Гоголь Николай Васильевич – знаменитый русский писатель, гениальный сатирик, родился 20 марта 1809 г. в селе Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов, в родовом имении, селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был сын полкового писаря и происходил из старинного малороссийского рода, родоначальником которого считался сподвижник Богдана Хмельницкого , гетман Остап Гоголь, а мать, Марья Ивановна, была дочь надворного советника Косяровского. Отец Гоголя, человек творческий, остроумный, много видавший и по своему образованный, любивший собирать в своей усадьбе соседей, которых он занимал рассказами, полными неистощимого юмора, был большой любитель театра, устраивал спектакли в доме богатого соседа и не только сам участвовал в них, но даже сочинял собственные комедии из малорусского быта, – а мать Гоголя, домовитая и гостеприимная хозяйка, отличалась особенными религиозными наклонностями.

Врожденные свойства таланта и характера Гоголя и наклонности, отчасти усвоенные им от своих родителей, ярко проявились в нем уже в школьные годы, когда он был помещен в Нежинский лицей. Он любил уходить с близкими товарищами в тенистый сад лицея и там набрасывать первые литературные опыты, составлять на учителей и товарищей едкие эпиграммы, придумывать остроумные клички и характеристики, ярко отмечавшие его незаурядную наблюдательность и характерный юмор. Преподавание наук шло в лицее очень незавидно, и наиболее даровитым юношам приходилось путем самообразования пополнять свои знания и так или иначе удовлетворять свои потребности к духовному творчеству. Они выписывали в складчину журналы и альманахи, сочинения Жуковского и Пушкина , устраивали спектакли, в которых принимал очень близкое участие Гоголь, выступавший в комических ролях; издавали собственный рукописный журнал, редактором которого был тоже выбран Гоголь.

Портрет Н. В. Гоголя. Художник Ф. Мюллер, 1840

Однако Гоголь не придавал особого значения своим первым творческим упражнениям. Он мечтал по окончании курса уехать на государственную службу в Петербург, в котором единственно, как ему казалось, он мог найти и широкое поле для деятельности, и возможность насладиться истинными благами науки и искусства. Но Петербург, куда Гоголь переехал по окончании курса в 1828 г., далеко не оправдал его ожиданий, особенно в первое время. Вместо широкой деятельности «на поприще государственной пользы», ему предложили ограничиться скромными занятиями в канцеляриях, а литературные попытки оказались настолько неудачными, что первое изданное им произведение – поэму «Ганс Кюхельгартен» – Гоголь сам же отобрал из книжных магазинов и сжег после неблагоприятной критической заметки о ней Полевого .

Непривычные условия жизни в северной столице, недостатки материальные и разочарования нравственные – все это повергало Гоголя в уныние, и все чаще и чаще его воображение и мысль обращались к родной Украине, где так привольно жилось ему в детстве, откуда сохранилось так много поэтических воспоминаний. Широкой волной хлынули они на его душу и вылились впервые в непосредственные, поэтические страницы его «Вечеров на хуторе близ Диканьки », вышедших в 1831 г., в двух томах. «Вечера» были очень радушно приветствованы Жуковским и Плетневым, а затем и Пушкиным и, таким образом, окончательно установили литературную репутацию Гоголя и ввели его в круг корифеев русской поэзии.

С этого времени в биографии Гоголя начинается период наиболее усиленного литературного творчества. Близость к Жуковскому и Пушкину, перед которым он благоговел, окрыляла его вдохновение, придавала ему бодрости и энергии. Чтобы сделаться достойным их внимания, он начинал все более смотреть на занятия искусством, как на серьезное дело, а не просто как на игру ума и таланта. Появление вслед одного за другим таких поразительно оригинальных произведений Гоголя как «Портрет », «Невский проспект » и «Записки сумасшедшего », а затем «Нос », «Старосветские помещики », «Тарас Бульба » (в первой редакции), «Вий » и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем », – произвело в литературном мире сильное впечатление. Для всех было очевидно, что в лице Гоголя народился крупный своеобразный талант, которому суждено дать высокие образцы истинно реальных произведений и тем окончательно упрочить в русской литературе то реальное творческое направление, первые основы которого были заложены уже гением Пушкина. Больше того, – в повестях Гоголя почти впервые затрагивается (хотя еще поверхностно) психология масс, тех тысяч и миллионов «маленьких людей», которых литература касалась доселе только мимоходом и изредка. Это были первые шаги на пути демократизации самого искусства. В этом смысле молодое литературное поколение в лице Белинского с восторгом приветствовало появление первых повестей Гоголя.

