1517 Выступление Мартина Лютера

Монах и профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546) стал инициатором Реформации в Германии. 31 октября 1517 г. на воротах приходской церкви он вывесил свои «95 тезисов», в которых осуждал идеи о связи между взиманием денежной платы и отпущением грехов. Он замахнулся и на догматы католической церкви. Если католицизм учил, что мирское и духовное противоположны, то Лютер утверждал, что благодать Бога приходит и в мирской жизни к человеку, если он честно трудится, исполняет свои обязанности и верен своему призванию. Всякий труд угоден Богу, а священник – это не посредник между прихожанином и Богом, а лишь примерный христианин, направляющий паству к спасению. Лютер считал, что «человек спасает душу не через Церковь, а через веру». В 1519 г. в Лейпциге на диспуте с доктором Экком он пошел дальше – выразил сомнение в праведности и непогрешимости пап, опровергал догмат божественности личности папы. На следующий год папа Лев X предал Лютера анафеме, в ответ Лютер сжег на костре буллу об отлучении его от церкви и призвал дворянство немецкой нации к борьбе с папством. На сторону Лютера против папы встал курфюрст Саксонии Фридрих Мудрый и множество других людей. Власть папы была огромна, не раз Лютеру грозил костер, но политическая ситуация в Германии не позволяла папе легко расправиться с Лютером, как веком раньше Рим расправился с богемским бунтарем Яном Гусом.

На стороне Лютера оказались как гуманисты, боровшиеся против всесилия Рима в духовной сфере, так и германские националисты, стремившиеся к тому, чтобы Германия шла своим путем национального развития. Вскоре Германия оказалась расколотой на два лагеря – сторонников Лютера и сторонников папы. Тем временем Лютер резко изменил свою жизнь, он перевел на немецкий язык Библию, перестал быть монахом, выступил против целибата священнослужителей и сам в 1525 г. женился на бывшей монахине Каталине, ставшей матерью его шестерых детей. Лютер осуществил подлинную церковную реформу, осудил богатство церкви, ненужную, по его мнению, роскошь храмов. Он призывал к апостольской бедности и простоте, признавал только два таинства: крещение и причащение. Лютер был высокообразованным человеком, благодаря ему немецкий язык и музыка получили толчок в развитии.

Из книги Всемирная история. Том 3. Новая история автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЕРВАЯ Общее положение Германии в 1517 г. Индульгенции. Первые шаги Лютера. Избрание императора. Первый сейм при Карле V, в Вормсе. Лютер на сейме и Вормсский эдикт. 1517 – 1521. Положение Европы около 1500 г.Представителем высшего светского сана в христианском мире, римским

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

5. Выступление Италии. Германские успехи летом 1915 г. Выступление Болгарии Так окончательно конституировался блок четырех держав, на которых легла тяжесть борьбы с Антантой. Это число уже больше не увеличивалось до конца войны.Когда кончался 1915 год, все эти четыре державы

Из книги Ключ Соломона [Код мирового господства] автора Кассе Этьен

Кризис в Европе. Раскол Лютера Однако планам масонов в очередной раз не суждено было осуществиться. Внезапно на католическую Европу налетел шквал, имя которому Реформации. Историки трактуют Реформацию весьма однозначно - как восстание против католицизма. Однако все ли

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Мартин i, папа, 649 г. - Римские соборы против монофелитов. - Покушение экзарха Олимпия на жизнь Мартина. - Феодор Каллиопа силой увозит папу, 653 г. - Смерть Мартина в изгнании. - Евгении, папа, 654 г. Борьба с монофелитами была в полном разгаре, когда умер Феодор, и его

автора

95 ТЕЗИСОВ МАРТИНА ЛЮТЕРА Мартин ЛютерВ начале XVI в. папская курия, несмотря на все удары, которые она испытала за последние сто лет, продолжала политику усиления своей сугубо светской власти в Италии. Безудержное обогащение по-прежнему являлось главной целью церковных

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

УБИЙСТВО МАРТИНА ЛЮТЕРА КИНГА И РОБЕРТА КЕННЕДИ Мартин Лютер Кинг Роберт КеннедиВ 1968 г. Америка была потрясена сразу двумя громкими убийствами. Убиты были люди, олицетворявшие собой чаяния значительной части жителей США. Не исключено, что оба они в ближайшем будущем

Из книги Англосаксонская мировая империя автора Тэтчер Маргарет

«Народ Америки заражен идеалами демократии» (Из выступления Р. Рейгана по случаю дня рождения Мартина Лютера Кинга. Вашингтон, 15 января 1983 года) Добро пожаловать в Белый дом в этот торжественный день! Несколько часов назад выступая по радио, я говорил о личности доктора

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

6.5.1. Девяносто пять пунктов Мартина Лютера В октябре 1517 г. монах и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546) прибил на дверях местного собора свиток с девяноста пятью тезисами, в которых содержалась программа реформирования католической церкви.

