Литературное художественное произведение, не суть важно прозаическое или лирическое, может обойтись без многих традиционных признаков художественности. Казалось бы, в основе произведения всегда лежит сюжет, но посмотрите на экспериментальную литературу модернизма — достаточно смелый и уверенный в своих, именно как художника слова, силах автор отбрасывает сюжет не задумываясь или сводит его к минимуму.

Примером того могут послужить тексты Вирджинии Вулф или Джеймса Джойса. Описывать одну секунду 40 страниц? Запросто. Значит о сюжете, как о основополагающей силе художественного литературного произведения, говорить нельзя. Может тогда в основе лежит литературный язык, тот инструмент, с помощью которого автор доносит до своего читателя ту или иную мысль? Но тогда как объяснить, что огромной популярностью пользуются произведения, которые написаны очень просто или даже откровенно плохим слогом?

На самом деле ответ прост. В основе любого литературного произведения лежит конфликт.

Конфликт в литературе — это довольно широкое понятие. Есть классическое понимание конфликта. В таком случае его воспринимают как противостояние добра и зла, возвышенного и низкого, духовного и плотского. Эти явления и функции воплощают в себе герои произведения или «глас автора», то есть те суждения всевидящего автора-рассказчика, которые лежат вне сюжета, но комментируют его, поясняют.

Есть конфликты и более сложные, например конфликт личности автора с реальным внешним миром, который его так или иначе не устраивает. Такие произведения нельзя рассматривать вне этого конфликта, потому что они попросту утратят смысл. Примером может послужить творчество дадаистов — поэтов самого экспериментаторского склада. Они писали бессмысленные наборы слов и звуков, символизируя безумие мира, захваченного войной. Если лишить произведения дадаистов этого общего для них конфликта — конфликта человеческой души, нуждающейся в упорядоченности мира, и безумной планеты, захваченной кровопролитием, то набор слов и звуков, воплощающих идею, завязанную на антагонизме этих понятий, станет бессмысленным набором слов и звуков.

Конфликт произведению необходим, как оправдание самого существования этого произведения, его идейное ядро.

Виды конфликтов

Вид конфликта в литературе выделяется по тому, кто участвует в конфликте. По оппозициям «аспект личности — другой аспект этой же личности», «личность — другая личность», «личность — среда», «личность — обстоятельства, фатум и т.д».

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в литературном произведении — это конфликт по оппозиции «аспект личности — другой аспект личности». Довольно популярный конфликт в русской литературной классике. Примером может послужить роман-эпопея Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». На протяжении всего повествования заглавный герой мечется между нежеланием участвовать в революционных движениях конца 19 — начала 20 века по той причине, что идеологии этих времен антииндивидуалистичны (а он крайний индивидуалист) и между желанием вызывать уважение и восхищение, чего легко добиться, приняв участие в восстании. Он испытывает одновременно отторжение происходящего и болезненный интерес. Более известный пример — это Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание». Там в конфликт вступает интеллектуальное положение, выдвинутое героем, заявляющее исключительные права сильной личности (право на убийство) и его моральное чувство — чувство вины.

Межличностный конфликт

Его также называют конфликтом личностным. Это вид конфликта по оппозиции «личность — личность». В противостояние вступают реальные люди и группы людей. Типичнейшим примером межличностного конфликта в литературе является знакомый всем конфликт Чацкого, «нового человека» со свежими идеями и реформаторским настроем и «фамусовского общества», ретроградного и замкнутого на себе. Если говорить о конфликте между двумя героями, то это конфликт Онегина и Ленского — дуэль из чисто личных мотивов. Отдельно среди межличностных конфликтов стоит конфликт «отцов и детей». Противостояние поколений, культурный и идеологический разрыв между которыми непомерно велик. Такие конфликты возникают в эпохи больших социальных потрясений, когда течение жизни меняется слишком быстро и радикально. Помимо одноименного конфликту романа Тургенева, примером такого противоречия является роман Достоевского «Подросток», в котором главный герой мечтает о большом богатстве, поскольку деньги — это власть, а отец мечется между крайней религиозностью и дворянским альтруизмом. Естественно люди таких разных мировоззрений не находят точек соприкосновения и конфликтуют.