Но как ни могуч и своеобразен был талант писателя в этих первых произведениях, проникнутых то свежим, чарующим воздухом поэтической Украины, то веселым, бодрым истинно народным юмором или же глубокою гуманностью и потрясающим трагизмом «Шинели » и «Записок сумасшедшего », – однако не в них выразилась основная сущность творчества Гоголя, то, что сделало его творцом «Ревизора» и «Мертвых душ», двух произведений, составивших эпоху в русской литературе. С тех пор как Гоголь приступил к созданию «Ревизора», его жизнь всецело поглощается исключительно литературным творчеством.

Портрет Н. В. Гоголя. Художник А. Иванов, 1841

Насколько внешние факты его биографии несложны и не разнообразны, настолько же глубоко – трагичным и поучительным является внутренний духовный процесс, который он переживал в это время. Как ни велик был успех первых произведений Гоголя, однако он все еще не был удовлетворен своею литературной деятельностью в той форме простого художественного созерцания и воспроизведения жизни, в какой оно являлось до сих пор, согласно господствовавшим эстетическим воззрениям. Он был не удовлетворен тем, что его нравственная личность при такой форме творчества оставалась как бы в стороне, совершенно пассивною. Гоголь тайно жаждал быть не только простым созерцателем жизненных явлений, но и судьей их; он жаждал непосредственного воздействия на жизнь во имя блага, жаждал гражданской миссии. Потерпев неудачу осуществить эту миссию на служебном поприще, сначала в качестве чиновника и учителя, а затем в звании профессора истории при петербургском университете, к которому он был мало подготовлен, Гоголь с еще большею страстью обращается к литературе, но теперь взгляд его на искусство становится все суровее, все требовательнее; из пассивного художника-созерцателя он старается преобразиться в активного, сознательного творца, который будет не только воспроизводить явления жизни, освещая их лишь случайными и разрозненными впечатлениями, но проведет их через «горнило своего духа» и «вынесет на всенародные очи» просветленным глубоким, проникновенным синтезом.

Под влиянием такого, все настойчивее развивавшегося в нем настроения, Гоголь заканчивает и ставит на сцену, в 1836 г., «Ревизора », – необыкновенно яркую и едкую сатиру, не только раскрывавшую язвы современного административного строя, но и показавшую, до какой степени опошления понижался под влиянием этого строя самый душевный склад добродушного, русского человека. Впечатление, произведенное «Ревизором», было необыкновенно сильное. Несмотря, однако, на огромный успех комедии, – она доставила Гоголю немало неприятностей и огорчений, как от цензурных затруднений при её постановке и печатании, так и от большинства общества, задетого пьесой за живое и обвинявшего автора в том, что он пишет пасквили на свое отечество.

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

Расстроенный всем этим, Гоголь уезжает за границу, чтобы там, в «прекрасном далеке», вдали от суеты и мелочей приняться за «Мертвые души ». Действительно, сравнительно спокойная жизнь в Риме, среди величавых памятников искусства, вначале благотворно подействовала на творчество Гоголя. Уже через год был готов и напечатан первый том «Мертвых душ». В этой в высокой степени оригинальной и единственной в своем роде «поэме» в прозе, Гоголь развертывает широкую картину крепостного уклада жизни, преимущественно с той стороны, как он отражался на верхнем, полукультурном крепостническом слое. В этом капитальном произведении основные свойства таланта Гоголя – юмор и необыкновенное уменье схватывать и воплощать в «перл создания» отрицательные стороны жизни, – достигли апогея в своем развитии. Несмотря на сравнительно ограниченную сферу затронутых им явлений русской жизни, многие из созданных им типов по глубине психологического проникновения могут соперничать с классическими созданиями европейской сатиры.

Впечатление, произведенное «Мертвыми душами» было еще более потрясающее, чем от всех прочих произведений Гоголя, но оно же послужило и началом тех роковых недоразумений между Гоголем и читающей публикой, которые привели к очень печальным последствиям. Для всех было очевидно, что этим произведением Гоголь наносил ничем не отстранимый, жестокий удар всему крепостному складу жизни; но в то время, как молодое литературное поколение делало по этому поводу самые радикальные выводы, консервативная часть общества негодовала на Гоголя и обвиняла его в клевете на свою родину. Гоголь сам как будто испугался той страстности и яркой односторонности, с которою он старался сконцентрировать в своем творестве всю людскую пошлость, вскрыть «всю тину мелочей, опутывающих человеческую жизнь». Чтобы оправдать себя и высказать свои настоящие взгляды на русскую жизнь и свои произведения, он выпустил в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Консервативные идеи, высказанные там, крайне не понравились русским радикалам-западникам и их главе Белинскому. Белинский и сам незадолго до этого диаметрально менял свои общественно-политические убеждения от ярого охранительства к нигилистической критике всего и вся. Но теперь он начал обвинять Гоголя в «предательстве» прежних идеалов.

