4. Произведения Державина

1. Характеристика творчества Державина

Творчество Гаврилы Романовича Державина сыграло огромную роль в развитии русской литературы конца XVIII в. — начала XIX в., так как способствовало ее освобождению от отжившего к тому времени классицизма и формированию нового прогрессивного литературного направления реализма. Творчество Державина тесно связано с общеевропейскими и русскими передовыми идеями и течениями конца XVIII в. Державин сделал для развития русской литературы следующее:

первым усвоил тенденции литературного направления романтизма, которое активно развивалось в то время в Европе, и постепенно подготовил развитие этого направления в русской литературе;

ярко выразил тенденции развития европейской и русской культуры своего времени;

ввел в русскую поэзию элементы романтизма, фольклора;

разрушил тенденции классицизма в русской поэзии и литературе в целом, создав почву для развития романтизма, а затем и реализма.

Поэзия Державина имеет следующую идейную характеристику :

принятие самодержавия и действующей власти, но при этом критика недостойных правителей;

культ служения русскому обществу, и в этом заключается задача поэта;

создание и проповедование высокого гражданского идеала вельможи и даже царя как слуги общества, принесшего себя в жертву ради блага общества, и этот идеал является критерием оценки реальных людей и их деятельности на благо государства и общества;

гражданственность поэзии Державина, что дало начало гражданской поэзии Рылеева, Пушкина;

черты патриотизма в поэзии и воспевания величия Отечества, составляющие одну из главных особенностей творчества Державина;

проповедование идеи спокойной, приятной, радостной жизни, что не идет у Державина в разрез с его высокими гражданскими идеалами и патриотизмом.

2. Черты реализма в творчестве Державина

Творчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления:

постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере;

воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе;

изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта;

открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы;

игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина:

Название любого стихотворного произведения Державина одой;

Использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру;

Сочетание в одном стихотворении разных размеров;

Использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда - использование вольного стиха;

новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности:

Разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами;

Стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни;

Использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить:

Выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически;

Связь речи с фольклором;

Отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи;

Использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в "высоких" жанрах, например в оде.

3. Изображение личности в творчестве Державина

Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:

способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его "безликим" героем, не имеющим своей индивидуальности;

подготовила "рождение человека" в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.

Изображение личности у Державина имело следующие особенности:

открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:

Образах русской природы;

Картинах русского быта;

Описании идеала человека;

Демократизме идеального героя;

Особенностях поэтической речи;

изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;

создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;

неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;

создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.

4. Произведения Державина

Перу Державина принадлежит множество стихотворных и прозаических произведений и од. Творческое наследие Державина включает в себя следующие произведения:

первые литературные опыты:

Прозаический перевод с немецкого (1773), явившийся его первой литературной работой и вышедший анонимно;

Сборник од "Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае", в который были включены как переводные, так и оригинальные произведения;

первые значительные произведения (1779), в которых начинает формироваться его собственный индивидуальный литературный стиль, и к этим произведениям относятся:

Ода "Ключ", в которой проявились яркие образы природы и конкретная словесная речь;

Ода "На рождение порфирородного отрока";

Ода "На смерть кн. Мещерского", в которой был открыт для читателя лиризм индивидуальной человеческой души;

ода "Бог" (1780-1784), ставшая одним из знаменитых произведений Державина, и в ней он, развивая идеи поэзии раннего английского романтизма, выступает против атеизма французских материалистов;

похвальная ода "К Фелице" (1782), принесшая автору известность и признание в широких кругах, в том числе при дворе, и содержащая в себе новую систему стихосложения, которая имела следующие особенности:

Похвала императрице;

Живая речь и простое подлинное лирическое изложение;

Насыщенность шутками, чертами быта, сатирическими образами, в том числе сатирой на придворных;

Изображение действительности во всем ее многообразии;

Переплетение высоких и низких, лирических и сатирических черт;

множество од, насыщенных элементами сатиры, и од на гражданские темы, не имеющих той "высокой" напыщенности, которая была свойственна старому поэтическому стилю. Среди которых:

. "Ода на взятие Измаила" (1790), не содержащая сатиры и выполненная в величественных тонах, что также явило собой новую творческую победу Державина;

Ода "Вельможа" (1790-е гг.), содержащая в себе черты гражданско-сатирической оды с сатирой на пороки правящих кругов;

Ода "Водопад" (1790-е гг.), являющаяся крупнейшим произведением автора;

"Евгения. Жизнь Званская", явившаяся одним из величайших шедевров автора и дающая реалистичные и в то же время проникнутые глубоким лиризмом картины мира, жизни, быта со всеми их подробностями.

