Оригинал взят у gorbutovich в Кранахи. Часть 1. Жизнь и работы

Историк искусства в 1932 году о Лукасе Кранахе Старшем: « Он занял свое место в истории как „саксонский мастер“, друг Лютера и ортодоксальный протестантский живописец, работавший на лютеранском северо-востоке Германии; его хорошо известные картины, хранящиеся сейчас в галереях во всем мире, излучают выразительную экспрессию художественного мастерства без каких-либо следов интеллектуального напряжения и духовного противоборства периода Реформации...


Лукас Кранах Старший. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. Фрагмент. 1531. Фонд замка Фриденштайн, Гота / Judith an der Tafel des Holofernes. Lucas Cranach der Ältere. 1531. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. Полный вид картины - в части 2

Если бы Кранах умер в 1505 году, он бы жил в нашей памяти, как художник, заряженный внутренним динамитом. На самом деле он продолжал работать до 1553 года, и вместо сохранения его импульсивно-взрывной энергии мы наблюдаем постепенное творческое выдыхание.» - 1932 год, Германия, Макс Фридлендер (1867-1958) , наиболее авторитетный для своего времени эксперт в области художественного наследия Кранаха.

Лукас Кранах Старший — художник близкий XX веку, особенно авангардистской эстетике первой его половины. Наследие Кранаха служило источником вдохновения для Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Эрнста Людвига Кирхнера и других художников. Кранаховский стиль по достоинству оценили в эпоху экспрессионизма. От духа времени экспрессионизма и исходит, видимо, неравнозначность оценки периодов творчества Кранаха, данной 84 года назад Максом Фридлендером.

В Москве в Пушкинском музее закрылась первая российская монографическая выставка работ семьи Кранахов. Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» проходила с 04 марта 2016 по 15 мая 2016. Материалы по теме выставки: некоторые произведения, показывавшиеся на ней, в качественном воспроизведении и информация о художниках на основе данных из научного каталога выставки, главным образом статьи куратора Вадима Садкова.

2.


Лукас Кранах Старший. Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина). Гота, Фонд замка Фриденштайн. Инв. № 54/14. Пергамент, наклеенный на дубовую основу, масляная темпера. 34,2 х 52,7. Дата неизвестна, варианты: 1508, 1512-1515, 1515-1520, конец 1510-х. . Вид на выставке

Лукас Кранах Старший (1472/ок. 1475 - 1553)

Личность Лукаса Кранаха Старшего и многогранность его интересов как художника, придворного, дипломата и предпринимателя служат примером универсальной активности человека эпохи Возрождения. По свидетельству двоюродного брата и первого биографа Кранаха Матиаса Гундерама, оставленному в 1556 году, он родился 4 октября 1472 года в городке Кронах в Верхней Франконии (ныне север Баварии) и был одним из четверых детей в семье местного художника Ганса Малера (Мольнера; мать носила девичью фамилию Хюбнер). От рождения он почему-то именовался Лукасом Зюндером (Зундером, Зондером), но в дальнейшем стал называть себя Кранахом — в память о родном городе.

3.

Вторая половина 1510-х, около 1517-1518. Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Музей изящных искусств, Будапешт / The Mystic Marriage of Saint Catherine of Alexandria with Saints Dorothy, Margaret and Barbara. Lucas Cranach the Elder. Ca. 1516-1518. Oil on lindenwood. 67.5 x 47.3 cm. Inventory Number: 133. Szépművészeti Múzeum, Budapest.

По всей видимости, первые уроки профессионального художественного мастерства (тогда это именовалось ars graphica) он получил в отцовской мастерской в Кронахе. Также, согласно старинной легенде, молодой художник как странствующий подмастерье, подобно Дюреру, с целью расширения профессионального кругозора и в поисках признания совершил ознакомительное путешествие по городам Германии, а в 1493 году будто бы даже посетил Святую землю. Однако все современные знания о его ученичестве и годах странствий (Wanderjahre) относятся к категории документально не подтвержденных догадок, основанных на поздних источниках. Дату рождения Кранаха современные исследователи также сдвигают на три года позже и осторожно определяют ее около 1475 года.

4.

1506. Лукас Кранах Старший. Ангелы, возносящие Марию Магдалину. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Графическое собрание фонда Герцогского музея в замке Фриденштайн, Гота, Германия. Здесь: лист из Метрополитен-музея / The Ecstacy of St. Mary Magdalen. Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472-1553 Weimar). 1506. Woodcut; second state of two (Hollstein). Sheet: 24.4 × 14.2 cm. Accession Number: 21.35.1. Metropolitan Museum of Art.

Точно засвидетельствовано появление Лукаса Кранаха в 1501 году в Вене, где он проживал на протяжении следующих трех лет. Это время оказалось необычайно важным для творческой биографии мастера: именно тогда не без влияния философских идей участников гуманистического кружка Конрада Цельтиса сформировался яркий, глубоко индивидуальный образный язык его произведений, неразрывно связанный с эстетическими идеалами так называемой Дунайской школы, в число главных создателей которой входил Лукас Кранах. От этого периода сохранилось несколько достоверных произведений мастера, помеченных монограммой LC.

5.

1506. Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Фонд замка Фриденштайн, Гота, Германия. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Venus and Cupid. Lucas Cranach the Elder. 1506. Woodcut. Sheet: 28.2 × 19.8 cm. Accession Number: 17.37.67. Metropolitan Museum of Art.

В 1504 году Кранах, уже снискавший достаточную известность среди современников, получил почетное приглашение занять должность художника при дворе саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого в Виттенберге, сменив на этом посту странствующего итальянца Якопо де Барбари. Уже 24 июня 1505 года он как pictor ducalis получил полугодовое жалованье в размере 50 гудьденов, что много.

6.

