Мы привыкли воспринимать его как нечто негативное, что врывается в нашу жизнь, ломает планы и портит настроение. На самом деле это не совсем так. Говоря о том, что такое стресс, нельзя не отметить следующее - это не что-то внешнее, а наша собственная реакция на ситуацию, несколько отличающуюся от повседневной рутины. Само по себе это понятие нейтральное, эмоционально окрашенной является лишь наша с вами реакция.

Надо заметить, что в небольших дозах стресс имеет положительное значение. Представьте, рутинная работа, середина дня, чувство легкой расслабленности, и вдруг вы замечаете сообщение, что едет комиссия с проверкой. Моментально появляется собранность и возрастает работоспособность, оставшееся время вы проведете, работая с максимальной эффективностью. Но сильные удары судьбы, следующие один за другим, способны привести к катастрофическим последствиям для психики. К счастью, до определенной степени стрессом можно управлять, обучением этому искусству мы сегодня и займемся.

Определение стресса

Итак, что такое стресс? Это способ физической реакции, ответа на внешний стимул. Этот механизм хорошо рассмотрен сторонниками бихевиорального подхода в психологии. «Стимул-реакция» - именно так обозначен их главный постулат. Реакцию на стресс они рассматривают через призму инстинктов. У животного может быть две реакции на стресс, то есть появление реальной опасности для своей жизни. Это действие (бегство или сражение) или маскировка: животное замирает, падает на землю, сливаясь с ней. Человек унаследовал те же самые реакции, вот только изменилась окружающая ситуация.

Сегодня, если мы испытываем стресс, достаточно редко это несет прямую угрозу нашей жизни. Тем не менее реакция запускает такие же механизмы, что и миллионы лет назад. Кровь приливает к лицу, сердце колотится, давление повышается, дыхание учащается. За это отвечают гормоны адреналин и кортизон, именно они увеличивают физическую выносливость и силу, готовя организм к борьбе или бегству. Другим вариантом может быть прямо противоположная реакция: человек бледнеет, кровь отливает от лица, кожные покровы холодеют, наступает ступор.

Почему сегодня эти физиологические изменения работают не на нас? Потому что изменилась окружающая ситуация. Мы не можем драться с начальником, равно как и убегать от него по коридору офиса. Поэтому, оставшись без выхода, энергия начинает наносить нам вред.

Это примерное определение того, что такое стресс. Но это только одна сторона медали, которая рассматривает стресс как явление однократное, кратковременное, мобилизующее. Представьте ситуацию, что в течение месяца человек ежедневно попадает в пиковые ситуации. Сложные отношения на работе, проблемы в семье и тому подобное. Психика до поры до времени сглаживает негативное влияние стресса, но потом все больше начинает проявляться нервозность, бессонница, угнетенное настроение. Дальше наступает черед депрессии. Это явление называется дистресс, и оно крайне разрушительно. Необходимо вовремя заметить, что больше ваша психика не может бороться самостоятельно. И обратиться за помощью к профессионалам.

Разные способы реакции

Теперь примерно понятно, что такое стресс. Идем дальше. Реакцию на стресс сложно распознать, потому как человек зачастую привыкает к своему состоянию и даже не замечает тяжести, которая постоянно давит на него. Это проявляется в излишней раздражительности, но списывается на усталость, родственников, которые «сами виноваты», безысходность: «Ну что я могу изменить, какая есть, а все-таки работа». На самом деле нужно учиться распознавать, когда уровень стресса выходит из-под контроля. Проведите простой эксперимент, найдите в своем городе уголок, где практически не бывает людей, постарайтесь выбраться туда на пару часов. Это может быть заброшенная часть парка или набережная. Если в голове продолжают звенеть голоса и вертеться проблемы и хочется навсегда остаться здесь, не возвращаясь обратно, это однозначно свидетельствует о том, что у вас сильный стресс.

Такое состояние сильно влияет на вас и имеет тяжелые последствия. Стресс влияет на умственную способность, физическую активность и поведение во многих отношениях. Поэтому профилактика стресса - это важный момент, которому нужно уделять больше внимания.

Как стресс может маскироваться

Не всегда можно сразу понять, что человек находится в стрессе. Мы уже говорили сегодня про физиологические корни его, но реакция, которая заложена в нас природой, сегодня социально неприемлема. И мы начинаем подавлять свои эмоции, сублимировать, рационализировать и выдвигать прочие психологические защиты. На самом деле это словно надевать крышку на кипящую кастрюлю. Из-за этого мы можем наблюдать три типа людей, находящихся в стрессе.


Профилактика стресса

Ниже мы поговорим про способы борьбы с сильным стрессом, а пока нужно понять, что делать, чтобы не допустить его развития. Первое и самое важное - научитесь переключаться. Это первый шаг, который нужно сделать, изучая управление стрессом. У нас есть привычка приносить личные проблемы на работу, а профессиональные стрессы - домой. Мы портим вечер друг другу, вернувшись поздно вечером домой, что вовсе не способствует релаксу. Поэтому примите за правило: переступив порог дома, старайтесь сначала уделить себе 15 минут. Вы можете посидеть в любимой позе в тишине, принять ванну, заварить ароматный чай и выпить его не спеша и смакуя. Хорошим вариантом станут дыхательные упражнения. Закройте глаза и на счет от одного до пяти вдыхайте через нос весь уют и теплоту родного дома. Нужно почувствовать, как вас заполняет теплая энергия. Теперь на счет от одного до семи медленно выдыхайте воздух, направляя при этом всю отрицательную энергию через ноги в пол. Состояние стресса медленно рассеивается, и вы возвращаетесь домой. Такая ежедневная практика будет первым шагом на пути к здоровой жизни.

