тесты

1.Факторы неорганической среды, влияющие на жизнь и распространение живых организмов, называют

А) Абиотическими.

2. Виды адаптации организмов:

Д) Морфологические, этологические, физиологические.

3. Кто ввел в науку термин «экологическая система»

С) Тенсли.

4. Взаимодействия между популяциями, при которой одна из них подавляет другую без извлечения пользы для себя

В) аменсализм.

5. Сфера разума:

Е) Ноосфера.

6. Вещества, способствующие разрушению озонового слоя:

С) Фреоны.

7. Виды природопользования:

С) Общие и специальные.

8. Флору Земли составляют:

Д) 500 тыс. видов растений.

9. Превращение органических соединений из неорганических за счет энергии света:

А) Фотосинтез.

10. Наука изучающая характер и поведение животных

В) Этология.

11. Автотрофные организмы, способные производить органические вещества

из неорганических:

Е) Продуценты.

12. Всеядные организмы:

С) Полифаги.

13. Виды, обладающие ограниченными ареалами распространения

Е) Эндемики.

14. Теорию об увеличении населения в геометрической прогрессии предложил:

В) Т. Мальтус

15. Тип стоячих вод?

Е) Ленточный тип.

16. Слой атмосферы расположенный на расстоянии от Земля 9-15 км:

А) Тропосфера.

17. Единая мера водопользования в населенных пунктах:

18. Мероприятия по восстановлению нарушенных территорий:

Д) Рекультивация.

19. Углекислый газ составляет в атмосфере:

20. Мониторинг отдельного производства:

С) Локальный.

21. Баянаульский национальный парк находится на территории:

А) Павлодарской области.

Д) Красный волк, европейская норка, кызылкумский архар.

23. Инженер, который ввел термин – кислотные дожди:

В) Роберт Смит.

24. Кто такой Homo sapiens?

В) Человек разумный.

25. Заповедник, входящий в состав биосферных заповедников, функционирование которых регулирует ЮНЕСКО:

Е) Аксу – Джабаглинский

Вариант 2

1. Влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания?

В) Антропогенные факторы.

2. К автотрофным организмам относятся:

Е) Растения.

3. Совокупность всех растительных организмов

4. Учение о ноосфере развивал:

В) Вернадский.

5. Сфера разума, высшая стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором её развития:

Е) Ноосфера.

6. Каменный уголь:

А) Биогенное вещество.

7.Загрязнители атмосферы по агрегатному состоянию делятся:

С) Газообразные, жидкие и твердые вещества.

8. Основной причиной разрушения озонового слоя является:

С) Фреоны.

9. Основные направления экологии?

Е) Аут-, син-, демэкология.

10. В каком году экология основалась как наука:

11. Организмы, использующие один источник питания.

Д) Монофаги.

12. Светолюбивые растения:

В) Гелиофиты.

13. Виды, широко распространенные на планете:

С) Космополиты.

14. Виды ископаемых животных, сохранившиеся до наших дней:

Е) Реликты.

15. Численность популяции увеличиваются по закону:

С) Геометрической прогрессии.

16. Главным лимитирующим фактором расселения экосистем высоких широт, пустынь и высокогорий являются:

Д) Абиотические факторы.

17. Граница жизни в атмосфере:

18. Наиболее распространенный вид прямого регулирования водных ресурсов:

А) Строительство водохранилищ.

19. Определите к какому виду загрязнение относятся – радиация, тепловое, световое, электромагнитное, шумовое загрязнение?

20. Природные ресурсы необходимые для жизнедеятельности человека:

А) Продукты питания.

21. Заповедник, включенный ЮНЕСКО в резерв водно- болотных угодий международного значения:

В) Кургальджинский.

22. Сколько процентов территории РК занимают особо охраняемые природные территории:

23. ПДК SO­ 2, мг\м³:

24. Физико-химические процессы очистки сточных вод:

Д) Флотация и экстракция.

25. Заповедник международного значения, созданный с целью охраны джейранов, муфлона:

Д) Устюртский.

Вариант 3

1.Что сделано на первом этапе развития экологии?

Е) Накоплен и систематизирован фактический материал об условиях жизни

живых организмов.

2.Понятие «экология» впервые вошло в обращение в году

3.Совокупность особей одного вида, населяющих определенное пространство:

Е) Популяцией.

4.Динамические показатели популяций:

С) Рождаемость, смертность

5.К исчерпаемым природным ресурсам относят:

В) Флора, фауна, почва.

6.Продукты, образующиеся в результате первичного загрязнения атмосферы:

С) Вторичное загрязнение.

