meditatio I
Намёк на ТРИНИТИ из «Матрицы» – это и цитата, и противопоставление, и даже стёб.
››› 1: Тринити – возлюбленная Избранного
/Нео.
Связь Рил с Винсентом/Эрго ещё сильнее: Рил не только «воскрешает его своей любовью» – она постоянно меняет его судьбу, «вмешиваясь» в самых критических ситуациях.
››› 2: Тринити – ассоциации с христианской Троицей
.
Рил появляется в облике ангела, кроме того, Прокси постоянно сравнивают с богами или посланцами Бога.
››› 3: Тринити долго искала «ответ»
и ещё до начала первой «Матрицы» освободилась из «мира лжи».
Рил отправляется в путешествие в поисках ответов – и готова любой ценой постичь истину, какой бы тяжёлой та не оказалась.
››› 4: Тринити – террористка
и хакер.
Рил ближе к агенту Смиту, какое-то время она с упорством напавшей на след ищейки гоняется за Винсентом… с известным результатом.
››› 5: Цитируется кадр из того эпизода первой «Матрицы», в котором Тринити впервые начинает не убегать от агентов, но бороться
с ними.
В первом эпизоде Рил целится и пытается убить… можно сказать, что саму себя.
КОЛЯСКА Эйзенштейна
meditatio I
С.М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» (1925)
Из сцены расстрела карателями мирной толпы в Одессе 1905 года.
Насмерть раненная молодая мать, падая, нечаянно толкнула коляску. Со ступеньки на ступеньку вниз, ближе и ближе к волнам, непоправимо…
Кинокадр безвинной жертвы, чудовищной и бессмысленной, давно оторвался от конкретных исторических событий, его подсказавших, вырос в символ вселенской несправедливости и мирового зла, объял все расстрелы, расправы, бомбежки, обвалы, стихийные бедствия нашего трагического века. И его знают – помнят ли, видели ли или даже понятия не имеют ни о кинорежиссере Эйзенштейне, ни об Одессе, ни о «Потемкине»…
КРОЛИК, который ведёт
meditatio III
Винсент следует за Пино , пытаясь выбраться из лабиринта Ромдо тем же путём, которым пользуются автолейвы, инфицированные Когито – так начинается путешествие Винсента:
Алиса следует за кроликом
– и с этого начинаются её приключения в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».
В англоязычных странах сказки Кэрролла занимают одно из первых мест по количеству упоминаний, цитат и ссылок, уступая лишь Библии и Шекспиру, самое известное из последних упоминаний «Белого Кролика» – в «Матрице»
братьев Вачовски.
Но Пино в своём смешном костюмчике – не единственная из запутанных аллюзий и отсылок к сказкам Кэрролла
ПРОБУЖДЕНИЕ НЕО – сцены из «Матрицы»
meditatio IV
Винсент
в «мире, который снаружи»:
Сцена повторяет моменты пробуждения Нео
в «капсуле» – и последующее спасение его из воды
кораблём Морфеуса
– а Худе со своей бритой головой также похож на Морфеуса.
«Дань уважения» «Матрице»
– и цитата, подчёркивающая общее в ситуациях.
КУИН – Лара Крофт
meditatio VI
(Queen, Королева) – это предводитель беженцев, её корабль «Усаги» становится спасением для Винсента и Пино.
Внешне – по причёске (коса до пояса), облегающей одежде и общей «крутости» – она напоминает Лару Крофт
, героиню видео-игр и комиксов «Tomb Raider».
ИЛЛЮСТРАЦИИ ТЕННИЕЛА
к «Алисе в Стране Чудес»
meditatio VIII
увлечённо читает книжку – это «Алиса в Стране чудес» Кэрролла
с иллюстрациями Джона Тенниела
«Страна чудес» открыта на сцене в Саду Роз:
Слева: Пятёрка и Семёрка Пик перекрашивают белые розы
.
Справа: Алиса разговаривает с Червонной Королевой
.
«Страна чудес» настолько узнаваемая книга, что иллюстрации любого художника были бы «в тему» – но почему Тенниел? И почему именно эти сцены?
