Город Мохенджо-Даро это еще одно из достояний древних цивилизаций и свидетельство их существования. Город расположен в долине реки Инд, а именно в Пакистане, в провинции Синд. Город Мохенджо-Даро является одним из самых древнейших городов в мире и самым первым городом в Южной Азии. (11 фото )

Город был построен 2 тысячи лет до н.э, жил и активно развивался порядка девяти ста лет. Город до сих пор увенчан занавесом тайны, о нем очень мало известно, а так же остается открытым ряд вопросов, кто построил? когда именно? как им удалось построить такой город? и главный вопрос — почему город был оставлен жителями? Пока что Мохенджо-Даро является главным предметов среди археологов и историков. Считается что Мохенджо-Даро был «административным центром древних жителей Индийской цивилизации.

До наших дней дошли лишь не многие останки города, сами понимаете сколько времени прошло, но при помощи новейших технологий ученым удалось установить что в городе проживало порядка 50 000 человек. Это очень большой город для того времени. Город был выполнен из глиняных кирпичей, неправда ли интересно, 2000 год до н.э это и кирпичи, причем не просто какие то лепешки, а обожженные кирпичи. В последствии местные жители растащили их на строительство своих домов и всяких нужд.

Удивительно еще и то, что город уже в то время имел четкую архитектурную сосредоточенность, все переулки и улицы были четко вымерены и имели прямой угол, в городе не было каких либо тупиков и непонятных лабиринтов, какие мы можем видеть в других древних городах. Улицы в городе были четко скоординированы, причем длина составляла 8 метров, то есть на такой дороге свободно могли разъехаться две телеги, соответственно на улице не было толкотни.

К уникальным качествам архитектуры можно отнести и наличие централизованной национализации, и полное водоснабжение. Думали что первое и единственно водоснабжение появилось в великом древнем Риме, как видите древние жители Мохенджо-Даро тоже достигли этой стадии развития. Если говорить более конкретно, то в городе был «общественные бани» оснащенные подачей горячей воды, так же в большинство домов была устроена примитивная (для нашего времени) и не постоянная пода воды, но все же, это говорит о высоком интеллекте цивилизации. Все канализационные воды стекались в специальные сливные ямы, расположенные обычно за городом.

Высота домов достигала 7 метров в высоту, архитектура города имела довольно четкую форму сооружений, город даже подразделялся как бы на два яруса, конечно же основная жизнь протекала внизу, но дома имели второй этаж, а крыша первых этажей служили балконами. Город так же высоко был развит в экономическом плане, Мохенджо-Даро был в отличном географическом положении, рядом с ним находилась река Инда, по сути Мохенджо-Даро являлся торговым центром, сюда со всей Азии съезжались торговцы, для обмена товаров.

Так же было обнаружено большое здание с хорошим вентиляционными ходами, возможно это был амбар для хранения зерна. Можно предположить что религия в городе тоже находилась на особом уровне, была найдена древняя мечеть, к которой ведет длинна улица. К сожалению сейчас большая часть города погружена под многометровым слоем ила, раскопкам так же мешают грунтовые воды которые покрывают город.

Непонятно почему такая умная и хорошо развитая цивилизация бесследно исчезла, все люди буквально испарились, археологи нашли останки лишь порядка 2 000 человек из 50 000. На этот счет имеются различные теории, возможно люди просто покинули город из-за постоянно разливающегося русла реки, это мнение возникло после нахождения большой стены, которой возможно жители пытались защититься от наводнений.

Останки горожан найдены совершенно целыми, то есть они умерли не насильственной смертью, так же в городе не были найдены останки какого либо оружия. Что автоматически отменяет теорию о нападении арийской цивилизации. Любители мистического мира активно утверждают о перемещении людей в другое время, и похищение людей инопланетянами.

Доподлинно неизвестно от чего город был заброшен, возможно это было небывалой силы землетрясение, или уникальный разряд нескольких шаровых молний, по силе взрыва можно приравнять к ядерному. Останки жителей были радиоактивными что позволяет ученым утверждать о взрыве атомной бомбы, но какая в то время бомба, это по крайней мере не логично, значит как нибудь взрыв природного происхождения, разряд электричества как вариант.