Внеличностный конфликт

Этот вид конфликта самый неопределенный и многозначный. Герой здесь не противоречит кому-то конкретному или самому себе. Он вступает в конфронтацию с судьбой, жизненными обстоятельствами, системой, возможно, с божественными силами. Примером такого конфликта можно считать пьесу Максима Горького «На дне». Герои произведения находятся в постоянном противоборстве со своим низким социальным положением и неизбежно проигрывают в этой схватке. Такие конфликты лежат в основе сказок. Помимо того, что у сказочного героя есть реальные враги (Кощей, людоед, дракон — не суть важно), есть еще понятие ряда испытаний, некого пути, который необходимо пройти. Путь сказочного героя, на котором встречаются различные реальные враги или просто препятствия вроде непроходимого леса — это тоже литературный конфликт.

В одном произведении может встречаться не один вид конфликта. Даже более того, в хорошем произведении, способном удержать внимание читателя, видов конфликтов обычно несколько. Рассмотрим на примере «Евгения Онегина». Межличностный конфликт, используемый для развития сюжетной линии — это, как говорилось выше, дуэль заглавного героя и поэта Ленского, с последующим убийством последнего. Внутренний конфликт, обычно используемый для раскрытия внутреннего мира героя, — это чувства Евгения к Татьяне. Герой сам толком не понимает, что творится в его сердце. Внеличностный конфликт — это Евгений как продукт среды. Он денди, прожигатель жизни, аристократ. Он ничего не может поделать с этими характеристиками своего существования, хоть ему и безмерно скучно так жить.

Помимо видов конфликта в традиционном литературоведении выделяют типологию литературных конфликтов. Типов значительно больше, чем видов и по ним значительно сложнее классифицировать произведения.

Тип конфликта в литературном произведении

Если говорить максимально просто, то тип конфликта — это та почва, на которой он возник, сфера существования противоречия. Выделяют следующие типы литературных конфликтов: психологический, социально-бытовой, любовный, символический, философский и идеологический, их может быть больше, в зависимости от классификации.

Психологический конфликт — это почти наверняка также и внутренний конфликт. Этот тип конфликта часто используется в литературе романтизма и в современном интеллектуальном романе. Например, двойная жизнь консьержки из романа Барбери Мюриэль «Элегантность ежика». Женщина обладает развитым умом и тонким художественным вкусом, но считает себя обязанной соответствовать простому и грубому образу недалекой женщины, поскольку в 12 лет бросила школу и всю жизнь проработала низкоквалифицированным рабочим.

Социально-бытовой конфликт — это конфликт общественных отношений. Для примера можно взять раннее произведение Достоевского «Бедные люди». Бедность Макара Девушкина сталкивается с его желанием помочь такому же обделенному существу — Варваре. В результате вгоняет себя в еще более бедственное состояние, а помочь девушке не в состоянии. Его добрые намерения разбиваются о социальную несправедливость.

Любовный конфликт — это проблемы взаимодействия между двумя любящими друг друга персонажами или противостояние любящие — весь остальной мир. Это, естественно, «Ромео и Джульетта».

Символический конфликт — это конфликт образа и реального мира. Как пример можно взять пьесу Гийома Аполлинера «Груди Терезия». В конфликт вступает реальный мир, где Тереза — девушка и мир сюрреалистический, где она выпускает грудь — воздушные шары в небо и становится мужчиной — Терезием.

Философский конфликт — конфликт мировоззрений. Примером послужат мировосприятия братьев Карамазовых из одноименного произведения Достоевского. Они спорят о политике, боге и человеческой сущности при любом удобном случае, так как их взгляды радикально расходятся.

Идейный конфликт близок к философскому, но направлен скорее не на постижение сути вещей, а на отнесение себя к группе. Особенно популярен в литературе переломных эпох. Так, русские прозаики конца 19 — начала 20 века часто прибегали к идейному конфликту, чтобы описать предреволюционные годы. Максим Горький в рассказе «Песнь о соколе» аллегорически противопоставляет революционера (сокола) и мещанина (ужа). Им никогда не понять друг друга, так как стихия одного — это свобода, а другого — прозябание в земле и прахе.