Иллюстрации Джона Тенниела
– признанная классика, это не только первый художник, нарисовавший Алису и героев книги, но – что немаловажно – это Художник, который работал в тесном контакте с Автором.
И как сказка Кэрролла, сначала принятая прохладно, со временем завоевала мировую популярность, так и «неправильные» рисунки Тенниела остаются «самыми точными» для этой книги. Возможно, потому что они больше, чем просто иллюстрации…››погрузиться
‹‹
Что касается конкретных сцен, то они соответствуют тому, что происходит в meditatio VIII ›››
- ››› Послушные «безмозглые» солдаты-карты – это солдаты города Halos (Haros), сражающиеся с автолейвами.
- ››› Кровожадная Червонная Королева , которая направо и налево отдаёт приказы «отрубить голову!!!» – указание на «Посланницу Лунного Света» жестокую Сенекис, убивающую всех, до кого доберётся.
- ››› Алиса (своего рода Джокер, «гость» посреди разыгравшейся пьесы и при этом главный герой этой пьесы) – это Винсент/Эрго Прокси.
Карточный ДЖОКЕР
meditatio VIII
«JOKER» – карта, которую в конце 8-го эпизода после гибели «Посланницы Лунного света» Прокси Сенекис, поднимает с пола Казкис Хауэр, «Посланник Света».
Рассыпанные карты связаны с «Алисой в стране чудес» Кэрролла (эту книжку читает Пино), сам «Джокер» – «Шут», пришедший в игральные карты из Таро (как считают многие исследователи и что, по всей видимости, близко к истине).
Игральный Джокер
– фигура легендарная, легко узнаваемая и понятная во всём мире.
Подобная востребованность не удивительна: даже вне символики Таро Джокер изначально особая карта, которая может заменять любую другую карту в некоторых карточных играх (в особенности при игре в покер), либо некоторые заранее оговорённые карты, например, туза и др. (В последнем случае джокер иногда называют «болваном»).
Джокер вошёл в образную речь как «карта, которая бьёт любую карту», как «неожиданный поворот событий» или «удача в игре», в каком-то смысле Джокер – это deus ex machina , «бог из машины».
Следует обратить внимание, что в стандартной колоде игральных карт существует два Джокера (ещё один намёк на раздвоенность)…››погрузиться ‹‹
ВИНСЕНТ ВАЛЕНТАЙН
из «Final Fantasy VII»
– один из главных героев известной игры «Final Fantasy VII» (а также фильма «Advent Children» и игры «Dirge of Cerberus»). Речь идет, прежде всего, о внешнем сходстве:
Как и Винсент Лоу, Валентайн обычно пребывает в облике человека, но способен превращаться в монстра , причем «монстрических» форм у него не одна, а четыре. Одна из этих форм – Хаос , чье похожее на маску лицо опять-таки напоминает Эрго Прокси:
По поводу Хаоса следует заметить ещё кое-что немаловажное: в мире «Final Fantasy VII» он выступает своего рода проводником существа под названием Омега, чьё предназначение – сбор всей жизненной энергии планеты с последующей отправкой в иные края. Планета, соответственно, погибает. Таким образом, Хаос в определенной степени выступает, как и Эрго Прокси, предвестником конца света .
Также хотелось бы обратить внимание на сцену в meditatio IX
,
где Винсент Лоу впервые осознает свое превращение в монстра:
он смотрит на свои руки, а видит лапы с когтями:
Аналогичная сцена есть в игре «Dirge of Cerberus», когда Валентайн
приходит в себя после смерти – и обнаруживает, что превратился в чудовище:
ОФЕЛИЯ Шекспира и Миллеса
meditatio XIV
«Мёртвая» Рил
в озере заброшенного города:
В meditatio XIV
есть и другие намёки на образ Офелии:
во-первых, название супермаркета
: «Ophelia».
Во-вторых, размышления
«Безликого» Прокси-оборотня о том, как ему хочется любви – и его «доказательства» бессмысленности жизни. (Но сущность этого Прокси намного шире образа знаменитой шекспировской утопленницы)
«КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001 ГОДА»
Стенли Кубрика
meditatio XV
Показанные в рамках телевикторины кадры из «истории человечества» (в частности, «развитие инструментов» от кости – до космического корабля ) цитируют визуальный ряд из фильма Стенли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года» …››погрузиться ‹‹
«…Потом настал век мамонтов – и появились наши предки.