7.Впервые истощение озонового слоя было обнаружено:

Е) Над Антрактидой, 1985 г.

8. Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС:

А) В апреле 1986 г.

9.Эдафический фактор является:

С) Почвенные условия.

10.Организмы способные выносить значителные колебания температуры:

Е) Эвритермные.

11.Растения, произрастающие в условиях повышенного увлажнения:

В) Гигрофиты.

12.Искуственные экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека:

А) Агроэкосистема.

13.Последовательная смена биоценозов:

D) Сукцессия.

14.Термин «биоценоз» был введен:

15.Скорость круговорота воды:

С) 2 млн. лет.

16.Агрегатное состояние воды:

D) Жидкое, твердое, газообразное.

17.Мониторинг биосферы:

В) Глобальный.

18.Общегосударственная система мониторинга окружающей среды:

А)Национальная.

19.По степени очистки промышленные отходы делятся на:

А) Проходящие очистку, непроходящие очистку.

20.Какие виды растений и животных относятся ко второй категории Красной Книги:

Е) Сокращающиеся в численности виды.

21. Какие виды растенийй и животных относятся к четвертой категории Красной Книги:

С) Неизвестные виды.

22.В каком году образован Западно-Алтайский заповедник:

23.Какую роль выполняют хищники в сообществах:

D) Регулируют численность и состояние популяции жертв.

24.Промышленные выбросы по способу попадания в атмосферу делятся на:

D) Организованные и неорганизованные.

25.Какая температура на высоте 500-600 км. Обнаружена в термосфере

В) 1500°С и выше.

Вариант 4

1.Экологию, вскрывающую общие закономерности организации жизни,

по Н.Ф. Рейсмеру называют:

Е) теоретической.

2.Предметом исследования в экологии является:

С) Макросистемы (популяция, биоценоз) и их динамика.

3.Толерантность- это способность организма

А) Выдерживать изменения окружающей среды организмом.

4.Совокупность особей одного вида населяющая относительно обособленную территорию:

А) Популяция.

5.Показатель, отражающий поголовье животных или количество растений в ареале:

В) Численность.

6.Область распространения популяции:

7.Альбедо- это:

А) Отражательная способность.

8. «Парниковый эффект» вызывает:

С) Потепление климата.

9.Где соредаточены основные запасы пресной воды:

Е) В ледниках.

10.Самое высокое биоразнообразие находится в:

Е) Тропическом лесу.

11.Пространственная структура в растительной части биоценоза:

В) Ярусность.

12. Пространственная структура биоценоза, проявляющая в изменении растительности и животного мира по горизонтали:

А) Мозаичность.

13.Слой атмосферы, который находится на высоте до 20 км., от поверхности земли, это:

D) Тропосфера.

15.При каком методе очистки сточных вод идет сорбция загрязняющих веществ

активной грязью:

С) Физико-химический.

16.Что применяется при биологической очистке сточных вод?

В) Аэротенк.

17.Мониторинг, осуществляемый на международном уровне:

D) Глобальный.

18.В чем заключается деструктивная функция живого вещества в биосфере:

D) В разложении и минирализации органического вещества.

19.В каком году был введен термин «мониторинг»?

20.Заповедник, созданный с целью сохранения популяции сайгаков:

D) Барсакельмесский.

21.Где находится памятник природы «Гусиный перелет»:

D) В Павладарской области.

22.Что озночает охрана природы?

А) Комплекс работ направленнях на охрану окружающей среды от загрязнении.

23.Связь между видами когда один вид участвует в распространении другого:

С) Форическая.

24.Запасы пресной воды в природе составляют:

25.Коэффицент транспирации это:

Е) Количество транспирационной воды для получения 1 кг. сухого вещества.

Вариант 5

1.Создатель учения об естественном отборе организмов:

C) Дарвин Ч.

2. Приспособительные реакции организмов называются:

E) Адаптация.

3. К каким факторам относят совокупность химических, физических и механических свойств почвы:

A) эдафическим.

4. Слой атмосферы, которую охватывает биосфера:

B) Тропосфера.

5. Где находится озоновый слой:

B) В стратосфере.

6. Концентрация газа в воздухе в порядке убывания:

B) Азот, кислород, аргон, CO2.

7. Какие вещества называют канцерогенами?

D) Вызывающие раковые заболевания.

8. Закон Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях был создан:

9. Один из первых аутэкологов, связывающих жизнедеятельность разнообразных организмов с условием среды и сведения об их распространении:

A) Линней.

10. Растения, условием произрастание которых является повышенное увлажнение:

A) Гигрофиты.

11. Кривые выживания строят для:

E) Изучения закономерностей динамики популяций.

