Несмотря на то, что многие скептически относятся к образованию, как таковому, я считаю его крайне полезной и нужной вещью для успешного человека. Речь идет не о фактическом наличии диплома или аттестата, а именно о системном представлении выбранного направления. Образование позволяет увидеть взаимосвязь или, как я это называю, рассмотреть работу с высоты птичьего полета. Это тема отдельной статьи и если вы не хотите ее пропустить – подпишитесь на обновления .

К чему я заговорил про образование? Дело в том, что поступление в хороший вуз и качество получения теоретических знаний напрямую зависят от баллов ЕГЭ. Лично я считаю это хорошей практикой, так как благодаря ней каждый сможет поступить туда, куда хочет (при должно усилии, конечно). Однако получить высокие баллы не так-то просто. Необходимо знать, как подготовиться к ЕГЭ, какие темы учить и так далее.

Почему я считаю, что достаточно квалифицирован в данном вопросе? Конечно, у меня нет педагогического образования (возможно, получу в будущем), однако у меня есть хорошие практические результаты. Так, по обществознанию я получил заветные 100 баллов , а по русскому языку 87, что также является неплохим результатом. При этом я не сидел за учебниками днями напролет, а жил вполне обычной жизнью, работая и гуляя на улице.

Когда я начал подготовку к ЕГЭ по обществознанию, у меня в голове не было практически ничего. Изначально я не планировал сдавать данный предмет, так как хотел идти учиться на лингвиста-переводчика, но впоследствии поменял свой выбор. Это очень сильно разочаровало учительницу по обществознанию, так как она меня не любила и считала, что я не смогу подготовиться должным образом. Мне предстояло доказать ей обратное.

Чтобы , я решил действовать по следующему плану:

  • Проанализировать ЕГЭ предыдущих лет (их легко можно найти в интернете);
  • Найти всю необходимую информацию о прохождении экзамена (сколько времени и т.д.);
  • Просмотреть области знания, которые необходимо задействовать (экономика, политология и т.д.);
  • Найти максимум заданий (в интернете, книжки с тестами и т.д.);
  • Составить план подготовки;
  • Привести его в жизнь.

В принципе, в этом нет ничего сложного. До сдачи оставалось еще где-то 7 месяцев, так что я понимал, что успею справиться с намеченными целями.

Стоит отметить, что я рассказываю, как подготовиться к ЕГЭ самостоятельно. Вы, конечно, можете обращаться к репетиторам. Особенно, если вам необходимо получить высокие баллы по сложным (по крайне мере, для меня) предметам вроде физики, химии, биологии и т.д. Я не сдавал по ним экзамены и не знаю специфику подготовки, поэтому рассказываю общие принципы, которых придерживался я сам и которые помогли мне достичь результата.

Поймите, что от вас требуется

Для достижения цели необходимо знать, куда двигаться. Конечно, лучше всего будет поставить перед собой конкретную, измеряемую и реалистичную задачу, однако это может оказать демотивирующий эффект, поэтому необходимо просто понять, что от вас нужно. Тут следует выделить несколько этапов.

  1. этап. Краткий просмотр содержимого экзаменационной части. То есть, вы должны понять, сколько всего разновидностей заданий будет, какие навыки для этого необходимо развить и что вообще вам предстоит делать. Например, в русском языке необходимо выполнить тестовую часть, часть с кратким ответом и написать сочинение. В математике тестовая часть отсутствует (по крайне мере, на данный момент), а литературе необходимо очень много писать. Вам нужно понять специфику именно вашего экзамена.
  2. этап. Просмотр конкретных заданий и выявление направлений подготовки. Для примера возьмем тот же русский язык. В задании А1 необходимо правильно указать ударение. То есть, вы себе запишите (в блокнот или отдельную тетрадь), что именно требуется в этом задании. В итоге у вас должен получится список, в котором в первом столбике будет номер упражнения, а во втором, что необходимо сделать. Если вам удобно, то можно создать отдельную таблицу в Word или Excel. Этот очень важно, если вы хотите понять, как подготовиться к ЕГЭ с нуля самостоятельно.
  3. этап. Определите пробелы и укажите, что вам необходимо выучить. Например, вы понимаете, что совершенно не знаете правильное ударение в словах. В третьем абзаце вы ставите себе задачу: «найти все встречающиеся в этом упражнении слова и выучить их ударение», а затем «расширить базу слов со сложным ударением», ну чтобы наверняка. Благодаря этому вы поймете, чем именно вам стоит заниматься и куда двигаться.