Для того чтобы добывать еду, они начали размахивать костями,
которые были взяты из останков мёртвых животных.
Да, так появились инструменты»
фансаб: ©yHuKyM
«Может быть, это часть той кости, которую использовали предки?
Верно. Это такой инструмент – «финальный инструмент» человечества»
фансаб: ©yHuKyM
УБИЙСТВО в стиле «Blade Runner»
meditatio XVIII
Богоподобное всесильное создание – андроида-автолейва, который хранил его воспоминания в подвале полуразрушенной башни среди руин Москвы.
Эти воспоминания – и есть личность Proxy One, который разделил своё «Я» на Винсента и Эрго-Прокси и стёр свою память, самоуничтожившись.
В фильме Ридли Скотта «Blade Runner»
(Бегущий по лезвию / Живодёр)
Андроид-репликант модели «Nexus-6» со сверхчеловеческими способностями Рой Батти убивает
Тайрелла, изобретателя «Nexus-6», который кроме особых способностей дал своим творениям всего 4 года жизни.
В meditatio XVIII представлена двойная инверсия идеи из вышеупомянутого эпизода «Бегущего по лезвию»: если Тайрелл является Богом-создателем для андроида Батти, то андроид Амнезия убит своим создателем-Богом Proxy One. Вместе с тем оба убийцы при своём всесилии находятся в подчинённом положении у своих жертв…
Не стоит забывать: прежде чем начать своё путешествие, Винсент Лоу работал в службе контроля и выслеживал в Ромдо заразившихся автолейвов – то есть, по сути, был Blade Runner"ом, охотником за роботами
, которые не желают оставаться рабами.
Продолжать можно бесконечно, но одно несомненно: эта не цитата «для красоты», а sapienti sat для тех, кто имел удовольствие видеть – и оценить «Бегущего по лезвию»…
››погрузиться
‹‹
ДИСНЕЙ и ДИСНЕЙЛЕНД
meditatio XIX
– город-купол, мимо которого
Винсент, Рил и Пино проезжали на обратном пути в Ромдо:
«Disneyland»
в Токио:
«Вечное веселье»
«Вечный праздник»
в Диснейленде:
Прокси – создатель и защитник «Страны Улыбок»:
Создатель Диснейленда
(и бóльшей части его персонажей):
АРЕСТОВАННЫЕ
– классическая сцена из фильма
meditatio XIX
Набросок с ГЕРОЯМИ аниме
meditatio XIX
ПОСТЕР мега-блокбастера
meditatio XIX
ХЕППИ-ЭНД в стиле
старых голливудских фильмов
meditatio XIX
ДЕМОН сидящий
meditatio XX
Врубель «Демон сидящий» (1890)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был задуман Врубелем еще во время его работы в Киеве. Удивительно – занятия иконописью словно подвигли художника на разработку богоборческого сюжета. Но подобные парадоксы были в духе времени.
Переселившись в Москву, Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся картиной. Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию. Свое отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: «Демон, – настаивал он, – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый».
В эту картину был влюблен А. Блок, назвавший ее «символом нашего времени». Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный – Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет» .
ГИТЛЕР
meditatio XXI
– начальник Винсента. Он появился в первых эпизодах – а в последних занят уничтожением автолейвов.
Вместе со своими людьми, спасает Рил от взбесившегося робота:
Он дважды пытался поймать Пино – и таким образом, добиться повышения.
И он, очевидно, очень любит «охотиться на Когито» – то есть уничтожать автолейвов, которые стали бесполезны и даже опасны после того, как осознали собственное существование…
– вождь (фюрер) Национал-социалистической немецкой рабочей партии с 1921 года, рейхсканцлер национал-социалистической Германии c 1933 года, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии во Второй мировой войне.
