Диагностика №11

1. Все перечисленные ниже признаки относятся к Простейшему организму, представленному на рисунке. Выберите два утверждения, выпадающих из этого списка.

1) характерный тип питания - гетеротрофный

2) имеет орган выделения твердых продуктов метаболизма - порошицу

3) движение осуществляется с помощью ресничек

4) имеет одно крупное ядро, обеспечивающее жизнедеятельность организма и участвующее в половом процессе - конъюгации

5) при наступлении неблагоприятных условий образует цисты

6) в основе бесполого размножения лежит продольное деление

2. Установите соответствие между функцией и органоидом представленного на рисунке простейшего:

А) органоид, в котором протекает фотосинтез

Б) органоид, обеспечивающий все процессы жизнедеятельности

В) удаление излишек воды и жидких продуктов обмена

Г) улавливание света

Д) защита от окружающей среды

Е) гетеротрофное питание

3. Установите соответствие между характеристикой и видом обмена

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА

А) протекает с поглощением энергии 1) ПЛАСТИЧЕСКИЙ

Б) происходит в лизосомах, цитоплазме клеток 2) ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ

и митохондриях

В) происходит на рибосомах и гладкой ЭПС

Г) протекает в пластидах и рибосомах

Д) в результате образуются АТФ, вода,

углекислый газ и т. д.

Е) в результате образуются белки, жиры и

углеводы

4. Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.

ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) появление лёгочного дыхания у земно- 1) АРОМОРФОЗ

водных 2) ИДИОАДАПТАЦИЯ

Б) удлинение клюва у насекомоядных птиц 3) ДЕГЕНЕРАЦИЯ

В) редукция пищеварительной системы

Г) появление перепонок между пальцами

у водоплавающих

Д) появление вторичной полости тела

у кольчатых червей

5. Из перечня выберите те позиции, которые НЕ характерны для корня:

1) поглощение воды и минеральных веществ;

2) фотосинтез

3) место накопления запасных питательных веществ;

4) орган полового размножения

5) способность к фототропизму

6) имеет эпиблему

_____________________________

6 . Выберите характеристики, относящиеся к кислородному этапу обмена веществ

1) происходит в цитоплазме клетки 4) образуется 2 молекулы АТФ

2) происходит в митохондриях 5) образуется АТФ, углекислый газ, вода

3) образуется ПВК 6) образуется 36 молекул АТФ

__________________________________________

7. Установите соответствие между признаком, и классом покрытосеменного растения, для которого он характерен:

А)Наблюдается вторичное утолщение корня. 1) ОДНОДОЛЬНЫЕ

Б) Проводящие пучки открытого типа (содержат камбий) 2) ДВУДОЛЬНЫЕ

одного размера и располагаются в виде кольца.

В) Листья обычно расчленены на листовую

пластинку и черешок.

Г) Листовая пластинка, как правило, цельная.

Д) Проводящие пучки закрытого типа (камбия нет)

Проводящие пучки закрытого типа (камбия нет)

разного размера и расположены беспорядочно.

Е) Зародышевый корешок задерживается в росте,

рано отмирает; главный корень и его система обычно не развиты;

развивается система придаточных корней (в основном мочковатая).

8. Соотнесите признаки и растение Покрытосеменных, для которых они характерен:

А) околоцветник простой 1) КУКУРУЗА

Б)параллельное жилкование листа 2) ЧЕРЕШНЯ

В) цветок имеет 5 лепестков, 5 чашелистиков

много тычинок

Г) плод – костянка

Д) соцветие початок

Е) характерен вставочный рост

9. Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена
1) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)
2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов
3) образование углекислого газа и воды
4) образование молекул глюкозы

10. Какие функции выполняет комплекс Гольджи?
1) синтезирует органические вещества из неорганических
2) расщепляет биополимеры до мономеров
3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезируемые в клетке
4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки
5) окисляет органические вещества до неорганических
6) участвует в образовании лизосом

11. Установите соответствие между организмами и характером отношений между ними.

