Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по географии, 5 класс

Цель: обобщить знания обучающихся по курсу географии за 5 класс.
Задачи:
- развивать мышление, память, познавательные способности обучающихся;
- воспитывать интерес к предмету.

Назначение:
Данные материалы представляет собой контрольно- измерительные материалы (КИМы) и будут полезны для учителей географии в общеобразовательном учреждении. Разработка предназначена для оценивания уровня подготовки учащихся по курсу географии в 5 классе и формировании УУД по новому образовательному стандарту.

Разработка включает в себя:

КИМ по теме «Географические координаты».

КИМ по теме «План и карта» (+ задания по теме «Условные знаки и масштаб», Цифровой диктант «Изображение земной поверхности на карте и глобусе», Цифровой диктант «План и карта», Цифровой диктант « »)

КИМ по теме «Литосфера»

КИМ по теме «Великие географические открытия».

Название занятия: «По следам Великих открытий»

(работа в группах предусматривает работу на карте и на листе заданий)

Задание №1. Создаем облик Земли.

    Слово «география» в переводе с древнегреческого означает «землеописание».

ДА НЕТ

    В древности люди представляли Землю в форме шара.

ДА НЕТ

    Подпишите на карте названия всех материков и океанов. Перечислите:

Материки:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Части света:___________________________________________________________________________

Океаны: _____________________________________________________________________________

Задание №2. Причины Великих географических открытий.

1. Обозначьте на карте пути, которыми европейцы добирались в Индию до и после Великих географических открытий. Какие преимущества и трудности этих путей вы видите?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Как назывались корабли, на которых плавали первооткрыватели Нового Света?

А) ладьи; Б) триеры; В) каравеллы; Г) галеры.

3. Каким странам принадлежало первенство в географических открытиях?

А) Англии и Франции Б) Испании и Голландии В) Италии и Франции Г) Испании и Португалии.

4. Какие три вещи Х.Колумб привез из Нового Света?

?

?

?

Задание №3. Ход Великих географических открытий.

1.Обозначьте на карте маршрут первой экспедиции Х.Колумба. В какую землю искали путь Колумб и другие европейские мореплаватели в конце XV – начале XVI в?

А) в Австралию; Б) В Индию; В) в Китай; Г) в Японию;

2. Открытие Австралии и Новой Зеландии в 1644 г. совершили экспедиции под руководством:

А) А. Тасмана Б) Б.Диаша В) Ф. Писсаро Г) Ф. Дрейка

Обозначьте на карте путь следования экспедиции, открывшей Австралию и Новую Зеландию.

3. Найди соответствие:

Колумб Путь в Индию

Васко да Гама Америка

Магеллан Путь вокруг Земли

Задание №4. Последствия Великих географических открытий.

1. Нанесите на контурную карту маршрут первого кругосветного путешествия. Первое кругосветное путешествие совершил португалец____________________ (1480-1521) во главе испанской морской экспедиции. Своим путешествием он доказал: 1._________________________________________2.____________________________________________.

2.Покажите на карте территории, которые после географических открытий получили название «Новый свет».

3.Заполнить таблицу:

Задание №5. Мировой океан.

Корабль «Артек» отходит от берега Черного моря! Куда же ему следовать? Куда ваша группа хотела бы на нем отправиться? Проложите ваш круизный маршрут и подпишите все части Мирового океана, которые встретите на пути! Удачного плавания!!!

КИМ по теме «Географические координаты»

(задание можно использовать как групповое/ индивидуальное на контурной карте.)

А. 10 января 1891 г. Русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Координаты его 69 о ю.ш. и 91 о з.д. Как называется это остров, в каком океане он находится?

Б. База рыболовной флотилии расположилась на 50 о с.ш. и 150 о в.д. По распоряжению начальника флотилии суда должны отправиться на промысел в следующих направлениях от базы: судно №1 – на север, на расстояние 500 км, судно №2 – на запад – на 800 км, судно №3 – на юг – на 1200 км, судно №4 – на восток – на 1000 км. Обозначить на карте местонахождение базы точкой, а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелками.

В. На большом острове, центральная часть которого расположена на 19 о ю.ш. и 47 о в.д., водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). По карте определите, какой это остров, на контурной карте обозначьте его. Каковы его наибольшая длина и ширина в км?

Г. На 80 о с.ш. и 140 о в.д. ученее обнаружили новый подводный хребет, который тянется через Северный полюс к острову Гренландия. Обозначьте на контурной карте направление этого хребта и напишите его название.

