1. Новаторство Некрасова.
2. «Панаевский цикл» стихотворений.
3. Тема семьи в любовной лирике.

То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть.
Н. А. Некрасов

Любовная лирика Н. А. Некрасова не так широко известна, как гражданская, но и здесь поэт выступает новатором. Чему были посвящены любовные стихи до него? Они воспевали счастливую или неразделенную любовь. Некрасов же писал о ней приземленно, введя в лирику бытовое понимание любви, взаимоотношения со всех их сторон, со всеми нюансами. До Некрасова никто не писал о ссорах и бытовых мелочах в любви, о женских слезах и женском коварстве.

О слезы женские, с придачей
Нервических, тяжелых драм!
Вы долго были мне задачей,
Я долго слепо верил вам
И много вынес мук мятежных.
Теперь я знаю наконец:
Не слабости созданий нежных, —
Вы их могущества венец.
Вернее закаленной стали
Вы поражаете сердца.
Не знаю, сколько в вас печали,
Но деспотизму нет конца!

Поэт пишет о женщинах, которые не гнушаются злоупотреблять слезами для того, чтобы получить желаемое. Любовь он называет близорукой, делая вывод, что эту женщину не стоило любить, потому что с ней мужчина делается рабом. О письмах бывшей любимой поэт говорит, что от них нужно избавляться или никогда не читать, иначе

Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской...

«В них мало правды, — пишет поэт, — но они милы как цветы с могилы юности». Самые интимные стихи о любви содержит так называемый панаевский цикл — под таким названием литературоведы объединили двенадцать стихотворений, посвященных А. Я. Панаевой. Эта русская писательница около пятнадцати лет была гражданской женой Некрасова. Взаимная любовь принесла им обоим и счастье, и переживания. Это был роман не просто между мужчиной и женщиной, а между писателями, сотрудниками, соавторами — для того времени это были необычные отношения. Стихотворный роман, по мнению исследователя творчества Некрасова Н. Н. Скатова, был порождением романа жизненного: «...Роман был произведен не только литературный, но и жизненный, житейский». Эти отношения сопровождались сложными коллизиями, ведь Авдотья Яковлевна была законной женой И. И. Панаева, и после ее ухода к Некрасову все трое продолжали жить фактически под одной крышей. Красавица, умная, образованная женщина, она тянулась больше к Некрасову, чем к легковесному Панаеву. Николай Алексеевич называл ее своей второй музой.

Не знаю я тесней союза
Сходней желаний и страстей —
С тобой, моя вторая Муза...

Для поэта союз с Панаевой был «свободным, по сердцу союзом». В стихотворении 1847 года он призывает любимую к этому союзу, не пугаясь молвы и клеветы: нужно освободиться от «постыдных уз», «когда горит в твоей крови огонь действительной любви». О том, что пришлось пережить Авдотье Яковлевне до встречи с поэтом, Некрасов писал:

Тяжелый крест достался ей на долю:
Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;
Кому и страсть, и молодость, и волю —
Все отдала — тот стал ее палач!

«Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора», — убежден Некрасов. Такой же принцип он считал главным в семейных отношениях. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...» было впервые опубликовано в 1851 году. В нем говорится о том, что «проза в любви неизбежна», но после ссоры слаще примирение. Ссоры вспыхивают легко, и в такой момент в пылу с языка может сорваться «неразумное, резкое слово». Лирический герой предлагает любимой:

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

В этом небольшом стихотворении мы видим будни семьи, быт влюбленной пары, не всегда мирный, но это обычное явление, ведь у людей разные характеры, и нужно идти навстречу друг другу, чтобы сохранить любовь. Поэт говорит о том, что любовь помогает людям выжить. У него необычный для своего времени взгляд на отношения между мужчиной и женщиной.

...Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...

