Если спросить любого из нас есть ли у нас предрассудки, то, наверное, девять из десяти ответят, что нет. Для образованных и интеллигентных людей, каковыми мы все себя считаем, иметь предрассудки – это почти моветон. Но если разобраться, то только у одного из десяти их нет.

Предрассудки, стереотипы, предубеждения – это чужие суждения, которые сложились в обществе задолго до нашего рождения, но которым мы почему-то безоговорочно верим. Даже не то, чтобы верим, а просто не считаем нужным их проверять. Буквально, предрассудок – это мнение, которое предшествовало рассудку, т.е. сложилось без рассуждения, без логического размышления. Оно основано на неточном или искаженном знании о чем-либо и часто принимается нами на веру со слов других людей. Предрассудки не имеют фактического подтверждения, часто не соответствуют действительности, а иногда и вообще недоказуемы. Например, «всем мужчинам нужно только одно», «все блондинки – глупы и легкомысленны», «секретарша обязательно спит с шефом», «ревнует – значит, любит», «женщина за рулем – потенциальный преступник», «все русские – пьяницы», «все хохлы жадные». Ну, как тут проверишь достоверность! И этот список можно продолжать очень долго, а если в реальной жизни мы сталкивается с обратными примерами, то считаем это скорее исключением из правил. А имя этим правилам – предрассудки!

«Дома новы, но предрассудки, стары… не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары» еще в 19 веке писал А.С. Грибоедов в комедии «Горе о т ума». Так почему же предрассудки так живучи? Во-первых, потому что на первый взгляд они выглядят очень правдоподобно. Во-вторых, потому что эти суждения мы слышим в своей жизни не один раз и начинаем воспринимать их почти как народную мудрость или традицию, даже не задумываясь о том, что послужило причиной появления на свет того или иного стереотипа. Люди с предрассудками обычно не могут привести логичные аргументы в защиту своих предубеждений. Их аргументы, как правило, таковы: "так принято", " так было испокон веков ", "все так делают", «не нами это придумано – не нам это и менять» и т.п.

Чего стоит одно только укоренившееся «испокон веков» утверждение, что «порядочная девушка до двадцати пяти лет обязательно должна выйти замуж!» И начинается: «Подружки замужем давно, а мне (о, ужас) уже двадцать четыре года, а я все в девках сижу!» И чтобы не быть хуже других – выходит замуж за того, кто первым сделает предложение, лишь бы успеть до двадцати пяти. Спустя какое-то время понимает, что оно того не стоило, но на руках уже ребенок. Ей бы взять, да и развестись с нелюбимым или недостойным мужем, но тут на пути как стена встает следующий предрассудок «женщине с ребёнком практически невозможно выйти замуж, да и кому нужны чужие дети, а разведенная женщина – это уже неприлично». Вот так всю жизнь и живет, обрастая новыми предрассудками и передавая их по наследству своим детям.

Снобизм – еще одна причина возникновения предрассудков. Люди, привыкшие считать себя лучше какой-либо определенной социальной группы, порождают массу неискоренимых предубеждений. У таких людей появляется предвзятое отношение к людям из определенных социальных слоев. Избавиться от такого подхода, можно только познакомившись и узнав поближе представителей столь презираемой социальной группы. Именно снобизм дает начало такому опасному предрассудку как расизм (предубеждения по отношению к этническим и расовым группам).

В нашем современном мире мощным генератором предрассудков стали производители различных товаров массового потребления в союзе с маркетологами, которые с помощью СМИ задают нам определенную систему материальных (а иногда и духовных) ценностей. Если ты принадлежишь к определенной социальной группе или занимаешь соответствующую должность, то уж, будь добр, соответствуй! И чтобы не уронить себя на этой ярмарке тщеславия люди поступаются собственными вкусами, привычками и тратят огромные деньги на то, без чего спокойно могли бы обойтись.

Чем же опасны предрассудки и можно ли им противостоять? Во-первых, наличие у человека предрассудка искажает процесс восприятия людей или фактов. Такой человек воспринимает окружающую действительность необъективно и предвзято – он видит только то, что хочет видеть и только так, как ему хочется. В результате он принимает неправильные или неадекватные решения. Во-вторых, у такого человека невольно возникает страх перед людьми или явлениями в отношении которых он испытывает предубеждения. Предрассудки и предубеждения формируют в людях комплексы, которые мешают им в жизни. Сами того не замечая, люди становятся рабами своих предрассудков и противостоять им очень трудно.

Предрассудки мешают нам воспринимать жизнь во всем ее многообразии. Поэтому давайте разберемся в себе, покончим с собственными предубеждениями и освободимся от предрассудков. Я, например, (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) не верю в предрассудки!

Предрассудки, стереотипы, дискриминация, расизм, сексизм - эти термины часто пересекаются. Прежде чем разбираться, что же такое предрассудки, давайте определимся в терминах. Каждый из приведенных терминов предполагает негативную оценку какой-либо группы. Это и составляет суть предрассудка - неоправданно негативная установка по отношению к группе и ее отдельным членам. Предрассудок - это заведомое осуждение; он внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой.

Предрассудок - это установка, а установка, в свою очередь,- это определенное сочетание чувств, убеждений и склонности действовать так или иначе. Людям с предрассудками не нравятся те, кто не похож на них самих; они ведут себя в дискриминационной манере, убежденные в том, что те, другие, невежественны и опасны и т. п.

Негативные оценки, отличающие предрассудок, могут проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдать поведение или из негативных убеждений, называемых стереотипами. Следовать стереотипу - значит обобщать: англичане скрытные; американцы общительные; профессора - чудаки. (Dion, 1987; Dion & Cota, 1991; Dion & Schuller, 1991). В подобных обобщениях может содержаться зерно правды: люди на самом деле разные.

