Уроки 53 - 62
Уроки 53. Изменение интенсивности настроения

Евгения Трутнева «Осень».
У. Сегодня вам предстоит открыть для себя еще один «секрет» поэзии. Прочитайте стихотворение Евгении Федоровны Трутневой «Осень» .

Дети читают стихи.

У. Попробуйте определить, кто рассказчик в стихотворении Трутневой?

Д. Там РГ, потому что сказано «Утром мы во двор идем…»

Строфа 1

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березки на плечах.
К РГ радость приходит внезапно – «вдруг», «стало вдруг светлее вдвое», солнца нет, но двор «как в солнечных лучах», потому что «платье золотое у березки на плечах».

Строфа 2
У калины и рябины

Вьются стаями дрозды…

Под окошком георгины

Красотой своей горды .
Радость с оттенком любования у РГ вызывают и дрозды («вьются стаями дрозды»), и красивые георгины («красотой своей горды »).

Строфа 3
Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят


Радостное ощущение вызывает у РГ и листья («сыплются дождем», «шелестя» , «летят»). Но вот что значит троекратный повтор слова «летят» , да еще и с многоточиями между ними?

Строфа 4
Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.
«Паутинки с паучками в серединке» - уменьшительно-ласкательные слова передают нежность. РГ меняет форму слова «летят»: паучки – «пролетают», журавли «пролетели », т.е. удаляются. Какие ноты начинают звучать в чувстве рассказчика?

Строфа 5
Всё летит ! Должно быть, это

Улетает наше лето.
РГ как бы окидывает взглядом всю природу – «всё летит! », все в движении, это радостно, что подчеркивает восклицательный знак.

Но вот последняя фраза: «Должно быть, это / Улетает наше лето». Радует ли это РГ или на фоне радости появляется легкое чувство сожаления? Сравните слова «летит», «пролетает», «улетает». В чем разница?

У. «Всё летит!» - радость. А вот глагол «улетает» появляется впервые, подчеркивает не полет, а уход, исчезновение.

Вывод . В этом стихотворении радостное чувство у рассказчика изменяется: от спокойного любования к более бурной, подвижной радости, которую в конце окрашивает легкое чувство грусти.

Последняя строфа по количеству строк отличается от всех предыдущих: все предыдущие строфы – четверостишия, а последняя – двустишие.. Почему автор не сделал ее такой же, как предыдущие? Это случайно?

Д. Она короткая, потому что как бы итог - ставит точку.

У. Возможно. Ведь РГ подчеркивает: «Все летит!»

Елена. Благинина «Улетают, улетели...»

У. Кто рассказчик в этом стихотворении?

У. В тексте Благининой есть одна подсказка во второй строфе: «Не слыхать кукушки в роще». Кому же «не слыхать»? Какому-то герою, о котором рассказывает РП, или самому рассказчику?

Д. Здесь нет других героев, кроме рассказчика. И это ему «не слыхать.» Он рассказывает о своих ощущениях, значит, здесь РГ.
Строфа 1
Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают , улетели ,

улетели журавли.
РГ начинает с грустного размышления о том, что будет скоро («Скоро белые метели снег подымут от земли»), его не радует, что улетели журавли - об этом говорит повтор слова «улетели».

Строфа 2
Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел ,

Аист крыльями полощет -

Улетает, улетел !
Картина вокруг тоже вызывает у РГ грустное чувство («не слыхать » кукушки, «и скворечник опустел », аист – «улетает, улетел!») - опять повтор того же слова усиливает грусть.

Строфа 3
Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде, по гряде.


РГ любуется тем, что «Лист качается узорный / В синей луже на воде, / Ходит грач с грачихой черной / В огороде по гряде». Но в этой картине нет для него света: лужа – «синяя», грачиха – «черная», лист - опавший.

Строфа 4

Осыпаясь , пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

улетели и грачи.
Солнце тоже уже не радует («Осыпаясь , пожелтели / Солнца редкие лучи») - лучи уже «редкие», они как бы «осыпаются», как осенние листья. И вот даже грачи, которые только что ходили в огороде по гряде, улетели. И опять троекратный повтор слова «улетели» .

Вывод. Грустное чувство рассказчика усиливается от начала к концу стихотворения, что подчеркивает постоянный повтор слов "улетают, улетел, улетели".

Сравнение стихотворений

У. Молодцы. А теперь подумайте: эти стихи похожи только тем, что в обоих РГ, или есть еще что-то общее?

Д. Оба рассказывают про осень.

У. А точнее, про свое отношение к осени, о тех чувствах, переживаниях, которые осень у них вызывает. Ну, а осенние картины у рассказчиков вызывают сходное настроение?

Д. У рассказчика Благининой настроение грустное – все улетают. И оно к концу усиливается. А у рассказчика Трутневой настроение веселое, радостное - все так красиво лети, пролетает. А в конце «улетает» лето.

У. Вот вы и открыли секрет: в стихотворении одно и то же настроение может меняться - может усиливаться грусть, как в стихотворении «Улетают, улетели...», может усиливаться радость, как в стихотворении «Осень», правда, в самом-самом конце кое-кто из вас почувствовал ослабление радости, ведь впервые вместо слов «летят», «пролетают», «пролетели» появляется такое же, как и в стихотворении Благининой, слово «улетает», начинающееся с «у», что подчеркивает уход лета.
Примечание 1. Этот урок, впрочем, как и многие другие, можно было бы методически построить иначе.

Можно было бы начать со сравнения стихотворений. И, не углубляя понимание развития настроения в каждом из них, поставить перед детьми проблемную ситуацию.