Из книги История Антисемитизма. Эпоха Веры. автора Поляков Лев

Германия после Лютера О немецких евреях XVI века рассказывать весьма нелегко. Загнанные и несчастные, они вели незаметную жизнь в ту самую эпоху, когда их испанские и португальские единоверцы, временно надевшие на себя христианские маски, мощно утвердились на финансовых

1517 год. Попытка создания Русско-тевтонского союза... March 1st, 2015

Оригинал взят у slovenorus14 в 1517 год. Попытка создания Русско-тевтонского союза... Вид столицы Пруссии - Кенигсберга. Фрагмент гравюры XVI века.

1517 год. 24 февраля в Москву из Кенигсберга прибывает посланник магистра Тевтонского ордена Альбрехта - Дитрих Шонберг. После нескольких недель переговоров Василий III решает заключить с Орденом договор о союзе против Польши.

Переговоры продолжались до 10 марта, и, наконец, договорная грамота в двух экземплярах была подписана, «и Шимборка [Шонберг] на грамотах... крест целовал», который он привез специально для этой цели.

В грамоте говорилось: "По божией воле и по нашему жалованью мы, великий государь Василий, божиего милостию царь и государь всея Руси и великий князь владимирский и проч., дали есьмы сию свою грамоту Альбрехту, немецкого чина высокому магистру прусскому, на то, что к нам прислал своих послов бить челом о том, чтобы нам его жаловать и беречь и на своего бы недруга, на короля польского и великого князя литовского. И мы пожаловали, во единачестве есьмы его с собою учинили и за него и за его землю хотим стоять и оборонять его от своего недруга, от короля польского".

цитируется по: С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Том 5. Часть 2. Глава 2

Условия союза с Московским государством были для Альбрехта Прусского довольно жесткими. Василий III обещал дать Ордену деньги для найма и содержания 10 тысяч пехотинцев и 2 тысяч кавалеристов. Однако деньги полагалось выплатить только после того, когда Альбрехт начнет военные действия, освободит свои города и «потщитца на Польскую землю ити, и наипаче к сердцу Польские земли, еже есть Кракову».

В последующие годы Альбрехт несколько раз пытался предпринять дипломатические маневры с целью получить деньги, но в войну не вступать. Однако Москва настаивала на строгом соблюдении условий договора и денег не платила.

Поддерживая союзника и пытаясь склонить его к началу военных действий, Василий III организовал рейд небольшого войска под Витебск и Полоцк. После этого Альбрехт все же решился выступить. Однако его войска после некоторого незначительного успеха стали быстро терпеть поражение, и он предпочел 5 апреля 1521 г. подписать с польским королем Сигизмундом четырехлетнее перемирие. Тевтонский орден был преобразован в светское Прусское герцогство.

Русские деньги в орденскую казну так и не попали.

История в лицах

Альбрехт Бранденбургский-Ансбах (Albrecht von Brandenburg-Ansbach) 1490 —1568, — последний великий магистр тевтонского ордена, первый герцог прусский -великому князю Московскому Василию III.

«Прошу убо смиреннейше, чтоб величество ваше... к начатию кованиа, или приготовления денег пятьдесят тысяч гривенок серебра чистого во Псков послал… чтоб двадесят их достойны были золотово ренского».

Альбрехт пытался убедить Василия III в необходимости прислать деньги ранее условленного срока, под предлогом того, что на перечеканку русских серебряных монет в немецкие («кование денег») потребуется время.

Русские были непреклонны. И немцы денег не получили.

