Что такое Авторитет? Значение и толкование слова avtoritet, определение термина

1) Авторитет - - практически во всех религиях мира имеются догматы веры и священные тексты, принимаемые в качестве бесспорно обязательных, а также лица и инстанции, чьи решения надлежит исполнять. В тех же религиях и духовных движениях, где невелика степень внешней организованности, авторитетными становятся харизматические лидеры, люди с большим духовным опытом. Появление авторитета неизбежно в общинах, объединяющих лиц с различной степенью духовной развитости: те, кому больше открылось на их духовном пути, способны и должны вести за собой тех, у кого меньше опыта. Подобный авторитет может быть как неформальным, так и формальным. Авторитет институционализируется в общинах, где есть нужда координировать разнообразные служения, а также сохранять аутентичность традиции. В общинах же духовно слабых или духовно угасающих укрепление авторитета становится единственным средством сохранения их от распада и уже не служит передаче духовного опыта и полноты веры. Это создает питательную почву для авторитаризма. "Внешняя авторитарность в религии есть окостенение церковности, своевольный же мистицизм есть ее разложение; нам не нужно ни того, ни другого, а вместе с тем нужно и то, и другое: как церковный авторитет, так и личная мистика " (о. С.Булгаков).

2) Авторитет - Если власть есть осуществление принуждения против воли индивида или группы, то авторитет – это тот подтип власти, при котором люди с готовностью подчиняются приказам, поскольку считают осуществление власти легитимным. М. Вебер различал легально- рациональный, традиционный и харизматический авторитет. Легально-рациональный авторитет предполагает подчинение формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных процедур. Следование квазилегальным нормам в формальных бюрократиях является типичным примером данного авторитета. В противоположность этому, следование традиционному авторитету предполагает принятие правил, которые воплощают обычаи и древнюю практику. В случае харизматического авторитета приказам подчиняются потому, что последователи верят в экстраординарные свойства своего лидера, чей авторитет выходит за пределы обычной практики. Всякий режим, который пользуется минимальной общественной поддержкой в качестве «правительства де- факто », имеет, с точки зрения Вебера, некоторые основы легитимности, даже если этот режим в значительной степени полагается на силу. В современной социологии понятие авторитета часто используется для обозначения влияния, которым пользуется руководство, что не соответствует первоначальному смыслу термина. В социальной психологии он используется в области исследования динамики малых групп при определении влияния группы на индивидуальные убеждения и поведение.

3) Авторитет - - значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой-то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос., религиозном, научном и т.д. Особо устойчивые и часто упоминаемые А. обычно именуются “классикой”. А. принадлежит определенной человеческой личности, но А. личности имеет своим последним основанием не подчинение и отречение от разума, а осознание того, что эта личность превосходит нас умом и остротой суждения. “ Авторитет покоится на признании и, значит, на некоем действии самого разума, который, сознавая свои границы, считает других более сведущими. К слепому повиновению приказам этот правильно понятый смысл авторитета не имеет вообще никакого отношения. Более того, авторитет непосредственно не имеет ничего общего с повиновением, он связан прежде всего с познанием ” (Х.Г. Гадамер). Признание А. всегда связано с допущением, что его суждения не носят неразумно-произвольного характера, а доступны пониманию и критическому анализу. Существенное значение проблеме А. и его роли в мышлении придает философская герменевтика. Две крайние позиции в отношении А. - авторитарность и антиавторитарность. Первая придает преувеличенное или даже решающее значение суждениям А. и тем самым противопоставляет его разуму; вторая отрицает необходимость к.-л. А., считая, что человек должен полагаться только на свой разум, но никак не на мнения др. людей. Авторитарным являлось, напр., средневековое мышление, которое всегда начинало с классического текста: Библии, патристики, созданной ею философии и т.д. “Средневековый философ постоянно обращается за подтверждением всех своих мнений к библейскому или патристи-ческому авторитету, непрерывно цитирует христианскую классику, переписывая нередко вместо доказательства целые страницы древних текстов. Степень подобия своего мнения мнениям древних есть для него степень истинности этого мнения” (Г.Г. Майоров). Антиавторитарным являлось мышление эпохи Просвещения, прямолинейно разграничивавшее “А. разума” и “А. людей”, истолковывая последний как противостоящий разуму. А. необходим, в т.ч. и в теоретической сфере. Возможности отдельного человека ограниченны, далеко не все он в состоянии самостоятельно проанализировать и проверить. Во многом он вынужден полагаться на мнения и суждения других. Вместе с тем ссылка на А., на сказанное или написанное кем-то не относится к универсальным, эффективным во всех аудиториях способам обоснования (см.: Аргументация контекстуальная). Суждение А. должно приниматься не потому, что оно высказано “тем-то”, а в силу того, что сказанное представляется правильным. Слепая вера во всегдашнюю правоту А. плохо совместима с поисками истины, добра и красоты, требующими непредвзятого, критичного ума. Обычная ошибка, связанная с А., - смешение эпистемического А., т.е. А. знания, с деонтическим А., А. должности. Именно такого рода смешение допустил, напр., св. Игнатий Лойола, основатель Ордена иезуитов, потребовавший в известном письме к португальским отцам церкви, чтобы они “подчинили свой разум вышестоящему лицу”, т.е. деонтическому А. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979; Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988; ИвинА.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