В стихотворении Благининой ученикам легче вычитать развитие настроения. Поэтому можно начать с углубленного вычитывания именно этого стихотворения, а затем перейти к стихотворению Трутневой.
Примечание 2 . Вычитывая настроение, дети работают с художественной формой. Они выясняют: выразительную роль приставок и их отсутствия; роль синтаксического повтора и роль стихотворной строфы. Можно было бы даже обратить их внимание на звуковую форму. Так, в стихотворении Трутневой «летящее» настроение РГ подчеркивается повтором мягкого [ Л" ] в сочетании с протяжным гласным [ И ]. В стихотворении Благининой усиление грусти подчеркивается в строках «ходит грач с грачихой черной / В огороде по гряде» звуками [ Г ], [ Р ], [ Ч" ], а добавление к «летящим» звукам [ Л" И ] звука [ У ] усиливает грусть.

Работа со звуком особенно важна: все привыкли обращать внимание лишь на звукоподражание, так как там есть прямая связь между звуками и значением слова, но здесь мы имеем дело с другим приемом, когда такая связь отсутствует, и читатель может не услышать звукописи.

Такую работу надо начинать пока еще без всяких специальных терминов, но с понятной для детей задачей: работает ли повтор слов, повтор звуков, количество строк в строфе на картину жизни? Делает ли ее более выразительной?
Ирина Токмакова «Мне грустно - я лежу больной…»

У. А теперь откройте в своих тетрадях задание №8 . Прочитайте стихотворение Ирины Петровны Токмаковой «Мне грустно - я лежу больной...» Скажите: кто здесь рассказчик и какое у него настроение?

Д. (после прочтения). Здесь РГ - маленький мальчик. Маленький, потому что у него кругом игрушки. Настроение у мальчика грустное, он сам об этом говорит.

У. А здесь грусть РГ меняется или остается такой же, как вначале?

Дима. Усиливается.

Андрей. Становится радостнее...

У. Давайте читать по строчкам. Посмотрите, как интересно Токмакова записала свои стихи: то две строчки рядом, то одна-одинешенька, а в конце - четыре. Отметьте это в тетрадях. Вот и пойдем по этой записи. Вы уже знаете, что, записывая свои стихи, поэт ничего не делает случайно, во всем есть какой-то замысел, и все это должно помогать читателю его понять.

Строфа 1 начинается с открытого заявления: «Мне грустно» ; тут же дается и объяснение этой грусти – «я лежу больной» . РГ видит катер, «заводной », «новый» , который, однако, не вызывает у него радости:
Мне грустно – я лежу больной,

Вот новый катер заводной.


Строфа 2 состоит из одной строчки: «А в деревне – лошади». Как будто нет связи с предыдущим, но слово «А» показывает, что это воспоминание (РГ об этом не говорит, но даже если мы не читали до конца, мы бы, наверно, догадались, что РГ сейчас не в деревне, а в городе), которое противопоставляет герой своему сегодняшнему состоянию.

Строфа 3. РГ рассказывает и о других новых игрушках, которые «папа купил»: «тягач , / Кран игрушечный и мяч» . Но и они не вызывают у него радости:
Папа мне купил тягач ,

Кран игрушечный и мяч .
Строфа 4. Слово в слово повторяется фраза «А в деревне – лошади».

Строфа 5 Грусть усиливается за счет буквального повтора первой строки стихотворения: «Мне грустно - я лежу больной». Вторая строчка начинается так же, как и вторая строчка первой строфы, со слова «вот», и оказывается, что даже «вертолетик» не радует рассказчика:
Мне грустно – я лежу больной,

Вот вертолетик жестяной.


Строфа 6. В третий раз повторяется фраза «А в деревне – лошади» еще более усиливая контраст между «здесь» и «там».

Строфа 7. Наконец РГ разворачивает воспоминание о деревне, начиная его с повтора слова «А», как и в предыдущей строке, усиливая это воспоминание. Он с удовольствием вспоминает, как «лошадь серую кормил , / Она сухарь жевала / И головой кивала» . Воспоминания о живой лошади ослабляют грусть, которую не могли развеять никакие новые игрушки: ни новый катер, ни тягач, ни кран, ни вертолетик. И, видимо, этот переход подчеркивается тем, что эта строфа самая большая - из четырех строк:
А я в деревне летом был,

Я лошадь серую кормил ,

Она сухарь жевала

И головой кивала .


Вывод. Грустное настроение в стихотворении ослабевает.

У. Вот и еще один секрет вы узнали: настроение в стихотворении может не только усиливаться , но и ослабевать . Оно все время как-то меняется.
Задание на дом. Сделать новые карточки для «Словаря настроений». Выбрать одно из стихотворений, которое больше нравится, и выучить наизусть.
Урок 54. Контраст настроений

Александр Пушкин

ЗИМНЕЕ УТРО


Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой 1 взоры 2

Навстречу северной Авроры 3 ,

Звездою севера явись 4 !


Вечор 5 , ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла 6 носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче 7 ... погляди в окно:


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным 8 блеском

Озарена 9 . Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки 10 .

Но знаешь: не велеть ли в санки

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.


У. Сегодня попытаемся раскрыть еще один секрет поэзии. И поможет вам в этом стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». Я прочту, а вы послушайте (читает). Понравились вам эти стихи?

Д. Да, очень красивые.

У. А теперь попробуйте понять их поглубже. Прочитайте стихотворение Пушкина сами. Кто там рассказчик?