ЗОРГ из «Пятого Элемента»
meditatio XXI
Обезумевший начальник, которого Рил встречает в разрушающемся Ромдо, внешне очень сильно напоминает Зорга из фильма «Пятый Элемент». Впрочем, есть некоторые схожие черты в характере: например, очень спокойное отношение к гибели большого числа людей. Такие мелочи…
БОГ на ШПИЛЕ
meditatio XXII
Поза каноническая – кто только не обозревал свой город с максимально высокой точки ! Например, :
Но не только супергерои американских комиксов предпочитают башни, шпили и прочие столбы – японские герои также предпочитают вертикаль, например, Драконы из «Х/1999» CLAMP :
И это вполне объяснимо: герои аниме нередко выполняют функции ками (охранительные либо карательные) или вообще являются «полубогами».
А «настоящие» синтоистские божества имели обыкновение «усаживаться» на некоторый вертикально стоящий природный объект. Это могла быть гора, или же её заменитель – камень, или вершина дерева.
Дело в том, что с вершины можно обозревать окрестности: по принципу «что вижу – то моё» – а для привязанных к конкретной местности синтоистских ками это было очень важно.
НИТЬ АРИАДНЫ
meditatio XXII
Рил-2, созданная Дедалом взамен первой Рил:
Рил-2 не расстаётся с клубком красных ниток
– словно Ариадна, влюблённая в Тесея.
В древнегреческой мифологии Ариадна – дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Когда Тесей решился убить минотавра, он получил от любившей его Ариадны клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр (нить научил ее применять Дедал).
В «Ergo Proxy» Рил-2 – это инверсия Ариадны : влюблённая в чудовище (Эрго Прокси), она убивает Тесея (Рауля Крида), который стремится это чудовище уничтожить.
При этом хотя Рил-2 была создана Дедалом, чтобы стать для него «путеводной нитью», выводящей из лабиринта, она стала (вернее, попыталась стать) спасением для «минотавра» .
ЗНАКИ
СИМВОЛ-КЛЮЧ
Cимвол-загадка «Ergo Proxy» – амулет Винсента:
Амулет , который связывал иммигранта Винсента с прошлым, впоследствии оказывается к секретным комнатам, к подлинной памяти, а также к тайнам Прокси.
«Ключ» во всех возможных смыслах, и оттого, как у каждого «простого» знака, у него может быть несколько расшифровок.
РАСШИФРОВКА ОТ СОЗДАТЕЛЕЙ ERGO PROXY
На сайте студии есть функция обратной связи, с помощью которой, хотя нисколько и не надеясь на успех, goodwinnihon
(переводчик с японского и консультант ergo proxy sum) решил полюбопытствовать о прототипе для формы амулета-ключа
Винсента.
Ответ, на удивление, пришел и, на удивление, быстро:
"ビンスのペンダントですが、人類が環境破壊によって汚染された地球から脱出する際、使用した宇宙船がモチーフになっております。
*三話にその宇宙船が宇宙に飛び立っていく場面が出てきています。"
«Мотивом для амулета Винсента послужила форма космического корабля, на котором человечество сбежало с охваченной экологическим кризисом Земли.
*В третьем эпизоде есть сцена, изображающая взлет этого корабля».
ГРЕЧЕСКАЯ БУКВА «ПСИ»
Ψ, ψ
(пси) – 23-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение «700».
От буквы «пси» произошла одноименная кириллическая буква «пси», ныне используемая только в церковнославянском языке. В древнейших вариантах греческого алфавита буквы Ψ не было.
Кроме как в физике и математике буквы Ψ или ψ часто используют как символ психологии .
РУНА «ALGIZ» / «ЗАЩИТА»
Этот знак в скандинавских рунах переводится как «лось» (Algiz / Elhaz).
Алгиз
совмещает в себе «охранный знак
» и символ Мирового Древа
. Часто – покровительство божеств
, высших сил и одновременно призыв такой помощи. А также общность людей, объединённых идеей или верой.
МИРОВОЕ ДРЕВО
Arbor Mundi – центр и ось мироздания, олицетворяет в себе единство всего мира
. Это модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами
– своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти в потусторонний мир или в мир богов. О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов.
