от полчищ воров»,- убеждал он себя, снимая с плеч тяжелую двустволку и заворачиваясь в утепленный плащ. И вот, когда держать глаза открытыми стало уже невмочь, внимание сторожа привлек доносившийся отку­да-то тихий плач. Лукич пошел к калитке, повернув ключ в ржавом замке, распахнул ее настежь и вышел на пустынный речной пляж. Вглядевшись в ночь, он уви­дел, что среди куч мусора и дождевых луж на песке ле­жит какой-то человек, подложив под голову кирпич. «Ишь ты! Бомж!» - сказал себе Лукич и грозно крик­нул: «Эй, ты, старый хрыч! Ты чего тут валяешься? По­шел прочь! Кыш отседова!» Мужчина медленно встал и повернулся к сторожу. Лукич не упал навзничь от ужа­са лишь потому, что сзади его поддержал забор. Бомж был не кто иной, как всесильный муж комендантши дач Борис Михайлович Давидович. Что привело его в эту глушь в такую пору, Лукич постичь не мог. «Есть ли у тебя нож? - диким голосом завыл вдруг Давидович.- Отрежь мне бороду! Утешь меня!» Хотя Лукич был вы­сок и могуч для своих восьмидесяти лет, а муж комен­дантши хил и узкоплеч, по телу сторожа пробежала дрожь. «Ты бредишь, Лукич?» - спросил он сам себя и ущипнул за нос, но это не помогло. «Почему ты не хо­чешь мне помочь?» - провыл Давидович зловеще и мед­ленно двинулся к Лукичу. «Финиш!» - подумал Лукич и закрыл глаза. Но в эту секунду пелену туч внезапно прорвал первый луч солнца, и мираж исчез.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ И ПРИСТАВОК НЕ И НИ

В никакой стране жил-был некто. Он никогда нико­му не называл своего имени. Может быть, у него и не было имени, а может быть, его и звали Некто.

г


Да и некому было звать его по имени - не было у него ни жены, ни детей, ни родственников. Он всегда си­дел дома и никогда не выходил на улицу, никто из сосе­дей его не встречал и ничего о нем не знал.

Домик Некто был небольшой^ Гостей у него не быва­ло, и сам он ни к кому не ходил.

Жизнь свою он никогда не менял: рано вставал, ло­жился тоже не поздно, день проводил в полном одино­честве.

Однажды холодным зимним вечером он лег спать, а утром не стал просыпаться - незачем было. Вот так и закончилась печальная жизнь человека по имени Некто.

(Р. Ланда)

Жил на свете Никто. И жил он, конечно, в Никакой стране. Жил он один, у него не было ни родных, ни дру­зей, да ему никто и не нужен был. Он нисколечко не жа­лел, что живет во всей Никакой стране один, потому что никто и ничто не могло помешать ему делать то, что он хочет. У него был дом и несколько деревьев под окном. Ни телевизора, ни радио у него не было, зато был кот по кличке Некот.

Никто всегда спал до обеда, и кот тоже спал на по­душке. Потом они просыпались, пили воду и ели кашу. Потом сидели немножко во дворе. Потом снова ложи­лись спать. И так всегда, не пропуская ни одного дня.

Но раз в неделю Никто устраивал себе выходной - он сбрасывал Некота с подушки и спал целый день, без обеда.

Такая веселая жизнь была у Никто и его кота.

(О. Тихомирова)

Однажды некто искал некую необычную вещь. Он искал ее и в неком государстве, и в никакой стране. Не в один город заходил он в этой неизвестной стране, не с

одним незнакомым человеком разговаривал, но никак не мог найти эту некую вещь. Ни в магазинах, ни в лав­ках ее не было.

Однажды, приехав в глухую, никому не известную де­ревеньку, он пошел прогуляться в непроходимом лесу, где не ступала нога человека. И там он нашел эту не­обычную, так необходимую ему некую вещь, но никогда никому ее потом не показывал.

(Д. Валиков)

«АНТИДИКТАНТ»

ВЖ" Играть стоит не раньше V -VI класса с детьми, ■ у которых уже прочно устоялся навык письма. Ко­личество играющих любое. Ведущему нужно зара­нее подготовить текст.

Ход игры. Играющие делятся на небольшие коман­ды по 3-4 человека, количество команд может быть лю­бым. Ведущий объявляет задание: записать текст, кото­рый он будет диктовать, сделав в нем все возможные ор­фографические ошибки и не сделав ни одной невозмож­ной. Стоит напомнить ребятам разницу между ошибкой и опиской: в случае описки будет искажено прочтение слова: дурожка (дорожка) или дорожа, при орфографи­ческой ошибке прочтение слова не изменяется (если чи­тать его не по слогам): дарожка, дорошка. Полезно напо­мнить также, что ошибки могут быть не только «прямы­ми», подсказанными произношением: сабака (собака), пропка (пробка), но и «обратными», сделанными вопре­ки произношению, из перестраховки: копуста (капус­та), тробка (тропка).