Реальные боевые действия Тевтонцев против Польши начались только в 1520 г. Русские посланники- наблюдатели И. Харламов и В. Белый, которым было поручено выплачивать немцам деньги по договору, так передавали в Москву слова Альбрехта:

“Ныне король меня задрал, и яз хочю за Пречистые земли стояти, сколко мне Бог поможет. А ныне, сказывают, король полской пришел под мой городок под Зулд, от Королевца [Кенигсберга] полсемдесят верст, а с ним людей с восемь сот человек, и староста жомотцкой, сказывают, при нем”… И магистр... пошел против его, а нас взял с собой, а говорил нам: вы пойдите со мною да то увидите, как яз государю царю всея Руси учну служити».

P.S. К сожалению, ни этот договор, ни последующие попытки наладить отношения Руси/России с германскими государствами, так и не привели к созданию полноценного военно-политического союза. Вместо этого Русские и немцы очень часто становились врагами на радость силам, враждебным, как России и Германии, так и всей европейской, христианской цивилизации...
Но история продолжается, и вполне возможно, что ещё будут новые, на этот раз долговременные и прочные, союзы и новые пакты, делящие Европу между двумя великими Народами, которые возродив свои Великие Державы, вместе установят в Европе и мире новый порядок, основанный на нашей национальной и религиозной Традиции, а не на, чуждых европейским народам, либеральных "ценностях".

Выступление Мартина Лютера принесло не только церковное обновление, но и полтора столетия религиозных войн. Фото Reuters

Ренессанс, которому покровительствовали Римские папы, превратил Рим в крупнейший центр искусств. Блеск Святого престола впечатлял многих европейских гуманистов, однако далеко не все христиане разделяли это восхищение. Одним из недовольных стал доктор теологии из Саксонии, монах ордена святого Августина Мартин Лютер. 500 лет назад, не дождавшись от архиепископа Майнца ответа на свое письмо с приглашением к дискуссии о практике индульгенций, он решил предать его огласке. Последующие события перевернули историю западного христианства и всей Европы.

Один из самых влиятельных персонажей в христианской истории родился в 1483 году в Айслебене в семье бюргера Ганса Лютера и его жены Маргариты. Он получил степень магистра свободных искусств в 1505 году и принял монашеский обет годом позже, а в 1507-м стал священником. В 1511 году Лютер по делам ордена посетил Вечный город в папство Юлия II, начавшего постройку собора Святого Петра и правившего папской областью в духе Цезаря. Увиденное в столице западного христианства он позже малопочтительно называл «пышностью», и эта поездка избавила его от благоговения перед Святым престолом. В 1512 году он стал доктором теологии.

Именно строительство собора Святого Петра, а также расточительство Льва X послужило косвенной причиной выступления Мартина Лютера против папы. В 1517 году доминиканец Иоганн Тецель, которому была поручена продажа индульгенций, призванных пополнить опустевшую римскую казну, проявил на этом поприще чрезмерное рвение: именно против его проповеди, обещавшей отпущение грехов за финансовую компенсацию в пользу Святого престола, были направлены знаменитые 95 тезисов, якобы прибитые Лютером 31 октября 1517 года к воротам Замковой церкви Виттенберга.

В 1961 году исследователь истории Реформации Эрвин Айзерлоу установил, что документальных свидетельств того, что Мартин Лютер с молотком и гвоздями появился у церковных дверей, нет: об этом писал только его сподвижник Филипп Меланхтон, который не мог быть очевидцем этого события: он попросту еще не жил в Виттенберге. Сам же Лютер писал только о том, что отправил в этот день тезисы архиепископу Майнцскому.

Событие поначалу показалось Святому престолу всего лишь очередным богословским спором - но это было не так. В 1519 году на диспуте в Лейпциге Лютер высказывает сомнения в непогрешимости папы, называя Писание единственным источником божественной истины. В 1521 году он публично сжигает буллу Льва X об отречении его от Церкви. Легендой, по всей видимости, являются и слова «на сём стою и не могу иначе», сказанные Лютером после Вормсского рейхстага 1521 года, которые принесли ему народную поддержку. Но это не отменяет значимости последовавших за этим событий: в раздробленной Германии, которую папы воспринимали как вотчину, широкое движение сопротивления папской власти поддержала и знать, и простолюдины. Церковь Льва X не смогла справиться с учением саксонского монаха, как до того – с гуситами в Богемии и последователями Уиклифа в Англии.