Не смотря на все старания археологов и историков как и почему город был оставлен, Мохенджо-Даро упорно хранит все тайны. А нам с вами остается лишь гадать и комментировать статью)


Индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо-Даро)

Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии неолитическими земледельцами в основном шло с севера, через Иран и Афганистан. VI–IV тысячелетиями до н.э. датируются первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда, а примерно XXIV в. до н.э. – величественные памятники развитой городской культуры, известные по раскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро.

Выстроенные из кирпича городские строения (дома, дворцы, цитадели, зернохранилища), бассейны с хорошо налаженной системой канализации и даже соединенное каналом с рекой сооружение типа верфи – все это не только свидетельствует о высоком уровне градостроительства и, следовательно, всей урбанистической цивилизации, но позволяет предполагать существование развитого ремесла, включая бронзолитейное дело, а также, что важно подчеркнуть особо, торговых связей с соседями, прежде всего с шумерским Двуречьем. Трудно сказать, насколько культура шумеров повлияла на возникновение центров индской цивилизации и следует ли эти центры считать чем-то вроде очагов, возникших при содействии шумерской колонизации (на этот счет существуют различные мнения), но сам факт влияния со стороны более развитого Двуречья несомненен. К этому надлежит добавить, что и населяли индские центры европеоиды, антропологически близкие к населению ближневосточного региона. Речь, конечно, не о том, чтобы видеть в индских городах просто шумерскую колонию, – здесь иная культура, своя письменность (хотя и близкая к шумерской), иной тип строений. И все-таки связи несомненны, причем не только внешнеторговые, фиксируемые, в частности, обнаружением индских печатей при раскопках в Двуречье, но и структурные, сущностные: схожие мифологические сюжеты (герой типа Гильгамеша с зверями), строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (прежде всего бронза и письменность).

Города долины Инда были, в отличие от месопотамских, очень недолговечны. Они быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной до сих пор причине пришли в упадок и исчезли с лица земли. Ориентировочно период их жизни ограничивается пятью-шестью веками, с конца XXIV до XVIII в. до н.э. Некоторые данные говорят о том, что упадок очагов индской городской культуры начался задолго до их исчезновения и что он был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации (строились и селились где попало, даже на прежних центральных улицах-площадях) и, возможно, с изменением русла Инда и затоплением городов.

Что касается внутренней структуры индского городского общества, то данные на этот счет необычайно скудны. Судя по существованию предприятий вроде верфи, крупных строений типа дворца, огромных зернохранилищ, здесь должна была существовать примерно та же, что и в ранних обществах Двуречья, протогосударственная структура с властью-собственностью правящих верхов и важной ролью централизованной редистрибуции. Более того, сам облик богатых городов с развитым ремесленным производством заставляет полагать, что к городам примыкала немалая земледельческая периферия, за счет налогов и повинностей с которой в основном отстраивались города и существовали освобожденные от производства пищи слои населения, включая администраторов, воинов, жрецов, ремесленников. Однако ничего более точного и определенного сказать нельзя: сам факт социальных и экономических различий при полном молчании нерасшифрованной письменности (а это в основном небольшие, в 6–8 знаков, тексты на печатях из иероглифов и пиктографов, количество которых, по ориентировочным подсчетам, достигает 400) не дает оснований говорить ни о рабах, ни о кастах, ни о частных собственниках, хотя кое-кто из специалистов подчас пытается делать это.

