Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенато­ров было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности- Это делало сенат ор­ганом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус -консульты. Но компе­тенция сената была обширной- Он, как указывалось, конт­ролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (внача­ле утверждением избранных, а впоследствии - кандида­тур). Большую роль играло то обстоятельство, что в рас­поряжении сената находилась казна государства. Он уста­навливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религи­озному культу. Важное значение имели внешнеполитичес­кие полномочия сената- Если войну объявляло центуриат-ное собрание, то мирный договор, а также договор о со­юзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. На­конец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т. п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

2.3. Институт магиструтатуры Древнего Рима.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центу-риатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полно­мочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в слу­чае незакончившейся военной кампании могли быть про­длены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколь­ко человек (диктатор назначался один). Но специфика кол­легиальности в Риме заключалась в том, что каждый ма­гистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интер-цсссии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исклю­чением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по ис­течении срока их полномочий могли быть привлечены к от­ветственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отли­чие римской магистратуры - иерархию должностей (пра­во вышестоящего магистрата отменить решение нижесто­ящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (impe-rium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созы­вать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполне­нию, право суда и назначения наказания. Эта власть при­надлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел высочайший империум (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалова­нию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) - без права при­говаривать к смертной казни. Власть potestas принадлежала всем магистратам и вклю­чала в себя право отдавать распоряжения и налагать штра­фы за их невыполнение.

Сена́т (лат. senatus , от senex - старик, совет старейшин) - один из высших государственных органов власти в Древнем Риме.

Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.);

С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты - таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.

Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов - принцепс (princeps senatus).

В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V-III вв. до н. э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).

Постановления сената (s. c., senatus consulta ) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев - плебисцита.

По словам Полибия (то есть с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме - лучшими людьми, то есть Сенатом. И это при том, что по мнению многих историков Карфагеном правила Олигархия.

В период Империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» - то есть «первый из сенаторов».

Число сенаторов неоднократно менялось:

· первоначально - 100

· во времена ранней республики (до 88 до н. э.) - 300

· со времён Суллы - 600

· при Цезаре - 900

· со времён Августа - опять 600

· в период поздней античности (домината) - 2000.

Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи - даже знатные провинциалы.

С 313 до н. э. в члены сената принимал цензор - он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом (например, при Августе (I век н. э.) - 1 млн сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.

При Диоклетиане (конец III века) сенат был превращен в городской совет Рима, при Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе - «втором Риме», уравненный в правах с сенатом Рима.

Список литературы:

1. С. И. Ковалев «История Рима»

Сенат (лат. senatus, от senex – старец) – в Древнем Риме один из главных органов государственного управления. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха (20-е годы II века до нашей эры) сенаторы были присяжными заседателями в уголовных судебных комиссиях, в конце Республики они делили судебные полномочия со всадниками. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения (senatus consultum ultimum).

В период республики изменились функции сената. По мере роста государства сенат был увеличен до 300 человек, а к I веку до нашей эры даже до 600 человек. В сенате стали выделяться две категории сенаторов – консуляры, то есть бывшие консулы, и претории, то есть бывшие преторы. Стать сенатором считалось вершиной политической карьеры. Сенат принимал постановления (senatusconsultum), которые нуждались в утверждении народным собранием, вплоть до II столетия нашей эры не имели силы закона и не участвовали в формировании гражданского права. Сенат Римской республики мог вводить чрезвычайное положение и устанавливать диктатуру. Диктаторские полномочия передавались одному из действующих консулов; второй консул, как и все остальные магистраты, должен был сложить с себя полномочия. Диктатор наделялся полной военной, гражданской и сакральной властью (imperium summum). Однако законная диктатура не могла превышать полугода, по прошествии которых диктаторские полномочия автоматически прекращались.

Сенат выступал высшей судебной инстанцией; он мог объявлять отдельных римских граждан и даже целые группы римлян «врагами народа», внося их в «проскрипционные списки». «Враги народа» лишались личной и имущественной защиты республики, и долгом каждого гражданина было убить их в любом месте, где они могли быть встречены. Сенат рассматривал дела о преступлениях магистратов, спорные дела о наследствах консулов.