12. Вселение видов в новые места обитания:

D) Интродукция.

13. Размер популяции – это:

E) Количество входящих в нее особей.

14. К антропогенным экосистемам относятся:

D) Агроэкосистемы, урбоэкосистемы.

15. Тела, являющиеся результатом совместной деятельности живых организмов и геологических процессов: D) Биокосное вещество.

16. Верхний слой литосферы:

18. Продукты окисления первичных выбросов:

C) Фреоны.

19. Общегосударственная система мониторинга окружающей среды:

A) Национальная.

20. Сколько процентов сельскохозяйственных земель в Казахстане малоплодородные

(гумуса менее 4 %):

21. Уровень Аральского моря стал понижаться:

A) С 60-х годов.

22. Программа ООН по окружающей среде: E) ЮНЕП.

23. Пищевая (трофическая) цепь в экосистемах- это:

D) Перенос энергии пищи от ее источника через ряд организмов (путем поедания).

24. К основным свойствам экосистем относятся:

C) Гомеостаз, продуктивность, сукцессия, климакс, круговорот веществ, устойчивость, самоочищение.

25. Дно океана или моря как среда обитания донных организмов:

C) Бенталь.

Вариант 6

D) Аутэкология, синэкология, демэкология.

2. Виды, определяющие состояние окружающей среды:

B) Индикаторы.

3. Группа факторов, определяемые влиянием деятельности человека на окружающую среду:

D) Антропогенные факторы.

4. По Вернадскому носители свободной энергии это:

C) Живые органические вещества.

5. Альбедо-это:

E) Отражательная способность.

6. Разрушение и снос верхних плодородных пород ветром или потоками воды:

C) Эрозия.

7. Число особей вида на единицу площади:

A) Плотность популяции.

8. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния была подписана:

9. Предмет экологии - это: B) Исследование экологического состояния биосферы.

10. Какие факторы ограничивают течение какого – то процесса, явления или существования организма:

A) Лимитирующие.

11. Экологическая ниша – это: E) место вида в природе, преимущественно в биоценозе, включающее как положение его в пространстве, так и функциональную роль в сообществе, отношение к абиотическим условиям существования.

12. Всеядные организмы:

D) Полифаги.

13. Колебание численности популяции – это:

C) Осцилляция.

14. Комплексное изучение групп организмов, составляющих единство и взаимоотношение их с окружающей средой, служит предметом:

C) Синэкологии.

15. Скорость круговорота кислорода:

16. Загрязнители атмосферы делятся на:

C) Естественные и антропогенные.

17. Метеорологическими факторами, способствующими загрязнению, являются:

A) Природные процессы, влияющие на загрязнение атмосферы.

18. Предельно – допустимая концентрация веществ в водной среде измеряется:

19. К экологическому мониторингу относятся:

E) Глобальный, региональный, локальный

20. Международное агентство по атомной энергетике:

B) МАГАТЭ.

21. В каких водах Казахстана основными поллютантами являются медь, нефтепродукты, цинк, нитраты, фенол, фтор и некоторые пестициды:

D) В поверхностных водах.

22. Что означает охрана природы?

B) Комплекс работ направленных на охрану окружающей среды от загрязнении.

23. Кто первым обосновал суть биологического круговорота главного элемента органического вещества-углерода: B) Лавуазье.А.

24. Гомеостаз- это:

D) Постоянство равновесия подвижной экосистемы.

25. Процесс ликвидация запаха сточных вод называется:

A) Дезодорация.

Вариант 7

1. Экологию, изучающую взаимоотношения в системе “человеческое общество- природа”, называют по Н.Ф Реймерсу: B) прикладной.

2. К средам жизни организмов не относятся:

E) Антропогенные.

3. Тенелюбивые растения:

E) Сциофиты.

4. Учение о биосфере разработал:

A) В.И Вернадский.

5. Биосфера-это: B) Область распространения жизни.

6. Шум относится к загрязнению:

C) физическому

7. Сочетание газообразных и твердых примесей с туманом или аэрозольная дымка от автотранспорта:

8. При благоприятных абиотических факторах плотность популяции может уменьшаться из-за:

C) Хищников.

9. Сообщество организмов, населяющее данную территорию называют:

A) Биоценозом.

10. Растения сухих местообитаний:

D) Ксерофиты.

11. Место вида в природе: E) Экологическая ниша.

12. Виды, имеющие ограниченные ареалы распространения:

C) Эндемики.

13. Численность популяции увеличивается по закону: D) Геометрической прогрессии.