В итоге у вас должна получиться примерно такая таблица:

Не пропускайте эти этапы. Учить все подряд – далеко не самый лучший вариант. Также стоит избегать тестовых проверок знаний, которые не связаны с экзаменом. Например, в том же обществознании можно выучить ОЧЕНЬ много, так как это комплекс из большого количества наук. Понятно, что у ученика есть множество пробелов по этим дисциплинам. Однако, что понять, как готовиться к ЕГЭ, необходимо изучать только то, что пригодится на экзамене.

Поймите, что умственные ресурсы ограничены. У вас не получится за короткий промежуток времени выучить очень много материала. А ведь придется готовиться не к одному предмету, а к нескольким. Поэтому нужно максимально сузить круг подготовки для сдачи экзамена. Я знаю, что за такие строки меня покарают учителя, однако узкая специализация позволит в будущем получить гораздо больше, чем знать все, но по чуть-чуть. Поэтому лучше заранее определиться с будущей профессией и двигаться в этом направлении.

Подготовьте папку с теоретическим материалом

Теперь вы знаете, что нужно делать и куда двигаться. Самое время заняться подготовкой к ЕГЭ. Ее нужно начать со сбора теоретических материалов. Их огромное количество: учебники, статьи, информация из интернета, разбор практических заданий и т.д. Вы должны найти максимум информации, внимательно прочитать ее, проанализировать и составить краткий конспект.

Например, в задании А1 по русскому языку нужно выбрать правильное ударение в слове. Есть определенные правила, вроде «если в слове есть буква ё, то ударение всегда падает на неё». Прочитайте их, выпишите основные или те, которые вы не знали. Затем составьте список из слов, которые вызывают у вас сложности. Теперь подпишите листок и вставьте его в папку.

В итоге у вас получится собственный справочник по любому заданию. Зачем он нужен? Во-первых, пока вы будете его составлять, у вас голове скопится очень много полезных знаний. Если бы вы просто изучали теорию, то не смогли бы запомнить столько информации. Во-вторых, прорешивая варианты заданий, вы сможете открыть теоретический материал и понять, какой ответ написать. Так вы сможете решать более сложные задания, не заглядывая в ответы. В-третьих, вы сможете доказать учителям, что действительно работаете, и они могут вам не мешать. Конечно, это шутка.

Лучше всего делать ее в печатном варианте, а не на компьютере. Это гораздо удобнее, и вы легко сможете отыскать нужный материал. Более того, на компьютере очень много отвлекающих вещей, а решать экзаменационные варианты лучше в атмосфере, когда вас ничего не отвлекает.

Теперь от вас потребуется действовать по следующему алгоритму:

  • Каждое задание решить отдельно по несколько раз. Например, 50 раз А1, затем 50 раз А2;
  • После этого приступить к групповому решению. Например, 30 раз заданий с А1 по А7;
  • Затем решать целыми блоками. Например, 10 раз решить всю часть А;
  • Предпоследний шаг – решайте экзаменационные варианты полностью. Например, решить 5 готовых вариантов;
  • В конце проведите готовый экзамен, соблюдая все временные промежутки.
  1. Вы сможете внимательно прорешать каждую составляющую, не пропуская части, которые кажутся легкими;
  2. У вас получится автоматизировать решение отдельных заданий или частей, вам будет более понятно, какие задания у вас не получается и что именно можно подтянуть;
  3. Вы сможете получать достоверные результаты и отслеживать динамику.

Отслеживайте количество ошибок, которые у вас получились. Особенно, если вы интересно, как подготовиться к ЕГЭ по истории или математике. Можете составить диаграмму в Excel, если умеете, которая будет демонстрировать снижающийся уровень ошибок – это мотивирует.

Также после каждого решения вам необходимо будет найти недочеты и еще раз внимательно прочитать теорию. Получая информацию таким образом, вы сможете лучше разобраться в вопросе и вам не придется ничего зазубривать. Тем более, все это можно превратить в игру, с помощью которой подготовка станет увлекательным занятием.

Когда и сколько заниматься

Тут сложно дать конкретные рекомендации, так как многое зависит от ваших конкретных целей, загруженности, учебной смены и многого другого. Можно выделить лишь ряд основных рекомендаций, которые действительно работают и применяются в обучении. Кстати, у меня на блоге есть отличный материал про то, можете пройти по ссылке и прочитать.

Лучше заниматься по чуть-чуть, но постоянно. Например, вместо того, чтобы раз в неделю 2 часа заниматься с репетитором, лучше каждый день уделять по 15 минут. Вы скажите, что в сумме получится всего 1 час 45 минут, однако эффект окажется в разы лучше.