Отличительной чертой ранней республики была борьба патрициев и плебеев, которая завершилась выравниванием прав к IV веку до нашей эры. Уже по закону Канулея 445 года до нашей эры были разрешены браки между патрициями и плебеями. В 367 году до нашей эры, согласно закону Секстия-Лициния, плебеи получили право избираться на должность консула, и было установлено, что один консул избирается из патрициев, а другой – из плебеев. Позднее патриции получили право занимать должность трибуна, наделенную особыми полномочиями и считавшуюся прежде исключительным правом плебеев. Наконец, в 287 году до нашей эры по закону Гортензия постановления плебейских собраний – плебисциты – были приравнены к lex и стали обязательными для всех граждан Рима.

Кроме этого, в Римской республике существовали две партии – оптиматов и популяров, значение которых возрастало по мере нивелирования различий между патрициями и плебеями. Оптиматы объединяли наиболее состоятельных римских граждан – сенаторов, всадников, представителей I класса и связанных с ними какими-либо интересами. Оппозицию им составляли популяры, объединявшие всех остальных граждан.
Однако при всех родовых и партийных различиях граждане Римской республики составляли единое войско, вооруженный народ, находившийся в состоянии непрерывной войны. Само слово «populus» – народ – производно от глагола «popolare» – опустошать, завоевывать, покорять. В первых рядах войска шли тяжеловооруженные пехотинцы, представители I класса. За ними следовали воины II, III, IV классов, вооружение которых легчало соответственно доходу. Представители V класса шли в аръегарде; они были одеты в короткие холщовые рубахи и вооружены легкими дротиками, которые они должны были метать из-за голов впереди идущих. Пролетарии составляли вспомогательные отряды, не участвовавшие в сражениях.

Официальное наименование сенаторов – «отцы записанные» (в список). В царскую эпоху сенат состоял только из знати – патрициев; в первый год Республики, когда в него были допущены плебеи, потерял значение аристократической корпорации (престиж республиканского сенатора определялся понятием «почтенный», а не «знатный»). Долгое время сенаторы считались членами всаднического сословия и голосовали в народном собрании вместе со всадниками. Около 129 года до нашей эры, когда был принят закон о сдаче сенаторами коней, образовалось высшее сенаторское сословие. Сыновья сенаторов числились всадниками. Звание сенатора, в принципе, было пожизненным. Цензор мог вычеркнуть то или иное имя из сенатского списка только за уголовное преступление или безнравственный поступок, осужденный обоими цензорами.

Глава 1. РИМСКИЙ СЕНАТ В ЭПОХУ ЦАРЕЙ.

1. ТЕРМИНЫ, ОБОЗНАЧАВШИЕ ЦАРСКИЙ СЕНАТ.

Эпоха царей - первый полулегендарный период в истории Рима, и неотъемлемой частью уже этого древнейшего периода является существование и деятельность сената. Сами римляне не могли представить свою общину без этого органа власти. Этимология названия "сенат" ("senatus", "gerousiva "), пожалуй, представляет единственный вопрос в истории сената, не вызывающий никаких споров и разногласий ни у древних, ни у современных писателей .

Сенат - это собрание старцев или совет старейшин. Именно так объясняет название "сенат" Квинтилиан в "Наставлениях оратору": "Имя сенату возраст даст, ибо то же самое означает "отцы" (senatui nomen dederit aetas; nam iidem patres sunt)" (Quintil. Inst. or.,I,6,33, здесь и ниже перевод наш). Согласен с Квинтилианом Флор: "Государственный совет находится в руках старцев, которые зовутся "отцами" из-за уважения, а сенатом из-за возраста (consilium rei publicae penes senes esset, qui ex auctoritate patres, ob aetatem senatus vocabantur)" (Flor.,I,1,15, здесь и ниже перевод наш). У Феста нет никаких сомнений по поводу смысла термина "сенат": "Достаточно ясно, что сенаторы называются так из-за старости (senatores a senectute dici satis constat)" (Fest.,p.454L, здесь и ниже перевод наш). Краткое, но ясное свидетельство оставил Юстин: "Сенат из сотни старцев... (senatus centum seniorum...)" (Iustin.,XLIII,3, здесь и ниже перевод наш). Евтропий подтверждает своих предшественников: "...которых [Ромул] из-за старости назвал сенаторами (... quos senatores nominavit propter senectutem)" (Eutrop.,I,2, здесь и ниже перевод наш). Сервий в комментариях к "Энеиде" пишет: "Ведь под именем сената значатся старцы (nam per senatum seniores significat)" (Serv. Ad Aen.,VIII,105, здесь и ниже перевод наш). Нет разногласий в отношении понимания слова "сенат" и у греческих авторов. Дионисий Галикарнасский указывает: "Этот совет, переводя на греческий язык, можно назвать "советом старейшин" "tou`to to; sunevdrion eJllhnisti; eJrmhneuovmenon gerousivan duvnatai dhlou`n " (Dionys.,II,12, здесь и ниже перевод наш). Дионисию вторит Плутарх в биографии Ромула: "Сенат значит собственно "совет старейшин" (oJ men ou\n senato" ajtrekw"" gerousivan shmaivnei) " (Plut. Rom.,13, пер. С.П.Маркиша).