Итак, в тексте не должно быть ни одной описки, но должны быть все возможные ошибки. Некоторые ошиб-

ки будут выглядеть очень маловероятными, например, написание козътъ (кость), но если они в принципе воз­можны, их следует сделать.

Нужно заранее решить, допускаются ли графические ошибки, например: йолка вместо елка. Разграничивать графические и орфографические ошибки лучше со стар­шими ребятами, так как это довольно сложное условие.

Объяснив задание, ведущий читает текст. Затем командам предоставляется время (около пяти минут) для записи текста по правилам игры. Когда время исте­кает, варианты команд проверяют вслух. Во время про­верки вносить исправления уже нельзя. За каждую пра­вильно допущенную ошибку команда начисляет себе балл, за каждую лишнюю - балл отнимает. Если воз­можно несколько ошибочных написаний, например: пи-так и петак {пятак), и команда указала их, балл начис­ляется за каждый вариант. Побеждает команда, набрав­шая максимальное количество баллов.

Цели. Основное назначение игры - развитие орфогра­фической зоркости. Тесты показывают, что подавляющее большинство орфографических ошибок связано не с пло­хим знанием правил, а со слабой «орфографической бди­тельностью». Ребята плохо видят в словах места, в кото­рых можно сделать ошибку, иначе говоря - плохо видят слабые позиции (а с чего бы им хорошо видеть, если ны­нешним школьным курсом само понятие фонетической позиции не предусмотрено). Эту проблему еще более усу­губляют привычные упражнения с пропущенными бук­вами. Эффективные при первичном закреплении нового материала, они таят в себе опасность при слишком час­том использовании: ребята привыкают «знать, где упа­дут», их орфографическая бдительность не развивается. Именно поэтому так необходимы обратные задания: подчеркнуть в тексте орфографически сложные места, объяснить написание, а как «шоковая терапия» - «Ан-

тидиктант». Эта форма работы приводит детей в вос­торг - поначалу им кажется, что нет ничего легче, чем сделать как можно больше ошибок. После первого же тура игры становится ясно, что такая работа требует еще большего внимания и сосредоточенности, чем грамотное письмо.

Можно провести в классе показательный экспери­мент: пусть «антидиктант» из нескольких предложений напишет каждый ученик самостоятельно. Потом подсчи­тайте баллы. Почти наверняка самый лучший результат «за ошибки» будет у тех ребят, которые пишут очень гра­мотно (если только они будут достаточно внимательны). Результат эксперимента стоит обсудить с ребятами, что­бы они убедились: грамотность письма зависит не только от знания правил, но и от орфографической бдительности.

Важна и работа в маленьких командах: в процессе обсуждения ребята незаметно для самих себя восполня­ют множество скрытых пробелов в знаниях. «Антидик­тант» оказывается очень эффективным способом повто­рения орфографии.

С3> Текст известного стихотворения А. Барто записан по правилам «Антидиктанта», графических оши­бок в нем нет.

Я люблю сваю лашатку, Пречишу ей шорздку глатка, Грибижком преглажу хвозьтик И вирхом паеду ф гозьти.

«СЛОВА ПО СХЕМЕ»

/Шт 5 Игру лучше приурочить к теме «Состав слова», позже к ней можно при необходимости вернуться.

Играют команды. Ведущий заранее подготавлива­ет схемы, слов.

Ход игры. Играющие делятся на команды (не более 7-8 человек в каждой). Ведущий объявляет задание: за отведенное время привести как можно больше слов, со­став которых соответствует заданной схеме. Схема изо­бражается на доске, команды начинают работать.

Когда время истекает, команды сдают свои списки ве­дущему. Он последовательно читает слова из них, и все вместе обсуждают, соответствуют ли они заданной схеме. За каждое правильное слово команде начисляется балл, за каждое неверное - отнимается.

Например, была задана схема аръ. В этом слу-

чае будут начислены очки за слова {гтпейбръ и буквйрЪ, но отняты за слова фонарь, государь. Побеждает та ко­манда, у которой в общей сумме окажется больше очков.

Цели. Игра компенсирует один из основных недо­статков школьного курса морфемики - механистич­ность, формальность подхода к морфемному составу сло­ва. Обычно в учебниках для разбора по составу предла­гаются слова с совершенно прозрачной структурой, да и как может быть иначе, если никакого разговора о крите­риях членимости слова программой не предусмотрено. В результате ребята вычленяют в словах морфемы на основе внешнего сходства частей слов. В том, к чему это может привести, они как раз и убеждаются благо­даря данной игре. Вот почему особенно важно не ком­кать обсуждение предлагаемых слов, дать высказаться, привести аргументы всем желающим, попытаться в хо­де обсуждения сформулировать критерии членимости слова.

Игру обязательно нужно провести хотя бы два-три раза, потому что при первом знакомстве ребята еще не вполне понимают ее замысел и получают огромное ко-

личество штрафных очков. Уже при следующем обра­щении к игре результат оказывается намного лучше.

С^ Вот как был сформулирован критерий вычленения морфемы в слове после обсуждения со старше­классниками.

