КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
«НАШИ ЧУВСТВА И ДЕЙСТВИЯ»

ЦЕЛИ
- определить ведущие механизмы психологической защиты у детей;
- обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй;
- корригировать подсознательные центры защиты за счет снижения значимости неудачных поступков и действий - «Не очень-то и хотелось».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Проблемная ситуация
Незнайка приносит детям две смешные фигурки, вылепленные из пластилина, и предлагает угадать, кого слепила его подружка Оля. Все варианты детей выслушиваются, а затем предлагаю послушать стихотворение, которое «сочинила» Оля:
Девочка и пластилин (Н. Матвеева)
Я леплю из пластилина-
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак...
Если кукла выйдет плохо,
Назову ее Дуреха,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Дурак.
Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
-Разве кукла виновата?
Разве клоун виноват?
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь грубовато,
Ты сама же виновата,
А никто не виноват...

Совместное обсуждение проблемной ситуации:
Кого лепила из пластилина девочка?
Почему она назвала куклу Дурехой, а клоуна- Дураком? (Девочка рассердилась на вылепленные ею игрушки.)
Почему так грубо назвала свои игрушки девочка? (Разозлилась на то, что у нее игрушки получились плохо.)
Что чувствовала девочка, когда увидела, что игрушки у нее получились плохо? По окончании обсуждения проблемы предлагаю детям послушать концовку стихотворения;
Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко...
Я леплю из пластилина,
Приговариваю так:
-Если кукла выйдет плох,
Назову ее - Бедняжка,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его - Бедняк.
2. Доверительная беседа на тему «Когда мне бывает плохо...»
- Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувствует? (Волнение, гнев, досаду, обиду)
- Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо, расскажите о них. Что вы чувствовали в этой ситуации? Что вам хотелось сделать?
- Когда вам бывает плохо, что вы делаете, чтобы почувствовать себя лучше? (Выяснение защитных реакций у детей в сложных для них ситуациях.)
Обобщив ответы детей, отвечаю, что все люди используют разные способы, чтобы улучшить свое состояние, но все должны помнить, что при этом они не должны вредить другим.
3. Советы:
А теперь, ребята, нам хочется дать вам совет, как
избавиться от своих неприятностей с помощью рисования;
- если вас мучают страхи, то возьмите карандаши и нарисуйте то, чего вы боитесь, а потом заштрихуйте свой страх - вы получите облегчение;
- с помощью рисунка вы можете нарисовать своего обидчика и высказать ему все, что вы о нем думаете;
- с помощью рисунка можно пофантазировать, исполнить все свои желания и мечты. (искупаться в море, побывать в лесу, в цирке, в зоопарке и т. д.)
Предлагаю помочь девочке Оле поднять настроение и нарисовать ей веселого клоуна и нарядную куклу.
4. Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла»
Рисование осуществляется с помощью заранее приготовленных пиктограмм:
- Что вы чувствовали, когда рисовали веселого клоуна и нарядную куклу?
- Почему?

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Пообщавшись с людьми, побывав на множестве тренингов и проведя не одну консультацию, мы убедились, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Что вызывает чувства и эмоции

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека

Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Мы думаем, что пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте и удивляйтесь:-)

А

Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

Виды азарта:

  • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

  • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

Азарт игрока в казино.

Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

Б

Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

В

Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

Г

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

Д

Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

У

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

Ф

Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Ш

Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

Психологи, различают:

  • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
  • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
  • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

Э

Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

Экстаз - высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления.

Энтузиазм - эмоциональное состояние, которое отличает ярко выраженная самозамотивированность. Очень ресурсное состояние, которое может быстро угаснуть.

Я

Ярость - сильный, бурно проявляющийся гнев, неистовство, порыв сильной страсти с агрессивным поведением, крайняя форма проявления гнева. Активное противостояние тому, что считаем злом, желание сражаться, биться за свою идею, права, свободу, независимость или другие ценности. Человек, находящийся в состоянии Ярости, практически не контролирует свои действия в конфликте.

Тема: Наши чувства и действия

Цель : формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей, развитие чувства толерантности, воспитание положительного отношения к своей жизни и к жизни окружающих.

ИКТ : мультимедийный комплекс.

Материалы : презентация, мягкий кубик, резиновая игрушка, мягкая игрушка, матрешка, машинка,

План

  1. Оргмомент
  2. Сообщение темы и целей урока
  3. Различие чувств
  4. Подведение итогов

Ход классного часа

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть сегодня на нашем занятии.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня классный час я хотела бы начать с такого вопроса: Как вы считаете, что такое чувство?