Однако не исключено, что слово "senatus" стало использоваться в качестве названия совета старейшин довольно поздно, по крайней мере, не раньше начала республики . Интересным выглядит предположение М.Фойгта, что в древнейшем Риме членов совета технически обозначали "maiores natu" . Доказательством служит формула фециалов, сохраненная Ливием (Liv.,I,32,10: de istis rebus in patria maiores natu consulemus). Вполне вероятно, что неким отголоском это старинное словосочетание сохранилось у Саллюстия: "В Африку посылают пожилых знатных людей, в прошлом занимавших высшие должности. Среди них был Марк Скавр... , тогда старейшина сената (Legantur in Africam maiores natu nobiles, amplis honoribus usi, in quibus fuit M.Scaurus... tum senatus princeps)" (Sall. Bell. Iug.,XXV,4, пер. В.О.Горенштейна) и у Цицерона: "Когда консул Филипп ожесточенно нападал на первейших лиц в государстве, и Друз, взявший на себя трибунство для защиты влияния сената, стал, казалось, терять свое значение и силу, - тогда-то, говорят,... Луций Красс... отправился в свое тускульское имение. Туда же прибыл Квинт Муций и Марк Антоний.... Вместе с Крассом отправились туда двое юношей, большие приятели Друза, в которых старшие видели тогда будущих поборников своих прав, Гай Котта... и Публий Сульпиций (Cum vehementius inveheretur in causam principum consul Philippus Drusique tribunatus pro senatus auctoritate susceptus infringi iam debilitarique videretur, dici mihi memini... L.Crassum... se in Tusculanum contulisse; venisse eodem... Q.Mucius dicebatur et M.Antonius.... Exierant autem cum ipso Crasso adulescentes et Drusi maxime familiareset in quibus magnam tum spem maiores natu dignitatis suae collocarent, C.Cotta... et P.Sulpicius)" (Cic. De orat.,I,7,24-25, пер. Ф.А.Петровского).

Г.Э.Зенгер считает, что "dignitatis suae явно предполагает общие сословные интересы и в применении к "старикам вообще" не имело бы никакого смысла" .

В "maiores natu", также как в "senatus" четко проступает возрастной оттенок, так что, можно допустить, более лаконичное "senatus" со временем вытеснило идентичное ему "maiores natu".

Вместе с тем, мы имеем неизмеримо больше свидетельств в пользу того, что первоначальным наименованием сената было слово "patres". Причем в данном случае мы затрагиваем дискутируемую проблему - термином "patres" обозначался именно первоначальный сенат, а не патриции . Об этом с предельной ясностью в трактате "О государстве" пишет Цицерон: "[Ромул] хотя он вместе с Тацием ранее выбрал в царский совет первенствовавших людей, которые ввиду своего влияния были названы "отцами"... ( quamquam cum Tatio in regium consilium delegerat principes, qui appellati sunt propter caritatem patres...)" (Cic. De re p.,II,8,14, пер. В.О.Горенштейна). Он же далее добавляет: "Сенат Ромула, составленный из оптиматов, которым сам царь воздал такую большую честь, что пожелал, чтобы они именовались "отцами", а их сыновья - "патрициями"... (Romuli senatus, qui constabat ex optimatibus, quibus ipse rex tantum tribuisset, ut eos patres vellet nominari patriciosque eorum liberos...)" (Cic. De re p.,II,12,23, пер. В.О.Горенштейна).

То же самое утверждает Саллюстий: "Избранные мужи, с годами ослабевшие телом, но благодаря своей мудрости сильные умом, заботились о благополучии государства. Их ввиду их возраста или сходства обязанностей именовали отцами (delecti, quibus corpus annis infirmum, ingenium sapientia validum erat, rei publicae consultabant: ei vel aetate vel curae similitudine patres appellabantur)" (Sall. Cat.,VI,6, пер. В.О.Горенштейна).