Выгорание под воздействием стресса

День за днем, испытывая на себе стресс, мы все сильнее меняемся. Это и называется выгоранием. Внимательно прочитайте этот список, чем больше симптомов вы отметите у себя, тем сильнее вам требуется помощь.

  • Страдает интеллектуальная деятельность. Психологический стресс приводит к проблемам с памятью, неспособности сконцентрироваться, человек фиксируется только на плохом, у него тревожные мысли, постоянное беспокойство.
  • Сильно меняется эмоциональная сфера. Это проявляется в капризности, раздражительности и вспыльчивости без причины и повода. Присоединяется чувство перегруженности, одиночества.
  • Поведенческие симптомы тоже не отстают, часто психологический стресс выражается в нарушениях пищевого поведения (недоедании или переедании). Второй момент - это нарушение сна. Здесь тоже не все однозначно: может появиться бессонница или, наоборот, сильная сонливость. Человек изолирует себя от остальных, пренебрегает обязанностями. Пытается расслабиться с помощью алкоголя или наркотиков. Демонстрирует нервное поведение, щелкает пальцами или грызет ногти.
  • Физические симптомы - с ними часто обращаются к медикам, пытаясь найти решение. Это различные боли, запоры, тошнота, сильное сердцебиение, боли в груди, частые простуды и потеря сексуального влечения.

Поскольку эти симптомы могут быть связаны и с физиологическими заболеваниями, рекомендуется пройти обследование у врача, а затем обращаться за помощью к психотерапевту. Конечно, чем больше симптомов, тем проще предположить, что стресс развивался уже достаточно долгое время. А что делать, если сегодня вы оказались в стрессовой ситуации? Как разрешить ее сегодня, а не тащить за собой долгие годы и ждать, пока на нее нацепляются другие стрессы? На самом деле способ есть.

Первая помощь при остром стрессе

Произошло неприятное событие, взыскание на работе, у вас случилась ссора дома? Вам необходимо взять тайм-аут и пережить это событие, чтобы дальше жить с чистого листа, без тайного «вынянчивания» стресса.

  • Постарайтесь любыми способами покинуть территорию, где произошло неприятное событие. Выйти туда, где нет людей, где никто не отвлекает.
  • Если ситуация позволяет, смените деятельность на противоположную той, которой вы занимались в момент возникновения стресса.
  • Включите успокаивающую музыку или обратитесь к любому постороннему человеку с темой, которая не касается стрессовой ситуации.
  • Постарайтесь притормозить необдуманную реакцию и внимательно осмотрите помещение, отмечая каждую деталь. Цвет мебели, штор, мысленно проговаривайте про себя все, что видите.
  • Выйдите туда, где вам никто не может помешать, и сделайте дыхательную гимнастику. Через нос делайте глубокий вдох, задержите дыхание на 2-3 секунды и медленно выдохните через рот.
  • Минутная релаксация тоже поможет. Постарайтесь расслабить уголки рта, расслабить плечи, почувствовать, как они были напряжены. Посмотрите в зеркало и сосредоточьтесь на выражении своего лица. Что оно выражает? Какие эмоции прячутся в глубине души и отражаются в глазах? Злость, ненависть? Покажите их своему отражению, а затем улыбнитесь. Управление стрессом начинается с принятия себя, всех переживаемых вами эмоций.

Ваша личная «планка» стресса

Она у каждого разная. Кто-то год за годом будет жить среди стрессовых ситуаций различного накала, умело лавируя между ними. Для другого человека первая же неурядица покажется катастрофой, которую нельзя пережить. Способность переносить стресс - это черта, которую до определенной степени можно выработать, хотя она зависит от характера, общего взгляда на жизнь, надежности взаимоотношений с родными и друзьями. Влияние стресса также обусловлено индивидуальными качествами человека.

Стрессоустойчивость: что это и как ее развить

Сегодня это модное слово. О таком качестве, как стрессоустойчивость, часто спрашивают на собеседовании, о нем пишут соискатели в своем резюме. Это способность личности адекватно отреагировать на стрессовую ситуацию, эффективно выполнить свои задачи и не понести при этом ущерба для собственной психики. На самом деле эмоциональный стресс - это явление, к которому надо подготовиться и адаптироваться. Это то, что сопровождает нас постоянно, независимо от того, положительная или отрицательная у него окраска.

Знание и подготовка - это главное оружие. Кроме форс-мажорных ситуаций есть и те, которые мы можем заранее просчитать и проиграть различные варианты развития событий. Будь то собеседование, переговоры или вызов к начальнику. Чем больше вы будете знать, тем легче будет переиграть ситуацию. Вторым мощным инструментом является способность управлять своими эмоциями. Человек очень уязвим, когда не знает, как успокоить себя в момент, если он волнуется, боится или гневается. Эмоциональный стресс достаточно легко пережить с помощью дыхательных техник, визуализации (как только я начинаю волноваться, в голове включается картинка самого спокойного места на земле) и других, описать все в короткой статье возможности нет.