4) Авторитет - (лат. auctoritas - власть, влияние) - значимость, которой обладают люди и предметы, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле. Принято говорить о возможности обладания нравственным, политическим, религиозным и т.д. А. С.Ю. Солодовников

5) Авторитет - (лат. autoritas - власть, влияние). - 1. Форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, к-рое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации (т. наз. носители А., к-рых также иногда именуют «авторитетами»). 2. Отношение, возникающее между носителями А. и массой остальных людей. В зависимости от сферы общественной жизни, в к-рой проявляется А., и способа, каким осуществляется влияние на людей, различают экономический, правовой, политический, духовный, моральный, профессиональный, научный и др. виды А. Об-во, указывает Ф. Энгельс, не может существовать без различного рода А., иначе оно превратилось бы в нечто аморфное, хаотическое. В жизни первобытного об-ва большое значение имел А. старейшин. С возникновением классов первоочередную роль начинает играть политический и правовой А. государства, опирающийся на насилие и различные формы экономического принуждения. В сфере идеологии А. наделяются санкционированные господствующими классами идеи, учения, догматы. В религии абсолютным авторитетным началом является бог, за идеей к-рого в действительности скрывается духовный А. господствующего класса. Особую роль в жизни об-ва занимает нравственный авторитет -это духовная власть над сознанием людей, к-рой обладают лица и организации в силу присущих или приписываемых им моральных достоинств. Естественно, что сами эти достоинства толкуются в зависимости от интересов того или иного класса. Для совр. буржуазного сознания характерны две тенденции в толковании А. С одной стороны, это авторитаризм - провозглашение безусловной веры в непогрешимость носителя А., и слепое повиновение ему; в этом отношении особенно характерна фашистская идеология «вождизма». С др. стороны, широко распространены настроения крайнего нигилизма - отрицание значения всякого, в т. ч. и морального, А. в жизни об-ва во имя «абсолютной свободы личности». Эти две лишь внешне противоположные, а на самом деле взаимосвязанные тенденции присутствуют в различных буржуазных философских теориях, у философов разных стран (Ницше, Бергсон, Ясперс). Коммунистическая нравственность исходит из того, что подлинный моральный А. можно завоевать лишь последовательным служением интересам народа, его нельзя декретировать свыше. Такому А. в корне противоположен культ личности - вера в непогрешимость отдельных авторитетных лиц и слепое следование их воле. А. должен основываться на трезвой оценке деятельности лиц и организаций. А. коммунистических партий и их общепризнанных руководителей в массах основывается на их ведущей роли в борьбе за освобождение трудящихся.

6) Авторитет - (от лат. auctoritas власть) - значение или влияние, которое могут иметь люди, вещи, не нуждаясь в постоянном подтверждении этого значения, в доказательстве его на деле. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об авторитете религиозном, политическом, научном и т. д.