Как и видов, типов конфликтов в одном произведении может быть несколько. Но тут надо чувствовать тонкую грань между насыщенным разносторонним произведением, затрагивающим различные темы, и поверхностным чтивом, которое получается, когда автор пытается задействовать совершенно все известные ему литературные ресурсы, не считаясь с целесообразностью. В писательском деле очень важны вкус и мера.

Что такое шарада?

Слово «шарада» произошло от французского слова «charade». Это слово означает «разговаривать», «беседовать», «вести, под вечер, непринужденную беседу». Шарада - это игра в слова (точнее загадка со словами), которая известна еще с античных времен. Особое распространение эта игра в виде инсценировок или стихотворений получила в великосветских салонах 18 века. У русских классиков встречаются упоминания о шараде.

В драме «Маскарад» у М. Ю. Лермонтова: «Что жизнь? - давно известная шарада…» Задача разгадки заключается в том, чтобы отгадать слово, состоящее из нескольких частей. Обязательное условие: эти части являются самостоятельными словами. Само разгадываемое слово должно быть существительным в именительном падеже, а его составляющие могут быть любой частью речи (глаголами, прилагательными, местоимениями, наречиями, предлогами, союзами). Чтобы найти их нужно внимательно прочитать текст, в котором эти слова - составляющие разгадываемого слова зашифрованы. Затем составить из них загаданное в шараде слово.

Часто шарады были представлены стихами, а загаданное слово представлено в виде односложий. Позже эта разновидность стихосложения исчезла, и осталась только игра. Пример простой шарады: слово «семья» можно разделить на слово «семь» и слово «я». Каждая из двух составляющих и само разгадываемое слово образно представляется в живых сценах или описывается.

На семейных вечерах игроки разбивались на две команды. Одна команда загадывала слово. А затем в виде коротких сценок представляла части этого слова (например, одна часть - «бес», друга часть - «еда») и целое слово - «беседа». Вторая команда должна была отгадать эти слова. Так же можно представить части «факт» и «ура» и само слово «фактура». Таких слов - нарицательных существительных, которые можно разбить на составляющие части в русском языке, примерно, 7 тысяч.

Сегодня изобретательные педагоги, пытающиеся развить у детей творческие способности, применяют шарады в виде оригинальных и познавательных вплетений в канву урока, и для организации школьных праздников. В каждой шараде можно скрыть название наук, удивительных предметов, полезных открытий и явлений. Отгадывая шарады, или составляя их по заданию учителя или совместно с ним, дети не только узнают новое, но и учатся стихосложению, а на примере шарад наших известных русских поэтов обогащают свои литературные знания.

Все мы знаем о пользе разгадывания загадок для детей и взрослых. Эти занимательные задачки являются превосходным тренажером для развития интеллекта, расширения словарного запаса и совершенствования огромного количества полезных навыков. К тому же, разгадывать загадки – необычайно увлекательное занятие, которое способно надолго увлечь мальчиков и девочек разного возраста и заставить их посоревноваться друг с другом.

Особое место среди загадок для детей и взрослых занимают шарады – своеобразные задачки, составленные в стихотворной форме. Хотя шарады могут быть и простыми, в подавляющем большинстве случаев отгадывать их невероятно сложно, что очень нравится любителям потренировать свой интеллект.

Что такое шарада?

Шарада – это словесное развлечение, которое представляет небольшую загадку в форме стихов или прозы. При этом ответ на такую загадку может состоять из одного или нескольких слов в зависимости от сложности шарады и характера ее составления.

В большинстве случаев в шараде загадывается одно достаточно длинное слово, которое можно разделить на несколько частей. Каждая из этих частей представляет собой еще одно слово, преимущественно односложное. Чтобы разгадать шараду, необходимо разбить ее на несколько загадок, определить ответ на каждую из них, а затем сложить эти части между собой.

Между тем, шарады могут быть и несколько иными. В частности, в подобной загадке может быть загадана пара слов, которые отличаются одной буквой или по любому другому признаку. В этом случае в тексте шарады будут присутствовать объяснения каждого из этих слов, а также указание одного или нескольких различий между ними.