Каждая часть Мирового Древа определяется в нем особым набором признаков, образующих либо бинарные
семантические оппозиции, такие как «верх – низ», «небо – земля», либо градуальные
серии, например, «прошлое – настоящее – будущее», «небесное царство – земной мир – подземное царство». Близкими символами являются Мировая Гора, Мировой Столп, Ось Мира и ряд других.
Чаще всего вертикальная структура Мирового древа
– изначально символ мира. Представляет собой компиляцию букв «N» и «D» семафорной азбуки, заключённую в окружность.
Символ был создан Джеральдом Холтом в 1958 году. Использовался движением «За ядерное разоружение».
В 60-х годах XX века символ стал активно использоваться хиппи, часто сопровождаясь лозунгом: «Make love, not war», в результате чего стал ассоциироваться с этим движением.
РУНА «ЧЕРНОБОГ»
В условном
(не подтверждённом историками, но используемом «неоязычниками») славянском руническом письме
этот знак противостоит руне «Мир». Руна «Чернобог» представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.
В божественном плане руна Чернобога представляет бога-трикстера, Бога-Шута и Бога-Паяца, извечно сражающегося со Стражем Порядка и извечно нарушающего определенные богами Порядка границы.
В отношении человека руна Чернобога представляет тот архетип юнгианского бессознательного, который называют Тенью.
Впрочем, чтение руны прямой и перевёрнутой по-разному сформировалось под влиянием карточных гаданий и таро. Бросать руны – это не карты выкладывать: руна может лечь под каким угодно углом и понимай как знаешь, прямая она или перевёрнутая, «Чернобог» или «Мир».
Биография
Рил Мэйер - действующее лицо и главная героиня аниме сериала «Эрго Прокси». Будучи простой, спокойной и рассудительной, она не часто следует правилам. Рил является перфекционисткой, к тому же она очень эмоциональна, поэтому ей приходится держать себя под контролем, чтобы никому не навредить. Рил требует от других уважения к себе и своей семье. Также Рил является внучкой Донова Мэйера, главы города под куполом Ромдо, но Рил с презрением относится к этой должности по причине того, что ей не хочется быть «важной персоной».
В детстве на семейный дом Рил напали особи, известные как «Прокси». С одним из самых загадочных видов она столкнулась и раньше, когда ей было доверено расследовать серию убийств, совершенных, вероятно, зараженными Когито-вирусом особями, называемыми авторейвами. Из-за инцидента Рил была снята с расследования этого дела. Окружавшие ее коллеги решили, что Рил находится в шоковом состояние и после нападения, но ей не было это интересно, в ней не угасало желание узнать тайны Прокси.
Характер
Что не позволяет стать Рил идеальной - это ее характер. Так выражался Донов. Рил очень эгоистичная, неуважительно относится к людям, а приказы начальства выполняет, если они ее устраивают. Любит командовать. Винсента она не признавала за человека, а тем более за друга. Своего верного компаньона Рил считает болтающей машиной, а не живым существом. Её грубость и безразличие к людям отпугивают, и поэтому в круг ее общения входит только Дедал - доктор, которому она хоть как-то доверяет.
Внешность
В отличие от героинь многих аниме Рил не блещет объёмными формами или откровенными нарядами. Скромная, но хорошо одетая девушка, которая носит длинный черный плащ и высокие сапоги. Сама Рил выглядит как истинный боец. Красивое лицо и длинные темные волосы, прекрасные серые глаза, подчеркнутые темно-синими тенями, создают запоминающийся образ, который многие поклонники японской анимации считают самым красивым во всём аниме.
Образ хорошо дополняется действиями: и в бою, и в общении героини видно что-то особенное и завораживающее.
Мое мнение: 9.5/10
Внешность: Рил выглядит не как все, в ее глазах видна боль, в ее чертах лица хорошо прослеживается жестокость, ее стройное тело дает больше возможностей в драке, а ее ноги быстро передвигаются, не оставляя шансов на побег.
Внешность 10/10
Характер: Холодная, как айсберг, рассудительная и здравомыслящая девушка, не дающая поблажек, всем своим характером она показывает, что она очень харизматичная и не даст врагу убежать, любит манипулировать людьми и использует их для личной выгоды.