Также я советую заниматься с утра, когда голова еще не забита информацией и перед сном, чтобы знания быстрее ушли в долгосрочную память. Конечно, никто не запрещает вам заниматься днем, причем это даже нужно делать. Просто перед отходом ко сну кратко пробегитесь по изученному материалу и внушите себе, что уже запомнили его.

Если вы знакомы с техникой «Помодоро», то лучше использовать ее. Суть заключается в том, что вы в течение 25 минут интенсивно что-то учите, а затем 5 минут отдыхаете. Такой подход позволяет выучить гораздо больше, затрачивая меньше времени и усилий.

  • Смотрите видео разборы. Это очень хорошо помогает выработать правильный алгоритм решения задач. Особенно в точных науках вроде физики и математики. Там достаточно подробно пошагово описывается, что и в какой последовательности необходимо делать, чтобы решить задачу или пример. В интернете можно легко найти подобные видеоразборы;
  • Выписывайте все, что вам показалось непонятно. Однако перед этим обязательно прочтите максимум информации. Рекомендую завести отдельную страничку в вашем блокноте или папке. Затем подойдите к учителю или репетитору с данными вопросами и попросите их подробно разъяснить;
  • Подпишитесь на паблики вконтакте. Одно время я даже был одним из активных участников: выкладывал задания и решения на них. Прорешивайте различные варианты, вступайте в дискуссии и помогайте объяснять теорию другим. Это вам обязательно поможет и зачтется;
  • Читайте больше материалов по саморазвитию. Благодаря этому вы сможете эффективнее обучаться, да и вообще улучшите качество своей жизни. Кстати, у меня на блоге каждую неделю выходит новый полезный материал, так что можете подписаться на обновления , чтобы не упустить что-то действительно важное.

Теперь вы знаете, как подготовиться к ЕГЭ. Если у вас есть какие-либо вопросы, смело задавайте их в комментариях. Пока!

Вариант диагностической работы
для учащихся 6­х классов
по русскому языку
Выполняя задания, либо обведите номер правильного ответа, либо запишите ответ в указанном
месте. Затем перенесите выбранный номер или записанный ответ в бланк тестирования справа от
номера задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке по
образцу, указанному в бланке, без пробелов и запятых.
1. Какое слово не соответствует схеме ¬
1) заоблачный
2) подписали
3) вытеснение
4) невкусный
2. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
знакомый ­­ …­ познакомить ­ познакомиться

3. Прочитайте предложение.
Тётя Поля - хирург, а моя мать - заведующая заводской АМБУЛАТОРИЕЙ.
Выберите все правильные лексические характеристики выделенного в
предложении слова. Обведите их номера.
1) неологизм
2) общеупотребительное
3) профессиональное
4) заимствованное
5) диалектное
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
Ответ: _____________.
4. Установите соответствие: к каждому фразеологизму из первого столбца
приведите соответствующее ему значение из второго столбца, обозначенное цифрой.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА
A) Бить баклуши 1) Трудиться не останавливаясь
Б) Повесить нос 2) Ничего не делать
3) Сильно расстраиваться
4) О чем­ нибудь забыть

А
Б
5.
Ответ:
В бланк запишите только цифры в том порядке, в котором они идут в
таблице, не разделяя их запятыми.
Прочитайте предложение.
Машина двигалась по (Киевское) шоссе.
Раскройте скобки и запишите в ответ указанное слово в правильной
форме.
Ответ: ____________________________________.
6. Установите соответствие: к каждому предложению из первого столбца
приведите соответствующую ему характеристику из второго столбца,
обозначенную цифрой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(Знаки препинания не проставлены) 1) Простое
2) Сложное
A) Рядом с узкой извилистой тропинкой весело журчит и бежит ручеек.
Б) Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи теплого весеннего солнца и ласковый
ветерок треплет ивовые сережки.
В) В синем бездонном небе зазвенела радостная песня кулика.
А
Б
В
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Укажите номер предложения, в котором допущена пунктуационная
ошибка.
1) Весна – это время пробуждения природы от долгой зимней спячки.
2) Теплые лучи солнца съедают последние россыпи снега и под деревьями зазвенели веселые
ручейки.
3) Паша поднял голову и сказал « Смотрите, птицы вернулись из теплых стран».
4) На городских клумбах распускаются первые цветы: тюльпаны и крокусы.
8. Какие два слова из перечня нельзя включить в таблицу? Обведите их
номера.
Правописание проверяемой
гласной О в корне слова
Правописание гласной О в корне слова
с чередованием О/А
1) выг..рело
2) прик..сновение
3) выр..стать