Проблемы со стереотипами возникают тогда, когда они слишком обобщенные или явно неверные. Говорить, что большинство клиентов службы благотворительного социального обеспечения составляют афро-американцы, - значит обобщать, потому что это не так. Другая проблема возникает в тех случаях, когда люди приписывают негативно оцениваемые различия свойствам расы, игнорируя при этом неблагоприятные социальные воздействия.

Люди могут отмечать, что расовая принадлежность коррелирует с преступностью, но не видеть, что в основе этого лежит такой разрушительный фактор, как бедность. Стоит исключить влияние бедности (например, сравнить темнокожих и белых американцев, принадлежащих к среднему социальному классу), и, как правило, расовые различия исчезают (Coontz, 1992; Schaller & O"Brien, 1992). Насилие сравнимо с туберкулезом, который случается чаще среди афро-американцев, но сам по себе не имеет никакого отношения к расе (Eron & others, 1997). Скорее и преступность и туберкулез происходят от бедности и ассоциируются с обветшалым жилищем и плохим здоровьем. Богатые чернокожие не входят в группу риска потенциальных туберкулезников, а бедные белые входят.

Предрассудок - это негативная установка; дискриминация - это негативное поведение. В основе дискриминирующего поведения часто, но не всегда, лежат установки предвзятости (Dovidio & others, 1996). Как подчеркивалось в предыдущих главах, установки и поведение часто переплетены и взаимообусловлены. Отчасти вследствие этого наше поведение говорит о большем, чем наши внутренние убеждения. Установки, обусловленные предрассудками, не обязательно приводят к враждебным действиям, и не все проявления угнетения проистекают из предрассудков. Расизм и сексизм представляют собой институционализированное применение дискриминации, включая и те случаи, когда нет никаких предрассудков.

Если бы практика собеседования при приеме на работу во всех сферах бизнеса, где заняты представители белой расы, имела результатом отсеивание темнокожих претендентов, эта практика могла бы быть названа расистской, даже если бы наниматель исходил из совершенно иных соображений. В этой главе мы исследуем причины и следствия установок предвзятости. Помня о том, что расистская и сексистская политика не обязательно предполагают наличие подобных установок, рассмотрение вопросов расизма и сексизма в их институционализированных формах я оставляю социологам и политологам.

И всё же психологи - это такие же люди, как и все мы. Поэтому иногда от них можно услышать дельную мысль. Я хочу сказать несколько похвальных слов о книге американского психоаналитика Рудольфа Дрейкурса "Дети: задача на сообразительность" (на русский язык она переведена почему-то под названием "Манифест счастливого детства").

Данное руководство по воспитанию, впервые опубликованное почти пятьдесят лет назад, по праву считается классическим произведением жанра. Многие нынешние авторы до сих пор охотно переписывают оттуда свои рецепты.

Помимо пустого психологизирования на основе высосанных из пальца теорий, Рудольф Дрейкурс приводит несколько действительно полезных воспитательных приемов. Композиционно книга построена почти как задачник по какой-нибудь геометрии.

За вводным описанием приемов следуют сценки из реальной жизни, в которых дети своим непослушанием как бы ставят родителей перед той или иной проблемой. Читателю вначале предлагается самостоятельно поразмыслить о том, какими из описанных методов эту проблему можно решить, и только после этого приводится правильный, с точки зрения автора, ответ.

Следует, однако, сразу оговориться, что Дрейкурс, как и подавляющее большинство профессиональных помощников, не предполагает, что родители могут ставить перед собой сколь-нибудь амбициозные цели, как-то: вырастить светлого гения, или харизматического лидера, или хотя бы успешного бизнесмена.

Всё воспитание, по мнению специалистов, сводится исключительно к тому, чтобы избегать при общении с детьми мелких житейских неурядиц. Вот список типичных проблем, в которые нас погружает книга Дрейкурса:

  • Дети не желают по утрам вставать с постели;
  • А встав, едва шевелятся, словно не собираются идти в садик или в школу;
  • Проявляют не соответствующую возрасту беспомощность;
  • Плохо едят, демонстрируя при этом дурные манеры;
  • Выказывают полную небрежность к одежде, игрушкам, книгам;
  • Разводят страшный беспорядок в комнате;
  • Уклоняются от каких бы то ни было обязанностей по хозяйству;
  • Ссорятся и дерутся с братьями и сестрами;
  • Устраивают безобразные сцены в общественных местах;
  • Не возвращаются в условленный час домой с улицы;
  • Не ложатся по вечерам спать вовремя.
Разумеется, Дрейкурс категорически отвергает шлепки по попе и другие способы болевого воздействия - на том основании, что это, как он уверяет, не работает: шлепки будто бы не вызывают у ребенка ничего, кроме жгучего желания отомстить, и он становится еще более неуправляемым.

Как же так получилось, что это прекрасно работало на протяжении тысячелетий, а теперь вдруг перестало? - Опережая этот вопрос, Дрейкурс авторитетно заявляет, что с появлением демократического общества внутренняя природа детей изменилась, и они сделались нетерпимыми к насилию.

Но оставим на совести благонравного американца этот политкорректный вздор. Перейдем лучше к позитивной части его книги. Он предлагает родителям строить взаимоотношения с ребенком на основе принципа "если можно тебе, так можно и мне" (вполне в духе демократического равноправия). Если ребенок ведет себя нехорошо, то и мама с папой могут себе позволить перестать на какое-то время быть "хорошими родителями". Вот типичная ситуация, выстроенная по рецептам Дрейкурса.