Его возлюбленная — это не бесплотный романтический идеал, а земная женщина, личность со сложным характером, имеющая свое мнение, свой взгляд на вещи. Она — «подруга трудных, трудных дней», «подруга темной участи», опора героя в жизни, его поддержка, единомышленница. Снова и снова он переживает историю начала их отношений:

Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)

Влюбленная пара растет духовно в процессе нравственных поисков. Это отношения двух интеллектуалов. В этих отношениях нет однообразия, закостенелости. Некрасов пишет о личном, выражая в своих стихах мудрость и опыт семейной жизни.

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться ей!

Это была его роковая страсть. В 1856 году он пытается расстаться с Панаевой, сопровождая эту попытку стихотворением «Прости! Не помни дней паденья...», где завещает ей помнить только мгновения счастливой любви, забывая дни «тоски, унынья, озлобленья».

Стихотворение «Давно — отвергнутый тобою...» (1855) показывает нам три этапа любви, воспоминания о которых связаны с одним местом, обрывом у реки. Первый — когда отвергнутый герой хочет броситься в волны, не мысля жизни без любимой. Второй — когда влюбленные вместе и счастливы, а любимая благословляет волны, отвергшие героя в минуты его отчаяния. Третий этап связан с закатом любви. Через много лет герой потерял любовь и снова вернулся к волнам, которые уже не отталкивают его, а манят. Поэт поражает нас глубиной выражения своего чувства в стихотворении, где смешаны биографическое, поэтическое и психологическое в изображении динамики любви. О напряженном течении любви также говорит стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...». Жизнь была наполнена тревогами и утратами, даже временное расставание любящих было неизбежным, но оно принесло опустошение в душу героя:

Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.

Любовь и вера — это истинные ценности, которыми дорожит герой. Но он понимает также, что женщина имеет право сама решать свою судьбу, она заслуживает счастья. Такое изображение героев, как и появление в любовной лирике темы семьи, было необычно новым для того времени. Любовь у Некрасова настоящая, земная, а не возвышенно-романтическая. Он показывает читателю прозу любви, сложные отношения любящих друг друга людей, становясь в этой теме чистым лириком.

Любому человеку на нашей необъятной планете знакомо такое всепоглощающее чувство, как любовь. Каждый в самом раннем возрасте познает это нежное чувство, но, конечно, у всех это познание происходит по-разному. Кто-то считает главной любовью материнские чувства, а кто-то жить не может без юной красавицы, которую помнит с молодых лет и до самых седин. В любом случае, данное чувство живет в каждом из нас, и жить без него мы не можем. Без любви не рождаются семьи, не появляются на свет дети, ведь дети – это плод настоящей любви, ведь те девять месяцев, что мать носит малыша в утробе – настоящее испытание для пары, и если пара это испытание проходит, на свет появляется настоящая, большая и дружная семья.

Но, помимо повседневной жизни, любви есть место и в литературе. Кажется, что подавляющего большинства произведений просто не появилось бы на свет, если бы творцом не двигало это сильное, великое чувство. Как много поэм написано именно о любви, как много песен слагается в честь этого чувства, а уж сколько стихов – невозможно сосчитать. Сегодня, впрочем, как и всегда, стихи – лучшее признание в любви, ведь мужчины часто не могут придумать ничего иного, кроме слов, а женщины как раз и любят ушам. Эту простую истину поэты усвоили еще тогда, когда только зарождалась литература, и успешно применяют простую формулу и по сегодняшний день.

Скорее всего, без любви не родилось бы подавляющее большинство произведений.

Благодаря любви многие поэты могли творить. Часто для того, чтобы создать произведение, необходима муза, и поэты находили эту музу в прекрасной женщине. Они были очарованы красотой, улыбкой, или другими важными, но едва заметными простому обывателю вещами. Конечно, Николай Некрасов не стал исключением из правил, а, скорее подтвердил их, ведь в его произведениях тема любви занимает особое место. Здесь можно найти настоящую, неподдельную искренность, терпение и понимание, множество душевных мук, страданий и переживаний – все это поэт старался не только выложить на бумагу, но и донести до своей избранницы. Возможно, это и стало причиной того, что стихотворения актуальны, понятны и интересны людям любого возраста – тем, кто только открывает для себя это светлое чувство, и даже тем, кто уже давно забыл, что такое – любить по-настоящему.