4) р..скошный
5) с..лфетка
Обведённые цифры запишите.
Ответ:
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..ключение, пр..пятствие
2) с..ёжиться, радост..ю
3) бе..вкусный, ..десь.
4) раз..грать, дез..нфекция
10. Укажите номер слова, которое неверно занесено в таблицу.
Пишется Н
Пишется НН
1.авиацио..ый
2. серебря..ый
3. оловя..ый
4.безветре..ый
11. Укажите пример, в котором выделенное слово пишется слитно.
1) ДРЕВНЕ(РУССКИЙ) язык
2) ЧЕМ(НИБУДЬ) заняться
3) (ВЫПУКЛО)ВОГНУТАЯ линза
4) НЕМЕЦКО(РУССКИЙ) словарь
12. Укажите пример, в котором выделенное слово пишется раздельно.
1) (НЕ)ВЫСОКИЙ, а низкий берег
2) (НЕ)СМЕТНЫЕ сокровища
3) (НЕ)ИНТЕРЕСНАЯ книга
4) река (НЕ)ГЛУБОКА
13. В каком слове правописание пропущенной буквы определяется правилом: в суффиксах
имён существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется О, без
ударения – Е? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Ш..рох
печ..т
ч..рный
медвеж..нок

Ответ:
Прочитайте текст 1 и выполните задания 14 – 17.
Текст 1
(1)Австрийские учёные смоделировали 500 возможных сценариев будущего, которые
ориентированы на потребности человечества и возможности сельского хозяйства. (2)Они
учитывали такие факторы, как изменение урожайности культур, объём используемых площадей,
предпочтения в питании разных народностей и многие другие. (3)<…> самой продуктивной
стратегией, наиболее благоприятной с экологической точки зрения, оказался переход на
потребление людьми исключительно растительной пищи. (4)В таком случае через некоторое время
было бы достигнуто 100% целей, установленных исследователями. (5) Но им удалось бы накормить
всех желающих и при этом сохранить биоразнообразие планеты.
14. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в
третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)Поэтому
2)Несмотря на
3)В результате
4)Зато
5)В следствие
15. Какое заглавие наиболее точно передаёт основную мысль текста?
1)Австрийские ученые озабочены сохранением планеты.
2) Стратегия австрийских ученых.
3) Потребление растительной пищи – самый продуктивный способ сохранения разнообразия
Земли.
4) Каждая народность имеет специфические предпочтения в питании
16. Какие два утверждения неверны? Обведите их номера.
1) Предложения 1 и 2 связаны последовательной (цепной) связью.
2) Текст относится к разговорному стилю.
3) Предложение 3 поясняет предложение 2.
4) В предложении 1 использовано рассуждение.
Обведённые цифры запишите.

17. Какое утверждение неверно?
1) В предложении 1 использовано относительное местоимение.
2) В предложении 4 использовано разносклоняемое имя существительное
3) В предложении 5 использовано имя существительное, образованное
путём перехода одной части речи в другую.
4) В предложении 3 использованы только качественные имена прилага­
тельные.
С1 Прочитайте текст 2, спишите его, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и
знаки препинания.
Текст 2
1) В августе в окрес..ных лесах п..является много гр..бов. 2) Соб..раемся и идем в лес. 3) За
д..ревней расстилаю(ть,т)ся ш..рокие п..ля. 4) По тр..пинке направляемся к дальней роще. 5) Здесь
всегда много гр..бов. 6) Из­под листика виднее(ть,т)ся шля..ка сырое..ки но мы решаем собирать
только «благ..родные» гр..бы белые подосиновики и подб..резовики. 7) Ребята расходя(ть,т)ся по
лесу и далеко разнося(ть,т)ся их г..лоса.

Задание -1.

Упражнение 1.Выделите основу и окончание в следующих словах.

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.

Упражнение 2.Обозначьте суффиксы в словах.

Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.

Упражнение 3.Обозначьте в словах приставку.

Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.

Упражнение 4.Сделайте морфемный разбор данных слов.

Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление.

Упражнение 5.Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные аффиксы.

1) держать > ? > сдержанный > ? ;
2) единый > соединить > ? > воссоединять > ? ;
3) ? > симпатичный > ? > несимпатично;
4) сказать > ? > ? > рассказчица;
5) считать > ? > расчет > ? > расчетливо;
6) рад > радость > ? > ? > безрадостность;

7) корить> ? > укор > укоризна > ? > ? > безукоризненно > небезукоризненно;

8) резать > ? > резчица;
9) частый > ? > ? > учащение;
10) плесень > ? > ? > ?

> заплесневелость;
11) чары> ? > ? > ? > очаровательно.

Задание -2

1. Дайте определение понятий (задание 1 устно)

Диалектные слова - это _______________________________________________________________

Профессинальные слова - это _______________________________________________________________

Неологизмы - это_____________________________________________________

2. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.