1509 г. Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Холст, масло (переведена с дерева в 1850). 213x102 см. Инв. № ГЭ-680. Эрмитаж. . Картина являлась первым на севере Европы изображением богини любви обнаженной (до этого так изображали только Еву), а также первым в творчестве Кранаха живописным произведением на тему античной мифологии. Интерес к искусству итальянского Ренессанса соединяется в картине со строгой религиозной моралью немецкого гуманизма. Латинская надпись предостерегает: "Всеми силами гони Купидоново сладострастие,/ Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера." Автором двустишия был, вероятно, кто-то из виттенбергских гуманистов, друзей художника.

Эту придворную должность Кранах будет занимать почти непрерывно на протяжении последующих 47 лет также при двух преемниках курфюрста — Иоганне I Твердом и Иоганне Фридрихе Великодушном. Переезд в Виттенбергский замок налагал на мастера весьма разнообразные обязанности. Помимо исполнения многочисленных живописных и графических работ сферой его ответственности была разработка проектов оформления дворцовых интерьеров, наблюдение над деятельностью ювелиров и резчиков по дереву, создание праздничного украшения замка по случаю свадеб, рыцарских турниров, охот и других придворных торжеств. Одновременно он должен был исполнять должности советника и даже камердинера. Иными словами, Кранах становится главной фигурой, отвечавшей за эстетическую атмосферу придворной жизни, что потребовало в последующие годы организации большой мастерской, где одновременно трудились не менее 10 ассистентов, помогавших в исполнении многочисленных заказов. Все это заметно изменило его социальный статус.

7.

1535. Лукас Кранах Старший. Лукреция. Дерево (липа или тополь, доска паркетирована), темпера, масло. 77 x 52 см. Инв. № 966. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород. / Lucretia. 1535. Lucas Cranach The Elder. 76 x 50 cm, Holz. Nizhni Novgorod, Kunstmuseum. , via

В отличие от большинства коллег, бывших членами профессиональных гильдий св. Луки и потому воспринимавшихся современниками просто как талантливые ремесленники, Лукас Кранах Старший, подобно Яну ван Эйку, Боттичелли, Леонардо и Тициану, будучи придворным живописцем саксонского курфюрста, высоко вознесся над основной массой мастеров, работавших в разных странах Европы.

8.


Дракон с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту - кранаховская идеограмма. 1514 год / Signature of Cranach the Elder from 1508 on: winged snake with ruby ring as on painting of 1514. via

Официальным подтверждением тому стало получение от курфюрста в 1508 году геральдического диплома на фамильный дворянский герб, основным элементом которого было изображение дракончика с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту, который скоро стал неизменным товарным знаком кранаховской мастерской.

9.

1509. Лукас Кранах Старший. Коронование терновым венцом. Седьмой лист серии Страсти Христовы. На выставке: Эрмитаж, лист подкрашен. Гравюра на дереве. Акварель, гуашь. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Lucas Cranach the Elder. Christ crowned with Thorns, from The Passion. Series: The Passion. Woodblock. Sheet: 25 × 17 cm. Accession Number: 21.35.7. Metropolitan Museum of Art.

Более того, в том же 1508 году Кранах был направлен в дипломатическую поездку в Нидерланды ко двору Маргариты Австрийской в Мехелене, где представлял своего патрона на церемонии принесения присяги восьмилетнему кронпринцу Карлу — будущему Карлу V — и был допущен к руке императора Максимилиана I. Максимилиан I несколько лет спустя последний закажет Кранаху вместе с Дюрером исполнение иллюстраций к его часослову.

В январе 1508 года в Нюрнберге состоялась свадьба Лукаса Кранаха и Барбары Бренгбир (1485-1540), дочери богатого пивовара и по совместительству бургомистра города Готы.

Всего через несколько лет Кранаху, занятому исполнением разнообразных заказов, стало тесно в помещениях, которые предоставлялись в Виттенбергском замке. В 1510 году он приобрел большой дом на городской рыночной площади и в устроенной там мастерской успешно занимался живописью, печатал гравюры на металле и ксилографии.

10.

1510-1511. Лукас Кранах Старший. Мученичество Апостола Матфея. Двенадцатый лист серии Мученичества двенадцати апостолов. Гравюра на дереве. Лист на выставке: Эрмитаж. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Lucas Cranach the Elder. Matthias from the Martyrdom of the Twelve Apostles
Series: Martyrdom of the Twelve Apostles. Woodblock. Sheet: 16.2 × 12.6 cm. Accession Number: 25.22.1. Metropolitan Museum of Art. . Ранний пример изображения средневековой гильотины. По "Золотой легенде" святой Матфей был зарублен мечом сзади во время молитвы в храме.

В 1512 году художник заметно расширил круг своих деловых интересов: он получил патент на пивоварение и содержание винного погребка. Стремясь минимизировать расходы на создание творческой продукции, в 1520 году Кранах стал владельцем аптеки, что, помимо ее прямого назначения — монопольной торговли лекарствами в Виттенберге, — позволяло заметно удешевлять стоимость красочных минералов, необходимых для живописи и графики.

В 1522-1526 годах совместно с ювелиром Христианом Дерингом художник содержал собственную типографию, в которой, минуя посредников, он печатал книги и гравюры, в том числе знаменитый Septembertestament — перевод на немецкий Нового Завета, сделанный Мартином Лютером и опубликованный в сентябре 1522 года, и продавал их в собственной лавке.

11.