7) Авторитет - (лат. autoritas - достоинство, сила, власть) - общепризнанное значение, влияние, к-рым пользуется к.-л. лицо, система взглядов или организация в силу определенных качеств, заслуг. В зависимости от сферы и способа влияния различают А. политический, моральный, научный и т. д. А. выступает и как один из способов осуществления власти. В совр. немарксистской философии существуют две противоположные тенденции в толковании А.: авторитаризм (проповедь абсолютной непогрешимости носителя А.), в крайних своих формах проявившийся в идеологии фашизма (культ фюрера), или нигилистическое отрицание любого А., анархистская проповедь “абсолютной свободы личности”. Как средство поддержания дисциплины А. присутствует в любой деятельности людей в производстве, управлении и др. сферах общественной жизни. Реальное социальное содержание А. зависит от конкретных исторических условий, характера деятельности. В условиях социализма он должен завоевываться бескорыстным служением народу, стране, упорным трудом, глубоким знанием дела. А. не имеет ничего общего с культом личности. Необходимыми условиями, позволяющими предотвратить превращение А. в культ личности, служат развитие социалистической демократии, создание социалистического правового государства. Проблема А. тесно связана с научным решением вопроса о роли народных масс и личности в истории.

Практически во всех религиях мира имеются догматы веры и священные тексты, принимаемые в качестве бесспорно обязательных, а также лица и инстанции, чьи решения надлежит исполнять. В тех же религиях и духовных движениях, где невелика степень внешней организованности, авторитетными становятся харизматические лидеры, люди с большим духовным опытом. Появление авторитета неизбежно в общинах, объединяющих лиц с различной степенью духовной развитости: те, кому больше открылось на их духовном пути, способны и должны вести за собой тех, у кого меньше опыта. Подобный авторитет может быть как неформальным, так и формальным. Авторитет институционализируется в общинах, где есть нужда координировать разнообразные служения, а также сохранять аутентичность традиции. В общинах же духовно слабых или духовно угасающих укрепление авторитета становится единственным средством сохранения их от распада и уже не служит передаче духовного опыта и полноты веры. Это создает питательную почву для авторитаризма. "Внешняя авторитарность в религии есть окостенение церковности, своевольный же мистицизм есть ее разложение; нам не нужно ни того, ни другого, а вместе с тем нужно и то, и другое: как церковный авторитет, так и личная мистика " (о. С.Булгаков).

Если власть есть осуществление принуждения против воли индивида или группы, то авторитет – это тот подтип власти, при котором люди с готовностью подчиняются приказам, поскольку считают осуществление власти легитимным. М. Вебер различал легально- рациональный, традиционный и харизматический авторитет. Легально-рациональный авторитет предполагает подчинение формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных процедур. Следование квазилегальным нормам в формальных бюрократиях является типичным примером данного авторитета. В противоположность этому, следование традиционному авторитету предполагает принятие правил, которые воплощают обычаи и древнюю практику. В случае харизматического авторитета приказам подчиняются потому, что последователи верят в экстраординарные свойства своего лидера, чей авторитет выходит за пределы обычной практики. Всякий режим, который пользуется минимальной общественной поддержкой в качестве «правительства де- факто », имеет, с точки зрения Вебера, некоторые основы легитимности, даже если этот режим в значительной степени полагается на силу. В современной социологии понятие авторитета часто используется для обозначения влияния, которым пользуется руководство, что не соответствует первоначальному смыслу термина. В социальной психологии он используется в области исследования динамики малых групп при определении влияния группы на индивидуальные убеждения и поведение.

Значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой-то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос., религиозном, научном и т.д. Особо устойчивые и часто упоминаемые А. обычно именуются “классикой”. А. принадлежит определенной человеческой личности, но А. личности имеет своим последним основанием не подчинение и отречение от разума, а осознание того, что эта личность превосходит нас умом и остротой суждения. “ Авторитет покоится на признании и, значит, на некоем действии самого разума, который, сознавая свои границы, считает других более сведущими. К слепому повиновению приказам этот правильно понятый смысл авторитета не имеет вообще никакого отношения. Более того, авторитет непосредственно не имеет ничего общего с повиновением, он связан прежде всего с познанием ” (Х.Г. Гадамер). Признание А. всегда связано с допущением, что его суждения не носят неразумно-произвольного характера, а доступны пониманию и критическому анализу. Существенное значение проблеме А. и его роли в мышлении придает философская герменевтика. Две крайние позиции в отношении А. - авторитарность и антиавторитарность. Первая придает преувеличенное или даже решающее значение суждениям А. и тем самым противопоставляет его разуму; вторая отрицает необходимость к.-л. А., считая, что человек должен полагаться только на свой разум, но никак не на мнения др. людей. Авторитарным являлось, напр., средневековое мышление, которое всегда начинало с классического текста: Библии, патристики, созданной ею философии и т.д. “Средневековый философ постоянно обращается за подтверждением всех своих мнений к библейскому или патристи-ческому авторитету, непрерывно цитирует христианскую классику, переписывая нередко вместо доказательства целые страницы древних текстов. Степень подобия своего мнения мнениям древних есть для него степень истинности этого мнения” (Г.Г. Майоров). Антиавторитарным являлось мышление эпохи Просвещения, прямолинейно разграничивавшее “А. разума” и “А. людей”, истолковывая последний как противостоящий разуму. А. необходим, в т.ч. и в теоретической сфере. Возможности отдельного человека ограниченны, далеко не все он в состоянии самостоятельно проанализировать и проверить. Во многом он вынужден полагаться на мнения и суждения других. Вместе с тем ссылка на А., на сказанное или написанное кем-то не относится к универсальным, эффективным во всех аудиториях способам обоснования (см.: Аргументация контекстуальная). Суждение А. должно приниматься не потому, что оно высказано “тем-то”, а в силу того, что сказанное представляется правильным. Слепая вера во всегдашнюю правоту А. плохо совместима с поисками истины, добра и красоты, требующими непредвзятого, критичного ума. Обычная ошибка, связанная с А., - смешение эпистемического А., т.е. А. знания, с деонтическим А., А. должности. Именно такого рода смешение допустил, напр., св. Игнатий Лойола, основатель Ордена иезуитов, потребовавший в известном письме к португальским отцам церкви, чтобы они “подчинили свой разум вышестоящему лицу”, т.е. деонтическому А. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979; Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988; ИвинА.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

(лат. auctoritas - власть, влияние) - значимость, которой обладают люди и предметы, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле. Принято говорить о возможности обладания нравственным, политическим, религиозным и т.д. А. С.Ю. Солодовников

(лат. autoritas - власть, влияние). - 1. Форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, к-рое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации (т. наз. носители А., к-рых также иногда именуют «авторитетами»). 2. Отношение, возникающее между носителями А. и массой остальных людей. В зависимости от сферы общественной жизни, в к-рой проявляется А., и способа, каким осуществляется влияние на людей, различают экономический, правовой, политический, духовный, моральный, профессиональный, научный и др. виды А. Об-во, указывает Ф. Энгельс, не может существовать без различного рода А., иначе оно превратилось бы в нечто аморфное, хаотическое. В жизни первобытного об-ва большое значение имел А. старейшин. С возникновением классов первоочередную роль начинает играть политический и правовой А. государства, опирающийся на насилие и различные формы экономического принуждения. В сфере идеологии А. наделяются санкционированные господствующими классами идеи, учения, догматы. В религии абсолютным авторитетным началом является бог, за идеей к-рого в действительности скрывается духовный А. господствующего класса. Особую роль в жизни об-ва занимает нравственный авторитет -это духовная власть над сознанием людей, к-рой обладают лица и организации в силу присущих или приписываемых им моральных достоинств. Естественно, что сами эти достоинства толкуются в зависимости от интересов того или иного класса. Для совр. буржуазного сознания характерны две тенденции в толковании А. С одной стороны, это авторитаризм - провозглашение безусловной веры в непогрешимость носителя А., и слепое повиновение ему; в этом отношении особенно характерна фашистская идеология «вождизма». С др. стороны, широко распространены настроения крайнего нигилизма - отрицание значения всякого, в т. ч. и морального, А. в жизни об-ва во имя «абсолютной свободы личности». Эти две лишь внешне противоположные, а на самом деле взаимосвязанные тенденции присутствуют в различных буржуазных философских теориях, у философов разных стран (Ницше, Бергсон, Ясперс). Коммунистическая нравственность исходит из того, что подлинный моральный А. можно завоевать лишь последовательным служением интересам народа, его нельзя декретировать свыше. Такому А. в корне противоположен культ личности - вера в непогрешимость отдельных авторитетных лиц и слепое следование их воле. А. должен основываться на трезвой оценке деятельности лиц и организаций. А. коммунистических партий и их общепризнанных руководителей в массах основывается на их ведущей роли в борьбе за освобождение трудящихся.