Сентиментальная девушка __________________

Привезти сувенир_________________________________

Древняя легенда ____________________________

Воздвигнуть монумент ____________________________

3. Подберите синонимы к фразеологизмам.

Сломя голову ______________________________

Засучив рукава ___________________________________

Повесить нос _______________________________

След простыл ____________________________________

4. Напишите словосочетания с многозначными словами в переносном значении.

Дремлет ребёнок _______________________________________________

Хвост птицы ___________________________________________________

Золотое кольцо _________________________________________________

Мальчик убегает ________________________________________________

5. Распределите по группам: многозначные слова - омонимы.

А) Скосить траву - скосить глаза

Б) Стирать информацию в компьютере - стирать рубашку

С) Тон красного дерева - грубый тон

Д) Ствол дерева - ствол ружья

Е) Клуб дыма - футбольный клуб

6. Распредели по группам: архаизмы - историзмы

А) боярин Ж) аршин

Б) стрельцы З) камзол

С) ланиты И) алтын

Д) чело К) потчевать

Е) выя Л) кольчуга

архаизмы

историзмы

7. Составьте синонимический ряд к словам:

Гнев __________________________________________________________________

Душистый __________________________________________________________________Запишите ряд специальных слов по профессии биолога:

__________________________________________________________________

9. С каким существительным в скобках сочетаются прилагательные?

Праздный - праздничный (концерт, жизнь, костюм, настроение, любопытство)

Особенный - особый (внимание, голос, интерес, смех, права).

10. Объясните значение диалектных слов:

В мелеховском курене Аникушку поразили сплошь смеющиеся, весёлые лица. _______________________________

Мать, уткнувшись в завеску, покачивала редковолосой головой. ___________________________________________

11. Определите слово по словарной статье.

Дословная выдержка из какого-либо текста.

Спортивная игра маленьким мячиком, который перебрасывается через сетку.

12. Разобрать по членам предложения.

Старший приказал брату Федьке бежать во весь дух в деревню и звать народ.

Задание -3

(Предложения взяты из рассказа Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»)

1. Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, расставьте знаки препинания.

2. Заполните таблицу. Запишите номер предложения в таблицу.

Знаки препинания в предложениях не расставлены

Простые предложение без однородных членов

Простые предложения с однородными членами

Сложное предложение

1. Маленький старичок с большим носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях.

2. Порох вспыхнул ружьё выстрелило и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток.

3. Его слушатели смеются ему прямо в глаза.

4. Конь устал и начал спотыкаться.

5. Я купил себе очень хорошие сани и быстро понёсся по мягкому снегу.

6. Находчивость великая вещь.

7. Я лёг на дно саней и от страха закрыл глаза.

8. Куропатки взлетели одна за другой и мой шомпол проткнул сразу семерых.

9. Затем я подбежал к куропаткам вспугнул их и выстрелил.

10. Поросёнок завизжал и юркнул в лес а свинья осталась на месте.

Задание- 4.

Перед выполнением заданий текста повторите правила.

Вставьте все пропущенные буквы. Задания спишите или распечатайте.

А1. В каком слове пропущена буква И?

1) завис…шь 2) мечта…те 3) бре….шься 4) умыва…шься

А2. В каком примере на месте пропуска не нужно писать Ь?

1) идеш…. 2) молодеж…. 3) пахуч… 4) береч…

А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) подгляд…вать 2) приветств…вать 3) доклад…вать 4) танц…вать

А4. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

1) к…снется 2) разг…рается 3) предл…жили 4) к…сается

А5. В каком примере НЕ с существительным пишется слитно?

1) (не)человек, а зверь 2) (не)солдат 3) (не)правда 4) (не)вежливость, а грубость

А6. В каком примере на месте пропуска пишется Е?

1) алыч…вый 2) камыш…вый 3) ситц…вый 4) холщ…вый

А7. В каком слове пишется Н?

1) карма….ый 2) деревя…ый 3) хозяйстве…ый 4) ветре…ый

А8. В каком слове пишется - К - ?

1) француз….ий 2) солдат….ий 3) грец….ий 4) матрос….ий

А9. В каком примере НЕ с прилагательным пишется слитно?

1) (не) лёгкий, а тяжёлый 2) далеко (не)веселый

3) (не) высокий, а низкий 4) (не)здоровый

А10. Какое прилагательное пишется слитно?

1) древне(русский) 2) русско(немецкий)

3) темно(зеленый) 4) северо(западный)

А11. В каком числительном в середине не пишется Ь?

1) пят (?) сот 2) шест (?) десят 3) девят (?) сот 4) восем (?) надцать

А12. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?

