Понятие «социальное действие (деятельность)»свойственно только человеку как общественному существу и занимает в науке «социология» одно из важнейших мест.

Всякое человеческое действие — проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), которые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е. смотрит на все через призму своего интереса. Живя в обществе подобных себе, соответственно имеющих свои интересы, субъект деятельности должен их учитывать, согласовывать, осмысливать, ориентироваться на них: кто, что, как, когда, сколько и т. п. В этом случае действие приобретает характер социального действия, т. е. характерными признаками социального действия (деятельности) являются осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае — жизнь в данном обществе станет рассогласованной, начнется борьба всех против всех. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С точки зрения К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир , который реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В соответствии с ней действие становится социальным, когда оно:

  • является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
  • сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
  • социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным , т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными .

Два последних типа действия, по существу, не являются социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия в полном смысле слова являются социальными действиями, имеющими определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М. Вебер, выступает постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех. Рационализация всех сфер деятельности, по Веберу, — судьба западной цивилизации, где рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и даже мышление людей, их способ чувствования, межличностные отношения, их образ жизни в целом.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом , особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия».

Согласно этой концепции, реальное социальное действие включает в себя 4 элемента:

  • субъект — актор , который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;
  • ситуационное окружение , включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;
  • совокупность сигналов и символов , посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;
  • система правил, норм и ценностей , которые ориентируют действия актора , придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо которых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет соответствующие им четыре основные функции . Первую из них составляет адаптация , нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к своим потребностям. Вторая функция заключается в цeлeдocтижeнии . Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция - третья функция, представляющая собой стабилизирующий параметр действующей системы. Она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию своих акторов, что и составляет четвертую функцию .

Суть этой функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций — накопителя и источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на эти нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Эта функция не сразу бросается в глаза, поэтому Т. Парсонс назвал ее латентной .

Мотив — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку , которое подталкивает человека к действию. Определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия. Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности соответствующий интерес. Для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в соответствии с которыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия включает в себя индивидуальную цель и ориентацию на других , их возможную ответную реакцию. Поэтому конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности.

Конкретное содержание мотива определяется тем, как будут соотноситься эти две стороны единого целого, многообразные объективные условия и субъективный фактор: особые качества субъекта деятельности, такие, как темперамент, воля, эмоциональность, настойчивость, целеустремленность и др.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды :

  • материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);
  • познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);
  • ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
  • коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в , политических движениях и т. п.;
  • художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);
  • спортивная , реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.

Социальное действие - это система взаимосвязанных актов и поступков, ориентированных на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей и воздействующих на них.

В самом общем виде структуру человеческой деятельности (см.

Деятельность) можно разделить на единичные акты, повторяющиеся акты (поступки) и сами действия (творческая реализация единичных актов и поступков, направленных в конкретное русло). Таким образом, человеческие действия содержат в себе составные части (например, принятие решения, реализация действия, контроль за его осуществлением), которые объединены в осознанный процесс.

Человеческие действия являются: 1)

преднамеренными, т.е. всегда обладают определенным смыслом для того, кто их воспроизводит; 2) зависящими от ранее поставленных задач; 3) зависящими от ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта. Наличие такой внутренней логики означает, что действия и поступки людей поддаются как обыденному истолкованию, так и научному исследованию, в том числе в рамках социологической науки.

Необходимость в выделении понятия «социальное действие» можно объяснить следующим образом. Поскольку многие поступки людей становятся объектом социологического анализа, может возникнуть иллюзия, что любые действия человека являются социальными действиями. Однако это не так. Если поступки индивида вызваны потребностями, связанными с какими-либо неодушевленными предметами или явлениями природы, либо с потребностями, реализация которых не подразумевает како- го-либо участия других людей, то оно не может быть названо социальным действием. Действия людей становятся социальными только тогда, когда они находятся в связи с действиями других людей и могут испытывать влияние поведения других. При этом подразумевается, что для данных поступков можно выявить определенную мотивацию индивида или группы, т.е. социальное действие является осознанным со стороны действующего и его осуществление вызвано теми или иными потребностями и интересами. Таким образом, субъектом социального действия является действующий субъект (актор), а объектом социального действия является тот, на кого направлена деятельность.

Понятие «социальное действие» непосредственным образом связано с концепциями мотивации, потребностей, ценностных ориентаций (как регуляторов действий), норм и социального контроля.

Это понятие введено в научный оборот М. Вебером (1864-1920) для обозначения действия индивида, направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей.