Д. Сначала кто-то обращается к какому-то «ты» («ты печальная сидела»), а потом предлагает посетить «берег, милый для меня ». Он говорит «меня», значит, это РГ.

У. А теперь давайте вычитаем каждую строфу.

Строфа 1 . Настроение у РГ чудесное, радостное, бодрое («Мороз и солнце; день чудесный !»). Он пытается разбудить красавицу навстречу богине утренней зари Авроре.

Строфа 2. РГ вспоминает, что было вчера («Вечор, ты помнишь, вьюга злилась , / На мутном небе мгла носилась , / Луна, как бледное пятно, / Сквозь тучи мрачные желтела, / И ты печальная сидела" - вчера настроение той, кого он называет «красавицей», было печальное, и сам РГ с тоской вспоминает вчерашний вечер.

Строфа 3. РГ любуется природой, ее красотой, его радует эта красота («Под голубыми небесами, / Великолепными коврами, / Блестя на солнце...»). Только лес «один чернеет» , но и он - прозрачный , «И ель сквозь иней зеленеет , / И речка подо льдом блестит» - солнечное настроение.

Строфа 4. Взгляд РГ переносится с природы («посмотри в окно») в комнату («Вся комната янтарным блеском / Озарена . Веселым треском / Трещит затопленная печь. / Приятно думать у лежанки») - веселое настроение, вызванное теплом, уютом, светом. «Но знаешь: не велеть ли в санки / Кобылку бурую запречь ?» - т.е., несмотря на то, что дома тепло и уютно, рассказчику очень хочется прокатиться в санях по свежему снежку.

Строфа 5. РГ размышляет, мечтает о том, что ждет их в пути («Скользя по утреннему снегу, / Друг милый, предадимся бегу / Нетерпеливого коня / И навестим поля пустые , / Леса, недавно столь густые , / И берег, милый для меня») – ему приятно вырваться на простор, скользить по утреннему снегу, навестить милый берег. Настроение приятной, светлой мечты.

Вывод . Настроение на протяжении всего стихотворения постоянно меняется. Сначала утреннее, бодрое, радостно-солнечное. Потом воспоминание про «вечор» - печальное, тоскливое. «А нынче» - радостное любование великолепным солнечным утром, ощущение домашнего тепла и уюта. И все это сменяется мечтой о посещении милого для РГ места.

Итак, в одном и том же стихотворении могут уживаться разные настроения, и не только близкие, но и прямо противоположные , контрастные .

У. Можно ли назвать настроение этого стихотворения одним словом?

Д. Нет. Нужно несколько слов.

У. Действительно, даже одно настроение может иметь разные оттенки. Тем более не обойтись одним словом, когда внутри стихотворения настроение резко меняется.

Задание на дом. Пополнить словарь настроений.

Выучить это стихотворение наизусть (по желанию).


Уроки 55-58. Толстой «Желтухин». « Плавающая точка зрения»

Примечание . Понятие «плавающая точка зрения» вводится на материале главы «Желтухин» из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты». (Глава, как это принято в детских изданиях, разделена на части - в авторском тексте такого деления нет.).

Точки зрения рассказчиков и героев могут выражаться разными способами.

1. Точка зрения рассказчика содержится в речи рассказчика, а точка зрения его героя - в прямой речи героя (дословно передается высказывание героя). Например: «Пропал, пропал», - думал Желтухин.

2. Точка зрения рассказчика содержится в речи рассказчика, точка зрения героя тоже выражается в речи рассказчика с помощью косвенной речи (в ней подлинные слова говорящего меняются под влиянием речи рассказчика). Например: «Александра Леонтьевна уверяла, что он кланяется именно ей».

При этом РГ с помощью косвенной речи может передать только то, чему был свидетелем, рассказать о том, что герой сказал, что герой сделал в его присутствии. В отличие от РГ, РП с помощью косвенной речи может передать и то, чему он не был свидетелем, может рассказать о том, что герой думал, чувствовал.

3. РП может выразить точку зрения героя особым приемом так называемой «несобственно -прямой реч» ". Сущность этого приема заключается в том, что речь идет от имени РП (устами рассказчика), а точка зрения может «переплывать » к герою. Переплывание точки зрения от РП к Г может быть более или менее полным: точки зрения РП и Г могут сливаться, точка зрения может целиком переплыть к Г; переплывание может фиксироваться целой фразой, а может «метиться» отдельным словом.

Например: «Но Никита только подышал ему на голову и понес в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя». Относительно первой половины фразы можно говорить о слиянии точек зрения Р и Г, а во второй половине (после двоеточия) о полном переплывании точки зрения от Р-человека к Г-птенцу.

«Снаружи, за белым дымком марли, шелестели листья, дрались на кусту презренные воробьи - воры, обидчики». В данном случае можно говорить о словах, в которых явно выражена точка зрения скворца (воробьи – «презренные», «воры, обидчики»).

Размытость границ между точками зрения РП и Г, выраженная устами РП, затрудняет поиск плавающей точки зрения, позволяет давать тексту разные толкования. Этого не следует опасаться. Не надо настаивать на одном, единственно правильном толковании. Главное, чтобы в результате этих уроков дети поняли, что такое «плавающая точка зрения».
Задание на дом . Прочитать 1 часть главы «Желтухин» из повести А.Н.Толстого «Детство Никиты».
Урок 55. Часть первая.

Часть 1
1. Кто автор этого произведения? (А.Толстой.)

2. Кто рассказчик: РГ или РП? (РП).