Левые круги обрушились на Гоголя со страстными нападками, которые со временем всё усиливались. Не ожидая этого от недавних друзей, он был потрясён и обескуражен. Гоголь стал искать духовной поддержки и успокоения в религиозном настроении, чтобы с новой духовной бодростью приняться за завершение своего труда – окончание «Мертвых душ», – которое, по его мнению, уже должно было окончательно рассеять все недоразумения. В этом втором их томе Гоголь, вопреки желанию «западников», предполагал показать, что Россия состоит далеко не из одних умственных и моральных уродов, думал изобразить типы идеальной красоты русской души. Созданием этих положительных типов Гоголь хотел довершить, – как последним аккордом, – свое творение, «Мёртвые души», которое, по его замыслу, далеко не должно было исчерпываться первым, сатирическим, томом. Но физические силы писателя были уже серьёзно подорваны. Слишком долгая замкнутая жизнь, вдали от родины, суровый аскетический режим, наложенный им на себя, подорванное нервным напряжением здоровье, – все это лишало творчество Гоголя тесной связи с полнотой жизненных впечатлений. Подавленный неравной, безысходной борьбой, в минуту глубокой неудовлетворенности и тоски Гоголь – сжег черновую рукопись второго тома «Мертвых душ» и вскоре скончался от нервной горячки в Москве, 21 февраля 1852 г.

Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»

Влияние Гоголя на творчество непосредственно следовавшего за ним литературного поколения было велико и разносторонне, являясь как бы неизбежным дополнением к тем великим заветам, которые оставил еще далеко незавершенными безвременно погибший Пушкин. Блестяще завершив великое национальное дело, прочно заложенное Пушкиным, дело выработки литературного языка и художественных форм, Гоголь, помимо этого, внес в самое содержание литературы две глубоко оригинальных струи, – юмор и поэзию малорусской народности – и яркий социальный элемент, получившей с этого момента в художественной литературе неоспоримое значение. Это значение он укрепил и примером собственного идеально-высокого отношения к художественной деятельности.

Гоголь поднял значение художественной деятельности на высоту гражданского долга, до которой она до него в такой яркой степени еще не возвышалась. Глубоко трогательным и поучительным навсегда останется печальный эпизод жертвоприношения автором своего любимого творения посреди поднятой вокруг него дикой гражданской травли.

Литература о биографии и творчестве Гоголя

Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».

Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).

Скабичевский , «Сочинения» т. II.

Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова .

Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

Детство и юность

И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.

Детство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье - помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).

Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.


Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.

Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.


Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.

Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.


Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.

Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.


Некоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая классиков 18 века.

Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.

Литература

Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.


Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.

Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.


Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.

Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя - стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов. «Идиллия в картинах» получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр.


В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».

После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и . Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.


Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».

Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.


Кадр из фильма "Вий", 2014 год

В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» (включенная в «Миргород») о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.

В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили и .


Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме "Вий", 1967 год

В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.

Личная жизнь

Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу – психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В.Г. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии.


Если во времена Советского Союза о душевных расстройствах Николая Васильевича было принято умалчивать, то нынешнему эрудированному читателю весьма интересны такие подробности. Считается, что Гоголь с детства страдал маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство личности): веселое и задорное настроение юного писателя сменялось резкой депрессией, ипохондрией и отчаянием.

Это тревожило его ум до самой смерти. Также он признавался в письмах, что нередко слышал «мрачные» голоса, зовущие его вдаль. Из-за жизни в вечном страхе Гоголь стал религиозным человеком и вел больше затворнический образ жизни аскета. Женщин он любил, но только на расстоянии: нередко он говаривал Марии Ивановне, что уезжает заграницу к некой даме.


Он вел переписку с прелестными девушками разных сословий (с Марией Балабиной, графиней Анной Виельгорской и другими), ухаживая за ними романтично и робко. Писатель не любил афишировать личную жизнь, особенно амурные дела. Известно, что у Николая Васильевича детей нет. Из-за того, что литератор не был женат, существует теория о его гомосексуализме. Другие считают, что у него никогда не было отношений, выходящих за рамки платонических.

Смерть

Ранняя смерть Николая Васильевича на 42-м году жизни до сих пор будоражит умы ученых, историков и биографов. О Гоголе сочиняют мистические легенды, а об истинной причине кончины визионера спорят и по сей день.


В последние годы жизни Николаем Васильевичем овладел творческий кризис. Он был связан с ранним уходом из жизни жены Хомякова и осуждением его рассказов протоиереем Матфеем Константиновским, который выступал с резкой критикой гоголевских произведений и к тому же считал, что писатель недостаточно благочестив. Мрачные мысли овладели разумом драматурга, с 5 февраля он отказался от пищи. 10 февраля Николай Васильевич «под влиянием злого духа» сжег рукописи, а 18 числа, продолжая соблюдать Великий Пост, слег в постель с резким ухудшением здоровья.