14. Какую площадь занимает гидросфера в Земном шаре:

15. К микробиогенному биотическому фактору среды относятся:

C) Микробы и вирусы.

16. Из каких слоев состоит атмосфера?

C) Стратосфера, тропосфера, ионосфера.

17. Систематизированный количественно-качественный свод сведений природных ресурсов-это:

E) Кадастр.

19. Биологическим фактором риска, влияющим на здоровье людей, относятся:

B) Природные и антропогенные патогенные микроорганизмы.

20. Мониторинг отдельно взятого производства: B) Локальный.

21. Поступление различных поллютантов в атмосферу территории Казахстана от промышленных источников в последние годы составляет: E) Около 5млн тонн.

22. Виды растений и животных относящиеся к четвертой категории Красной Книги:

D) Неизвестные виды.

23. Зооценоз- это:

D) Сообщество животных.

24. Ресурсосберегающая технология относят к типу:

B) Рационального природопользования.

25. Мониторинг окружающей среды:

A) Наблюдение за состоянием окружающей среды.

Вариант 8

1. Кактус типичный -это растение:

A) суккулент

2. Организмы одного вида достаточно хорошо приспособленные к местным условиям образуют:

E) В.Вернадский.

4. Согласно учению Вернадского, биосфера состоит из следующих компонентов:

C) Живое, косное, биокосное, биогенное.

5. Объем пресной воды в гидросфере:

6. Большая часть территории Казахстана относится к природной зоне:

D) Полупустынь.

7. Вид особо охраняемой природной территории, где разрешается ведение сельского хозяйства и производится природоохранная деятельность:

A) Заказники.

8. Договор об Антарктиде между СССР, США, Англией, Францией и другими странами подписан:

9. Золотым веком экологии считали:

10. Как называется процесс синтеза органических соединений из неорганических за счет энергии света:

C) Фотосинтез.

11. Автотрофы:

E) Растения

12. Виды ископаемых животных, сохранившиеся до наших дней:

E) Реликты.

13. Статистические характеристики популяции:

C) Численность (плотность), биомасса, возрастной и половой состав.

14. Динамические показатели популяции:

B) Рождаемость, смертность, скорость иммиграции и эмиграции.

15. Последовательная смена биоценозов:

C) Сукцессия.

16. Самый крупный ядерный полигон на территории Казахстана:

D) Семипалатинский.

17. Система живых организмов и окружающих из неорганических тел, связанных между собой потоком энергии и круговоротом веществ:

B) Экосистема.

18. Круговорот воды входит: D) В большой круговорот.

19. К какому методу очистки воды относится нейтрализация?

D) Химический.

20. Площадь среднедеградированных земель в Казахстане:

B) 76 млн. га.

21. Мониторинг, осуществляемый на международном уровне:

D) Глобальный.

22. Международная конференция ООН на уровне глав государств и правительств “Окружающая среда и развитие” проходила, где и когда:

E) В Рио-де-Жанейро в 1992г.

23. В состав хозяйственно – бытовых сточных вод входит следующие:

A) Фенамины, ПАВ, микроорганизмы.

24. Граница проникновения жизни в биосфере в ее океанической части:

25. Устойчивое развитие означает:

B) Удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения таких возможностей будущих поколений.

Вариант 9

1. Классификация антропогенных загрязнений: B) Связанное с деятельностью человека.

2. Абиотический фактор:

A) Температура.

3. Организмы синтезирующие органические вещества из неорганических веществ в процессе фотосинтеза или хемосинтеза, называются:

Е) Автотрофы

4. Воздушная оболочка земли:

D) Атмосфера.

5. Учение о ноосфере развивал: B) Вернадский.

6. Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания, называется:

C) Биологическим.

7. Заповедник, созданный с целью сохранения популяции сайгаков:

D) Барсакелмесский.

8. Количество национальных парков в Казахстане:

9. Термины “экология” и “бентос” предложил:

A) Геккель.Э.

10. Какова положительная роль ультрафиолетовых лучей:

A) Участие в синтезе витамина у животных.

11. Организмы способные выносить значительные колебания температуры:

C) Эвритермные.

12. Скорость роста популяции- это:

C) Изменение численности популяции в единицу времени.

13. Отклонение численности популяции от ее среднего значения:

B) Флуктуация.

14. Колебания численности популяции:

C) Флуктуация.

15. По типу питания зеленые растения и фотосинтезирующие бактерии-это:

B) Автотрофы.

16. К какому типу экосистем относится стоячие воды:

A) Лентический тип.

17. Толщина озонового слоя:

18. Водные ресурсы планеты состоят из:

D) Поверхностных, подземных, ледников, атмосферной и почвенной влажности.