1) с двадцатью девятью машинами

2) около семиста килограммов

3) к тридцать шестому километру

А13. В каком примере местоимение пишется через дефис?

1) кое(с)кем 2) (не)кто 3) кем(то) 4) кое(у)кого

А14. В каком предложении на месте пропуска пишется Е?

1) Мне н…кого винить. 2) Я н…кого не виню.

3) Я н…кому не верю. 4) Во дворе н…чего не было.

А15. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) пр…ползти 2) пр…тронуться 3) пр…вокзальный 4) пр…пятствие

А16. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ч?

1) барабан…ица 2) стеколь…ик 3) камен….ик 4) смаз…ик

А17. Какое слово является заимствованным?

1) делать 2) ксерокс 3) капля 4) кочет

А18. Суффиксальным способом образовано слово:

1) отлет 2) предзимний 3) ледоход 4) водительский

А19. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание

1) растительный 2) украсить 3) перебежчик 4) водопроводный

А20. К разносклоняемым существительным относится слово:

1) время 2) няня 3) шимпанзе 4) плакса

А21. Какое прилагательное находится в форме сравнительной степени?

1) величайший 2) менее громкий 3) самый умный 4) наиболее широкий

А22. Собирательным является числительное:

1) трое 2) одна вторая 3) пятьдесят шестой 4) сто восемь

А23. Глагол ХОТЕТЬ является глаголом:

1) 1 спряжения 2) 2 спряжения 3) разноспрягаемым

24. Укажите правильное объяснение постановки запятой в предложении:

Отряд шел бодро, и к вечеру все добрались до места.

1) сложносочиненное предложение

2) простое предложение с однородными членами

3) предложение с обращением

4) сложноподчиненное предложение

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Ветер рванул со всей силой (1) и ударил по окнам (2) дверям (3) веранде.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3 4) 2, 3

Прочитайте текст и выполните задания.

Человеческие руки.

(1) Все, что ты видишь вокруг, сделали руки человека. (2) Парта в классе, где ты учишься, окно, через которое ты смотришь на белый свет.

(3) Руки человека превратили дикие земли в богатые поля, раздвинули леса, заставили расступиться горы. (4) Руки человека управляются с пером и молотом. (5) Они держат штурвалы кораблей и рули автомашин, лопаты и микроскопы. (6) Они могут извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. (7) Человеческие руки могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.

(8) Посмотри-ка, дружок, на свои руки, подумай. (9) К какому делу ты их приладишь, чтобы потрудиться, чтобы помочь народу построить совсем хорошую, счастливую жизнь?

(По Л.Кассилю)

А26. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Человеку не нужно задумываться о будущем.

2) Руки человека способны сделать очень многое.

3) Человеку трудно ориентироваться в мире изобретений.

В1. Из предложения 6 выпишите личное местоимение.

В2. Укажите номер предложения, в котором есть обращение.

В3. Из предложения 7 выпишите притяжательное прилагательное.

В4. Из предложений 7- 8 выпишите глаголы в повелительном наклонении.

В5. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Задание -5

Часть А
А1. В каком ряду оба слова имеют чередующуюся безударную гласную корня?
1) изл…жение, насл…ждение
2) р…стение, подр…сток
3) посв…тить, просв…щение
4) з…рница, заг…релый

А2. В каком ряду оба слова пишутся с НН?
1) стари...ый дом, румя…ый малыш
2) операцио...ый стол, дли...ый путь
3) кожа...ая куртка, серебря...ая ложка
4) деревя…ая посуда, ржа…ая мука

А3. В каком ряду оба слова пишутся с одной и той же буквой?
1) бе…помощный, ни…вергнуть
2) пр…бежать, пр…одолеть
3) не…гораемый, и…подтишка
4) пр…творить (мечту), пр…чудливый

А 4. В каком ряду оба слова с частицей НЕ пишутся раздельно?
1) (не)вежда, книга (не)интересна
2) вовсе (не) близкий, совсем (не)чувствовал
3) (не)по-дружески, очень (не)красивый
4) (не)доумевать, (не)высокий берег

А5. Выдели строку, в которой оба слова пишутся через дефис:
1) (по)настоящему, бок(о)бок
2) (пол)года, (пол)лимона
3) (по)зимнему лесу, (во)первых
4) (русско)английский, (иссиня)черный

А6. В каком ряду оба слова пишутся с буквой Е?
1) обид…л друга, кле…л марки
2) ла...ть громко, чита...ешь книгу
3) ветр...ный день, пил...м дрова
4) бор…тся за правду, стел…тся по равнине

А7. Определите синтаксическую роль числительного в предложении «В тысяча девятьсот сорок первом году началась Великая Отечественная война».
1) определение
2) дополнение
3) обстоятельство
4) не является членом предложения