ОРГАНИЗМЫ ОТНОШЕНИЯ

А) пчела и липа 1) протокооперация

Б) печеночный сосальщик и человек 2) мутуализм

Г) рыбы чистильщики и акула 4) аменсализм

Д) термиты и жгутиковые простейшие

Е) цветение водоема (расцвет цианей) и крупный рогатый скот

12. Установите соответствие между парами органов и их отношением к группе.

ОРГАНИЗМЫ ОТНОШЕНИЯ

А) клешня рака и рука человека 1) ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ

Б) хобот слона и хоботок бабочки 2) АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ

В) клубень картофеля и корневище

папоротника

Г) крыло птицы и передние конечности крота

Д) шишка сосны и цветок яблони

Е) трахеи майского жука и легкие обезьяны

13. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Объясните их.

1) В жизненном цикле мхов преобладает спорофит. 2) Спорофит мхов представляет собой коробочку со спорами, которая полностью зависит от гаметофита. 3) Мхи имеют воздухоносные клетки, в которых может запасаться вода. 4) Мхи закрепляются в почве с помощью корней. 5) Представители мохообразных имеют проводящие и механические ткани.

14. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1) Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные. 2) Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность. 3) Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.

4) Фактор, значение которого в данный момент находится за пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим. 5) Мутуализм – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.

15. Во время эксперимента учёный измерял скорость фотосинтеза в зависимости от света. Концентрацию углекислого газа и температуру он поддерживал постоянными. Объясните, почему при повышении интенсивности света активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой интенсивности перестаёт расти и выходит на плато (см. график).

16. Определите фазу и тип деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.

17 . (ЕГЭ 27)Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках в процессе гликолиза, если происходит окисление фрагмента молекулы гликогена, содержащего 50 остатков глюкозы. Ответ поясните.

18. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка в конце метафазе I и телофазе II. Объясните результаты в каждом случае

19. В процессе полного расщепления глюкозы выход АТФ составил 608 молекул. Сколько молекул глюкозы подверглось расщеплению, и каков выход молекул АТФ в процессе гликолиза? Объясните полученные результаты.

20. Белок состоит из 110 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 100, а нуклеотида - 290. Ответ поясните.

21 . Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов на и-РНК, ан­ти­ко­до­ны т-РНК и ами­но­кис­лот­ную по­сле­до­ва­тель­ность со­от­вет­ству­ю­ще­го фраг­мен­та мо­ле­ку­лы белка (ис­поль­зуя таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода), если фраг­мент цепи ДНК имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов: .

22. По­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот во фраг­мен­те мо­ле­ку­лы белка сле­ду­ю­щая: АСП-АЛА-ГЛУ. Опре­де­ли­те, поль­зу­ясь таб­ли­цей ге­не­ти­че­ско­го кода, воз­мож­ные три­пле­ты ДНК, ко­то­рые ко­ди­ру­ют этот фраг­мент белка.

23. Всевиды РНК синтезируются на ДНК –матрице Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТЦТЦААЦГГЦГГЦТТГГЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, которая синтезируется на данном фрагменте и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения используйте таблицу генетического кода.

Вариант №1

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 90 минут. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены.

К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.

Желаем успеха!

Часть А.

Задание с выбором одного верного ответа.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания укажите верный вариант ответа.

А1. известен в науке тем, что он:

1) создал теорию клеточного иммунитета

2) микроскопии

3) наблюдения

4) цитогенетического

А4. В клетках прокариот находятся:

1) митохондрии

2) рибосомы

3) Аппарат Гольджи

А5. Какой из организмов не имеет клеточного строения?

1) кишечная палочка

2) пеницилл

3) вирус гриппа

4) хлорелла

А6. В клетках какого типа содержится большое число митохондрий?

1) соединительной

2) эпителиальной

3) нервной

4) мышечной

А7. Как называется аллель, определяющий признак, проявляющийся в первом поколении?