Можно выделить в данном слове морфему, если су­ществуют такие другие слова, в которых эта морфема присутствует в ином окружении (имеются в виду сосед­ние морфемы), но в том же значении. Например:

аптекарь - мы предполагаем, что можно вычленить корень йятекГ- и суффикс -брЪ. Находим слова аптека, б^теЧный - корень существует в окружении других морфем, причем в том же значении. Проверяем суф­фикс: лекарЬ, пекарь - суффикс встречается в другом окружении, сочетается с другими корнями, при этом со­храняя свое значение.

Попытаемся расчленить аналогично слово фонарь, предположим наличие корня фон- и суффикса -аръ. Но найти слова, в которых такой же корень с тем же значе­нием сочетался бы с другими морфемами, невозможно. Значит, слово нечленимо.

«ПРИЧАСТИЯ»

ВЗГ Игра приурочена к теме «Причастие». При необ ходимости можно периодически возвращаться ь ней. Количество играющих 10-12 человек, клаы можно разбить на группы. В каждой группе необ ходим ведущий - учитель или сильный ученик, кс торый сможет быстро оценивать правилъност ответов. Игра проходит по кругу, то есть каж дый должен знать, после кого он вступает в игрг

Ход.игры. Первый игрок называет инфинитив глаго­ла и задает грамматическую форму причастия, например: сделать - прошедшее время, страдательное. Следующий участник должен быстро и правильно назвать причастие: сделанный. Вид глагола менять, конечно, нельзя. Если такого причастия нет, нужно отйетить «нет». Затем вто­рой игрок задает вопрос третьему и так далее. Время на обдумывание ограничено, можно, например, считать до пяти. Тот, кто не сумел правильно ответить, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается последним.

Самая сложная роль у ведущего: он должен быстро оценивать правильность ответов и разрешать возникаю­щие споры.

Цели. Назначение игры - помочь ребятам освоить одну из самых сложных тем морфологии (грамматичес­кие формы причастий) и избавиться от очень распростра­ненных речевых ошибок, связанных с формообразовани­ем причастий. Простое на первый взгляд задание вы­полнить четко и быстро довольно сложно, но после неко­торой тренировки ребята осваиваются с формами при­частий.

Можно провести игру несколько раз во время изуче­ния причастий, а затем возвращаться к ней примерно раз в четверть для закрепления.

«ЧЕПУХА»

&§* Игра любима детьми младшего и среднего школь­ного возраста, для старшеклассников она слиш­ком проста. Понадобятся ручки и листки бумаги, лучше длинные и узкие. Игра проходит по кругу, * каждый должен знать, от кого он получает лис­ток и кому передает. Если играющих много, мож-

но образовать несколько кругов. Обязательно ну­жен ведущий.

Ход игры. Ведущий последовательно задает вопросы: Кто? Когда? Что делал? и т. п. Каждый игрок на сво­ем листке записывает ответ, затем заворачивает край листка так, чтобы запись была не видна, и передает его по команде ведущего соседу, например, по часовой стрелке.

Ведущий предлагает 5-8 вопросов, из ответов на ко­торые должно получиться синтаксически правильное предложение. Игра заканчивается тем, что все развора­чивают оказавшиеся у них листки и читают получившу­юся чепуху вслух, под общий хохот.

Проигравших быть не может. Имеет смысл прямо подчеркнуть, что игра не является соревнованием, все в равной мере заинтересованы в хорошем результате.

Цели. Игра эта довольно популярна у ребят, но имен­но на уроках русского языка они начинают играть в нее более осмысленно.

Можно обсудить с детьми, почему над одними полос­ками все долго смеются, а другие получились неудачны-

ми. В ходе размышлений и наблюдений выясняется, что непременное условие - правильные синтаксические свя­зи при смысловом абсурде: употребление именно того падежа, который задан вопросом, верное использование предлогов и т. д. Поэтому самый удачный момент для игры в «Чепуху» - начало разговЪра о синтаксисе. Иг­ра позволяет освежить в памяти полученные ранее зна­ния, обостряет синтаксическую интуицию.

«ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СХЕМЕ»

ЯЗР Играть можно с того момента, когда ребята по­знакомятся с синтаксическими схемами предло-Играют команды. Ведущий заранее гото­вит к игре схемы предложений. Понадобятся листки бумаги и ручки.

Ход игры. Играющие делятся на несколько команд (не меньше трех), обязательно с равным числом игроков, можно просто по рядам. Ведущий рисует на доске схему предложения (простого или сложного - в соответствии с изучаемой или повторяемой темой). Каждый играющий должен как можно быстрее написать на своем листке предложение, соответствующее этой схеме. Та команда, которая быстрее всех сдаст свои листки, получает поощ­рительный балл, та, которая сдала листки последней - штрафной балл (если в командах больше 8-10 человек, количество поощрительных и штрафных баллов можно увеличить, иначе игра затянется).

После этого ведущий последовательно читает предло­жения вслух и все вместе решают, насколько они соот­ветствуют схеме. За каждое правильное предложение команде начисляется балл, за каждое неверное - отни­мается.