Д. На корабле, идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 80 о в.д. и 40 о ю.ш., капитан просит о помощи. Обозначить на карте точкой то место, куда надо направиться для оказания помощи терпящим бедствие.

Е . В феврале 1937 г. Льдину, на которой находилась станция «Северный полюс», отнесло течением далеко к югу и разломило на части. Морякам ледоколов «Таймыр» и «Мурман», направляющимся для спасения лагеря, постоянно сообщали со станции «Северный полюс» о ее местонахождении. 19 февраля 1937 г. Экспедиция была снята со льдины примерно на 71 о с.ш. и 20 о з.д. Обозначить это место на карте кружочком синего цвета.

Ж. Вертолет должен сделать посадку в точке, от которой все направления идут только на север. Указать широту и долготу этой точки.

З. В районе, который расположен на 33 о с.ш. и 13 о в.д., однажды была отмечена температура воздуха 58 о С. Обозначить это место на карте квадратиком красного цвета.

И. Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30 о с.ш. и 70 о з.д. Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран на корабль на 36 о с.ш. и 50 о з.д. Обозначить место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружочком.

К. Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: «42 о … ш. и 173 о … д. У остр… Нов…» Как называются острова, около которых корабль потерпел крушение?

КИМ по теме «План и карта»

Задание 1. Правильный ответ обведите в кружок (может быть несколько вариантов ответов).

1. Азимут измеряется:

А) от 0 до 45 о ; Б) от 0 до 90 о ; В) от 0 до 180 о ; Г) от 0 до 360 о .

2. Местность на плане изображается:

А) на плоскости; Б) в уменьшенном виде; В) с помощью условных знаков.

3. На Южном полюсе любое из направлений будет:

А) северным; Б) южным; В) западным; Г) восточным.

Задание 2. Вертолёт вылетел из аэропорта Минска и полетел строго на север, затем на восток, потом на юг, после на запад. Где он приземлится относительно места старта, если вертолёт будет пролетать по 200 км в каждом направлении?

_____________________________________________________________________

Задание 3. До озера учащиеся шли по азимуту 270 о , 225 о , 180 о . Назовите направления их движения и изобразите путь схематически.

Задание 4. В каком направлении от Москвы расположены: 1) Тюмень, 2)Каспийское море, 3) Черное море, 4) море Лаптевых, 5) Охотское море? (можно воспользоваться картой)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Пройденный путь изобразите графически с помощью условных знаков в масштабе 1:10000 (в 1 см ____ метров): «Штаб партизан находился в здании школы. Отряд партизан отправились из школы в северо-восточном направлении и прошли 150 м к реке шириной 60 м, которая течет на юг. На пароме они переправились на левый берег и прошли просекой в сосновом лесу на восток 570 м к домику лесника, стоящему слева от просеки. Напились воды из колодца, расположенного на 100 м восточнее домика лесника, и грунтовой дорогой прошли 300 м на северо-запад до поворота дороги на запад; от поворота прошли еще 520 м до песчаного карьера».

Задание 6. Придумайте свой рассказ, вставляя, где возможно условные знаки вместо слов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КИМ по теме «Условные знаки и масштаб»

    Игра «Морской бой»

Правила игры: класс делится на команды, количество команд и полей для игры зависит от количества детей в классе. Команды поочередно загадывают друг другу квадраты (напр., а4, б5, д2 и т.д.), под каждым квадратом загадан топографический знак, который команда и должна изобразить. Когда все поле зарисовано, команды оценивают правильность знаков друг друга.

(например, 3а - тропа и колодец. 1б – редколесье и т.д.).

    Какой масштаб крупнее: А) 1:20 000 или 1:70 000; Б) 1:700 000 или 1:200 000; В) 1:4 000 000 или 1: 2 000 000?

    Какой масштаб мельче: А) 1:8 300 000 или 1: 83 000 000;

Б) 1:1 000 000 или 1: 200 000; в) 1:20 000 или 1:1 000?

    Каков масштаб плана, если расстояние 1 км от школы до железнодорожной станции равно : А) 10 см; Б) 20 см; В) 30см?

    В каких масштабах расстояние 15 км отвечает отрезкам: А) 3 см; Б) 5 см; В) 15 см?

    Определите масштабы планов, на которых расстояние 4 км между двумя населенными пунктами составляет: А) 5 см; Б) 8 см; в) 10 см.

    Определите масштабы планов, если на них улица длиной: А) 700 м имеет длину 7 см; Б) 1 км - 1- см; В) 2 км – 2- см.

    Именованные масштабы выразить численными:

В 1 см – 5 м В 1см – 25 м В 1см – 2,5 м

В 1см – 450 м В 1см – 1 км В 1см – 5,5 км

В 1см – 500 м В 1см – 40 км В 1см – 12,5 км.