3. Зачем Желтухин разинул рот? («… чтобы напугать мальчика».)

4. Почему Александра Леонтьевна назвала скворца «Желтухин»? (Он «желторотый»).

5. Никита «напустил за марлю мух и червяков». А что про это подумал Желтухин? («Откармливают».)
У. Повесть «Детство Никиты» Алексей Николаевич Толстой сочинил на основе своих детских воспоминаний. Главный герой повести – маленький мальчик Никита. В повести рассказывается о жизни Никиты в усадьбе. В последнем абзаце повести рассказчик сообщает нам о том, что Никита выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс гимназии.

Повесть состоит из ряда глав. Одна глава называется «Желтухин».

Вы прочитали первую часть главы. А теперь попытайтесь с помощью этого текста открыть еще один важный, но очень-очень сложный секрет автора. Какая схема, по-вашему, подойдет к этому тексту? Вспомним, как начинается глава.
(1) Желтухин сидел на кустике травы, на припёке 12 , в углу, между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходившего Никиту.

Голова у Желтухина была закинута на спину, клюв с жёлтой во всю длину полосой лежал на толстом зобу 13 . Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги. Никита нагнулся к нему, он разинул рот, чтобы напугать мальчика. Никита положил его между ладонями. Это был ещё серенький скворец, - попытался, должно быть, вылететь из гнезда, но не сдержали неумелые крылья, и он упал и забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика.


Д. Здесь РП - он про себя нигде не говорит, он рассказывает про своих героев, поэтому к тексту подходит схема, где изображен РП.

У. Вроде бы вы правы (открывает в классной книге рис. 5) . Действительно здесь РП, он в событиях не участвует, рассказывает о Желтухине и Никите. Но на схеме у нас еще нарисованы «глазики» у РП и Г. Что это значит?

Д. Это значит, что РП имеет свою точку зрения, а Г - свою.

У. А как вы узнаёте о том, чья это точка зрения - героя или рассказчика? Почитаем следующий отрывок.
(2) У Желтухина отчаянно билось сердце: «Ахнуть не успеешь, - думал он, - сейчас слопают». Он сам знал хорошо, как нужно лопать червяков, мух и гусениц.

Мальчик поднёс его ко рту. Желтухин закрыл плёнкой чёрные глаза, сердце запрыгало под перьями. Но Никита только подышал ему на голову и понёс в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя.


Вот, например: «Ахнуть не успеешь, - думал он, - сейчас слопают». Здесь чья точка зрения выражена?

Д. Желтухина.

У . А как вы догадались?

Д. Потому что это его прямая речь, это он так думает.

У. А слова «думал он» - чьи?

Д. Это слова РП.

У. Когда вы читали побасенки, где шел разговор героев, прямая речь каждого героя начиналась особым знаком - тире - и не было никаких слов Р. Там вообще не было рассказчика. А тут прямая речь героя отмечена кавычками в начале и в конце, а чтобы мы знали, кто так думает, внутри прямой речи стоят поясняющие слова рассказчика.

Прочитайте еще раз внимательно всю первую часть главы: есть ли в ней еще где-то прямая речь героя?

Д. ( после прочтения) . Нет, больше нет.

У. Вы правы, все остальное рассказано от имени РП, его устами. Значит, во всем остальном тексте выражается точка зрения РП, так?

Д. Да.

У. Кому принадлежат слова: «значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя»? Кто их произносит?
Примечание . Дети скорее всего ответят, что это слова Желтухина, потому что только он может думать, что мальчик решил его съесть. Может возникнуть спор. Тогда учитель вновь обращается к ним с вопросом о том, чьими устами произносятся эти слова, а затем – с чьей точки зрения видятся события, т.е. кто так думает. Выясняется причина ошибки. Она состоит в том, что здесь автор воспользовался особым приемом - рассказ идет от имени РП, а точка зрения «переплыла» к его герою. Это прием мы называем «плавающей точки зрения».
У. Вот вы и открыли еще один секрет. Подумайте, подходит ли схема на рис. 5 к такому типу текста, где точка зрения может плавать?

Д. Нет, не подходит.

У. Нужна новая. Как бы вы ее нарисовали?

Д. ...


После обсуждения детских вариантов, учитель предлагает свой, который и рисует на доске, а дети в своих тетрадях (см. рис. 6 – «ротик» только у Р, а стрелка от «глазика» Р к «глазику» Г – знак «плавания» точки зрения).

Итак, начинаем читать по абзацам. Я вам буду задавать вопросы: «Чьими устами ведется повествование? Чьими глазами видится то, что описывается - кто может так думать, чувствовать?» А вы будете мне доказывать текстом и подчеркивать «плавание» точки зрения: одним цветом точку зрения рассказчика, другим цветом – точку зрения Желтухина. Но чтобы не портить учебник, подчеркивать будем отрывки из текста, специально для этого помещенного в ваших тетрадях. Откройте задание №9.

Абзац 1
Желтухин сидел на кустике травы, на припёке 14 , в углу, между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходившего Никиту.
Митя. Рассказ ведется устами РП, а вот точка зрения переплыла к Желтухину там, где РП говорит, что Желтухин глядел «с ужасом» - РП этого знать не может.

Маня. Нет, может, он мог по позе птички догадаться.

У. Может быть, рассказчик и правда по внешнему виду птенца, по его поведению догадался, что птенец напуган. Но не только. Вы забыли еще один секрет. Вы уже знаете, что РП - особенный, хитрый, он может...

Д. … знать все о том, что думают его герои.