Начало 1520-х. Лукас Кранах Старший. Неравная пара (Старуха и молодой человек). Музей изящных искусств, Будапешт / Lucas Cranach the Elder. The Ill-matched Couple. Ca. 1520-1522. Oil on beechwood. 37 x 30.5 cm. Inventory Number: 137. Szépművészeti Múzeum, Budapest. . Сохранилось более 60 родственных реплик произведений на тему неравных пар и продажной любви

В итоге, исполняя разнообразные придворные обязанности, Лукас Кранах вошел в круг самых богатых и уважаемых жителей Виттенберга, стал членом городского Совета и дважды избирался бургомистром. Дом художника считался одним из самых больших и комфортабельных в городе, поэтому здесь в 1523 году он принимал в качестве почетного гостя короля Христиана II Датского. В следующем 1524 году, сопровождая своего патрона на Имперский сейм в Нюрнберге, Кранах встречался там с Альбрехтом Дюрером, который исполнил на память его крошечный портрет на бумаге в технике серебряного штифта (ныне — Байонна, Музей Бонна, инв. № 1520/1540).

12.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. 1526 год. Дерево (бук, доска паркетирована), масло. 88,5 x 58,5 см. Инв. № ГЭ-683. Эрмитаж. Поступил из собрания Екатерины II. . В "Женском портрете" некоторое время хотели видеть изображение принцессы Сибиллы Клевской, невесты Иоганна Фридриха Саксонского. Известная своей красотой, она блистала при дворе саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Но скорее всего, портрет изображает не конкретную личность, а воплощает представление Кранаха об идеальной женской красоте. Подобный тип молодой дамы часто встречается в творчестве Кранаха начиная со второго десятилетия XVI в.: овальное, заостряющееся к подбородку лицо, слегка раскосые узкие глаза, маленький рот.

В два следующих десятилетия деятельность Кранаха и его мастерской стала еще более активной и разнообразной. В мастерской работало до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика, живописец и его помощники едва справлялись с заказами. Обретя опыт царедворца, художник установил хорошие деловые отношения со сменявшими друг друга курфюрстами и их аристократическим окружением, равно как и с гуманистами из среды профессоров Виттенбергского университета. Кроме того, он входил в ближайшее окружение главных идеологов протестантизма Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона и даже имел с ними родственные связи.

13.

Лукас Кранах Старший. Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского. 1526 год. Холст, темпера, масло (переведена с дерева в 1842). 40x24,5 см. Инв. № ГЭ-686. Эрмитаж. Поступил из собрания Екатерины II. . Кардинал Альбрехт Бранденбургский (1490-1545) - курфюрст, архиепископ Майнцский и Магдебургский, известный политический деятель эпохи Реформации, примас (глава) католической церкви в Германии, меценат.

Одновременно Кранах умудрялся пользоваться расположением и исполнять заказы их общего заклятого врага — католического кардинала Альбрехта Бранденбургского — и саксонских курфюрстов из Альбертинской династии, также ревностных католиков. Но особенно тесные многолетние отношения связывали мастера с его последним патроном — курфюрстом Иоганном Фридрихом Великодушным.

Когда-то в молодости он был наставником юного курпринца, затем как преданный слуга постоянно находился при курфюрсте на протяжении двух десятков лет. Кранах не только сопровождал Иоганна Фридриха в различных поездках, но и сохранил верность ему, лишенному курфюршества после проигранного в 1547 году императору Карлу V сражения при Мюльберге.

14.

1509. Лукас Кранах Старший. Адам и Ева (Рай). Гравюра на дереве. Лист на выставке: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Инв. № Г-91943. Здесь: лист из Метрополитен-музея / Adam and Eve in Paradise. Lucas Cranach the Elder (German, Kronach 1472-1553 Weimar). 1509. Woodblock. Sheet: 33.9 × 24.3 cm. Image: 33.5 × 23.9 cm. Metropolitan Museum of Art.

Через два года после этого овдовевший к тому времени художник добровольно отправился к находившемуся в ссылке бывшему патрону в имперские города Аугсбург (там он познакомился с Тицианом) и Инсбрук. В 1552 году император помиловал Иоганна Фридриха, но заметно урезал в правах, оставив за ним только титул правителя Тюрингии, с перемещением двора в Веймар.

15.

.

Слева : Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение. 1527 год. Дерево (бук), темпера, масло. 86,5х57 см. Инв. № 916. Трофей из Готы. С 1946 года - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / "Adam und Eva" von Lucas Cranach d. Ä. befinden sich offenbar in Moskau. Скан из каталога. В постоянной экспозиции под стеклом картина выглядела так или так . Если удастся сделать хорошую фотографию, когда работа вернется в постоянную экспозицию, заменю. // Справа : Адам и Ева. Около 1600 или позже. Копия картины Лукаса Кранаха Старшего из московского ГМИИ. Музеи Фонда классического наследия Веймара, Веймар / Adam und Eva (Sündenfall). Um 1600 oder später. Kopie nach Lucas Cranach der Ältere. Klassik Stiftung Weimar, Museen.

Будучи уже глубоким стариком, в город Веймар переселился и Лукас Кранах Старший. Он обосновался в доме на торговой площади, принадлежавшем Христиану Брюку Понтанусу, уважаемому правоведу, занимавшему пост канцлера Саксонии, который еще в 1543 году женился на дочери художника Барбаре Кранах. В возрасте приблизительно 81 года прославленный мастер умер здесь 16 октября 1553 года и был похоронен на веймарском кладбище Св. Иакова /Jacobsfriedhof.

16.

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. Дерево (дуб), темпера, масло. 56,5 х 38,5 см. Инв. № Ж-603. Ранее - в собрании Д.И. Щукина в Москве, в середине XIX в. - в собрании Христиана Шухардта. ГМИИ им. А.С. Пушкина. . Картина «Плоды ревности» навеяна, вероятно, сюжетом древнегреческого поэта Гесиода, который повествовал о золотом, серебряном и железном веках в жизни человечества. Люди серебряного века, по Гесиоду, впадают в безумие, нападают друг на друга и быстро гибнут. Античный сюжет в данном случае давал Кранаху повод выразить моральную сентенцию о вреде людских раздоров, а также обратиться к теме обнаженного тела.

