Про то, как приходится отвечать за свои слова...

На прошлой неделе случился со мной курьезный случай из серии "Думай что говоришь". Ну а если конкретно, задали мне казалось бы совершенно невинный вопрос могу ли я сделать гирю из папье-маше. Ну я без всяких сомнений в собственных силах и покивала утвердительно.

Вау! - сказали мне.

Нам нужна гиря для конкурса на День защиты детей. Точно сделаете?

Да не вопрос, ответила я, не ожидая подвоха. Действительно, чего там слишком мучиться, не великих размеров штука, думала за день управлюсь. Да вот только оказалось, что гиря должна быть как бы это сказать, несколько больше обычной! Вот тут мне и пришлось проявлять фантазию и всячески изворачиваться. И вот как это было....

Надула большой резиновый шар, ну этот, на котором сидя прыгают. И как проклятая два дня обклеивала его слой за слоем газетами и бумагой для принтера. Кстати газеты в этом деле плохой вариант, очень тонкие. А вот офисная бумага - самое то. Просушила

А потом сдула шарик и осталась у маня в руках чудесная крепкая заготовка. Причем понравилась она мне безумно, так и захотелось применить ее в каких нибудь декоративных целях, например вазу напольную сделать. Но у меня сейчас другая цель, я помню...

Поэтому приклеила из картона дно и выдумала ручку. Из чего выдумала? Даже не спрашивайте, мне просто повезло, что у нас на работе сейчас ремонт в полном разгаре, поэтому выцыганила у строителей какую-то пленку и свернула ее в тугой валик. Вот его-то и приклеила к будущей гире. На нее тоже наклеила много-много слоев бумаги до твердокаменного состояния. Загрунтовала водоэмульсионкой.

Все, сохнет....

Вот он - результат! Вчера отдала. Заказчик плакал и умилялся... Я тоже плакала и говорила себе, что больше никогда не буду соглашаться на подобные работы не выяснив до мелочей, чего же собственно от меня хотят. Потому что заниматься монументальной работой на рабочем месте и в рабочее время все-таки не стоит.

Кстати, заметили на фото какие интерьеры на заднем плане? Это фармацевтический склад и я занимаюсь там сертификацией лекарственных препаратов. Не скажу что это очень захватывающая и увлекательная работа, а вот то, что она кропотливая, ответственная и очень нужная - это абсолютно точно. Возможно вы в обычной жизни не заниметесь скрупулезной проверкой наличия документов качества на все то что приобретаете в магазинах, но поверьте, практически все, что нас окружает, любая продукция, работа или услуга подлежит обязательной или добровольной сертификации.

Если хотите знать больше о безопасности нашей жизни, загляните на сайт "Эталон-групп", это аккредитованый государством Центр по сертификации продукции. Именно здесь можно узнать что такое и чем он отличается от такого понятия как , правилах, сроках и порядке их оформления. Высококвалифицированные специалисты центра могут не только оказать консультации по интересующим вас вопросам, но и проводят разнообразные лабораторные испытания, а также берут на себя все заботы по оформлению необходимой документации. Именно сейчас, когда растет конкуренция между предприятиями, фирмами и брэндами, а рынок становится все более цивилизованным, соблюдение стандартов качества, подтвержденное документально, дает безусловные преимущества для продвижения своего товара или услуги, а так же обеспечивает им максимальную надежность и безоговорочное доверие. Объективность и надежность сертификатов, выданных специалистами "Эталон-групп" дает возможность как предприятиям так и предпринимателям обеспечить себе наилучшие условия для деятельности в условиях единого рынка и даже для выхода к международному сотрудничеству и торговле. Но что особенно ценно, сертифицированные товары защищают потребителей от приобретения товаров заведомо опасных для жизни и здоровья, и, конечно для окружающей среды.

Ну или как говорят сами специалисты Центра "Пусть Ваша продукция станет по праву лучшей! Эксперты Центра Сертификации Продукции «Эталон-групп» помогут Вам в этом. Начните с бесплатной консультации у наших специалистов!"