Любовная лирика Николая Некрасова

Несмотря на то что Некрасов не вызывает ассоциаций именно с любовной тематикой, этот вопрос им охвачен довольно широко. В этом нет ничего удивительного. Поэт был довольно привлекательным мужчиной, который часто не мог устоять перед женской красотой, а что сделать поэту для того, чтобы покорить сердце возлюбленной? Поэт делал то, что умел, и то, что получалось у него лучше всего – писал стихи, и стихи получались красивые.

Некоторые из них несут в себе трагедию и боль утраты, другие описывают неземное счастье, которое дарит искренняя любовь. В любом случае, каждое стихотворение – это важные этапы жизни поэта, и они подробно рассказывают о его личной жизни, и даже о его характере.

Сам Некрасов однажды признавался в обыденном разговоре, что первые его любовные стихотворения получили право на свое существование благодаря его мимолетной и совсем еще юношеской влюбленности в служанку – тогда эти чувства казались ему настоящими, горячими и несбыточными – девушка была до безумия прекрасна, и ровно настолько же недоступна не только из-за своего социального положения, но и из-за нерешительности поэта, его страха быть отвергнутым. В будущем в жизни поэта присутствовали другие женщины – подобная любвеобильность свойственна каждому поэту, однако, то первое чувство он запомнил навсегда.

Позже в жизни поэта были женщины, которые удостоились целого цикла произведений – именно их можно было назвать настоящими музами, именно они вели поэта вперед и мотивировали. Он писал без остановки, зная, что его возлюбленная прочитает произведение и не будет сдерживать эмоций – он знал, что, благодаря подобному вдохновению, будет услышан.

Стихотворения Некрасова о любви

Где твое личико смуглое
Нынче смеется, кому?
Эх, одиночество круглое!
Не посулю никому!

А ведь, бывало, охотно
Шла ты ко мне вечерком,
Как мы с тобой беззаботно
Веселы были вдвоем!

Как выражала ты живо
Милые чувства свои!
Помнишь, тебе особливо
Нравились зубы мои,

Как любовалась ты ими,
Как целовала, любя!
Но и зубами моими
Не удержал я тебя...

Данное стихотворение – самое открытое проявление эмоций, которые рождаются у человека, потерявшего свою возлюбленную. Некрасов, пусть и в немного шуточной манере, рассказывает о том, как счастлив он был со своей избранницей, как приятно они проводили время вместе, и как замечали даже самые необычные положительные черты друг друга. Конечно, Некрасов жалеет, что подобные отношения прекратились, любимая ушла, и теперь поэт, к сожалению, даже не знает, где она и с кем. Во всем произошедшем он винит исключительно себя – это он не уберег отношения, не удержал девушку рядом с собой, и теперь вынужден лишь вспоминать. Данному стихотворению свойственна необычайная искренность, чистота и открытость – так и чувствовал Николай Некрасов.


Давно - отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил -
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней - любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда.
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь - один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова -
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою...

В данном произведении тему любви поэт умело сочетает с пейзажной лирикой – именно это помогает полностью прочувствовать весь спектр эмоций, которые ему приходилось испытывать. Проходя по давно знакомым местам, поэт ощущает, как больно ему было, когда избранница его отвергла. Все, что окружает поэта в данный момент, возвращает в душу былые чувства, позволяет заново окунуться в омут страданий и почувствовать горечь и трагедию. Поэт одновременно мучается и наслаждается, ведь, как бы ни была сильна его боль и горечь, чувство любви прекрасно и неповторимо.

Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг,
И в душе твоей, кроткой и нежной,
Злое чувство проснулося вдруг -

Все, что вызвано словом ревнивым,
Все, что подняло бурю в груди,
Переполнена гневом правдивым,
Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором -
Всю до капли досаду излей!

Но когда, отдохнув от волненья,
Ты поймешь его грустный недуг
И дождется минуты прощенья
Твой безумный, но любящий друг -

Позабудь ненавистное слово
И упреком своим не буди
Угрызений мучительных снова
У воскресшего друга в груди!

Верь: постыдный порыв подозренья
Без того ему много принес
Полных муки, тревог сожаленья
И раскаянья позднего слез...

Данное стихотворение написано в форме своеобразного напутствия девушке, которая рассталась со своим кавалером. Поэт рекомендует не держать на бывшего возлюбленного зла, он убеждает прекрасную даму в том, что мужчина уже понял самостоятельно все ошибки, которые ему довелось совершить, много раз пожалел о своих действиях. Опытный поэт знает, что помнить обиды нет необходимости, а в памяти нужно оставлять только самые приятные моменты совместной жизни. Пусть все обернулось не так радужно, как хотелось, однако, любовь была, и остаться от нее должны только положительные впечатления.

Как ты кротка, как ты послушна,
Ты рада быть его рабой,
Но он внимает равнодушно,
Уныл и холоден душой.

А прежде... помнишь? Молода,
Горда, надменна и прекрасна,
Ты им играла самовластно,
Но он любил, любил тогда!

Так солнце осени - без туч
Стоит, не грея, на лазури,
А летом и сквозь сумрак бури
Бросает животворный луч...

Данное стихотворение Николая Некрасова отлично демонстрирует, как влюбленная девушка способна меняться. Она подстраивается под своего партнера, старается сделать его счастливым, совсем забывая про особенности своего характера. Некрасов считает это одновременно и хитростью, и ошибкой – он напоминает девушке о том, какой она была раньше, чем жила и чем интересовалась, однако, встретив мужчину своей мечты, она все это потеряла. Стихотворение показывает, как все в жизни изменчиво – сначала гордая и своенравная красавица отвергает кавалера, играет его чувствами, а потом сама влюбляется и подчиняется.

О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажете: увы!
Отдайте ей ее посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской...

О ты, чьих писем много, много
В моем портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай время мне доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей.
Но и теперь они мне милы -
Поблекшие цветы с могилы
Погибшей юности моей!

Это произведение рассказывает о переписках между возлюбленными, обо всей их ценности в моменты, когда двое находятся в отношениях, и обо всей их горести, когда отношения подходят к концу. Поэт рекомендует после расставания избавляться от подобных переписок хотя бы потому, что они делают человеку больно – не нужно раз за разом перечитывать то, что еще недавно горело в груди, а сейчас оставляет лишь ожог. Некрасов ностальгирует по своей юности, в которой не мог избежать подобных ошибок, и старается максимально предостеречь других.

Заключение

Времена меняются, меняется наше окружение, меняется весь мир. Одно остается неизменным из века в век – это человеческие чувства. Как бы ни развивалась наша Вселенная, люди всегда будут любить, и до скончания веков признаваться в любви с помощью стихотворений. Произведения Некрасова о любви – это своеобразный учебник по миру жаркой любви, который способен скрасить любые переживания и наставить молодых на истинный путь.

1. Любовная лирика Н. А. Некрасова
2. Образы лирических героев Некрасова.

4. Рассвет и закат любви и отношение к ним лирического героя.

Обиды, размолвки, раскаянье - вновь наслаждение,
-Все это глубокой любви порожденье.

«Тирукурал»

Принято считать, что главными темами творчества Некрасова являются проблемы общественного характера, такие, как нелегкая судьба русского народа и гражданское предназначение поэта. Но это не означает, что Некрасов совершенно не уделяет внимания вопросам человеческих взаимоотношений. Любовная лирика довольно часто замечается в произведениях Н. А. Некрасова.