Им вторит Ливий: "Ромул... избирает сто старейшин, - потому ли, что в большем числе не было нужды, потому ли, что всего-то набралось сто человек, которых можно было избрать в отцы. Отцами их прозвали, разумеется, по оказанной чести, потомство их получило имя "патрициев" (Romulus... centum creat senatores, sive quia is numerus satis erat, sive quia soli centum erant, qui creari patres possent, patres certe ob honore patriciisque progenies eorum appellati)" (Liv.,I,8,7, пер. В.М.Смирина).

Подобное же читаем и у Веллея Патеркула: "Он (Ромул) избрал сто человек, назвав их patres (таково происхождение слова "патриции"), сделав нечто вроде общественного совета (hic (Romulus) centum homines ellectos appellatosque patres instar habuit consilii publici. Hanc originem nomen patriciorum habet)" (Vell.,I,8,6, пер.А.И.Немировского).

Согласен со своими предшественниками Флор: "Государственный совет находится в руках старцев, которые зовутся "отцами" из-за уважения, а сенатом из-за возраста (consilium rei publicae penes senes esset, qui ex auctoritate patres, ob aetatem senatus vocabantur)" (Flor.,I,1,15).

В двух разных местах Фест сообщает о patres. В первом случае: "Отцами называются те, из кого был составлен сенат, когда сразу после основания города Ромул выбрал сто старейшин, чтобы управлять государством, опираясь на их мудрость и авторитет (patres appellantur, ex quibus senatus compositus, cum initio urbis conditae Romulus C viros elegit natu maiores, quorum consilio atque auctoritate res publica administraretur)" (Fest.,p.288L). В другом месте Фест подчеркивает: "Достаточно ясно, что сенаторы называются так из-за старости. Их вначале Ромул избрал в количестве ста человек, чтобы управлять государством, опираясь на их мудрость. Поэтому также "отцами" были названы (senatores a senectute dici satis constat. Quos initio Romulus elegit centum, quorum consilio rem publicam administraret. Itaque etiam patres appellati sunt)" (Fest.,p.454L).

Примерно такое же свидетельство находим у Юстина: "Тогда и сенат из сотни старцев, которых назвали отцами, был создан (tunc et senatus centum seniorum, qui patres dicti sunt, constituitur)" (Iustin.,XLIII,3,2).

Сюда можно было бы добавить тексты, объясняющие patres conscripti, но они будут рассмотрены особо .

Итак, можно сделать вывод, что первоначально patres и senatores - синонимы. Однако, утверждая это, мы затрагиваем одну из вечных проблем - проблему происхождения патрициата.

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАТРИЦИАТА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕНАТА.

Нашей целью не может быть детальное исследование этой проблемы. Но так как она непосредственно связана не столько даже с названием, сколько с социальным составом сената, необходимо отметить основные пути ее разрешения.

Основоположником изучения проблемы происхождения патрициата и плебса является Б.Г.Нибур . Он всесторонне обосновал теорию дуализма римской общины, изначального разделения ее на патрициев и плебеев. Патриции - коренное население Рима. Только они полноправны. Они имеют свое народное собрание - куриатные комиции, представители патрициата входят в совет старейшин - сенат. Плебеи же - пришлое или завоеванное Римом население, ведущее свое начало с правления Анка Марция. Плебеи не имеют родовой организации, не входят в курии. Окончательно оформился плебс как сословие, противостоящее патрициату, в начале республики, во время первой сецессии.

Идеи Б.Г.Нибура были очень популярны в 19 в. Они нашли много сторонников и продолжателей. Достаточно назвать имена А.Швеглера, Т.Моммзена, Е.Бело, М.Фойгта, Г.Блока .

Расходясь в деталях, они были единодушны в принципиальных моментах. Во-первых, деление римской общины на патрициев и плебеев является очень древним и, несомненно, относится к царской эпохе. Во-вторых, деление было изначально резким, между патрициями и плебеями существовала "китайская стена", которая была разрушена только после многовековой борьбы к III в. до н.э. В-третьих, плебс противопоставлялся патрициям уже своим происхождением. Если патриции - это потомки коренного населения Рима, то плебс - либо добровольные и недобровольные иммигранты, либо покоренное население.

Однако постепенно идеи Б.Г.Нибура и его сторонников стали оспариваться. Прежде всего, это было связано с расхождениями во взглядах исследователей на природу различия патрициев и плебеев. Какой принцип лежал в основе их разделения? В 19-нач.20 вв. обосновываются три точки зрения - этническая, экономическая или религиозная основа деления римской общины на патрициев и плебеев.