Мат - это единственная возможность гармонично перейти от «извините, я не нарочно» собственно к драке.

Народная мудрость

Для начала объясню, почему я на протяжении всей книги избегаю слова «драка», предпочитая ему «бой» или «схватка». Как уже говорилось, у каждого человека, есть стереотипы. Мы привыкли что-то говорить и подразумевать под этим чем-то совершенно не то, что оно собой представляет.

Например, возглас удивления «Ничего себе!» (он же «Ни фига себе!», «Ни хрена себе!» и даже «Них*** себе!»).

Попробуйте перечитать это выражение еще раз и вдуматься в его смысл Заметили? Произнося такое выражение, мы просто отказываемся от всего, что всемилостивейшая Вселенная могла (и хотела) Бы нам дать. А потом еще удивляемся, чего это нам так мало удается и мало дается. Так ведь мы уже заранее от чего отказались!

Поэтому не стоит употреблять такое выражение. Чем же его заменить?

Вариантов возгласов удивления довольно много: «Ну надо же!», «Обалдеть!», «Невероятно!». Но наиболее близким заменителем к нашему привычному «Ничего себе!» будет «Ого себе!» или даже «Ого-го себе!». Замечаете, что сейчас вы себе желаете всего и побольше?

Итак, когда мы произносим слово «драка», что мы представляем себе? Чаще всего это что-то безобразное, с ударами наотмашь, не глядя, разрыванием рубахи и так далее. Хотим мы в этом участвовать? Разумеется, нет!

А «бой» или «схватка» какие вызывает ассоциации? Что-то военное или, например, ближе к нашей теме самообороны - спортивное состязание, верно? И отношение к действию меняется. Хотя формально и там, и там люди бьют друг друга.

Заметили еще одно стереотипное изречение? Как могут, скажем, непримиримые враги сражаться «друг с другом»? Они же не друзья? Но выражение живет и здравствует.

Нейтральных слов не существует. Все слова имеют определенную окраску и что-то для нас значат. Выражения «верь в себя», «будь энергичным», «ты сможешь» повышают уровень серотонина в мозгу, а он заставляет нас чувствовать себя счастливыми и полными сил. Выражения «не тревожься», «не будь жалким» или даже «ты неудачник», «тебе должно быть стыдно» понижают уровень серотонина, отчего мы чувствуем себя несчастными и уставшими.

Соответственно, разговаривая с другими, мы также влияем на них нашим словом, построением фраз, интонацией, громкостью голоса, мимикой, артикуляцией и

жестикуляцией. И тут вопрос - может ли мямля переговорить оратора? Разумеется, нет.

Но кто такой оратор? В нашем представлении стереотип оратора - это такой блистательный говорун - политик, актер или адвокат, который говорит ясно, отчетливо, качественно и все такое.

К счастью, в большинстве случаев это не так. На самом деле оратор - это тот, кто не испытывает страха перед речью. Все! Остальное - это шлифовка речи и поведения во время речи.

Именно поэтому профессор с тремя высшими образованиями может проиграть словесную схватку уличному разводиле, мелящему языком как попало. Уличный боец слова может говорить неправильно, с ошибками, путая слова и понятия, но он будет говорить без страха перед тем, что и как он говорит, и просто не даст вставить лишнего слова в свою речь.

Точнее, даже не так. Он даст вставить слово, но выстроит свой текст так, чтобы это слово было тогда, когда ему нужно, и такое, какое ему нужно.

Доходит до того, что в криминальной среде в обиходе появилась «подстава» путем цепляния за привычные выражения или за слова, которые слышатся не так, как пишутся. Сказал человеку:

В чем дело, братан?

А он друзьям:

Вы слышали, как он меня назвал? Ротан - это тот, кто в рот берет, он меня петухом обозвал. Бей его!

Если вы -не успели грамотно вклиниться в паузу после «он меня назвал?» - вы проиграли словесную схватку. Хотя лучше уже с начала словесного конфликта выбирать верные слова и выражения. И не бояться говорить.