(от лат. auctoritas власть) - значение или влияние, которое могут иметь люди, вещи, не нуждаясь в постоянном подтверждении этого значения, в доказательстве его на деле. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об авторитете религиозном, политическом, научном и т. д.

(лат. autoritas - достоинство, сила, власть) - общепризнанное значение, влияние, к-рым пользуется к.-л. лицо, система взглядов или организация в силу определенных качеств, заслуг. В зависимости от сферы и способа влияния различают А. политический, моральный, научный и т. д. А. выступает и как один из способов осуществления власти. В совр. немарксистской философии существуют две противоположные тенденции в толковании А.: авторитаризм (проповедь абсолютной непогрешимости носителя А.), в крайних своих формах проявившийся в идеологии фашизма (культ фюрера), или нигилистическое отрицание любого А., анархистская проповедь “абсолютной свободы личности”. Как средство поддержания дисциплины А. присутствует в любой деятельности людей в производстве, управлении и др. сферах общественной жизни. Реальное социальное содержание А. зависит от конкретных исторических условий, характера деятельности. В условиях социализма он должен завоевываться бескорыстным служением народу, стране, упорным трудом, глубоким знанием дела. А. не имеет ничего общего с культом личности. Необходимыми условиями, позволяющими предотвратить превращение А. в культ личности, служат развитие социалистической демократии, создание социалистического правового государства. Проблема А. тесно связана с научным решением вопроса о роли народных масс и личности в истории.

Случалось ли вам наблюдать такую картину, когда уважаемый всеми начальник интересовался мнением рядового сотрудника и выслушивал его советы с большим вниманием? Или обратную ситуацию, в которой подчиненные беспрекословно выполняли все распоряжения вышестоящего руководителя даже в ущерб своим интересам?

С точки зрения психологии во всех этих случаях определяющим фактором послушания является непререкаемый авторитет. Иногда такой авторитет, лишенный рациональной основы, может принимать гипертрофированные формы, выражающиеся в культе личности или поклонении «живым богам».

В психологии есть следующее определение авторитета: это признание, уважение, выказываемое окружающими индивиду за его опыт, знания, личностные характеристики и влияние на решение проблем . С точки зрения менеджмента такое определение не совсем корректно, так как отсутствует статус или привязка к иерархической структуре, поэтому важным элементом является обладание властью и ее инструментами. Влияние авторитета может быть абсолютным и безграничным, и маркетологи прекрасно об этом осведомлены: вспомните, сколько раз вы покупали товар, который рекламировал известный актер, игравший роли успешных людей.

Для оценки влияния этого феномена на психику человека американские ученые провели занимательный эксперимент: на пешеходном переходе под запрещающий знак светофора на проезжую часть выбегал дорого одетый человек и начинал переходить на другую сторону. Статистика показала, что вслед за ним начинали движение примерно 60% наблюдаемых, при этом они были совершенно уверены в своей безопасности.

Возможно, этот человек был хорошим бизнесменом, но вот экспертом по части безопасности дорожного движения вряд ли, однако никому из опрошенных эта мысль в голову не пришла. Ученые сделали вывод, что люди дают «кредит доверия», руководствуясь внешними атрибутами, а не действительными заслугами индивида.