1) доминантным

2) рецессивным

3) гомозиготным

4) гетерозиготным

А8. После митоза диплоидные дочерние клетки имеют набор хромосом:

А9. В процессе фотосинтеза кислород образуется при расщеплении:

А10. К какому виду мутаций относят серповидную анемию ?

1) генному

2) хромосомному

3) геномному

4) комбинативному

А11. К какому отделу растений относят кукушкин лен?

1) моховидному

4) покрытосеменному

А12. Два круга кровообращения и полностью разделенная перегородкой сердце характерны для :

2) пресмыкающихся

3) земноводных

А13. В состав вестибулярного аппарата входит:

2) полукружные каналы

3) слуховые косточки

4) барабанная перепонка

А14. В аорту кровь поступает из:

1) правого предсердия

2) левого предсердия

3) правого желудочка

4) левого желудочка

А15. Какой из перечисленных экологических факторов относится к антропогенным?

1) нападение хищника

2) извержение вулкана

3) вырубка леса

4) зарастание озера

А16. Какое вероятное количество белых кроликов (в%) можно ожидать от скрещивания серого (А) кролика и белой крольчихи (а) при условии, что кролик гетерозиготен?

А17. Дана следующая последовательность нуклеотидов во фрагменте одной цепи ДНК: ГАЦ – ТТА – ЦГТ – ТАЦ. Укажите комплементарную последовательность нуклеотидов.

1) ТАЦ – УУА – ГГА - ГТГ

2) ЦТГ – ААТ - ГЦА – АТГ

3) ГГА – ТАТ – ГГЦ – ЦАТ

4) ЦАГ – АТА – ГТЦ - ЦГА

Часть B

В заданиях B1,2 выберите три верных ответа из шести.

В1. Какую функцию в организме выполняют рецепторы?

1) воспринимают информацию из внешней среды

2) располагаются в исполнительном органе

3) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы

4) реализуют ответную реакцию организма на раздражение извне

5) воспринимают информацию из внутренней среды

6) воспринимают информацию от вставочных нейронов

В2. К признакам усложнения организации млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, относят

1) четырехкамерное сердце

2) постоянную температуру тела

3) костный внутренний скелет

4) выкармливание детенышей молоком

5) обособление в центральной нервной системе головного мозга

6) внутреннее оплодотворение

В задании В3,4 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов

ВЗ. Установите соответствие между функцией ткани и ее типом.

Часть С

Для ответов на задания этой части (C1–C2) дайте полный развёрнутый ответ. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

C 1. Почему грибы нельзя отнести ни к растениям, ни к животным, а выделяют в особое царство органического мира? Приведите не менее четырех признаков.

C 2. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.

Диагностическая работа

Вариант 1

А1. Аристотель и Теофраст считали, что жизнь:

1) существовала всегда; 2) возникла в результате биохимической эволюции;

3) возникла в результате Божественного творения; 4) самопроизвольно зарождалась;

5) занесена на Землю с других планет.

А2. Гипотеза, согласно которой жизнь была создана творцом, называется:

1 ) креационизмом; 3) гипотезой панспермии;

2) гипотезой самозарождения; 4) гипотезой стационарного состояния.

А3. Процесс расхождения признаков организмов, возникающих от общего предка, в ходе приспособления к разным условиям обитания – это …

1) идиоадаптация; 3) конвергенция;

2) дивергенция; 4) общая дегенерация.

А4. Правильная геохронологическая последовательность эр в истории Земли следующая:

1) архей, палеозой, протерозой, кайнозой, мезозой;

2) протерозой, архей, палеозой, мезозой, кайнозой;

3) архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой;

4) кайнозой, мезозой, палеозой, протерозой, архей.

А5. Наиболее древними земноводными считаются:

1) ихтиозавры; 2) тритоны; 3) стегоцефалы; 4) жабы.

А6. Явление, которое служит ярким примером маскировки:

1) сходство морского конька с водорослями, по форме и цвету;

2) окраска белого медведя;

3) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;

4) окраска божьих коровок и колорадского жука.

