- Анна Владимировна, многие дети младшего школьного возраста испытывают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками: кого-то не любят, с кем-то не хотят дружить. Как помочь ребенку самоутвердиться в коллективе? Как завоевать авторитет у одноклассников?

Родители должны понимать, что их собственные желания не всегда совпадают с желаниями их ребенка, поэтому для начала давайте определимся, чего именно мы хотим добиться. Во-первых, нельзя забывать, что слово «самоутверждение» имеет негативное значение: подразумевается, что самоутвердиться нужно за счет чего-то или кого-то. Для ребенка гораздо важнее найти друзей, научиться общаться со сверстниками, завоевать определенное уважение у одноклассников. Во-вторых, дети не обязаны завоевывать авторитет, это скорее желание их родителей - чаще всего именно родителям хочется, чтобы их ребенок завоевал авторитет среди сверстников, причем завоевал его с помощью само-утверждения (в негативном смысле этого слова), а не в виде круга общения, в котором будут ценить мнение их ребенка и прислушиваться к нему.

Но ребенок не может игнорировать коллектив сверстников, иначе он станет изгоем. Как родители могут помочь первокласснику стать полноценным членом классного коллектива?

На самом деле основная борьба за «место под солнцем» начинается не в первом классе, а в подростковом возрасте. В этом возрасте ребенку необходимо признание окружающих - родительской любви и признания, если оно есть, ему бывает уже недостаточно. А в начальной школе у детей нет еще такой ярко выраженной необходимости в признании со стороны сверстников - они просто пробуют разные социальные роли, причем с разным успехом. Родителям важно знать, что в младшем школьном возрасте нет хороших и плохих ролей, они просто разные. Отношение к этим ролям со стороны одноклассников тоже может быть разным: в одном коллективе могут ценить роль Умника, в другом - роль Хулигана.

Когда мне родители задают вопросы о том, как интегрировать ребенка в классный коллектив, я отвечаю, что зачастую для этого им придется полностью сломать личность их ребенка, потому что в конкретном классе может пользоваться наибольшим уважением такая роль, которая противоречит принципам их семейного воспитания - для этого, например, придется Умника превратить в Хулигана.

Есть и еще один важный момент: признание большинства одноклас-сников или даже всего классного коллектива ничего не говорит о том, насколько здоров, приятен в общении, интересен окружающим и успешен ваш ребенок. Может быть и так, что коллектив не принимает кого-то только потому, что он там единственный нормальный и хорошо воспитанный ребенок - вспомните великолепный фильм «Чучело».

- Какие роли могут примерять на себя младшие школьники?

Основными ролями, которые может примерить на себя ребенок, могут быть следующие.

Умники и Умницы - хорошие ученики, которые демонстрируют успехи в учебе. Уважение к ним основано на их очевидном интеллектуальном превосходстве.

Хулиганы - название этой роли говорит само за себя: это дети, которые постоянно шалят и доставляют много головной боли и учителям, и родителям. Сюда же можно добавить такие роли, как Крутой парень и Девочка-оторва. Эти роли особенно популярны в подростковом возрасте, но притягательность роли Хулигана начинает ощущаться уже в начальной школе.

Спортсмены и Спортсменки - они завоевывают авторитет спортивными достижениями, своим телосложением и силой воли.

Таланты - дети, которые хорошо рисуют, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, блестяще выступают на концертах и т.п.

Организаторы - те, кто обладает способностью к социальной деятельности, умеют организовать группу, взять на себя ответственность и т.д.

Настоящие друзья - это те дети, к которым любой ученик из класса, будь то Хулиган или Умник, всегда может обратиться за помощью и советом. Они умеют хранить секреты, обладают житейской мудростью и охотно поддерживают сверстников во всем.

Шуты - это дети, которые по тем или иным причинам выставляют на посмешище не только себя, но и других.

Ябеды - как те, которые жалуются старшим с целью самозащиты, так и те, кто делает это, чтобы нападать на других детей.

Сливки общества - это дети из финансово успешных семей, у которых есть все то, что хочется иметь другим детям: дорогой телефон, планшет, лучшие игрушки, модная одежда и т.п.

В начальной школе, в отличие от старших классов, достаточно большим авторитетом часто пользуются Умники, а Хулиганы - меньшим. Спортсмены, Таланты, Организаторы и Настоящие друзья всегда пользуются авторитетом у сверстников, и сила этого авторитета зависит от конкретного коллектива, возраста детей, состояния окружающего общества и пр. Авторитет Шутов крайне ограничен, а Ябеды никакого авторитета не имеют.