В своей «понимающей» социологии он говорит о том, что предметом социологического исследования должно быть действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом и ориентированное на других людей. При этом социальные институты и социальные группы могут рассматриваться только как способы организации действий отдельных индивидов, но не в качестве субъектов действия, поскольку только мотивы и установки индивида можно истолковать однозначно.

М. Вебер выделил четыре идеальных типа социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

Целерациональное действие подразумевает высокую степень ясности и осознанности своей цели со стороны действующего субъекта; при этом средства для достижения цели выбираются рационально, с точки зрения целесообразности и ориентации на успех, а также учитывающего отношение общества к этому виду деяельности. Это, по Веберу, наиболее важный тип социального действия, так как он служит моделью, с которой соотносятся все остальные его вцды. С методологической точки зрения целерациональное действие является самым понятным, его проще всего истолковать, его мотивы максимально очевидны. По мере убывания рациональности действие становится все менее понятным, его непосредственная очевидность становится все меньшей.

Ценностно-рациональное действие подразумевает, что действующий субъект ориентируется не на возможные последствия, а в первую очередь на свои сознательные убеждения, и выполняет то, что, как ему кажется, требуют от него его ценности: этические, эстетические, религиозные. Иными словами, ценностнорациональное действие может не быть ориентированным на успех, но зато всегда осуществляется в соответствии с нормами или требованиями, которые действующий считает предъявленными к себе. То есть целью и результатом такого действия является само действие, подразумевающее выполнение «заповедей».

Аффективное действие подразумевает, что действующий ориентируется на чувства и аффективное восприятие действительности. Поскольку такие действия наполняются смыслом через эмоции, рациональный расчет у подобного действия обнаружить затруднительно.

Традиционное действие означает ориентацию на соблюдение сложившихся норм, правил, привычек, т.е. действующий может не задумываться о его смысле. Традиционные действия могут быть лишены непосредственной практической целесообразности. Цель данного типа социального действия - символизировать определенные социальные отношения, служить формой их наглядного выражения и закрепления.

Ф. Знанецкий (1882-1958), развивая идеи М. Вебера, обратился к разработке структуры социального действия. По Зна- нецкому, в социальном действии в качестве объекта и субъекта выступают осознающие себя и сознательно действующие индивиды или группы людей. При этом социальные действия подразделяются на приспособление (изменения происходят без угроз и применения насилия) и оппозицию (изменения происходят под воздействием угроз и репрессий).

Знанецкий также пришел к выводу о том, что основой для формирования и оценки социальных действий являются ценности, но оговаривается, что это справедливо только для стабильной социальной системы.

Т. Парсонс (1902-1979), работая над типологией социальных систем, обращался как к проблемам классификации социальных действий, так и к дальнейшей разработке их структуры. Парсонс выделил три исходные подсистемы действия», культурную, личностную и социальную, и ввел понятие «элементарное действие. Элементарное действие является базовой единицей системы действия и включает в себя следующие компоненты: действующее лицо, цель, ситуацию и нормативную ориентацию. В теории социального действия Парсонса действие рассматривается так, как оно представляется самому действующему лицу, т.е. субъективно. Действие производится в определенных условиях; при этом оно, как и в концепции М. Вебера, может различаться по типу целеполагания: цели социального действия могут быть произвольными, случайными или выбранными на основе какого-либо знания.

Американский социолог Дж. Александер, рассматривая социальное действие на макроуровне, приходит к выводу о том, что оно зависит от трех ключевых компонентов: культуры, индивидуальности, социальной системы. Это перекликается с идеями Т. Парсонса.

Ряд авторов, в том числе и сам М. Вебер, разделяют социальное действие и социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие можно определить как обмен действиями между двумя и более акторами, в то время как социальное действие, хотя и ориентируется на внешнюю среду, может в ряде случаев остаться односторонним. Таким образом, социальное взаимодействие складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий.

Более того, сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия. Так, по мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие - это социокультурный процесс, т.е. такой взаимный обмен коллективным опытом и знаниями, высшим результатом которого является возникновение культуры.

Наибольшее развитие теория социального действия и социального взаимодействия получила в рамках таких подходов, как концепция социального обмена (Дж. Хомане), символический интеракцио- низм (Дж. Мид), феноменология (А Шюгц), этнометодология (Г. Гарфинкель).

