Развитие общества результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.

Деятельность - это вид активности направленный на изменение и преобразования природного и социального мира.

Человек в процессе деятельности включается в многообразные отношения в сфере общественной жизни.

Отличия деятельности человека от поведения других живых существ.

· Человек

1. Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.

2. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выхода за рамки опыта.

· Другие живые существа.

1. Приспособление к существующим природным условиям.

2. Целесообразное поведение, направленное инстинктом.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. Которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразовывает ее.

Структура деятельности:

Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов.

Человека (субъекта) с его целями, средствами, действиями, результатом деятельности.

· Субъекты и объекты деятельности.

Субъект - это тот, кто направляет деятельность.
Объект - это на что направлена деятельность.
Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы.
Например: для политика объектом деятельности может быть все общество определенной страны.

· Цель, средство, действие, результат.

Цель - это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность.
Например: в голове художника, прежде чем он начнет писать картину, должен быть ее предварительный мысленный образ. В соответствии с целью выбираются и средства деятельности.

Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств.
Например: крестьянин ставит себе цель получить урожай, работая на земле с помощью своих средств - орудий труда.



Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности. В общем все это достаточно ясно, поскольку все мы постоянно занимаемся тем или иным видом деятельности.

Мотивы деятельности:
Мотивы - это побуждения к деятельности, связанное с потребностями.

· Потребности.

Потребность - это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности.

Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Говорят также о подлинных и мнимых потребностях, поскольку в современном обществе потребления реклама и средства массовой информации "разжигают" потребности и желания людей, побуждая их стремиться к обладанию вещами, которые им часто не нужны.

Существуют и более детальные классификации. Известный американский психолог Абрахам Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности.
К первичным относятся:

· Физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.п.;

· потребности в безопасности и стабильности существования (Маслоу назвал их "экзистенциальными" - от лат. "existentia", означающего существование): в устойчивости условий жизни, гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне.

Вторичные, более высокие потребности включают в себя:

· социальные потребности в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т. п.;

· престижные потребности в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса;

· духовные потребности в самовыражении, в творчестве, в самореализации.

При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более или менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности.

· Социальные установки.
Общая ориентация человека на определенный социальный объект выражающий предрасположительность к действию определенным образом относительно данного объекта (семья, карьера, убеждение, идея и т.д.).

· Убеждение.
Устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы и стремление их воплотить.

· Интересы.
Интересы - это стремление преобразовать те общественные условия, которые делают предметы потребности дальше. Интересы направленные на то чтобы сделать предметы потребности достижимыми, направленность интереса: по средствам общественной жизни, экономические, духовные, социальные, политические.
Интересы очень важно не путать с потребностями.
Интересы людей состоят в сохранение или изменение, или преобразование всех тех условий в которых находятся.

Виды интересов:

· Индивидуальные.

· Групповые.

· Общественные.

· Сознательное и бессознательное в деятельности.

Для понимания общественной жизни важным является вопрос о социальной деятельности, о различных видах социальных действий.

Немецкий социолог Макс Вебер выделил четыре основных типа социальных действий:

· Целерационалъное действие, которое совершается при ясном и рациональном обдумывании целей и средств их достижения. Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или ученого-исследователя.

· Ценностно-рациональное действие - это также рационально обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу, к высшей ценности (религиозной, нравственной и т. п.). Это можно назвать само ценным действием. (Например: такое действие совершает капитан, когда он последним покидает тонущий корабль, руководствуясь при этом не чувством самосохранения, а чувством долга.)

· Традиционное действие, которое совершается по привычке, по обычаю, по ритуалу. (Например: приемы труда крестьян или ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по традиции и не менялись веками.)

· Аффективное действие, которое совершается под влиянием сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым, рациональным расчетом. (Например: мать в порыве гнева может ударить любимое дитя.)

Вебер также утверждал, что по мере исторического развития обществ в них возрастает доля целерациональной деятельности. Этот тип деятельности становится все более распространенным в экономике, политике, в управлении и даже в семейной жизни. Происходит то, что Вебер называл "рационализацией мира".

Вывод: жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек - деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое сознание. Недаром говорят, что лучше всего человека можно понять по его делам.

· Виды деятельности.

Деятельность:

1. Духовная.

· Теоретическая (производство духовных ценностей).