19. Комплекс мероприятий направленных на восстановление нарушенных территорий:

D) Рекультивация.

20. Дефляция-это:

E) Ветровая эрозия почв.

21. Физико- химические процессы очистки сточных вод:

B) Флотация и экстракция.

C) Красный волк, европейская норка, кызылкумский архар.

23. Основные способы очистки атмосферы от пыли:

E) Механическая и электрическая.

24. Что представляет собой природные условия-это:

E) Совокупность объектов, явлений и факторов природной среды.

25. Сколько в год выбрасывают поллютантов в окружающую среду промышленные предприятия Восточно-Казахстанской области:

D) 2230тыс.тонн

Вариант 10

1. Кем было впервые введено слово «экология»:

C) Э.Геккелем.

2. Основатель популяционного подхода в экологии:

E) Мальтус Т.

3. Источники загрязнения почвы:

E) Веществами из любых источников загрязнения.

4. По какой формуле определяется смертность популяции:

5. К неисчерпаемым природным ресурсам относят:

D) Космические, климатические, водные.

6. Какие нежелательные воздействия оказывают парниковые газы на атмосферу?

E) Задерживают тепловое излучение.

7. Закон “Об охране окружающей среды” Республики Казахстан был принят:

8. Инициатором организации экологического движения “Невада-Семей”был: B) Сулейменов О.

9. Экологические факторы делятся на:

C) Абиотические, биотические.

10. Светолюбивые растения:

B) Гелиофиты.

11. Найди абиотические факторы:

D) Орографический.

12. Пространственная структура в растительной части биоценоза:

B) Ярусность.

13. К какому типу экосистем относятся текучие воды?

C) Лотический тип.

14. Как называется животное сообщество?

Флора и фауна - важнейшие научные категории, активно употребляемые в биологии и географии. В этой статье речь пойдет именно о флоре. Что означает данное понятие и какое происхождение у этого термина?

Что такое флора?

Данный термин широко используется в ботанике (во флористике, если говорить более точно). Что такое флора?

Под флорой чаще всего понимают устойчивую совокупность растений (их видов) на определенном участке земли. Это может быть либо четко очерченная географическая территория (к примеру, флора Патагонии), либо участок на земной поверхности с определенными природными условиями (например, флора хвойных лесов).

Термин также употребляется для того, чтобы описать растительность какой-либо исторической (геохронологической) эпохи (например, флора мезозоя). Важно отметить, что данное понятие не охватывает те растительные комплексы, которые были выращены в местах с искусственных климатом (речь идет о комнатных и оранжерейных растениях).

О том, что такое флора с точки зрения генезиса данного термина, речь пойдет в следующем разделе.

К слову, в биологической научной дисциплине есть отдельный раздел, который занимается изучением флоры. Он называется флористикой.

Значение слова "флора"

Синонимом слова "флора" выступает слово "растительность". Откуда происходит этот термин?

Слово происходит от имени богини цветов и весны Флоры из древнеримского божественного пантеона (по латыни пишется так: Flora ). В науке впервые термин "флора" был употреблен в XVII столетии в Польше. Это название можно встретить в работе польского ботаника Михаила Бойма, который описывал растительность Китая. Книга вышла в Вене в 1656 году.

Во второй раз это слово в научном контексте было использовано спустя 80 лет в работе известнейшего ботаника Карла Линнея. Его книга, изданная в 1737 году, так и называлась - "Флора Лапландии". В ней детально описано более пяти сотен разных видов растений, а также грибов. Именно с легкой руки известного шведского натуралиста этот термин уверенно вошел в сферу науки.

Употребление термина в науке

Данный термин помимо ботаники также активно употребляется в географии (для анализа и описания растительных сообществ конкретных территорий, стран и континентов), в исторической геологии (для характеристики растительности ушедших геологических эпох), экологии.

Термин также используется в медицине и зоологии. В данном контексте он означает совокупность микроорганизмов, обитающих в том или ином органе организма (например, флора кишечника).

Виды флоры

Флора классифицируется по нескольким критериям. В частности, исходя из конкретных групп живых организмов выделяется флора:

  • древесных растений;
  • мхов;
  • лишайников;
  • грибов;
  • водорослей и так далее.

По географическому принципу выделяется:

  • флора земного шара;
  • материков;
  • отдельных частей континентов;
  • государств;
  • островов;
  • полуостровов;
  • горных стран и так далее.

Различные типы флоры также выделяются на основе критерия природных условий территории. В данном случае выделяют флору:

  • рек, озёр, болот, водохранилищ (и прочих гидрологических объектов);
  • отдельных морей и океанов;
  • лесов, степей, редколесий и т.д.;
  • черноземных, буроземных и других областей (в зависимости от типа почвы).