    Численные масштабы выразить именованными:

1: 500 1: 200 1: 30 000 000

1: 1 000 1: 2500 1: 2 500 000

1: 7500 1: 200 000 1: 8000 000

    Выпишите масштабы карт, выделив крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные:

1: 250 000, 1: 25 000, 1: 2 000 000, 1: 32 000 000, 1: 10 000, 1: 100 000, 1: 400 000.

    Определите масштаб карты , на которой расстояние от Петербурга до Москвы 650 км составляет 13 см.

    Определите масштабы:

# карты, на которой расстояние от Киева до Москвы 750 км составляет 3 см; карты, на которой это же расстояние соответствует 1,5 см. Какой масштаб крупнее?

# карты, на которой расстояние от Киева до Караганды 2950 км составляет 11,8 см; карты, на которой это же расстояние составляет 23,6 см. Какой масштаб крупнее?

# карты, на которой расстояние от Киева до Мурманска 2050 км изображено расстоянием 4,1 см; карты, на которой это же расстояние составляет 16,4 см. Какой масштаб мельче?

Цифровой диктант «Изображение земной поверхности на карте и глобусе»

Горизонт

Географическая карта

Компас

Масштаб

План местности

Как называется:

    Видимая часть земной поверхности.

    Прибор для определения сторон горизонта.

    Чертеж, масштаб которого в 1 см – 100 м и крупнее.

    Чертеж, масштаб которого меньше в 1 см 10 км.

    Степень уменьшения или увеличения изображения в сравнении с величиной объекта.

    Чертеж, который отображает на плоскости условными знаками в определенном масштабе местность, предметы, здания и т.д.

    Уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности, ее частей или отдельных стран мира на плоскости.

    Иду – и он идет, стою – и он замрет.

Я вверх лететь решился – край круга отдалился.

Спустился я пониже - стал край ко мне поближе,

Но все ж и не мечтай схватить тот круг за край.

Цифровой диктант «План и карта»

Выпиши все характерные признаки плана местности и карты.

План местности

Географическая карта

    Масштаб мелкий

    Масштаб крупный

    Чертеж небольшого участка земной поверхности

    Изображение на плоскости всей поверхности Земли

    Масштаб 1: 500

    Масштаб 1: 50 000 000

    В основном все объекты изображены в масштабе

    Стороны горизонта определяются по меридианам и параллелям

    Масштаб 1: 100

    Направление на север - вверх, на юг – вниз, восток – вправо

    Учитывается кривизна земной поверхности

    Не учитывается кривизна земной поверхности

    Можно определить ширину улицы, речки и т.д.

    Города изображены кружочками

    Масштаб 1: 1 000 000.

Цифровой диктант « Изображение неровностей земной поверхности на плоскости »

Рельеф

Горизонталь

Абсолютная высота

Относительная высота

    Высота местности над уровнем моря

    Линия, соединяющая точки с одинаковой высотой

    Высота холма (возвышенности) от подножья до вершины

    Совокупность неровностей земной поверхности

    Превышение одной точки земной поверхности над другой

    Превышение точки земной поверхности над уровнем моря.

КИМ по теме «Литосфера»

    Цифровой диктант.

Осадочные породы

Магматические породы

Мантия

Метаморфические породы

Земная кора

    Твердая оболочка Земли

    В этих горных породах сейсмические волны распространяются со скоростью 3 км/сек.

    Из этих горных пород в основном состоит земная кора.

    Эти горные породы бывают обломочного, органического и химического происхождения.

    Твердая и одновременно пластичная, раскаленная часть земного шара.

    Горные породы, измененные в условиях высокого давления и температуры.

    Гранит, гнейс, мрамор, глина, песок – по происхождению…

    Цифровой диктант «Горные породы».

Базальт

Кварцит

Каменная соль

Каменный уголь

Гранит

Пемза

    Метаморфическая ГП

    Осадочная химического происхождения

    Составляет нижний слой литосферы

    Осадочная органического происхождения

    Используется для получения электроэнергии

    Применяется в строительстве

    Образуется в процессе метаморфизации из рыхлого песчаника

    Из нее изготавливают соду

    Из горной породы получают более 40 видов важных продуктов.

    Цифровой диктант «Выветривание».

Физическое

Химическое

Органическое

    Происходит под действием водных растворов

    Вследствие резкого колебания температуры воздуха

    В процессе взаимодействия горных пород с воздухом и различными растворами

    Под действием бактерий, лишайников, других растений и животных

    Без смены состава горных пород и минералов

    Со сменой минерального состава горных пород и минералов.