Шарады – это необычайно увлекательное и полезное развлечение, которое способствует расширению словарного запаса, развитию смекалки, и С помощью этих интересных задачек можно устроить веселое соревнование между ребятами одного возраста или членами семьи. В этом случае шарады дополнительно будут способствовать развитию и усовершенствованию навыков социализации, а также сплочению детского коллектива.

Детские шарады с ответами

Для детей, которые только знакомятся с этими своеобразными загадками, даже самые простые шарады могут показаться слишком сложными. Именно поэтому перед тем, как играть с ребенком в эту игру, ему необходимо доступно объяснить, в чем именно она заключается.

Для наилучшего понимания текст первых шарад следует записывать крупными печатными буквами и сопровождать простыми рисунками, иллюстрирующими загаданные слова. В качестве первого эксперимента лучше всего подойдут шарады, в которых загадано не одно, а 2 слова, например:

Есть маленькое слово

Из одного лишь слога.

А в слове том, внутри,

Заменишь «У» на «И»,

И моментально птица

В рыбёшку превратится. (Лунь – Линь)

Это слово

Вот что означает:

С буквой «И» -

Здоровье угнетает.

А изменишь «И»

На букву «О» -

Он даёт здоровье

На все сто. (Спирт – Спорт)

Классические шарады, в которых загадано только одно слово, для начинающих не должны включать в себя более двух частей. В большинстве случаев длина искомого слова в таких загадках составляет от 6 до 8 букв. В частности, для младших школьников подойдут следующие словесные задачки:

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в капели капает вода.

Местоимение - слог второй,

А в целом - школьный столик твой. (Пар + Та = Парта)

На первом стоит часовой,

Второй в лесу зеленеет,

И в целом - только стемнеет,

Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой. (Пост + Ель = Постель)

Слог первый мой - предлог,

Второе - летний дом,

А целое, порой, решается с трудом. (За + Дача = Задача)

Начало слова - лес,

Конец - стихотворение,

А целое растёт,

Хотя и не растение. (Бор + Ода = Борода)

Конец - на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда. (Кар + Тина = Картина)

Сложные шарады с ответами

В более сложных шарадах уже соединяются 3 и больше частей. Здесь намного чаще встречаются предлоги, местоимения и нотные знаки, которые достаточно сложно объяснить в тексте загадки. Такие шарады отлично подойдут для организации небольшого соревнования между заскучавшими ребятами или в компании взрослых людей.

Кроме того, для решения подобных загадок детей нередко приходится объединять в группы по несколько человек, поскольку одному школьнику справиться с ними не под силу. Попробуйте предложить своему чаду следующие шарады с ответами, которые также подойдут для веселой компании:

Мелом у деда Серёжа-бездельник

Изрисовал весь забор в понедельник.

После в раздумье чуть-чуть постоял,

Верхнюю часть он лица написал.

И дописал вслед за этим Серёжа

Букву, что очень на обруч похожа.

Топи болотной, без всяких там правил,

В сущности, кто он, Серёжа, такой. (Лоб + О + Тряс = Лоботряс)

Ты найдёшь меня на дне в синем море.

И во мне от начала до конца

Два предлога и три «ца». (У + С + Три + Ца = Устрица)

Сначала танцы до упаду во дворце

И буква первая за этим, а в конце

Собачка та, что первой в космосе была.

Вот уж какие очень славные дела!

Шарада выписана точно. Вот итог:

В ней музыкальный инструмент я спрятать смог. (Бал + А + Лайка = Балалайка)

Подумал и в шараде записал:

Сперва большой и дружный коллектив,

Который может спеть любой мотив.

Он что-то вроде галки, соловья,

Но только лишь без буковки вначале,

Чтоб остров на Днепре вы все узнали. (Хор + (П)Тица = Хортица)

Есть одна интересная игра в слова. О ней стоит рассказать поподробней.

Что такое шарада?

Шарада - этозагадка. В переводе с французского(charrado) — «беседа». Загадывается слово, которое описывается иносказательным образом по слогам. Это может производиться в стихотворной форме.

Создание первых шарад приписывают Симфосию, который жил в 6 веке. В 18 веке они стали частыми гостями во французских салонах. Тогда же и в нашей стране появляются любители этой игры. А с 1845 года шарадные загадки стали постоянной рубрикой известного питерского журнала.