Гавриил Державин краткая биография поэта и государственного деятеля изложена в этой статье.

Гавриил Державин краткая биография

Гавриил Романович родился в семье дворян в родовом имении Сокуры под Казанью 14 июля 1743 года , где провел детство.

С 1762 года служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку, в составе полка принимал участие в государственном перевороте 28 июня 1762 года, в результате которого вступила на престол Екатерина II.

С 1772 года служил в полку в офицерской должности, в 1773-1775 годах в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачёва. Первые стихи Державина увидели свет в 1773 году.

В 1777 году, по выходе в отставку, началась гражданская служба статского советника Г. Р. Державина в Правительствующем Сенате.

В начале 1778 года Гавриил Романович женился на 16-летней Екатерине Бастидон.

Широкая литературная известность пришла к Г. Державину в 1782 году после опубликования оды «Фелица», которая была посвящена Екатерине II.

С момента основания в 1783 году Императорской Российской академии Державин был членом академии, принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка.

В мае 1784 года был назначен правителем Олонецкого наместничества. Прибыв в Петрозаводск организовал формирование губернских административных, финансовых и судебных учреждений, ввёл в действие первое в губернии общегражданское лечебное заведение - городскую больницу. Позднее образы Карелии вошли в его творчество: стихотворения «Буря», «Лебедь», «Ко второму соседу», «На Счастие», «Водопад».

В 1786-1788 годах служит правителем Тамбовского наместничества.

В 1791-1793 годах - кабинет-секретарь Екатерины II.

В 1793 году назначен сенатором с производством в тайные советники.

В 1794 году на 34-м году жизни скоропостижно скончалась супруга Екатерина Яковлевна. Через полгода Г. Р. Державин женился на Дарье Дьяковой.

С 1795 года по 1796 год - президент Коммерц-коллегии.

В 1802-1803 годах - министр юстиции Российской империи.

Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.

7 октября 1803 года был уволен в отставку и освобождён от всех государственных постов («уволен от всех дел»).

В отставке поселился в своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни занимался литературной деятельностью.

Родился 14 июля 1743 года в селе Сокуры, Казанская губерния. Отец - Роман Николаевич Державин, военный. Мать - Фёкла Андреевна Козлова. С 1762 года служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку. В 1773-1775 годах участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачёва. В 1777 году вышел в отставку. В 1778 году женился на Екатерине Бастидон. В 1791-1793 годах - кабинет-секретарь Екатерины II. В 1794 году, после смерти первой жены, женился на Дарье Дьяковой. В 1802-1803 годах - министр юстиции Российской империи. В 1803 года уволен в отставку. Детей у писателя не было. Умер 20 июля 1816 года в возрасте 73 лет в имении Званка, Новгородской губернии. Похоронен в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря (недалеко от Великого Новгорода). Основные произведения: «Снигирь», «Бог», «Фелица», «Памятник», «Водопад» и другие.

Краткая биография (подробно)

Гавриил Романович Державин – русский поэт и драматург эпохи Просвещения. Он также являлся государственным деятелем, сенатором и тайным советником. Писатель родился 14 июля 1743 года в Казанской губернии в обедневшей дворянской семье. Детство провел в родовом имении в селе Сокуры под Казанью. В 1759 году был отправлен на обучение в одну из казанских гимназий. За успехи в области геометрии был зачислен в Инженерный корпус в Петербурге. Однако, по случайно ошибке в 1762 году был вынужден пойти служить солдатом в Преображенский полк. Особых успехов на новом поприще не имел. Лишь в 1772 году был произведен в прапорщики, а в 1777 году был отправлен в отставку.

После ухода в отставку по протекции Вяземского, писатель поступил на службу в Сенат. А через год женился на 16-летней Екатерина Бастадион. Первые серьезные работы Державина относятся именно к этому периоду, хотя заниматься сочинительством он начал ещё в гимназии. Широкая известность пришла в 1783 году с появлением оды «Фелица». В своих произведениях писатель старался придерживаться классицизма. Позже появились произведения «Бог», «Вельможа», «Осень во время осады Очакова», «Водопад» и другие. Державин первым в русской литературе стал использовать прием «образной звукозаписи», то есть создание определенных художественных образов при слушании или чтении произведения.