Но, как бы то ни было, одно на сегодняшний день установлено достаточно твердо и определенно: хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, положивших практически заново начало древнеиндийскому очагу цивилизации. Пожалуй, здесь нужна одна существенная оговорка: новый очаг складывался в основном в долине Ганга, в районах, отстоящих от центров хараппской культуры на многие сотни, если даже не тысячи километров. Только историческое единство Индии в ее привычных недавних границах, объединяющих обе великие речные долины (да и то не учитывая современность, когда долина Инда в основном вошла в состав Пакистана), побуждает специалистов столь тесно связывать между собой Хараппу и ариев и, более того, искать преемственность между ними.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Лекции по истории Древнего Востока автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 2. Индская (Хараппская цивилизация) К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Западной и Северной Индии, в Синде, Белуджистане и на побережье Аравийского моря – на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с

автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Мохенджо-Даро Среди экспонатов одного из музеев города Дели есть небольшая статуэтка из темного металла. Только что закончив танец, застыла, гордо подбоченясь, нагая девушка. Уверенная в успехе, она словно ждет восхищенных аплодисментов от зрителей. Левой рукой, от

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Русы Индостана в IV–III тыс. до н. э. Хараппа. Мохенджо-Даро Русы-скифы и Скифия вообще тесно связаны с индоарийской проблемой и с Индией. Но изыскания надо начинать с ранних эпох.Цивилизация русов Хараппы, которая занимала огромную территорию (пять Шумеров) в долинах Инда,

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Глава 22 Индская цивилизация Открытие и датировка индской цивилизации Индскую цивилизацию принято называть Хараппской по названию первого города, в котором были начаты систематические раскопки, – Хараппы. Однако территория, занимаемая этой цивилизацией, оказалась

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ГИБЕЛЬ МОХЕНДЖО–ДАРО Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо–Даро в Индии. В 1922 г. индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Иид древние руины. Их назвали Мохенджо–Даро, что в переводе означает

Из книги Индоевропейцы Евразии и славяне автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Середина III тыс. до н. э. Влияние геоксюра в Белуджистане (Кветта) и Афганистане (Мундигак). Цивилизации городов Хараппа и Мохенджо-Даро Начало заселения Кветты (Белуджистан), как мы помним, было положено во второй половине IV тыс. до н. э. Причем мотивы орнаментов керамики

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Маршрут Хараппа – Полинезия? В 1820 г. в долине реки Инд в основании огромного холма, на котором расположился небольшой индийский городок Хараппа, были найдены остатки какого-то древнейшего селения. В 1853 г. здесь начались археологические раскопки, результатом которых

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Черные молнии над Мохенджо-Даро Следы исчезнувшей цивилизацииЕще в двадцатые годы прошлого века археологи вскрыли в этом районе Пакистана древнейшие курганы с останками крупнейших городов бронзового века Хараппы и Мохенджо-Даро. Кстати, согласно некоторым

Из книги Древний Восток автора

Мохенджо-Даро - крупнейший город протоиндийской цивилизации Древний город на холме Мохенджо-Даро был обнаружен в 1921 г. при обследовании буддийской ступы, возвышающейся на его вершине. В 1924–1927 гг. Дж. Маршалл проводил здесь первые систематические археологические

Из книги Тайны трёх океанов автора Кондратов Александр Михайлович

Гибель Мохенджо-Даро Все эти вопросы лишь поставлены - отвечать на них будут исследования археологов-подводников, исследования, которые уже начинаются. В теплых водах, омывающих Цейлон, возле города Тринкомали аквалангисты обнаружили затонувшие памятники «разных

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

Индская цивилизация Культуры Инда или Хараппы. Первые города были основаны около 5 тысяч лет назад в Шумере. Через 500 лет они возникли по берегам рек Нил и Инд.В долине Инда в эпоху мезолита появились общины, которые пользовались геометрическими микролитами и владели

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индская цивилизация Еще с VII тыс. до н. э. в долине великих рек Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство, а в III тыс. до н. э. местные дравиды создают здесь первую индийскую цивилизацию, получившую в науке название Индской или Хараппской (вторая четв. III тыс. –

Дословный перевод Мохенджо-Даро с языка хинди звучит как «холм мертвых». Это древний город, который существовал 5 000 лет тому назад. Название дано при обнаружении остатков города в 1922 году археологом Р. Банерджи. Как город назывался на самом деле нам не известно.