Причины стресса

Их очень много, причем факторами, вызывающими стресс, могут являться вступление в семейную жизнь или развод, трудоустройство или потеря работы, переезд в другой город, беременность и материнство (отцовство), смерть ближайших родственников и еще десятки, если не сотни различных событий. Все их предугадать невозможно, но нужно быть готовым справиться с последствиями. Можно лишь разделить причины на внешние и внутренние. К первым относятся серьезные изменения в жизни, трудности в отношениях, финансовые проблемы, высокая занятость.

Вторая группа причин - это отсутствие уверенности в себе, постоянное стремление к совершенству, нереалистичные ожидания, пессимизм. Если первая группа сложно поддается контролю, то вторая полностью в вашей власти. Если вы не можете справиться самостоятельно, то обратитесь к психологу, он более подробно расскажет, как стресс снять.

Синдром хронической усталости

Это следующая ступенька, когда множество мелких стрессов собрались в один большой. Теперь стресс человека значительно усилился, он чувствует полную апатию, постоянную сонливость, причем не помогает даже несколько отгулов, взятых подряд. Здесь требуется анализ причин происходящего, поиск истоков стрессов. Для этого хорошо подходят дневниковые записи, в которых каждый день ведется тщательный разбор всех ситуаций. Исходя их результатов анализа уже можно сделать выводы, как стресс снять и какие изменения для этого должны произойти.

Жизнь в борьбе со стрессом

Если вы постоянно испытываете нервный стресс, и методы самопомощи (медитация, дыхательная гимнастика) уже не работают, то пора обратиться к психотерапевтам. Особенно хорошие результаты дает когнитивная психотерапия, она является эффективным инструментом в борьбе с тревожными расстройствами, депрессиями и сильным стрессом. Не бойтесь обратиться за помощью, если чувствуете, что сами справиться не в состоянии.

Подробное пояснение, что такое стресс, каких видов он бывает, каковы его причины и симптомы, и как с ним бороться.

Я давно хотела написать статью о том, что такое стресс .

А знаете почему?

Потому что этим словом, словно щитом, часто любят прикрывать свою неспособность работать, решать проблемы, выполнять свои прямые обязанности лентяи, истерички, хитропопые и прочие бесполезные личности.

Я решила раз и навсегда расставить все точки над «и», и объяснить историю происхождения, симптомы, причины возникновения, виды стресса и способы с ним бороться.

Ах, у меня стресс, хотя я понятия не имею, что это такое

Я не случайно завела разговор о неприятных людях, что любят прикрываться стрессом.

С одной такой я работала. Это было глупейшее создания, устроенное в нашу компанию по знакомству, которое не могло выполнить ни единой задачи. Звали ее Люся.

И вот когда задание руководства казалось ей особенно сложным или поджимал дедлайн, Люся впадала в нервическое состояние и кричала всем вокруг: «У меня стресс. Я не могу ничего делать».

В один прекрасный момент начальник понял, что даже многолетняя дружба с дядей Люси не заставит его держать у себя в штате это бесполезное создание и с отповедью в стиле «да ты хоть знаешь, что такое стресс, лентяйка» уволил барышню.

Мы все вздохнули с облегчением, потому что такое ценное сотрудничество, когда тебе приходится выполнять не только свою работу, но и Люсину, нас всех утомляло.

Что такое стресс, и каких он бывает видов?


Само слово «стресс» – это калька от английского stress, что переводится, как напряжение, нагрузка, давление.

То есть, стресс – это реакция человеческого организма, который долгое время находится под давлением неблагоприятных факторов и воздействием больших нагрузок.

В зависимости от эмоциональной составляющей (позитивной или негативной) выделяют:

    Эустрессы – это полезные стрессы, которые дают положительный толчок энергии нашему организму.

    Ни для кого не секрет, что небольшая доза адреналина полезна человеческому организму, чтобы он взбодрился, встряхнулся, проснулся наконец.

    Дистрессы – вредные стрессы, которые вызывает перенапряжение.

    Единичные дистрессы не наносят большого вреда организму, но если вы длительное время не выходите из этого состояния, то стресс может перерасти во что-то более опасное, например.

Также классифицируют стрессы в зависимости от факторов, которые провоцируют их появление:

    Психологический.

    Наиболее часто возникает тогда, когда человек не может наладить взаимодействие с социумом.

    Эмоциональный.

    Причина его возникновения – излишне сильные эмоции (как положительные, так и негативные), с которыми человек не может справиться.

  • Информационный – реакция организма на какую-то неожиданную информацию, чаще всего – негативную.
  • Управленческий – беда всех руководителей, которым ежедневно приходится принимать важные решения.

Кто первым понял, что такое стресс?


Конечно, стресс существовал всегда.

Наверняка еще первобытные люди, которым долго не удавалось поймать мамонта, страдали от нервного напряжения и стресса, хотя сами и не понимали состояния своего организма.