У. Это очень трудное место. То ли точка зрения целиком переплыла к Желтухину, то ли здесь слились две точки зрения – Желтухина и рассказчика. Давайте сделаем так. Тот, кто считает, что здесь только точка зрения Желтухина, пусть подчеркнет слово «с ужасом» одним цветом – цветом, означающим точку зрения птенца. А тот, кто полагает, что здесь слились две точки зрения, пусть подчеркнет слова «с ужасом» двумя цветами, означающими точки зрения Желтухина и РП.

Абзац 2
Голова у Желтухина была закинута на спину, клюв с жёлтой во всю длину полосой лежал на толстом зобу 15 . Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги. Никита нагнулся к нему, он разинул рот, чтобы напугать мальчика. Никита положил его между ладонями. Это был ещё серенький скворец, - попытался, должно быть, вылететь из гнезда, но не сдержали неумелые крылья, и он упал и забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика.
Гриша. Речь РП. Есть плавающая точка зрения – «чтобы напугать мальчика». Так может думать только Желтухин.

Оля. Нет, по виду может и РП это понять.

Наташа. А про секрет РП опять забыли? Ведь он же все про своих героев знает.

У. Опять наши мнения разошлись, поэтому подчеркните эти слова так, как вы считаете нужным. Но меня в этом абзаце интересует еще и другой момент: «попытался, должно быть, вылететь из гнезда». Здесь чья точка зрения?

Д. Это так думает РП, потому что он говорит «должно быть», значит, он не знает точно.

У. Молодцы. Действительно, когда человек чего-то не знает, а только догадывается, он тогда говорит такие слова, как наш РП. Значит, в этом месте нет плавающей точки зрения, здесь целиком точка зрения РП. А какие еще слова вы употребляете, когда не уверены, а только догадываетесь?

Д. (друг за другом). Наверное. Может быть. По-моему. Мне кажется...
Абзац 3
У Желтухина отчаянно билось сердце: «Ахнуть не успеешь, - думал он, - сейчас слопают». Он сам знал хорошо, как нужно лопать червяков, мух и гусениц.
Д. Здесь есть прямая речь Желтухина.

У. Да, и мы не будем ее рассматривать: там Желтухин прямо выражает свою точку зрения. А вот в тексте, рассказанном устами РП, вы ничего интересного не заметили?

Д. «У Желтухина отчаянно билось сердце». Что сердце билось не просто, а отчаянно , так чувствует Желтухин. И это может знать РП.

У. И все? Больше никто не может этого чувствовать?

Д. ...

У. А где находится Желтухин в этот момент?

Д. «Никита положил его между ладонями».

У. И какой вывод можно из этого сделать?

Д. Это чувствует Никита, потому что он держит птенца между ладонями.

У. И тогда слово «отчаянно » сколькими цветами вы подчеркнете? И чьими?

Д. Тремя: цвета РП, Желтухина и Никиты.

У. Кто согласен с таким прочтением - подчеркните тремя цветами. А чья точка зрения выражена в словах РП: «Он сам знал хорошо, как нужно лопать червяков, мух и гусениц»?

Д. Здесь точка зрения переплыла к Желтухину: это видно по слову «лопать», так может думать птенец, а не человек.

У. А разве Р-человек не знает, что скворец умеет есть червяков, мух и гусениц?

Д. Знает, конечно, но слово «лопать» о н не скажет, а скажет, как вы – «есть».

У. Здесь можно было бы говорить о слиянии двух точек зрения везде, если бы не одно слово «лопать» – оно указывает на точку зрения птенца. Подчеркните ее.

Абзац 4
Мальчик поднёс его ко рту. Желтухин закрыл плёнкой чёрные глаза, сердце запрыгало под перьями. Но Никита только подышал ему на голову и понёс в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя.
Дима. Здесь, как и везде, кроме прямой речи Желтухина, речь РП. Трудное место – «сердце запрыгало под перьями». Так может чувствовать Никита, ведь он продолжает держать птенца в руках.

Данила. Но может и РП - он все знает. Может и Желтухин - это же его сердце запрыгало.

У. Может быть, вы все и правы, но вот слова «под перьями» не говорят ли о том, что главное ощущение здесь чье?

Д. Никиты, он же сначала чувствует перья, а под перьями - толчки сердца.

У. Вот и подумайте, сколькими цветами вы подчеркнете эти слова. С последним предложением в этом абзаце вы уже работали и что выяснили?

Д. Что точно точка зрения переплыла к Желтухину, только птица может думать, что человек ее съест.

У. Да, а первая часть этого предложения чью точку зрения выражает: «Но Никита только подышал ему на голову и понес в дом»?

Д. Так может думать РП.

У. А что значит «но» в самом начале? О чем это говорит? Почему «но»?

Д. Потому что уже раньше было сказано, что Желтухин думает, что Никита его слопает, а теперь он видит, что нет, не собирается мальчик его есть, значит, это «но» относится к Желтухину.

У. Вот она какая сложная - плавающая точка зрения! Иногда она полностью переплывает к герою и выражается целым предложением, а иногда только отдельными словами, как бы «рассеивается ». И могут сливаться две точки зрения и даже три.

Наиболее яркие места переплывания точки зрения к Желтухину (помнить о всезнающем РП!) следующие:

Абзацы 5 - 7
Александра Леонтьевна 16 , увидев скворца, взяла его так же, как и Никита, в ладони и подышала на головку.

Совсем ещё маленький, бедняжка, - сказала она, - какой желторотый, Желтухин.