Единый государственный экзамен по географии участники ЕГЭ сдают по выбору. Результаты ЕГЭ по географии требуются при поступлении на такие специальности, как «География», «Картография», «Метеорология», «Туризм».

Минимальный балл ЕГЭ по географии, ниже которого вузы не могу устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 37 баллов. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). С собой на экзамен можно взять линейку, транспортир и непрограммируемый калькулятор.

Значимых изменений в и содержании экзаменационной работы 2018 года по сравнению с 2017 годом нет.

Экзаменационная работа содержит 34 задания, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 2 7 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе представлены задания, где требуется записать ответ в виде числа, последовательности цифр или слова, задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик, задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка, задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка и задания на установление правильной последовательности элементов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

На экзамене оценивается уровень подготовки по семи основным разделам содержания школьного курса географии: «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Население мира», «Мировое хозяйство», «Природопользование и геоэкология», «Регионы и страны мира», «География России».

В КИМ включаются справочные материалы (контурные карты - политическая мира и федеративного устройства России с показанными на них государствами и субъектами РФ). Помните, что этими картами можно и нужно пользоваться при выполнении всех заданий экзаменационной работы, например, при определении страны (региона России) по краткому описанию, сравнении плотности населения отдельных стран или регионов нашей страны и при выполнении других заданий, для правильного ответа на которые необходимо представлять положение на карте стран или регионов России, указанных в условии.

Будьте готовы к тому, что вам будет предложено определить и сравнить характеристики климата территорий по картам, включенным в задание, произвести расчёты по статистическим материалам (таблицы, графики или диаграммы), сделать рисунок.

При выполнении заданий части 2 следует помнить, что необходимо четко выполнять все требования, указанные в условии того или иного задания: записывать числовые данные или вычисления, необходимые для обоснования вашего ответа в задании 31 или решение задачи в заданиях 32, 33 и 34. Ваши ответы на эти задания не будут оценены максимальным баллом, если вы не выполните эти требования. Также обратите внимание, на то, что вы не сможете получить максимальный балл за выполнение заданий 29 и 30, если в вашем ответе на эти задания будут присутствовать географические ошибки.

Типичные обидные ошибки на экзамене по географии чаще всего связаны с невнимательным прочтением условия заданий. При выполнении заданий 2, 5, 6, 8, 22, 23 на установление правильной последовательности необходимо обратить внимание на то, что объекты требуется расположить в порядке возрастания (от меньшего к большему) того или иного показателя, повышения (от более низкой к более высокой) температуры воздуха, суммы атмосферных осадков и т.п.

Ответом на задание 21 может быть отрицательное число, в таком случае важно записать знак минус в отдельной клеточке. Если ответом на это задание является десятичная дробь, то запятую также следует записывать в отдельной клеточке (по образцу, указанному в инструкции по выполнению работы).

При выполнении задания 28, ответом на которое должен быть сделанный вами рисунок, следует обязательно пользоваться линейкой: размеры клеточек, на которые разграфлён бланк ответов №2 меньше чем 5 х 5 мм, и если вы будете «по клеточкам» строить основу для построения рельефа местности, то её длина будет меньше, чем 8 см, требуемых по условию задания, и вы не сможете получить максимальный балл.

Желаем успеха на экзамене!

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ КИМ ГИА - 2018 ПО ГЕОГРАФИИ

Демонстрационные варианты КИМ (контрольных измерительных материалов) ГИА (государственной итоговой аттестации) предназначены для того, чтобы дать возможность будущим участникам экзамена и широкой общественности ознакомиться со структурой экзаменационной работы. Задания, составляющие демоверсию, не входят в реальные варианты ГИА , но являются аналогичными заданиям их составляющим. Демонстрационный вариант КИМ ГИА разрабатывается к началу учебного года "Федеральным институтом педагогических измерений", с целью дать возможность учащимся и преподавателям ознакомиться со структурой заданий, их содержанием, формой, уровнем сложности.

Ознакомление с демонстрационным вариантом ГИА - 2018 по географии необходимо каждому будущему участнику государственного экзамена по данному предмету.

Внимание! В КИМ ГИА - 2018 по географии есть незначительные изменения по сравнению с 2017 годом. Изменено соотношение заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответом: 17, 10 и 3 соответственно. В экзаменационную работу 2018 года включено задание, которое нацелено на проверку понимания основных географических понятий и терминов и умения использовать приобретенные знания для решения практических задач.