Характер 9/10
❖═══════ ❈ ═══════❖
❖═══════ ❈ ═══════❖
При первом просмотре "Эрго Прокси" я подумала: ух ты, прикольно глюки отрисованы.
При втором - ух ты, да тут и сюжет есть.
При третьем...
В общем, сейчас я попробую объяснить, почему всё же считаю это аниме гениальным.
"Эрго Прокси" - аниме про уход из порочного круга, пробуждение, бунт. Потому и начинается оно как классическая киберпанковая антиутопия - но это отвлекающий манёвр, и важно в него не поверить. Красивый, упорядоченный, загнивающий Ромдо - не более чем калька, шаблон - как и законы, принципы или воспоминания в головах героев. И, в сущности, на протяжении двадцати трёх серий нам показывают разные способы избавления от оных, выводя в итоге - смешно, но факт - простые и прозрачные морали: эскапизм тебя не спасёт, нонконформизм тебя не спасёт (что бунтуй, что не бунтуй - всё равно... эээ, всё развалится), ты не должен полагаться только на себя и на логику, потому что разгадка может выскочить из самого неожиданного места, в самом неожиданном костюме и вообще на четырёх сотнях пьяных кроликов.
В "Эрго Прокси" - отличный сценарий. Согласна, при первом просмотре начальные серии кажутся несколько заунывными, однако, когда знаешь, что к чему, изумляешься, как много всего нам в них показали. И сюжет там отличный - сложный и с кучей деталей, без единого нелогичного поступка, просто ими не тыкают зрителю в лицо. У одного из героев на глазах погибают жена и дочь, но мы осознаём это дай бог к концу просмотра, а то и сильно после, а осознав - понимаем, как сильно это повлияло на его дальнейшие действия. А всё потому, что он не начинает рвать на себе рубашку и биться головой о стены, а реагирует, внезапно, как взрослый человек. То есть продолжает выполнять свою работу.
То же и с рефлексией. Да, её много. Тема, чего уж там, располагает - забывшее себя существо... и - да, я скажу это! - она сделана отменно. Очень образно и очень уместно. В смысле - хоть это и не очевидно, но перед нами не страдающая интеллигенция, которую хлебом не корми - дай отрефлексировать своё бытие, не до всех с первого раза доходит, что длинная и безысходная тирада Винсента из "Офелии" произносится вовсе даже и не Винсентом, и нечего ему приписывать все эти слова. (О боже, а ведь я своими руками писала, что, мол, треть происходящего - просто глюки. Позор глупой мне!) Да, прокси мыслящие существа. Способные чувствовать, любить, ненавидеть, страдать - и созданные только для смерти. Как и люди, в принципе, с одним только но... мы не имеем даже потенциального шанса побороть смерть.
Они - имеют.
А вообще, всё, о чём я тут пишу, - следствия. Скажу даже больше: все эти шуточки типа Дерриды в виде героя, могилы автора в кадре, говорящести имён и проч. - тоже не самое главное.
На самом деле гениальным "Эрго Прокси" делают две вещи. Форма подачи и герои.
Форма подачи филигранна, она сама по себе не даёт заскучать. Серии скачут из жанра в жанр, то уходя в глубокий постмодернизм и заигрывание со зрителем, то - в классический триллер, или драму, иди комедию. В принципе, с середины повествования мы сталкиваемся со схемой "одна серия - один прокси". Знакомо, факт. Только прокси куда разнообразней многочисленных поштучных врагов из прочих аниме, и кроме того - каждый из них создаёт свой мир. Поэтому повествование кажется сюрреалистичным - ну в самом деле, из огромного, пустого и жутко мрачного города герои попадают на телешоу, а из огромного парка развлечений - в кошмарный психиатрический сон. И что мне, опять же, нравится - так это что на самом деле ни грамма сюрреализма нет. Все эти прыжки из жанра в жанр и из настроения в настроение - объяснены вселенной действия сериала.