Например, была задана схема: | 1 , и | | . В этом

случае за предложение: Все весело закивали, и настро­ение повысилось - балл будет начислен, а за вариант: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет - балл нужно отнять. Одинаковые или очень похожие предло­жения не засчитываются. Побеждает та команда, кото­рая в сумме наберет наибольшее количество баллов.

После того как ребята освоятся с игрой, целесообраз­но перед чтением предложений вслух дать возможность командам проверить свои варианты и вычеркнуть одно­типные.

Цели. Игра представляет собой задание, обратное привычному: составлению схем предложений. Это по­зволяет более осознанно воспринимать понятие синтак­сической структуры. Развиваются речевая изобретатель­ность, способность быстро и четко работать.

«ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ»

ВЗОГ Играть можно после первого же знакомства со знаками препинания, но особенно полезно при по­вторении пунктуации со старшеклассниками. Задача ведущего - подбирать задания, соответ­ствующие уровню подготовки ребят. Количество играющих любое.

Ход игры. Игра аналогична предыдущей, только предложения составляются не по синтаксической схеме, а по заданной ведущим последовательности знаков пре­пинания.

Например, по последовательности знаков «, - , .» мож­но составить предложение: Честно говоря, идти туда мне не хотелось - страшно было, да и стыдно.






ном упражнении обычно бывают представлены однотип­ные случаи.

Попытки составить свои предложения по заданной последовательности знаков препинания открывают ребя­там все многообразие синтаксических значений, выража­емых пунктуацией. Они обнаруживают, что запятые мо­гут быть парными и одиночными и что функционально это совершенно разные знаки; удивляются многообразию значений, выражаемых с помощью тире, различным спо­собам комбинирования знаков препинания.

Несколько раз поиграв в эту игру, особенно по услож­ненному варианту, ребята будут гораздо лучше знать и помнить правила пунктуации.

В остальном ход игры такой же, как и в «Предложе­ниях по схеме».

Варианты. Можно усложнить игру, если отбрасывать предложения, имеющие одинаковую синтаксическую структуру, то есть поставить командам задачу привести как можно больше синтаксически разных предложений с одной и той же последовательностью знаков препина­ния. В этом случае необходимо дать командам время на обсуждение (не менее 5 минут), чтобы они могли све­рить предложения и сделать их разнообразнее. Этот ва­риант игры эффективнее, но существенно сложнее.

Цели. Игра предлагает ребятам совершенно новую задачу, обратную привычной - расстановке знаков пре­пинания в готовом тексте. Она развивает «пунктуаци­онную бдительность». Как и упражнения с пропущенны­ми буквами, привычные задания на расстановку знаков препинания притупляют внимание, тем более что в од-

30 \


КОМБИНАТОРНЫЕ ИГРЫ

Игры этого типа наиболее популярны, и, скорее всего, в этом разделе вы не найдете ни одной незнакомой игры. Комбинаторных игр множество: это и всем изве­стные кроссворды разных типов, и чайнворды, ребусы, шарады, головоломки. Они многократно описываются в самой разной учебной и методической литературе, пе­риодических изданиях. Есть даже люди, профессией ко­торых стало сочинение заданий такого типа для га­зет и журналов.

В центре внимания в комбинаторных играх - внеш­няя оболочка слова. Играющие комбинируют буквы или сочетания букв, ищут нужный вариант. Процесс игры напоминает игру в конструктор: из одних и тех же деталей в разных сочетаниях можно собирать разнооб­разные модели. Иногда ставится противоположная за­дача: по готовой модели (слову) определить, из каких деталей ее можно построить.

Сложные комбинаторные игры (особенно «Палиндро­мы» или «Шарады») часто требуют огромного словар­ного запаса и невероятной речевой изобретательности. Всегда очень хорошо проходит многоборье по комби­наторным играм, сочетающее конкурсы шарад, палин­дромов, каламбуров, ребусов, разгадывание головоломок, кроссвордов, состязание в составлении слоговых цепочек, межкомандный турнир по игре «Почему не говорят...». Один раз в четверть или в год можно устроить насто­ящий праздник комбинаторных игр.

Другой вариант большой игры - парад головоломок, который может длиться от недели до четверти. На стене вывешиваются листы ватмана, и каждый желаю­щий может написать на них придуманную головоломку, шараду, вопрос. Заранее выбирается жюри. Тот, кто от­гадал ту или иную головоломку, записывает решение на листке и, подписав его, отдает в жюри. Парад заверша­ется тем, что жюри, присудив баллы всем авторам хоро­ших заданий и всем, кто сдал правильные решения, объяв­ляет победителей, набравших наибольшее число баллов. Можно определять победителей по номинациям: ребусы, шарады, «Почему не говорят...» и т. д.

Наиболее интересны игры, построенные на разотож-дествлении внешнего облика слова и его значения (та­кие, как «Почему не говорят...» и «Энтимологический словарь»). Играющий смотрит на слово как бы глаза­ми иностранца, он сознательно игнорирует включен­ность слова в ткань живого языка и может тракто­вать и членить его самым невероятным образом. Но, конечно, эти «экзерсисы» вызывают смех благодаря эф­фекту «двойного видения» - ведь мы ни на миг не за­бываем подлинного места слова в системе языка.