Скворца посадили на подоконник раскрытого в сад и затянутого марлей окна. Со стороны комнаты окно также до половины занавесили марлей. Желтухин сейчас же забился в угол, стараясь показать , что дёшево не продаст жизнь.
Абзац 8
Снаружи, за белым дымком марли, шелестели листья, дрались на кусту презренные воробьи - воры, обидчики . С другой стороны, тоже из-за марли, глядел Никита: глаза у него были большие , двигающиеся, непонятные , очаровывающие 17 . «Пропал, пропал», - думал Желтухин.

Абзац 9:
Но Никита так и не съел его до вечера, только напустил за марлю мух и червяков. «Откармливают, - думал Желтухин и косился на красного безглазого червяка, - он, как змей, извивался перед самым носом. - Не стану его есть, червяк не настоящий, обман».
Абзац 10
Солнце опустилось за листья. Серый, сонный свет затягивал глаза, - всё крепче вцеплялся Желтухин коготками в подоконник. Вот глаза ничего уже не видят. Замолкают птицы в саду. Сонно, сладко пахнет сыростью и травой. Всё глубже уходит голова в перья. Нахохлившись сердито - на всякий случай , Желтухин качнулся немного вперёд, потом на хвост и заснул.
У. Кажется, вы теперь поняли, что такое «плавающая точка зрения». Но зачем автору понадобился такой сложный прием?

Д. ...

У. А что будет, если убрать из текста «плавающую точку зрения»?

Д. ...

У. Давайте попробуем это сделать с текстом абзацев 3 и 4.

Дети предлагают свои варианты. Например:


«Желтухин думал: «Ахнуть не успеешь, сейчас слопают». Мальчик поднес его ко рту. Желтухин закрыл пленкой черные глаза. Никита подышал ему на голову и понес в дом».

У. Такой текст интереснее?

У. Конечно, интереснее у Толстого. Никогда нельзя портить художественный текст. Каждое слово автора, каждая запятая - все имеет значение. Вы в этом уже давно убедились. И Толстой не зря пользуется плавающей точкой зрения - нам, читателям, такой текст доставляет большое удовольствие.

Задание на дом . Прочитать часть 2 и выявить «плавающую точку зрения» (ПТЗ), если она есть.
Урок 56
Вопросы для проверки домашнего чтения.

Часть 2
1. Кто разбудил Желтухина? («Воробьи.»)

2.Что подумал Желтухин, когда проглотил муху? («Поживем еще».)

3. «Значит, он меня не съел, а мог. Значит…» («…он птиц не ест»).

4. Кого стал дразнить Желтухин? («Воробья.»)

5. Как Желтухин выспался в эту ночь? («С удовольствием».)
У. (показывая лист классной книги, на котором изображена схема 6). Какой новый секрет вы нарисовали на этой схеме?

Д. Про плавающую точку зрения, когда говорит рассказчик, а точка зрения может переплывать к его герою. Поэтому на рисунке изображен один ротик, но два глазика.

У. А нашли вы дома плавающую точку зрения во второй части главы?

Д. Нашли.

У. Вот и проверим.

Работа идет по аналогии с предыдущим уроком (не забывать о всезнающем РП!).

Наиболее яркие места проявления точки зрения Желтухина следующие.
Абзац 1:
Разбудили его воробьи - безобразничали , дрались на сиреневой ветке. В сереньком свете висели мокрые листья. Сладко , весело , с пощёлкиванием засвистал вдалеке скворец. «Сил нет - есть хочется, даже тошнит», - подумал Желтухин и увидал червяка, до половины залезшего в щёлку подоконника, подскочил к нему, клюнул за хвост, вытащил, проглотил: «Ничего себе, червяк был вкусный».
Абзац 2
Свет становился синее. Запели птицы. И вот сквозь листья на Желтухина упал тёплый , яркий луч солнца. «Поживём ещё», - подумал Желтухин, подскочив, клюнул муху, проглотил.
Абзац 3
В это время загремели шаги, подошёл Никита и просунул за марлю огромную руку; разжав пальцы, высыпал на подоконник мух и червяков. Желтухин в ужасе забился в угол, растопырив крылья, глядел на руку, но она повисла над его головой и убралась за марлю, и на Желтухина снова глядели странные , засасывающие , переливающиеся глаза.
Абзац 4

Когда Никита ушёл, Желтухин оправился и стал думать: «Значит, он меня не съел, а мог. Значит, он птиц не ест. Ну, тогда бояться нечего».


Абзац 5
Желтухин сытно покушал, почистил носиком перья, попрыгал вдоль подоконника, глядя на воробьёв, высмотрел одного старого, с драным затылком, и начал его дразнить, вертеть головой, пересвистывать: фюють, чилик-чилик, фюють. Воробей рассердился , распушился и с разинутым клювом кинулся к Желтухину, - ткнулся в марлю. «Что, достал, вот то-то», - подумал Желтухин и вразвалку заходил по подоконнику.
Абзац 6
Затем снова появился Никита, просунул руку, на этот раз пустую, и слишком близко поднёс её. Желтухин подпрыгнул, изо всей силы клюнул его в палец, отскочил и приготовился к драке. Но Никита только разинул рот и закричал : Ха-ха-ха.
Абзац 7
У. На прошлом уроке вы пытались переделать текст так, чтобы исчезла плавающая точка зрения, но остался РП. Какая схема подходит к такому тексту?

Д. Схема 5.

У. Вам был интересен такой текст?