Мастер пера отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Врачи, выявившие у него воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз "менингит" и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние Николая Васильевича. Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер в особняке графа в Москве.

Память

Произведения писателя обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. В память о Николае Васильевиче в СССР и других странах были выпущены почтовые марки. Именем Гоголя названы улицы, драматический театр, педагогический институт и даже кратер на планете Меркурий.

По творениям мастера гиперболы и гротеска до сих пор создаются театральные постановки и снимаются произведения кинематографического искусства. Так, в 2017 году российского зрителя ожидает премьера готического детективного сериала «Гоголь. Начало» с и в главных ролях.

В биографии загадочного драматурга есть интересные факты, все их невозможно описать даже в целой книге.

  • По слухам, Гоголь боялся грозы, так как природное явление действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственный дорогой предмет в его гардеробе – золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Николая Васильевича слыла странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественное и постоянно рассказывала удивительные истории, приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».

Памятник Николаю Гоголю и его птице-тройке в Одессе
  • Творчество Гоголя вдохновляло .
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также русский прозаик любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало сконцентрироваться на мысли.
  • Писатель болезненно относился к внешности, главным образом его раздражал собственный нос.
  • Гоголь боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Литературный гений просил, чтобы в будущем его тело предали земле только после появления трупных пятен. По легенде, Гоголь проснулся в гробу. Когда тело литератора перезахоронили, удивленные присутствующие увидели, что голова покойника была повернута набок.

Библиография

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832)
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834)
  • «Вий» (1835)
  • «Старосветские помещики» (1835)
  • «Тарас Бульба» (1835)
  • «Невский проспект» (1835)
  • «Ревизор» (1836)
  • «Нос» (1836)
  • «Записки сумасшедшего» (1835)
  • «Портрет» (1835)
  • «Коляска» (1836)
  • «Женитьба» (1842)
  • «Мёртвые души» (1842)
  • «Шинель» (1843)

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

Начало литературного пути

В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина , бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

Гоголь и театр

Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика.

Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизор», писатель покидает страну.

Последние годы жизни

В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже. Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима, писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию.

В начале 1843 года была впервые напечатана известная повесть Гоголя «Шинель» .

Причастия - одна из самых важных тем в базовом курсе русского языка. Ее знание также проверяется и на экзаменах, поэтому хорошо усвоить ее просто необходимо. В этой статье мы разберем, что такое причастие, зачем его нужно использовать, а также выясним, какие существуют разряды причастий в русском языке.

Определение причастия

Что такое причастие? Прежде всего, это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Отвечает причастие на вопросы прилагательного, может иметь род, число и падеж. От глагола оно получило следующие признаки: вид, залог, время. Причастия могут быть образованы исключительно от глаголов. Примеры: бегать - бегающий, лежать - лежащий, читать - читающий, прочитать - прочитанный и т. д.

Как отличить причастие от прилагательного?

Самую большую сложность для многих учеников составляет умение видеть отличие прилагательного от причастия. И то и другое отвечает на вопрос «какой?», «какая?» и т. д. Так как же их отличать?

Стоит запомнить, что причастие может быть образовано лишь от глагола. Другие части речи не могут принимать участие в его образовании. Прилагательные чаще всего образованы от существительных и наречий. Примеры: скорость - скоростной, быстро - быстрый.

Однако существуют еще отглагольные прилагательные. Их легко можно принять за причастия, если не знать, какие существуют различия. Прежде всего, прилагательное не может обладать признаками глагола, т. е. у него нет залогового значения и видовременного. Также причастие может иметь зависимые слова, в отличие от отглагольного прилагательного. Данная возможность у этой части речи называется глагольным управлением.

Зачем использовать причастия?

Конечно, в повседневной речи и простом общение на обыденные темы мы вряд ли будем использовать причастные обороты. Они будут слишком громоздкими, длинными, сложными для восприятия. Однако в письменной речи и в разнообразных авторских произведениях они будут вполне уместны.

Причастия добавляют большей выразительности тексту, помогают при описании различных явлений и событий. Школьникам часто приходится писать различные эссе и сочинения. Там причастные обороты будут также необходимы.

Разряды причастий

Но прежде чем начать активно внедрять причастные обороты в свою речь, необходимо разобраться с тем, какими они бывают. Существует два разряда причастий: действительные и страдательные. Чем они отличаются? Чтобы понять, как определить разряд причастия, рассмотрим их по отдельности.

Действительные причастия

Примеры

Кот самостоятельно выполнял определенное действие (бегал), следовательно, причастие «бегущий» является действительным.