Биография Лукаса Кранаха Старшего

1472 . Родился в городе Кронах, Франкония в семье художника
Около 1502-1503 . Работал в Вене
1505 . Назначен придворным живописцем Фридриха III Мудрого, курфюрста Саксонского в Виттенберге
1508 . Получил от курфюрста Фридриха III Мудрого фамильный герб: крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти. Посетил двор правительницы Нидерландов Маргариты Австрийской в Мехелене
1512 . Приобрел два смежных дома на рыночной площади в Виттенберге
Около 1512/13 . Женился на Барбаре Бренгбир. Рождение сына Ганса
4 октября 1515 . Рождение сына Лукаса Младшего
1519-1544/45 . Исполнял обязанности городского советника (с перерывами) в Виттенберге
1523 . Король Дании Кристиан II проживал в доме художника во время посещения Виттенберга
1523-1525/26 . Владел типографией совместно с Христианом Дерингом
1525 . Был свидетелем на церемонии бракосочетания Мартина Лютера и Катарины фон Бора. Работал при дворе нового курфюрста Саксонского Иоганна Твердого
1532 . Работал при дворе нового курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха Великодушного
1537/38-1543/44 . Занимал должность бургомистра Виттенберга (с перерывами)
1547-1550 . Временно потерял должность придворного живописца
1550-1552 . Сопровождал курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного в его заключении в Аугсбурге и Инсбруке
1552-1553 . Работал в Веймаре
16 октября 1553 . Скончался в Веймаре

17.

1540-е годы. Лукас Кранах Младший. Суд Париса. Фонд замка Фриденштайн, Гота. Инв. № 672. Дерево (липа), масло. 121,5 х 82,5 / Lucas Cranach the Younger. The Judgement of Paris. About 1540-1546. Dimensions of support: 121,5 x 82,5 cm. Dimensions including frame: 143,5 x 106 cm. Lime wood (Tilia sp.). Beech wood. Stiftung Schloss Friedenstein, Gotha. .

У Лукаса Кранаха Старшего было пятеро детей. Оба сына, Ганс и Лукас Младший, а также внук Августин Кранах стали незаурядными художниками, принимавшими активное участие в деятельности фамильной мастерской на разных этапах ее существования.

Ганс Кранах (ок.1513-1537)

По всей видимости, большие надежды изначально возлагались на старшего сына — Ганса Кранаха (ок. 1513-1537), который около 1529 года начал активно помогать отцу.

18.


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). Христос и грешница. 1532. Музей изящных искусств, Будапешт / Lucas Cranach the Elder. Christ and the Adulteress. 1532. Oil on lindenwood. 82.5 x 121 cm. Inventory Number: 146. Szépművészeti Múzeum, Budapest. . Над идеограммой авторская надпись, перевод: Кто из вас без греха, первым брось на нее камень

О последних годах короткой жизни Ганса Кранаха известно очень мало, и в основном это информация из посмертного стихотворного жизнеописания современника художника Якоба Штигеля In immaturen obitum Joannis Lucae F. Cranachii. Помимо работы в мастерской отца Ганс Кранах проявил интерес к правоведению и в 1534 году посещал университет в Лейпциге. В 1537 году он, как было принято в ту эпоху, отправился странствовать в качестве подмастерья, сумел добраться до Северной Италии, о чем свидетельствует сохранившийся альбом путевых набросков. Там он продолжил изучение права в знаменитом Болонском университете, но 9 октября того же года скоропостижно умер.

19.



Дракон с сложенными крыльями и колечком во рту - идеограмма мастерской Кранахов после 1537 года

Несомненно, родители, сестры и младший брат искренне и горячо оплакивали смерть Ганса и, вполне вероятно, именно это печальное событие явилось поводом для частичного изменения товарного знака мастерской, в котором после 1537 года крылья дракончика всегда стали изображаться сложенными.

Биография Ганса Кранаха

Около 1513 . Родился в Виттенберге, старший сын Лукаса Кранаха Старшего и Барбары Бренгбир
Около 1527/29 . Начал обучение в мастерской отца вместе с братом Лукасом Младшим
1534 . Исполнил портрет бородатого мужчины (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид; датирован 1534 годом и подписан инициалами “HC”)
1537 . Исполнил картину «Геркулес при дворе царицы Омфалы» (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид; датирована 1537 годом и подписана идеограммой с крылатым змеем между инициалами “HC”). Отправился в ученическое путешествие в Италию
9 октября 1537 . Скоропостижно скончался в Болонье

20.

Около 1509-1510. Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенцем с гроздью винограда. Дерево (бук, доска паркетирована), темпера, масло. 71,5 x 44,2 см. Инв. № 114 (1936-1). Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид / Lucas Cranach, el Viejo. La Virgen y el Niño con un racimo de uvas, c. 1509-1510. Óleo sobre tabla. 71,5 x 44,2 cm. Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid.

Лукас Кранах Младший (1515-1586)

Опустившиеся крылья дракончика совпали по времени с началом постепенного отхода Лукаса Кранаха от творческого руководства художественной мастерской и передачей этой функции младшему сыну — Лукасу Младшему (1515-1586). До этого с конца 1520-х годов он уже работал в семейной мастерской в Виттенберге, как правило, исполняя изображения одежд или аксессуаров, кроме того, занимался созданием многочисленных повторений произведений отца.

21.

Около 1520. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Лукас Кранах Старший. Дерево, масло. 58х46 см. Инв. № Ж-2630. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 г. Эрмитаж. Картина значительно обрезана в правой части и, в меньшей степени, внизу. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 года находилась в Эрмитаже. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

После смерти Лукаса Кранаха Старшего в 1553 году Лукас Младший официально возглавил знаменитую мастерскую. Подобно отцу он принимал активное участие в общественной жизни Виттенберга, на протяжении 1549-1567 годов был членом городского совета, а в 1566-1567 годах избирался бургомистром. В январе 1553-го, спасаясь от чумы, эпидемия которой свирепствовала в Виттенберге, Кранах Младший на несколько лет переселился с семьей в Веймар.