Первую точку зрения - этническую - отстаивали В.Риджвей, Й.Биндер, А.Пиганьоль, а в русской историографии - Д.Крюков . Так, Й.Биндер полагал, что патриции являются латинами, а плебс - сабинами . В этом его поддержал А.Пиганьоль . Д.Л.Крюков выдвигал идею смешанного этнического характера обоих сословий римлян, так что у него патриции - это латины с примесью сабинов, а плебс - тоже латины, но с примесью этрусков .

Вторую точку зрения - экономическую - обосновывали К.Нойманн, Эд.Мейер, А.Розенберг, К.Ю.Белох . Их объединяет понимание патрициев как крупных земельных собственников, в то время как плебс - это мелкие собственники, торговцы и ремесленники.

Наконец, третья - религиозная - своим возникновением обязана Фюстель-де-Куланжу . Она оказалась жизнеспособной. Тогда как этническая теория в 20 в. была отвергнута , религиозные различия между патрициями и плебеями признаются и отмечаются всеми исследователями.

Однако в 20 в. доминировала экономическая, вернее, политико-экономическая теория.

Исследование проблемы пошло двумя путями, во-первых, путем комбинирования теории Б.Г.Нибура с другими, во-вторых, путем отрицания теории Б.Г.Нибура и замены ее абсолютно иной. Первый путь представляет, например, С.И.Ковалев с его комплексной теорией происхождения патрициев и плебеев, включающей и идеи Б.Г.Нибура, и этническую, и экономическую теории .

На втором пути, пути отрицания нибуровской концепции, стоит большинство послевоенных западных историков . Прежде всего, отвергается положение об изначальном дуализме римской общины, о раннем делении ее на патрициев и плебеев. Полагают, что дуализм возникал постепенно и окончательно сформировался не ранее V в. до н.э. Патрициат понимается как группа римских родов, выделившаяся из общей массы населения Рима в экономическом, социальном и военном плане, вначале аморфная, затем все более замкнутая, закрытая для проникновения в нее новых представителей, наконец, в первые десятилетия республики превратившаяся в своего рода касту. Соответственно, плебс выступает как масса непатрициев, долгое время не имевшая никакой организации и создавшая таковую только после того, как патрициат замкнулся в правящую касту.

Нам бы хотелось поддержать мнения этих историков. Утверждение анналистов об изначальном дуализме римской общины, ее разделении на полноправных патрициев и неполноправных плебеев вовсе не обязательно принимать. Вполне возможно, что это утверждение возникло после знакомства с греческой историей и литературой. Вместе с тем, масса данных свидетельствует об отсутствии подобной дихотомии в архаическое время.

Еще в прошлом веке Х.Йордан отметил, что 3 из 7 холмов древнейшего Рима (Целий, Оппий, Циспий), а также 4 из 7 царей (Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Сервий Туллий) носят имена, позднее встречающиеся исключительно у плебеев . Новейшие исследования доказывают, что три из известных нам названий курий (curia Aculeia, curia Faucia, curia Titia) тоже плебейские .

По-видимому, и куриатная организация, древнейшая организация, объединявшая население римской общины, игнорировала деление на патрициев и плебеев. У нас нет достаточных оснований, чтобы отказываться от этимологии curia от koviria, предложенной П.Кречмером . Иными словами, курия представляет собой объединение мужчин (viri), и ничто не позволяет нам увидеть в них патрициев. В классический период название "quirites" применялось ко всей совокупности граждан, которая подразумевалась как единое целое, забывая все различия между патрициями и плебеями.

Огромное значение для выявления отправной точки внутреннего разделения римской общины имеют данные археологии . Материалы погребений как на территории будущего Рима, так и всего Лация, относящиеся к периоду с 1000 по 700 гг. до н.э., поражают своей схожестью. Очевиден вывод, что общество практически не знает никакого экономического расслоения. Однако, начиная с VII в. до н.э., картина резко меняется. Многие могилы демонстрируют прогрессирующее богатство отдельных семей, более того, очевиден нарочитый показ превосходства . Именно среди этих семей (familiae) и находится ядро формирующейся римской аристократии - патрициата.

Но закономерными являются вопросы: к каким политическим и социальным правам и привилегиям приводило экономическое превосходство? Что было связующим звеном аристократии? Каждый ли богатый становился аристократом?

История жреческих коллегий (фламины, салии, авгуры), а также должность curio maximus, которые и во времена республики оставались исключительной привилегией патрициев, и которые уходят своими корнями в царский период Рима, показывает, что патрициат, как группа выделившихся в экономическом отношении родов, существует уже в древнейшую эпоху Рима .