Некоторые ученые также активно трудятся над районированием (делением) нашей планеты на отдельные флористические единицы (системы).

В заключение...

Теперь вы знаете, что такое флора и в каких областях знаний используется этот термин. Под данным понятием понимается система дикорастущих растений определенной территории (или же планеты в целом). Термин широко используется в таких научных дисциплинах, как ботаника (флористика), география, экология и медицина.

Виды растений, произрастающие на Земле, распределены по ее поверхности в определенных сочетаниях друг с другом. Это связано прежде всего с приуроченностью к определенным местообитаниям в соответствии с комплексом предъявляемых требований.

Совокупность видов растений, встречающихся в данной области (местности, стране), слагающих все свойственные ей растительные сообщества, заселяющих все типы местообитаний, принято называть флорой. Это понятие не распространяется на растения, сознательно разводимые человеком и не встречающиеся в естественных условиях: растения «закрытого грунта» (тепличные, комнатные и т.д.), произрастающие в специальных питомниках, ботанических садах (А.И.Толмачев, 1974).

Все растения принято подразделять на местные, или аборигены, появившиеся в данной местности и произрастающие в ней вне зависимости от деятельности человека, и заносные по своему происхождению, но одичавшие и поддерживающие свое существование в ней. Хотя следует помнить, что часто сложно установить данную границу.

Не смотря на указание в определении на все растения, на практике за обозначением «флора» часто скрывается более узкое представление о совокупности видов высших растений, конкретно - семенных растений и папоротников (так называемых «сосудистых споровых»). Это обусловлено исторически, а также ввиду узкой специализации современных ботаников.

Принципы классификации флор могут быть различны. Мы можем их классифицировать по признаку различного богатства состава (численности видов); по сложности состава; по связи с некоторым комплексом условий существования (флоры холодных и жарких, аридных областей и другие); по типам растительности (лесные, степные, пустынные и т.д.); по характеру связей или степени обособленности от других флор; по связи с эпохами формирования Земли и т.д. Классификация определяется прежде всего целями исследования. Она должна способствовать раскрытию поставленных задач и выявлять связи и закономерности изучаемых природных явлений.

Характеристика флоры

Флора, как и любое другое природное явление, обладает определенными признаками, характеризующими ее как таковую и могущими сопоставляться при сравнительном изучении флор. Наиболее полное представление о флоре дают ее систематическая характеристика, анализ биологической и экологической структуры. Остановимся на этих понятиях более подробно.

Таксономическая структура изучаемой флоры или ее инвентаризация представляет необходимую основу любого флористического исследования. Она должна быть проведена возможно полно. При проведение ее необходимо помнить, что в составе каждой флоры наряду с видами обычными и хорошо заметными существуют и виды редкие, представленные ограниченным числом особей, иногда приуроченные к специфическим, редко повторяющимися в изучаемом районе местообитаниям.

Учет видового состава флоры дает представление об общей численности видов и отражает ее богатство. Но этот показатель во многом связан с величиной изучаемого пространства, в связи с чем, требует особого подхода к оценке. Тем не менее, существуют следующие показатели видового состава флор: для арктических флор - 100-250 видов, бореальные флористические области (включая Западную Сибирь) - 400-750 видов, лесостепные районы (за счет обогащения степными видами) - 800-900 видов и т.д. (А.И.Толмачев, 1974).

Более точные представления может дать анализ количества выявленных семейств и соотношение между численностью входящих в них видов. Это может указать на филогенетические особенности изучаемой растительности.

Еще более ярким показателем систематической структуры флоры является распределение видов между таксономическими группами растений. Так, например, прослеживается закономерность снижения роли однодольных растений по мере перемещения от крайнего севера в умеренные и далее в экваториальные широты, а также в местностях с континентальным климатом.

Жизненные формы

Особенности органогенеза, роста и развития конкретных организмов приводят в ходе эволюции к формированию внешнего облика, или габитуса, растения. Особенности внешнего облика, отражающие приспособленность растений к условиям внешней среды, получили название жизненных форм или биоморф.

Согласно эколого-морфологической классификации И.Г.Серебрякова у цветковых растений выделяют три основные категории жизненных форм: древесные растения, полудревесные растения и травы. Древесные растения обязательно имеют многолетние надземные побеги с почками возобновления. Полудревесные растения характеризуются тем, что их надземные побеги частично сохраняются в течение ряда лет, тогда как верхняя их часть ежегодно отмирает и возобновляется за счет почек, располагающихся на некоторой высоте (5-20 см и более) над землей. Полудревесные растения занимают промежуточное положение между древесными растениями и травами.