22.

Около 1530-х годов. Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем под яблоней. Холст, масло (переведена с дерева в 1868). 87x59 см. Инв. № ГЭ-684 Эрмитаж. . Младенец Христос держит в руках яблоко - символ грехопадения и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти. Богоматерь выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы рода человеческого. Original (7331 x 9595) с цветовой раскладкой

При этом в отличие от отца, всю жизнь преданно служившего курфюрсту Иоганну Фридриху Великодушному, Лукас Младший, не порывая отношений с последним, установил прочные деловые связи с герцогом Морицем Саксонским, который стал новым курфюрстом вскоре после победы Карла V в битве при Мюльберге.

23.

1537. Лукас Кранах Младший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Дерево (бук), темпера, масло. Собрание Константина Мауергауза, Москва / Lucas Cranach the Younger (1515-1586). Virgin and Child with a Bunch of Grapes. After 1537. Oil on beech wood. 77,7 × 57,1 cm. Sotheby"s London, 04 December 2013, lot 25. via

Биография Лукаса Кранаха Младшего

4 октября 1515 . Родился в Виттенберге, младший сын Лукаса Кранаха Старшего и Барбары Бренгбир
Около 1527/29 . Начал обучение в мастерской отца вместе с братом Гансом
1541 . Смерть матери Барбары Бренгбир. Женился на Барбаре Брюк, дочери советника курфюрста доктора Грегора Брюка. В браке родилось четверо детей
1549-1567 . Член городского совета в Виттенберге
1550 . Смерть Жены Барбары
1551 . Женился на Магдалене Шурф, дочери профессора медицины Августина Шурфа. В браке родилось пятеро детей
1554 . Рождение сына Августина Кранаха. Исполнял роль управляющего казначейством в Виттенберге
1565/67 . Занимал должность бургомистра Виттенберга
1568 . Поступил в университет в Виттенберге
25 января 1586 . Скончался в Виттенберге

24.


Фрагмент. Лукас Кранах Младший. Суд Париса. 1540-е годы. Фонд замка Фриденштайн, Гота

Младшие Кранахи

В 1554 году в Веймаре у Лукаса Кранаха Младшего родился сын Августин (ум. в 1595) представитель третьего поколения прославленной династии. Подобно дяде Гансу в 1564 году он посещал занятия в Университете Виттенберга. Также, следуя устоявшейся семейной традиции, на протяжении ряда лет трудился в мастерской отца, которую возглавил после его смерти в 1586 году. В 1577 году Августин Кранах женился на Марии Зельфиш, дочери виттенбергского книготорговца и одно вре¬мя бургомистра Самуэля Зельфиша. В 1584 и 1587 годах избирался членом городского совета Виттенберга, в 1593-м занимал должность городского судьи. Его старший сын, Лукас III Кранах (1586-1645), возглавивший легендарную семейную мастерскую в 1595 году, стал ее последним руководителем. Он перенес традиции творчества своих отца, деда и выдающегося прадеда в изобразительное искусство Германии следующего, XVII столетия. К сожалению, сейчас нам неизвестны достоверные работы Лукаса III Кранаха.

Потомком Лукаса Кранаха Старшего в восьмом поколении по женской линии был великий немецкий поэт и драматург Иоганн Вольфганг фон Гете /Johann Wolfgang von Goethe. О родстве Гете знал - и гордился им.

24.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Около 1517-1518. Музей изящных искусств, Будапешт

Продолжение цитаты , которая была в самом начале, из работы Макса Фридлендера 1932 года про Старшего Кранаха после 1505 года:

«Когда имеется возможность обозреть все художественное наследие этого мастера, возникает ощущение определенного скептицизма по поводу досадного отсутствия вспышки вдохновения. Столкнувшись с суровыми реалиями жизни, Кранах оказался неспособным до конца осуществить романтические мечты своей молодости. Его произведения виттенбергского периода мысленно напоминают сияюще гладкий орех каштана, который извлекли из колючей зеленой скорлупы. Выразительная симфония жизни природных сил уступает место точной выверенности, прециозности деталей и рациональной продуманности композиционного построения...

После 1505 года манера Кранаха претерпела глубокие изменения, так сказать, сменила стилистическую фазу. То, что изначально было богатым и страстным потоком авторских мыслей и чувств, начало твердеть, как лед. Одновременно неотъемлемой составной частью такой эволюции стало активное вовлечение главой мастерской своих многочисленных ассистентов и учеников в процесс создания живописных произведений... Он (Кранах) полностью независим от Дюрера и представляется высвободившимся из кандалов традиционных условностей гораздо более, чем Альтдорфер или даже Грюневальд».

. Макс Фридлендер - выдающийся знаток старой немецкой и нидерландской живописи, автор принципиально нового фундаментального научного каталога картин Кранаха, составленного совместно с Якобом Розенбергом и опубликованного в 1932 году .

25.


Фрагмент дидактической работы Лукаса Кранаха Старшего. Неравная пара (Старуха и молодой человек). Начало 1520-х. Музей изящных искусств, Будапешт

Хоть выставка в Москве и закончилась, но продолжение будет.

Источник для текста основной:

Издание к выставке, каталог: Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом - М: Арт Волхонка, 2016. ISBN 978-5-9907400-0-6 (текст из каталога сокращался, редактировался, дополнялся) // Статья Вадима Садкова "Художники семьи Кранахов между Ренессансом и маньеризмом. Особенности творческой эволюции" и другие материалы каталога.

Садков Вадим Анатольевич , куратор выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», доктор искусствоведения, профессор, Лауреат премии Правительства РФ, заведующий Отделом старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, автор более 110 научных работ и каталогов.

Если увидели ошибку - напишите, пожалуйста.