В концепции социального обмена социальное взаимодействие рассматривается как ситуация, в которой каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. Для представителей символического интеракци- онизма во взаимодействии особое значение приобретает не столько само действие, сколько его интерпретация через символы, связанные с этим действием. В рамках феноменологического подхода обращение к смыслу действия непосредственным образом связано с изучением жизненного мира деятеля, а следовательно, и субъективной мотивации тех или иных действий. Для этнометодологов особую важность приобретает раскрытие «истинных смыслов» тех или иных социальных действий.

Среди современных концепций анализа социальных действий особый интерес представляет концепция хабитуса, разработанная П, Бурдьё. Согласно этой концепции, хабитус является социальной предрасположенностью агентов (активно действующих субъектов) поступать определенным образом. Это своеобразная «схема откликов» на жизненные события, которая формируется в результате предшествовавшего жизненного опыта. Таким образом, социальное действие на ходится в локальной системе координат хабитуса. Бурдьё говорит, что хабитус является устойчивой структурой и сам себя защищает от кризисов, т.е. он отрицает ту новую информацию, которая способна поставить под сомнение уже накопленную. Следовательно, человек делает выбор мест, людей и событий, поддерживающих ту устойчивую среду, к которой хабитус приспособлен. Человек, совершая социальное действие, имеет те или иные потребности. И он выбирает, какие именно социальные институты из всего многообразия действующих в сфере удовлетворения данной потребности подходят в рамках его хабитуса, т.е. включается процесс «социального распознавания». Мы ощущаем, как что-то позволяет нам вступать в контакт или же мешает, дает нам возможность совершить одноразовое социальное взаимодействие либо участвовать в нем регулярно, а также позиционировать себя в той или иной роли.

В современную эпоху для формирования и оценки социальных действий ценностных ориентаций и установок, как полагал Знанецкий, недостаточно - в постоянно меняющемся обществе подобная основа не может считаться устойчивой. Принимаемые информационные потоки требуют гибкой и динамичной реакции, ориентации на непосредственный опыт «здесь и сейчас». Поэтому с позиции современной социологической теории наряду с ценностными ориентациями и традиционными регуляторами социальных действий приходят социальные практики - программы в условиях неопределенности, гибкие сценарии согласованных поступков и акций.

Здесь уместно привлечь внимание к теории структурации Э. Гидденса, отрицающей парсоновскую трактовку действия. Он предлагает пользоваться понятием «agency» (агентность), что близко идеям западноевропейских марксистов 1970-х гг., согласно которым человек всегда субъект, и он волен поступать так или иначе или не действовать вообще. По Гидденсу, агентность - это не ряд дискретных актов, соединенных вместе, а непрерывный поток поведения, «поток реальных или планируемых вмешательств телесных существ в постоянный процесс события-в-мире». Агентность - осознанный, целенаправленный процесс, сопровождаемый «мониторингом» субъекта действия своего поведения, ситуации и т.д. (Э. Гидденс, 1979).

Социальное действие является одним из базовых социологических понятий. Специфика социологического подхода в использовании данного понятия заключается в способах классификации человеческих действий, а также в спосо-. бах их операционализации.

Операциональное определение социального действия состоит из описания направленного процесса (На что направлен? Кем направлен? В каких условиях направлен? Каков выбор программы действия? Как происходит реализация действия? Как происходит контроль за результатами?).

Следовательно, классификация человеческих действий в социологии может быть сделана по следующим основаниям: способу функционирования (произвольные и непроизвольные); степени включенности эмоционально-волевых компонентов (волевые, импульсивные); прагматическому основанию (управляющие, мнемические, исполнительные, утилитарно-приспосо- бительные, перцептивные, умственные, коммуникативные); степени рациональности (целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные, традиционные).

Многообразие социальных действий можно свести к четырем основным группам: 1)

действие, направленное на стабилизацию (нормативное поведение); 2)

целенаправленное действие, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности (инновация); 3)

действие, преследующее цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности (социальная адаптация); 4)

девиантное действие, предполагающее исключение личности, группы или какой-либо другой общности из нормативно одобренных норм права и морали (социальная девиация).

Таким образом, современная трактовка социального действия обогащает и превосходит представления и аргументацию Т. Парсонса и Дж. Мида, которые остаются своего рода идеальными образцами, показывающими полярные подходы к обоснованию действия. Получая свое развитие в современном ракурсе, теория социального действия создает новые модели, которые все больше тяготеют к индивидуалистическому истолкованию действия как процесса в противовес его холисти- чески однопорядковому подходу.

Основная литература

Вебер М. Основные социологические понятия // Изб. произв. М., 1990. С. 613-630

Давыдов Ю.Н. Действие социальное. Действие целерациональное. Действие ценностно-рациональное // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.