Примеры шарад:

  • Сначала мера площади, затем - красивый танец. А вместе все - старинное оружие-китаец. /Ар+балет/.
  • Сперва плавучий водный знак, а после - кто, бывает, с гитарой у костра сидят и песни сочиняют. Все вместе значит волосы, что на щеках взрастают. /Бакен+барды/
  • Сюда стремилась Золушка, и это первый слог. А на вторую часть все ставит карточный игрок. На целое Джульетта вышла ночью помечтать. Теперь нетрудно будет вам шараду разгадать. /Бал+кон/

Шарада - это не только увлекательная игра, но и полезное упражнение на развитие логики и словарного запаса. Порой для того, чтобы подобрать короткие слова-слоги, уходит немало времени.

Какими бывают шарады?

Шарада - это игра для дружеского вечера, когда слово пишут на листочке и дают задание игроку нарисовать слоги. Говорить при этом нельзя. Остальные отгадывают. Есть вариант, когда каждый слог изображают.

Другой разновидностью служит загадка в стихах. Она указывает последовательно на первый, второй и последующие слоги, давая им меткую характеристику. Может быть в виде ребуса, когда исключают одну-две буквы из слога для того, чтобы определение было понятнее. Пример ребусной шарады:

  • И первый слог, и слог второй - две ноты из семи. Для третьего из «ноши» ты потребный слог возьми. Теперь сложи прилежно их, получится тогда во что играют во дворе, настольная игра. /До+ми+но/

Иной раз для обозначения слога применяют антонимы. Пример такого варианта:

  • Бывает он с препятствиями, это первый слог, за ним поставьте гласную, и это слог второй. А после - жадина наоборот. Теперь поймет любой: все вместе - в зоопарке это просто зверь большой. /Бег+е+мот/

Слоги бывают существительными, прилагательными, глаголами, предлогами, просто буквами. Этим шарады и отличаются. Чтобы хорошо играть в них и получать удовольствие, необходимо любить язык. Пушкин, Высоцкий, Гоголь, Шопен любили шарады.

Шарады для детей

Деткам дают разгадывать легкие варианты со слогами, которые им хорошо известны. Тогда они будут радоваться своим успехам. Сложные, запутанные шифровки их утомят и вызовут досаду. Но если научить детей принципам построения и отгадывания этих головоломок, они полюбят их больше, чем кроссворды. Ведь шарада - это гораздо интереснее.

Для игры с детьми следует объяснить им деление слов на части. Младшие школьники уже знают деление на слоги. Дошколятам достаточно просто указать на то, что слова - как мозаика: складывают их по частям.

Шарады с ответами, которые подойдут для детей:

  • Слог первый выжали из фруктов, затем убрали букву «к», затем страдание зубное, все вместе - ценный мех зверька. /Со+боль/

  • В начале буквы две - отрава, потом идет семейство пчел, в нем букву уберите справа, Мюнхгаузен летал на чем? /Яд+ро/

«Крокодил» и шарады

Всем известна игра «Крокодил», когда две команды по очереди загадывают какое-нибудь слово. Делегат от команды, которая отгадывает, изображает его с помощью мимики и жеста. Говорить нельзя.

Эту игру можно совместить с шарадами. Слово загадывается такое, чтобы оно легко разбивалось на слоги-слова. Тогда, договорившись об очередности слогов, делегат изображает слово по частям.

Пример шарады для детей:

За-на-вес-ка.

Делегат берет стул и показывает один палец. Это означает первый слог. Он стоит за стулом. Затем он показывает два пальца и садится на стул. Далее он показывает три пальца и изображает весы руками, где чаши весов - ладони. После этого отсекает последнюю букву.

Как изображать окончания, приставки и отдельные буквы - ребята договариваются заранее. Например, показывая воображаемый хвост, делегат его отрезает. Это означает «отбросить окончание».

Наконец, он показывает четыре пальца и изображает ворону, беззвучно каркающую. И отсекает окончание, одну букву.

Игра получается интересная и длительная. Она незаменима в походе у костра.