Практическое задание

1.Продолжайте делать упражнение «Здесь и сейчас», особенно когда разговариваете с кем-то или следите за чьей-то беседой (например в фильме). Отмечайте для себя случаи, когда люди говорят совсем не то, что хотели сказать, или когда их можно подловить на неверном слове или выражении.

2.«Что вижу, о том пою».

В этом упражнении вам нужно в течение 15-20 минут вслух говорить о чем угодно. Буквально подходите к окну или включаете без звука телевизор и начинаете:

Я говорю, потому что получил такое задание, я не знаю о чем говорить, но раз такое задание, мне приходится говорить. Я подхожу к окну и смотрю на улицу, там идет женщина в белой куртке и с белым пакетом в руке. Наверное, она идет из магазина. А вон там идет мужчина в черной куртке и кепке. Кажется, это Иван Петрович из соседнего подъезда. Наверное, он идет в магазин. А сейчас никто мимо не идет, и я не знаю, о чем говорить. Я вижу гаражи, я вижу две машины, одна черная, другая белая, я вижу деревья и соседнюю пятиэтажку. Я чувствую себя глупо, потому что говорю сам с собой и несу какую-то ерунду, но я должен продолжать делать это задание. Потому что я хочу говорить уверенно и без страха.

И так далее, пока таймер не сработает. Обращайте внимание на мелочи, на поведение виденных людей, домысливайте, кто они и что делают или собираются делать, даже фантазируйте. Теперь отойдите от экрана монитора и сделайте упражнение.

3. «Безумный дервиш».

Это упражнение аналогично описанному выше, только нет ограничения по времени и «петь, о чем видите» вам придется кому-нибудь из друзей или родственников. Возможно, со стороны вы будете выглядеть слегка безумно, однако не бойтесь остерегающихся взглядов, можете объяснить, что это такое упражнение, заодно и тема для разговора появится.

Матом в тюрьме и лагере ругаются гораздо реже, чем на воле. Во-первых, это запрещено тюремным законом. Для арестанта мать - понятие святое. Поэтому на строгом, например, режиме мата практически не услышишь. Вторая причина: выругаться матом - значит почти в любом случае оскорбить кого-то. В условиях зоны то, что ты послал человека на х..., означает, что ты считаешь его петухом. Если этот человек петухом не является, ты будешь держать ответ за свои слова, и кончиться это может для тебя плачевно. Разумеется, нельзя и самого себя матерно поминать, например, говорить: “Я, б...дь, ох...ваю!”

Нельзя также называть человека козлом, если он не козел (а лучше и козла козлом тоже не называть - сами себя они называют “независимый мужик”, “активный” и т.д.). Слова “козлиный”, “рогатый” и подобные лучше не использовать, даже про свитер из козьей шерсти этого говорить не надо. Козла, кстати, на х... посылать тоже нельзя - он же козел, а не петух. Нельзя сказать разгорячившемуся человеку: "Ты чего петушишься?" Барак-развалюху, в котором мужики живут, нельзя курятником называть. Вообще лучше все "птичьи" названия из своей речи исключить.

На зоне вообще ответственность за слово гораздо выше, чем на воле. Прежде чем сказать что-то - дать оценку происходящему, рассказать о себе, особенно отозваться о другом человеке, - арестант должен не до десяти, а до тысячи сосчитать. Я знаю такой случай: один политзек подбивал мужиков на голодовку, те не соглашались. Он стал уговаривать: "Да поймите, ведь тем, что вы все терпите, вы объективно на ментов работаете!" Эти слова были восприняты буквально, как оскорбление. Хорошо, пахан зоны дал команду прекратить разборку, не то быть бы политзеку битым.

Поменьше говорить, побольше слушать - эту заповедь человек в неволе весь срок должен помнить, чтобы косяков не напороть.

- Косяк - это нарушение?

Да, нарушение правильных понятий. Но вообще у этого слова значений много. Когда мужик делает какую-то работу и вдруг пробормочет: "Ух, что-то я косяки порю", - это означает лишь то, что он в чем-то ошибся: неправильно доску перепилил, неровно кирпич положил. Косяками называют и красные нарукавные повязки. Папироса с анашой тоже косяком называется - не знаю только, есть ли тут что-то общее с "косяком" из лагерного жаргона.