Чувство – это интуитивное, неосознанное ощущение чего-либо.

А как вы считаете, может ли прожить человек без чувств?

Конечно нет. Существует такое высказывание «Если бы человек не поддавался чувствам, он бы ненавидел жизнь и хотел бы, чтобы она поскорее кончилась или никогда бы не начиналась».

Так вот мы сегодня с вами поговорим о чувствах человека. Какие чувства испытывают люди, и какие действия нужно предпринимать, когда мы испытываем то или иное чувство? Тема нашего классного часа: «Наши чувства и действия»

  1. Органы чувств и внутренние ощущения

Итак, разберемся, что же такое чувство человека.

Чувство – это подсознание человека, какое-то его ощущение.

У вас на столах лежат разные предметы. Пожалуйста, посмотрите на них и опишите их. Какие они? (резиновые, пластмассовые, разноцветные) Через какое чувство вы это поняли? – Через зрение.

А теперь возьмите их в руки. Что вы можете мне сказать про эти предметы. Какие они? (мягкий, шершавый, гладкий, твердый)

Как вы это поняли? – Почувствовали руками.

Чувство, при помощи которого мы ощутили качество предмета, называется осязанием.

Мы с вами посмотрел на эти предметы и потрогали их. Мы использовали зрение и осязание.

А сейчас пожалуйста один желающий выйдет ко мне. Я завязываю ему глаза и прошу ответить. Какой запах он чувствует?

(дольки мандарина или апельсина. Ребенок должен сказать какой запах он чувствует). Пожалуйста а теперь попробуй. Что ты можешь сказать. – Вкусно, кисло.

Скажите какие чувства испытал ваш одноклассник. – Чувство вкуса и запаха.

Правильно. А когда вы слушаете, когда вам учителя что-то говорят, какое чувство используется в тот момент – Слух.

Итак, существует 5 физических чувств человека. Зрение, осязание, обоняние, вкус и слух.

Но, помимо физических чувств есть еще и другие чувства.

Давайте посмотрим на картинки. Что вы можете сказать об этих людях? Какие чувства они испытывают?

Страх

Радость

Обида

Грусть

Смех

Итак, чувство – это не только физическая способность ощущать предмет, его запах, форму и цвет, но это еще и наше внутреннее состояние. Весело нам или грустно, страшно или спокойно.

  1. Различие чувств

Давайте послушаем музыку и подумаем, какие чувства она у нас вызывает:

1 мелодия – грустная

2 мелодия – веселая

3 мелодия – таинственная

  1. Проявление внутренних чувств человека

Посмотрите на данную фотографию (грустный человек)

Что вы можете сказать о чувствах человека? – он печальный, грустный

Почему он такой? – может что-то произошло

Что в таком состоянии хочется человеку сделать? – побыть одному, ни с кем не разговаривать, уйти от всех и т.д.

Если вы увидите вашего друга или ваших родителей в таком состоянии, что вы сделаете? – подойду и поговорю с ним, попытаюсь развеселить его.

Как можно развеселить человека? – Съесть что-то сладкое. Послушать музыку. Поиграть – и настроение повысится. Давайте немного поиграем. Каждый из вас получит роль. Я буду рассказывать сказку репка. А вы когда слышите свою роль садитесь на корточки. – Репка

Итак, вы знаете, что делать, когда вам будет грустно.

Давайте теперь посмотрим на следующую фотографию. (Злой человек)

Какие чувства испытывает этот человек? – злой, недовольный.

Почему он такой? – чем-то недоволен, что-то не так.

Что в таком состоянии хочется человеку сделать? – подраться, ударить что-то, порвать и т.д.

Если вы увидите вашего друга или ваших родителей в таком состоянии, что вы сделаете? – попытаюсь успокоить, поговорить, налить чай.

Можно подумать о чем-то приятном и сделать успокаивающий массаж. Давайте попробуем сделать массаж лица.

Сначала помассируем вески, под глазками, шею, за ушами и т.д.

Следующая фотография – веселый человек

Какие чувства испытывает этот человек? – они счастливы

Почему? – потому что вместе, все хорошо.

Что вам хочется сделать, когда вам весело?