- Как распределяются эти роли в детском коллективе?

В каждом детском коллективе обязательно есть представители всех этих ролей, и если какая-то роль не представлена, то на это место обязательно кто-то найдется. При этом нужно понимать, что роль, которую принимает на себя ребенок, вполне может поменяться с возрастом или из-за изменившихся внешних обстоятельств. Но далеко не всякая «положительная» роль хороша. «Спортсменка, комсомолка и просто красавица» - другими словами, ребенок, обладающий авторитетом во всех возможных ролях, который и умный, и красивый, и танцует, и поет, и умеет все организовать, а при необходимости выслушает проблемы одноклассников и даст разумный совет - зачастую бывает совершенно несчастным ребенком, который потерял свой стержень и уже не понимает, кто он на самом деле и зачем он это все делает.

Любому человеку нравится, когда его уважают. Согласись, кому приятно быть отверженным ! А ведь наверняка и у тебя бывало: ты и так, и этак пытаешься как-то понравиться одноклассникам, как-то обратить на себя внимание, а они не замечают тебя, и все тут! И вроде и одежда модная, и сама ты умная, спортивная, продвинутая, современная... В чем дело?

Не переживай, такое случается практически с каждым из нас. Для начала определись, кем для тебя являются одноклассники, когда ты показываешь свое преимущество над ними. Кого ты видишь перед собой — врагов, конкурентов, соперников или партнеров?

Надо ли говорить, что если ты во всех ищешь врагов или конкурентов, и пытаешься обойти их, ничего хорошего из этого не выйдет. А если ты, такая умная, добрая и благородная, на самом деле хочешь помочь своим одноклассникам в том, в чем они недостаточно преуспели, то и отношение к тебе будет совсем другим.

Лидер: быть или не быть?

Никому не понравится учиться со слишком умной или «крутой» девчонкой, которая только и знает, что высокомерно задирает нос и считает всех вокруг «отбросами общества». Не становись такой, и у тебя обязательно появятся друзья. Не доказывай свое главенство, будь самой собой. Если окружающие поймуг, что тебе можно доверять, на твою помощь всегда можно рассчитывать, то они будуг по-настоящему ценить твою дружбу и дорожить ею!

❧ В славянской культуре никогда не было такого понятия, как личный успех. Если ты живешь и работаешь в группе, то и успех принадлежит всей группе, а не только тебе, даже если ты и являешься главой этой группы.

А что делать, если ты совсем не хочешь становиться лидером, но родители настаивают на том, чтобы ты была во всем первой? Чаще всего, конечно, это касается учебы. Тебе с первого класса внушали, что если ты не будешь учиться на пятерки, то ничего в жизни не добьешься? Что если ты не будешь сражаться за место под солнцем, то всегда будешь плестись в последних рядах?

Конечно, никто не спорит, что наша жизнь — довольно жестокая и суровая штука. Тут не обойтись без умения достигать своей цели. Бывает, что на тебя смотрят как на ненормальную, если ты не стремишься к успеху любой ценой.

Но подумай, стоит ли ломать себя? Да, сейчас ты стиснешь зубы и будешь такой, какой тебя хотят видеть родители. Вот только если роль лидера — явно не твоя, сколько себя не пересиливай, ни к чему хорошему это не приведет. Рано или поздно сорвешься, потому что тебе надоест быть кем-то другим, а не собой. Подстраиваясь под окружающих, легко потерять себя. Поэтому решай сама, что подходит именно тебе — может, лучше работать не в группе, а в одиночку?

Но если ты действительно мечтаешь стать лидером, попытайся понять, в чем бы ты по-настоящему могла добиться успеха. Развивай в себе качества, которые помогут в этом.

Тебе не нравятся родительские планы относительно твоего будущего? Значит, не поддавайся на уговоры. Ты проживаешь свою собственную жизнь, а не своих родителей. Очень часто таким образом пытаются реализовать родительские мечты и невоплощенные амбиции. Тебе наверняка знакома такая ситуация: мама всегда мечтала научиться играть на пианино, поэтому отдала своего ребенка в музыкальную школу. А он бы лучше занялся рисованием — по крайней мере ему это нравится больше, чем мучить несчастный музыкальный инструмент, издающий «жалобные» звуки.