Просмотреть или скачать демонстрационный вариант КИМ ГИА - 2018 по географии можно по приведенным ниже ссылкам. С помощью данной демоверсии Вы можете организовать свою подготовку к ГИА. Решение заданий включенных в демонстрационный вариант, позволит качественно подготовиться к экзамену, определить уровень своей подготовки, правильно оценить свои возможности.

Демонстрационный вариант КИМ ГИА по географии 2018 года разработан по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.

Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений" (ФИПИ).

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 2 часа (120 минут). Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.

Работа содержит 17 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. При выполнении этих заданий обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком и затем обведите номер нового ответа.

Работа содержит 10 заданий с кратким ответом (из них 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр). Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Работа содержит 3 задания (14, 20 и 23), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

При выполнении заданий разрешается использование черновика . Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.


Цель: обобщить знания обучающихся по курсу географии за 5 класс.
Задачи:
- развивать мышление, память, познавательные способности обучающихся;
- воспитывать интерес к предмету.

Назначение:
Данные материалы представляет собой контрольно- измерительные материалы (КИМы) и будут полезен для учителей географии в общеобразовательном учреждении. Разработка предназначена для оценивания уровня подготовки учащихся по курсу географии в 5 классе и формировании УУД по новому образовательному стандарту.

Структура
Работа включает 17 заданий и состоит из 3 частей.
Часть А содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 10 – базового уровня сложности.
Часть В включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 2- на соответствие, 1- на определение последовательности географических объектов, 1- на объяснение понятий.
Часть С содержит три задания с развернутым ответом, из них 1 на применение географических знаний на практике, 1 задания на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса,1- на знание понятий: первых два задания повышенного, а последние – высокого уровня сложности.

Распределение заданий по уровню сложности:
Базовый уровень состоит из 10 заданий, за выполнение которых можно набрать максимальный бал- 10, что составляет 40% от максимального балла всей работы.
Повышенный уровень состоит из 6 заданий, за выполнение которых можно набрать максимальный бал- 12, что составляет 48% максимального балла всей работы.
Высокий уровень состоит из 1 задания, за выполнение которых можно набрать максимальный бал- 3, что составляет 12% от максимального балла всей работы.
Материалы распределены по типам заданий с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (Р)
1.Часть А включает 10 заданий (В), которые оцениваются в 10 баллов, что составляет 40% от максимального балла всей работы.
2. Часть В включает 4 заданий (К), которые оцениваются в 8 баллов, что составляет 32% от максимального балла всей работы.
3. Часть С включает 3 заданий (Р), которые оцениваются в 7 баллов, что составляет 28% от максимального балла всей работы.
Итоговая работа включает отдельные блоки, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 5 класс.
Первый блок: «Развитие географических знаний о Земле» включает 2 задания, контролирующие знания о географических объектах, о способах изучения Земли в прошлом и настоящее время, о географических открытиях и путешествиях. Объем этого блока составляет 12% от общего объема задания.
Второй блок « Земля – планета Солнечной системы» содержит 3 задания, контролирующие знания о планетах Солнечной системе, планете Земля, о представлениях древних людей Вселенной. Объем этого блока составляет 18% от общего объема задания.
Третий блок « Виды изображения поверхности Земли» представлен 6 заданиями, проверяющими материал о географической карте, глобусе, параллелях, меридианах, экваторе, ориентирования по компасу и местным признакам. Объем этого блока составляет 35 % от общего объема задания.
Четвертый блок «Природа Земли» содержит 6 заданий, контролирующих знания о минералах и горных породах, атмосфере, гидросфере, крупных формах рельефа Земли, численности и типах населения Земли. Объем этого блока составляет 35% от общего объема задания.

В ходе работы проверяются следующие УУД:
Предметные результаты обучения .
Учащиеся должны уметь:
1.Объяснять значение географических понятий и явлений
2.Называть выдающиеся результаты географических открытий и путешествий.
3 Описывать представления древних людей о Вселенной.
4.Называть и показывать планеты Солнечной системы
5 Читать план местности.
6. Определять на плане, карте, местности расстояния и направления; сейсмические районы мира
7. Приводить примеры и выполнять классификацию основных форм рельефа и географических объектов.
8 Измерять параметры погоды.
9. Называть элементы градусной сети.
10.Применять географические знания в практической деятельности
11.Устанавливать соответствие географических объектов.
12.Уметь обобщать и формулировать выводы.
13.Знать меры по охране природы
14.Приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
1.Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность.
2.Искать и отбирать информацию в разных источниках информации.
3.Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
4.Выделять главное, существенные признаки понятий.
5.Составлять описания объекта.
6.Работать с текстом.
7.Оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения:
Учащие должны обладать:
1.Ответственным отношением к учебе, опытом участия в социально значимом труде.
2.уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку и его мнению.
3. Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе обучения.
4. Основами экологической культуры.
Результаты формирования каждого УУД по новому стандарту отслеживаются по трехбалльной шкале.
Определение уровней:
1балл- низкий
2балла- средний
3балла- высокий
Дополнительные материалы и оборудование не используются
Время выполнения работы – 45 минут.