Лукас Кранах старший (Lucas Cranach the Elder , Lucas Cranach der Ältere, 1472-1553) родился в Кронах в Северной Франконии (позже художник использовал название места рождения в качестве своей фамилии), его отец Ханс Майер был художником и первоначально обучил сына искусству рисования. Где Кранах продолжил свое художественное образование доподлинно неизвестно, но есть мнение, что он работал в Бамберге и Ашаффенбурге, а также работал в Вене в 1500-1503 гг.

В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность . Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. С 1508 г. свои инициалы на картинах Кранах заменил на печать в виде змея, причем он ставил ее не только на свои работы, но и на понравившиеся художества своих учеников в качестве символа одобрения. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Для них он написал портреты. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.

Кранах (как и герцог Фридрих III) был дружен с реформаторами на самом раннем этапе зарождения протестантского движения. Кранах впервые написал портрет Лютера в 1520 г., когда Лютер был монахом-августинцем. Как известно, пять лет спустя, Лютер отказался от своих религиозных обетов. Кранах присутствовал на помолвке Лютера и Катарины фон Бора, к тому же он стал крестным отцом их первого ребенка в 1526 г.

Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг.). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним. Год спустя художник скончался в Веймаре.

Первые живописные картины Кранаха были созданы на религиозные темы. Но все же художник увлекался гравюрами, поэтому он не был так плодовит как, например, Альбрехт Дюрер. Он много уделял внимания черному контуру на белом фоне без использования светотени, может быть, поэтому он не отличался блестящим умением владеть цветом, светом и тенью.

На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др.). Известно, что в 1532 г. Кранах получил заказ от Фридриха III и его брата Джона на 60 портретов, вполне понятно, почему многие из этих картин не самого высокого качества. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства.

Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной, или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. В его поздних работах в стиле ню можно проследить влияние итальянского искусства той эпохи: соблазнительные позы, маленькие головы, узкие плечи, высокая грудь и талия.

Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. Объясняется это тем, что художник разработал метод, позволявший ему быстро создавать картины: в его мастерской работали оба его сына Ганс Кранах и Лукас Кранах младший, которые активно участвовали в написании портретов и сюжетов, работы были подписаны печатью Лукаса Кранаха старшего. Известно, что у художника было еще три дочери. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них.

Распятие

Дама (Жена профессора права Иоганна Ройса)

Доктор Иоганн Куспиниан

Покаяние Святого Иеронима

Отдых на пути в Египет

Алтарь Святой Екатерины (Левое и правое крыло)

Святой Кристофер

Святой Георгий

Пилат, умывающий руки

Венера и Амур

Покаяние Святого Иеронима

Суд Париса

Святой Андрей Первозванный

Святой Варфоломей

Принц Саксонии

Мадонна с младенцем

Мартин Лютер

Мартин Лютер в монашестве

Портрет молодого человека

Адам и Ева

Мадонна с младенцем под яблоней

Портрет молодой женщины

Принцесса Сибилла Клевская

Аллегория Меланхолии

Оленья охота курфюрста Фридриха Мудрого

Точный год рождения неизвестен - мыслитель скрывал его намеренно. Делал он это по причине, известной каждому мистику - с помощью астрологии по дате можно узнать многое из того, что человек хотел бы утаить. По одной из версий, он появился на свет 14 января 1866 года, по другим – того же числа, но в 1874 или в 1877 году.

Гурджиев был и остаётся одной из самых загадочных фигур XX века. Его сравнивают то с , то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской; приписывают тайную власть над вождями политических диктатур; окружают его имя самыми неожиданными легендами, в которых возникают Гитлер, Сталин и Берия.

В силу противоречивости личности Гурджиева, у него множество последователей и не меньшее количество противников, однако невозможно не признать масштаб его всесторонне развитого интеллекта: философ разговаривал на 18 языках, владел своим телом как профессиональный акробат, обладал даром гипноза и исцелял людей тогда, когда доктора были бессильны. Умнейшие, образованные люди, слушая Гурджиева, с первой встречи проникались к нему необъяснимым доверием. С музыкантами он говорил о законах октавы и политональных наложениях, с художниками - об объективном искусстве и импрессионизме, с докторами - о восточной медицине и психиатрии, с деловыми людьми - о коммерции. он представал человеком более осведомлённым, чем его собеседник. Таким знали его и ученики и малознакомые случайные люди.

Его отцом был грек Иван Иванович Гурджиев, мать - армянка из рода Тавризовых-Багратуни. Георгий рано начал путешествовать по странам Азии и Африки. Он побывал в Египте, Турции, Афганистане, Туркестане, Ближнем Востоке, посетил Мекку… Во время путешествий изучал различные духовные традиции, суфизм, буддизм, восточное христианство, собирал отрывки древних знаний, иногда прибегая к археологическим раскопкам. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами, созданного им общества "Искатели истины" .

В 1912 году он появился в Москве, где сумел собрать вокруг себя небольшую группу учеников, а три года спустя встретился с философом и журналистом, известным автором ряда работ по мистицизму Петром Успенским . Вместе они создали группу в Санкт-Петербурге. Успенский и его круг столичных интеллектуалов заинтересовались исследованиями и идеями Гурджиева. Кроме того, Успенский, имевший многолетний опыт взаимодействия с эзотерическими школами, осмыслил эти новые идеи восточных учений и адаптировал их к европейскому менталитету. Это сотрудничество привело к формированию своеобразных концепций и практик и получило название "Учение Гурджиева" или "Четвёртый путь" .