Семилетний мальчик Ганс относился к своим домашним обязанностям с полным пренебрежением. Вот и на этот раз он пообещал матери вынести мусорное ведро, но выполнять свое обещание, конечно, не торопился. На ее очередное напоминание он только недовольно процедил сквозь зубы:

Почему это должен делать всегда я?

Тогда мама, которая как раз вернулась домой с курсов для родителей, пригласила его на небольшой разговор.

Как бы ты отнесся к тому, - спросила она, - если бы ты мог целую неделю делать только то, что ты хочешь? Ты будешь свободен ото всех своих обязанностей по дому.

Ганс не поверил своим ушам:

Ты это серьезно? Мне что, можно будет не убираться за собой? Можно не мыть руки перед едой и не выносить мусор?

Да, целую неделю. Но при одном условии.

"Я так и знал, - подумал Ганс, - тут должна быть какая-то ловушка. Слишком уж это похоже на сказку".

Мы будем с тобой полностью уравнены в правах, - продолжала мама. - И всё, что позволено тебе, будет позволено и мне. Ну как, согласен?

"Что за странный вопрос! - удивился про себя Ганс. - Взрослые и без того всегда делают всё, что хотят. Зачем ей нужно еще мое согласие?"

Договор был заключен, и мальчик отправился на ночь в свою комнату, радуясь предстоящей неделе полной свободы.

Когда на следующее утро он пришел завтракать, он застал лишь пустой стол.

- Мама! - позвал он. - А где наш завтрак?

Мама еще нежилась в кровати, почитывая книжку, и на его вопрос ответила, что у нее нет ни малейшего желания вставать.

Ты можешь сам сообразить себе что-нибудь поесть, если хочешь, - добавила она.

Пришлось Гансу перекусывать чем попало. Хотя это было и не очень приятно, но представлялось всё же приемлемой ценой за свободу.

Когда наступило время обедать, никакого обеда готово не было.

Знаешь, - сказала мама, - мне что-то сегодня неохота самой готовить. Пойду-ка я пообедаю у подруги.

Весь оставшийся день мама занималась себе в удовольствие какими-то своими делами и отказывалась обслуживать Ганса. Она не отвезла его на любимый театральный кружок и не стала пришивать оторвавшуюся от штанов пуговицу.

Вечером Ганс по собственному почину вынес мусорное ведро и попросил маму, чтобы она стала такой, как прежде.

Подобными же методами разрешаются и большинство других проблем воспитания из списка Дрейкурса. Если, к примеру, младший школьник не желает по утрам вставать с постели и не стремится попасть в школу вовремя, то и родители вполне могут оставаться равнодушными на сей счет.

Им следует купить ребенку будильник и больше никакого участия в сборах в школу не принимать. Разумеется, в первый же день ребенок, скорее всего, проспит и опоздает на занятия. Ну и ладно! Пусть себе конфликтует с учительницей, раз уж ему это так нравится.

В конце концов, дети обучаются правильному поведению вовсе не благодаря родительским понуканиям, а через обратную связь, получаемую от реальных последствий поступков. Всё, что требуется от родителей, - это ограничить до минимума свое участие в событиях, позволяя последствиям реализовываться в самой естественной, логической форме. Иногда, впрочем, кратковременное вмешательство в ситуацию всё же необходимо.

Трехлетнюю Кетрин отпустили погулять во двор, однако она постоянно выбегает со двора на проезжую часть улицы.

В подобного рода случаях было бы, разумеется, неправильно дожидаться наступления естественного финала, который заключается в том, что малышка рано или поздно попадет под машину.

Перед тем как отправить дочку гулять, мама должна получить от нее заверение, что та не будет выходить за пределы двора. Как только Кетрин выбежит на проезжую часть, мама безо всякой ругани и упреков возьмет ее за руку и отведет домой, где девочка и проведет оставшуюся часть дня.

На другой день у Кетрин будет новый шанс, но если она и в следующий раз проявит непонимание, то останется дома уже на три дня. Маленькие девочки, не способные позаботиться о своей безопасности на улице, сидят дома. Логично? - Вполне. Так, собственно, Дрейкурс и называет этот воспитательный прием - применение логических последствий.

Для обсуждения всех назревших проблем Дрейкурс настоятельно рекомендует с периодичностью один раз в неделю устраивать семейный совет, на котором у каждого, включая малолетних детей, есть возможность высказать всё, что лежит на душе, и выдвинуть свои предложения. Все решения, по демократически, принимаются большинством голосов, причем детский голос весит ничуть не меньше, чем взрослый. Однажды принятое решение действует, как минимум, в течение недели и может быть отменено не раньше, чем на следующем семейном совете.

Наибольшую воспитательную ценность имеют, как ни странно, "неудачные", "безответственные" решения, навязанные родителям со стороны младшего поколения.

Три девочки-подростка, пользуясь своим численным перевесом, добились на семейном совете принятия новых правил касательно своего вечернего времяпрепровождения. По этим правилам, они в любое время могли уходить из дому и не обязаны были никому докладывать, куда они направляются и когда они вернутся обратно. Даже если им понадобилось бы задержаться до поздней ночи, они не должны были звонить домой и предупреждать об этом родителей. Мать, разумеется, выступила решительно против, однако была вынуждена подчиниться мнению большинства.

На следующий день мать отправилась в гости к подруге, поставив об этом в известность только мужа. Она осталась там ночевать и вернулась домой лишь поздним утром. Не на шутку встревоженные дочери обступили ее с упреками:

Где ты была? Почему ты нам ничего не сказала?