Давыдов Ю.Н. Действие социальное // Социологическая энциклопедия. Т. 1. М., 2003. С. 255-257.

Действие // Большая психологическая энциклопедия. М., 2007. С. 128.

Дополнительная литература

Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М., 1996.

Бурдьё Л. Начала. М.: Аспект Пресс, 1995. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. Волков В.В. О концепциях практик(и) в социальных науках // СОЦИС. 1997. № 6.

Ионии Л. Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Логос, 1998.

Каген М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002.

Смелзер Н.Д. Социология // СОЦИС. 1991. N° 8. С. 89-98.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. A.

Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них. Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

Вебер выделил четыре типа социального действия. Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс . В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

3) наличие знаковых механизмов регуляции.

Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа. Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия. Данная структура включает в себя:

1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

2) объект – цель, на которую направлено действие;

3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

Любое социальное действие имеет свой механизм совершения. Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация .

Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

1) социально-экономические . В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

2) реализация предписанных и усвоенных норм . В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

3) оптимизация жизненного цикла . В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа. Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т. е. иметь характер долженствования и обязательности.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т. е. самому овладеть миром.

Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.


| |

Социальное действие - осознанное, рациональное действие, сориентированное на поведение других людей, воздействует на них и испытывает обратное влияние.

1. Социальное действие как основная социологическая категория.

Общество неоднородно, и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и др. Общество представляет собой тесное сплетение, сгусток разнообразных социальных связей и взаимодействий, а его исходной первоосновой выступает социальное действие. Как показал еще М. Вебер не всякое действие людей, обычно вызываемое их потребностями, представляет собой социальное действие. Человеческое действие только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально) и находится в связи с действиями другого или других, когда оно сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на других и в свою очередь испытывает воздействие поведения других людей. Когда люди влияют друг на друга, на действия и поведение друг друга, тогда складывается их социальная взаимосвязь и взаимодействие, лежащее в основе всех социальных явлений и процессов, всей социальной жизни. Вне совместной связи и взаимодействия действия людей носят индивидуальный, личностный характер.

Характеризуя анатомию социального действия, социологи - функционалисты выделяют такие основные его элементы:

  • 1) действующий (или бездействующий) индивид или группа людей с их потребностями и определяемыми ими интересами и целями;
  • 2) конкретная среда, в которой осуществляется действие («ситуация»);
  • 3) ориентация объекта действия на конкретные условия среды, на «ситуацию», позволяющая определить конкретные пути достижения поставленной цели;
  • 4) ориентация субъекта действия на действия других, на их реакцию на его действия, учет которой не менее важен для достижения избранной цели, чем ориентация на условия среды.
  • 2. Сущность социального действия.

Впервые в социологии понятие «социальное действие» было введено и научно обоснованно Максом Вебером. Социальным действием он называл «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него».

Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности, во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и, во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей. Эти другие могут быть знакомыми, сослуживцами, отдельными лицами или неопределенным множеством.

Исходя из такого понимания социального действия, нельзя называть социальными действия поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, вещевые объекты.

Всякому социальному действию предшествует социальные контакты, однако в отличие от них социальное действие - достаточно сложное явление.

Любое социальное действие должно включать в себя:

  • 1) действующее лицо;
  • 2) потребность в активизации поведения;
  • 3) цель действия;
  • 4) метод действия;
  • 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие;
  • 6) результат действия.

Перечень элементов, составляющих отдельное социальное действие, не будет полным, если не уделить внимание внешнему окружению действующего лица, или ситуации. Известно, что любой действующий индивид не находится в изоляции. Его окружает материальный, вещественный мир, социальная среда (выражающаяся в групповом взаимодействии), культурная среда, выражающаяся в окружающих индивида нормах и ценностях. Совокупность вещественных, социальных и культурных условий создает ситуацию, которая находит выражение в условиях действия и средствах действия.

3. Механизм совершения социального действия.

Социальное действия, о котором идет речь, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действия называется мотивацией.

Мотивация - это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. Другими словами, мотивация это сила, толкающая индивида к совершению определенного действия. Механизм совершения социального действия содержит потребность, мотивацию и само действие.

Любое социальное действие, начиная с возникновения потребности у индивида, которая придает ему определенное направление: это могут быть, например, потребности физические (в еде, питье, сне и т. д.), потребности в общении и т. д. Потребность соотносится индивидом с объектами внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия.

4. Классификация социального действия.

Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и их групп, выступает как социальная связь (взаимосвязь). Она включает: субъекты этой связи, предмет связи, механизм осуществления связи и ее регулирование. Поведение человека, живущего в мире, зависит не столько от него самого, а от совместно живущих и действующих людей.