Объект внимания поэта - Любовная лирика с ее размолвками, взаимным непониманием, ссорами и взаимными упреками. Обращаясь к этой теме, поэт остается верен правде жизни.

В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди...» Некрасов стремится показать нам светлое начало даже в неприятных событиях. Ссора между близкими людьми не столь страшна, если за ней следует «возвращенье любви и участья».

В Любовная лирика Некрасова имеет два характера: характер лирического героя и характер лирической героини. Его лирическая героиня - это личность незаурядная, сильная, наделенная живым умом; это подруга и единомышленница, способная оказать поддержку в тяжелую минуту, отыскать выход из сложной ситуации («Ты всегда хороша несравненно...»). Образ лирического героя наиболее полно раскрывается в стихотворении «Застенчивость». В нем отражено одно из сложных душевных состояний, которое испытывает смущенный или угнетенный человек. Лирический герой Некрасова умен и наблюдателен, однако жизнь не оправдала его надежд, и он потерял веру в будущее.

Герой мучительно пытается осознать, каковы же причины его «бесталанной долюшки слезной», его «сознанья бессилья обидного», и находит такой ответ: «Придавила меня бедность грозная». Некрасов психологически верно показывает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней словно чувствующего на ногах «гири железные».

Окружающая действительность сурова не только по отношению к зарождающейся любви, но и к любви разделенной. В стихотворении «Тяжелый год - сломил меня недуг...» мир воспринимается через следующие категории: беда - счастье, борьба, «жизнь без счастья», враг - друг, любимая. Возлюбленная была самым надежным оплотом, но все-таки и она «не пощадила». Причина этого не столько в ней самой и ее характере, сколько в объективных обстоятельствах, в конкретных жизненных условиях: «Истерзана, озлоблена борьбой... / Страдалица! Стоишь передо мной...».

В любви, по мнению Некрасова, нет места неподвижности и однообразию. Например, его стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...» захватывает силой чувства, переживаниями, связанными с различными этапами любви, самой формой выражения своих чувств. Самые первые строки свидетельствуют о напряженности, динамизме любовных отношений, их зависимости от влияния окружающей обстановки: «Да, наша жизнь текла мятежно, / Полна тревог, полна утрат». Влюбленные расстаются на некоторое время; их жизнь в разлуке представляется автору как долгое, но терпеливое ожидание новой встречи:

Но с той поры, как все кругом меня пустынно, Отдаться не могу с любовью ничему, И жизнь скучна, и время, длинно, И холоден я к делу своему.

Постепенно воспоминания героя рисуют ему начало любви. Для него становится очевидно, что развитие чувства неразрывно связано с усилением сомнений.

Огромное значение в союзе двух сердец принадлежит доверию, вере. Не случайно слово «вера» или производные от него так часто повторяются в тексте:

Как ты хотела вери ть мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!

Поэт открывает в преходящих, изменчивых формах земного бытия вечные, незыблемые ценности, и одна из них - любовь, созидающая, покоряющая вершины, способная каждый день сделать счастливым.

Некрасов рассматривает самые разные этапы любовного чувства, иногда объединяя их в одном произведении, как, например, в стихотворении «Давно отвергнутый тобой...». Сначала лирический герой выглядит отчаявшимся, находящимся на грани самоубийства; однако вскоре он снова обретает счастье взаимной любви, а с ней и возвращается и ощущение полноты и радости бытия. Но в конце концов любовь уходит, и все вокруг теряет свое очарование. Возвышенные чувства никак не защищены от грубого вторжения враждебного мира, и непредсказуемость судьбы порождает ощущение трагизма человеческой жизни.

