ЧУ́ВСТВО , -а, ср.

    1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств. Важнейшие для охотничьей лайки чувства - обоняние, зрение и слух, объединены в общий термин «чутье». Календарь охоты.

    2. обычно мн. ч. (чу́вства , чувств ). Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее; сознание (обычно в составе устойчивых выражений: упасть без чувств , лишиться чувств , прийти в чувство , привести в чувство и т. п.). [Версилов] изо всей силы ударил его револьвером по голове. Ламберт зашатался и упал без чувств: кровь хлынула из его головы на ковер. Достоевский, Подросток. [Офицер:] Он хотел застрелиться, но только ранил себя. Его взяли, когда он был без сознания. Я велел привести его в чувство и прислать сюда. Симонов, Парень из нашего города.

    3. чего или какое. Психофизическое ощущение, испытываемое человеком. Чувство боли. Чувство озноба. Чувство страха. Чувство брезгливости. С невольным чувством содрогания набросила она поскорее на лицо усопшего одеяло и выбежала из комнаты. Салтыков-Щедрин, Запутанное дело. Мне приходилось есть вообще мало, и потому главным чувством моим в течение дня был голод. Чехов, Моя жизнь.

    4. Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание. Скрывать свои чувства. Чувство симпатии. Чувство ревности. Чувство стыда. Чувство раскаяния. Чувство одиночества. Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Тургенев, Отцы и дети. Лизавета Васильевна глядела на мужа с чувством сожаления, очень похожим на презрение. Писемский, Тюфяк. Разные чувства боролись в душе старой Анисьи, когда она думала о неожиданной женитьбе своего старшего внука. Горечь и гордость, обида и радость. Яшин, Сирота. || Внутреннее волнение, душевный подъем, порыв. Петь. с чувством. Легкие судороги - признак сильного чувства - пробежали по его широким губам, некрасивое лицо его просветлело. Тургенев, Дворянское гнездо. Он подошел к Филиппу и с чувством пожал ему руку: - Я с тобой совершенно согласен! Федин, Похищение Европы.

    5. Способность переживать, отзываться душой на жизненные впечатления. Он стар. Он удручен годами, Войной, заботами, трудами: Но чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь. Пушкин, Полтава. - Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь? Разве можно, имея чувство, оставаться спокойною в наше время? - сказала Анна Павловна. Л. Толстой, Война и мир. Мы душою постарели, Сердцем рано отцвели; Чувства в сердце охладели, Силы в нас изнемогли. И. Суриков, Где вы, песни светлой доли.

    6. чего. Способность воспринимать, осознавать что-л. на основе своих ощущений, впечатлений. Чувство времени. Чувство природы. Чувство юмора. Чем выше мы поднимаемся по ступеням цивилизации, тем более развивается в нас чувство изящного, чувство комфорта. Салтыков-Щедрин, Признаки времени. Луша потеряла чувство действительности и жила в каком-то сказочном мире, к которому обыденные понятия и мерки были совершенно неприложимы. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. || Интуитивное понимание, знание чего-л. Чувство нового. Чувство такта и меры в оценке литературных явлений никогда не покидало его. Панаев, Литературные воспоминания. || также какое. Способность к художественному восприятию явлений окружающей действительности или к восприятию произведений искусства. Эстетическое чувство. Музыкальное чувство. Чувство прекрасного. Чувство цвета. Японцам присуще обостренное чувство гармонии. Овчинников, Ветка сакуры. || Осознание своего отношения к другим, своей связи с ними, общественного положения и т. п. Чувство долга. Чувство ответственности. Он весь был пропитан деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства. Достоевский, Село Степанчиково. Настоящий сталевар должен обладать сильно развитым чувством товарищества. В. Попов, Сталь и шлак.

    7. (мн. ч. разг. может употребляться и в знач. ед. ч. ). Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л. [Анна Андреевна:] Он вдруг упал на колени и таким самым благороднейшим образом: «Анна Андреевна! Не сделайте меня несчастнейшим! согласитесь отвечать моим чувствам». Гоголь, Ревизор. Пан Станислав воспылал чувством к Софье Васильевне. Ляшко, Никола из Лебедина.

  • Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат
  • 6. Ведущие направления психологической науки (краткий обзор).
  • 7. Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.
  • 8. Методология и методы психологического исследования.
  • 9. Классификация методов психологического исследования (по б.Г. Ананьеву и др.).
  • 10. Специфика психологических законов и их разновидности.
  • 7 Группа – законы, описывающие отношения между разными уровнями организаций психических процессов и свойств.
  • 11. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного развития психики.
  • 1 Стадия.
  • Определения
  • 12. Психологические проблемы онтогенеза. Основные закономерности возрастной динамики психики.
  • 13. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека.
  • Индивид
  • Третичные свойства.
  • 14. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  • 15. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  • 16. Категория общения в психологической науке.
  • 1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • 2. Вербализация эмоционального состояния. У этой техники два подвида:
  • 3. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • 4. Активное слушание.
  • 5. Получение утвердительных ответов.
  • 6. «Нога в двери».
  • 7. Техника Франклина.
  • 8. Негативное самооценивание.
  • 9. Техника айкидо.
  • 17. Общая характеристика ощущения как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • Эмпирические характеристики ощущения.
  • 1) Пространственно-временные характеристики ощущения.
  • 3) Модальностные характеристики.
  • 4. Интенсивностные характеристики
  • 18. Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • При построении зрительного образа выделяется пять фаз:
  • 1. Пространственные характеристики:
  • 2. Временные характеристики:
  • 3. Модальность и интенсивность.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
  • 20. Общий обзор теорий памяти: биохимических, физиологических, психологических, кибернетических.
  • 21. Краткая характеристика основных форм памяти: мгновенной кратковременной, промежуточной, долговременной и оперативной. Другие классификации памяти.
  • 3. Есть критерии, которые делят память в связи с произвольностью, и с включением управления. Это непроизвольная и произвольная память.
  • 22. Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.
  • Виды речи.
  • Функции речи.
  • 23. Свойства (характеристики) вторичных образов: «представлений».
  • 24. Воображение: определение, функции, формы проявления, классификация. Способы формирования образов воображения.
  • Люди характеризуются тремя параметрами воображения:
  • 25. Мышление как психический процесс: фазы процесса.
  • Первичные характеристики.
  • Вторичные характеристики. Основные характеристики мысли, как результата мыслительного процесса.
  • Мышление как процесс.
  • 26. Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение, умозаключение и обозначение. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 27. Общая характеристика мыслительных операций. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 28. Сравнение допонятийного и понятийного мышления.
  • Материал лекции т.И. Сытько.
  • 29. Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выгодского.
  • 30. Творческое мышление. Креативность.
  • 31. Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация.
  • Типы внимания.
  • 32. Основные подходы к исследованию интеллекта.
  • Основные направления исследования интеллекта
  • 33. Описание структуры интеллекта.
  • Определение интеллекта.
  • Теории интеллекта
  • 34. Сущность и функции эмоций. Классификация эмоций.
  • 35. Краткая характеристика основных теорий эмоций.
  • 36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.
  • 37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.
  • Функции потребностей.
  • Классификации потребностей.
  • 38. Мотивация и мотивы.
  • Структура мотива.
  • Характеристики мотивов.
  • Функции мотивов.
  • Мотивационные образования и мотивационные черты личности.
  • 39. Психомоторика как система двигательных реакций: фоновая моторика, двигательные реакции на отдельные раздражители. Общее представление о времени реакции.
  • 40. Общие характеристики (свойства) воли. Структура волевого процесса.
  • 41. Навыки и умения. Общие характеристики. Процесс формирования навыков. Теория н.А. Бернштейна.
  • 42. Понятие адаптации и функциональные состояния организма.
  • 2. Способность опосредованного отражения окружающей действительности.
  • Систематизация психических состояний человека (в.А. Ганзен).
  • Способы описаний психических состояний в психологии.
  • Общая структура психического состояния.
  • Функциональный анализ психического состояния.
  • 43. Теории темперамента.
  • 45. Направленность личности: формы направленности.
  • 46. Характер: структура характера.
  • 47. Общепсихологическая специфика понятия личность.
  • 48. Теории личности. Структура ответа.
  • 49. Самосознание как «ядро» сознания. Образы «я» (элементы я-концепции).
  • Самосознание личности как «ядро» сознания.
  • Структура самосознания личности.
  • Функции и процессы самосознания.
  • О механизмах самосознания.
  • Этапы развития самосознания.
  • О структуре самосознания.
  • О функции самосознания.
  • 50. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
  • Причины и механизмы агрессивного поведения человека.
  • Ординарная и парадоксальная социализация агрессии.
  • 51. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальные роли.
  • 52. Основные подходы к исследованию индивидуальности.
  • 36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.