Прогуливающаяся по парку девушка была хороша собой.

Девушка самостоятельно выполняет действие (гулять), следовательно, причастие относится к разряду действительных.

Страдательные причастия

Если причастие указывает на признак предмета, над которым кто-то производит некие действия, то оно будет страдательным. Т. е., если предмет не сам выполняет действие, то зависимое причастие будет страдательным.

Примеры

На столе лежали рассыпанные бусины.

Бусины рассыпал кто-то, то есть над этим предметом совершили действие. Причастие «рассыпанные» будет относиться к разряду страдательных.

На подоконнике остались расставленные им цветы.

Цветы не сами себя расставили, то есть кто-то совершил над ними это действие. Из этого можно сделать вывод, что причастие «расставленные» является страдательным.

Как образуются действительные причастия?

А теперь давайте рассмотрим способы образования действительных причастий. Прежде всего, необходимо определить вид глагола и его спряжение. Далее образование действительных причастий происходит путем прибавления определенных суффиксов. Образуются они от инфинитива. В прошедшем времени к основе глагола необходимо добавить суффиксы -вш/ш. Примеры: кричать - кричавший, стоять - стоявший, читать - читавший и т. д.

В настоящем времени причастия образуется с помощью суффиксов -ущ/ющ, если основой был глагол первого спряжения. Примеры: рисуют - рисующий, стонут - стонущий, тонут - тонущий и т. д.

От глаголов второго спряжения причастия будут образовываться с помощью суффиксов -ащ/ящ. Примеры: летят - летящий, кружат - кружащий, звенят - звенящий и т. д.

Как образуются страдательные формы?

При образовании страдательных причастий, как и в случае с действительными, необходимо обращать внимание на вид глагола и его спряжение.

Причастия прошедшего времени образуются так же от инфинитива с помощью следующих суффиксов: -нн/енн/енн/т. Примеры: нарисовать - нарисованный, научить - наученный, окружить - окруженный, раскрыть - раскрытый и т. д.

Для того чтобы образовать причастие, относящееся к настоящему времени, от глагола первого спряжения, необходимо использовать суффиксы -ем/ом. Примеры: закрывают - закрываемый, отражают - отражаемый и т. д.

От глаголов второго спряжения причастие настоящего времени будет образовываться с помощью суффикса -им. Пример: хранят - хранимый.

Таблица

Чтобы все вышеперечисленные данные было легко усвоить и превратить в некую систему, представим разряды причастий в таблице. Примеры образования причастий были приведены выше.

Разряд Действительные причастия Страдательные причастия
Время Прошедшего времени Настоящего Прошедшего времени Настоящего
Суффиксы

Основа инфинитива +

1 спряжение:

2 спряжение:

Основа инфинитива + -нн/-енн/-енн/-т

1 спряжение:

2 спряжение:

Эта таблица разрядов причастий поможет определить, какой суффикс нужно использовать в ситуации, когда есть сомнения по этому поводу.

Краткие причастия

Поскольку причастия могут отвечать на вопрос "какой?", "какая?" и т. д., то они также имеют некоторые признаки прилагательного. Поэтому, как и они, причастия могут иметь краткую форму. Причем необходимо запомнить, что данный вид могут принимать лишь страдательные причастия.

Краткая форма образуется от полной с помощью следующих окончаний: -а, -о, -ы или нулевого.

Примеры: нарисованный - нарисована, нарисовано, нарисованы, нарисован.

Краткая форма, как и полная, может изменяться по родам и числам. В предложениях краткие причастия выполняют роль сказуемого. Также следует запомнить, что "не" с краткой формой пишется раздельно: не нарисован.

Чтобы уверенно использовать причастные обороты в речи устной и письменной, необходимо различать разряды причастий, а также понимать, от глагола какого спряжения они образованы.

Форма глагола напрямую будет влиять на выбор суффиксов. Также следует помнить, что краткую форму принимают только страдательные причастия.

Разряды причастий

Обучающие диктанты

1. Зевс Олимпийский — одно из чудес света

Величаво восседал Зевс на своём роскошном троне. В правой руке он держал маленькую фигурку крылатой богини Ники, которая, казалось, только что слетела с вершины Олимпа. Левой рукой он опирался на жезл, украшенный фигурой священного орла. На голове Зевса сиял золотой венец из ветвей масличного дерева. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо. Через обнажённый торс был перекинут золотой плащ, украшенный изображениями лилий, звёзд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами. Голова, торс, руки Зевса и фигура Ники были сделаны из слоновой кости.

Всё остальное: венец, одежда, сандалии Зевса, священный орёл, венок Ники — из чистейшего золота. (АДомашнее, Т. Дроздова.)