Загадки-шарады

Когда загадывают не просто слово, а литературного персонажа, становится вдвойне трудно решить задачу. Вот такие шарады с ответами:

  • Из желудя растет слог первый, второй - вкруг замка расположен, потом предлог, и он же буква, и наконец - бильярдный посох, все вместе - Пушкина творенье, а если быть точнее - повесть. /Дуб+ров+с+кий/

Или в объяснении встречается редкое слово, что делает его загадкой:

  • Первый слог - большой шар снега, не едят второй никак, третий слог - названье буквы, по старинке - твердый знак. Если сложишь все три слога - ЭВМ тебе в подмогу. /Ком+пьют+ер/

Веселая викторина

Если смешать загадки, ребусы, шарады и фанты, получится прекрасный вечер. Темы могут быть разными: для дошколят - простые задания, с двумя слогами:

  • В первом слоге скрыта нота, первая из гаммы. Слог второй - оленя гордость, но не оленя-мамы. Вместе - путь получится, встретишь там попутчицу. /До+рога/
  • Первый слог всегда шагает, словно буква «г». В шахматах он проживает на одной ноге. Слог второй живет на море, это зверь морской. Буквы вы его лишите справа лишь одной. Вместе слово означает радость детворы, что зимою наполняет реки и пруды. /Конь+ки/
  • Первый слог останется на сырой земле, а второй достанется в муках и труде. Вместе: так зовется зверолов в тайге. /След+опыт/
  • Сначала - маленький грызун, потом - огромный бык. Все вместе - то, чем лечат зуб: и коренной, и клык. /Мышь+як/

Для ребят повзрослей можно взять задания из трех или четырех слогов, некоторые из которых в виде ребуса или загадки. Чтобы было интересней, разбейтесь на две команды.

Загадки-ребусы-шарады для школьников:

  • На стене висит светильник, а затем идеи предлог, время года вы возьмите, отнимите букву «о». Будет верное решенье, рук прекрасных украшенье. /Бра — с — лет/

Раньше это была салонная игра, и в нее играли даже известные люди: писатели, поэты. В газетах печатали стихотворные шарады, а ответы были в следующем номере. Сейчас, с развитием коммуникаций, играть в шарады значительно проще. Но это не умаляет их значимости.

Выделите время и поиграйте в шарады всей семьей. Вы получите удовольствие от процесса и увидите образ мышления близких людей. Все вместе будет способствовать сближению членов семьи.

Что такое шарады?

    Шарада - это словесная загадка. Слово условно разбивается на части, каждое из которых представляет собой самостоятельное слово. Затем этим частям дается толкование.

    Отгадывающий должен по этим толкованиям отгадать части, а из частей сложить слово. Отгадкой шарады и будет это слово.

    Например: топор. Разбиваем слово на условные части: топ, ор.

    Про топ говорим, что это список самых лучших

    Про ор говорим, что это громкий крик.

    Отгадывающий должен отгадать сначала части, а когда он догадается про них, то он сможет составить слово.

    Загадка-шарада про топор может быть следующей:

    Первый слог: Это лучшее всегда, и бывает 10.

    Второй слог: Это крик толпы, если закричат все вместе.

    Разом будет - инструмент, нужный по хозяйству.

    Это разновидность загадки. Суть состоит в том, что слово разбивается на составляющие, которые представляют собой отдельные самостоятельные слова. Дальше каждый слог-слово описывается и смыслом игры в шарады является разгадка каждого слога и объединение их в слово.

    Шарада - одна из разновидностей загадок.

    Загаданное слово делится на части, причем не обязательно по слогам. И каждая часть загадывается по отдельности. А затем только можно и найти все слово.

    Сейчас появились простые шарады, но более высшего качества - стихотворные:

    Первый слог - солдат на посту.

    Второй - красавица в лесу.

    А вместе: то, о чм я мечтаю, когда до кровати едва доползаю!

    Ответ: Пост + Ель = Постель.

    А во времена А.С.Пушкина играли в шарады - каждую часть делали какой-то сценкой. вот где был высший класс!

  • Шарады - это, по сути, обычные загадки.

    Произошло это слово от французского глагола говорить, беседовать (charade). Изначально шарадами назывались любые загадки в словах, в последнее время принято шарадами называть стихотворные загадки.