· Практическая (сохранение и освоение духовных ценностей и как результат этого изменение сознания людей).

2. Материальная.

Возможны и другие классификации.
Любая классификация относительна.

Деятельность:

1. Духовная (изменение сознания людей, познавательная деятельность, прогностическая деятельность).

2. Практическая (преобразование объектов природы и общества).

Деятельность может делится на созидательную и разрушительную:

· Созидательная - весь рукотворный мир, вся культура, вся вторая природа.

· Разрушительная- разрушаются не только дома но и связи, идеалы, доверие и прочие.
Разрушение могут быть не только в результате войны, но и в результате экономической деятельности.

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н.Леонтьев. Те действия, кот. раньше служили для достижения целей, подчиненных какому-то опред. мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на кот. данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива. Формирование личности предполагает развитие действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате, как считал А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их иерархии и рождение нов. мотивов – нов. видов Д.

В чем состоит психолог. механизм этого процесса?

Приведем пример . Ученика-первоклассника не удается усадить за уроки. Ребенку говорят: до тех пор, пока ты не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание действует и ребенок выполняет заданную ему на дом работу. В дан. случае мы наблюдаем след.: ребенок хочет получить хор. отметку, хочет выполнить и свой долг. Для его сознания эти мотивы, бесспорно, существуют. Однако они для него психологически не действенны, а подлинно действенным является для него другой мотив: получить возможность пойти играть. Ребенок начал готовить уроки под влиянием мотива, кот. специально для него создали. Но вот проходит неделя-другая и ребенок сам садится за занятия, уже по собственной инициативе. Он делает теперь уроки потому, что хочет получить хор. отметку. При некот. условиях рез. действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Ребенок начинает с того, что добросовестно готовит уроки, имея в виду скорее пойти играть. В результате это приводит к гораздо большему: не только к тому, что он получает возможность пойти играть, но и к хорошей отметке. Происходит новое <опредмечивание> его потребностей, а это значит, что они поднимаются на ступеньку выше.

28. Общая характеристика ощущений. Виды ощущений человека и их характеристика. Классификация ощущений, их физиологические механизмы. Пороги ощущений. Чувствительность.

Ощущения – отражение в сознании чел. отдельных св-в внеш. предметов и внутр. состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Наше сознание существует только благодаря наличию О. В условиях «сенсорной депривации» у чел. меньше через сутки отмечается резкое снижение внимания, уменьшение объема памяти, происходят серьезные изменения в псих. деятельности. Недаром это одно из самых сложных испытаний для полярников, космонавтов. В обычной жизни нас утомляет не столько недостаток ощущений, сколько их изобилие – сенсорная перегрузка.



Согласно концепции А. Н. Леонтьева, О является исторически первой формой псих.. Возникновение О связано с развитием раздражимости нерв. ткани.

Жизн. роль О состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС, как глав. органа управления деятельностью, сведения о состоянии внеш. и внутр. среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Физиолог. основ. О является деятельность анализатора, состоящего из 3-х отделов:

1. Физический процесс:

Раздражитель – орган ощущения рецептора = периферический отдел анализатора.

2. Физиологический процесс:

Возбуждение = проводниковый отдел анализатора.

3. Псих. процесс:

Центр коры головного мозга = центральный отдел анализатора.

Возникший в рецепторе нервный импульс по центростремительным афферентным (приносящий) нерв. путям попадает в соответствующие участки коры голов. мозга.

Рецепторы, афферентные нерв. пути и соответствующие участки коры головного мозга – таковы три составляющие части анализаторов. Совокупная Д всех анализаторов называется сенсорной сферой психики чел .

Анализатор – это анатомофизиолог. аппарат, предназначенный и специализированный для приема воздействия из внеш. или внутр. среды и переработки их в ощущения.

Функции ощущений :

Являются основ. более сложных познават. процессов;

Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания;

Обеспечение чувственной основы психолог. деятельности.