    Главное различие эмо­ций и чувства: эмоции носят характер ориен­тировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избыт­ке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осо­знаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив предметны и конкретны. Эмоции связаны с биологическими процессами, а чувства с социальной сферой. Эмоции связаны с обла­стью бессознательного, а чувства - осознаны.

    Чувства всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции не имеют. Чувства более длительны, чем эмоции, они имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, которые ему нравятся и вызы­вают позитивные чувства.

    Чувства возникают как обобщение эмоций и отражают устойчивые отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства - это внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни. Чувства отражают значимые отношения, они более устойчивые, чем эмоции. Они выделяют объекты, имеющие постоянную мотивационную значимость, описывают нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

    Чувства подразделяются в зависимости от сферы, к которой они относятся: нравственные, эстетические, интеллектуально-нравственные, или моральные. При восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми, выработанными обществом: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие. К аморальным чувствам относятся жадность, эгоизм, жестокость и т. д.

    Интеллектуальные чувствами называют переживания возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. (удивления, любопыт­ства, любознательности).

    Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение челове­ка к прекрасным явлениям природы, в жизни людей и в искусстве.

    Разделение чувств на виды является достаточно условным.

    Высшее проявление чувств представляют собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета.

    37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.

    Потребности – это субъективные явления, побуждающие человека к деятельности. Слово потребность – означает нужда. Существуют дефициты, которые могут у каждого субъекта, носителя психики быть разными. Например. У индивида не хватает питательных веществ. У субъекта деятельности не хватает знаний. У личности не хватает социальных связей, отношения, статуса.

    Проблема потребностей емкая. Все потребности делятся на биологические и информационные потребности. Биологические (витальные) потребности легко и быстро насыщаются, и носят эгоцентрический характер. Биологические потребности в силу своей эгоцентрической направленности вносят разлад в жизнедеятельность людей. Кроме того, они мотивируют человека на незначительный по длительности период времени. Например. Пока человек годен, он работает. Исследованиями было установлено, что если бы человек действовал исходя только из своих биологических потребностей, его жизнь и активность были бы ограничены.

    Информационные потребности носят другой характер. В информационные потребности лежат в основе социальных потребностей, хотя некоторые авторы выделяют социальные потребности в отдельную группу.

    Информационные потребности связаны с развитием мозга. Одна из первых потребностей младенца – это потребность в новых впечатлениях. Эта потребность в новых впечатлениях и является базисной основой информационной потребности.

    В психологии существует мнение, что информационная потребность прогрессивна по своей природе. На наличие этой потребности указывает определенное эмоциональное состояние. Когда потребность достигает определенного уровня, а удовлетворения нет, дефицит становится выраженным, человек начинает переживать определенное эмоциональное состояние: чувствовать непокой, дискомфорт, беспокойство, тревогу и др.

    Существуют различные теории потребностей . И каждый из авторов делает акцент на какой-нибудь из сторон или аспекте потребностей. Это потому, что в потребности отражается взаимодействие внешнего и внутреннего миров. Одни авторы, разворачивая свою теорию, делают акцент на дефиците. Другие, на объектах, и тогда потребность рассматривается как зависимость. Третьи авторы делают акцент на связи между этими явлениями, то есть на соотношении объекта и субъекта, и тогда речь идет об отношениях.

    Социологи говорят об отсутствии блага, эволюционисты об отклонении от привычного уровня адаптации.

    Познакомиться с книгой Е.П.Ильина «Мотивы и мотивация».

    В современной психологии выделяются следующие трактовки понятия потребности:

    Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов.

    Потребность как зависимость – это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования.

    Приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными.

    Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром. Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.

    Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и есть потребность. Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае – социально-экономическим.

    Потребность как отклонение от уровня адаптации . Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности. Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.

    Потребность как состояние . Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.

    Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.

    Потребность как динамическое состояние . Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.

    Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.

    Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).

    Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.

    В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.

    Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.

    Учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».

    Потребности формируются поэтапно.

    Были исследования братьев Ривиных, на тему формирования полового влечения у мужчины. Понять процесс формирования потребностей, легко, прослеживая половое влечение – как яркое проявление потребности. Все остальные потребности развиваются по такой же логике.

    На первой стадии (латентной) у молодого человека настраиваются анализаторы. Вначале он плохо осознает свое состояние. Снижаются пороги чувствительности, возрастает острота зрения. Это означает, что потребность проявляется на сенсорном уровне, сам человек еще ничего не осознает.