Критерии оценивания работы и заданий в работе.
Оценивание заданий первой части.
За верное выполнение каждого задания А1-А10 выставляется по 1 баллу.
Оценивание заданий 2 части.
За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В1 , В2, В3 выставляется 1 балл, если выбраны два любых правильных ответа. Для заданий В4 выставляется 1 балл, если даны правильно характеристики любым двум понятиям.
Во всех других случаях0 баллов.
Оценивание заданий третьей части.
Задания С1-С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Оценивание задания С1- за правильный ответ выставляется 2 балла.
Задание С2. –за выбор двух правильных ответов выставляется 2 балла, за 1 правильный ответ- 1 балл.
Задание С3- если приведены 2-3 способа определение сторон горизонта с объяснением – 3 балла, 1способ с объяснением – 2 балла, если 2-3 способа определения сторон горизонта просто перечислены- 1 балл. Во всех остальных случаях- 0 баллов
Ответы


В4. Экватор- это наибольшая параллель Земли.
Горизонт- это видимое пространство.
Меридиан- это линии соединяющие Северный и Южный полюса Земли

Третья часть
С1. Австралия
С2. 1 и 4
С3.
Первый способ. Ориентироваться можно по звездам. Найти на небе Полярную звезда (Она находится на линии продолжения двух правых звезд ковша Большой Медведицы) там находится север.
Второй способ . Ориентирование по Солнцу. Нужно встать так, чтобы Солнце на восходе находилось по правую руку, а на заходе- по левую руку, тогда впереди будет Север, а сзади Юг.
Третий способ . Ориентирование по компасу. Нудно расположить компас на ровную поверх ность и вращать его до тех пор, пока синей цвет магнитной стрелки не совместится с буквой С. Это направление покажет Север, справа будет Восток, слева – Запад, сзади- Юг.
Четвертый способ . Ориентирование по природным признакам. Мох растет с северной стороны дерева. Муравейник находится с Южной стороны дерева. Ветки у деревьев гуще с Южной стороны.

Итоговый тест по курсу «География. Планета Земля», 5 класс.
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по географии в 5 классе дается 45 минут, работа состоит из 3 частей, содержащих 17 заданий.
Часть 1 содержит 10 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот ответ и затем обведите правильный ответ.
Часть 2 включает 4 задания. 2 задания на соответствие, 1- на определение последовательности географических объектов, 1- на объяснение понятий. Для заданий В1-В3 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его запишите рядом новый.
Часть 3 содержит задания, на которые следует дать развернутый ответ. Ответ на задание С1 записывается словом в отведенном для этого месте. Ответ на задание С2 записывается цифрами в отведенном для этого месте. Задания В4 , С3 выполняются на отдельном листе

Часть 1
А1. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:
1) Х.Колумба 2) Дж.Кука
3)Бартоломеу Диша 4) Ф.Магелан

А2. Николай Коперник считал, что Вселенная:
1) ограничена Солнечной системой
2) вращается вокруг Солнца
3) бесконечна и не имеет единого центра
4) бесконечна и вращается вокруг неподвижной Земли

А3. Какая из планет солнечной системы является самой маленькой:
1)Марс 2)Юпитер
3) Меркурий 4)Земля

А4. Земля отличается от других планет Солнечной системы:
1)наличием спутников
2) наличием жизни
3) вращением вокруг своей оси
4) наличием атмосферы.

А5. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта называется:
1)ориентированием 2) прогнозированием
3)моделированием 4) нивелированием

А6. Форма Земли и очертания материков и океанов наиболее точно переданы на:
1)глобусе 2) карте
3) плане 4) аэрофотоснимке

А7. Параллельные друг другу окружности на глобусе называются:
1) меридианами 2) параллелями
3) экваторами 4) кругами

А8. Самая полноводная река в мире находится на материке:
1)Евразия 2) Африка
3) Южная Америка 4) Антарктида

А9. Землетрясения и извержения вулканов чаще всего происходят:
1)в центре материка
2)в центрах плит земной коры
3) на побережье океана
4) на границе плит земной коры

А10. Где проходит граница биосферы:
1)нижняя по дну океана, верхняя по высоким горам
2) нижняя по рельефу материка, верхняя по облакам
3) там, где нижняя граница литосферы и верхняя атмосферы.
4) нижняя в почве, а верхняя по озоновому слою.