Травы многолетних надземных побегов не имеют. Однолетние травы вообще не имеют многолетних органов. У многолетних трав многолетними являются лишь подземные или приземные, т.е. скрытые в подстилке или плотно прижатые к земле части побегов, обычно называемые корневищами. Здесь же располагаются и почки их возобновления.

Древесные растения подразделяются на деревья, кустарники и кустарнички. Деревьями называют растения с многолетним, обычно одревесневшим, разветвленным или неветвящимся главным стеблем - стволом, сохраняющимся в течение всей жизни. Высота деревьев от 2 - 2,5 до 100 м. и несколько более (секвойя, некоторые виды эвкалипта). Продолжительность жизни деревьев - от нескольких десятков лет до 4тыс. лет. Типичная крона образуется из ветвей у хвойных и двудольных. Стволы деревьев утолщаются ежегодно за счет камбия. Древовидные формы однодольных своеобразны: их крона особого типа - обычно образована пучком крупных листьев, а стволы либо не имеют вторичного утолщения, либо утолщаются за счет внекамбиальной меристемы, образующей главным образом паренхиму.

Ствол может представлять моноподиальную ось (ель, пихта) или чаще симподиальную (большинство древесных цветковых).

Основная форма деревьев - прямостоячая, однако существуют деревья с полегающим стволом. Это так называемые стланцы (например, сибирский кедровый стланик - Pinus pumila). Если многолетний ствол лазящий или обвивает опору, то это древесная лиана, или лиановидное дерево. Таковы многие виды большого рода виноград (Vitis), ротанговые пальмы (Calamus), огромная лиана из семейства бобовых энтада фасолевидная (Entada phaseoloides). Древесные лианы обычны в тропиках, но редки в лесах других климатических зон.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что в течение жизни формируется не один-единственный ствол, а несколько, возникающих из спящих почек первого ствола. Стволы у кустарников принято называть стволиками. Общая продолжительность жизни кустарника может быть очень большой, но каждый отдельный стволик живет ограниченное время (от 2 до 30-40 лет). Высота кустарников колеблется от 0,6 до 6 м. Распространены кустарники во всех растительных зонах. Существуют кустарники-лианы, например княжик сибирский (Atragene sibirica) -растение из семейства лютиковых.

Кустарнички - это низкорослые растения, сходные по особенностям образования скелетных осей с кустарниками. Однако их высота меньше (от 5 до 60 см.) и продолжительность жизни многолетних побегов обычно не превышает 5 - 10 лет. Кустарнички преобладают в растительном покрове тундр, а также в хвойных лесах.

К полудревесным растениям относятся полукустарники и полукустарнички, различающиеся между собой главным образом по величине сохранившейся многолетней части и общим размерам. Высота полукустарников редко превышает 80 см., а полукустарничков - 15-20. Полудревесные растения очень обычны в пустынном климате, а также в растительном покрове высокогорий. В крайних условиях существования они (так же, как и кустарнички) иногда принимают подушковидную форму. К полукустарникам относятся многие полупустынные виды полыней из Казахстана и Средней Азии (Artemisia). Полукустарничком является широко распространенное лекарственное растение чабрец, или богородская трава (Thymus serpullum). Паслен сладко-горький (Solanum dilcamara) - пример полукустарника-лианы.

Травы удобно подразделить на однолетние и многолетние. Однолетние травы не имеют органов вегетативного размножения и полностью отмирают после плодоношения. Особо следует отметить однолетники-эфемеры, которые проходят жизненный цикл за немногие недели. Эфемеры обычны в пустынях. Большинство их относится к семейству крестоцветных. Двулетние травы на первый год развивают только прикорневую розетку листьев, тогда как цветение и плодоношение осуществляются на второй год. К двулетним растениям относится наперстянка пурпуровая (Digitalis purpurea).

Многолетние травы по строению подземных органов делятся на несколько типов. Травы, имеющие во взрослом состоянии хорошо развитый корень (часто бывающий вместилищем запасных веществ), называются стержнекорневыми (например, дудник - Angelica sylvestris). Кистекорневыми многолетниками называют растения, не имеющие главного корня, но характеризующиеся сравнительно толстыми придаточными корнями (лютик едкий - Ranunculus acris, виды купальницы -Trollius). Виды ириса, гравилата, купены и манжетки имеют короткое, но достаточно долговечное корневище. Они получили название короткокорневищных растений. У длиннокорневищных многолетников корневища отличаются длинными междоузлиями (пырей, майник, грушанки). Многие злаки и особи относятся к дерновинным растениям. Многолетняя побеговая их часть представляет собой разветвленную систему остатков побегов прошлых лет. Клубнеобразующие многолетники (картофель, хохлатки, ятрышники) образуют запасающие клубни на корневищах или корнях. Широко распространены также луковичные растения, имеющие разного типа луковицы со сменяющейся придаточной корневой системой.