Классификация явления с точки зрения психологии

Определение, которое дал феномену известный психолог , предполагает существование рационального и иррационального авторитета. Первый представляет собой доверие компетентности другого человека, которое он на деле должен подтвердить. Второй вид основывается только на высоком социальном статусе, а доверие подменяется страхом. Девиз «Начальник всегда прав, а если не прав, то смотри пункт 1» наглядно демонстрирует подход к управлению в случае иррационального авторитета.

Исследованию авторитета посвящено множество трудов, существует довольно много состоятельных теорий, объясняющих механизм действия феномена. Однако до сих пор специалисты не сошлись во мнении, как же правильно классифицировать данное явление. С точки зрения психологии наиболее важными являются следующие виды авторитета:

  • Внутренний авторитет. Подразумевает существование внутренней убежденности в правильности принимаемых решений, компетенции как специалиста. Феномен свойственен волевым людям, часто занимающим высокое положение в обществе.
  • Эмоциональный авторитет предполагает внутреннюю зрелость и спокойствие. Для людей, обладающим этим феноменом, характерно умение ладить с окружающими и выстраивать взаимоотношения с людьми по типу «вдохновитель – последователь». Очень редко внутренний авторитет и эмоциональный могут сочетаться, обладающие таким уникальным феноменом люди становятся лидерами.
  • Профессиональный авторитет – характеризует компетентность специалиста.
  • Общественный – авторитет народа, государства.
  • Индивидуальный – характеризует отдельную личность.

Особое внимание психологи уделяют ложному авторитету, который может принимать самые разнообразные формы. Наиболее интересен псевдоавторитет подавления; проявляясь в крайних формах, он может порождать мышление и чувство безнаказанности у руководителя. Дистанцизм и отстраненность от окружающих, придающие некую ауру загадочности и важности, также могут создавать ощущение авторитета.

Как добиться признания

Многие люди, особенно недавно влившиеся в коллектив, задаются вопросом: «Как завоевать авторитет в коллективе?» Существует несколько простых правил, соблюдая которые вы сможете добиться желаемого результата.

Во-первых, стоит постараться произвести благоприятное впечатление на коллег, а особенно на неформального лидера; правильно выстроенные отношения с ним – один из важных факторов вашего выживания на новом месте. Во-вторых, стоит постепенно завоевывать доверие коллег, проявляя тактичность и профессиональную компетенцию.

После того как вы почувствовали себя «уютно» в новом коллективе, освоились с обязанностями, стоит приступить к третьему этапу – добиться повышения своего авторитета в глазах непосредственного руководителя; в этом вам помогут положительные отзывы коллег и отсутствие нареканий по работе.

Не стоит пренебрегать небольшими торжествами, днями рождения сотрудников или корпоративными семинарами – неформальное общение творит чудеса! Главное правило – не стоит смешивать личную жизнь и работу, слишком близкие контакты с коллегами могут помешать вашему восхождению по карьерной лестнице.

Как поднять авторитет, если в коллективе вы уже давно, а признание коллег вас обходит стороной? Стоит тщательно проанализировать причины сложившейся ситуации: возможно, что причина совсем не в вас и просто следует сменить место работы.

Но если вы руководитель, то вопрос «Как повысить авторитет в коллективе?» для вас актуален как никогда. Коучеры предлагают прибегнуть к таким методам, как формирование хорошей репутации, компромисс, манипуляции, и соблюдать спокойствие буддиста.

Земля слухами полнится, поэтому ваша репутация всегда будет ценным капиталом; стоит заботиться о ее сохранении и улучшении, это ваша инвестиция в будущее. Спокойствие, уравновешенность – самые ценные свойства руководителя, со временем сотрудники оценят все плюсы спокойного руководителя.

Еще одно оружие на пути к авторитету – умелые манипуляции; главное – использовать этот инструмент разумно и с толком. Научитесь излучать уверенность в себе, овладейте искусством общения, взаимодействуйте с людьми, будьте принципиальны – и вы добьетесь признания и уважения коллег. Автор: Наталья Иванова

"Он пользуется авторитетом". "Ты в авторитете". "Ты - мой авторитет". Какие знакомые фразы. Прибегая к ним, мы и не задумываемся, что значит это слово. А давайте сегодня и поговорим о признаках авторитетности более подробно. Рассмотрим данное понятие и выясним, как же достигается авторитет.