- Давай поговорим о правильных понятиях, о тюремном законе.

Словом "правильный" обозначается большее, чем закон. Каким бы большим ни был закон, всех жизненных ситуаций он не предусмотрит. Поэтому правильные понятия - это еще и совесть арестантов, с которой каждый должен сверять свои поступки, чтобы не испортить жизнь себе и другим. Можно сделать и такое сравнение: в России закон никогда не уважали, считали, что жить надо не по закону, а по "правде". Вот в лагерях похожая ситуация, только там "правда" - это правильные понятия. То есть правильные понятия - это сама атмосфера жизни людей, оказавшихся вместе и на долгие годы в очень тяжелом положении. Они сами эту атмосферу создают и поддерживают ее чистоту ради того, чтобы выйти на волю ценой меньшей крови. Очень многое в правильных понятиях на воле может показаться диким, жестоким, бессмысленным. Но я, прошедший эту школу, могу сказать: тот образ жизни, который подчинен правильным понятиям, легче и разумнее предписанного властями. Дело здесь не только в жестокости государственных законов. Ведь даже эти законы на зонах полностью заменяются инструкциями МВД. А их, в свою очередь, дополняет беспредел персонала. Администрация ведь тоже не по закону живет, а по своим "понятиям". Это о сравнительной ценности правильных понятий.

В какой-то зоне может быть, например, распространен запрет на ношение ложки в верхнем кармане робы, в другой нельзя забирать из столовой в карман надкусанный кусок хлеба и т.п. Особенно много таких запретов на малолетке и на общем режиме. Бессмысленны они или нет? Я не могу об этом судить до тех пор, пока не узнаю историю и причины их появления. Может быть, они как раз очень разумны. Среди законов штата Нью-Йорк есть, например, и законы, запрещающие носить ложку за голенищем сапога, держать в ванной ослов, стрелять зайцев из окон дилижанса. Какие-то обстоятельства заставили власти этого штата в свое время издать эти законы и требовать их исполнения. Их и до сих пор не отменили, хотя забыли за ненадобностью, - можно, в конце концов, считать правильные понятия болезнью общества. И что ж из того, что они жестоки, бессмысленны? А разве есть смысл в высокой температуре, волдырях на месте ожога? В том-то и дело, что есть. И высокая температура, и волдыри - реакция организма на болезнь и способ борьбы с болезнью.

Полностью расписать по правилам можно только первые какие-то предостережения, - чего нельзя делать, чтобы человек сразу не совершил ошибку. Со шкварными, например, нельзя общаться, но об этом предупредят в камере. Предупреждать человека, чтобы он не был стукачом? О чем еще можно предупредить? Смотрят на человека, предположим, в течение месяца. Есть понятие "человек косячный". Если он не впитал в себя правильных понятий, не понял, как нужно себя вести, что можно, чего нельзя - этот человек "косячный", т.е. вообще опасный для окружающих. Он может запороть любой косяк, как считается, за который ты ответишь, потому что ты находишься рядом.

Нельзя просто пригрозить, а потом отказаться от этого. Если уже бросил даже невзначай какую-то угрозу конвоиру или козлу, то должен ее выполнить. Нужно отвечать за свои слова. В тюрьме не признается никакое изменение ситуации, не признается никакое "нечаянно". В этом мире нет слова "нечаянно". Что значит нечаянно? Нечаянно, - это значит, ты сам что-то не предусмотрел. Поэтому с человеком случается нечаянность. "Нечаянно" - тоже какой-то признак ненадежности. Ценностью этого мира является человек, который вообще уверен, уверен в себе. В мире, где все очень ненадежно, ценностью становится надежность. Привлекает надежность человека.