Но вплотную исследованием этой проблемы занялись лишь в первой половине ХХ века.

Впервые понять и описать, что такое стресс, удалось лауреату премии Нобеля Гансу Селье в 1936 году. До него термин «стресс» использовался как технический и означал сопротивление какого-то материала внешнему давлению.

Селье решил, что все это применимо к человеческому организму и начал исследования, к счастью, не на людях, а – на крысах.

Защитники животных наверняка назовут нобелевского лауреата садистом и живодером и будут где-то правы, однако наука часто немилосердна к братьям нашим меньшим.

Опыты Селье заключались в том, что он мучил крыс различными способами (громкий звук, обездвиживание, ток, вода), а затем делал вскрытие подопытного грызуна, которое показывало, что внутренние органы крысы видоизменились, чаще всего у них обнаруживалась язва желудка.

Так, Селье сделал выводы, что внутренние органы крыс поддаются патологиям не от самого воздействия электрического тока, воды или громкого шума, а в результате реакции организма грызунов на них.

Увы, понять, что такое стресс, удалось именно благодаря бесчеловечным опытам ученого.

Как понять, что у тебя именно стресс?


Стресс имеет свои ярко выраженные симптомы, поэтому прикрывать свою глупость, лень, нежелание брать на себя ответственность реакцией своего организма на внешнее давление – значит обманывать себя.

Вы можете смело утверждать, что у вас стресс, если вы:

  1. Постоянно чувствуете себя усталым и разбитым.
  2. Замечаете, что ваша способность запоминать новую информацию ухудшилась, и вы даже стали забывать то, что знали раньше.
  3. Стали плохо спать.
  4. Потеряли аппетит или наоборот поглощаете громадные порции.
  5. Не можете избавиться от чувства тревожности и навязчивой мысли, что скоро произойдет что-то плохое.
  6. Говорите в быстром темпе, что ранее было вам не свойственно.
  7. Перестали реагировать на смешные шутки и находитесь в подавленном состоянии.
  8. Никогда не бываете удовлетворенны результатам своей работы.
  9. Жалуетесь на головные боли или рези в желудке.
  10. Не можете сосредоточиться.
  11. Легко впадаете в состояние ярости.
  12. Стали выполнять даже простою работу гораздо дольше, чем раньше.
  13. Совершаете глупые ошибки.
  14. Проявляете упрямство там, где этого делать не нужно.
  15. Жалеете себя и считаете, что ваша жизнь не удалась.

По отдельности каждый из этих симптомов нестрашен, но диагностирование у себя хотя бы 5 признаков из списка должно заставить вас задуматься: а не стресс ли у меня.

Причины возникновения стресса


Конечно, реакция человеческого организма в виде стресса не появляется сама по себе.

Стресс возникает по вполне объективным причинам:

  1. Большое количество обязанностей, с которыми вам не под силу справиться.
  2. Невозможность длительное время отдохнуть и отоспаться.
  3. Плохая экономическая или политическая обстановка в стране, поэтому большинство новостей несут негативную информацию.
  4. Ссора с кем-то из близких людей.
  5. Негативные изменения в личной или профессиональной жизни: измена второй половинки, увольнение, развод, понижение в должности и т.д.
  6. Ухудшение материального состояния.
  7. Навязчивые мысли о совершенных ранее ошибках, ненужное самокопание в прошлом, неправильно восприятие негативного опыта.
  8. Длительная болезнь и плохое самочувствие.
  9. – постоянное откладывание дел до появления завала, который уже не разгрести.
  10. Череда мелких неудач.

как стресс влияет на организм человека и может ли он привести к смерти:

Как бороться со стрессом?

Какая бы из причин не привела к появлению стресса, вы должны найти такое лекарство, чтобы быстро нормализировать состояние своего организма и больше никогда не страдать от этой пакости.

Наиболее эффективные способы – это:

  1. Здоровый сон и полноценный отдых организма.
  2. Физическая активность, медитация и дыхательные упражнения.
  3. Правильное питание: побольше витаминов (зелень, овощи, фрукты), орехов, рыбы, печени, злаковых, меда, кисломолочных продуктов. Поменьше сладостей, мучного, жирного, жареного, копченого.
  4. Планирование времени и составление списка дел, чтобы не допускать их накопления.
  5. Научиться «переступать» через проблемы, которые вы не в состоянии решить.
    Полюбите пословицу «Что не убивает нас, то делает нас сильнее» или «Испытаний не может быть больше, чем я смогу вынести».
  6. Решать проблемы, пока они не перешли в категорию неразрешимых.

    Например, если мотор машины издает странный звук, то нужно немедленно отправляться на автосервис, а не ждать, пока авто станет и в ремонт придется вложить громадные деньги.

    Устранение причин стресса.

    Устали – отдохните, слишком много обязанностей – отдайте часть кому-то, поссорились с мужем – помиритесь и т.д.

  7. Видеть позитив даже в негативных моментах.
  8. Фильтровать информацию, которую вы поглощаете.

    Вы не несете ответственность за весь негатив человечества.

  9. Верить, что все у вас будет хорошо, ведь вы, как никто, заслуживаете счастья.