Д. Нет, потому что ушли переживания Желтухина, ушло то, что он чувствовал.

Часть 3
1. С кем вздумал подраться лысый воробей? (С галкой.)

2. Зачем прилетела сорока? («Зачем-то».)

3. Что чувствовал Желтухин, когда пела малиновка?(«…даже загрустил.»)

4. «Голова у него была круглая, с редкими усами дыбом, а зеленые глаза, узкие зрачки горели…» («…дьявольской злобой»).

5. Какого зверя считает Желтухин самым сильным? (Никиту.)
У. Есть ли плавающая точка зрения в третьей части?

Д. Есть.

У. Давайте вместе посмотрим.

Наиболее яркие места проявления точки зрения Желтухина следующие.

Абзац 1
Наутро, поев, он стал выглядывать, как бы выбраться из-за марли. Обошёл всё окошко, но щёлки нигде не было. Тогда он прыгнул к блюдечку и стал пить, - набирал воду в носик, закидывал головку и глотал - по горлу катился шарик.
Абзац 2
День был длинный . Никита приносил червяков и чистил гусиным пером подоконник. Потом лысый воробей вздумал подраться с галкой, и она так его ткнула - он камешком нырнул в листья, глядел оттуда, ощетинившись.

Абзац 3
Прилетела зачем-то сорока под самое окно, трещала, суетилась, трясла хвостом, ничего путного 18 не сделала.
Абзац 4
Долго, нежно пела малиновка про горячий солнечный свет, про медовые кашки 19 , - Желтухин даже загрустил, а у самого так и клокотало в горлышке, хотелось запеть, - но где, не на окошке же, за сеткой !..
Абзац 5
Он опять обошёл подоконник и увидел ужасное животное: оно шло, кралось на мягких коротких лапах, животом ползло по полу. Голова у него была круглая, с редкими усами дыбом, а зелёные глаза, узкие зрачки горели дьявольской злобой. Желтухин даже присел, не шевелился.
Абзац 6
Кот Василий Васильевич мягко подпрыгнул, впился длинными когтями в край подоконника - глядел сквозь марлю на Желтухина и раскрыл рот... Господи... во рту, длиннее Желтухиного клюва, торчали клыки... Кот ударил короткой лапой, рванул марлю... У Желтухина нырнуло сердце, отвисли крылья... Но в это время - совсем вовремя - появился Никита, схватил кота за отставшую кожу и швырнул к двери. Василий Васильевич обиженно завыл и убежал, волоча хвост.
Абзац 7
«Сильнее Никиты нет зверя», - думал после этого случая Желтухин, и, когда опять подошёл Никита, он дал себя погладить по головке, хотя со страху всё же сел на хвост.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Уж небо осенью дышало...

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.

Е.Трутнева

Почему деревья осенью сбрасывают листья?

Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
- А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!

В.Орлов

Почему ёлки не сбрасывают иголки?

Почему не спиться ёлкам
С наступленьем осени?
Почему они иголки
на зиму не сбросили?
Им зимою не до сна -
Вдруг заблудиться весна!
Снег кружиться над землёй,
Тропки занесённые.
Вот и светятся зимой
Огоньки зелёные.

Мой маленький гость

Я сидел сегодня
Дотемна
Около раскрытого
Окна.
Вдруг на подоконнике
Прилёг
Золотистый маленький
Листок.
За окошком сыро
И темно,
Вот он и влетел
В моё окно.
Он продрог.
И, видно, оттого
Шевелится хвостик
У него.

Ещё грибами пахнет лес

Ещё грибами пахнет лес
И лист не снялся
У осины.
И с разрумяненной рябины
Ещё зной лета
Не исчез.
Ещё не всё пересказал
Ручей,
Живущий под корнями.
Но дождь
Уже спешит за нами,
Как будто леса
Не видал!

Г.Новицкая

Осень

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лето.

Г.Новицкая

Дождик

Дождик,
Дождик моросит
Осенний.
Сеет дождик через сито
Дым серый.

Дождь - художник:
Он рисует
Лужи,
И на трубах он играет
Не хуже.

Вот и серый снег пошёл,
Лёг густо.
До чего же хорошо
И грустно.

Роман Сэф

Потемнели ветви,
От воды туман.
Гонит тучи ветер
Из холодных стран.
Лето на излёте,
Лес промок насквозь.
Клюкву на болоте
Ищет старый лось.

В.Степанов

Осиновый лист

Сколько бурь
Я перенёс!
Жёг меня не раз
Мороз,
Сколько гроз я
Испытал!..
-Что ж ты делал?
-Трепетал...

Василий Бирюков

Воробей

Заглянула осень в сад-
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть -
Стесняется.

В.Степанов

На зимовку

Шуршащей вереницей
За солнышком вдогонку
Летят над нами птицы
В далёкую сторонку.

Летят они к зимовке.
А во дворе, на холоде,
Прищепки на верёвке,
Как ласточки на проводе.

Ковровые дорожки

За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.

Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.

Осенние листья

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Осень
Лариса Зимина

Дождь стучит по крышам - осень во дворе
Стало небо мрачным нынче в сентябре…
Урожай уж собран - пашут на полях…
Всё к зиме готово - хлеб весь в закромах.
Улетают птицы в жаркие края
Я же здесь останусь и дождусь тепла.
Не страшны метели, вьюга не кружи,
Лучше у камина сказку расскажи.

Осень
Лариса Зимина

Снег лежит на полях,
Пожелтела трава,
Вся в лесу облетела
С деревьев листва,
Не слышны трели птиц
А на речке ледок,
Не грусти о прошедшем
Лете дружок.
Скоро будет зима,
Будут горки, каток
Мы с тобою в снежки
Поиграем дружок!!!