Надо, чтобы в твоей уверенности были уверены и остальные, чтобы человек, который идет рядом с тобой этапом, понимал, что ты сейчас ничего такого не напорешь, что сюда не бросятся овчарки. Поэтому авторитетом на зоне пользуются люди, в которых ощущается надежность. То есть человек стоит надежно, не размазывается, не говорит сегодня одно, завтра другое, не ищет мелкой выгоды. А тот, кто желает жить удобно... На самом деле всегда здесь выгода получается за счет другого...

Есть еще одно правило - не вмешиваться. Тоже странное правило: в этом мире каждый должен ответить за себя сам. Оно очень жестокое. Первое слово ты должен за себя сказать сам. Потом тебе помогут - не помогут, уже дальше дело другое. Но вот нельзя отвечать другому за человека.

Мне однажды пришлось заступаться за сокамерника, до которого правильные понятия абсолютно не доходили. Он действительно был "косячный" - человек, который не понимал, что в тяжкое время куревом надо делиться. Не из жадности, а просто не понимал. Я ему несколько раз говорил: "Ты не жадничай". Но с другой стороны там были люди, которые ему говорили: "Нет, ты курево прибереги, тебе еще этапом идти". Но в нашей камере принято было всегда куревом делиться. Ему говорят: "Ты оставь покурить". Он: “Да-да” - и забывает. Надо понять, что у человека и дело было непростое, какие-то тяжкие избиения, семейная запутанная история, да еще с какими-то спекуляциями, все это вместе. Он даже и делом не интересовался, он морально как-то совершенно дошел. В подобном состоянии человек - это просто мишень, самая удобная. Он не реагирует на окружающих, он не живет в этом мире. Его хотели опустить только из-за раздражения. Скажем, моет он кружку, и кружка у него падает. Вообще ее нельзя уже брать, по тем понятиям нельзя, потому что там параша рядом, кружка зашкварилась, кружка пропала. Один раз он ее поднял, начал пить. После этого от него требуют выбросить кружку и помыть руки. Но он не учится, и через день повторяется та же история, опять раздражение у всех. Ему, может быть, помогло то, что народу было очень много, поэтому не все замечали эти косяки. Один заметил, на него накричал, другие внимания не обратили. А он не учился совершенно.

Теперь про момент, когда его хотели опустить. Там "кормушка" была маленькая, а народу много, всегда во время обеда, ужина местная толкучка. Он толкнул человека, пролил баланду. Толкнул нечаянно, конечно. А там не слова "нечаянно". Он кого-то одного оставил без еды и... предложил свою. И в ответ получил: "Твою шкварную буду есть?" Его назвали шкварным, а он не ответил на это. Можно сказать, сам себе определил место. А мне очень его было жалко.

Ему сказали “из твоей шкварной миски”, и он за себя сам не ответил! Он обязан был первое слово сказать сам. Потом - я так представляю, - началась бы драка, и вот здесь бы я уже мог вмешаться. Теперь бы уже мог. Ответить за него я не мог, не должен был, но вмешался именно на этом этапе, потому что оставь я это дело - и все, его бы начали опускать сразу. Потому что он согласился с этим словом, согласился с этим местом, которое ему определили. Поэтому я-то тоже "упорол косяк", я влез не в свое дело не в то время. Но что делать, - следующего этапа просто бы уже не было. Раз он сам не ответил, то все. Это вот странная такая игра в слова - все принимают всерьез. Он не ответил - значит, согласился. Вместо него я ответил. То есть я крикнул: "Следи за базаром!" - тому, который ему сказал. Он тут же на меня перешел. Маленькая стычка. Тут уже понятно, что дело должно быть с разборками. Странно все закрутилось.

Переслали записку "авторитету" в соседнюю камеру. Меня спросили что-то. Да, говорю я, пассажир куревом не делится, понятно, что все злые на него. То есть я суть дела объяснил. Не надо слишком длинно. И прислали ответ: прекратите разборку. Его не трогали больше. Так все жили, потом он на этап ушел, в следственной тюрьме быстро все меняется.

Вступаться за другого можно в какой-то определенный период. Можно до косяка. Но если этот момент пропустил, то уже бесполезно. Это тонкое место, где тоже на чутье все делается. Начинает набухать раздражение, набухает разборка. И опять же на чутье - когда можно влезть.