Св-ва ощущений:

В ощущениях отражаются не только специфические св-ва предметов и явлений, но и их:

Качества (кажд. вид ощущений имеет свои особенности – слуховые: высота, тембр, громкость, зрительные: насыщенность, яркость);

Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

Длительность определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью;

Пространственная локализация – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В основе мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Задачи деятельности – цель, сориентированная на конкретные условия. По отношению к одной и той же цели может быть поставлено несколько конкретизирующих ее задач.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком задачу. Например, действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.


| 2 | | |

Рассмотрим логику построения ТМПИ на примере инвестиционной де­ятельности. Нас интересует, кто именно (какие категории населения), куда конкретно, сколько, почему и с каким результатом будет инвестировать свои деньги. При построении теоретической модели предмета исследования соци­олог должен выделить не только субъект социального (или экономическо­го) действия, но также мотивы, средства и объект.

Субъект действия включает несколько категорий населения, в частности, бедные, средние и зажиточные слои, а если есть такая надобность, то и пен­сионеров как самостоятельную группу. Для каждой категории выстраивается собственный список мотивов, который обнаруживается в предварительном исследовании. Средством действия выступают деньги, которые население кладет в сберегательные и коммерческие банки. Банки выполняют функцию объекта действия. Если ставится широкая цель, то необходимо учитывать все категории банков, к которым обращается население, и во всех типах населен­ных пунктов, прежде всего, конечно, в средних и крупных городах.

Итак, в теоретической модели социального действия (рис. 16) есть субъект (какие категории населения инвестируют деньги, средства (что вкладывает­ся), мотивы (сознательно выбранные цели) или причины поведения (почему вкладывают), объект действия (сберегательные и коммерческие банки), резуль­тат действия (получили свою прибыль разные группы населения или они про­играли, какую пользу получила национальная промышленность и т.д.).

В теоретической модели связи между понятиями, описывающими конк­ретные явления, имеют гипотетический характер. Иными они и быть не могут. В начале научного поиска ученый может только предполагать, какой может быть реальность, с которой ему вскоре предстоит столкнуться. Таким образом, научные гипотезы указывают на характер связи между понятиями.

Чем больше гипотез и чем больший круг понятий они между собой увязыва­ют, тем плотнее ткань нашей теории. Мы, к примеру, можем предположить, что богатые вкладывают более крупные суммы, и не только в отечественные банки. В этой гипотезе увязаны три понятия: субъект, средство и объект дей­ствия. Похожие гипотезы мы выдвигаем относительно других категорий населения. Затем мы увязываем мотивы и субъекты. Гипотеза, связывающая объект и результат действия, может звучать так: государственные банки пред­лагают меньший процент, но вклады в них для населения имеют большие гарантии возврата. Или: государственные сбербанки в условиях гиперинф­ляции предлагают такие низкие проценты по вкладам, что они не покрыва­ют потери от обесценивания денег. Возможны, разумеется, и другие гипо­тезы. Часть из них социолог смело заимствует из чужих исследований, ука­зывая, кто и когда их проверил, на какой выборке и в какой исторический период они действительны. Чем больше заимствованных гипотез, тем меньше приходится изобретать свои. Чрезмерно большое число гипотез также недо­пустимо, как и чрезмерно маленькое. На подтверждение одной сложной ги­потезы может работать половина вашей теории, в то время как небольшие гипотезы можно проверить одним-двумя анкетными вопросами.

Рис. 16. Теоретическая модель предмета исследования. В ее основе лежит схема

социального действия

В процессе исследования социолог обнаружил, что различные категории населения инвестируют деньги с разными целями. Иными словами, к конк­ретному экономическому действию их подталкивают разные мотивы. Пен­сионеры несут деньги в банк, надеясь скопить их на черный день, богатые - получить приличную прибыль и завести собственное дело, средний класс обращается к сберегательным институтам для того, чтобы свободные в дан­ный момент времени деньги через год-два, в ситуации жесткой инфляции, если не принесли небольшой процент, то хотя бы не обесценились.

Если, опираясь на здравый разум, вы предполагаете, что бедные не станут инвестировать экономику, то вы тем самым закладываете в теоретическую мо­дель ложную посылку, которая противоречит фактам реального поведения лю­дей. Известно, что финансовые пирамиды первой половины 90-х гг. в России сколачивали свое несметное состояние благодаря среднему и низшему клас­су, а не богатым, которые знали сомнительность этих финансовых институ­тов. Стало быть, с деньгами в банки шли простые люди. На что они надеялись? Они, как им и обещали, предполагали получить от 300 до 400% прибыли бла­годаря удачному вложению банком своих денег в национальную экономику. Так или иначе, народ инвестировал экономику. Другое дело, что его ожида­ния обманулись. А параллельно простым гражданам ловкие бизнесмены за гроши приватизировали крупные предприятия. К концу 90-х гг. значительная часть промышленности, прежде всего прибыльные предприятия, была расхватана (другого слова здесь не подобрать) кучкой российских олигархов. Кто они? Очень богатые люди. Что они делали? Инвестировали свои капиталы в про­мышленность, покупая собственность. Стало быть, в российскую экономику инвестировали свои деньги все слои населения, а не исключительно богатые. Правда, делали они это по-разному и в разной форме. Вот что предстоит на самом деле выяснить социологу в эмпирическом исследовании.