Фотография – виноватый

Какие чувства испытывает этот человек? – ему стыдно

Почему? – что-то плохое сделал

Что вам хочется сделать когда вам стыдно? –

Что бы вы посоветовали? – признаться и постараться не совершать больше таких поступков.

  1. Подведение итогов

Итак, чувства человека – это уникальное явление, без которого невозможно жить. Важно уметь правильно понимать чувства свои собственные и своих близких.

Чувства, человеческие чувства,

Кто позволил ими поиграть?

Чувства-это же святое!

Чувства надо просто уважать!

Просто видеть, понимать, пытаться,

В чувствах человека разобраться.

Надо очень-оень постораться

Разгллядеть тяжолую беду,

Отличить от радости обиду,

И понять предательство и злобу.

Выход в ситуации найти,

В человека положение войти.

Надо прото человечным быть,

Окружающих людей уметь ценить!

Я хочу, чтобы вы помнили о том, что нужно делать, когда вам грустно, страшно, стыдно и весело.

Список использованной литературы

То, что пишу ниже — не надо воспринимать буквально. Эти определения и схемы — не более чем удобный и эффективный инструмент.

Чувства и действия

Чувства — это остановленные действия . Всегда можно понять или постараться понять какие именно действия. Если их совершить, то чувства выполняют свою работу и исчезают.

Чувства также исчезают, а точнее изменяются-модифицируются — если их интенсивно прожить, пережить, осознать-пронаблюдать, вчувствоваться, и в конце концов как-то их эмоционально отреагировать.

Направленность чувств

Чувства — это такая эмоциональная батарейка для того, чтобы совершить определенные действия, на которые эти чувства направлены.

Чувства всегда имеют личностный (или объектный) вектор направленности.
Чувства без вектора направленности — это фальшивая обертка, которая скрывает истинные чувства с имеющимся вектором.

Подавление чувств

Люди подавляют/останавливают действия и от этого разгораются чувства. Разные (не всегда полезные). Далее. Люди подавляют чувства и получают хронические зажимы в теле и соматические заболевания.

Для того, чтобы понять как действовать тому, кто находиться в психологическом тупике, нужно разобраться, какие именно чувства он подавляет. После чего становиться понятным какие действия следует совершить, чтобы выйти из этого тупика. Не всегда есть возможность направить их по истинному вектору направленности и тогда их нужно хотя бы «отреагировать», чтобы они изменились на новые.

Иногда в отношениях, мы используем людей для того, чтобы они помогли вызвать в нас те чувства, которые мы себе не позволяем.

Люди с подавленными чувствами, бессознательно делают так, чтобы эти чувства испытывали окружающие. Таким образом, они добиваются желаемых действий/событий (иногда как бы «вынужденно-ответных» — со своей стороны), избегая ответственности инциатора.

Как усилить чувства

Вообще чтобы действие совершить наиболее эффективно — следует иметь сильную мотивацию (мощные сильные чувства), а чтобы усилить чувства (мотивацию к действию) — нужно какое-то время не позволять себе это действие совершать.

Таким образом достигается баланс, когда борьба этих двух факторов — приводит к тому, что действия совершаются лишь когда чувства разгораются до достаточно высокого уровня мощности, и с другой стороны действия требующие для реализации мощных чувств — не совершаются пока эти чувства не накопятся от неделания.

Тут содержится секретный рецепт усиления мотивации и чувственности. Становится понятным, что иногда удержание от действий — может быть более сильным мотиватором, чем понукание.
Отсюда понятие «запретного плода», «препятствия усиливают чувства» и т.п. Причем обратите внимание, что оптимальным образом это усиливается — когда источник запрета и препятствий находится снаружи. Не зря нации с мощными запретами, типа мусульман, демонстрируют повышенную страстность.

Иногда для такого усиления — нужен кто-то еще со стороны, который поможет что-то подавить или усилить. Пусть даже и опосредованно. Как правило, люди, которые были бы друг другу полезны в этом, — находят друг друга по таинственным неисповедимым путям, с завидной подходящестью друг-для-друга словно ключик точно входит в замочек.

Чувства и отношения

Отношения существуют как циркулирование действий/чувств (в том понимании как растолковано выше) от партнера к партнеру по определенным индивидуальным орбитам, траекториям и конфигурациям. Помогая, или блокируя друг у друга эти операторы — партнеры вызывают определенные эмоционально-энергетические потоки, которые продуцируют новые действия/чувства.