Однако не только богатство обеспечивает вхождение в патрициат. Попадание туда обеспечивает место в сенате. Римский сенат явился прародителем патрициата и по существу, и по названию.

Название сената - "patres" - показывает, что первоначально сенаторы, призванные составить царский совет, были patres familiarum. Не исключено, что вначале принцип отбора определялся старшинством - сенаторы были patres seniores (поэтому - maiores natu, senatus) . Число сенаторов ограничивалось исключительным правом царя назначать сенаторов. Вскоре вступает в силу другой фактор - экономическое положение в общине.

Первоначально (возможно, рубеж VIII-VII вв. до н.э.) любой член общины, сумевший выделиться богатством, по праву рассчитывал на особое социальное положение, которое обеспечивалось местом в царском совете. По мере роста числа богатых семей члены общины, уже ставшие сенаторами (patres), естественно, стремятся ограничить круг претендентов на место в сенате, что достигается посредством взаимных браков сенаторских семей, и это, в свою очередь, приводит к укреплению старых и созданию новых gentes. "Таким образом возникли gentes patriciae, римский патрициат", - подчеркивает Э.Гьерстад . Ибо патриции (patricii) - это сыновья сенаторов (patres), в перспективе сами будущие сенаторы .

Сенаторская аристократия, патрициат, быстро приобретает определенные привилегии - монополизирует некоторые жреческие коллегии (см. выше), власть при междуцарствии (см. ниже), наконец, возможно, исключительное право формирования конницы .

Вместе с тем, хотя патрициат становится знатью наследственной, но, без сомнения, незамкнутой, открытой для новых вливаний. Традиция представляет массу примеров как индивидуальной, так и коллективной adlectio в сенат и патрициат (сабины Тита Тация: Dionys.,II,47,1; 62,2; Plut. Rom.,20; Numa,2; Нума Помпилий: Dionys.,IV,3,4; Тарквиний Древний: Dionys.,III,41,4; IV,3,4; Zon.,VII,8; gentes Albanae: Liv.,I,30; Dionys.,III,29,7).

Закрыть свои ряды для новых членов сенату препятствует царь. Ведь сенат формально был лишь советом царя, который собирался только тогда, когда пожелает царь. Право lectio senatus находилось в руках царя. Конечно, правилом являлся выбор представителя патрицианского рода, но все-таки свободу выбора царя ограничить никто не мог. Таким образом, мы подошли к важной и, одновременно, трудноразрешимой проблеме численности сената в эпоху царей.

3. ЧИСЛЕННОСТЬ СЕНАТА В ЭПОХУ ЦАРЕЙ.

Традиция единодушно указывает на создание Ромулом сената в количестве 100 человек (Liv.,I,8,7; Dionys.,II,12; Fest., p. 288L, 454L; Ovid. Fast.,III,127; Propert.,IV,1,14; Iustin.,XLIII,3,2; Vell.,I,8; Plut. Rom.,13; Zonar.,VII,3; Eutrop.,I,2; Serv. ad Aen.,VIII,105; Lyd. De mag.,I,16). Еще в царскую эпоху численность вроде бы достигает 300 членов, цифры, считавшейся нормальной для сената эпохи республики (Liv.,II,1,10; Dionys.,V,13; Fest., p.304L; Plut. Popl.,11). Как же росла численность сената со 100 до 300 человек? Традиция опять же единодушна в том, что увеличение происходило большими группами по 50, 100 или даже 200 человек. Однако подобные вливания приписываются разным царям.

Дионисий Галикарнасский начинает с объяснения первоначальной цифры сената в 100 человек. Сам Ромул назначил одного сенатора, 9 сенаторов выбрали трибы (по 3 от каждой трибы) и 90 сенаторов определили курии (тоже по 3 от каждой курии) (Dionys.,II,12). Дальше Дионисий предлагает сразу две версии. Первая подразумевает увеличение сената после объединения с сабинами до 200 человек (Dionys.,II,47,2), а при Тарквинии Древнем до 300 (Dionys.,III,67,1). Вторая версия заключается в предположении, что после объединения с сабинами сенат пополнился не сотней, а только 50 новыми членами: "[Некоторые] считают, что вошедших в сенат было не сто, а пятьдесят (ouj ga;r eJkato;n ajlla; penthvkonta tou;" ejpeiselqovnta" th;n boulh;n ajpofaivnousi genevsqai )" (Dionys.,II,47,2). Однако затем писатель о ней забывает, и последнее увеличение сената при Тарквинии представлено только одной версией.