Зачастую в начале серии показывают что-то совсем странное - настолько, что первый возникающий вопрос: а я вообще то включил? Потом оказывается - да, то. И жуткий триллер с раздвоениями личности - объясняется, и ведущий шоу оказывается прокси, и при этом каждая серия остаётся самодостаточной, в каком-то смысле - замкнутой на самой себе. Ну, может, не каждая, иногда они держатся кучками по 2-3. Такая фрагментированная подача позволяет кидать зрителя из одного настроения в другое, вот вам пафосный и упорядоченный Ромдо, и тут же - через три серии - эта нелепая, смешная наземная коммуна, которая роется в помойке, неся жуткую чушь о собственной свободе, и при этом очевидно мечтает вернуться наверх (одно из моих любимых мест в сериале - столько там жуткой безысходности, иронии и тоски...)
Пользуясь случаем, отмечу: у авторов отменное чувство вкуса. Ну правда же. Главных героев раскрывают со всех сторон, однако без слезливых историй из детства (вот только что отметила, что флешбеков в сериале нет вообще). На ключевой вопрос викторины Винсент отвечает "лабиринт" - но мы не знаем вопроса, и эффект от этого, по-моему, значительно сильнее. Так вот и история Худэ, например. Откуда конкретно у него была кукла, почему он оказался вне Ромдо - мы не знаем, и не надо нам знать. Того, что показывают, достаточно, чтобы проникнуться.
И герои. Герои, да. Винсент. Ох, Винсент. По-моему, многочисленные рецензенты сериала его очень сильно упрощают, выставляя этаким подросшим Синдзи-куном. Он сложнее и неоднозначнее. Вообще, чего уж там, это первый анимешный герой, к которому я испытываю по-человечески смешанные чувства. Казалось бы, такой классический образ, эээ, лузера - неловкий, немужественный, слабый, но в чём-то наивно-милый... на самом деле, Винсент Ло (переводим его имя и радуемся ироничности авторов) - продукт системы. Когда по его вине убивают кучу народа, он думает не о своей вине, а о том, что снова, мол, одинок, и ваще никто его не любит, и Пино он за человека не считает. С одной стороны - Винсент, давайте прямо, глуповатый эгоистичный конформист, который в первой части повествования, кажется, всё бы отдал, лишь бы вернуться к своей тихой и никому не нужной жизни. Его мечта, которую мы видим в 20-й серии, - верх мещанства. Какой там мир во всём мире и спасение всех? Его мысли напрочь заперты стенами Ромдо! С другой - он, при своей некоей неловкости, таки разбирается в технике, таки неплохо стреляет. При общей своей неинфантильности влюбляется он совершенно по-детски, в образ, и ради этой своей наивной любви Готов На. Итого - вот этот самый тип не с одним (а с двумя, хе-хе) скелетом в шкафу - по-моему, самый человечный из всех виденных аниме-персонажей. Абсолютно реалистичный и лишённый и грамма романтизации - при том, что, казалось бы, это же классический "тип с раздвоением личности". Чёрта с два. То есть раздвоение-то есть, но Винсент такой обычный, такой бытовой, что и это клише невольно становится чем-то вполне постижимым.
Остальные попроще, но всё равно очень целостные и достоверные. Злобная Тётка (не верьте цифре 19 на экране! я вот не верю) Рил, которой отчаянно хочется помахать пистолетом, а всё как-то не в кого. Трагически-романтический Рауль, в котором особенно ярко воплощается один из основных мотивов сериала - победа хаоса, эгоизма и эмоции над порядком, системой и правилами. Эгоистичный ребёнок Дедал, умный, но невероятно инфантильный. И к каждой из этих характеристик можно приписать "за что и поплатился", и к каждой - "к концу действия персонаж меняется". Их мало, но они в тельняшках и тонко сделаны.
Я не упомянула про Пино, Игги и Кристеву, потому что на тему роботов в "ЭП" можно написать ещё такую же статью. Автолэйв - существо со встроенным смыслом жизни (служить своему господину). Человек отличается от автолэйва тем, что свой смысл способен выбрать сам. Однако - и в этом ирония - жители Ромдо не хотят мыслить и выбирать сами, им проще сочинить себе божество для поклонения - и когда божество пропадает, пропадает и город. Неудивительно, что получающих свободу воли дроидов отстреливают. И очень красиво на примере этих трёх показано, что осознанный смысл жизни может быть таким разным: кто-то скатывается в очень человеческий эгоизм и жажду обладания, кто-то продолжает служить своему господину, а кто-то... просто живёт.