Отношения, как своего рода дополнительная энергетическая машина для обоих участников. Чтобы снабжать их эмоциями и энергией для тех действий, которые они хотели бы совершать (друг для друга, и по отношению к окружающему миру).

Задача отношений — «разогреть» каждого участника до той «температуры», которой он не смог бы добиться один, для выхода на новый энергетический/эмоциональный/чувственный уровень существования.

Когда данные энергетические потоки нарушаются — отношения начинают «гаснуть». Потоки нарушаются тогда, когда один из партнеров или оба не получает необходимых и ожидаемых действий//чувств от другого (и от отношений), которые ему нужны для оптимального функционирования своей энергетики…

И то, что давало отношениям сильный протуберанец энергии вначале, потом работает против них. То, что вначале объединяло их как разных, дополняющих друг друга энерго-начала, теперь начинает ограничивать другого в паре, тем же способом, каким происходит самоограничение действий//чувств на индивидуальном уровне.

Т.е. отношения начинают испытывать то же давление, которое испытывал каждый из них подавляя сам себя, до того как встретил другого.

Это просто гипотеза одной из причины поломок отношений, отчего они перестают «работать». Когда с энергетикой отношений все в порядке, и есть «ради чего все терпеть», никто не торопиться ничего разрушать, а оба имеют причину чтобы стараться все это сохранить.

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

· определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);

· знак (какое значение – положительное или отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);

· предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

· модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т. д.).

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чувства?

Выделяют следующие формы проявления эмоций:

· выразительные движения или реакции;

· эмоциональные действия;

· высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях.

Выразительные движения – следствие эмоционального возбуждения (т. е. они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздействуют на нас.

Эмоциональные действия выражают или редуцируют эмоциональное состояние. Так, рыдания человека, получившего известие о смерти своего родственника, являются формой выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек участвует в погребальной церемонии, он выполняет специфические эмоциональные действия, т. е. действия, направленные на то, чтобы выразить и “разрядить” владеющие им эмоции. Эмоциональные действия могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство.

Эмоциональные высказывания, или выражение эмоций в форме словесных знаков, указывают на представленность эмоции в сознании человека. В процессе социализации человек из объекта природной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъекта эмоции, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том числе и благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. Этот процесс лежит в основе управления эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то – значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то – значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек.

Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней – необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Так, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ студента, демонстрирующего энергично-деловое настроение, чем естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения его участники стараются контролировать свои эмоции, то на интимно-личностном способность партнеров открывать свои истинные чувства и принимать во внимание эмоциональное состояние другого приобретает решающее значение. В отношениях с близкими необходимо учитывать даже скрываемые ими чувства, в то время как при социально-ролевых контактах в первую очередь следует реагировать на демонстрируемые эмоции.

Источником трудностей и даже конфликтов в отношениях между людьми может стать не только неуместное, но и неумелое проявление эмоций и чувств.

Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой проявления.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду:

1) что у человека данное состояние зафиксировано настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях;

2) что он способен выразить данное состояние в знаковой форме.

Степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он нечто переживает и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный человек испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить). Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен выразить знание о своем состоянии вербально ("Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем"). Именно на этом уровне становится возможным контроль над эмоциями, а именно:

· способность предвидеть их развитие;

· понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Нарушение ориентации в собственных переживаемых эмоциональных состояниях может проявляться в следующем:

· отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.);

· неверная трактовка эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха – как незаинтересованность);

· неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);

· неверная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка "для его же пользы", тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Итак, осознание эмоционального процесса предполагает как способность дать вербальную характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее причинами, с одной стороны, и между эмоциями и действиями, к которым она побуждает – с другой.

Большинство людей без особых затруднений овладевает языком эмоций. Наши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают основаны не только на наблюдениях за выражением их лица, но также и на наблюдении за жестами и голосом, за ситуацией, в которой находится человек. И все же не каждый достигает при этом удовлетворительных результатов.

Причины, по которым далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ, различны. Одни чрезмерно сосредоточены на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. Кому-то это по той или иной причине просто выгодно. У третьих отсутствует навык подобного анализа.

Способы проявления эмоций и степень их адекватности переживаемому состоянию становится самостоятельной проблемой межличностных отношений потому, что в процессе межличностной коммуникации мы сообщаем друг другу не только информацию о собственном эмоциональном состоянии, но и о своем отношении друг к другу.