Тит Ливий более краток и менее точен в своих свидетельствах о росте численности сената при царях. Первое увеличение ромулова сената сделал Тулл Гостилий после разрушения Альбы-Лонги: "Альбанских старейшин - Юлиев, Сервилиев, Квинтиев, Геганиев, Куриациев, Клелиев - он (Тулл) записал в "отцы", чтобы росла и эта часть государственного целого" (Liv.,I,30,2, пер. В.М.Смирина). При этом количество новых сенаторов Тулла Гостилия Ливий не называет. Далее он говорит лишь об одной lectio senatus царского периода, произведенной Тарквинием Древним (Liv.,I,35,6). На этот раз Ливий указывает число новых сенаторов - 100. Когда же в первый год республики консулы пополняют поредевшие ряды сената, то они доводят его численность до 300 (Liv.,I,1,10). Если предположить, что консулы оставались в рамках численности сената, достигнутой им уже в царский период, то увеличение сената Туллом Гостилием выражалось опять же сотней старейшин .

Плутарх также дает нам некоторую информацию в биографии Ромула и Нумы Помпилия. Ромул составил сенат в количестве 100 "лучших граждан" (Plut. Rom.,13). После объединения с сабинами к прежним сенаторам было добавлено 100 новых (Plut. Rom.,20). Однако в биографии Нумы Плутарх называет другую цифру для сената во время второго царя - 150 человек (Plut. Numa,2). В данном случае он примыкает ко второй версии Дионисия, которая тоже насчитывает 150 человек для сената Ромула и Тация.

Цицерон в своем рассказе о царском Риме (вторая книга диалога "О государстве") не упоминает цифру сенаторов Ромула (Cic. De re p.,II,8,14). Далее он говорит о том, что Тарквиний Древний удвоил количество сенаторов, опять же не указывая каких-либо чисел (Cic. De re p.,II,20,35).

Наконец, Зонара представляет еще один вариант. По его мнению, Тарквиний Древний добавил 200 человек к сенату, выбрав их из плебса (Zonar.,VII,8). Причем чуть раньше он насчитывал 100 сенаторов после смерти Ромула (Zonar.,VII, 5), так что и он придерживается цифры 300 сенаторов для конца царской эпохи.

Анализируя традицию, отметим как ее противоречия, так и общие положения.

Прежде всего, бросается в глаза стремление всех без исключения источников показать, что число 300 сенаторов, признаваемое нормальным для республики, было достигнуто уже в царскую эпоху. Это общее место, возможно, базируется на устойчивом устном предании, затем изложенном в письменном виде анналистами. Скорее всего, это предание обязано своим происхождением самим сенаторам. Во-первых, из-за попыток, наверняка, большинства сенаторских семей освятить свое место в курии тем, что выбор в пользу этой семьи был сделан еще царем. Во-вторых, из-за желания сенатской корпорации уничтожить все притязания на расширение своих рамок ссылкой на незыблемость установлений древности, что в некоторых случаях в таких традиционалистских обществах, как римское, действовало безотказно.

Другим общим местом традиции является представление о том, что увеличение численности сената происходило большими группами (50, 100, 200 человек). Вопрос в данном случае не в конкретных цифрах (они, безусловно, взяты только для того, чтобы добраться до заветного числа 300), а в том, действительно ли вливания в сенат происходили большими группами? Вполне вероятно, что цари порой действовали в духе Суллы и Цезаря, увеличивая ряды сената своими людьми, причем такие действия могли быть чаще, чем передает традиция, но цифры при этом менее значительны.

Не исключено, однако, что такое представление навеяно, пожалуй, единственной имевшей место на самом деле широкомасштабной lectio senatus, которая случилась в первый год республики, когда сенат пополнился сразу несколькими десятками новых членов. Это событие хорошо запечатлелось в традиции, и к нему мы будем подробно обращаться ниже. По-видимому, эта lectio senatus была первым решительным шагом сената, уверенно взявшего бразды правления римской общиной в свои руки. В дальнейшем lectiones происходили более или менее регулярно и вплоть до сулланской реформы затрагивали судьбу только незначительной части сенаторов.

Что же касается другой стороны традиции, то самым фундаментальным противоречием становится соотношение численности сената царской эпохи с родовой структурой римской общины - трибами, куриями и родами.