Понятие

Авторитет имеет несколько смыслов. В широком понимании слова это значимость и основанная на нем власть. В более узком - побуждающее действие к признанию главенства, благодаря каким-либо выдающимся заслугам.

Кто такой авторитет?

Авторитетный человек - это тот, за кем признаны какие-либо умственные заслуги, его моральные качества, выдающиеся достижения в той или иной области. Важным критерием является ненасильственное влияние авторитета на общество.

Виды авторитета

    Должностной. Определяется служебным положением человека, занимаемой им должностью.

    Моральный. Зависит от личностных качеств.

    Профессиональный. Его основой служит компетентность специалиста в своей отрасли деятельности.

    Коллективный. Его скорее можно отнести к армейской и военной службе.

    Индивидуальный. Зависит от отдельной личности, которая и является его носителем.

    Истинный. Основан на высоких моральных качествах того, кто завоевывает данный вид авторитета. Действия в соответствии с нормами морали - основной критерий такой личности.

Ложный авторитет

Если есть истинный авторитет, значит, должен быть и мнимый. Или ложный. Авторитетный человек - это тот, который стремится завоевать истинный авторитет. Потому что ложный выглядит смешно и убого. У носителя нет чувства удовлетворения от данного статуса.

    Авторитет расстояния. Выражается в необходимости всегда и все знать и контролировать, не давая никому расслабиться даже на расстоянии. При этом человек предпочитает держаться отстранено от всех, являясь для людей чем-то недоступным и загадочным.

    Авторитет чванства. Человеку с данным подвидом ложного авторитета обычно наплевать на других. Он не вникает в чужие нужды и просьбы, всем своим видом показывая, как окружающие ничтожны. И только он - значимая фигура.

Как сформировать навык?

Формирование данного навыка требует постоянной работы над собой и пересмотра своей прежней жизненной позиции. Приходится избавляться от старых привычек, выходить из зоны собственного комфорта и прощаться с людьми, тянущими вас "вниз".

В общем, как в любой другой работе, в труде над собой нельзя лениться и сидеть на месте, откладывая начало новой жизни на завтра.

Итак, с чего начинается формирование навыка? Первый этап - постановка цели. Нужно твердо решить, какова ваша конечная цель, чего вы хотите.

Простой пример. Человек решил похудеть и перейти на правильное питание. Но в семье его не понимают, подшучивают по этому поводу и постоянно предлагают съесть бутерброд с маслом и сыром, а не страдать ерундой. Человеку тяжело психологически, отказ от привычного - всегда стресс. И понятно, что на первой стадии обязательна поддержка. А здесь ее нет, скорее наоборот.

Что делать в этой ситуации? Отойти от своего привычного окружения и найти единомышленников. Например, зарегистрироваться на форуме здорового питания или выбранной диеты. Можно пойти в спортивный зал и завести друзей.

Вторая ступень

Со временем достижение поставленной цели входит в привычку. Человек спокойно встает по утрам на пробежку, может отказаться от бутерброда без зазрения совести. Ему не важно, что о нем думают. Человек идет к своей цели. Вполне возможно, что близкие, глядя, с каким упорством человек идет к своей цели, начнут тянуться за ним. Так зарождается авторитет.

Вместо посиделок за вечерним ужином вся семья отправляется на прогулку. Выходные проводят не перед телевизором, а на лыжах/коньках/велосипедах, в зависимости от времени года. Друзья замечают изменения и начинают присоединяться к этой семье. Формируется коллектив единомышленников.

Третья стадия

Закрепление авторитета. Человек увлечен здоровым образом жизни. Он начинает тщательно изучать эту тему. Более углубленно разбираться в ней. Например, подбирает упражнения, которые можно выполнять с различными травмами, способен самостоятельно составить диету.

Авторитет руководителя

    Быть вежливым со своими подчиненными, но соблюдать дистанцию в отношениях. Для людей не станет авторитетом вечно недовольный начальник, позволяющий себе повысить голос из-за любой мелочи. Подчиненные промолчат, но внутренний "саботаж" не заставит себя долго ждать.