(112 слов. Прописная буква. Приставки. Однородные члены после обобщающего слова.)

Задание Выпишите сочетания причастий с определяемыми словами. Укажите все морфологические признаки причастий. От каких глаголов они образованы? Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Для справок. Торс — туловище человека.

2. Чрево Москвы

Охотный ряд получил своё название ещё в те времена, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками.

Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара, стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками, наполненными разнообразными продуктами. Ходили охотники, обвешанные утками, тетёрками, зайцами. У баб из корзин торчали головы кур и цыплят, в мешках визжали поросята, которых продавцы, вынимая из мешка, чтобы показать покупателю, непременно поднимали над головой, держа за связанные задние ноги. На мостовой перед палатками сновали пирожники, блинники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле. Сбитенщики разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напиток, согревавший извозчиков и служащих, замерзавших в холодных лавках. (В. Гиляровский.)

(107 слов. Суффиксы существительных. Наречия. Причастные обороты.)

Задание Обозначьте суффиксы причастий и укажите, от каких глаголов они образованы. Подчеркните причастные обороты. Укажите условия их обособления.

Контрольный диктант

В два часа ровно коляска, запряжённая шестью лошадями, въехала во двор и покатилась около густо-зелёного дернового круга. Старый Берестов взошёл на крыльцо с помощью двух лакеев Муромского. Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошёл в столовую, где стол был уже накрыт. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец и повёл по дорожкам, тщательно выметенным и усыпанным песком. Старый Берестов внутренне жалел о потерянном труде и времени на столь бесполезные прихоти, но молчал из вежливости. (А. Пушкин.)

(87 слов. Приставки. Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корнях. Суффиксы причастий. Причастные обороты.)

Краткие причастия

Обучающие диктанты

Не все огороды на селе строги, деловиты, незыблемы. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозяина, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о её характере и сноровке.

У хорошей хозяйки огород что светлица. Грядки к грядкам ровненькими нарядными половиками расстелены. Морковные гряды присыпаны опилками, чтобы тля всякая не портила, и поднимаются сдобными пирогами. Борозды меж гряд глубокие, всё посажено к месту, всё рядком да ладком. Если овощи водолюбивы, то посажены поближе к воротцам; а которые от дождя вырастут, те — подальше, чтоб не мять их лишний раз, не топтать зря землю и борозды. (По В. Астафьеву.)

(90 слов. Удвоенные согласные. Приставки. Звонкие согласные перед глухими. Падежные окончания. Тире в неполном предложении.)

Задание Найдите причастия в краткой форме, определите их синтаксическую функцию. Обозначьте орфограмму "Н в кратких страдательных причастиях".

5. Мавзолей в Галикарнасе — одно из семи чудес света

Представьте себе огромную ступенчатую пирамиду, сделанную из роскошного белоснежного мрамора, расположенную на широком прямоугольном возвышении. Представьте также, что пирамида примерно на половине своей высоты рассечена горизонтальной плоскостью, её верхняя часть приподнята, и между обеими частями встроен греческий храм. Таким образом, низ пирамиды служит как бы громадным цоколем, а верх её — пирамидальной крышей.

Нижняя часть, состоящая из двадцати трёх широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестницей, ведущей со всех четырёх сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святилище храма и несли его пирамидальную крышу. На самом её верху стояла изваянная Пифием громадная каменная квадрига — колесница, запряжённая четвёркой лошадей. Она была пуста... Это означало, что управляющего квадригой в этом мире больше нет, что он уже находится в царстве теней.(По А. Домашневу, Т. Дроздовой.)

(123 слова. Приставки. Гласные после шипящих и ц. Сложные прилагательные. Буквы нн вприлагательных. Числительные. Причастные обороты.)

Задание Подчеркните краткие страдательные причастия, определите их синтаксическую функцию. Выпишите сочетания существительных с полными страдательными причастиями и трансформируйте их в сочетания с краткими страдательными причастиями. Что при этом изменилось у причастий?

нн в причастиях и прилагательных

Обучающие диктанты

6. Спасённый скворец

Однажды балованный кот кабатчицы, хитрый сластёна и подхалим, дымчатый, золотоглавый любимец всего двора, притащил из сада скворца. Бабушка отняла измученную птицу и стала упрекать кота: «Бога ты не боишься, злодей подлый!»

Скворцу, отнятому у кота, бабушка отрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу, начала учить её говорить. (По М. Горькому.)

(54 слова. Приставка при-. Безударные гласные в корнях. Суффиксы существительных и прилагательных.)

Задание Обозначьте орфограмму "ни в причастиях и отглагольных прилагательных". От каких глаголов образованы эти слова? Определите род существительного сластёна в тексте.