На что мать спокойно ответила:

На последнем совете мы решили, что можно гулять хоть всю ночь и ни перед кем не отчитываться. Я полагаю, что это относится ко мне ничуть не меньше, чем к вам.

На ближайшем же семейном совете девочки с готовностью согласились принять более разумные правила.

Дрейкурс является горячим сторонником принципа: "Никогда не делать за ребенка то, что он способен сделать сам". Это касается не только застегивания пуговиц и завязывания шнурков, но и такой сложной деятельности, как выстраивание отношений с другими людьми.

Артур прибежал на кухню, отчаянно рыдая:

Мама, мама! Папа меня ударил!

Мать отложила дела в сторону, обняла сына и стала его утешать:

Что такое случилось, радость моя?

Он сказал, что я ему нагрубил, а потом дал мне подзатыльник.

Ничего, ничего, сынок. Не плачь! Я сейчас во всём разберусь.

Успокоив сына, мать отправилась в гараж, где отец в это время что-то мастерил. Между родителями разразилась громкая ссора. Мать (в сотый раз) пыталась втолковать отцу, что телесные наказания - это неправильный метод воспитания. Отец же утверждал, что Артур - в такой же мере его сын, как и ее, и если отец говорит сыну убрать с дороги велосипед, то вовсе не для того, чтобы услышать в ответ откровенное хамство. Сам же Артур стоял неподалеку и наблюдал за ссорой родителей с самодовольной ухмылкой.

Дрейкурс сопровождает эту сцену следующими любопытными комментариями:

Взаимоотношения между двумя людьми - это личное дело этих двух людей и ничье больше. То, что происходит между Артуром и его отцом, касается только Артура и его отца. Мать не должна пытаться брать на себя роль регулировщика. Если сын приходит к ней, чтобы "наябедничать" на отца, она может просто сказать:

Жаль, что так получилось, Артур. Если ты не хочешь, чтобы отец тебя бил, тебе имеет смысл подумать, как ты должен себя вести, чтобы этого не случалось.

Мать имеет полное право, в соответствии со своими убеждениями, никогда не бить сына. Однако у нее нет ни малейшего права диктовать мужу, как тому следует обращаться с ребенком. Если Артур недоволен манерами отца, то эта проблема принадлежит не ей, а ему.

У многих этот момент вызывает трудности с пониманием. Разве мы не должны позаботиться о том, чтобы все окружающие правильно обращались с нашим ребенком? Разве не в этом заключается наш родительский долг? Но тогда возникает вопрос: что такое "правильное" обращение? Кто это решает? Тут требуется наличие некоего "авторитета", который дал бы нам единственно верный ответ. Однако в демократическом обществе такого авторитета просто не существует.

Вполне естественно, что родители, будучи двумя разными индивидуальностями, могут придерживаться разных мнений по поводу массы вещей. Если вдруг окажется, что их представления о воспитании полностью совпадают, - тем лучше. Однако такое единство взглядов вовсе не является обязательным.

Ребенок строит отношения с каждым человеком из своего окружения в индивидуальном порядке, принимая в этом самую активную роль. Как бы по разному ни обращались с ним папа, мама, дедушки, бабушки и другие родственники, - это только обогащает его социальный опыт и никоим образом не может дезорганизовать его психику.

По нашим наблюдениям, существует любопытная взаимосвязь между убежденностью матери в своих воспитательных способностях и ее склонностью к критике окружающих. Чем более беспомощной чувствует себя мать, тем лучше она знает, как должны вести себя другие члены семьи.

Точно так же, родители не должны вмешиваться в ссоры детей. В тех семьях, где родители не берутся всякий раз судить, кто прав, кто виноват, дети ссорятся на удивление редко.

Восьмилетняя Люсия и пятилетний Карл сидели на диване и смотрели телевизор. Карл сделал движение в сторону Люсии, та отодвинулась подальше. Он положил свою ногу ей на колени. Она толкнула его прочь. Он навалился на нее всем телом.

Отстань, - сказала Люсия, всё еще погруженная в телевизор.

Он стал водить пальцами по краю ее блузки. Она ударила его по руке:

Отстань, тебе говорят!

Он самодовольно хихикнул и полез пальцем ей в ухо. Она изловчилась и укусила его в предплечье.

Ай! - вскричал Карл и принялся громко плакать.

На крик прибежала мама. Кинувшись к плачущему сыну, она стала его обнимать и утешать. Он показал ей свою руку, на которой отчетливо виднелись следы зубов.

Люсия, это еще что такое! - гневно вскричала мама.

А что, я должна терпеть, как он ко мне пристает?

То, что он делает, это совершенно не важно. Ты не имеешь права так обращаться со своим маленьким братом. Немедленно попроси у него прощенья! И смотри у меня! Чтоб больше такое никогда не повторялось!

Глаза Карла осветились счастливым торжеством.

Совершенно очевидно, что Карл не стал бы затевать всю эту ссору, если бы не предвидел заранее, что вмешательство мамы обеспечит ему полную победу.

Пожалуй, самый интересный рецепт Дрейкурса заключается в том, что за неправильное поведение одного ребенка должны нести ответственность все дети, принадлежащие данной семье.

Восьмилетний Макс был в семье средним ребенком. С его старательным старшим братом и послушной младшей сестренкой у родителей проблем никогда не возникало. Однако сам Макс представлял собой сущее наказание. Он постоянно портил мебель, лгал, воровал и уже два раза был пойман за разведением костра в подвале.