В лирической миниатюре «Прости», своей формой напоминающей заклинание (из-за повтора слова «не помни»), мы можем проследить связь любви с конкретными жизненными событиями:

Прости! Не помни дней паденья.,
Тоски, унынья, озлобленья., -
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Герой с благодарностью вспоминает о былом счастье, ему горько расставаться с прошлым. Он хочет, чтобы дни взаимного счастья оставались светлыми и в памяти его возлюбленной. По мнению автора, чувство признательности к ушедшей любви помогает преодолеть болезненность разрыва. Тот, кто любил, должен оставаться внимательным и терпеливым; он не имеет права покидать те вершины, на которые его возвела любовь. Благородство сердца проявляется и в начале любовных отношений и на закате чувства. Поэтому последние строки стихотворения «Прости» звучат как напутствие:

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, -
Благослови и не забудь!

«Любви светило» воспринимается как живое существо: некогда оно «ласково всходило», согревало сердца героев, вселяя в них надежду на возможность преодоления все жизненных невзгод.

Прочитав даже немногие из стихотворений Некрасова, нельзя не согласиться с утверждением, что поэт обогатил русскую литературу новыми поэтическими открытиями, по-своему осмыслив вечную тему любви и взаимоотношений двух любящих людей.


Н.А. Некрасов – величайший поэт 19 века. Любовная лирика играет немаловажную роль в его жизни и творчестве. Он ставит человеческие переживания и мысли на первый план, показываю всю глубину душевных волнений влюблённых. Рассмотрим данный факт на примере одного известного стихотворения: >, написанное автором в 50 годы 19 века.

Данное лирическое произведение, посвящено возлюбленной поэта, Авдотье Яковлевне Панаевой.

Роман между Некрасовым и женой его друга продлился 15 лет. На протяжении этого долго времени немало написано стихотворений, посвящённых этому прекрасному чувству. Целый цикл произведений любовной лирики носил имя возлюбленной поэта. Но, несмотря на оживлённый характер их отношений, их чувства ослабевали под натиском общественной критики. Именно этому грустному событию Николай Алексеевич посвятил данное произведение.

Название стихотворения характеризует эмоциональное состояние лирического героя, который сожалеет об угасших чувствах возлюбленной.

Гениальность поэта позволяет нам представить более полную картину происходящего.

Резкие фразы и взволнованный мотив передают эмоциональную нагрузку, которую положил автор в основу своего произведения. Некрасов выражает свою любовь, которую он испытывает к Панаевой. Автор сожалеет о том, что в их отношениях пропала страсть и эмоции, что чувства, равно как и сами отношения, обречены на гибель.

Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор произведения. Николай Алексеевич использует различные средства выразительности, которые помогают читателю получить очень яркую и чувственную картину происходящего. В стихотворении используется метафора:>, которая указывает на безответственное отношение к чувствам. Также автор использует антитезу:>, указывающую на тот факт, что лирический герой верит в искренность чувств своей возлюбленной. Поэт не забывает об эпитетах, которые предают его произведению особую художественную нагрузку. Многоточие, употребляемые Некрасовым, выражают недосказанность, которая символизирует непередаваемые чувства поэта.

Данное лирическое произведение наполнило меня эмоциями, которые заставляют задуматься об отношениях между мужчиной и женщиной. Чувства, переданные автором, очень близки мне, поэтому я считаю, что Некрасов мастерски выразил всю глубину душевных переживаний двух влюбленных людей.