После ошеломительного успеха в литературной сфере, у писателя стремительно пошла в гору и статская карьера. Его назначали губернатором Олонецкой губернии, затем Тамбовской. В 1791 году был секретарем, а позже и тайным советником императрицы Екатерины II. С 1802 года по 1803 был назначен Министром юстиции страны. В октябре 1803 года был освобождено от всех государственных постов и отправлен в отставку. В последние годы жизни писатель жил в своем имении в Новгородской губернии и занимался литературной деятельностью. Умер поэт 20 июля 1816 года.

14 июля родился Гавриил Романович Державин (1743-1816), знаменитый русский поэт XVIII века, представитель классицизма, государственный деятель, министр юстиции (1802-1803).

Читать также —
Басни Державина

Блестящее образование юному Державину получить не удалось. Его первыми педагогами были церковники: дьячок да пономарь. Впоследствии – немец-каторжник, преподаватель частной школы. И, наконец, обучение в Казанской гимназии, окончить которую ему не представилась возможность. Юный Гавриил был вызван в Петербург в 1762 году и определен в Гвардейский Преображенский полк. Будущий поэт тянул лямку простым солдатом в течение десяти лет.

Характер Гавриил Романович имел взрывной, неуживчивый, но сам он думал, что страдает «за правду». Что касается литературного творчества, то Державин считал, что занятие сие возможно лишь «в свободное от службы время», «от должностей в часы свободны». Тем не менее, по объему написанных произведений русский поэт относится к числу самых продуктивно работавших авторов.

Творчество Державина, включающие элементы новизны, предстает перед современниками, в ином виде, нежели творчество его предшественников, главным образом, сочинителя од, Михаила Ломоносова. Это осознавал и сам поэт. В «выражении и штиле старался подражать г.Ломоносову… но, хотев парить, не мог выдерживать постоянно красивым набором слов свойственного единственно российскому Пиндару великолепия и пышности. А для того с 1779 избрал совсем другой путь».

Этот «другой путь» он продемонстрировал, написав знаменитую оду «Фелица». Казалось бы, тоже хвалебная ода, но, наряду с пафосными настроениями, обычно доминирующими в оде, в ней присутствует острый социально-политический памфлет. Образ Фелицы – Екатерины добродетелен, но ей противопоставляются сомнительные фигуры ее «Мурз», «Пашей», в которых можно узнать различных представителей высшей придворной знати. «Мурзам твоим не подражая…»

Нетривиален слог, которым написана ода — взятая из обычного обихода, знакомая, легкая, разговорная речь, противоположная высокопарной напыщенности од Ломоносова.

«Фелица» была высоко оценена современниками.

Восхваление Екатерины – это одна из тем, проходящих красной нитью в трудах Державина, но наряду с ней, четко проявляется и другой основной мотив его работ — тема остросатирического отношения к придворной знати, к боярам.

Творчество Державина многогранно: в нем нашли отражение героические переживания его времени и класса, а также знакомый ему быт дворянской России. Идеал Державина – довольствоваться малым, придерживаться «умеренности» неприхотливого семейного обихода «бедного дворянина». Вразрез с этим совершенно не приемлемо для него восхваление «вредной роскоши вельмож».

Творчество Державина сильно своей новизной и правдивостью. Поэт одержим необходимостью поведать о екатерининском времени: периоде баснословно пышных торжеств, «гремящих хоров», бесконечно радостной «светозарной» эпохи в жизни русского дворянства.

Гавриил Романович повидал многое. Не его глазах разворачивалась пугачевщина. Он был свидетелем высоко взлетающих и стремительно падающих екатерининских временщиков. Да и сам он – то на «коне», то без него. «Я царь — я раб, Я червь — я бог ».

Противоречивый характер жизни Державин воспел в оде «Водопад». Что такое водопад? Это «алмазная гора», с «гремящим ревом» ниспадающая в долину. Ей очень просто «потеряться» в тени «глухого бора». Образ водопада сходен с жизненной судьбой одного из самых заметных деятелей восемнадцатого века «сына счастия и славы» — «великолепного князя Тавриды», Григо́рия Алекса́ндровича Потёмкина-Таврического. Но не только его. Образ водопада – это знамение времени, символ екатерининской эпохи.