Его любимым занятием было разрисовывать стены цветными карандашами. Мать пребывала в полном отчаянии. Она пошла на курсы для родителей, и там ей посоветовали привлекать к ответственности за выходки Макса всех детей сразу, относясь к ним ко всем как к некой единой и неделимой совокупности.

Когда Макс изрисовал стены в очередной раз, мать потребовала, чтобы все трое принимали участие в их отмывании. Сам Макс, впрочем, от этого мероприятия уклонился, однако ж и стен впредь больше не пачкал. На вопрос, почему он перестал это делать, он ответил:

Это потеряло теперь всякий смысл. Ведь отмывать заставляют других.

Во многих случаях ребенок совершает неправильные поступки лишь для того, чтобы как-то выделиться, чтобы обратить на себя особое внимание. Как только внимание перестает доставаться исключительно ему, так пропадает и весь смысл его проделок.

Из книги Леонида Некина "Воспитание без предрассудков"

Имя Николая Николаевича Раевского, генерала и героя войны 1812 года, навеки вписано в русскую ратную историю. Но не только. Это имя, и эта фамилия навсегда соединились с драгоценным именем Пушкина.

Поэта с семейством Раевских связывало многое. Хорошо известна его увлеченность и поэтическая влюблённость в дочерей Екатерину и Марию. По-дружески поэт был близок с сыновьями: Александром и Николаем. Как ни странно, но добрые и товарищеские отношения сложились у молодого поэта с главой семейства, который был старше Пушкина почти на тридцать лет. Нам захотелось увидеть эти отношения с неожиданной стороны, тем взглядом, который определен нами в названии.

О своем пребывании на юге с семейством Раевских ссыльный Пушкин написал брату: «Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душою; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века, памятник 12 года; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества». Отметим, насколько важны для поэта естественные человеческие качества: «я в нем любил человека», и насколько необходимы и ценимы поэтом свойства, казалось бы, несходные: «с сильным характером и чувствительный». Но, нас в этой характеристике генерала Николая Николаевича Раевского заинтересовало выражение: «человек без предрассудков». Какое значение оно могло иметь у Пушкина.

Первое, на что мы хотели бы указать: именитый и прославленный генерал пренебрег светской рассудительностью и взял с собой (его сопровождали сын Николай и две дочери, Софья и Мария) в путешествие молодого и опального вольнодумца-поэта, отличавшегося горячим нравом и несколько эксцентричным поведением, а также, порой, необычным внешним видом. Как свидетельствовал Иван Пущин, поэт выехал на юг в красной русской рубашке и белой поярковой шляпе. В Екатеринаславле Пушкин, лишь однажды представившись губернатору и начальнику Инзову, проводил время, гуляя по лесу и катаясь на лодке, но, выкупавшись в Днепре, заболел горячкой. Генерал Раевский заехал в Екатеринославль по просьбе сына Николая, желавшего навестить Пушкина; они застали его больным. Сам генерал просит Инзова разрешить Пушкину для лечения ехать вместе с его семейством, и в дороге семейный врач потчует поэта лекарствами.

Раевский был хорошо образован, знал несколько европейских языков, его библиотека составляла четыре тысячи книг. По словам П.И.Бартенева, Раевский был «настоящий русский человек, любил русскую речь, по собственной охоте знаком был с нашей словесностью, знал и ценил простой народ, сближался с ним в военном быту и в своих поместьях, где, между прочим, любил заниматься садоводством и домашней медициной». Как и Пушкин, биограф отмечает, прежде всего, человеческие достоинства генерала. Они оба, молодой Пушкин и пятидесятилетний генерал могли быть друг другу интересными собеседниками. Бартенев отмечает, что от Раевского поэт узнал многое о XVIII веке, о Екатерине II, о военных походах, войне 1812 года.

Приглашение быть «посереди семейства», полученное Пушкиным-изгнанником в столь неопределенное и нелегкое для него время, вся прелесть и очарование от большого и дружного семейства Раевских навсегда сделали Пушкина благодарным и преданным всему семейству. Об этом в своих записках пишет Мария Николаевна Раевская: «мой отец приютил его в то время, когда он был преследуем императором Александром I за стихотворения, считавшиеся революционными. Отец принял участие в бедном молодом человеке, одаренном таким громадным талантом, и взял его с собой, когда мы ездили на Кавказские воды, так как здоровье его было сильно расшатано. Пушкин этого никогда не забыл; он был связан дружбою с моими братьями и ко всем нам питал чувство глубокой преданности». Известен факт, что по просьбе Раевского-отца Пушкин написал эпитафию на смерть первенца Марии Николаевны, Николеньки:

В сияньи, в радостном покое,
У трона Вечного Отца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца...».

Также известен факт, что после смерти генерала, его супруга, София Алексеевна (внучка М.В.Ломоносова), оказавшись без пенсиона, без средств, с расстроенными делами и долгами, обратилась к Пушкину с просьбой ходатайствовать перед императором об оказании ей помощи. И Пушкин, почитая это дело своим «священным долгом», обращается с письмом к Бенкендорфу. Письмо написано 18 января 1830 года, прошло четыре месяца, как арестован по доносу Николай Раевский-сын за его связи с высланными на Кавказ декабристами. Приводим это письмо (в переводе с французского), чтобы увидеть столь замечательный пример обращения поэта к важному чиновнику, написанном искренно на языке сердечной дипломатии:
«…Узами дружбы и благодарности связан я с семейством, которое ныне находится в очень несчастном положении: вдова генерала Раевского обратилась ко мне с просьбою замолвить за нее слово перед теми, кто может донести ее голос до царского престола. То, что ее выбор пал на меня, само по себе уже свидетельствует до какой степени она лишена друзей, всяких надежд и помощи. Половина семейства находится в изгнании, другая – накануне полного разорения. Доходов едва хватает на уплату процентов по громадному долгу. Госпожа Раевская ходатайствует о назначении ей пенсии в размере полного жалования покойного мужа, с тем, чтобы эта пенсия перешла дочерям в случае ее смерти. Этого будет достаточно, чтобы спасти ее от нищеты. Прибегая к Вашему превосходительству я надеюсь судьбой вдовы героя 1812 года – великого человека, жизнь которого была столь блестяща, а кончина так печальна, - заинтересовать скорее воина, чем министра, и доброго, отзывчивого человека скорее, чем государственного мужа…». Просьба была удовлетворена, и вдова героя Отечественной войны получила довольно значительную пенсию в размере двенадцати тысяч рублей в год золотом.