Мохенджо-Даро расположен на территории современной Индии. До 1922 года никто даже не подозревал о том, что здесь некогда существовала древняя развитая цивилизация. Это открытие сильно озадачило археологов. Причина гибели целой цивилизации так не установлено однозначно. И по сей день неизвестно, что случилось с городом.

Странно то, что в руинах города археологи не нашли массовые останки ни людей, ни каких-либо животных. Ни следов разгрома, повреждения от холодного оружия и вообще никакого оружия. Напрашивается вывод о том, что все произошло быстро и жители были застигнуты врасплох.

Теории относительно Мохенджо-Даро

Город располагался в долине реки Инд, поэтому весьма вероятно, что это могло быть наводнение, хотя даже не смотря на прошествие 5000 лет какие-то следы стихии должны были остаться, но их найдено не было.

Гипотеза об эпидемии тоже не подтверждается раскопками. Найденные останки жителей свидетельствуют о том, что погибли они практически одновременно.

Сразу же отбросили причину от нападения на город, так как ни на одном из найденных останков не обнаружили следов от оружия. Во всяком случае от оружия, каким мы его представляем у древних народов.

Осталась еще одна версия и её пока не отвергли — ядерный удар . Вот вам и древний мир!

Такая теория, хоть и выглядит невероятно, однако имеет подтверждения. К примеру, археологи обнаружили цельные пласты спекшейся глины и зеленого стекла. Сначала материалы расплавились, а затем моментально остыли. Проведенные анализы показали, что местность подвергалась воздействию температуры в 1500 градусов по Цельсию. Обнаружен также вероятный эпицентр взрыва, где все здания были попросту снесены.

Нам сложно поверить в то, что мы лишь открываем то, что существовало давно. Но как учитывая такие находки можно быть уверенным в том, что люди 5000 лет тому назад не пользовались атомной энергией.

О чем говорят священные книги

Обратимся к древнеиндийскому эпосу «Махабхарата». Место действия не называется, но вот что происходит при применении загадочного оружия богов пашупати:

«…вздрогнула земля под ногами, вместе с деревьями зашаталась. Всколыхнулась река, даже большие моря волновались, растрескались горы, поднялись ветры. Померк огонь, затмилось лучезарное солнце…

Белый горячий дым, который был в тысячу раз более ярким, чем солнце, поднялся в бесконечном блеске и сжег город дотла. Вода кипела… лошади и военные колесницы были сожжены тысячами… трупы упавших были искалечены ужасной жарой так, что они больше не напоминали людей…

Об архитектуре города Мохенджо-Даро

Что представлял собой этот древний город? Сначала археологи склонялись к версии, что это часть шумерской цивилизации. Дальнейшие исследования внесли свои коррективы, были найдены существенные отличия от шумер. Сейчас рассматривается существование отдельной цивилизации, которая названа протоиндийская. Мохенджо-Даро занимал примерно 260 гектаров земли и имел поквартальную застройку.

Четкие кварталы, параллельные улицы, или же под прямым углом. Надо сказать, что город был построен без изюминки, но практично. Был хорошо защищен от ветра. Хотя и ветров здесь вероятно было куда меньше, чем сейчас в пустыни. В Мохенджо-Даро найдено много резных печаток, на большинстве из которых изображены обезьяны, попугаи, тигры, носороги. Само по себе это свидетельствует о том, что люди, жившие в ту пору, наблюдали в избытке этих животных. Это теперь тут расположена пустыня, а когда-то были джунгли.

Дома построены в виде коробок, но с внутренним комфортом. Существовала сложная система водоснабжения, городская канализация выводила стоки за пределы поселения. В некоторых домах обнаружены бассейны. Вполне современно по нашим меркам, но это было 5000 лет тому назад!

Помимо сооружений, которые вызывали восторг у археологов, в городе были обнаружены ремесленные орудия труда, сельскохозяйственные принадлежности, посуда, а также украшения из бронзы и меди.

Немало вопросов остается без ответов. Но одно ясно: пять тысяч лет тому назад в городе, который теперь назван Мохенджо-Даро, существовала цивилизация и причем развитая.