Теперь вы знаете, что такое стресс и, надеюсь, не станете козырять этим словечком к месту и не к месту.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Наибольшая трудность при изучении стресса состоит в том, что понятие стресса очень расплывчато. Исследователи используют разное определение стресса в зависимости от области их деятельности и основных исходных положений, используемых в определении научных направлений. Некоторые ученые, например С.В. Касл, вообще утверждают – понятие стресса настолько неопределенно, что от него следует отказаться.

С другой стороны, можно согласиться с тем, что правомерно существование различных определений стресса, так как он рассматривается как многоплановая и комплексная проблема, каждое из направлений которой имеет право на свой собственный понятийный аппарат. В то же время разные области знаний и направления сходятся в подходах к определению стресса как к многогранному и детерминированному феномену, являющемуся предметом изучения в психологии (труда, личности, социальной, клинической и др.), антропологии, медицине, физиологии, социологии.

Термин «стресс» (от англ. stress – нажим, давление, напряжение, усиление) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

Этим термином объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. И по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Следует отметить также, что стресс как состояние организма и психики является одной из реакций на критические ситуации жизни и деятельности. Как отмечает В.Ф. Василюк, она может быть определена как «ситуация “невозможности ”, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних “необходимостей ” своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.» . Критические жизненные ситуации описываются понятиями стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Каждое из этих понятий имеет свое категориальное поле, которое определяется прежде всего тем, какая «жизненная необходимость» оказывается не реализована в результате неспособности имеющихся у субъекта «типов активности» справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Эти условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными дифференцирующими признаками, по которым можно характеризовать основные типы критических ситуаций по особенностям их переживания как особой формы деятельности, а не только как особой формы отражения в сознании субъективной картины события. Однако эти состояния, рассмотренные автором, не только различаются между собой по причинам и проявлениям своего развития, но могут в известной степени трансформироваться из одного в другое. В частности, наиболее характерным случаем таких преобразований является развитие состояния стресса в результате интенсивных или хронических переживаний внутри– или межличностного конфликта или кризиса.

Несмотря на то, что по проблеме стресса проведено большое количество исследований, концепция стресса во многом остается неопределенной, а это понятие часто используется без точного определения.

По утверждению N.H. Rizvi, основное значение стресса приписывается известным, специфичным, узким операциональным понятиям, либо оно используется в слишком широком смысле. Автор, обобщая работы многих зарубежных исследователей, считает, что концепция стресса находится в довольно аморфном состоянии. Есть несколько объяснений тому – S. Levine и N. Scotch еще в 1970 году коротко суммировали их.
1. Концепция стресса использовалась широким кругом специалистов в интересах различных дисциплин, таких, как социология, психология, медицина, инженерия, что нашло отражение, естественно, в различиях взглядов на проблему.
2. В области общественных наук стрессу первоначально большее внимание уделяли клинически ориентированные исследователи, чем ученые, более ориентированные на методологически и количественно четкие представления и склонные определять эту проблему в ясных рабочих терминах.
3. Само слово «стресс» указывает на его возможно различное применение. Оно может быть отнесено к действию каких-то стимулов (стрессоров) или к переживанию индивидом эмоционального состояния.

В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и У. Кеннон, и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния.

В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N.H. Rizvi отметил следующие:
«1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких, как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.
2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию или к агрессии, принятию решения об устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.

Таким образом, отсутствует точное определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе все еще фрагментарны и неопределенны».

Р. Лазарус также отмечал, что различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. В этой области не существует установившейся терминологии. Даже определения стресса часто очень существенно различаются. Правда, такое положение характерно и для целого ряда других кардинальных проблем, таких как адаптация, утомление, способности, личность и многих других.

Для прояснения понятия стресса Р. Лазарус сформулировал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы – например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порождаемых угрозой, – физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней психологической структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно связан с этой угрозой, с психологической структурой личности, взаимодействующей с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты. Он отмечает, что «только связывая характер стрессовой реакции с … психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить происхождение явления и получить возможность их предсказывать».

Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяются выбранными или принятыми целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположительное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и других. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.

Однако, по мнению Н.И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков и, следовательно, можно прийти к заключению о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам. Это мнение разделяется и другими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение».

Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недостаточно для понимания их места в структуре соответствующих состояний. В работе Н.И. Наенко раскрывается роль эмоций в отражении условий, в которых совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой деятельности.

В психологической структуре психической напряженности особую роль играют мотивационные и эмоциональные компоненты. В теоретико-экспериментальных исследованиях автором обоснована целесообразность разделения понятия «психическая напряженность» на два вида – операциональную и эмоциональную. Первый вид определяется процессуальным мотивом деятельности, который либо совпадает с ее целью, либо находится в близких с ней отношениях. Он характеризуется тесной связью объективного и субъективного содержания деятельности. Второй вид (эмоциональная напряженность) обусловливается доминирующим мотивом самоутверждения в деятельности, который резко расходится с ее целью и сопровождается эмоциональным переживанием, оценочным отношением к деятельности.

Анализ работ ряда исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить ее как неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней.

Следует обратить внимание на тот факт, что четкого смыслового и феноменологического разграничения понятий «психологический стресс» и «психическая напряженность» исследователи не приводят. Более того, подавляющее их большинство эти понятия употребляют как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.