Другое обстоятельство, в котором, на наш взгляд, Раевский показал себя человеком «без предрассудков», объективным и независимым, нежелающим пользоваться незаслуженной им славой, связано с поступком генерала в бою под Салтановкой. Когда он, как приписала ему народная слава, в решительный момент повел в атаку Смоленский полк, взяв за руки двух своих несовершеннолетних отроков. Сам Раевский эту красивую и символическую историю отрицал. По воспоминаниям поэта Константина Батюшкова, адъютанта генерала, на его слова: «Но, помилуйте, ваше высокопревосходительство, не вы ли, взяв за руку детей ваших и знамя, пошли на мост, повторяя: вперёд, ребята; я и дети мои откроем вам путь к славе, или что-то тому подобное, Раевский засмеялся. «Я никогда так не говорю витиевато, ты сам знаешь. Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребёнок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и всё тут, весь анекдот сочинён в Петербурге. Твой приятель (Жуковский) воспел в стихах. Гравёры, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем, и я пожалован римлянином». Вскоре, после сражения, Раевский написал к сестре своей супруги: “Сын мой, Александр, выказал себя молодцом, а Николай даже во время самого сильного огня беспрестанно шутил; этому пуля прорвала брюки; оба сына повышены чином”. Вспомним также описание Дениса Давыдова: «После сего дела я своими глазами видел всю грудь и правую ногу Раевского... почерневшими от картечных контузий. Он о том не говорил никому, и знала о том одна малая часть из тех, кои пользовались его особою благосклонностию».

Интересно, что Пушкин в 1830 году откликнулся на «Некрологию генерала от кавалерии Н.Н. Раевского», автором которой был Михаил Орлов, женатый на дочери генерала Екатерине. Поэт посетовал на «непонятное упущение со стороны неизвестного некролога: он не упомянул о двух отроках, приведённых отцом на поля сражений в кровавом 1812-м году!.. Отечество того не забыло”. Поэт, как и Михаил Орлов, знал подлинные факты боя при Салтановке, но считал необходимым сказать «о двух отроках, приведённых отцом на поля сражений». Так как оба сына были в армии при отце, а Александр был участником этого боя. К тому же, как можно предположить, для Пушкина данная история-легенда, ставшая народной и показывающая русский народный патриотизм, имела все права на существование, как реальный исторический факт.

Человек, столь независимый, в том числе от мнений людей, наделенных властью, к тому же, по словам Пушкина «насмешливый и желчный», Раевский неминуемо должен был оказаться когда-то у власти в немилости. Будучи полковником (этот чин он получил в двадцать лет) и, командуя Нижегородским драгунским полком, Раевский был по доносу исключен из службы Павлом I и уволен в отставку. Возможно, здесь сказалось родство Раевского с некогда всесильным Григорием Потемкиным. По предложению Александра, нового императора, Раевский вернулся в армию с чином генерал-майора, но по прошествии полугода он сам увольняется, сославшись на расстроенные дела.

Через пять лет, в 1807 году, Раевский возвращается на службу и участвует в заграничных походах, в войнах со Швецией и Турцией. Такие повороты в судьбе военного человека не были исключительны. И все же были военные, которые искали милостей у царя, служили ради должностей и желали официальных почестей. Но были и другие, и среди них Раевский, находившийся вдалеке от политики и придворного окружения. Сам он сказал: «Я век мой жил и служил без интриг, «без милостивцев», ни к каким партиям не приставал и не отставал ни от кого своих товарищей». Известно, по семейному преданию, что Раевский отказался от графского титула, предложенного ему Александром I. Приведем слова Алексея Петровича Ермолова, родственника и товарища Раевского, наиболее близкого ему по духу человека и военноначальника, из его «Записок», где он высказывается об окружении Кутузова, когда армия находилась в Тарутино: «Уменьшившиеся мои занятия заставили меня повторить рапорт мой об удалении от должности, но без успеха; итак, остался я принадлежать главной квартире, свидетелем чванства разных лиц, возникающей знатности, интриг, пронырства и происков». Ермолов недоволен поведением людей, которых Пушкин назвал «аристокрация породы и богатства», и которые, как пишет поэт, «на целые поколения, на целые столетия налагают свой образ мыслей, свои страсти, свои предрассудки».

У Пушкина использование слова предрассудок имеет ряд смысловых оттенков и особенностей, мы не будем на них останавливаться. Как правило, слово это имеет всё тот же общеупотребительный характер, связанный с его основным определением: предрассудок – это ложный, но укоренившийся взгляд на что-нибудь. К примеру: Маша Троекурова в романе «Дубровский» не обращает внимания на молодого француза, «воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового…». Германн, из повести «Пиковая дама», «имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь, - и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения». А вот в «Евгении Онегине» это слово употребляется с положительным значением:

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.