Или Махенджадара (переводится как «холм мертвецов») - город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья.

Мохенджо-Даро обнаружили в 1920 году вместе с городом Хараппу на территории Пакистана. Города явно воздвигнуты по Ведической традиции.

Город Мохенджо-Даро — история и фото

Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений).
Ширина улиц в городе достигала 10 м.

В были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной.

Находка 5000 летней давности доказала что в этих местах существовала высокоразвитая цивилизация. И веками устоявшаяся культура. Судите сами если городу высокой цивилизации 5000 лет, то сама цивилизация не могла возникнуть за один день, и у этой цивилизации есть не менее продолжительная предистория. Что означает что цивилизация и разум построившие эти города еще древнее. Отсюда следует простой логический вывод. Что к возрасту найденных городов можно смело добавить 2000 лет.

Загадки Мохенджо-Даро

Итого возраст самой самой цивилизации был не меньше 7000 лет.
Самое интересное, что город был уничтожен ядерным взрывом. В костях скелетов обнаруженных на месте раскопок города уровень радиации превышал в несколько раз. Река, которая протекала рядом, испарилась в одно мгновенье.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо-Даро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Назвали руины, породившие такие .

Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали…
Читайте про еще одно интересное сооружение прошлого, оставшееся пока без ответа — .

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Мохенджо-Даро — ядерный взрыв

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!).

Вероятно песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом. От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются. Наиболее сохранились окраинные строения. Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией». Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе «Махабхарата» говорится о некоем «взрыве», который вызвал «слепящий свет, огонь без дыма», при этом «вода начала кипеть, а рыбы обуглились» Что это – просто метафора». Д Девенпорт считает, что в ее основе есть. какие-то реальные события.

Город Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад.
Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой «тортовой» формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него – четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе).

Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.

Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

Очень люблю исторические драмы особенно с замахом на более древние периоды человеческого существования.

Фильм «Махенджо-Даро» снять по всем каноном такого жанра, весь историзм и событийность замыкается на одном историческом персонаже, который наделен ну просто всеми положительными качествами. Он и красив, и силен, и храбр, и умен, и хитер в меру, и добр, и отважен, в общем не наделен никакими человеческими качествами, кроме желания любить и получить объект своего вожделения.

Сюжет не содержит ничего сверх кардинального, как это всегда бывает, несправедливо лишенный своего трона и отрешенный от него герой, в полном неведении, что было с его родителями, приезжает торговать в величественный город Махенджо-даро. И… и находит в нем все что искал. И прекрасную девушку Чаани, и историю своего происхождения, и свое предназначение, и конечно же становится спасителем всего городского населения, попутно приложив руку к созданию великой реки Ганг. Все это на фоне древнего города, с песнями, танцами, причудливыми (скорее фантазийными, чем реальными) обрядами, драками, пучеглазыми злодеями и пр.

Фильм скорее не понравился, чем понравился.

Сценарий будто писан на коленке, не знаю на счет исторической точности, но на счет проработки героев, очень плохо. Создается впечатление, что над внешним видом каждого персонажа работали больше, чем над внутренним, что не свойственно для индийского кино. Все герои лишены человечности и оттого кажутся пустыми.

Возможно из-за недоработки сценария все актеры кажутся слабоватыми и натуженными.

Ритик Рошан (главный герой Сарман) старался изо всех сил вытянуть хоть что-то из этого образа, старательно сверкал глазами и пафосно закидывал подбородок, гневно дергал ноздрями. Но создать полноценный образ не получилось. Он в отличной физической форме, как всегда потрясающая работа в сценах с драками, как всегда отлично чувство ритма и танца, но на этом все, нет внутреннего переживания, нет того эмоционального толчка от экрана, который заставит зрителя немного встрепенуться.