Но это все было от раздражения. Другое дело, когда кого-то хотят уничтожить с определенной целью. Такие вещи делаются долго, тонко, планомерно. Чтобы потом это не было косяком тому, кто приготовил уничтожение.

Нужно вообще помнить о том, что испытания, которым тюрьма подвергает человека, как бы проверяют его, прочность его характера, порядочность, честность, уважение к остальным. Из этого и надо исходить, когда ты отвечаешь на вопросы прописки или проходишь какие-то испытания. И, конечно, надо постараться активнее включиться в жизнь, потому что люди, которые тебя окружают, как правило, такие же, как и те, что живут на воле. У каждого из них такая же драма, такая же беда, как и у тебя. Чаще всего это так. Потому что преступление и арест - это для человека чаще всего несчастье и не ты один страдаешь. И это надо видеть.

Не стоит бояться сокамерников. Каждый попавший в тюрьму, как правило, оказывается на том месте, которое он заслужил всей своей прежней жизнью...

А на практике усвоить правильные понятия в общем-то нетрудно. Трудно себя под них подстраивать.

- Самые серьезные запреты, я понял, касаются опущенных. А какие еще запреты есть?

Все сразу и не вспомнить... На общем режиме (иногда и на усиленном) нельзя с земли ничего поднимать. Особенно если упало на плац. Пусть хоть шапка зимой упадет - она после этого считается зашкваренной. Упала - иди дальше, ищи другую. Не ходи часто в штаб, особенно один - могут заподозрить тебя в стукачестве. В столовой, у поваров, ничего нельзя покупать, потому что считается, и правильно, что, покупая из общего котла, ты воруешь у братвы.

Боже тебя упаси взять чужое! Вот одна из самых распространенных "примочек". Ты взял, полистал чужую книгу и положил ее на место. Подходит хозяин книги: "Давай стольник. - Какой стольник? - Ты книгу брал? - Брал. - А в ней стольник лежал, давай обратно".

Я знаю человека, который под следствием на воле находился, в лагерь тоже с воли, а не через тюрьму попал. Никто ему таких вещей не объяснил, а по воспитанию он плохо усвоил, что чужое брать нельзя. Так он взял в тумбочке у соседа две ложки сахара, а вечером свой сахар получил и те же две ложки соседу отсыпал, тоже без его ведома. Это кто-то увидел. И это ему "предъявили". Крыс на зоне мигом опускают. Красть нельзя ни у кого - ни у козла, ни у педераста. Раньше тем, кто осваивал профессию карманника, можно было залезть в чужой карман, а потом вернуть украденное. Сейчас и это запрещено, карман под охраной. У сотрудников тоже красть нельзя, хотя укравший у надзирателя крысой не считается. Но если после такой кражи на зоне будет обыск и при этом кто-то погорит, на виновном будет косяк.

Еще одно священное понятие в тюрьме и на зоне - карточный долг. Насильно заставить играть в карты никого не могут (в следственной тюрьме вместо карт часто играют в домино). Больше того, человек, который не играет вообще, пользуется, как правило, уважением. Если ты просидел уже достаточно долго и в разных камерах, ты начинаешь видеть сразу, где игра ведется для развлечения, а где для того, чтобы потребовать от проигравшего чего-то серьезного. В маленьких камерах обычно игра в карты, нарды, домино - развлечение. В больших, человек на пятьдесят, - нет. В них человеческие отношения устанавливаются вообще реже, издеваются там тоже чаще, чем в маленьких. Если ты все-таки начинаешь играть, ни в коем случае не стоит зарываться. Ты должен жизнь положить, но долг отдать, причем отдать вовремя. Не отдашь - могут и опустить, не сразу опустить, а дать тебе последний шанс - включить счетчик. То есть проиграл ты, предположим, сто рублей, а вовремя не отдал. В день расплаты тебе говорят: ладно, подожду еще десять дней, за каждый день просрочки по стольнику заплатишь. И все это ты обязан будешь сделать. Долг - такое же святое понятие, как неприкосновенность чужой пайки. Не надо и жалеть проигранного.