«В нашем быту – пишет Даль в своем Словаре - господствуют гибельные предрассудки светского приличия, а в народе - предрассудки суеверия. Мы - невольники общественных предрассудков». Именно общественные предрассудки «светского приличия» имел в виду Пушкин, говоря о Раевском.

Но, хотели бы мы добавить: следовать предрассудкам своей социальной группы, своему сословию оказывается делом выгодным, и эти предрассудки, хоть они и ложные, способны дать человеку определенные преимущества перед другими. А потому человек без предрассудков – это человек, не желающий и не могущий лгать и превозносить себя выше других, способный объективно и правильно оценивать себя и других, своё время, а также времена исторические.

Несколько последних лет были для Раевского тяжелыми. По делу о 14 декабря арестовали сыновей: (они были выпущены с «очистительным аттестатом»). Два его зятя: С. Г. Волконский и М. Ф. Орлов также подверглись аресту, первого отправили на каторгу в Сибирь, второй навсегда был уволен из армии и отправлен в деревню под надзор полиции. Дочь Мария без разрешения родителя уехала к мужу в Сибирь. Пришлось хлопотать за Александра – он был наказан за резкую выходку перед графиней Елизаветой Воронцовой – и безуспешно. «Ни единого ропота, ни единого злобного слова не вырвалось из уст его; ни единым вздохом, ни единым стенанием не порадовал он честолюбивую посредственность, всегда готовую наслаждаться страданием человека, по мере его достоинства. Испытание ужасное! Несколько лет продолжалось оно неослабно...» - написал Денис Давыдов.

Скончался Николай Николаевич Раевский 16 (28) сентября 1829 года в селе Болтышка Чигиринского уезда Киевской губернии в возрасте 58 лет. Похоронен он в фамильной усыпальнице в селе Разумовка. На его надгробной плите начертаны слова:

"Он был в Смоленске щит,
В Париже меч России".

Большинство людей на вопрос, страдают ли они предрассудками, ответят отрицательно. В современном, интеллигентном и образованном обществе думать в рамках предрассудков уже считается моветоном, но по статистике, только один человек из десяти может действительно похвастаться тем, что у него их нет.

Предрассудки - что это?

Определения, которые дают этому понятию специалисты-психологи, могут быть совершенно разными, но суть их одна – это мешает человеку реально и нормально воспринимать окружающий мир. Предрассудки - это суждения человека о других людях или событиях, вещах, часто они являются необоснованным и практически всегда имеют негативную окраску. Причем, фактами такие предрассудки не подтверждены, а используются они без доказательств. Когда же человек встречает реальное опровержение предрассудков, он искренне считает, что это исключение из правил. Вот малая часть самых распространенных:

  • мужчины хотят только одного;
  • все блондинки глупые;
  • шеф и молодая секретарша обязательно спят вместе;
  • женщине не место за рулем;
  • все русские сильно пьют.

Предрассудки и их психологические источники

Источники возникновения подобного типа мышления уходят своими корнями в те времена, когда общество только начинало появляться. Главным фактором того, что предрассудки возникли, явилось различное неравенство в социальных, культурных, экономических особенностях жизни. Предрассудок возник, как неправильное представление о чем-либо, из-за неполной или искаженной информации, часто полученной не на своем опыте, а на опыте других людей.

Можно подытожить, что предрассудок - это в психологии понятие предвзятое отношение к человеку, ситуации, вещи, которых можно было бы отнести в конкретную категорию или группу. Доказать человеку их безосновательность и привести доводы, которые бы убедили его в обратном, практически невозможно. Свобода от предрассудков возможна лишь тогда, когда мышление выходит за рамки стереотипов.

Чем отличаются предрассудки от стереотипов?

Люди судят о чем-либо или о ком-либо, опираясь не только на свой опыт, но и на опыт семьи, друзей, окружения, прочтенной литературы, просмотренных фильмов. Факторов, влияющих на человеческое мнение, много. Говоря «предрассудки» и «стереотипы», зачастую подразумевается одно и тоже, но это не совсем верно.

  1. Стереотипы - это суждения, в которых отсутствует яркая эмоциональная оценка. Это отражение самых разных признаков или черт, которые зачастую свойственных всем, кто вошел в определенную группу. Суждения такого характера могут быть позитивными и иметь положительную окраску.
  2. Предрассудки отличаются от стереотипов тем, что их оценка, как отдельной группы, так и человека, как индивида, окрашена только отрицательно, даже враждебно. Они способны приписать только негативные качества. Объектом предрассудков является то, что кто-то выделяется из массы и отличается от большинства.

Какие бывают предрассудки?

Безоговорочная вера в чужие суждения сложилась очень давно, еще задолго до нашего рождения. Это мнение, чаще ошибочное и поверхностное, дало ростки предрассудкам, различным и предубеждениям. Если говорить буквально, то предрассудок - это то мнение, которое стоит впереди рассудка, в нем исключено рассуждение и сделано оно, без логических размышлений.

Предрассудки бывают в разных областях жизни, их существует множество видов, каждый из них, так или иначе, затрагивает каждого человека живущего в обществе. Вера в предрассудки - это личное дело каждого, но порой стоит включить логику и отойти от стереотипов, когда-то и кем-то навязанных, возможно даже не специально. Думать в рамках созданных кем-то, по меньшей мере, не интересно.