Поскольку комбинаторные игры достаточно широко распространены, в этот раздел включены лишь игры, во-первых, наиболее интересные, во-вторых - не вынуж­дающие учителя заранее готовить к ним задания. Во все предлагаемые игры ребята могут играть самостоя­тельно. При необходимости большое количество игр этого типа можно найти в литературе.

«СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР»

ВШ* Играть можно уже с детьми младшего школьного возраста, для старшеклассников игра скучновата. Понадобятся ручки и бумага. При большом числе

Параграфы, соответствующие следующим разделам:

– обособление определений, дополнений и обстоятельств;

– построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными;

– обособление обстоятельств;

– обособление приложений и дополнений;

– вводные слова и предложения

и ответьте на вопросы :

1. Что такое причастный оборот, когда и как обособляется причастный оборот?

2. В каких случаях всегда обособляются согласованные определения, выраженные причастиями и прилагательными?

3. Как обособляются определения, относящиеся к личному местоимению ?

4. В каких случаях обособляются распространенные приложения, одиночные приложения?

5. Когда перед приложением ставится тире?

6. Когда обособляются приложения с союзом «как»?

I. Повторите по любому учебному пособию параграфы, соответствующие следующим разделам:

– знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

– знаки препинания в сложносочиненном предложении;

– сравнительные обороты;

– знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

– прямая речь, замена прямой речи косвенной

и ответьте на вопросы :

1. Чем сложное предложение отличается от простого, по своему строению и по смыслу?

2. Какие существуют виды сложных предложений?

3. Какую связь между явлениями выражает сложносочиненное предложение? Какие слова как часть речи выражают эти связи? Перечислите союзы, которые употребляются в сложносочиненном предложении.

4. Какие связи между явлениями отображаются сложноподчиненными предложениями? Какие союзы (союзные слова) выражают эти связи?

Образец ответа:

а) второе предложение (придаточное) объясняет, разъясняет содержание первого (главного): изъяснительная связь – союз «что» и т. д.

5. Всегда ли союз «как» вводит сравнительный оборот? Каково ещё одно значение этого союза?

6. Когда оборот с союзом «как» обособляется, а в каких случаях – не обособляется?

7. Является ли бессоюзное предложение третьим отдельным видом сложного предложения (в сопоставлении со сложносочиненным и сложноподчиненным видами?)

8. Как на письме выражаются связи между явлениями, отображенными в сложном предложении, если не используются соответствующие союзы?

9. Напишите, какие значения выражаются каждым знаком; приведите примеры.

Образец выполнения :

,/; – перечисление самостоятельных явлений, следующих одно за другим или происходящих одновременно. Например: Солнце встало, птички запели…

10. Какая речь называется прямой, какая – косвенной?

11. Какие знаки препинания употребляются при прямой речи?

II. Обобщающие проверочные упражнения и задания

1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1) Вчера завел автомобиль послышался легкий стук я поднял капот чтобы выслушать и увидел на всасывающей трубке растопырив ноги сидел паучёк. 2) В доме видимо царствовал порядок все было чисто всюду пахло каким(то) приличным запахом точно в мин…стерских приемных. 3) В счастье дружбой пользуются в беде ее проверяют. 4) Выйдя на улицу он почу…ствовал обиду на Маякиных все(таки) это были единственные на свете люди близкие ему. 5) День и ноч… с тобой жду встречи встречусь голову теряю. 6) Утро было славное свежее маленькие пестрые тучки стояли барашками на (бледно)ясной лазури мелкая роса высыпала на листьях и травах бл…стала серебром на паутинках влажная темная земля казалось еще хр…нила румяный след з…ри. 7) Рас…кажи мне как это было (П, п)опросил я старуху чу…ствуя впереди одну из славных сказок сложенных в ст…пях. 8) Что(же) тут думать говорю ему женитесь вот и все. 9) Кто (н…)боится дождя и холода пусть идет в лес ноябрьским утром много (не)бе…ынтересных встреч ожидает вас в притихшем но (по)прежнему живом лесу. 10) Тонко сви…нет рябчик в ельнике и снов… тишина (н…)чем (н…)нарушаемая. 11) В мелкой пор…сли леса (из)дали видна рябина рдеют ее (ярко)красные гроздья точно к…ра…лы брошенные чьей(то) рукой.

2. Перепишите, расставляя знаки препинания. Разберите сложноподчинённые предложения по образцу.

Образец : Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть. – Предложение сложное, союзное, сложноподчинённое. Состоит из главной части Мне приснился сон и определительной придаточной части которого никогда не мог я позабыть . Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзного слова которого .