В ряде случаев предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих состояний: стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности, которая в свою очередь используется для обозначения состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность, в отличие от состояния напряжения, которое характеризует повышенную, но адекватную условиям функционирования активность организма и личности.

Можно предположить, что характер соотношения категорий «мотив – цель» деятельности будет существенно отражаться и в особенностях развития и проявления психологического стресса, и в этой связи данное понятие является возможно более емким, чем понятие эмоционального стресса.

Однако до настоящего времени оба этих понятия используются, как правило, в качестве синонимов и оба они не имеют достаточно четкого и тем более однозначного определения.

Разные исследователи термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения, до состояний на грани патологии, психической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.

Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее в какой-то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Г. Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объективный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующее развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс».

Г.Н. Кассиль , М.Н. Русалова , Л.А. Китаев-Смык и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.

Ю.А. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса – с его прорывом. Учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, стресс определяют как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани.

При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмечалось, что Р. Лазарус характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции.

В медицине основной акцент в оценке сущности эмоционального стресса делается не на начальных состояниях, а на конечных фазах эмоционально-стрессового процесса, являющихся патогенетической основой многих заболеваний.

Как считает А.В. Вальдман, М.М. Козловская и О.С. Медведев , в явлении эмоционального стресса следует различать:
а) комплекс непосредственных психологических реакций, который в общей форме можно определить как процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угроза», состояние дискомфорта, осознание конфликта и т. д.);
б) процесс психологической адаптации к эмоциональнонегативному субъективному состоянию;
в) состояние психической дезадаптации, обусловленной эмоциональными для данной личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.

Каждое из этих трех состояний (они принципиально сближаются с общими фазами развития стресса, но оцениваются по психологическим, а не соматическим проявлениям) сопровождается, по мнению авторов, широким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симптоматико-адреналовые и эндокринные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального (психологического) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.

С введением нового термина не исчезла терминологическая путаница. Р. Лазарус отмечает, что отдельные исследователи используют термин «стресс» там, где другие применяют такие психофизиологические понятия, как «конфликт», «тревога», «фрустрация», «защитная реакция».

С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие, как «напряжение» и т. п.

По утверждению Ч.Д. Спилбергера , состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважения, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. Склонность к такого рода эмоциональной реактивности характеризуется как личностная тревожность.

При описании тревоги как процесса существенным является не только отчетливое разделение понятий «стресс» и «состояние тревоги», но и акцентирование на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время Ч.Д. Спилбергер предложил использовать термины «стресс» и «угроза» для обозначения различных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По его мнению, понятие «стресс» должно использоваться для соотнесения с условиями-стимулами, порождающими стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления претерпело значительные изменения, связанные как с расширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы – причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса. Понятие «стресс» применяется не всегда обосновано, иногда им подменяются другие близкие (но не всегда) по смыслу термины – например, довольно часто любое эмоциональное напряжение называют стрессом. Неоднозначность понимания стресса приводит к различиям во взглядах на сущность тех или иных психических явлений, несовпадению трактовок изучаемых феноменов, противоречивости полученных данных, отсутствию строгих критериев при их интерпретации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т. д.

В данной работе психологический стресс рассматривается как функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности).

В литературе помимо понятия «психологический стресс» часто используются родственные ему, но более частные понятия стресса профессионального, рабочего, организационного, информационного, семейного и т. д. Анализ содержания этиопатогенетических процессов развития этих видов стресса, особенностей проявления и последствий позволяет считать их разновидностью психологического стресса. Их связывает то, что все эти виды стресса характеризуются наличием таких признаков, как индивидуально-психологическое своеобразие процессов психического отражения сущности экстремальных ситуаций (независимо от их природы) и личностных особенностей по их преодолению, которые выражаются в системе оценочных суждений о характере внешних требований и возможностей по их удовлетворению.

Стресс относится к числу защитных механизмов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В данном процессе участвуют сложные нейрогуморальные и метаболические процессы, организм использует резервные вещества. После пережитого требуется немедленное их восполнение и физическое восстановление, в противном случае могут возникнуть патологические состояния. Человеку необходимо самостоятельно контролировать уровень внутреннего напряжения и своевременно принимать меры по лечению и восстановлению. Длительный стресс, перешедший в хроническую форму, истощает человека и нередко приводит к расстройствам личности.

    Показать всё

    Что такое стресс?

    Понятие стресса заключается в проявлении неспецифического ответа организма на любой раздражитель. Он способствует выработке эндогенного адреналина, который повышает устойчивость и активирует потенциальные силы человека. Стресс сопровождают такие состояния, как тревога, возбужденность и напряженность. Они опасны, так как приводят к развитию тревожных расстройств. Но в небольших количествах они даже полезны для личности, оказывают стимулирующий эффект. В норме человек нацелен на преодоление проблемы, но в случае хронического стресса, когда организм истощен, у него не всегда это получается. В этот момент тревога и напряжение достигают своего пика и могут повлечь необратимые последствия.