    На второй стадии он будет чувствовать некое ощущение нового состояния: как бы чего-то не хватает. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

    Третья стадия осознания потребности . Здесь уже ощущается сексуальное влечение. Именно на этой стадии начинают появляться мысли, фантазии, мечтания, вынашиваются планы сексуального характера.

    Потребность рождается в недрах внутреннего мира, но она не всегда бывает осознанна . Иногда бывает так, когда мы на второй стадии, чувствуем дефицит и нужду, усиливается состояние тревоги. Мы не всегда это состояние правильно себе объясняем. Очень часто на этом фоне мы делаем не тот выбор. А дело только в том, что мы не правильно себе проинтерпретировали состояние тревоги.

    Шутка. Мужчина, на фоне возрастающей сексуальной потребности, чувствуя тревоги, вместо того, чтобы идти знакомиться с девушками, пойдет к холодильнику и начнет есть. Он заедает свою тревогу. Так идут отклонения от организмического функционирования.


    Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

    ЧУВСТВО

    ЧУ́ВСТВО, -а, ср.

    1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутьё, интуиция).

    2. (мн. ч. в одном знач. с ед. ч. ). Состояние, в к-ром человек способен сознавать, воспринимать окружающее. Лишиться чувств (упасть в обморок, впасть в бессознательное состояние). Привести, прийти в ч. Без чувств кто-н. (без сознания).

    3. чего. Эмоция, переживание. Ч. радости. Ч. огорчения.

    4. Осознанное отношение к чему-н. Ч. собственного достоинства (самоуважение). Ч. юмора (способность видеть и понимать смешное). Ч. долга. Ч. ответственности. Ч. нового.

    5. То же, что любовь (в 1 знач. ). Первое ч. Большое ч. Нежное ч.

    Что такое ЧУВСТВО , ЧУВСТВО это, значение слова ЧУВСТВО , происхождение (этимология) ЧУВСТВО , синонимы к ЧУВСТВО , парадигма (формы слова) ЧУВСТВО в других словарях

    Парадигма, формы слова ЧУВСТВО - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

    + ЧУВСТВО - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

    что такое ЧУВСТВО

    чувство

    чу ́вство

    ср.

    1) Способность живого существа воспринимать внешние впечатления.

    2) Самый процесс ощущения, восприятия чего-л.

    а) Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает.

    б) Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни.

    а) разг. Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л.

    б) Волнение, душевный подъем, порыв.

    Синонимы к ЧУВСТВО - Словарь русских синонимов

    ЧУВСТВО синонимы

    чувство

    Синонимы:

    чувствование, ощущение, впечатление, вкус, смак, эмоция, наитие, вчувствование, пять чувств: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух; отношение, душевный порыв, переживание, страсть, эрос, нежное чувство, нежная страсть, сердечная склонность, чувствие, душа, влюбленность, любовь, влечение, любовь-морковь, прогоны, переживания, увлечение, настроение, сознание, сентимент, такт

    Этимология ЧУВСТВО - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

    этимология ЧУВСТВО

    чувство

    чу́вство

    чу́вствовать, русск.-цслав. чувьство αἴσθησις, ст.-слав. чоувьствиѥ (Еuсh. Sin.), диал. у-чува́ть "услышать, заметить", цслав. по-чувати, болг. чу́вам "слышу", сербохорв. чу́вати, чу̑ва̑м "охранять, стеречь", словен. čúvati "бодрствовать, стеречь", далее связано с чу́ю, чуть, чу́ять; см. Бернекер I, 162; Преобр., Труды I, 83.

    + ЧУВСТВО - Малый академический словарь русского языка

    что такое ЧУВСТВО

    чувство

    А, ср.

    Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности.

    Органы чувств.

    Важнейшие для охотничьей лайки чувства - обоняние, зрение и слух, объединены в общий термин «чутье». Календарь охоты.

    2. обычно мн. ч. (чувства, чувств).

    Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее; сознание (обычно в составе устойчивых выражений: упасть без чувств, лишиться чувств, прийти в чувство, привести в чувство и т. п.).

    {Версилов} изо всей силы ударил его револьвером по голове. Ламберт зашатался и упал без чувств: кровь хлынула из его головы на ковер. Достоевский, Подросток.

    {Офицер:} Он хотел застрелиться, но только ранил себя. Его взяли, когда он был без сознания. Я велел привести его в чувство и прислать сюда. Симонов, Парень из нашего города.

    3. чего или какое.

    Психофизическое ощущение, испытываемое человеком.

    Чувство боли. Чувство озноба. Чувство страха. Чувство брезгливости.