Мотивы и цели деятельности

Мотивы деятельности человека связаны с ее целями. Цели и мотивы действий могут совпадать. Например, если студента побуждает к выполнению лабораторной работы стремление усвоить определенные знания или навыки, то здесь цель и мотив его действий совпадают. Если студент руководствуется в своих действиях не столько интересом к содержанию, сколько стремлением получить положительную оценку или избежать неприятностей за невыполнение задания, то мотив и непосредственная цель его деятельности явно нетождественны.

Взаимообусловленность целей и мотивов человека очевидна, поскольку цель деятельности всегда зависит от ее мотива. Дня того чтобы предмет или явление действительности стало целью нашей деятельности, необходимо предварительное осознание человеком, что данный предмет имеет отношение к удовлетворению имеющейся у него потребности, и потребность в нем побуждает ее к соответствующей действия. Мотив направляет силы человека в направлении удовлетворения ее потребностей.

В отличие от целей, далеко не все мотивы актуально осознаются человеком. Наряду с хорошо осознанными интересами, стремлениями, убеждениями в психической жизни человека имеют место и такие личностные тенденции и установки, которые недостаточно адекватно осознаются, что вызывает искажения в мировоззрении, в поведении.

Классификация мотивов поведения, деятельности личности

Итак, в основе любого действия лежит потребность, которая психологически оказывается как мотив, что может реализоваться в ряде психологических переменных: интересах, стремлениях, убеждениях и установках. Под интересами понимаются мотивы, в которых воплощаются эмоционально окрашенные познавательные потребности личности. Интерес есть не что иное, как эмоционально окрашенная интеллектуальная избирательность, интерес возникает тогда, когда его объект вызывает эмоциональный отклик. В интересе сочетаются эмоциональное и рациональное.

Соотношение указанных компонентов позволяет выделять непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственные интересы связаны прежде всего с эмоциональной привлекательностью деятельности, направленной на соответствующий объект. Опосредованные интересы касаются результата деятельности. В них преобладает компонент ума. Непосредственные и опосредованные интересы тесно связаны между собой.

Количественными характеристиками интересов является их широта, глубина и устойчивость.

Широта интересов определяется количеством объектов, сфер действительности, которые имеют для личности устойчивую значимость. Разбросанность интересов в сочетании с этажностью выступает как отрицательная черта личности. Широта интересов является необходимым, но недостаточным условием гармоничного развития личности.

Глубина интересов показывает степень проникновения личности в содержание познаваемого объекта. Иногда глубина интересов негативно коррелирует с их широтой, и тогда о человеке говорят, что она имеет представление обо всем понемногу. Поверхностные знания из многих областей действительности приводят к дилетантства.

Устойчивость интересов выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми являются интересы, которые наиболее полно отвечают основным потребностям личности и поэтому становятся существенными чертами ее психологического склада.

Широта, устойчивость и глубина интересов определенной степени отражают направление развития способностей личности Так, устойчивый интерес ребенка к музыке, которое проявляется в постоянном внимании ко всему, что связано с музыкой, скорее всего, свидетельствует о наличие у ребенка музыкальных способностей.

Стремление - это мотивы, в которых проявляются потребности личности в условиях специально организованной деятельности. Причем эта деятельность может быть доминирующей в течение достаточно длительного времени жизни человека. Так, в деятельности студентов проявляется стремление закончить учебное заведение, приступить к работе по специальности. Иногда - в зависимости от содержания цели и степени ее осознанности - стремление может приобретать вид влечения или желаний.