7. Игральная комната

Детские комнаты в доме графа Листомирова располагались на южную сторону и выходили в сад. В одной из комнат вся южная часть стен была заставлена игрушками.

Пёстрые английские раскрашенные тетрадки и книжки, кроватки с куклами, картинки, комоды, маленькие кухни, фарфоровые сервизы, овечки и собачки на катушках обозначали владения девочек. Столы с оловянными солдатами, картонная тройка серых коней, с глазами страшно выпученными, увешанная бубенчиками и запряжённая в коляску, большой белый козёл, казак верхом, барабан и медная труба обозначали владения мальчиков. Комната эта так и называлась игральной.

В среду, на Масленицу, в игральной комнате было особенно весело. (Д. Григорович.)

(94 слова. Приставки. Суффиксы существительных и глаголов.)

Задание Обозначьте орфограмму «нн в причастиях и прилагательных». Определите, как образованы слова с этой орфограммой.

8. Родники

Некоторые родники были очень сильны и вырывались из середины горы, другие били и кипели у её подошвы, некоторые находились на косогорах и были отделаны деревянными срубами с крышей. В срубы были вдолблены широкие липовые колоды, наполненные такой прозрачной водой, что казались пустыми. Вода по всей колоде переливалась через край, падая по бокам стеклянною бахромой. Я видел, как приходили крестьянки с вёдрами, оттыкали деревянный гвоздь, находившийся в конце колоды, подставляли ведро на большие каменные плиты под струю воды. В одну минуту оба ведра были наполнены. (По С. Аксакову.)

(84 слова. Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных. Причастный оборот. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму «нн в причастиях и прилагательных». Определите, от каких основ образованы слова с этой орфограммой.

Проверочные диктанты

9. Лубянская площадь

Огромный двор был застроен оптовыми лавками, где торговали сезонным товаром: весной — огурцами и зеленью, летом — ягодами, осенью — плодами, а зимой — мороженой рыбой и круглый год — живыми раками, которых привозили с Дона в огромных плетеных корзинах.

Когда-то, ещё в крепостные времена, на Лубянской площади появился деревянный балаган с немудрёным зверинцем и огромным слоном. Вдруг по весне слон взбесился, вырвал из стены брёвна, к которым был прикован цепями, и начал разрушать здание, победоносно трубя и нагоняя страх на окружившие площадь толпы народа. Слон, раздражённый криками толпы, старался вырваться. Пришлось вмешиваться полиции.

Теперь на этом месте находится Политехнический музей. (По В. Гиляровскому.)

(100 слов. Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных. Глаголы на ться. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму «Н и нн в причастиях и прилагательных». Определите, как образованы слова с этой орфограммой.

10. Изумрудный город

На следующее утро, после нескольких часов пути, друзья увидели на горизонте слабое зелёное свечение. «Это, должно быть, Изумрудный город», — сказала Элли.

По мере того как они шли, сияние становилось ярче и ярче, но только после полудня путники подошли к высокой каменной стене ярко-зелёного цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами, сверкавшими так ярко, что они ослепляли даже нарисованные глаза Страшилы. У этих ворот кончалась дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, которая так много дней верно вела их и наконец привела к долгожданной цели.

У ворот висел колокол. Элли дёрнула за верёвку, и колокол ответил глубоким серебристым звоном. Большие ворота медленно открылись, и путники вошли в сводчатую комнату, на стенах которой блестело бесчисленное множество изумрудов. (А. Волков.)

(114 слов. Приставки. Корни с чередующимися гласными. Гласные после шипящих. Суффиксы прилагательных. Сложные прилагательные. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте все изученные орфограммы в прилагательных и причастиях.

Контрольный диктант

11. Родной двор

Через десять минут въехал он [Владимир] на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины. Берёзки, которые при нём только что были посажены вдоль забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. (А. Пушкин.)

(62 слова, Ь и ъ. Суффиксы прилагательных и причастий. Числительные. Не с прилагательными.)

Не с причастиями

Обучающий диктант

12. Неудачная охота

В сие время заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылку, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. (А. Пушкин.)

(94 слова. Корни - скак-, - скоч-. Не с прилагательными. Причастные обороты. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму "Не с причастиями и прилагательными". Объясните знаки препинания при причастных оборотах.

Для справок.
Стремянный и стременной — конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина, а также слуга, сопровождавший барина во время охоты.

Контрольные диктанты

13. В грозу

Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра. Со спины Василия текли потоки мутной воды в лужу, образовавшуюся на фартуке. Сначала сбитая катышками пыль превратилась в жидкую грязь, которую месили колёса. Толчки стали меньше, и по глинистым колеям потекли мутные ручьи. Молния светила шире и бледнее, и раскаты грома уже были не так поразительны за равномерным шумом дождя.(Л. Толстой.)