Часть2 .
При выполнении заданий В1-В4 м запишите ответы в отведенную таблицу.

В1. Установите соответствие.
1) Марс 2) Солнце 3) Луна 4) Большая Медведица
А) Спутник Б) Звезда В) Созвездие Г) Планета

Ответ:
1 -
2 -
3 -
4 -

В2. Установите соответствие
1) Река 2) Остров 3) Вулкан 4) Водопад
А) Этна Б)Амазонка В) Эверест Г) Гренландия

Ответ:
1 -
2 -
3 -
4 -

В3. Расположите горы в порядке убывания их высоты. (от самых высоких к низким)
А) Кавказ
Б) Гималаи
В) Анды
Г) Уральские
Ответ:
1 -
2 -
3 -
4 -

В4. Дать определения понятиям: экватор, горизонт, меридиан.

Часть3.
С1. Используя предложенную характеристику, определите о каком материке идет речь:
« Этот материк давно отделился от остальных материков, на нем нет действующих вулканов. Реки этого материка маловодны и часто пересыхают».
Ответ ________________________________________________

С2. Прочитайте текст и найдите в текст с верным высказыванием. Запишите номер этого предложения.
1)Рисунок небольшого участка Земли называется планом местности.
2)Неровности Земной поверхности называют горами.
3) К осадочным породам относится уголь, мел, песок.
4) Видимое глазом пространство называют горизонтом.

Ответ _______________________

С3. Как можно определить стороны горизонта?
Укажите не менее двух способов ориентирования.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС

2 ПОЛУГОДИЕ 2015 -16 УЧ. ГОДА

Составила: Гусева Людмила Александровна

Итоговая контрольная работа по экономике в 10 классе.

Пояснительная записка

  1. Цель проведения работы: определить уровень усвоения обучающимися основных тем, изученных в 10 классе.
  2. Документы, которыми руководствовались при составлении работы:
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • Авторская программа для общеобразовательных учреждений: Экономика 9-11 классы
  • сборник В.И.Трунина «Самостоятельные и контрольные работы по экономике».
  1. Класс, на который рассчитана данная работа – 10 кл.
  2. Рекомендуемое время для проведения работы – 1 урок (40 минут).
  3. Описание структуры контрольно-измерительного материала.

Работа состоит из 16 заданий:

  • задания 1-10 базового уровня с выбором ответов, которые проверяют овладение конкретным материалом по данным темам (тестовые задания: из предложенных вариантов ответов выбрать один). Каждый правильный ответ – 1 балл;
  • задания 11-12: завершить фразу. За правильно подобранное слово -1 балл;
  • задания 13-14 – задания повышенного уровня, которые обеспечивают овладение учащимися общими и специфическими приёмами учебной деятельности – по 2 балла.
  • задание 15: написать слово, пропущенное в схеме – 1 балл;
  • задание 16 предусматривает овладение практическим материалом, приёмами учебной работы умственных действий. Ученик записывает условие задачи, её решение на бланке ответов. Задание оценивается от 1 до 6 баллов.

Критерии оценки:

баллы

аттестационная отметка

0-11

12-14

15-18

19-23

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономике для 10 класса.

1 вариант

Задание с 1 по 10.

(за каждый правильный ответ 1 балл )

  1. Экономика изучает:
  1. как семья тратит свой доход;
  2. как фирма выбирает факторы производства;
  3. почему государство вводит налоги и субсидии;
  4. все вышеперечисленное.
  1. Примером дарового блага служит:
  1. проезд в метро;
  2. воздух;
  3. подарок;
  4. гамбургер.

3. Рост производительности происходит из-за:

  1. увеличения потребления товаров;
  2. улучшения торговли;
  3. специализации труда;
  4. роста населения.

4. Доход владельца земельного участка называется:

  1. прибылью;
  2. рентой;
  3. выручкой;

г) процентом.

5.К главным вопросам экономики не относится:

а) что производить;

б) как производить;

в) сколько производить;

г) нет правильного ответа.

6. В соответствии с законом спроса при увеличении цены:

  1. увеличивается величина спроса;
  2. снижается величина спроса;
  3. всегда увеличивается выручка продавца;
  4. всегда снижается выручка продавца.