Влечению свойственен невысокий уровень осознанности цели. Он переживается как смутное эмоциональный порыв, неудовлетворенность существующим положением вещей. Что-то не устраивает человека в жизни, но она еще не знает точно, что именно, потому что поезд не имеет четко выявленной направленности к цели. Поэтому сами по себе поезда не побуждают личность к целенаправленной активности. Они могут служить лишь основанием для орієнтуючої активности, которая заставляет субъекта хотя бы в общих чертах выявить "зону поиска" того, чего ему не хватает, опредметнити свой недифференцированный состояние, которое проявляется в поезде.

Желание составляет более или менее четкое осознание цели. В своих наивысших проявлениях, которые в психологии нередко называют хотелками, они побуждают к волевых действий, направленных на достижение значимых целей.

Фактором, имеющим мотивационное значение и обнаруживает постановку человеком определенных целей, является уровень притязаний личности - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит самооценка, поддержание которой стало для человека потребностью.

Проблема уровня притязаний личности впервые была поставлена в психологической К школе. Ленина. Методика его исследования заключается в том, пор исследуемый получает задание, например, ряд математических задач растущего степени сложности. Приступая к работе, он выбирает для себя одну из градуированных задач, то есть определяет уровень, после достижения (или недостижения) которого его просят сообщить, задачу которого степени трудности он выберет следующей. Этот выбор после предшествующего успеха (или неудачи) и дает возможность определить уровень притязаний.

Уровень притязаний личности может быть адекватным или неадекватным (заниженным, завышенным) возможностям индивида. Для человека со сниженным уровнем притязаний характерна коллизия так называемого гадкого утенка, которая проявляется в неуверенности в своих силах, возможностях, способностях. Завышенный уровень притязаний порождается противоречиями между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения и в процессе реализации сопровождается повышенной критичностью, максимализмом в оценках действительности и эмоциональным напряжением.

Решающим фактором в становлении уровня притязаний является не сам по себе объективный успех или неудача, а переживание субъектом своих достижений как достаточных или недостаточных. По данным американских психологов, уровень притязаний зависит от соотношения двух противоположных мотивационных тенденций - стремления к успеху и избегания неудачи, которые входят в структуру мотивации достижения. Иначе говоря, поведение, ориентирована на достижение цели, определяется соотношением двух тенденций - стремления к успеху и избегания неудачи.

Тенденция стремления к успеху является мультиплікативною функцией трех переменных: мотива стремления к успеху, субъективной вероятности достижения успеха, его привлекательности в данной ситуации. Мотив стремления к успеху - это устойчивая диспозиция личности переживать гордость и удовольствие при достижении успеха.

Тенденция избегания неудачи является мультиплікативною функцией мотива избегания неудачи (стремление избежать неудачи и стыда) и Ги непривлекательности в определенной ситуации.

Привлекательность успеха тем сильнее, чем ниже субъективная вероятность успеха (т. е. чем труднее его достичь), и наоборот, привлекательность избегания неудачи тем слабее, чем выше субъективная вероятность успеха.

Преобладание той или иной мотивационной тенденции (мотива стремления к успеху или мотива избегания неудачи) всегда обусловлено выбором степени сложности задачи Люди с преобладанием мотива стремления к успеху выбирают задачи средней степени трудности. Если человек ориентирован на избегание неудачи, она предпочитает очень легким задачам (их выбор гарантирует успех) или очень тяжелым (если она не может решить задачи этого класса, это не вызывает у нее большого горя, потому что неудача с задачами, с которыми вряд ли кто справится, не дает повода для стыда и чувства унижения).

Ситуация, в которой актуализируется мотив достижения, характеризуется следующим образом:

в ней существуют определенные стандарты качества;

результат решения задач оценивается по этим стандартам;

результат решения может быть успешным или неуспешным;

человек понимает свою ответственность за последствия.

В такой ситуации актуализируются мотивы стремления к успеху и избегания неудачи. Людям с мотивом стремления к успеху присущи следующие особенности;

ситуация достижения как личный фактор;

уверенность в успешном последствии,

активный поиск информации для суждения о своих успехах;

готовность взять на себя ответственность и решительность в неопределенных ситуациях;

большая интенсивность стремления к цели;

получение повышенного удовольствие от интересных задач;

желание делать более или менее сложную работу, но такую, которую можно реально выполнить;

отсутствие энтузиазма к решению сложных или простых задач;

способность не растеряться в ситуации соревнования или проверки способностей;

стремление к разумному риску;

средний, реалистичный уровень притязаний;

большое упорство в случае возникновения препятствий;

повышение уровня притязаний после успеха и понижение после неудачи

Людям с мотивом избегания неудачи свойственен поиск информации о возможности неудачи в ситуации достижения. Они берутся за выполнение сверхсложных или простых задач. В противовес людям с мотивом стремления к успеху причиной неудачи считают недостаток собственных способностей, а успех объясняют внешними обстоятельствами.