- Что такое разборки, как они проходят? Правда ли, что на них калечат, убивают?

Избить, убить могут только по решению тех, кто в разборке участвовал. Разборка - это решение спора. Участвовать в разборке могут все, кроме козлов и петухов. Устраивается что-то вроде общего собрания, на котором спокойно, без рук и повышений голоса обе стороны высказывают братве все, что они по поводу своего спора думают. Если особых сложностей вопрос не представляет, его решают тут же, на месте. Если возникают трудности, обращаются в более высокую инстанцию - к своему авторитету, либо, если и он не может в споре разобраться, к “вору” на другой зоне. И пока окончательный ответ не придет, продолжать спор обе стороны не должны.

Обычно человека, признанного виновным, отдают на милость правого. Тот может получить с него как с "достойного" или как с "негодяя". Как с достойного - это значит, ответчик должен публично признать свою вину и покаяться. Ну, может быть, разок по физиономии получить - не больно, чтобы только "почувствовал братскую руку". Как с негодяя - это значит, с ответчиком можно сделать все что угодно, в том числе и убить его. Можно по приговору разборки и потребовать с виновного деньги, вещи - на усмотрение потерпевшего, тут у него полная свобода выбора. Виновный же будет обязан это требование выполнить. Выбор правого (потерпевшего) покажет, насколько он человек великодушый, и этот поступок скажется потом на его репутации.

Польский политолог, частый гость политических ток-шоу на российском телевидении Якуб Корейба прокомментировал Ruposters информацию об обысках в квартире и задержании Томаша Мацейчука, а также рассказал об опыте общения с ним.

Политолог отметил, что нужно дождаться официальных разъяснений, однако напомнил, что каждый должен соблюдать законы и отвечать за свои слова.

"Любой взрослый человек, особенно находясь в гостях, в чужой стране, должен отвечать за то, что он делает и говорит... Я за все свои слова могу ответить. Его взгляды мне абсолютно чужды. То, что он высказывает России, - это дело россиян. Но то, что он высказывает про Польшу и ЕС, неприемлемо. В такой стране, как Польша, его взгляды не имеют право на существование. Движения, которым симпатизирует Томаш, должны быть просто запрещены. Я имею в виду крайние проявления этнического национализма, которые, я считаю, не имеют право на существование в публичном дискурсе", - сказал Корейба.

Он также прокомментировал информацию о том, что в ходе обысков у Мацейчука якобы были найдены нашивки и грамоты с благодарностью от украинских добровольческих батальонов.

Если это так и он получал грамоты, если всякие нацики выражали ему благодарность, то он негодяй и подлец. Если он действительно их держал дома, то он просто идиот.

Он также объяснил, почему не доверяет Мацейчуку.

"Я с ним общался 3-4 раза в жизни, абсолютно случайно. Один раз он со мной делал интервью, когда я впервые его встретил, он ко мне обратился якобы от польского издания, но выложил это в интернете от себя. После чего я понял, что лучше с ним в отношения ни в какие не входить. Я не могу сказать, что из того, что он говорит, правда, а что нет. Я не могу ему доверять", - пояснил Корейба.

Напоследок еще раз подчеркнул, что не согласен с высказываниями Мацейчука о национализме, и выразил свое личное отношение.

Cчитаю, что националистические движения в Польше нужно запретить, в России сами разберутся. А людей, которые выражают такие взгляды публично, надо сажать. Так было в довоенной Польше, когда украинские, польские националисты и коммунисты сидели в одной тюрьме. Вот тогда был порядок.

Ранее стало известно о том, что силовики провели в рамках уголовного дела о разжигании межнациональной розни в съемной квартире польского журналиста Томаша Мацейчука в подмосковном городе Мытищи. По результатам оперативных мероприятий поляк был задержан. По самого журналиста, в ходе обысков у него не нашли ничего противозаконного. Ему грозит штраф либо выдворение из России.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"