В 1921 году Гурджиев перебрался в Берлин, где жил под именем греческого подданного Георгиадиса. Его деятельностью быстро заинтересовался Имперский комиссариат по охране общественного порядка Германии. После конфликта с властями, он попытался вслед за Успенским перебраться в Великобританию, однако власти не разрешили ему въезд в страну. В 1922 году Гурджиев купил на собранные Успенским средства замок в поместье Приэре, около Фонтенбло (пригород Парижа). Там он основал "Институт", в котором преподавались уже не сложные идеи и принципы "Четвёртого пути", а куда более урезанный, упрощённый вариант – "Путь хитреца" или "Айда-йога". Тогда же Гурджиев прославился как хореограф публичных танцевально-балетных представлений с особой музыкой, сценариями и костюмами. Выступления эти несли в себе необычайную грацию и очарование, представляя собой симбиоз ритуальных танцев дервишей, тантрических элементов и изобретённой самим учителем системы. В этот период совместно с композитором Томасом де Гартманом им было создано более сотни музыкальных композиций, в том числе и музыка для "Священных Движений" . Есть даже предположение, что именно эти танцы были взяты за основу Айседорой Дункан , достигшей невероятной популярности, благодаря разработанным дионисийским пляскам. Ту же гипотезу высказывают в отношении мистериальных балетов Рудольфа Штайнера .

В 1924 году Гурджиев окончательно "разошёлся" с Успенским и вскоре после этого попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. С этого времени поместье Приерэ стало более закрытым, хотя многие его ученики оставались там и продолжали его регулярно посещать. Окончательно оно закрылось в 1932 году. Гурджиев оставался жить в Париже, изредка посещая США, где ему организовывали встречи с учениками. После окончания войны он собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его учения. В свой последний год он дал им указания о публикации последних двух книг: "Всё и вся" (или "Рассказы Вельзевула своему внуку" ) и "Встречи с замечательными людьми". Всего им было написано более десятка сочинений.

В истории Гурджиев остался как психолог, философ, учёный, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о "Четвёртом пути" внутренней реализации человека. 29 октября 1949 года он умер в госпитале в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. В день смерти он несколько часов безмятежно беседовал со своими учениками, сказав напоследок: "В хорошей же неразберихе я вас оставляю!".

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку мудрых цитат из произведений философа.

Человек – это многосложное существо (1922)

"Душа - это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой".

"Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь".

"Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно".

"Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого".

"Для одних религия - это закон, гид, направление. Для других - это жандарм".

"Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм - это первый этап на пути к альтруизму, христианству".

"В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе".

"В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает".

"Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни".

Взгляды из реального мира (1924-1930)

"…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…"

"Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и "волю".

"Мы всегда используем больше энергии, чем это необходимо; мы напрягаем ненужные для работы мускулы; мы позволяем мыслям вертеться; мы реагируем с чрезмерной силой чувств. Расслабьте мускулы, пользуйтесь только теми. которые необходимы; сдерживайте мысли и не выражайте чувства, когда не хотите этого. Пусть вас не затрагивают внешние воздействия, ибо они сами по себе безвредны; это мы позволяем себе чувствовать себя оскорбленными".

Рассказы Вельзевула своему внуку (1950)

"Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности".

"Всякая причина порождает соответствующий ей результат".

"Любите всякое дыхание".

«…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…»

Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности.

Для одних религия - это закон, гид, направление. Для других - это жандарм.

Душа - это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой.

В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе.

В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает.

За все время нашей работы ни один человек не работал по-человечески. А для Института существенно, чтобы вы работали именно так. Каждый должен работать за себя, потому что другие ничего за него не сделают. Если вы, скажем, способны набить папиросу как человек, то вы уже знаете, как соткать ковер. Человеку дан весь необходимый аппарат для того, чтобы он мог делать все. И каждый может сделать все то, что могут сделать другие. Если может один, могут и все. Гений, талант - все это чепуха. Секрет прост делать вещи как человек. Тот, кто может думать и делать вещи как человек, может сделать любую вещь не хуже, чем другой человек, который делает ее всю свою жизнь, но не по-человечески. То, чему один выучился в десять лет, другой узнает в два-три года и затем делает это лучше, чем тот, кто истратил на работу всю свою жизнь. Я встречал людей, которые до учения всю жизнь работали не так, как люди; но когда они научились, они легко стали выполнять самую трудную, самую тонкую, а также самую грубую работу, которой никогда раньше не знали. Секрет невелик и очень прост: нужно научиться работать как человек. А это значит: когда человек делает какую-то вещь, он одновременно думает о том, что он делает, исследует вопрос о том, как нужно делать эту работу, во время работы забывает обо всем - о бабушке, о дедушке, о еде.

«Первый отказ человеку, лишенному совести или благодарности, уничтожит результаты даже тысячи добрых дел, прежде сделанных ему тобой».

"Любите всякое дыхание".

Знание и понимание – это разные вещи. Нужно стремиться к пониманию, только оно ведет к Господу.
Понимание, проявляется как результат всего личного опыта, переосмысленного самим человеком. Знание является всего лишь механическим запоминанием слов в определенной последовательности.

Чтобы научиться понимать явления природы, соответствующие или противоречащие ее законам, человек должен сперва сознательно усвоить и осмыслить огромный объем информации, касающейся объективной истины и реальных событий, которые происходили на земном шаре в прошлом, и затем пропустить их через себя, соединить со своим жизненным опытом.

Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни.

Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм - это первый этап на пути к альтруизму, христианству.

Сейчас вы чувствуете желание делать слишком большие для вас вещи: это ненормальное желание. Вы никогда не сможете сделать их, и такое желание удерживает вас от того, чтобы делать небольшие вещи, которые вы могли бы делать. Уничтожьте это желание, забудьте о больших вещах. Поставьте своей целью уничтожение какой-нибудь мелкой привычки.

Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и "волю".

«Только тот человек достоин быть последователем какой-либо религии, кто, хотя и помнит зло, причиненное ему кем-либо, не будет проявлять по отношению к нему никакого зла».

«Такова природа человека, что за первый твой подарок - он падает ниц перед тобой;

за второй — целует твою руку;

за третий - подлизывается;

за четвертый — лишь кивает головой один раз;

за пятый — становится слишком фамильярным;

за шестой - оскорбляет тебя;

а за седьмой - судится с тобой за то, что ты дал недостаточно».