Богословский трактат превратился в манифест, открывший в Европе новую эпоху – эпоху Реформации. Борьба за веру будет вестись еще почти полтора столетия и завершится Тридцатилетней войной, по итогам которой Церковь окончательно уйдет с политической арены, уступив на ней место суверенным государствам.

С 1514 года Мартин Лютер (1483-1546) был проповедником в городской церкви Виттенберга. Среди прихожан он пользовался популярностью за свое завидное красноречие. Он часто сидел в своем кабинете, погружённый в чтение Библии. Лютер надеялся, что Священное Писание поможет ему прояснить, в каких отношениях друг с другом пребывают человек и бог. Для римской Церкви эти отношения были абсолютно ясны: бог обращается к человеку через Папу Римского и далее, в соответствии с церковной иерархией, через епископов и священников, назначенных святым отцом. Тем самым римская Церковь наделяла себя монопольным правом на толкование Библии. Более того, Ватикан оставлял за собой и право наказывать тех, кто, по его мнению, нарушал библейские нормы.

95 тезисов – критика внутрицерковных злоупотреблений

Мартин Лютер по-новому истолковал Евангелия Нового Завета, предложив совсем иную христианскую парадигму. Он полагал, что никакого "апостольского посредничества" в отношениях между богом и человеком быть не может. Лютер считал, что источником веры может быть исключительно Библия, то есть отдавал первенство Священному Писанию перед Священным Преданием.

Далее Лютер утверждал, что спасение для вечной жизни возможно лишь по божьей милости, высшим выражением которой была спасительная миссия Христа. Причём эта божья благодать является даром, который нельзя заслужить никакими делами и поступками. Наконец, Лютер был уверен, что главной предпосылкой для спасения является искренняя вера во Христа, которая сама по себе тоже является даром божьим. Человек, однако, обладает свободной волей и потому может отвергнуть этот дар.

А началась вся эта "реформация" в результате того, что во всей Европе махровым цветом расцвела торговля индульгенциями. Вырученные деньги должны были пойти якобы на строительство нового собора в Риме и на поддержание роскошной жизни Папы Римского Льва Х (1475-1521), который всегда нуждался в деньгах.

Составляя свои знаменитые 95 тезисов в кабинете в Виттенберге, Лютер собирался, собственно, лишь способствовать искоренению злоупотреблений внутри Церкви. У него и в мыслях не было вступать в конфликт с Папой Римским, и уж тем более - учреждать собственную Церковь. Именно поэтому записанные 31 октября 1517 года тезисы он не прибил к воротам дворцовой церкви Виттенберга, как гласит предание, а разослал друзьям "для обсуждения". Тогда он был еще не революционером, а простым монахом, озаботившимся спасением душ своих прихожан. Реакция на тезисы, очень быстро получившие широкую известность, превратила обыкновенного монаха, пытавшегося противостоять злоупотреблениям в Церкви, в революционера, взбудоражившего средневековый мир настолько, что это повлияло на всю дальнейшую судьбу Европы.

Государственная опала - Лютер не отказывается от своих тезисов

Папа Римский Лев Х прилагал все усилия, призывая непокорного монаха к порядку. Он предавал Мартина Лютера анафеме, отлучил его от Церкви и даже добился осуждения Вормсским рейхстагом в апреле 1521 года – всё напрасно. В Вормсе Лютер не отказался от своих тезисов. В результате рейхстаг принял свой "Вормсский эдикт", подвергавший Лютера государственной опале, то есть ставивший его вне закона.

Спасаясь бегством от инквизиции, Лютер мог рассчитывать не только на помощь сочувствовавшего ему населения, но и на поддержку со стороны курфюрста Фридриха III Саксонского (1463-1525), не зря прозванного "Мудрым". По его распоряжению, Лютера должны были укрыть - но так, чтобы даже сам курфюрст не знал, где пребывает мятежный богослов. Так Лютер под именем "юнкера Йорга" оказался в Вартбурге, где занялся переводом Нового Завета на немецкий язык.

Учение Лютера очень быстро распространялось по всему европейскому континенту. Но и конфликт с католической церковью, как теперь стала называться папская Церковь с центром в Ватикане, приобретал все более кровавый характер. Обе стороны начали вооружаться. В итоге этот религиозный конфликт вылился в Тридцатилетнюю войну (1618-1648), по завершении которой в Германии, а затем и других европейских странах, католическая и лютеранская доктрины были признаны равноправными.