***

Осень

Лариса Зимина

Осень золотая, жёлтые листы,
Красная рябина, голые кусты…
Урожай уж собран, пашут на полях
Всё к зиме готово - птицы на югах…
Лишь дрожат зайчата, шубка, мол, не та-
Пусть снежочек ляжет - будет красота!!!

Осенние листья
Л. Зимина

Яркими красками листья сверкают-
Ветер подует - они облетают…
Будто бы бабочки, листья порхают,
Кружатся в небе, летают, летают
Пестрым ковром на землю ложатся
Они под ногами у нас шелестят -
Об осени скорой всем говорят!

Осень золотая
А. Яранова

Осень золотая
Ходит по дорожкам.
У нее на ножах
Желтые сапожки.

У нее на платье
Листики цветные,
А в ее лукошке
Есть грибы лесные.

Улетает лето
Е. Трутнева

Стало вдруг светлее вдвое?
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины красотой своей горды.

И скрипит в кустах весь вечер
Невидимка-прыгунок.
Это ты, скрипач-кузнечик,
Две пружинки вместо ног?

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это
Улетает наше пето!

Осень
И. Белоусов

Садик мой весёлый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!

Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал…

Под дождём и ветром
В темноте ночей
Стонешь ты, качаясь,
Слёзы льёшь с ветвей.

Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди: весна вернётся.
Зацветёшь опять!

Осени привет
Тамара Маршалова

Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт,
Грязь и лужи у ворот.

Осень
Татьяна Агибалова

Зашуршали под ногами
Листья с желтыми боками.
Стало сыро, стало голо,
Собираться надо в школу.
Я тетрадки еле-еле
Разместил в своем портфеле
Среди ягодок рябины,
Листьев клена и осины,
Желудей и сыроежек…
И, наверное, Олежек,
Мой сосед по парте спросит:
"Что все это?". "Это - осень"…

Осень
З. Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

А. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…
***

Осень
В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.

Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.

Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый -
Кленовый.

Зарипова Фаимя
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема : «Осень »

Образовательная область : «Познание»

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Социализация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» , «Физическая культура» , «Музыка» , «Чтение художественной литературы» .

Программные задачи :

Коррекционно-образовательные :

1. Активизировать употребление глаголов;

2. Закрепить навык звукового, слогового анализа слов.

3. Активизировать и расширить словарь по темам «Осень » ,

4. продолжать развивать поэтический слух детей : умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения ;

5. упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания осенних пейзажей ;

6. продолжать развивать поэтический слух детей;

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать тонкие движения пальцев рук и координацию движений.

2. Развивать внимание, память, логическое мышление и творческое воображение.

3. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового.

4. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

5. Развивать умение строить высказывания типа рассуждений.

Коррекционно-воспитательные :

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2. Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

3. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Оборудование : Детские рисунки на тему : «Березка в золотом осеннем убранстве » , листья тополя, березы, липы, дуба, клена.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа :

1. Рассматривание на иллюстрациях деревьев, листьев;

2. Чтение «детской энциклопедии о животных» ,

3. Прослушивание аудиозаписи «Шум леса» ; фотовикторина «Узнай по листочку» .

Форма проведения НОД : групповая.

Общая продолжительность образовательной деятельности : 30 минут

Ход непосредственно образовательной деятельности

Основная часть :

Стихотворение Е . Трутневой «Осень »

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучках,

Это платье золотое

У березы на плечах

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят. летят

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель : Ребята, о каком периоде осени ,это стихотворение ? (Золотая осень )

Воспитатель : Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое? (Деревья стали золотыми.)

Воспитатель : Вспомните, как сказано об осеннем убранстве березки . («Это платье золотое у березки на плечах» ).

Воспитатель : И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое . А может быть, лучше сказать «В золотой шубке» ? Почему не лучше?

Воспитатель : Ветер обрывает листья, и они что делают? (Летят, сыплются, шелестят.)

Воспитатель : В стихотворении говорится : листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса? (Листопад) .

Воспитатель повторно читает стихотворение .

Воспитатель : Как вы думаете, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, Должно быть это, улетает наше лето» ? Почему немножко грустно?

Воспитатель : С конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении .

Физкультурная минутка с листьями.

Воспитатель : Я прочту стихотворение еще раз . Постарайтесь его запомнить. Заметьте, каким голосом я буду читать. А сейчас стихотворение будете читать вы сами.

Дети читают стихотворение по памяти , если,есть затруднение воспитатель помогает.

После чтение стихотворения воспитатель подходит к рисункам.

Воспитатель : Посмотрите свои рисунки. Найдите в них то, о чем говорится в стихотворении .

Воспитатель : в стихотворении говорится о золотом наряде, но ведь у осени есть и другие краски. Какие деревья осенью ? Красочные, разноцветные. …

Воспитатель : На что похожи осенние листья ? Подберите сравнения к слову листья. Листья летят, как… (птицы, парашютики, как будто танцуют) . Лист клена похож на (звездочку, на лошадку, лист акации на (монетку, лист березки на (золотое сердечко) . Что делают листья? Летают, облетают, срываются, шелестят, летят, уносятся.

Воспитатель : А если мы хотим сказать, что это уже с листьями случилось, то, как мы скажем?: (Пожелтели, облетели) .

Воспитатель : Молодцы, все хорошо справились с заданием.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.