Экологическая структура

Для характеристики экологической структуры чаще всего используется отношение растений к воде.Физиологическое значение воды огромно; если те или иные растения (низшие) могут существовать без воздуха, а также без света, то без воды они существовать не могут; вода содержится во всех частях растения и составляет нередко более 90% всего веса растения. Все основные жизненные функции растения требуют присутствия воды.

Различают три основные категории растений в связи с их отношением к воде: гигрофиты, мезофиты и ксерофиты.

Гигрофиты - растения, произрастающие в условиях избыточного увлажнения (водные растения, растения болот).

Наиболее типичные гигрофиты - это обитатели влажной и теплой атмосферы тропических лесов, а также наших тенистых лесов. Само название «гигрофиты» говорит о произрастании в воздухе, насыщенном парами воды. Группа гигрофитов не испытывает недостатка в воде и поэтому не имеет никаких приспособлений к защите от засухи.

Ксерофиты. Свойства этой экологической группы противоположны гигрофитам. Ксерофиты способны в активном состоянии переносить значительную и продолжительную сухость воздуха и почвы. Они типичны для засушливого теплого климата (степи, пустыни, средиземноморские области).

Мезофиты. Растения средних по увлажненности местообитаний (растения лугов, влажных лесов), занимающие промежуточное положение между гигрофитами и ксерофитами.

К этой группе можно отнести, прежде всего, наши лиственные древесные породы, многие наши луговые и лесные травянистые растения, сорняки, большинство культурных растений.

Кроме этих групп часто выделяют промежуточные.

Всю дикую природу Земли можно разделить на две половинки, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. Это мир растений и животных, которые в научном мире носят названия флоры и фауны.

Флора

Флора – это все виды растений, которые появились на определенной территории в ходе исторического развития. Она тесно связана с природными условиями и геологическим прошлым этой территории.

Термин флора подразумевает под собой все растения данной территории, но в практической деятельности он объединяет только папоротникообразные и семенные растения. Другие растения обыкновенно называют соответственно отделу: флора мохообразных — Бриофлора, флора водорослей — Альгофлора и другое.

Термин «Флора» возник от имени древнеримской богини Флоры – богини плодородия, цветов, юности и весеннего цветения. Впервые его использовал в 1656 году ботаник из Польши Михал Пётр Бойм в своем труде «Флора Китая».

В ботанике существует раздел по изучению флоры и носит название флористики.

Инвентаризация и соотношение групп растений на определенной территории берется за основу системы, которая делить Землю на естественные флористические единицы :

  • Царства,
  • Области,
  • Провинции,
  • Округа,
  • флористические районы,
  • районы конкретных флор.

Фауна

Фауна — Общность всех видов животных на данной территории, которая сложилась в процессе исторического развития.

Свое название термин получил в честь древнеримской благой богини Фавнии – богини здоровья, плодородия и покровительницы женщин.

Всю фауну делят в зависимости от географического положении и систематики. По географическому положению можно определить фауну Европы, фауну острова Мадагаскара и прочее. По систематическим группам это будет фауна млекопитающих, фауна земноводных и так далее.

Изучение флоры и фауны

Исследование флоры и фауны начинается с изучения их видового и родового состава. Термин, который характеризует эту деятельность, получил название инвентаризации.

Также, относительно географического происхождения, флору и фауну разделяют на аборигенные и адвентивные виды.

Аборигенные виды – это те виды, которые длительное время обитают на данной территории. В свою очередь адвентивные виды объединяют те виды, которые занесены на территорию недавно при помощи человека или же природными силами.

Одним и самых важных показателей при изучении флоры и фауны — это доля эндемиков — животных или растений, обитающих только на данной территории. Она говорит о возрасте и степени изолированности флоры и фауны. Хорошими примерами эндемичных фаун послужат Австралия и Южная Америка.

Отличительным признаком любой флоры и фауны является приспособленность к природным условием их видов. Например, среди фауны, в степных районах преобладают роющие и бегающие виды, впадающие в спячку и питающиеся жесткой травой и злаками, которыми в основном представлена флора степи.

Флора и фауна это неразрывно связанная система. Изменения в их системе напрямую связаны с экологической обстановкой и природными условиями на территории, которую они занимают.