А8. На месте каких цифр в предложении нужны запятые? «Заросший ольхой (1) овраг (2) извиваясь(3) походил на длинный крылатый коридор(4) устланный толстым слоем(5) побуревших старых листьев».
1) 1, 2, 3
2) 2, 3, 5
3) 1, 3, 4, 5
4) 2, 3, 4

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? «Новое здание торгового центра построили(1) напротив(2) нашего дома, а вот бассейн(3) напротив(4) был от нас очень далеко».
1) 4
2) 3, 4
3) 1, 2
4) 2, 3

А10. Какое предложение является сложным? (знаки препинания не расставлены).
1) Стали искать черкесов во всех кустах и разумеется не нашли.
2) По узкой тропинке извивавшейся между скал мы поднялись на ровную площадку и долго стояли очарованные красотой.
3) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.
4) На берегу высился утес возле которого море намыло белый песок.

Прочитайте текст и выполните к нему задания.

Часть В

Вавилонское столпотворение
1) По библейскому преданию, в древности все люди на земле говорили на одном языке и все друг друга понимали. 2) Но захотелось людям оставить память о себе на века. 3) Тогда жители Вавилона задумали построить (сотворить) высокую башню, чтобы добраться до неба. 4) Выбрали высокую гору - и работа закипела. 5) Одни месят глину, другие лепят из неё кирпичи, третьи кирпичи в печах обжигают, четвертые возят их на гору. 6) Все работают и поют песни. 7) Сначала строительство башни шло успешно, потому что вавилоняне хорошо понимали друг друга и усердно работали. 8) Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня.
9) Однако Богу неугодно было это строительство. 10) Еще бы: ведь люди дерзнули покорить себе небо! 11) И тогда Бог поступил очень хитро: наслал на землю великую бурю. 12) Пока буря бушевала, ветер унес все слова. 13) В результате строители перестали понимать друг друга — и «творение столпа» прекратилось. 14) До сих пор на всех языках света люди рассказывают эту легенду о недостроенной Вавилонской башне.

1. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) В древности все люди на земле говорили на одном языке.
2) Строительство башни прекратилось из-за бури.
3) Богу неугодно было это строительство.
4) Легенда о недостроенной Вавилонской башне существует до сих пор.

2. Какое значение имеет слово СТОЛП в прочитанном тексте (предложение №13)?
1) гора
2) вершина горы
3) башня
4) стройка

3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) художественный стиль, повествование.

2) художественный стиль, рассуждение.

3) публицистический стиль, повествование.

4) художественный стиль, описание.

4. Какое средство речевой выразительности используется в предложении №12?
1) эпитет

2) олицетворение

3) метафора

4) гипербола

5. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) третьи

2) поют

3) целый

4) память

6. Укажите количество грамматических основ в предложении №5.
1) 2

2) 3

3) 4

4) 1

7. Какая характеристика предложения №4 является верной?
1) простое

2) сложносочиненное

3) сложноподчиненное

4) бессоюзное

8. В предложениях 1-3 найдите вводное словосочетание. Запишите его.

9. Из предложений 4-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной.

10. Из предложений 7-8 выпишите местоимение, определите его разряд.

Вариант диагностической работы

для учащихся 6-х классов

по русскому языку

Выполняя задания, либо обведите номер правильного ответа, либо запишите ответ в указанном месте. Затем перенесите выбранный номер или записанный ответ в бланк тестирования справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке по образцу, указанному в бланке, без пробелов и запятых.

    Какое слово не соответствует схеме ¬ 

1) заоблачный

2) подписали

3) вытеснение

4) невкусный

    Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

знакомый -- …- познакомить - познакомиться

    Прочитайте предложение.

Тётя Поля - хирург, а моя мать - заведующая заводской АМБУЛАТОРИЕЙ.

Выберите все правильные лексические характеристики выделенного в

предложении слова. Обведите их номера.

1) неологизм

2) общеупотребительное

3) профессиональное

4) заимствованное

5) диалектное

Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.

Ответ: _____________.

    Установите соответствие: к каждому фразеологизму из первого столбца

приведите соответствующее ему значение из второго столбца, обозначенное цифрой.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА

A) Бить баклуши 1) Трудиться не останавливаясь

Б) Повесить нос 2) Ничего не делать

3) Сильно расстраиваться

4) О чем- нибудь забыть

Ответ:

В бланк запишите только цифры в том порядке, в котором они идут в

таблице, не разделяя их запятыми.

    Прочитайте предложение.

Машина двигалась по (Киевское) шоссе.

Раскройте скобки и запишите в ответ указанное слово в правильной

форме.