1) Пиши ко мне всё что ты заметишь. 2) В рассеянности проехал я мимо поста где должен был переменить лошадей. 3) Вы это поймёте когда проживёте здесь ещё несколько времени. 4) Он прикидывался страстным охотником до лошадей хотя никак не мог отличить горской породы от арабской. 5) Его поражали мысли и чувства над которыми конечно он стал бы теперь смеяться. 6) Впрочем он не мог сказать ничего положительного потому что ехать далее побоялся. 7) Чем далее углублялись мы в горы тем уже становилось ущелие. 8) В это время донесли графу что в деревне спрятаны пороховые запасы и что должно опасаться взрыва. 9) На другой день поутру я только что стал одеваться как дверь отворилась и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста. 10) Мне попался навстречу драгун который объявил что лес наполнен неприятелем.

(случаи чередований)

ДИКТАНТ

СТРАДАНИЯ ГРАФА

Горючая слеза одиноко блестела1 на щеке графа Ростислава2 Зарянского. Зарницы дальних молний блистали3 в окнах, тень от нагоревшей4 свечи вырастала5 на столе с каждой минутой, а граф всё сидел, подперев рукой склоненную6 голову, не прикасаясь7 к еде, не поднимая глаз, не зажигая8 лампы. Тучи обложили9 небо, и сквозь полуспущенный полог10 кровати было видно, как за окном корова равнодушно макала11 свой хвост в природную канаву.

Слякотно было и на душе у графа. Причина его плохого настроения заключалась в неожиданно подскочивших12 процентах в конторе у непреклонного ростовщика13, требующего безотлагательного14 удовлетворения иска к графу. Выхода не было. Граф ясно понимал, что даже если заложить15 имение, уклониться16 от долговой ямы не удастся, и потому тоска сжимала его сердце со всё возрастающей17 силой.

И вдруг дикая мысль блеснула18 в глазах графа, щеки загорелись19 ярким румянцем. Всего несколько секунд назад он и не предполагал20, что в его положении можно ещё на что-то рассчитывать, но теперь план освобождения полностью сложился21 в его голове. Потирая22 от удовольствия руки, он подскочил23 к столу, схватил перо и, обмакнув24 его в чернильницу, склонился25 над столом бумаги.

ТЕКСТЫ ДИКТАНТОВ

1. Правописание корней с чередующимися гласными

Горючая слеза одиноко блестела на самом кончике носа графа Ростислава Зарянского. Зарницы дальних молний бли­стали в окнах, тень от нагоревшей свечи вырастала на стене с каждой минутой, а граф все сидел, подперев рукой склонен­ную голову, не прикасаясь к еде, не поднимая глаз, не зажи­гая лампы. Тучи обложили небо, и сквозь полуопущенный полог кровати было видно, как за окном вымокнувшая до нитки унылая корова равнодушно макала свой хвост в при­дорожную канаву.

Слякотно было и на душе у графа. Причина его плохого настроения заключалась в неожиданно подскочивших про­центах в конторе у непреклонного ростовщика, требующего безотлагательного удовлетворения иска к графу. Выхода не было. Граф ясно понимал, что, даже если заложить имение, уклониться от долговой ямы не удастся, и потому тоска сжи­мала его сердце со все возрастающей силой.

И вдруг дикая мысль блеснула в глазах графа, щеки заго­релись ярким румянцем. Всего несколько секунд назад он и не предполагал, что в его положении можно еще на что-то рассчитывать, но теперь план освобождения полностью сло­жился в его голове. Потирая от удовольствия руки, он под­скочил к столу, схватил перо и, обмакнув его в чернильницу, склонился над листом бумаги.

2. Правописание О-Е после шипящих и Ц

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом само­варе, стоявшем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную пе­ченку, объедался крыжовником со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, черт, молодцевато встряхнув челкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако черт был не очень ис­кусным танцором и, совершив один не совсем удачный ска­чок, врезался в самовар и обжег свой пятачок, покрытый мяг­кой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой кинулся к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок. «Правду говорят, что не бережен­ного бог не бережет», - чертыхнулся черт чертовской посло­вицей.

3. Правописание Ь после шипящих

Было далеко за полночь. Кругом стояла предрассветная тишь, лишь прибрежный камыш тихо шуршал да где-то кри­чал сыч. В этот час сторож правительственных дач Лукич был не прочь прилечь отдохнуть. «Иначе не будешь бодр и свеж и не сможешь уберечь хозяйское добро от полчищ во­ров», - убеждал он себя, снимая с плеч тяжелую двустволку и заворачиваясь в утепленный плащ. И вот, когда держать гла­за открытыми стало уже невмочь, внимание сторожа при­влек доносившийся откуда-то тихий плач. Лукич пошел к калитке, повернув ключ в ржавом замке, распахнул ее на­стежь и вышел на пустынный речной пляж. Вглядевшись в ночь, он увидел, что среди куч мусора и дождевых луж на песке лежит какой-то человек, подложив под голову кирпич. «Ишь ты! Бомж!», - сказал себе Лукич и грозно крикнул: «Эй, ты, старый хрыч! Ты чего тут валяешься? Пошел прочь! Кыш отседова!» Мужчина медленно встал и повернулся к сторожу. Лукич не упал навзничь от ужаса лишь потому, что сзади его поддержал забор. Бомж был не кто иной, как всесильный муж комендантши дач Борис Михайлович Давидович. Что привело его в эту глушь в такую пору, Лукич постичь не мог. «Есть ли у тебя нож? - диким голосом завыл вдруг Давидо­вич. - Отрежь мне бороду! Утешь меня!» Хотя Лукич был высок и могуч для своих восьмидесяти лет, а муж комендан­тши хил и узкоплеч, по телу сторожа пробежала дрожь. «Ты бредишь, Лукич?» - спросил он сам себя и ущипнул за нос, но это не помогло. «Почему ты не хочешь мне помочь?» - провыл Давидович зловеще и медленно двинулся к Лукичу. «Финиш!» - подумал Лукич и закрыл глаза. Но в эту секунду пелену прорвал первый луч солнца, и мираж исчез.