Пуджа Хегде (Чаани) ну тут совсем без стараний. Очень плохо, одной внешней красоты недостаточно, недостаточно пристального взгляда на камеру, пусто. Особенно когда происходили рыдания или патетические речи, ужас. Роль не такая большая как кажется и не такая сложная, да Чаани возлюбленная главного героя, да именно ее замужество подтолкнуло на большие поступки Сармана, но где эмоция? Где??? У меня в голове возникала ассоциация белого шума, когда я видела ее. Нет эмоции, нет посыла, нет ни страсти, ни всеобъемлющей любви, нет вдохновения. Единственно, что отлично удалось, уж не знаю как этого добились, эта сцена удушения Чаани, очень реалистично. Может ее и взправду немного придушили, дабы вытянуть хоть что-то (сарказм, злой).

Кабир Беди (Махам) злой злодей, очень злой и очень индийский. Чем то напомнил мне главного индийского злодея Амриша Пури, когда пучил глаза. Кабир поработал на столько, на сколько позволяет это режиссер, опять же недостатки не актера, а скорее сценариста и режиссера, нет внятного мотива и развития его злобы. Почему в нем оказалось столько алчности, где развитие злобы на весь мир, нет генеральной идеи.

Арунодай Синкх (Мунджа) один из немногих, у кого более-менее внятные эмоции и переживания. Симпатичный бородатый наследник лже-властителя, с замашками нисколько на власть, сколько на единоличную любовь. В нем есть и хорошее и плохое, показано немного нравственные колебания героя, что дает образу Мунджи более реалистичные черты. Чего нет у главного героя, вопрос почему? Ведь Ритик куда опытнее.

Мэниш Чаудхари (священник) обратил на себя внимание в «Клянусь тобой любимая», но здесь опять же не дали раскрыться, создалось впечатление, что актеру немного тесновато в этом образе. Из всех доступных выражений лица, актеру скорее всего предоставили маску «удивление», «крайнее удивление», «обескураженность», «стыдливое удивление».

Уж не помню как звали жену злодея и тем более актрису, которая ее играла, но вот единственная кому можно выставить 6,0 за технику и актерское мастерство. Живой и полный образ, видимо из-за незначительности персонажа, нашли время на внутреннюю наполненность.

Некоторые сцены и вовсе вызвали недоумение:

1. Сцена с прогулкой Чаани в простом одеянии. Почему она громит все вокруг? С чего она обливает прохожих, бьет горшки у мастеров, портит имущество чужих людей? К чему??? Она вышла первый раз в простой одежде, никто ее не узнает, и вместо любопытства, беспечности, радости, откровенное хулиганство. Непонятно! Никак не характеризует героиню, никак не выражает чувство свободы, да и еще в разрез идет с ее благопристойным образом.

2. Сцена с разрезанием веревки Махамом перед потопом. Ну уж начал резать, так чего не дорезал, понимаю, хотели показать его борьбу до конца, слабый лучик надежды на спасение, но почему он остался на столбе? Куда сильнее было бы если бы он разрезал вервку и бросился бежать, а поток воды настиг его где-то в городе или на выходе из города. Осталось чувство, что пытались изобразить, ничего не пришло другого на ум, начали делать и в итоге не доделали и забыли.

3. Скорее не сцена, а то что меня покоробило, наряд главного героя на время пребывания его в Махенджо-Даро меняется раз пять! Как?! он простой крестьянин, одежда тогда была дорога, вернее откуда столько? А головной убор Чаани меняется всего три раза! и то один из них свадебный. По-моему, на лицо недоработка или перереработка.

4. Все сцены с единорогом! Ну почему компьютерная графика? Зачем? Рог в чалме Сармана смотрелся куда реалистичнее этого существа. Не то что реалистичности не хватило, не хватило красоты и эстетики в этом животном, ведь единорог символ сакральный, вдохновляющий.

Что точно понравилось: музыка и танцы!

Фильм скорее похож на чью-то дипломную работу с большим бюджетом. Могу его сравнить с незрелой грушей, которую купил достаточно дорого. С одной стороны есть и замах и именитые актеры и только из-за этого пытаешься найти хоть что-то достойное, но увы. Даже большая цена не сделает зеленую грушу спелой.