    Определение стресса в психологии отличается от бытового понимания. Он практически всегда сопровождается тревожным состоянием, когда на первый план выходят такие эмоции, как нервозность и обеспокоенность за результат. В совокупности они помогают организму максимально оперативно и рационально справиться с любой проблемой, активируется быстрая мозговая деятельность и порой человек сам не осознает, как ему удалось что-либо предпринять. Психологами установлена закономерность, что чем выше неспецифическая реакция, тем более непредсказуемым и молниеносным оказывается решение со стороны человека.

    Регулярные тревожные состояния приводят к стойкому расстройству личности, возникновению панических атак и навязчивых состояний. Предотвратить развитие патологии можно только при помощи своевременного и компетентного лечения.

    Виды

    Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности, за счет ее выхода из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств. Но это положительное влияние во многом зависит от вида и степени выраженности стресса.

    Классификация по провоцирующему фактору:

    • дистресс - происходит в результате негативного влияния, надолго выводит человека из привычного ритма жизни, возможно развитие неблагоприятных последствий, особенно если случилось что-то необратимое;
    • эустресс - ответ организма на положительное воздействие, не опасен и не влечет выраженных изменений.

    По типу воздействия выделяют следующие виды стресса:

    • психические;
    • пищевые;
    • температурные;
    • световые и др.

    По механизму воздействия различают:

    • психические стрессы, при которых возбуждается только эмоциональная сфера и ответ происходит со стороны нервной системы;
    • биологические, при которых возникает реальная угроза состоянию здоровья человека, появляются травмы, заболевания.

    Уровень стресса во многом зависит от масштаба проблемы. Одни носят временный характер, и человек подсознательно понимает, что серьезной угрозы для жизни они не представляют, вроде сессии у студентов или простудного заболевания. Другие имеют глобальный характер, когда человек не понимает, каким будет исход. К последним можно отнести землетрясение, вооруженное нападение и прочие обстоятельства, которые угрожают карди нальными переменами в жизни или ее утратой.

    Стадии

    Выделяют три взаимосвязанные стадии стресса, которые плавно переходят одна в другую, и противостоять этому процессу невозможно:

    1. 1. В момент наступления стресса человек на какой-то промежуток времени полностью теряет над собой контроль и ориентацию в пространстве. Происходит резкая смена настроения, проявляется не характерное для индивида поведение. Организм перестает сопротивляться. Доброта сменяется озлобленностью и агрессией, а вспыльчивость переходит в замкнутость и отстраненность.
    2. 2. После пережитого шокового состояния, когда произошло определенное раздражение, формируется ответ в виде стрессовой реакции. Для того, чтобы рационально использовать резервные силы, человеку необходимо трезво взглянуть на ситуацию. Для этого на подсознательном уровне он успокаивается и адаптируется к произошедшему. Начинает проявляться сопротивление.
    3. 3. Дается ответ на раздражитель, человек находит решение проблемы и начинается восстановительный период. Если действующий фактор не прекратил своего влияния, то стресс не отступает. Происходит хронизация процесса, и организм подвергается эмоциональному и физическому истощению.

    Принципиальное значение для специалиста имеет третья стадия. От того, как давно пациент испытывает тревожное потрясение, принципиально зависит тактика лечения. Существует прямая зависимость: чем больше человек находится под влиянием раздражающего фактора, тем больше объем необходимой помощи.

    Причины возникновения

    Ответная реакция организма в виде стресса, появляется не только на негативные факторы воздействия, но и на положительные стрессоры, которые также предвещают перемены. Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности и ее выходу из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств.

    Основными причинами дистресса служат все негативные ситуации, которые появляются у человека в течение жизни. Каждый имеет свою систему ценностей и может испытать различный уровень потрясения от одной и той же ситуации, но равнодушных не бывает.

    Например, беременность является следствием биологического эустресса. С одной стороны, женщина долго ждала наступления этого состояния и несказанно рада ощущать внутри себя жизнь. С другой, организм претерпевает определенные изменения, которые носят временный характер, но доставляют массу неприятностей и дискомфорт. Наличие ярко выраженного токсикоза в первые месяцы, говорят о противостоянии. Благодаря подавлению иммунитета не происходит отторжения плода. Иммунные реакции, смена гормонального фона, использование накопленных питательных веществ и многое другое представляют собой сложную стрессовую реакцию. В конце беременности женщина начинает испытывать настоящие трудности со здоровьем, которые впоследствии преобразуются в послеродовую депрессию и требуют специализированного лечения.

    Признаки

    Симптоматическая картина различных заболеваний, имеющих схожее проявление, навела известного исследователя Ганса Селье на определенные размышления, которые положили начало труду всей его жизни - учению о стрессе. В момент полного истощения не остается ни одной системы, которая бы не получила удара. Условно все симптомы можно разделить на физиологические и психические. Первые отображают воздействие стресса на организм. К ним можно отнести выраженное похудение, снижение аппетита, изменения в работе сердца, ВСД (вегето-сосудистая дистония), утомляемость и т. д.

    К психическим признакам относятся: внутреннее напряжение, недержание мочи, тревожность, подавленность, апатия, плохое настроение, замкнутость, отстраненность. От исходного состояния нервной системы человека зависит то, насколько выраженным будет ответ организма и его не специфическая реакция. Эмоционально слабые личности подвержены искать решения проблемы на стороне или с помощью психотропных веществ. Именно они обычно имеют зависимость от наркотиков и алкоголя. Сильным личностям противостоять стрессу оказывается легче.