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоционального состояния:

· ненастойчивый, цель которого, скорее, скрыть подлинную эмоцию;

· агрессивный, цель которого "преподать урок" партнеру;

· открытый, или уверенный, цель которого дать знать, что вы чувствуете без того, чтобы вызывать чувство вины или агрессию у партнера, а в случае собственных негативных эмоций сообщить о них таким образом, который позволит дать знать, что вы чувствуете и, следовательно, понять вас.

Сама структура сообщения в каждом из этих способов будет различаться.

Так, агрессивное сообщение, помимо того, что в нем используются сильные оценочные определения, как правило, построено как "ты-послание", в котором ответственность за переживаемую эмоцию возложена на другого человека ("ты выводишь меня из себя", "ты обидел(а) меня", "как ты мне надоел(а)"). Высказывания такого рода имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них обвинение, вызывает у обвиняемого прежде всего желание защититься, а не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, переложив на партнера ответственность за свою эмоцию, адресант тем самым передает ему и власть над собой, поскольку изменение его эмоционального состояния зависит теперь от другого человека.

Сообщения даже о негативных эмоциях, не разрушающие атмосферу доверия, партнерства, должны носить характер "я-посланий". Такие послания не угрожают самооценке ваших партнеров и одновременно позволяют вам принять ответственность за свои эмоции на себя, а значит открывают возможность управлять ими (например, "я нервничаю, потому что мне кажется, ты специально делаешь не так, как я прошу", "я расстроился, поскольку рассчитывал вместе провести время").

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих эмоциях сопровождается указанием причин, вызывавших данное состояние, и потребностей, которые были при этом задеты.

Сообщение о собственных чувствах и понимание чувств других – чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человека открыто говорят о своих реакциях на действия другого. Большинство из нас сдерживают чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно открытым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в полном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичным образом, мы ничего не знаем о результате наших собственных действий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда отрыто не говорилось.

Но даже если мы настроены говорить с партнером о своих чувствах и эмоциях, трудности могут возникнуть при выборе способа их выражения.

Способы словесного выражения эмоционального состояния или отношения к чему-либо чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

· эмотивно-оценочная лексика и фразеология (например, глупец, дурак, звезд с неба не хватает );

· называние эмоции или чувства (например, “Я беспокоюсь”, “Я смущен”, “Мне приятно с тобой”) ;

· сравнительное или метафорическое описание эмоций и чувств (например, “На ней лица нет”, “Места себе не нахожу ”, девушка, чье предложение о дружбе встретило резкий отказ, сказала: “Как будто мне только что ампутировали руку” ).

Ниже приводятся примеры высказываний, в которых (1) содержится описание того, что чувствует говорящий, или (2) такое описание отсутствует. Заметим, что проявление чувства с использованием описания эмоций говорящего менее подвержено неправильному толкованию со стороны слушающего.

Выражение чувства с помощью описания Выражение чувства без

своего эмоционального состояния описания своего эмоциональ-

ного состояния

“Я смущен”. Краснеет и ничего не говорит.

“Мне приятно”.

“Я раздосадован”.

“Я рассержен!” Внезапно замолкает в

“Я волнуюсь по этому поводу.” середине беседы.

“Я обижен тем, что вы сказали.”

“Мне нравится ее чувство юмора.” “Она прекрасный человек”.

“Я уважаю ее способности и

компетентность.”

“Я люблю ее, но чувствую, что не должен

говорить об этом.”

“Мне так обидно, что я не могу “Замолчи!!!”

больше этого слушать.”

“Я сержусь на самого себя.”

“Я сержусь на тебя.”

Анализируя проблему эмоционального самораскрытия, исследователь межличностной коммуникации Дж. Л. Уоллен предлагает при описании чувств и эмоций, возникающих в процессе взаимодействия между людьми, строить высказывания с учетом следующей информации:

1. Указание наконкретные действия другого человека, которые вызвали у вас те или иные эмоции. Это позволяет вашему партнеру понять, о каком именно поведении идет речь.

“Вы прервали меня прежде, чем я закончил свое предложение”.

2. Описание собственных чувств в динамике, чтобы они воспринимались как способные к изменению, а не как сложившиеся раз и навсегда. При этом то, что беспокоит, лучше обсуждать сразу, не накапливая обиды:

“Мне нравится то, что вы только что сказали” или

“То, о чем вы только что говорили, вызывает во мне чувство протеста”.