Они верят всему, что говорят другие, а не только тому, что они могли бы сами познать собственным здравым рассуждением...

Вообще всякое новое понимание в этих странных существах окристаллизовывается только, если о ком-нибудь или о чем-нибудь говорит так-то Иван Иванович; а если об этом же самом, то же самое скажет еще и Петр Петрович, – то они уже окончательно убеждаются, что это именно так, и никак не может быть иначе.

Удовлетворение является результатом упорного достижения поставленной себе цели с чистой совестью.

Эти сектанты, именовавшие себя «Самоукротители», возникли на почве исковерканного понимания буддийской религии, которая, как я тебе уже сказал, была ими истолко­вана как «страдание-в-уединении».
Вот для того, чтобы без всякой помехи со стороны других себе подобных производить над собою упомянутое пресловутое «страдание», эти существа, у которых мы ночевали, и забрались так далеко от своих.

Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно.

Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь.

Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого.

Будда сказал, что «Когда взлетит железная птица, Дхарма придет с Востока на Запад». И человеком, через которого в начале 20 века состоялась передача эзотерического знания Четвертого Пути из Школ востока в Россию, Европу и Америку стал Георгий Иванович Гурджиев .

Гурджиев учение свое оформил в расчете на особенности восприятия людей, которые окружали его в то время – интеллигенты дореволюционной России, творческая интеллигенция Европы, Америки. Чтобы вывести мышление людей из привычных терминов и пониманий Христианства с внешней точки зрения, он преподнес систему как науку пробуждения через усилия по концентрации внимания, используя так называемые движения Гурджиева , творчество в создании спектаклей, совместное проживание в группе и тяжелый труд.

Он использовал метод «отрицания», в котором создавал для учеников шоки и трудности, позволяющие им глубже увидеть свой сон. Георгий Гурджиев во многом говорил загадками, приводящими логику в тупик. Система Гурджиевских танцев, эннеаграмма Гурджиева , его музыка по сей день выглядят мистически и многозначно.

Книги Гурджиева

Книги Гурджиева:

«Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку»
«Встречи с замечательными людьми»
«Жизнь реальна только тогда, когда «есть Я»»

Когда Гурджиев Рассказы Вельзевула своему внуку написал, в его группах стало практикой читать эту книгу вместе вслух, с целью практики концентрации внимания на долгой сложной мысли и для пребывания в настоящем продленное время с помощью слушания читающего. В «Рассказах» у Г.И. Гурджиева Вельзевул представляет собой Реальное Я человека – то, что является свидетелем нашей жизни, как в книге пришелец Вельзевул является свидетелем жизни Землян.
В начале 20 века знание, которое через Гурджиева пришло к европейцам, было доступно только избранным, теперь же книги Гурджиева скачать можно на многих сайтах или купить их в магазине.

Как говорил Георгий Иванович Гурджиев: «жизнь реальна, когда я есть». И основная практика, системы Четвертого Пути, это осознание себя в настоящем – только тогда человек действительно «есть». Для этого каждый сознательный учитель находит свои приемы, будь это танцы, медитации, упражнения на внимание, или что-то еще. Разнообразие внешних форм является кажущейся, так как цель каждой реальной Школы одна – пробуждение сознания.

Цитаты Гурджиева

Некоторые высказывания и цитаты Гурджиева :

«Без познания себя, человек, не может стать свободным, не может управлять собой. Он всегда остается рабом, игрушкой внешних сил, поэтому первым требованием всех древних учений о пути к освобождению было «познай себя»».

«Помни себя всегда и везде».

«Люби то, что позволяет жить осознанно».

«Я люблю того, кто любит работу».

«Лучшим средством, возбуждающим желание работать над собой, является осознание того, что Вы можете умереть в любой момент. Но сначала Вы должны научиться помнить об этом всегда».

«Для начала принесите жертву, без сознательной жертвы невозможна какая либо дальнейшая работа. И в первую очередь, принесите в жертву свои фантазии. Фантазии о прошлом, о будущем, о себе сейчас, мечтания. Это одна из главных причин сна. И еще принесите в жертву свое страдание. Хватит страдать и жалеть себя».

«Знание и понимание – это разные вещи. Нужно стремиться к пониманию, только оно ведет к Господу. Понимание, проявляется как результат всего личного опыта, переосмысленного самим человеком. Знание является всего лишь механическим запоминанием слов в определенной последовательности».

«Здесь нет ни русских, ни англичан, ни евреев, ни христиан, а только есть те, кто преследует одну цель — быть способным быть».

Биография Гурджиева

Биография Гурджиева , так же как и учение Гурджиева — неоднозначна и полна тайн. Гурджиев Георгий Иванович, греко-армянинского происхождения, родился в конце 19 века на юге России. Первыми учителями Гурджиева были его собственный отец, и его духовник — Григорий, священник греческой церкви. Г.И. Гурджиев в молодости много путешествовал по востоку, и предположительно учился у нескольких учителей в нескольких эзотерических Школах.

Первые группы учеников, интересующихся учением Гурджиева, стали собираться вокруг него, когда он приехал в предреволюционную Россию в начале 20 века. После революции он вместе с ближайшими учениками эмигрировал в Европу.

Георгий Гурджиев жил, собирал учеников, руководил группами, проводил лекции и представления своих танцев и спектаклей во Франции, Англии, Америке.

Фото и видео Гурджиева

Фильмы о Гурджиеве

Существует немного документальных съемок и видео Гурджиева, онлайн просмотр которых легко доступен пользователям интернета. На сегодняшний день можно найти и посмотреть следующие фильмы про Гурджиева:

П. Брук «Встречи с замечательными людьми»
Мартирос Фаносян «Я — Гурджиев. Я — не умру.»