А7. Возникновение новых типов, классов, отделов происходит в результате:

1) микроэволюции; 3) идиоадаптации;

2) макроэволюции; 4) дегенерации.

А8. Примером конвергенции служит …

3) Корневища ландыша и клубни картофеля;

В1. Выберите три правильных ответа. Примерами ароморфозов являются:

1) внутреннее оплодотворение; 4) четырехкамерное сердце;

2) трехслойный зародышевый мешок; 5) сильное опушение листьев;

3) форма клюва вьюрков; 6) короткий срок вегетации растений.

В2. Выберите три правильных ответа. Какие факторы являются движущими силами эволюции?

1) модификационная изменчивость; 4) мутационный процесс;

2) естественный отбор; 5) приспособленность организмов к среде обитания;

3) популяционные волны; 6) абиотические факторы среды.

В3. Проявлением атавизма считают развитие у человека:

1) зубов мудрости; 4) хвостового отдела;

2) многососковости; 5) мимической мускулатуры;

3) густого волосяного покрова на теле; 6) кисти руки.

1) плоские черви;

2) бактерии;

3) птицы;

4) простейшие;

5) земноводные;

6) кишечнополостные.

С. В какую эру достигли расцвета голосеменные растения?

Диагностическая работа

Вариант 2

А1. Первыми фотосинтезирующими организмами были:

1) эукариоты; 3) аэробные бактерии;

2) анаэробные бактерии; 4 ) цианобактерии.

А2. Опыт, опровергающий гипотезу самозарождения, с кипячением мясного бульона и последующим герметичным запаиванием его в сосуде, провел:

1) Ф. Реди; 3) Л. Пастер;

2) А. Левенгук; 4) Л. Спалланцани.

А3. Явление, примером которого служит сходство безвредной мухи – львинки и ос по окраске и форме усиков:

1) предостерегающая окраска; 3) мимикрия;

2) приспособительная окраска; 4) маскировка.

А4. Сходство строения у систематически далеких групп – это…

1) идиоадаптация; 3) конвергенция;

2) дивергенция; 4) общая дегенерация.

А5. Выходу растений на сушу в раннем палеозое предшествовало:

1) формирование озонового экрана;

2) насыщение атмосферы кислородом;

3) насыщение атмосферы углекислым газом;

4) появление и развитие у них проводящей ткани.

А6. Возникновение новых видов происходит в результате:

1) дегенерации; 3) идиоадаптации;

2) макроэволюции; 4) микроэволюции.

А7. Примером дивергенции служит …

1) Внешняя схожесть хамелеона и лазающей агамы;

2) Внешние различия в строении утки (самки) и селезня (самца);

3) Сходство глаз осьминога и человека;

4) Усики гороха и колючки кактуса.

А8. Первые наземные растения были:

1) ксилофиты; 3) псилофиты;

В1. Выберите три ароморфоза:

1) возникновение теплокровности у позвоночных; 4) развитие трёхкамерного сердца у земноводных;

2) формирование торпедообразного тела у акул; 5) развитие организма внутри матки;

3) появление рогов у копытных; 6) формирование крыльев у летучих мышей.

В2. Рудиментами у человека являются:

1) наличие хвоста; 4) аппендикс;

2) копчиковая кость; 5) густой волосяной покров на теле;

3) многососковость; 6) складка мигательной перепонки.

В3. Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) скелет археоптерикса;

2) окаменевшие остатки древних моллюсков;

3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития;

4) отпечатки папоротников в пластах угля;

5) схожесть строения клеток эукариотических организмов;

6) общий план строения всех позвоночных животных.

В4. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп растений на Земле.

2) покрытосеменные;

3) папоротникообразные;

4) одноклеточные зелёные водоросли;

5) многоклеточные водоросли;

6) псилофиты.

С. Когда появились первые многоклеточные организмы?