Обновлено: 2017-09-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема любви решена в лирике Н.А. Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство «в прекрасных мгновениях», Н.А. Некрасов не обошёл вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди…»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н. Скатова, он «не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу». В его стихах рядом с любящим героем появился образ независимой героини, подчас своенравной и независимой («Я не люблю иронии твоей…»). А потому и отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой («Да, наша жизнь текла мятежно…»). Такое непонимание вызвано иногда разным воспитанием, разными условиями жизни героев. В стихотворении «Застенчивость» робкий, неуверенный в себе разночинец сталкивается с надменной светской красавицей. В «Маше» супруги не могут понять друг друга, так как получили разное воспитание, имеют разное представление о главном и второстепенном в жизни. В «Гадающей невесте» - горькое предчувствие будущей драмы: наивной девушке нравится в избраннике внешнее изящество манер, модная одежда. А ведь за этим наружным блеском чаще всего скрывается пустота. Наконец, очень часто личные драмы героев являются продолжением социальных драм. Некрасов предвосхищает образ Сонечки Мармеладовой Достоевского в стихах «Еду ли ночью по улице темной…». И хотя в «Записках из подполья» Достоевский иронизирует над наивной верой в «прекрасное и высокое» лирического героя стихов Некрасова «Когда из мрака заблужденья…», эта ирония, даже полемика не отменяет сочувственного отношения писателя к благородным порывам человека, стремящегося «выпрямить» и спасти «падшую душу». «Спаситель» в стихах Некрасова хорошо знает психологию «падшей души», ее затаенные комплексы. Сам поднявшись над болезненным состоянием унижаемого человека, он старается избавить от него и героиню. Он знает, что ей нужно жить самой собой, а не чужим мнением о себе, приводящим героиню к тайным сомнениям, гнетущим мыслям, болезненно-пугливому состоянию души: «Зачем же тайному сомненью / Ты ежечасно предана? / Толпы бессмысленному мнению / Ужель и ты покорена?».

По сути, перед нами женский вариант драмы «маленького человека», униженной и обиженной, а потому и болезненно-гордой души, напоминающей будущую Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского, тоже пригревшую «змею на груди». А лирический герой Некрасова своим активным и пронзительным состраданием напоминает князя Мышкина.

Основное внимание хотелось бы уделить «панаевскому циклу». Авдотья Яковлевна Панаева - главный адресат интимной лирики Н.А. Некрасова. Отношения с А.Я. Панаевой стали темой многих стихотворений Н.А. Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам Н.А. Некрасов видел в своих стихотворениях не просто обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти произведения в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. «Панаевский цикл» - пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Н.А. Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Ф.И. Тютчева, «поединок роковой».

Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре «панаевского цикла» - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Н.А. Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он, по словам Николая Скатова, «дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать».

Основные мотивы (мотив - устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений) «панаевского цикла»: мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной…», «Мы с тобой бестолковые люди…»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя…», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей…»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно…», «Давно - отвергнутый тобою…»); писем («Сожжённые письма») и др. «Панаевским» стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг…» и «Тяжёлый крест достался мне на долю…», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; «нервность» интонации, передающая почти «достоевские» страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Итак, любовная лирика Н.А. Некрасова своеобразна прежде всего тем, что в ней проявляется «проза любви». В его лирическом цикле показана сложность отношений людей: споры, ссоры, встречи и расставания. Лирический герой видит достоинства и недостатки своей возлюбленной, ему с ней нелегко. Отношения героев неровные: от взаимных обид, укоров, недоверия - к былой страсти. Но разрыв неизбежен, герой предчувствует его:

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она недалека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Каждое стихотворение цикла заканчивается многоточием, словно намекает на некую недосказанность, недоговоренность, а начала стихотворений - продолжение вновь и вновь начинаемого спора, диалога, даже ссоры.

В любовной лирике Н.А. Некрасова нет атрибутов романтической поэзии: соловьев, цветущих роз, но есть психологический анализ чувства и взаимоотношений, показан внутренний мир героев. Лирический герой словно оценивает свое чувство.

Новаторство любовной лирики Н.А. Некрасова состоит не только в новизне содержания («прозы жизни»), но и в том, что для изображения «непоэтических» явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

В стихотворениях «панаевского цикла» много вопросительных, побудительных предложений, много обращений к возлюбленной и к самому себе.

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Это позволяет достичь глубины самоанализа и отразить противоречивость эмоций.