X. Хекхаузен предложил модель механизма мотивации достижения (рис. 53). Как видим из этой схемы, мотивация достижения тесно связана с такой базовой характеристикой личности, как самооценка. Дж Аткинсон определял механизм мотивации достижения как "способность пережить гордость за достигнутое". Этот механизм актуализируется в ситуации, в которую попадает личность.

Надо отметить, что, хотя в жизни существует много ситуаций достижения (например, в учебной, профессиональной деятельности), отличие в мотивах обнаруживает себя в том, что одни люди ищут такие ситуации, другие избегают их.

Человек выбирает цель, которая соответствует уровню ее притязаний, стратегию ее реализации и выполняет соответствующие действия. Результат своих действий (успешных или неуспешных) человек оценивает путем сопоставления с уровнем притязаний. Результат может отрицательно или положительно влиять на самооценку.

Соответствующая атрибуция (объяснение причин результата) является компенсационным механизмом, что дает возможность ослаблять негативное или усиливать положительное влияние на самооценку.

Когда ситуация достижения не может реализоваться одномоментно, а требует значительных усилий в течение длительного

Рис. 53. в

времени (например, рост профессиональных достижений), каждый отдельный результат оценивается человеком с точки зрения приближения к окончательной цели.

Характеристика людей с мотивами стремления к успеху и избегания неудачи в связи с особенностями функционирования механизма мотивации достижения дается в табл. 9.

Убеждения составляют основу сегодняшних мотивов и воплощают осознанные потребности личности действовать согласно своей внутренней позиции, взглядов, теоретических принципов. Основой таких потребностей выступает совокупность знаний о природе, обществе и человеке, то есть мировоззрение. В психологической науке принято связывать мировоззрение с познавательной потребностью человека. Это действительно один из существенных связей. В то же время мировоззрение как главная "единица" взаимоотношений человека и мира шире системы знаний. Это, прежде всего, сознательное отношение к миру, которое охватывает и знание, и оценка, и действия в их единстве. Мировоззрение и связанные с ним убеждения имеют сложную психологическую структуру, которая содержит три главные компоненты:

когнитивный (знания); эмоциональный (оценка, отношение);

поведенческий (воля).

Иногда убеждение отождествляют со знаниями, возможно, потому, что знания обнаружить легче, чем убеждения. На самом деле только знаний недостаточно для формирования убеждений. В этом плане показательным является эксперимент, в котором создавалась "ситуация свободного выбора". Ученикам задавался вопрос: "нужно Ли выполнять домашнее задание?"

Таблица 9. в

Большинство детей ответили на этот вопрос положительно, объяснив, почему это необходимо делать. Далее детям сообщили, что на следующий день с одного предмета опрашивать не будут. Оказалось, что одни выполнили домашнее задание по всем учебным предметам, другие - историю, третьи - только физику. Были и такие, которые совсем ничего не выучили.

Значение эмоционального компонента в психологической структуре убеждения хорошо отражено в высказывании: "Идеи, которые стали убеждением, - это сети, которые ты не можешь разорвать, пока не разорвешь своего сердца".

И, наконец, недостаточно знаний, которые прошли через эмоциональную сферу, необходимо еще и научить человека их реализовывать.

Мировоззрение, так же как и убеждение, должна опираться на более общую потребность. Такой потребностью, на наш взгляд, является отношение к миру. В свою очередь, она выступает соціалізованою человеческой интерпретацией общей биологической потребности живых организмов в ориентировке в среде. Очевидно, что такая потребность обязательно включает в себя познавательную потребность в социальном контакте и в "смысле жизни".

Смислоутворювальні составляющие мировоззрения является его важнейшей особенностью. Мировоззрение структурно связан с интересами, стремлениями и установками. Это предопределяет опору мировоззрения на жизненный опыт личности и индивидуальные особенности отражения ею действительности. Установка играет важную роль в мотивационной сфере личности и представляет собой определенную организацию ее неосознанного опыта. Она является фактором, регулирующим целесообразную деятельность и поведение личности.