Ответ: ____________________________________.

    Установите соответствие: к каждому предложению из первого столбца

приведите соответствующую ему характеристику из второго столбца,

обозначенную цифрой.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(Знаки препинания не проставлены) 1) Простое

2) Сложное

A) Рядом с узкой извилистой тропинкой весело журчит и бежит ручеек.

Б) Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи теплого весеннего солнца и ласковый ветерок треплет ивовые сережки.

В) В синем бездонном небе зазвенела радостная песня кулика.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7 . Укажите номер предложения, в котором допущена пунктуационная

ошибка.

1) Весна – это время пробуждения природы от долгой зимней спячки.

2) Теплые лучи солнца съедают последние россыпи снега и под деревьями зазвенели веселые ручейки.

3) Паша поднял голову и сказал « Смотрите, птицы вернулись из теплых стран».

4) На городских клумбах распускаются первые цветы: тюльпаны и крокусы.

8. Какие два слова из перечня нельзя включить в таблицу? Обведите их

номера.

Правописание проверяемой

гласной О в корне слова

Правописание гласной О в корне слова

с чередованием О/А

1) выг..рело

2) прик..сновение

3) выр..стать

4) р..скошный

5) с..лфетка

Обведённые цифры запишите.

Ответ:

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..ключение, пр..пятствие

2) с..ёжиться, радост..ю

3) бе..вкусный, ..десь.

4) раз..грать, дез..нфекция

10. Укажите номер слова, которое неверно занесено в таблицу.

11. Укажите пример, в котором выделенное слово пишется слитно.

1) ДРЕВНЕ(РУССКИЙ) язык

2) ЧЕМ(НИБУДЬ) заняться

3) (ВЫПУКЛО)ВОГНУТАЯ линза

4) НЕМЕЦКО(РУССКИЙ) словарь

12. Укажите пример, в котором выделенное слово пишется раздельно.

1) (НЕ)ВЫСОКИЙ, а низкий берег

2) (НЕ)СМЕТНЫЕ сокровища

3) (НЕ)ИНТЕРЕСНАЯ книга

4) река (НЕ)ГЛУБОКА

13. В каком слове правописание пропущенной буквы определяется правилом : в суффиксах имён существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Ш..рох

печ..т

ч..рный

медвеж..нок

Ответ:

Прочитайте текст 1 и выполните задания 14 – 17.

Текст 1

(1)Австрийские учёные смоделировали 500 возможных сценариев будущего, которые ориентированы на потребности человечества и возможности сельского хозяйства. (2)Они учитывали такие факторы, как изменение урожайности культур, объём используемых площадей, предпочтения в питании разных народностей и многие другие. (3)<…> самой продуктивной стратегией, наиболее благоприятной с экологической точки зрения, оказался переход на потребление людьми исключительно растительной пищи. (4)В таком случае через некоторое время было бы достигнуто 100% целей, установленных исследователями. (5) Но им удалось бы накормить всех желающих и при этом сохранить биоразнообразие планеты.

14. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1)Поэтому

2)Несмотря на

3)В результате

4)Зато

5)В следствие

15. Какое заглавие наиболее точно передаёт основную мысль текста?

1)Австрийские ученые озабочены сохранением планеты.

2) Стратегия австрийских ученых.

3) Потребление растительной пищи – самый продуктивный способ сохранения разнообразия Земли.

4) Каждая народность имеет специфические предпочтения в питании

16. Какие два утверждения неверны? Обведите их номера.

1) Предложения 1 и 2 связаны последовательной (цепной) связью.

2) Текст относится к разговорному стилю.

3) Предложение 3 поясняет предложение 2.

4) В предложении 1 использовано рассуждение.

Обведённые цифры запишите.

17. Какое утверждение неверно?

1) В предложении 1 использовано относительное местоимение.

2) В предложении 4 использовано разносклоняемое имя существительное

3) В предложении 5 использовано имя существительное, образованное

путём перехода одной части речи в другую.

4) В предложении 3 использованы только качественные имена прилага-

тельные.

С1 Прочитайте текст 2, спишите его, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 2

1) В августе в окрес..ных лесах п..является много гр..бов. 2) Соб..раемся и идем в лес. 3) За д..ревней расстилаю(ть,т)ся ш..рокие п..ля. 4) По тр..пинке направляемся к дальней роще. 5) Здесь всегда много гр..бов. 6) Из-под листика виднее(ть,т)ся шля..ка сырое..ки но мы решаем собирать только «благ..родные» гр..бы белые подосиновики и подб..резовики. 7) Ребята расходя(ть,т)ся по лесу и далеко разнося(ть,т)ся их г..лоса.