Социальная связь выражается через:

социальный контакт - когда дело идет о внешних, неглубоких связях людей единичного или многократного характера (общение с продавцом контролером);

социальное взаимодействие - система взаимообусловленных социальных действий, при которых действия одного субъекта - причина и следствие ответных действий других.

Социальное поведение людей и их групп носит осмысленный характер, а их социальные действия, как правило, наделены определенным смыслом. Какие проблемы, на какой вариант их решения указывает анализ социального действия? Это проблема потребностей, как источника социального развития и проблема мотивации как смыслообразующего начала деятельности.

Наиболее массовым является ценностно - рациональное действие , подчиненное определенным требованиям, принятым в обществе ценностям, будь то в виде религиозных норм, нравственного долга, или эстетических принципов.

Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием. Оно характеризуется минимальными значениями рефлексии сознания.

И стоящее в центре социологического исследования - целерациональное действие - действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, то есть действует не аффектно и не традиционно.

Согласно П. Сорокину социальные взаимодействия разделяются:

  • 1. По количеству субъектов взаимодействия:
    • а) двух друг с другом;
    • б) одного и многих;
    • в) многих и многих;
  • 2. По характеру взаимоотношений субъектов взаимодействия:
    • а) на односторонние и двусторонние;
    • б) на солидарные и антагонистические;
  • 3. По своей длительности:
    • а) кратковременные;
    • б) долговременные;
  • 4. По наличию или отсутствию организованности:
    • а) организованные;
    • б) неорганизованные (митинги);
  • 5. По сознательности взаимодействия:
    • а) сознательные;
    • б) бессознательные;
  • 6. По «материи» обмена:
    • а) идейные;
    • б) чувственные;
    • в) волевые.

Важность изучения структуры социального действия, а также сопоставление отдельных социальных действий трудно переоценить. Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и подчиненными, можно по отдельным действиям судить о причинах напряженности во взаимоотношениях, о способах руководящего воздействия, о степени разобщенности или, наоборот, согласованности подчиненных и т. д. Любая социальная организация эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности отдельных социальных действий ее членов.

В структуре социальной деятельности выделяется социальное действие как одно из условий ее проведения. Согласно М. Веберу, социальное действие осуществляется благодаря отдельным индивидам и их взаимодействиям с другими людьми (основной принцип «понимающей социологии» М. Вебера). «Понимающая социология» стремится понять социальное поведение, исходя из типичных мотивов и типичного их осмысления, которыми руководствуется действующий индивид. Социальное действие – действие, которое соотносится с действиями других людей и направлено на них в соответствии с необходимыми средствами для достижения поставленных целей. Действие становится социальным, если оно соответствует трем критериям: 1) оно является осмысленным, т.е. направленным на достижение осознаваемых индивидом целей; 2) оно сознательно мотивировано и в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся человеку причиной действия 3) оно социально осмыслено и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми. В соответствии с этими критериями М. Вебер выделяет типы социального действия, различающиеся по степени рациональности и мотивациям.

Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих социальную активность и определяющих ее направленность. Существенное место в определении действий человека занимает мотив (лат. motiv- повод к действию) – внутренняя причина поведения и поступка человека. В отличие от мотивации мотив не является непосредственно причиной социального действия, поэтому в его отношении следует говорить не о мотиве, а о мотивации. В ходе социального действия совершается передача друг другу социально обусловленных установок и внутренних побуждений. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

целерациональное действие – поведение, ориентированное на достижение рационально выбранной цели. В нем осмысляется отношение средства к цели и побочным результатам действия, а также осмысляется отношение различных целей друг к другу. Его мотивацией является достижение цели и выявление реакции окружающих людей;

ценностно-рациональное действие – ориентация поведения, направленность которого основана на личных убеждениях индивида о долге, совести, достоинстве, красоте, добре и иных ценностях. Его мотивацией служат социально обусловленные и индивидуально переосмысленные ценности:

традиционное действие – поведение, основанное на привычке и совершаемое индивидами без осмысления. Его мотивацией являются привычки, традиции, обычаи. Их значение не всегда осознается или утрачивается;

аффективное действие – поведение, вызываемое и руководимое неосознаваемыми страстями и чувствами индивида. Мотивацией такого действия являются эмоции, чувства, желания человека.

Два последних типа действия не являются социальными в строгом смысле этого слова: в них отсутствует осознанный смысл. Только целерациональное и ценностно-рациональное действия являются социальными, так как имеют определенное значение в развитии человека и общества.