3. Для поддержания партнерских взаимоотношений важно, чтобы высказывания имели:

а) конкретный, а не обобщающий характер. Лучше сказать: “Ты уронил мои бумаги ”, чем: “Ты никогда не смотришь за тем, что делаешь”;

б) проверяющий, а не утвердительный характер. Лучше сказать: “Ты еще не разговаривал с N?”, чем “Почему ты не поговорил с N?”;

в) информирующий, а не приказывающий характер. Лучше сказать: “Я еще не закончил”, чем “Не перебивай меня”.

4. Использование уточняющих реплик для того, чтобы убедиться, что вы не сделали ошибочных заключений о чувствах другого. “Я подумал, что тебя не очень заинтересовала моя идея. Я не прав?”; “Мое последнее заявление беспокоит тебя?”

5. Наименьшую пользу несут те высказывания, которые звучат как информация о другом человеке, хотя на самом деле являются выражением чувств говорящего, а именно:

а. Осуждение другого человека. “Ты никогда не проявляешь внимания”.

б. Приклеивание ярлыка или оскорбление. “Ты – жулик”. “Ты такой грубый”.

в. Обвинение –приписывание нежелательных мотивов другому.“Тебе нравится унижать людей”. “Ты всегда хочешь быть в центре внимания”.

г. Приказания и распоряжения. “Прекрати смеяться”. “Не говори слишком много”.

д. Сарказм. “Ты всегда смотришь на вещи оптимистически, не так ли?” (в противоположном значении).

Таким образом, целью описания собственных чувств является стремление положить начало диалогу, который улучшит межличностные отношения. Отрицательные чувства – показатель того, что что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что вы оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и ошибочных сообщений. Игнорировать отрицательные чувства – все равно, что игнорировать предупредительный сигнал, который указывает на то, что электросеть перегружена. Описание собственных чувств не должно быть попыткой принуждения другого человека измениться. Исходную установку можно сформулировать следующим образом: “Чему каждый из нас может научиться в этом обсуждении, чтобы сделать нашу совместную работу более продуктивной и более приятной?”

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение понятию “межличностная коммуникация”.

2. Наличие каких умений и навыков предполагает коммуникативная компетентность человека?

3. Что означает понятие “эффективная межличностная коммуникация”?

4. Перечислите аксиомы межличностной коммуникации, сформулированные П. Вацлавиком.

5. Перечислитетипыситуаций межличностного взаимодействия, вызывающих стресс.

6. Каковы основные причины стрессовых социальных ситуаций?

7. Какие характеристики межличностного взаимодействия можно выявить и описать с помощью понятия “коммуникативный стиль”?

8. Что лежит в основе различия коммуникативных стилей поведения людей?

9. Какова особенность эмоциональных проявлений на социально-ролевом, деловом и интимно-личностном уровнях межличностного взаимодействия?

10. В чем отличие открытого способа выражения эмоционального состояния от агрессивного?

Основная литература:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.

Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2000.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 2005.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.:.Питер, 2001.


Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000.

Argyle M., Furnham A., Graham J.A. Social Situations. Cambridge University Press, 1981.

См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.

См.: Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

См.: Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998.

Аргайл М., Фурнхэм А., Грэхэм Дж. А. Стрессовые ситуации // Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 220.

См.: Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М.: Смысл, 2005.

См.: Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

См. Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, 1997, № 6, с. 73-83.

См.: Дементьев В.В. Вторичные речевые жанры: онтология непрямой коммуникации // Жанры речи: Сб науч. статей. Саратов: Изд-во Гос. Уч.-науч. центра «Колледж», 1999. с. 41.

Подчеркнем, что речь идет о невербальной составляющей процесса взаимодействия между людьми, сопровождающей вербальное поведение. Мы не рассматриваем такие подпадающие под определение невербальных знаков явления, как язык глухонемых или сигнализация с помощью флажков и т. п., т. е. самостоятельные знаковые системы коммуникации, элементы которых имеют (подобно вербальному языку) достаточно определенные значения.

См.: Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения // Психологический журнал, 1997, № 5. С. 85-94.

Цит. по: Эган Дж. Слушание: непременное условие поддерживающего поведения // Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 334-335.

См. Эган Дж., Слушание: непременное условие…, с. 336-340.

Уоллен Дж. Л. Развитие эффективной межличностной коммуникации // Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001, с. 472.

См.: Уоллен Дж. Л. Развитие эффективной межличностной коммуникации…, с. 460.