    С невольным чувством содрогания набросила она поскорее на лицо усопшего одеяло и выбежала из комнаты. Салтыков-Щедрин, Запутанное дело.

    Мне приходилось есть вообще мало, и потому главным чувством моим в течение дня был голод. Чехов, Моя жизнь.

    Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание.

    Скрывать свои чувства. Чувство симпатии. Чувство ревности. Чувство стыда. Чувство раскаяния. Чувство одиночества.

    Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Тургенев, Отцы и дети.

    Лизавета Васильевна глядела на мужа с чувством сожаления, очень похожим на презрение. Писемский, Тюфяк.

    Разные чувства боролись в душе старой Анисьи, когда она думала о неожиданной женитьбе своего старшего внука. Горечь и гордость, обида и радость. Яшин, Сирота.

    Внутреннее волнение, душевный подъем, порыв.

    Петь. с чувством.

    Легкие судороги - признак сильного чувства - пробежали по его широким губам, некрасивое лицо его просветлело. Тургенев, Дворянское гнездо.

    Он подошел к Филиппу и с чувством пожал ему руку: - Я с тобой совершенно согласен! Федин, Похищение Европы.

    Способность переживать, отзываться душой на жизненные впечатления.

    Он стар. Он удручен годами, Войной, заботами, трудами: Но чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь. Пушкин, Полтава.

    - Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь? Разве можно, имея чувство, оставаться спокойною в наше время? - сказала Анна Павловна. Л. Толстой, Война и мир.

    Мы душою постарели, Сердцем рано отцвели; Чувства в сердце охладели, Силы в нас изнемогли. И. Суриков, Где вы, песни светлой доли.

    6. чего.

    Способность воспринимать, осознавать что-л. на основе своих ощущений, впечатлений.

    Чувство времени. Чувство природы. Чувство юмора.

    Чем выше мы поднимаемся по ступеням цивилизации, тем более развивается в нас чувство изящного, чувство комфорта. Салтыков-Щедрин, Признаки времени.

    Луша потеряла чувство действительности и жила в каком-то сказочном мире, к которому обыденные понятия и мерки были совершенно неприложимы. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо.

    Интуитивное понимание, знание чего-л.

    Чувство нового.

    Чувство такта и меры в оценке литературных явлений никогда не покидало его. Панаев, Литературные воспоминания.

    || также какое.

    Способность к художественному восприятию явлений окружающей действительности или к восприятию произведений искусства.

    Эстетическое чувство. Музыкальное чувство. Чувство прекрасного. Чувство цвета.

    Японцам присуще обостренное чувство гармонии. Овчинников, Ветка сакуры.

    Осознание своего отношения к другим, своей связи с ними, общественного положения и т. п.

    Чувство долга. Чувство ответственности.

    ЧУВСТВО

    ЧУВСТВО

    ЧУ́ВСТВО

    чу́вства, ср.

    1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. Чувство зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Органы чувств. «Материя есть то, что́, действуя на наши органы чувств, производит ощущение…» Ленин .

    2. преимущ. мн., ед . в том же знач. , что мн. Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. Лишиться чувств (от какого-н. потрясения). Привести кого-н. в чувство. Прийти в чувство. Упасть без чувств. «Он покачнулся и без чувств повалился на ступени.» Чехов . «Она закрыла лицо обеими руками и упала без чувства.» Пушкин . «Я вскрикнула и упала без чувств в его объятия.» Пушкин .

    3. чего . Самый процесс ощущения, восприятия чего-н. (книжн.). Чувство жизни ни когда не покидает его (т. е. он всегда чувствует жизнь). «Чувство жизни вечно ново.» К.Аксаков . Он обладал редкой способностью чувства новизны (умел чувствовать новое).

    4. чего и какое . Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. Чувство голода. Чувство сытости. Чувство холода. Чувство боли .

    || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. Чувство любви. Чувство жалости. Чувство гордости. Чувство собственного достоинства. Чувство злобы. Чувство зависти. «Чувство скуки ему незнакомо.» Чехов . «В душе твоей кроткой и нежной злое чувство проснулося вдруг.» Некрасов . «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.» Пушкин .

    5. Любовь, испытываемая кем-н. к кому-н. (разг.). «Выдумал это, чтоб испытать ее, узнать, есть ли в ней чувство к нему.» Гончаров .

    6. преимущ. мн . Способность деятельно переживать что-н., откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-н. «Нет, рано чувства в нем остыли.» Пушкин .


    Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


    Синонимы :

    Антонимы :

    Смотреть что такое "ЧУВСТВО" в других словарях:

      чувство - Чувство … Словарь синонимов русского языка

      Чувствование, ощущение, впечатление, вкус, смак. Пять чувств: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух... излить чувства, потерять чувство меры, потерять чувство стыда, присесть без чувств на месте... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу… … Словарь синонимов

      В психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других. Чувства являются особым видом гешталъткачеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных… … Философская энциклопедия

      Чувство - Чувство ♦ Sentiment То, что мы чувствуем, то есть осознание того, что происходит в нашем теле, изменяющее, как учит Спиноза, нашу способность существовать и действовать, в частности то, что заставляет нас радоваться или печалиться. Если эти… … Философский словарь Спонвиля

      чувство - беспокойное (Авсеенко); блаженное (Даль); бодрое (Ропшин); вдохновенное (Пушкин); возвышенное (Козлов, Пушкин); восторженное (Л.Толстой); всепожирающее (Орлов); горькое (Немир. Данченко); горячее (Лермонтов, Надсон); жуткое (Андреев);… … Словарь эпитетов

      чувство - ЧУВСТВО, душа, настроение, ощущение, переживание, эмоция, устар. чувствование ЧУВСТВОВАТЬ/ПОЧУВСТВОВАТЬ, ведать/ изведать, испытывать/испытать, осязать, ощущать/ощутить, сов. прочувствовать, сов. услышать, высок.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

      чувство - одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных… … Большая психологическая энциклопедия

      ЧУВСТВО, а, ср. 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутьё, интуиция). 2. (мн. в одном знач … Толковый словарь Ожегова

      чувство - чувство, мн. чувства (неправильно чувства), род. чувств, дат. чувствам. Произносится [чуство] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

      Сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? чувства, чему? чувству, (вижу) что? чувство, чем? чувством, о чём? о чувстве; мн. что? чувства, (нет) чего? чувств, чему? чувствам, (вижу) что? чувства, чем? чувствами, о чём? о чувствах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

    Книги

    • Чувство и чувствительность. Гордость и предубеждение. Нортенгерское аббатство , Джейн Остeн. В данное издание вошли известные романы английской писательницы Д. Остен "Чувство и чувствительность", "Гордость и предубеждение", "Нортенгерское…

    Философский смысл термина: Чувство, душевное состояние, способность ощущения, восприятие, ум, здравый смысл, настроение (Цицерон); смысл или значение слова (Овидий); мысль, понятие, идея (Веллий Патеркул).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ЧУВСТВО

    1) в рационализме: чисто субъективное эмоциональное переживание, не имеющее серьезного значения; но у М.Шелера чувство - нечто большее, оно вводит в мир ценностей, позволяет их постичь. Это сопричастность бытию, переживание духовного опыта, а не эмоциональное вовлечение или "вчувствование". 2) В экзистенциализме: "чувство абсурда", "чувстве заброшенности" и т.п. 3) В христианской мысли: "духовные чувства" возникают при встречах с Высшим и нужны для распознания путей Провидения, путей к вечной жизни. Ф.Шлейермахер писал о "чувстве абсолютной зависимости", "чувстве Бесконечного" как сути религиозного сознания, Р.Отто - о "чувстве Святого", И.Ильин - о "чувстве духовного ранга" и "чувстве ответственности" в религиозном опыте. К духовным (или тонким) чувствам относят также внутренний слух и внутреннее зрение. Они нуждаются в пробуждении и очищении благодатью. С помощью "тонких чувств" духовный человек улавливает присутствие Божие, слышит Его голос и понимает Его замысел и действия. Нередки рассуждения о "чувстве Мы" (принадлежности к религиозной общине), чувстве служения, миссии. 4) Спиритизм у немалого числа участников вызывал чувство нечистоты, а оккультизм - чувство греха. 5) Аскетика предлагает пути и методы "собирания" внутренних чувств и их преображения благодатью. Для христианства важнее, однако, чувство усыновленности через Иисуса Христа Творцом мира как Отцом. 7) "Народ чует душой" (К.Победоносцев) - нередко простому народу приписывается как вполне достаточное и не нуждающееся в развитии инстинктивное "религиозное чутье", которое отстоит далеко от подлинных духовных исканий, подвижнического труда и понимающей веры, ограничивается обычно бытом, легендами и обрядами и "дорожит исконным и коренным больше, чем истинным" (о. Г.Флоровский). Подобное противопоставление "чувства" разуму и поиску истины обычно служит оправданию обскурантизма.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