    Не позволять садиться себе на шею. Другими словами, сохранять расстояние в отношениях "начальник - подчиненный".

    Авторитетный человек - это тот, который разбирается в своей деятельности. Начальник должен знать работу от и до. Потому что подчиненный сможет со спокойной душой подойти к нему в случае возникновения проблемы, зная, что помогут, подскажут и не накричат. К такому руководителю приятно идти, его приятно слушаться и выполнять данные поручения.

    Существуют правила для всех. И никто их не нарушает. То есть, если в организации запрещено выходить курить и за это штрафуют, руководитель не стоит на крыльце с сигаретой. Правила есть правила.

    Исключить эффект маятника. Сегодня начальник хочет, чтобы работа выполнялась по одному алгоритму, а через два дня он в корне меняет систему. Вряд ли подчиненные будут уважать человека, у которого семь пятниц на неделе.

    У руководителя существуют обязательства перед подчиненными. И их нужно выполнять. Не стоит брать на себя невыполнимую миссию.

Авторитетные качества

  1. Знания. Людей уважают за их знания и умение понимать ту или иную отрасль "от волос до кончиков ногтей".
  2. Мудрость. Мудрец сумеет дать важный совет и рассмотреть ситуацию под правильным углом.
  3. Отзывчивость. Умение прийти на помощь в сочетании с двумя пунктами, изложенными выше, оказаться рядом в нужный момент - ключ к тому, чтобы люди уважали и тянулись.
  4. Доброта. Можно быть и умным, и мудрым, но использовать эти навыки так, будто окружающие люди - ничтожные червяки. Будут ли уважать такого мудреца и умника?
  5. Волевые качества. Мы пришли к тому, с чего начали. Работа над собой и достижение поставленных целей - пример для окружающих.

Мировые авторитеты

По данным 2017 года, самый богатый и самый авторитетный человек в мире - Джефф Безос. Он является основателем онлайн-ретейлера Amazon.

Второе место в этом "хит-параде" занимает известный всему миру Билл Гейтс.

Третья строчка отдана инвестору Уоррену Баффету.

И закрывает великолепную пятерку Марк Цукерберг - создатель самой популярной социальной сети Facebook.

Заключение

Авторитет - это отработанный навык. Не нужно думать, что его невозможно добиться. Возможно - в том случае, если постоянно работать над собой. Люди тянутся к сильным и незаурядным личностям, умеющим разбираться в проблемах досконально.

  • Авторитет (нем. Autorität, от лат. auctoritas - «власть, влияние») - в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком - влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.

    Авторитет заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта.

    Римляне называли признанную за их городами власть auctoritas. Говорится также о вере в авторитет (лат. Argumentum ad verecundiam - «обращение к авторитету»), которая бывает основана на доверии к мнению или знанию другого лица.

    В отличие от принуждения, базирующегося на реальном или символическом насилии, влияние авторитета основано на добровольном подчинении. Обязательным условием является легитимность источника авторитета. В соответствии с концепцией М. Вебера, авторитет может освящаться тремя источниками:

    Рационально обоснованная законность;

    Аффективная законность, основанная на харизме лидера.

    Необычное открытие было сделано учёными из университета Лидса. Они провели серию экспериментов: добровольцев попросили бродить по большому залу, не разговаривая друг с другом. Среди участников выбирали несколько человек, которым давались более чёткие инструкции, какого маршрута следует придерживаться. Опубликованный отчёт продемонстрировал, что задать направление группе людей численностью не менее 200 человек может «информированное меньшинство», составляющее всего лишь 5 %. Оставшееся «стадо» бессознательно следует за лидерами. В этом наблюдаются чёткие параллели с поведением групп животных, утверждают исследователи. В ходе экспериментов испытуемые вырабатывали общее решение, хотя им не разрешалось ни разговаривать друг с другом, ни общаться при помощи жестов. В большинстве случаев участники эксперимента даже не осознавали, что их кто-то ведёт.

    Нынешняя работа перекликается с исследованием учёных из Утрехтского университета. Они доказали, что большинство людей предпочитает следовать за лидером, даже если проводник «сам не знает, куда идти».