Установка - это устойчивая предрасположенность индивида к определенной форме реагирования, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка побуждает человека ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана.

Установка отражает состояние личности, возникающее на основе взаимодействия его потребностей и соответствующей ситуации их удовлетворения, обеспечивает легкость, почти автоматичность, и целенаправленность поведения. Как модус активности установка проявляется на всех уровнях психической деятельности - от сенсорно-перцептивного до социально-психологического.

Установка может выступать как основополагающий фактор, который опосредует активное взаимодействие личности и среды, прежде всего социального. Благодаря повторюванню так называемых учредительных ситуаций постепенно формируются "фиксированные установки личности", которые незаметно для него самого влияют на его жизненные позиции.

Примеров форм поведения, в которых проявляются фиксированные установки относительно различных фактов общественной жизни, достаточно много. Эти установки могут быть как положительными (поведение младшего школьника, который выполняет указания учителя, связана с усвоением знаний и норм поведения, детерминированная позитивным отношением его к учителю), так и отрицательными, имеют характер предубеждения. В качестве примера последних можно привести так называемые этнические стереотипы, которые опосредствуют отношение к представителям кавказских национальностей как к воинственным, сексуально агрессивных, ловких и тому подобное. Эти установки являются результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов, сделанных на основе некоторых фактов личного опыта, а чаще - следствием некритического усвоения стереотипов мышления (стандартизированных соображений принятых в определенной общественной группе).

Какие факторы мотивируют социальное поведение личности?

Во-первых, это усвоенные традиции и обычаи.

Во-вторых, воспринятая и усвоенная личностью система жизненных ценностей - того, к чему человек стремится, на что ориентирует свою жизнь. Ориентация человека на определенные ценности производится на основе предварительной положительной оценки, если субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ими. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и на возможности Путь формирования ценностных ориентаций может начинаться не от реальных потребностей, а опосредованно. Перенимая от окружающих людей систему ценностей и жизненных ориентиров, человек тем самым закладывает в себе основы новой потребности, которой у нее раньше не было.

Отдельно следует остановиться на рассмотрении явления, на которое обратили внимание американские психологи, изучая социальные воздействия, возникающие в пределах малых социальных групп и сказываются на психологии отдельного человека. Согласно теории когнитивного диссонанса А Фестінгера, особенностью психической жизни человека является стремление к тому, чтобы во всей системе поведения, взглядах, мнениях, спонуках - существовало определенное соответствие между всеми компонентами. Фестінгер подчеркивал наличие соответствия между тем, что человек знает, во что она верит, и тем, что она делает. Индивид имеет определенные мнения, взгляды, эмоциональное отношение к явлениям жизни и стремится к их внутренней соответствия

Если в совокупности наших знаний о действительности возникает несоответствие между отдельными их элементами, то это вызывает психологический процесс, направленный на ослабление или снятие этого диссонанса. Диссонанс создает состояние дискомфорта человека и направляет ее поведение на то, чтобы его уменьшить. Диссонанс может быть вызван новой информации, которую человек или принимает и меняет свое поведение в соответствии с новыми данными, либо не принимает (предотвращает ей), или изменяет сами объективные условия.

Диссонанс и сила его давления на личность определяется, какие именно элементы не соотносятся между собой. Если противоречивые элементы нашего знания являются очень значимыми для нас, - например, мы узнаем о таких поступках симпатичного нам человека, которые противоречат нашим ожиданиям, - то влияние диссонанса на наше поведение будет интенсивным, в других случаях - слабым.

Выяснив важнейшие стороны личности, которые влияют на мотивацию ее поведения, мы показали, как четко осознанные, так и менее осознанные мотивы могут стать элементом мотивации поведения. Они выступают то как осознанный интерес, желание, убеждение, то как неосознанные установки и тенденции, которые отражаются в поведении, в особенностях рассуждений и мыслей, в действиях человека.

Обратившись к вопросу об источниках активности личности, мы рассматривали сущность потребностей, которые отражают состояние нужды в чем-то, что приводит к активности. Чтобы определить характер этой активности, надо проанализировать ее направленность.