4. Правописание приставок пре- и при-

Преодолевая ставшее уже привычным чувство страха, гос­подин Приставкин приближался к последнему препятствию на своем пути - дверям, преданно охраняемым престарелым привратником. Приятельски хлопнув привратника по пред­плечью, Приставкин хотел уже войти в приемную президен­та, но тут из кармана предательски высунулся предохрани­тель гранаты. Привратник приоткрыл левый глаз и, неопределенно хмыкнув, преградил преступнику путь.

ТЕКСТЫ ДИКТАНТОВ
1. Правописание корней с чередующимися гласными
Горючая слеза одиноко блестела на самом кончике носа графа Ростислава Зарянского. Зарницы дальних молний блистали в окнах, тень от нагоревшей свечи вырастала на стене с каждой минутой, а граф все сидел, подперев рукой склоненную голову, не прикасаясь к еде, не поднимая глаз, не зажигая лампы. Тучи обложили небо, и сквозь полуопущенный полог кровати было видно, как за окном вымокнувшая до нитки унылая корова равнодушно макала свой хвост в придорожную канаву.
Слякотно было и на душе у графа. Причина его плохого настроения заключалась в неожиданно подскочивших процентах в конторе у непреклонного ростовщика, требующего безотлагательного удовлетворения иска к графу. Выхода не было. Граф ясно понимал, что, даже если заложить имение, уклониться от долговой ямы не удастся, и потому тоска сжимала его сердце со все возрастающей силой.
И вдруг дикая мысль блеснула в глазах графа, щеки загорелись ярким румянцем. Всего несколько секунд назад он и не предполагал, что в его положении можно еще на что-то рассчитывать, но теперь план освобождения полностью сложился в его голове. Потирая от удовольствия руки, он подскочил к столу, схватил перо и, обмакнув его в чернильницу, склонился над листом бумаги.

2. Правописание О-Е после шипящих и Ц
Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоявшем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, черт, молодцевато встряхнув челкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако черт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой кинулся к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок. «Правду говорят, что не береженного бог не бережет», - чертыхнулся черт чертовской пословицей.

3. Правописание Ь после шипящих
Было далеко за полночь. Кругом стояла предрассветная тишь, лишь прибрежный камыш тихо шуршал да где-то кричал сыч. В этот час сторож правительственных дач Лукич был не прочь прилечь отдохнуть. «Иначе не будешь бодр и свеж и не сможешь уберечь хозяйское добро от полчищ воров», - убеждал он себя, снимая с плеч тяжелую двустволку и заворачиваясь в утепленный плащ. И вот, когда держать глаза открытыми стало уже невмочь, внимание сторожа привлек доносившийся откуда-то тихий плач. Лукич пошел к калитке, повернув ключ в ржавом замке, распахнул ее настежь и вышел на пустынный речной пляж. Вглядевшись в ночь, он увидел, что среди куч мусора и дождевых луж на песке лежит какой-то человек, подложив под голову кирпич. «Ишь ты! Бомж!», - сказал себе Лукич и грозно крикнул: «Эй, ты, старый хрыч! Ты чего тут валяешься? Пошел прочь! Кыш отседова!» Мужчина медленно встал и повернулся к сторожу. Лукич не упал навзничь от ужаса лишь потому, что сзади его поддержал забор. Бомж был не кто иной, как всесильный муж комендантши дач Борис Михайлович Давидович. Что привело его в эту глушь в такую пору, Лукич постичь не мог. «Есть ли у тебя нож? - диким голосом завыл вдруг Давидович. - Отрежь мне бороду! Утешь меня!» Хотя Лукич был высок и могуч для своих восьмидесяти лет, а муж комендантши хил и узкоплеч, по телу сторожа пробежала дрожь. «Ты бредишь, Лукич?» - спросил он сам себя и ущипнул за нос, но это не помогло. «Почему ты не хочешь мне помочь?» - провыл Давидович зловеще и медленно двинулся к Лукичу. «Финиш!» - подумал Лукич и закрыл глаза. Но в эту секунду пелену прорвал первый луч солнца, и мираж исчез.