Социальные предрассудки

Практика показывает, что основа всех социальных убеждений - это те наблюдения, которые действительно были основаны на реальных ситуациях и фактах, которые человек мог увидеть в собственной жизни. Предрассудок, как вид социальной установки, прочно вошел в головы масс, переубедить в обратном, таких людей практически нельзя, так как очень часто в жизни они скорее встречают подтверждения своим предрассудкам и стереотипам. К примеру:

  • если нет «блата», нельзя устроиться на хорошую работу и сделать карьеру;
  • чтобы стать успешным человеком надо обязательно закончить только престижное учебное заведение;
  • все бухгалтеры - зануды в очках;
  • мужчинам от женщин нужно только «это»;
  • ребенок обязательно должен слушаться;
  • самые качественные машины – немецкие;
  • все евреи - хитрые люди.

Гендерные предрассудки

Роль, которую исполняют мужчина и женщина в обществе, тоже покрыта предубеждениями. Гендерные стереотипы предрассудки относительно, какими должны быть они в обществе, на работе, в семье определяется особенностями культуры. Это уже вошло в традицию и стало нормой, до сих пор во многих странах мира себя не изжив.

  • все женщины – дуры;
  • лучшие повара - мужчины;
  • женщина должна сидеть дома и хранить семейный очаг;
  • мужчина должен зарабатывать ;
  • женщина должна обязательно родить хоть одного ребенка;
  • мужчине без женщины не прожить;
  • одинокой женщине сложно в этом мире.

Расовые предрассудки

Речь идет о недоброжелательном отношении к человеку той или иной расы, порой такое отношение враждебное и доходит чуть ли не до абсурда. Вырабатывают такие предрассудки неприязнь к другим людям, которые отличаются расовыми признаками. На сегодняшний день обвинение в расовых предрассудках, или даже расизме, несет только отрицательный и негативный смысл. Обвиняя человека в этом, общество дает понять, что он мыслит устарело.

  • бледнолицые - всегда убийцы;
  • негры - воры и обманщики.

Национальные предрассудки

Сотрудничество между разными представителями народов играет очень важную роль в достижении мира. Национальные стереотипы и предрассудки вырабатывались на протяжении столетий, и складывались из представлений о народе, о нации в целом. Особенности поведения народов другой культуры, их привычки и жизнь изучаются и описываются в разных исследованиях. Это позволяет лучше узнавать многонациональный народ планеты, помогает налаживать с ними контакт. Большинство же суждений, очень стереотипны, на грани обычных предрассудков.

  • в России живут самые пьющие люди;
  • в России по улицам ходят медведи;
  • француженки - самые утонченные;
  • французы - лучшие любовники;
  • Америка - нация и людей с ожирением;
  • оружие есть у каждого американца;
  • англичане по расписанию пьют чай;
  • у англичан странный юмор и уходят они, не прощаясь.

Бытовые предрассудки

Суждения, навязанные обществом по отношению к собственному поведению или внешности, к различным приметам или суевериям, продуктам питания прочно вошли в головы людей. Бытовой предрассудок - это негативное отношение к собственной личности. Само по себе негативно окрашено представление, это еще не предрассудок, но оно станет таковым, если убедительные доказательства и позитивные факты не смогут переубедить человека.

  • хорошая фигура - это 90-60-90;
  • для того, чтобы быть красивой надо иметь правильные черты лица;
  • мужчинам нравится только большая грудь;
  • там хорошо, где нас нет;
  • до 30 лет надо выйти замуж и родить.

Возрастные предрассудки

Каждый возраст человека, начиная с рождения и заканчивая глубокой старостью, связан с определенными стереотипами, которые навязаны обществом, или кем-то кто решил, что так быть не должно. Барьер предрассудков может быть разрушен только путем . Особенности личности человека в том или ином возрасте не должны восприниматься, как неполноценность.

  1. У взрослых есть предрассудки, что дети это неразумные существа, потому что верят в сказки.
  2. Пожилые люди считают, что молодёжь совершенно безответственна.
  3. Молодые юноши и девушки считают, что пожилые люди, не могут вести активный образ жизни. Заниматься спортом, к примеру.

Сексуальные предрассудки

В результате подобных стереотипов лежат все неоправданные ожидания, связанные с интимной жизнью. Хорошее половое воспитание подростка, совершенно не оградит его от подобных предубеждений. Предрассудки по отношению к сексу часто подтверждаются различной информацией и только закрепляются еще прочнее, особенно у неопытных молодых людей и девушек. В большинстве своем суеверия влияют не только на отношение к сексу, но формируют такое понятие, как сексуальная норма.

  • секс - это что-то постыдное, о нем нельзя разговаривать;
  • половое воздержание вредно для здоровья;
  • замуж надо выходить девственницей;
  • презерватив снижает потенцию;
  • мужчины любят опытных женщин;
  • нельзя целоваться на первом свидании - это предрассудки.

Политические предрассудки

Во многих частях одной страны существуют разные мнения людей. Порой одной половине их предрассудки и предубеждения не дают понять другую группу людей. Их мышление скованно стереотипами и происходит смещение агрессии. Она направляют всю свою враждебность порой против тех, кто не является реально опасным объектом. В борьбе с таким предрассудками разрушаются памятники архитектуры, культуры, религиозные ценности.

Культурные предрассудки

Жесты, эмоции - все это универсальный язык для людей, чьи культура и обычаи схожи, но вот у других народов, культура которых отличается, это все принимает совершенно другую окраску, и приобретает порой противоположное значение. Предрассудки и стереотипы в межкультурной коммуникации оставляют свой отпечаток при общении с людьми других культур и нравов. Для того, чтобы не попасть впросак и не быть неверно понятым, отправляясь путешествовать по миру, лучше изучить культуру тех стран, которые намечается посетить.