(59 слов. Приставки. Сложное предложение.)

Задание Графически обозначьте синтаксическую функцию причастных оборотов и объясните условия их обособления.

14. Ворон-проказник

В заповеднике я услышал много рассказов о проделках проказника Петьки. Говорили, что однажды он утащил из дамской сумочки деньги, а в другой раз в обеденный перерыв расшвырял и похитил документы какой-то комиссии, приезжавшей для ревизии. Похищенные вещи Петька прятал над крышей, в пустом гнезде аистов, которых ухитрился выжить. Здесь находили ножи, ложки и вилки. Особенно досаждал Петька приезжим шофёрам. Стоит машине остановиться, шофёру разложить свои инструменты — Петька тут как тут! Схватится шофёр, а самой нужной гайки нет.

Рассказывали, что Петька не любит женщин. Сядет на плечо наряженной девицы и давай путать её праздничную причёску или пребольно ущипнёт за ухо.

Петьку не любили дикие вороны и вороны, к которым он иногда пытался приближаться. Они били и отгоняли его, как бы не желая прощать измену. (По И. Соколову-Микитову.)

(123 слова. Приставки. Гласные после шипящих в корне слова. Падежные окончания прилагательных и причастий. нн в прилагательных и причастиях.)

15. Московские вывески

Вывески в столице появились в незапамятные времена, но отличались от привычных нам. Обычными вывесками над торговыми лавками были образцы товаров, вывешенные над входом на шесте. Не все знали грамоту и могли прочитать написанный текст. Поэтому над булочной вешали большой позолоченный или окрашенный в жёлтую краску крендель, над обувным магазином — жестяной раскрашенный сапог. Своеобразные вывески были в аптеках. В витринах выставляли шарообразные сосуды, наполненные разноцветными жидкостями. В вечернее время их подсвечивали сзади лампочками. В витринах парикмахерских выставляли тщательно причёсанные и завитые женские и мужские восковые головы.

К концу девятнадцатого века увеличилось количество буквенных вывесок. На окраинах города часто встречались полуграмотные и смешные вывески: «Кролики, белки, куры и прочие певчие птицы». (По В. Боковой.)

(110 слов. Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных, в причастиях и отглагольных прилагательных. Не с разными частями речи. Причастные обороты.)

16.Ночь у костра

Поздним вечером мы останавливаемся на ночлег в горах. У сочащегося из земли родничка растут старые пихты, тянутся поддерживаемые пихтами корявые берёзки. Яркая звезда загорелась над горами. летом под высокими пихтами жили пастухи. Раньше здесь стоял сделанный из пихтовых дранок балаган. Ветер и непогода давно разметали лёгкое пастушеское жилище. Мы взялись за восстановление разрушенного балагана. Среди охотников и путешественников есть особенно неоце-нимые в путешествиях люди. Мой приятель умело раздувает костёр. Лицо его освещено вспышками огня. Красные искры уносятся в невидимое небо и остывают. Ночью мы, разбуженные холодом, необычайностью ночлега, будем вставать, чтобы подкинуть топлива в костёр. Вот я кладу в огонь заготовленные дрова. Пламя принимается жарко лизать сухие поленья. Как хороша, как чудесна над горами звёздная ночь!

(119 сл.) (По И. Соколову-Микитову)

Задание Указать действительные, страдательные причас-тия, определить вид, обозначить суффиксы. Подчеркнуть глаголы в настоящем и будущем времени, обозначить спря-жение.

17. Наслаждение чтением

Читать Пушкина — истинное наслаждение. В раннем детстве мы с волнением, тревогой, и сочувствием следим за судьбой царевича Гвидона, ожидаем чуда, и оно происходит на наших глазах. Всё, о чём рассказывает нам, кажется подлинным, поглощает нас целиком.

С годами приходит более глубокое понимание поэзии, мы снова вчитываемся в знакомые строчки, озарённые пушкинской любовью ко всему живому, проникнутые ненавистью к рабству.

В его стихах нет искусственности, они написаны естественно и живо. Иногда это старинные предания, порой стихи, посвящённые сосланным друзьям, или описание осенней природы. Поэт, чутко подмечающий малейшие изменения в природе, так же великолепно знает народные обычаи.

В его стихах сочетается простота изложения с удивительной глубиной мысли. Нет никого, кто бы ни любил Пушкина. Его поэзия проникнута глубокой верой в человека.

Задание Начертить схему второго предложения. Выписать из текста страдательное причастие, притяжательное местоимение, глагол в изъявительном наклонении. Сделать морфологический разбор причастия.

18. Рождение книги

Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены заливы, бухты. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминав-шего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги. Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчи-танной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона.