Ежедневно мы взаимодействуем с различными людьми, давая им личную оценку. Однако мы почти никогда не задумываемся, что это может быть не наше собственное мнение о человеке или явлении, а предрассудки и стереотипы, навязанные обществом.

Для того чтобы это понять, разберемся с определением данного понятия. Что такое предрассудок? Предрассудок – это суждение о человеке или предмете, имеющее негативную эмоциональную окраску и, как правило, не обладающее обоснованием . Определения, сформулированные экспертами, могут отличаться, но каждое из них подразумевает наличие стереотипов или клише, ограничивающих здравое восприятие действительности.

Для более глубокого понимания дадим определение понятиям: стереотип, предубеждение и предрассудок. Объясним эту разницу на примере расовых различий.

  • Расовый стереотип – устоявшееся отношение к другой расе, сформированное на базе определенной системы ценностей. Он будет существовать до тех пор, пока существуют расовые различия. Он не плох и не хорош сам по себе. Это лишь попытка классификации окружающего мира для проведения его анализа.
  • Предубеждение характеризуется негативными эмоциями по отношению к другой расовой общности, уклонением от контактов с ней. Предрассудок отличается нарастанием негатива по отношению к другой расе, возвышением своей и принижением других.
  • Расовые предрассудки проявляются уже не просто в негативных эмоциях, а в конкретных действиях, направленных против другой расы.

Согласно мнению некоторых психологов, стереотипы необходимы для анализа окружающего мира. Анализируя общество, мы подразделяем его на группы, чтобы сделать более простым для анализа. Отмечается также, что люди склонны нивелировать различия между членами одной группы и увеличивать их между представителями разных групп.

В большинстве случаев именно стереотипы становятся основой предрассудков. Стереотип – представление о чем-либо, полученное на основе прошлого опыта или опыта других людей. Они могут иметь как положительную, так и отрицательную оценку. Источником их являются семья и социальное окружение.

Пока ребенок маленький, на его картину мира оказывают влияние родители. Как только он взрослеет и начинает существовать в обществе, оно также оставляет отпечаток на мировоззрении. Какие-то из родительских установок останутся неизменными, другие же подвергнутся корректировке.

Виды предрассудков

Предубеждения основываются на характеристиках человека. В зависимости от этого выделяются их виды:

  • Гендерные предрассудки (половые, гомосексуальные) – одни из самых распространенных. К ним можно отнести утверждение о том, что мужчины успешнее женщин.
  • Этнические предрассудки основаны на принадлежности индивида к определенной национальности или расе.
  • Религиозные – приобретают широкую распространенность в современном мире. Нарастание религиозных конфликтов, основанных на возвышении одной религии над другими, приводит к дестабилизации всего мира.
  • Социальные. Принадлежность к определенной социальной группе особенно ярко начинает проявляться в школьный период и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни.
  • Возрастные – связаны с разделением общества на группы по возрастному признаку и установлении различий между ними. Ярким примером служит представление детей о том, что их родители отстали от жизни и не понимают современных веяний.

Преодоление предрассудков

Отмечается, что человек, на решения которого не оказывают воздействие предрассудки и стереотипы, открытый миру, постоянно развивающийся и готовый изменить свои убеждения под воздействием здравых аргументов, сохраняет свою . А индивид, подчиняющийся мнению большинства и неспособный принимать самостоятельные решения, теряет свою уникальность, становится частью толпы и очень часто – орудием в чужих руках.

Эта проблема крайне актуальна в современном мире. Информационное управление массами людей используется и правительствами стран, и компаниями, производящими продукцию, и маргинальными группировками (в том числе террористическими). Человек, не способный мыслить критически, попадая под воздействие, основанное на стереотипах, принимает это как норму и не стремится подвергать ее сомнению.

Возьмем, например, рекламу. В ней часто эксперты рекомендуют нам тот или иной продукт. Но почти никто из нас не задумывается над тем, что другие эксперты могут рекомендовать товар конкурентов. Стереотип, основанный на компетентности экспертного мнения, мешает нам подвергнуть сомнению предлагаемую информацию.

На таком же принципе основана система идеологии, применяемая руководством стран с тоталитарной формой правления. Создается определенная картина мира, навязываемая через авторитетные средства массовой информации. Распространение противоречащей ей информации жестко пресекается.

Не только в древности, но и сейчас продолжают существовать расовые предрассудки, причем в современном мире они носят скрытый характер. Отрицательное отношение к другим расам проявляется в виде гиперболизации национальных отличий, негативной реакции на иностранных рабочих – то есть происходит дискриминация, якобы не имеющая отношения к национальным различиям.

Никуда не исчезли и гендерные стереотипы. Проведенные исследования показывают, что их основы закладываются еще в школе: считается, что мальчики более склонны к точным наукам, а девочки – к гуманитарным. Определение женской социальной роли как маминой помощницы, а в будущем матери и хранительницы домашнего очага, а мужской – как помощника по хозяйству, а в дальнейшем добытчика и главы семьи, способствует стереотипизации общества по половому признаку.

Закрепление социальных ролей со школьного возраста, конечно, нельзя считать отрицательным явлением, ведь оно позитивно влияет на систему ценностей формирующегося человека (в том числе в отношении института семьи и брака, являющегося основой здорового общества). Однако именно на этой основе в социуме формируются гендерные предрассудки.

В обществе до сих пор преобладают такие стереотипы, как «женщины – плохие руководители» или «все мужья изменяют женам». Ни для кого не секрет и мнение руководителей о том, что женщины более склонны прерывать свою карьеру из-за семейных обстоятельств, чем мужчины. Исследования также показывают, что женщинам сложнее найти работу, нежели мужчинам, а некоторые профессии по сей день считаются мужскими или, наоборот, женскими.

Как можно преодолеть предрассудки? В целом борьба с предрассудками основывается на искоренении причин их появления. В обществе существуют следующие способы:

  • Создание правил, обязывающих одинаково обращаться с членами разных групп.
  • Общественное осуждение предубеждений и предрассудков.
  • Разъяснение людям нестабильности их убеждений.
  • Формирование взаимоотношений между социальными группами.

При этом каждый человек в отдельности самостоятельно может снижать степень влияния предрассудков и стереотипов на свое мышление через:

  • Повышение уровня образования людей, развитие разносторонности их знаний и умений.
  • Отказ от категорических суждений.
  • Формирование критического мышления.
  • Развитие гибкости мышления.
  • Оценку реальности с различных точек зрения.
  • Умение находить позитивные моменты в негативных явлениях.

В заключение можно сказать, что стереотипы сами по себе не являются отрицательным или положительным явлением, но могут стать основой для предрассудков. Человек, находящийся в плену предрассудков, не способен мыслить здраво и рационально, он становится зависимым от мнения большинства. Борьба с предрассудками возможна как со стороны общества, так и со стороны зависимого от них индивида. Автор: Ольга Лупандина

Если спросить любого из нас есть ли у нас предрассудки, то, наверное, девять из десяти ответят, что нет. Для образованных и интеллигентных людей, каковыми мы все себя считаем, иметь предрассудки – это почти моветон. Но если разобраться, то только у одного из десяти их нет.

Предрассудки, стереотипы, предубеждения – это чужие суждения, которые сложились в обществе задолго до нашего рождения, но которым мы почему-то безоговорочно верим. Даже не то, чтобы верим, а просто не считаем нужным их проверять. Буквально, предрассудок – это мнение, которое предшествовало рассудку, т.е. сложилось без рассуждения, без логического размышления. Оно основано на неточном или искаженном знании о чем-либо и часто принимается нами на веру со слов других людей. Предрассудки не имеют фактического подтверждения, часто не соответствуют действительности, а иногда и вообще недоказуемы. Например, «всем мужчинам нужно только одно», «все блондинки – глупы и легкомысленны», «секретарша обязательно спит с шефом», «ревнует – значит, любит», «женщина за рулем – потенциальный преступник», «все русские – пьяницы», «все хохлы жадные». Ну, как тут проверишь достоверность! И этот список можно продолжать очень долго, а если в реальной жизни мы сталкивается с обратными примерами, то считаем это скорее исключением из правил. А имя этим правилам – предрассудки!

«Дома новы, но предрассудки, стары… не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары» еще в 19 веке писал А.С. Грибоедов в комедии «Горе о т ума». Так почему же предрассудки так живучи? Во-первых, потому что на первый взгляд они выглядят очень правдоподобно. Во-вторых, потому что эти суждения мы слышим в своей жизни не один раз и начинаем воспринимать их почти как народную мудрость или традицию, даже не задумываясь о том, что послужило причиной появления на свет того или иного стереотипа. Люди с предрассудками обычно не могут привести логичные аргументы в защиту своих предубеждений. Их аргументы, как правило, таковы: "так принято", " так было испокон веков ", "все так делают", «не нами это придумано – не нам это и менять» и т.п.

Чего стоит одно только укоренившееся «испокон веков» утверждение, что «порядочная девушка до двадцати пяти лет обязательно должна выйти замуж!» И начинается: «Подружки замужем давно, а мне (о, ужас) уже двадцать четыре года, а я все в девках сижу!» И чтобы не быть хуже других – выходит замуж за того, кто первым сделает предложение, лишь бы успеть до двадцати пяти. Спустя какое-то время понимает, что оно того не стоило, но на руках уже ребенок. Ей бы взять, да и развестись с нелюбимым или недостойным мужем, но тут на пути как стена встает следующий предрассудок «женщине с ребёнком практически невозможно выйти замуж, да и кому нужны чужие дети, а разведенная женщина – это уже неприлично». Вот так всю жизнь и живет, обрастая новыми предрассудками и передавая их по наследству своим детям.

Снобизм – еще одна причина возникновения предрассудков. Люди, привыкшие считать себя лучше какой-либо определенной социальной группы, порождают массу неискоренимых предубеждений. У таких людей появляется предвзятое отношение к людям из определенных социальных слоев. Избавиться от такого подхода, можно только познакомившись и узнав поближе представителей столь презираемой социальной группы. Именно снобизм дает начало такому опасному предрассудку как расизм (предубеждения по отношению к этническим и расовым группам).

В нашем современном мире мощным генератором предрассудков стали производители различных товаров массового потребления в союзе с маркетологами, которые с помощью СМИ задают нам определенную систему материальных (а иногда и духовных) ценностей. Если ты принадлежишь к определенной социальной группе или занимаешь соответствующую должность, то уж, будь добр, соответствуй! И чтобы не уронить себя на этой ярмарке тщеславия люди поступаются собственными вкусами, привычками и тратят огромные деньги на то, без чего спокойно могли бы обойтись.

Чем же опасны предрассудки и можно ли им противостоять? Во-первых, наличие у человека предрассудка искажает процесс восприятия людей или фактов. Такой человек воспринимает окружающую действительность необъективно и предвзято – он видит только то, что хочет видеть и только так, как ему хочется. В результате он принимает неправильные или неадекватные решения. Во-вторых, у такого человека невольно возникает страх перед людьми или явлениями в отношении которых он испытывает предубеждения. Предрассудки и предубеждения формируют в людях комплексы, которые мешают им в жизни. Сами того не замечая, люди становятся рабами своих предрассудков и противостоять им очень трудно.

Предрассудки мешают нам воспринимать жизнь во всем ее многообразии. Поэтому давайте разберемся в себе, покончим с собственными предубеждениями и освободимся от предрассудков. Я, например, (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) не верю в предрассудки!

Последнее обновление: 29/08/2015

Предрассудки - необоснованные и зачастую негативные суждения о ком или чем-либо. Наиболее характерные признаки предрассудков - это негативные чувства, следование стереотипам и склонность к дискриминации. Определения, которые дают предрассудкам специалисты, могут варьироваться, однако все они подразумевают наличие предубеждений, мешающих нормальному восприятию.

Виды предрассудков

Предубеждения могут основываться на самых разных характеристиках человека - включая его пол, расу, сексуальную ориентацию, национальность, социоэкономический статус или религию.

К числу наиболее известных типов предубеждений относят:

  • расизм;
  • сексизм;
  • гомофобию;
  • национализм;
  • религиозные предубеждения;
  • (дискриминация по возрасту) и т.д.

Предрассудки и стереотипы

Когда дело доходит до предрассудков, в игру нередко вступают стереотипы и дискриминация. В большинстве случаев именно стереотипы становятся источником предубеждений.

Стереотип - упрощенное представление о группе, основанное на полученных ранее знаниях. Они могут быть как положительными («Женщины так милы и привлекательны»), так и отрицательными («Все подростки ленивы!»). Полагаться на них в любом случае опасно: либо это выльется в завышенные ожидания и разочарование, либо приведет к формированию предрассудков и последующей дискриминации.

По мнению психолога Гордона Олпорта, предрассудки и стереотипы - абсолютно нормальный аспект работы человеческого мышления. Чтобы окружающий мир имел для нас смысл, мы просто вынуждены сортировать поступающую информацию.

«Человек мыслит с помощью категорий», - объяснял Олпорт. - «Однажды сформировавшись, эти категории составляют основу предварительных суждений. Мы просто не можем этого избежать. От этого зависит наша повседневная жизнь».

Однако исследователи обнаружили, что когда дело доходит до категоризации информации о других людях, мы склонны преуменьшать различия между теми, кого относим к одной группе, и преувеличивать различия между группами. В ходе одного классического эксперимента участников попросили оценить рост людей, изображённых на фотографиях. Кроме того, им сказали:

«В этой брошюре мужчины и женщины одного роста. Мы специально подбирали пары так, чтобы совпадал их рост. То есть, для каждой женщины в брошюре вы найдете мужчину с соответствующим ростом. Поэтому старайтесь изучать фотографии как можно более обстоятельно; попытайтесь рассматривать каждый случай индивидуально, не обращая при этом внимание на пол участников».

В дополнение к подробной инструкции организаторы пообещали приз в $50 тому, кто наиболее точно подберет пары. Несмотря на просьбу не обращать внимания на пол, участники поддались стереотипу о том, что все мужчины хоть немного, но выше женщин. Из-за своей уверенности в этом они не смогли избавиться от уже существующих в их головах категорий и правильно разбить людей на фотографиях на пары.

Помимо этого, исследователи обнаружили, что противоположную группу участники были склонны считать более однородной - это явление учёные назвали эффектом гомогенности аутгруппы («чужой» группы). Ощущение того, что все члены другой группы похожи относится ко всем, независимо от фактора, выступающего основой для категоризации - будь то раса (для нас все азиаты похожи, не так ли?), национальность, религия, возраст или любой другой фактор.

Как побороть предрассудки?

Прежде всего, следует обращать внимание на причины, по которым у вас или у кого-то другого появились предрассудки. Кроме того, исследователи выделяют и другие способы борьбы с необоснованным негативом, застилающим нам глаза. Нужно учиться с пониманием и уважением относиться к членам других групп. Представляйте себя в подобной ситуации, ставьте себя на место того, кого не понимаете: однажды попробовав представить свою реакцию, человек начинает с большим вниманием относиться к мыслям и поступкам другого.

Джейсон Фрайд - успешный предприниматель, основатель компании 37signals. Программами, созданными этой компанией (в которой всего 14 постоянных сотрудников!), пользуются более 3 миллионов человек по всему миру. Среди них Basecamp - система управления проектами, Backpack -система управления знаниями, Highrise -система CRM и мессенджер Campfire.

Цитаты Джейсона Фрайда из книги «Rework. Бизнес без предрассудков»

1.Самый простой способ создать первоклассный продукт или услугу - сделать что-то, что бы вы сами хотели использовать.

2.Трудоголики - не герои. Они не берегут время, они просто сжигают его. Настоящий герой уже давно дома, он нашел более быстрый способ завершить свои дела.

3.Пока человек является новичком в какой-то области, все, что ему нужно, - просто начать создавать. Самая важная задача - это начать.

4.Если у вас появилось желание что-то сделать, нужно приступать к этому немедленно... Позже вы, возможно, уже не будете так сильно ею воодушевлены.

5.Неудача не является предпосылкой успеха.

6.Вы можете быстро превратить набор прекрасных идей в один паршивый продукт, если будете пытаться реализовать их все сразу.

Вы просто не можете сделать все, что хотите, сразу на хорошем уровне. У вас ограничено время, ресурсы и возможности концентрации. Очень сложно сделать на достойном уровне хотя бы одну вещь. А как насчет того, чтобы классно сделать десять вещей одновременно? Забудьте об этом.

7....идеальное время никогда не наступит. Вы всегда либо слишком молоды, либо слишком стары, либо слишком заняты, либо слишком устали, либо еще что-нибудь. Если вы постоянно беспокоитесь о выборе идеального момента, он никогда не наступит.

8.Работать больше не значит больше заботиться об успехе бизнеса или больше выполнять. Это значит только то, что вы больше работаете.

9.Чем больше времени занимает какое-то дело, тем менее вероятно, что вы доведете его до конца. Но даже если вы до- водите его до конца, скорее всего, оно будет выполнено не- достаточно хорошо.

10.Энергия движения подпитывает вашу мотивацию. Она за- ставляет вас двигаться дальше. Она вдохновляет вас. Без нее вы далеко не уйдете. Если работа не мотивирует вас, вы не добьетесь хорошего результата.

11.Вы регулярно работаете допоздна и в выходные на дому? Это отнюдь не свидетельствует об огромных объемах рабо- ты. Это, увы, говорит о том, что до конца вы доводите мало дел. Причина тому - перерывы

12.Отсутствие времени – это не оправдание.