Диагностическая работа

Вариант 3

А1. Возникновение живых организмов из веществ неорганической природы называется:

1) биогенез; 3) абиогенез;

2) катагенез; 4) видообразование.

А2. Гипотезу самозарождения первый подверг сомнению:

1) Аристотель; 2) Ф. Крик; 3) Л. Пастер; 4) Ф. Реди.

А3. Какой период НЕ относится к мезозойской эре?

1) Карбон; 3) Триас;
2) Мел; 4) Юра.

А4. Дивергенцией не является

1) сходство конечностей медведки и крота; 3) иглы барбариса и колючки кактуса;

2) корневища ландыша и клубни картофеля; 4) усики гороха и колючки кактуса.

А5. Пример предостерегающей окраски:

1) ярко – красная окраска цветка у розы; 3) ярко – красная окраска у божьей коровки;

2) сходство в окраске и форме тела у животных; 4) окраска яиц у открыто гнездящихся птиц.

А6. Примером биологического регресса является:

1) возникновение кровеносной системы у кольчатых червей; 2) редукция органов зрения у крота;

3) разнообразие окраски перьев птиц; 4) сокращение ареала уссурийского тигра.

А7. Ароморфоз мезозойской эры – появление:

1) многоклеточности; 2) четырёхкамерного сердца и теплокровности;

3) фотосинтеза; 4) появление тканей и органов; 5) полового процесса.

А8. Переходной формой между рептилиями и птицами являются:

1) стегоцефал; 3) археоптерикс;

2) птеродактиль; 4) трилобит.

В1. Выберите три правильных ответа. Какие из нижеперечисленных примеров характеризуют движущую форму естественного отбора?

1) возрастание численности тёмных бабочек в промышленных районах по сравнению со светлыми;

2) появление устойчивости у животных к ядохимикатам;

3) постоянство размеров и формы цветка у насекомоопыляемых растений;

4) уменьшение размеров крабов, обитающих в мутной воде;

5) уплощённое в спинно-брюшном направлении тело камбалы;

6) сохранение до настоящего времени кистепёрой рыбы латимерии.

В2. Выберите три правильных ответа. Укажите характерные признаки биологического прогресса. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

1) увеличение численности вида;

2) расширение ареала вида;

3) появление надвидовых систематических групп;

4) большое количество мутаций в популяции;

5) множество модификационных изменений у особей популяции;

6) снижение плотности популяции.

В3. Выберите примеры идиоадаптаций .

1) покровительственная окраска животных;

2) видоизменения вегетативных органов растений;

3) исчезновение пищеварительной системы у червей;

4) возникновение эукариотической клетки;

5) появление теплокровности у птиц;

6) соответствие размеров тела насекомых - опылителей строению цветков.

В4. Установите правильную последовательность этапов возникновения жизни на Земле:

1) появление фотосинтеза;

2) появление прокариот;

3) появление первичных хордовых;

4) появление кислорода;

5) возникновение животных с двусторонней симметрией тела;

6) появление моллюсков;

7) появление кольчатых червей.

С. В какую эру достигли расцвета динозавры?

Диагностическая работа

Вариант 4

А1. Появление фотосинтеза в процессе эволюции привело к образованию

1) бактерий; 2) многоклеточности;

3) кислорода в атмосфере; 4) полезных ископаемых.

А2. К общим правилам эволюции групп живых организмов относится правило…

1) необратимости эволюции; 3) направленности эволюции;

2) открытости эволюции; 4) доступности эволюции .

А3. Согласно гипотезе креационизма жизнь:

1) существовала всегда;

2) возникала неоднократно из неживого вещества;

3) была создана сверхестественным существом;

4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

А4. Выход растений на сушу произошёл в эру:

1) архейскую; 3) палеозойскую;

2) протерозойскую; 4) мезозойскую.

А5. Изменения, связанные с увеличением ареала и численности особей вида, - это:

А6. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела:

1) дивергенции; 3) параллелизма;

2) конвергенции; 4) дегенерации.

А7. Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют

1) атавизмами; 3) гомологичными;

2) рудиментами; 4) аналогичными.

А8. Пример покровительственной окраски:

1) яркая окраска осы; 3) окраска яиц у открыто гнездящихся птиц;

2) сходство в окраске тропического ужа с ядовитой змеей; 4) зеленая окраска у растений.

В1. Выберите три правильных ответа. Укажите примеры ароморфозов у растений и животных. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

2) появление яйца с кожистой оболочкой у пресмыкающихся;

3) появление самораскрывающихся плодов у некоторых растений;

4) появление рогов у оленей и лосей;

5) двойное оплодотворение у цветковых растений;

6) появление копыта у непарнокопытных животных.

В2. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

1) остаток третьего века у человека; 4) отпечатки растений на пластах каменного угля;

2) окаменевшие остатки папоротников; 5) рождение людей с густым волосяным покровом на теле;

3) копчик в скелете человека; 6) филогенетический ряд лошади.

В3. Выберите три правильных ответа. Укажите примеры общей дегенерации.

1) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня;

2) сидячий образ жизни асцидий;

3) многососковость у человека;

4) примитивная нервная система у кишечнополостных;

5) плохо развитые глаза у крота;

6) двухслойное строение тела медуз.

В4. Установите правильную последовательность периодов палеозойской эры:

А. пермский;

Б. силурийский;

В. каменноугольный;

Г. кембрийский;

Д. ордовикский;

Е. девонский.

С. Как назывались первые наземные растения?

Диагностическая работа

Вариант 5

А1. Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:

1) аэробными автотрофами; 3) анаэробными автотрофами;

2) аэробными гетеротрофами; 4) анаэробными гетеротрофами.

А2. Гипотеза, согласно которой жизнь занесена из вне, называется:

1 ) самозарождением; 3) панспермией;

2) креационизмом; 4) биохимической теорией.

А3. Какую группу доказательств эволюции составляет гомологичные органы?

1) эмбриологических; 3) сравнительно-анатомических;

2) палеонтологических; 4) генетических.

А4. Пример мимикрии:

1) сходство в окраске брюшка у мухи – журчалки и осы; 2) плоская форма тела у придонных рыб;

3) яркая окраска многих ядовитых животных; 4) сохранение воды у кактусов.

1) идиоадаптации; 3) ароморфоза;

2) дегенерации; 4) биологического регресса.

А6. Расцвет папоротников наступил:

1) палеозойской эре; 3) протерозойской эре;

3) мезозойской эре; 4) архейской эре.

А7. Изменения, связанные с уменьшением ареала и численности особей вида, - это:

1) ароморфоз; 3) дегенерация;

2) биологический прогресс; 4) биологический регресс.

А8. Укажите пример общей дегенерации:

1) появление рога у носорога; 3) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня;

2) многососковость у человека; 4) двухслойное строение тела медуз.

В1. Выберите три правильных ответа. В результате идиоадаптаций появились:

1) способность к смене окраски хамелеона при опасности;

2) хлоропласты и фотосинтез;

3) ткани растений;

4) ядовитые железы змей;

5) ласты кита;

6) первичная и вторичная полости тела у червей.

В2. Выберите представителей фауны палеозоя. Выберите три правильных ответа из шести.

1) бесчелюстные рыбы; 4) человекообразные обезьяны;

2) птицы; 5) стегоцефалы;

3) тираннозавры; 6) первые пресмыкающиеся.

В3. Искусственный отбор в отличие от естественного:

1) проводится человеком целенаправленно;

2) осуществляется природными экологическими факторами;

3) проводится среди особей сорта, породы;

4) происходит среди особей природных популяций;

5) завершается получением новых культурных форм;

6) завершается возникновением новых видов.

В4. Установите хронологическую последовательность возникновения групп живых организмов на Земле.

1) плоские черви;

2) бактерии;

3) птицы;

4) простейшие;

5) земноводные;

6) кишечнополостные.

С. В какую эру достигли расцвета млекопитающие?