В общем, я ещё долго могу писать - про то, как Рил волнуется из-за вскочившего прыща, например, и как этим резко понижается градус пафоса. Или про то, как героев окружают символы, и буковки в супе складываются в нужное слово. Или про то, что за пределами Ромдо Винсент постепенно осмысливает себя - себя, не только Эрго Прокси! - избавляясь от этих самых системных рамок, в которые было загнано его мышление. Или про обманное (?) название серии "Прощай, Винсент"...
Одно теперь скажу точно. После первого просмотра я понимала, почему это может кому-то не понравиться. Теперь уже не понимаю. Искренне. Ну, ладно, жуткие ошибки в анатомии постоянно мелькают, но в целом и рисовка неанимешно-стильная. Сюжет, герои, самоосознание, ирония, мысли и чувства - всё там. Не, ну чё ещё надо-то?
10/10, как вы догадались. (И поставлю-ка я его пока на первое место в личной десятке...)
Чтобы хорошо понять этот тайтл - лучше посмотреть его два раза с некоторым перерывом, в течении которого некоторые мысли переварятся и займут нужное место.
Это история того, кто бежал от себя самого, не имея смелости столкнуться с собой лицом к лицу. История сложная, запутанная, пропитанная не новыми, но интересными темами мироздания. Она унесёт в лабиринт отсылок, заставит там заблудиться, а выход из него оставит некое удовлетворение, сродни тому, что испытываешь, наконец выйдя на правильную дорогу после долгих плутаний.
По сути в данном произведении можно выделить два слоя - непосредственно сюжетную линию и психологический слой, которые очень хитроумно переплетаются, и перевес в сторону того, что не выразить действием. Посмотреть на одну и ту же ситуацию с точек зрения сверхсущества, обычного человека, и механизма, который обрёл душу - каково это? И такая многогранность присутствует на всём пути, который зритель проделывает с героями.
Мрачный урбанистический постапокалипсис - просто неповторимая атмосфера. А Усаги навсегда запечатлился в моей душе как реалистичный символ надежды.
9/10 только за местами набережную рисовку и за то, что пришлось пересматривать, чтобы понять.
Годнота. А почему?
Графика - хоть это и 2006 но даже для сейчас изображение очень хорошее. За серию делал по 5-7 скриншотов.
Музыка - обычно музыка проходит мимо меня, но не в этот раз. Хорошо подобрана, да и сама по себе хороша. Плюс роскошные опенинг и эндинг.
Герои - никогда не понимал значения словосочетания "раскрытый персонаж". Могу сказать только что это реальные, адекватные люди люди. Шаблонных кукл незамечено. И Рил такая няшка))
Атмосфера очень атмосферная. Лучше один раз увидеть чем 100 услышать.
Вобщем 10 прокси из 10. Тайтл обязателен к просмотру, и чем раньше тем лучше.
Пишу обзор лишь потому, что прочитал пару отзывов выше и составилось впечатление, что это какой-то лютый арт-хаус, Но все не так. Абсолютно понятный и очень интересный сериал, а арт-хаусом можно назвать , которое я как раз перед этим посмотрел)
Однако вернемся к данному произведению. Как я уже написал, это интересный сериал с антиутопией, атмосферный разрушенным миром, характерными для жанра "психологическое" приходами у персонажей
вызванных другими разнообразными прокси
И практически полной сменой характеров и психологий персонажей.
После просмотра не осталось вопросов, все вполне не плохо рассказывают по ходу сюжета, Но все же, я думаю, что это из тех произведений, в которых вы найдете много новых ньюансов и мелочей, после каждого просмотра, а одноразовым оно не является.
Приятная графика, поделал себе скринов с Рил)
Хорошо проработанные персонажи.
Классный сопроваждающий саунд
Практически полное отсутсвие клтше, либо они не бросаются в глаза и это даже очень оригинальное аниме.
Личный вердикт, 10/10, любителям психологических аниме к просмотрю обязательно, да и не любителям должно зайти на ура