Дионисий, считая римские трибы и курии созданием Ромула, непосредственно увязывает с ними сенат первого царя (Dionys.,II,12). Каждая триба и каждая курия выбрали по три человека для царского совета. Добавив собственного избранника, Ромул получил совет в составе 100 человек. При первом увеличении сената связь с куриями остается - Дионисий сообщает: "Сто мужей, которых выбрали курии, он (Ромул) добавил к старым сенаторам (...eJkatovn a... cum Tatio in regium consilium elegerat principes; Fest., p.304L: senatores... reges sibi legebant, quos in consilio publico haberent; Vell.,I,8,6: centum homines electos... instar habuit publici consilii; ср.: Liv.,III,63,10; VI,6,15; ХХIII,2,4).

Однако право и вместе с тем обязанность сенаторов выступать в роли советников царя было ограничено доброй волей монарха. Прежде всего тем, что сенат мог собираться не иначе как по зову царя (Dionys.,II,14). Естественно, сенат не имел права требовать от царя, чтобы тот выслушивал его мнение или совет, тем более, чтобы действовал согласно высказанному мнению .

Правда, совещание царя с лучшими представителями общины быстро стало нормой, вошло в обычай политической жизни (Plut. Rom.,27; Liv.,I,49). Когда же такой обычай нарушался, и царь созывал сенаторов только для того, чтобы они выслушали его постановление (Plut. Rom.,27), или когда царь осуществлял свои решения, вовсе не созывая сенат, не давая старейшинам возможности высказать свое мнение или даже согласие (Liv.,I,49), тогда это воспринималось общиной как нарушение установленного порядка вещей.

Но на такие антисенатские действия отважились только Ромул и Тарквиний Гордый. Первый - потому что считал право сенаторов высказывать свое мнение и подавать царю советы исключительно даром своей доброй воли и желания, а при отсутствии таковых исчезал и сам дар. Второй - так как, согласно традиции, явно стремился превратить монархическую власть в тираническую и сознательно шел на нарушение сложившегося порядка вещей.

Однако сообщение традиции о пренебрежении Ромула к patres, о возмущении этим пренебрежением со стороны patres и, как следствие, подозрение в убийстве Ромула сенаторами (патрициями) (Dionys.,II,56; Liv.,I,16-17; Plut. Rom.,27) скорее всего являются перенесением в древнейшую эпоху Рима представлений и идей республики. То, что единоличная власть человека (даже царя) ограничена авторитетом сената, и презрительное отношение к этому авторитету невозможно без последствий для нарушителя обычая - есть не что иное как стремление показать, что определенное равновесие между тремя ветвями власти - носителем империя, сенатом и народным собранием - создано еще основателем Рима, изначально присуще римской civitas.

Подозрения в убийстве царя и мотив противостояния Ромула и patres навеян событиями конца VI в. до н.э., приведшими к уничтожению царской власти в Риме, что стало следствием, скорее всего, действительно широкого заговора и возмущения аристократии.

На самом деле авторитет сената рос постепенно от царя к царю. Этот рост обуславливался и сознательной политикой царей (пополнение новыми членами, что свидетельствовало в пользу доверия царя как к сенаторам в отдельности, так и ко всему совету в целом), и продуманными, умелыми действиями самого сената, а также стечением обстоятельств, которыми смог воспользоваться царский совет. Рост значения сената шел благодаря использованию прав patrum auctoritas и interregnum.

PATRUM AUCTORITAS.

Наша традиция относит возникновение права auctoritas patrum к древнейшей эпохе существования сената, правда, с одним весьма важным различием. Дионисий Галикарнасский приписывает его воле Ромула, понимая auctoritas patrum как, по мысли создателя, предназначение сената (Dionys.,II,14). Ливий считает, что право утверждения решений народа сенатом было приобретено сенаторами после смерти Ромула в период междуцарствия (Liv.,I,17,9). Здесь же Ливий и объясняет auctoritas patrum как утверждение сенатом народных решений: "[Отцы] постановили, что, когда народ назначит царя, решение будет считаться принятым лишь после того, как его утвердят "отцы" ( decreverunt, ut cum populus regem iussisset, id sic ratum esset, si patres auctores fierent)" (Liv.,I,17,9, пер. В.М.Смирина). Аналогичное объяснение дает Дионисий: "Но право [народа] не безусловное, если сенат не дает свое согласие на это (......oujde;... th;n ejxousivan ajnepivlhpton, a}