7. При равных условиях сдвиг кривой предложения вправо приводит:

8. В утверждении «Деньги должны делать деньги» предполагается, что люди не должны:

  1. вкладывать деньги в производство;
  2. сберегать деньги в сейфе;
  3. класть деньги на банковский счет.

9. Что из ниже перечисленного представляет собой товар на рынке труда?

  1. человек;
  2. способность человека выполнить определенную работу;
  3. блага, произведенные человеком.

10. Талант предпринимателя заключается:

а) в том, чтобы рационально соединять факторы производства;

б) в умении определить, какие товары и услуги производить;

в) в решении задачи, как продвигать свои товары на рынок;

г) все ответы верные.

11. (1 балл) . Завершите фразу :

«Количество товара, которое продавцы готовы предложить в определённом месте за определённое время, называется ______________».

12. (1 балл) . Завершите фразу : «Материальное благо, произведённое для последующей продажи, называется ______________».

13. (2 балла) . Установите соответствие между формами собственности, приведенными в первом столбце, и примерами, приведенными во втором.

Примеры

Формы собственности

  1. Семейная форма

А. Государственная

  1. Вооруженные силы страны

Б. Частная

  1. Сельскохозяйственный кооператив
  1. Приватизированная гражданином квартира
  1. Имущество дипломатических представительств сраны за рубежом

14. (2 балла) . В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

Поставьте цифры правильных ответов

1) Продвинутая 2) Командная

3) Традиционная 4) Промышленная

5) Индустриальная 6) Рыночная

7) Технотронная 8) Смешанная

15. (1 балл) . Напишите слово, пропущенное в схеме:

16. (6 баллов) . Решите задачу:

Рынок описывается уравнениями:

спрос: Qd = 100 – 4Р;

предложение: Qs = 10 + 2Р,

где Q – объём спроса (d) или предложения (s), Р – цена.

1.Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.

2.Чему равна выручка продавцов в равновесии?

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономике для 10 класса.

2 вариант

Задание с 1 по 10. Выберите один правильный ответ.

(за каждый правильный ответ 1 балл )

  1. Экономическая теория - это наука:
  1. об обществе;
  2. о природе, так как природа дает все блага;
  3. в равной степени как о природе, так и об обществе;
  4. о природе, так как в природе находятся все ресурсы.
  1. Производительность труда показывает:
  1. сколько человек должно работать, чтобы выполнить заданный объем работ;
  2. сколько продукции может произвести весь коллектив;
  3. сколько человек должно быть занято, чтобы произвести единицу продукции за час;
  4. сколько изделий сделает один рабочий за единицу времени.
  1. Объем даровых благ:
  1. меньше потребностей людей;
  2. соответствует потребностям людей
  3. больше потребностей людей;
  4. несоизмерим с потребностями.

4. Прибыль фирмы - это:

  1. выручка от продажи произведенной продукции;
  2. выручка от продаж за вычетом налогов на производство;
  3. разница между выручкой от продаж и затратами на производство;
  4. нет правильного ответа.

5. Если предприниматель отдал в аренду свой автомобиль, то его доход от данной сделки называется:

а) прибылью;

б) рентой;

в) процентом;

г) выручкой.

6. Увеличение цены на товар приводит:

  1. к снижению величины спроса;
  2. к снижению спроса на товар;
  3. все верно;
  4. всё неверно.

7. При прочих равных условиях сдвиг кривой предложения вправо приводит:

а) к росту равновесной цены и равновесного количества;

б) к снижению равновесной цены и равновесного количества;

в) к росту равновесной цены и снижению равновесного количества;

г) к снижению равновесной цены и росту равновесного количества.

8. Чем из ниже перечисленного не могут служить деньги?

  1. средством обмена;
  2. средством измерения;
  3. мерой веса;
  4. средством сбережения.

9. На рынке труда к продаже предлагается:

а) товары;

б) знания;

в) земля;

г) способность трудиться.

10. Предприниматель – это человек, который

а) создаёт фирму на свои и заёмные средства;

б) создаёт фирму под свой риск;

в) рационально соединяет факторы производства для создания благ, продажа которых принесёт ему прибыль;

г) все ответы верные.

11. (1 балл) Завершите фразу: «Количество товара, которое потребитель готов приобрести в определённом месте за определённое время, называется ______________».

12. (1 балл) Завершите фразу: «Сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени, называется _______________».

13. (2 балла) Установите соответствие:

14. (2 балла) Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства. Поставьте цифры правильных ответов.

1) Здание завода 2) Квалифицированные работники

3) Станки 4) Информация

5) Управленческий персонал 6) Инструменты

15. (1 балл) . Напишите слово , пропущенное в схеме:

Главные вопросы экономики

Что производить