13.Вместо того чтобы пытаться победить в конкурент- ной борьбе - больше продать, больше потратить, больше спонсировать, - постарайтесь обучать свою аудиторию больше, чем ваши конкуренты. Обучение - это та об- ласть, о которой они, скорее всего, даже не задумываются.

14.Планы позволяют прошлому управлять будущим. "Мы идем этим путем, потому что мы сказали, что пойдем этим путем". И в этом заключается проблема: планы не совместимы с импровизацией.

16.Марка обуви Camper открыла свой магазин в Сан-Франциско еще до завершения ремонтных работ и назвала его Walk in Progress. Посетители могли рисовать прямо на стенах пустого магазина.Camper выставлял ботинки прямо на дешевой фанере, положенной поверх обувных коробок. А самой известной надписью, оставленной посетителем на стене, стала: «Оставьте магазин таким, какой он есть сейчас»

17.Дело не в количестве часов, проведённых за рабочим столом, а в продуктивности этих часов.

18. Живи этим или брось это.

19.Значение имеет только то, что вы делаете, а не то, о чем вы думаете, говорите или что планируете.

20.Мотивация - топливо любой интеллектуальной работы. При наличии мотивации можно за день сделать больше, чем за неделю. При отсутствии мотивации можно потерять неделю на выполнение дневной работы.

С течением жизни мы становимся все более и более предвзятыми. Мы не может позволить своей гордости уйти на второй план. Многие люди, из-за отсутствия стремлений и желания учиться, мыслят очень стереотипно , что делает из них сгусток предрассудков.

Что такое предрассудки

Это неправильное и предвзятое мнение человека или группы людей, основанное на нехватке знаний или их искаженности, невозможности проверить их на практике.

Предрассудки появляются от нехватки информации. Например, по телевизору нам говорят, что американцы плохие. Люди слышат это и принимают за чистую правду, хотя делать этого просто нельзя. Это люди необразованные и ведомые. Они следуют за массами, поэтому не могут иметь своего мнения в таком глобальном масштабе.

Есть и другая причина появления предрассудков — человек имеет завышенную самооценку и какой-то объем знаний, но не имеет ни грамма дипломатичности, гибкости. Он верит только тому, что видит сам и принимает решение о формировании мнения на основе скудных данных. Например, человек приходит на новую работу, а там оказывается, что все дураки. Мнение составлено на основе двух-трех людей, хотя там работает 200 человек. Предвзятый человек приходит домой и пишет в интернете, что туда лучше не устраиваться, потому что там работают только дураки и невоспитанные. Это предрассудок локального уровня.

Предрассудки могут быть не только национальными, локальными но и гендерными. Многие мужчины думают, что красивые дамы — пиявки, которые питаются деньгами и что им ничего кроме денег не нужно. Естественно, что это не правда, несмотря на многочисленные опровержения. Также можно сказать и о мужчинах, что они выбирают спутницу по длине ног, что тоже неверно. Даже если вам из 10 девушек попалось 9 мелочных, то это не значит, что десятая будет такой же. Предвзятость убивает дружбу, любовь, веру в себя.

Многие из нас предвзято относят даже к самим себе. Психологически настроиться на работу и эффективный труд сложно, поэтому все думают, что богатые люди воруют деньги у бедных. Вам не хватает уверенности, чтобы победить эту предвзятость к самим себе.

Источники стереотипов

Предрассудки и стереотипы рождаются в семье, потому что дети растут среди своих близких. Первые уроки дети извлекают из взрослых разговоров, поэтому стоит избегать политических тем и дискуссий рядом с ребенком. Нужно позволять малышам самим анализировать мир. Даже детские сказки полны предвзятости. Например, волк злой и страшный, хотя это свойственно только дикой природе. Принц всегда прекрасный в сказках, хотя его «прекрасность» зависит только от предпочтений принцессы.

Словом, это нормально, что все мы растем в условиях стереотипного мышления. Нужно ограждать детей от того, чтобы они учились руководствоваться стереотипами. Предрассудки относительно соседей — яркий пример. Ребенок слышит, что дядя Петя из соседней квартиры — дурак, поэтому крайне негативно настраивается относительно него. С родителями не поспоришь, но есть большая вероятность того, что дядя Петя — нормальный человек, а родители ребенка сами дураки. Вы можете вырастить беспринципного человека, который судит обо всем лишь по словам других людей. Это не значит, что вы не правы. Это значит, что нужно осторожно вешать ярлыки или не делать этого вовсе.