    В психотерапии выделяют когнитивные, физические, поведенческие и эмоциональные симптомы стрессового состояния. Они относительны, потому что некоторые могут проявляться в поведении человека и без провоцирующего фактора, так как являются нормой для личности и заложены психотипом. Выявить истинные симптомы стресса на ранних этапах его проявления поможет психотерапевт, в запущенных случаях, когда человек теряет над собой контроль, их видно даже неспециалисту.

    Когнитивные симптомы:

    • ухудшается память;
    • теряется способность к самоорганизации;
    • появляется нерешительность, сомнительность;
    • наблюдаются пессимизм и перепады настроения;
    • повышается тревожность, озабоченность;
    • возможно нарушение сна, вплоть до бессонницы.

    Эмоциональные симптомы:

    • человек становится капризным и требовательным;
    • повышается раздражительность;
    • возможны панические атаки;
    • возникает склонность к депрессии;
    • появляются мысли о суициде;
    • возникает чувство одиночества и бесполезности;
    • возникает враждебный настрой ко всем;
    • чаще проявляется агрессия;
    • возможна неудовлетворенность настоящим состоянием;
    • происходит угнетение психоэмоционального фона.

    Физические симптомы:

    • головокружения и головная боль;
    • расстройство пищеварения;
    • расстройство стула;
    • частичное выпадение рефлексов;
    • тошнота и рвота;
    • нарушения дыхания;
    • мышечные и нервные спазмы;
    • обострение хронических заболеваний;
    • повышенное потоотделение;
    • сухость во рту, чувство жажды;
    • утомляемость.

    Поведенческие симптомы:

    • замкнутость;
    • отстраненность;
    • отказ от основной деятельности;
    • пристрастие к алкоголю или наркотикам;
    • изменение отношения к окружающим;
    • смена взглядов на жизнь;
    • переоценка ценностей;
    • подозрительность и недоверие к окружающим.

    В зависимости от количества перечисленных симптомов распознается тяжесть состояния. После опроса, наблюдения и визуального обследования специалист ставит диагноз и определяет объем необходимой помощи. В тяжелых клинических ситуациях требуется госпитализация в стационар круглосуточного пребывания и постоянный контроль со стороны специалиста.

    Лечение

    Начать лечить стресс допустимо в домашних условиях, особенно если пациент правильно воспринимает свое состояние и готов противостоять всем негативным изменениям. Первое, на что нужно обратить внимание, это эмоциональное состояние. Снизить тревожность помогут успокоительные чаи, седативные лекарственные средства, можно делать массаж, помогает физиотерапевтическое лечение. Важно предотвратить воздействие провоцирующего фактора. Чем раньше начинается восстановительный период, тем быстрее протекает процесс исцеления.

    Для восстановления и дальнейшей готовности противостоять новому стрессу, следует задуматься об общем состоянии здоровья. Оно зависит от образа жизни. Здоровый сон, соблюдение режима труда и отдыха, рациональное и сбалансированное питание, умеренная физическая активность и регулярный прием витаминных комплексов укрепят здоровье и восполнят потраченные полезные вещества. Этим нельзя пренебрегать, потому что истощенный организм не способен продолжать адекватную и полноценную жизнедеятельность.

    Длительное отсутствие положительной динамики на фоне самостоятельного лечения говорит о необходимости обращения к психотерапевту. Он может рекомендовать индивидуальные тренинги или предложить групповые занятия, которые оказываются весьма эффективными в противостоянии тревожному расстройству. Преимуществом такого подхода к лечению является возможность научиться переживать стресс с минимальными последствиями для себя и регулярно проводить профилактику.

англ. давление) – обозначает обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения. Различают стресс положительный и стресс отрицательный. Открытие и описание механизма стресса принадлежит канадскому ученому Гансу Селье (1907-1982 гг.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Стресс

англ. – напряжение) – эмоциональная реакция, возникающая в ответ на экстремальные (неожиданные, разрушающие, болевые и др.) воздействия среды. Стресс проявляется как нарушение физиологической, психологической и социальной гармонии личности. Стрессы бывают информационные, эмоциональные, физиологические. Более всего стрессу подвергаются люди с высоким уровнем притязаний, загруженные работой и не умеющие жить в единстве с природой. Признаки стресса: невозможность сосредоточиться, ошибки, ухудшение памяти, чувство усталости, замедленный или ускоренный темп речи, блуждающие мысли, физические боли, повышенная возбудимость, работа без радости, потеря чувства юмора и др. В жизни человека стресс играет двоякую роль. С одной стороны, он разрушает гармонию, подавляет настроение, вызывает страх и раздражение, но, с другой – «проучивает», т.е. формирует терпение и «боевую готовность» и приспособление к новым условиям. Стресс может не только понижать, но и повышать работоспособность, особенно в искусстве, спорте, в творчестве. Стрессогенные ситуации неизбежны в жизни, они позволяют человеку переживать страдания, ведущие к духовному росту, к мудрости, и смирению

Отличное определение

Неполное определение ↓