Произведения Державина, летописца своей эпохи, правдиво воссоздают характеры и противоречивые нравы XVIII века.

«Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир».
А.Пушкин

Что бы не писал Державин — сборник «Старина и новизна», «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года», «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге», «Водопад», «На рождение порфирородного отрока», «На смерть кн. Мещерского», «Ключ», оды «Бог», «На взятие Измаила», «Вельможа», «Снегирь» — все эти произведения обессмертили его. А.С.Пушкин писал: «Державин, со временем переведенный, изумит Европу».

Творчество Державина до конца не изучено, научные изыскания еще ждут своего часа.

Краткое сообщение о Державине по литературе, о русском поэте и драматурге, государственном деятеле эпохи правления Екатерины ІІ, изложено в этой статье.

Доклад о Державине

Где учился Державин?

Первичное обучение получил дома, в селе Сокуру, в родовом имении. А когда юноше исполнилось 16 лет, он поступает в гимназию.

В 1762 году Державин становится рядовым гвардейцем Преображенского полка, а спустя 10 лет получил свой первый чин офицера. Стоит отметить, что Гавриил Романович брал участие в подавление пугачевского бунта вплоть до 1775 года. В возрасте 34 лет он получил должность статского советника и в период 1784 – 1788 годов был наместником Тамбова и Олонецка.

У него была активная политическая позиция – Державин занимался вопросами улучшением экономики, способствовал формированию государственных учреждений. В 1791 году Гавриил Романович занял должность кабинет-секретаря Екатерины ІІ, а спустя 2 года стал ее советником, правда, тайным.

Карьера чиновника, в целом, была успешной: он успел побыть и президентом Коммерц-коллегии, и министром юстиции. Но деятель занимался и литературой. Гавриил Романович в 1803 году окончил службу и ушел в отставку, дабы полностью посвятить себя литературе. Он умер 8 (20) июля 1816 года в своем имении.

Гавриил Державин как литератор

Несмотря на то, что он зарекомендовал себя как успешный чиновник, Державин является представителем русского классицизма. Первые попытки на литературном поприще были, когда еще он служил в армии. А вот дебютировал Гавриил Романович в 1774 году – тогда свет увидели его «Ода на великость» и «Ода на знатность». Через 2 года появился первый сборник стихотворений. Славу как литератору ему принесла ода «Фелица», посвященная императрице. Другие известные произведения автора: «На смерть князя Мещерского», Вельможа», «Бог», «Водопад», «Добрыня», «Осень во времена Очакова», «Снегирь», «Свобода».

Интересные факты про Державина

  • Стих «Гром победы, раздавайся! » (1791 год) стал первым неофициальным гимном России.
  • Прекрасно владел немецким языком . В 7-нем возрасте в оригинале читал Геллерта, Галлера, Клопштока, Клейста, Гагедорна.
  • Державин имел прямой, благородный и вспыльчивый характер . Также еще одной его яркой чертой была нетерпеливость.
  • Однажды, когда он был на грани банкротства, Гавриил Романович стал играть в карты на деньги . И что примечательно, он ни разу не проигрывал, каждая карточная игра оканчивалась набитыми карманами с деньгами. Так Державин смог расплатится с долгами. Но деятель понимал, что судьба не всегда будет так благосклонна к нему за игровым столом и вовремя прекратил азартные увлечения.
  • В 1178 году женился на Екатерине Бастидон, дочери камердинера Петра III. После смерти жены он решил вновь создать семью. Однако, будущая невеста знала о его азартном прошлом и пригласила ревизоров, дабы убедиться, что финансы Державина в порядке, и ей не придется погашать его долги.
  • Дом Державина в Петербурге был местом встречи литераторов. Они даже зарегистрировали свое общество под названием «Беседа любителей русского слова ».
  • Детей у него не было. Вместе со второй супругой, Дьяковой Дарьей Алексеевной, они взяли к себе на воспитание детей Петра Лазарева, друга семьи. Также в их доме получали образование племянницы жены.

Надеемся, что доклад про Гавриила Державина помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение о Державине Вы можете оставить через форму комментариев ниже.