4. Правописание приставок пре- и при-
Преодолевая ставшее уже привычным чувство страха, господин Приставкин приближался к последнему препятствию на своем пути - дверям, преданно охраняемым престарелым привратником. Приятельски хлопнув привратника по предплечью, Приставкин хотел уже войти в приемную президента, но тут из кармана предательски высунулся предохранитель гранаты. Привратник приоткрыл левый глаз и, неопределенно хмыкнув, преградил преступнику путь.

на русском языке от С.Волкова. (Копипаст - а как иначе с диктантами поступать?)

Еще один диктант на засыпку, теперь на Ь после шипящих (95-й год). Вдруг кому-то будет нужно.

Было далеко за полночь. Кругом стояла предрассветная тишь, лишь прибрежный камыш тихо шуршал да где-то кричал сыч. В этот час сторож правительственных дач Лукич был не прочь прилечь отдохнуть. «Иначе не будешь бодр и свеж и не сможешь уберечь хозяйское добро от полчищ воров», -- убеждал он себя, снимая с плеч тяжелую двустволку и заворачиваясь в утепленный плащ.
И вот, когда держать глаза открытыми стало уже невмочь, внимание сторожа привлек доносившийся откуда-то тихий плач. Лукич пошел к калитке, распахнул ее настежь и вышел на пустынный речной пляж. Вглядевшись в ночь, он увидел, что среди куч мусора и дождевых луж на песке лежит человек, подложив под голову кирпич. «Ишь ты! Бомж» -- сказал себе Лукич и грозно крикнул: «Эй, ты, старый хрыч! Ты чего тут валяешься? Пошел прочь! Кыш отседова!»
Мужчина медленно встал и повернулся к сторожу. Лукич не упал навзничь от ужаса лишь потому, что сзади его поддержал забор. Бомж был не кто иной, как всесильный муж комендантши дач Кузьмич. Что привело его в эту глушь в такую пору, Лукич постичь не мог. «Есть ли у тебя нож? - диким голосом завыл вдруг Кузьмич. - Отрежь мне бороду! Утешь меня!»
Хотя Лукич был высок и могуч для своих восьмидесяти лет, а муж комендантши хил и узкоплеч, по телу сторожа пробежала дрожь. «Ты бредишь, Лукич?» -- спросил он сам себя и ущипнул за нос, но это не помогло. «Почему ты не хочешь мне помочь?» -- провыл Кузьмич зловеще и медленно двинулся к Лукичу. «Финиш!» -- подумал Лукич и закрыл глаза. Но в эту секунду пелену туч внезапно прорвал первый луч солнца, и мираж исчез.

Еще один диктант на засыпку из 1994 года -- на сложные слова (с двумя корнями), дефисы и слитно-раздельное написание.

Глубокоуважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать вас на пресс-конференции, посвященной девяностолетию со дня экономико-политической стачки рабочих банно-прачечных комбинатов города Иваново-Вознесенска. Именно она послужила толчком к распространению социал-демократического движения по все стране. После присоединения к борьбе путеналадчиков вагоноремонтных маст ерских и рабочих вагонно-паровозных депо города Орехово-Зуево, кашеваров походно-полевых кухонь Северо-восточного морского пароходства, лесорубов Ямало-Ненецкого автономного округа, кролиководов Каракалпакии и акушеров-гинекологов Замоскворецких лечебно-профилактических водогрязелечебниц вышеозначенная стачка переросла в общероссийскую. Более того, брожение и волнение охватили полмира. Стосорокалетний аксакал с белоснежных предгорий Тянь-Шаня и коленопреклоненный лейб-гвардеец индокитайского императора, прима-балерина балетно-оперного театра во Франкфурте-на-Майне и вице-президент нью-йоркской акционерно-страховой компании, авиадиспетчер из Алма-Аты и экс-чемпион мира по шахматно-шашечному пятиборью - все почувствовали на себе влияние стачки. Поздравим же друг друга с достопамятной датой и пожелаем себе высокопродуктивной работы в этом прекрасно оснащенном конференц-зале!

Продолжаю. Еще один диктант на засыпку, из разошедшихся по свету. 1994 года выпуска. Н/НН. (Жена считает, что этот именинник -- вылитый я по характеру и формам проявления)

Именинник бешено вопил, исступленно размахивая над головой рваным башмаком, стащенным второпях с ноги насмерть перепуганного соседа. Изумленные гости и родственники в первую минуту ошеломленно застыли, но потом под градом масленых вареников, пущенных в их сторону взбешенным именинником, вынужденно отступили к отворенным дверям. “Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленном продранной клеенкой. “Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого”, - кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка копченой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженную, крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся у двери. Та, раненная в голову колбасой, картинно взмахнув обнаженными по локоть руками и сдавленно пискнув, повалилась в квашню с замешенным тестом, увлекая за собой рождественскую елку, увешанную слюдяными игрушками, посеребренными сосульками и с золоченой звездой на самой макушке. Восхищенный произведенным эффектом, именинник упоенно пританцовывал на выкрашенном масляной краской комоде, инкрустированном тисненой кожей, куда он перебрался с сундука непосредственно после падения дамы для лучшего обзора кутерьмы, вызванной его экзальтированным поступком.