Родители часто видят в детях свое продолжение. Да, с этим трудно поспорить. Но дети — это самостоятельные люди со своими интересами и увлечениями. Ты не мамин клон, ты личность, которая должна найти свой собственный путь! Слушай свой внутренний голос, он не обманет!

Если родители продолжают настаивать на своем, постарайся прийти к компромиссному решению. Договоритесь, что ты перестанешь заниматься в кружке или секции, которые они выбрали, если окажется, что у тебя нет способностей.

Как расположить к себе учеников? У каждого опытного учителя найдется свой ответ на этот вопрос. В данной статье мы обобщили наиболее популярные и эффективные рекомендации относительно того, как завоевать доверие школьников.

В поисках доверия: 10 советов начинающему педагогу

1. Ищите в отношениях золотую середину!

Может ли учитель рассчитывать на доверительные отношения с учениками, следуя в работе принципу «все будет так, как я сказал, возражения не принимаются»? Запугать детей таким подходом очень просто, а вот расположить к себе не получится. Но это совершенно не означает, что нужно во всем идти на поводу у своих воспитанников.

Найдите определенный баланс - золотую середину. Выйдите на один уровень общения со школьниками, сохранив при этом нужную дистанцию. Главное, чтобы дети почувствовали, что их педагог - это хороший, приятный, открытый человек, интересная личность. Именно таким людям дети доверяют и тянутся к ним.

2. Интересуйтесь своими учениками!

Много ли учителей могут рассказать о своих учениках что-то большее, чем фамилия, имя и успеваемость по предмету? (Кстати, чем быстрее вы , тем лучше будете выглядеть в их глазах) Многие ли знают, чем живут их ученики, что любят, а чего терпеть не могут, чем увлекаются, к чему стремятся? Безусловно, эта задача не самая простая, особенно для педагога, имеющего большую нагрузку. Но знать хотя бы несколько индивидуальных особенностей ученика - значит уже обладать неоспоримыми преимуществами.

К примеру, расскажите ученику, что вы знаете о его достижениях в плавании, и гордитесь им! Поверьте, тот факт, что учителю интересны его личные достижения, не оставит ребенка равнодушным. А разве сложно в начале урока искренне поинтересоваться, как у ребят дела? Много времени такая беседа не отнимет, а небольшой мостик между педагогом и учениками будет возведен.

3. Будьте открыты с учениками!

Искренность и открытость учителя воспринимается детьми как особая степень доверия. И отвечают они, как правило, тем же. Приведем простой пример. Многим из нас знакома ситуация, когда с самого утра абсолютно не складывается день. Почему бы открыто не сказать об этом ученикам? Они оценят вашу откровенность, и вряд ли кому-то придет в голову огорчать любимого учителя своим поведением.

4. Станьте примером и защитником для учеников!

Не уставайте лично демонстрировать своим ученикам пример ответственности, доброжелательности, справедливости, человечности, целеустремленности. Всегда выполняйте данные ребятам обещания, доводите начатое дело до конца. Умейте вовремя вступиться за своих учеников, защитить их от обид.

5. Говорите ученикам правду!

Рассмотрим такой пример. Очень часто школьников интересует, как изученный на уроке материал может пригодиться в дальнейшей жизни. И учитель начинает старательно доказывать, что без знания этой теоремы или гипотезы в жизни придется очень туго. Дети чувствуют, что это далеко не так, и определенная степень доверия к педагогу утрачивается. Не лучше ли учителю быть изначально честным со своими воспитанниками?

6. Избегайте шаблонов в работе!

Постарайтесь сделать каждый урок необычным и интересным! Чтобы стать любимым учителем, к которому ребята спешат на каждое занятие, нужно признать на помощь сердце, душу и интуицию! Даже такое рутинное дело, как проверка домашнего задания, может стать настоящей .

7. Хвалите и поддерживайте учеников!

Не упускайте возможности заслуженно подчеркнуть значимость достижений учеников, не оставляйте незамеченными их успехи, хвалите за приложенные усилия и старания. Научитесь поддерживать воспитанников и в неудачах. Школьнику важно понять, что любые ошибки являются ценным опытом на пути к достижению поставленной цели. Однако помните, !

8. Запаситесь терпением!

Постарайтесь не ругать и не раздражаться на учеников, если они, к примеру, не понимают элементарных, на ваш взгляд, вещей. Делайте свою работу терпеливо! Контролируйте себя, старайтесь не переходить на повышенные тона в разговоре, многим детям непонятны резкие перепады настроения учителя. Не употребляйте слова, которые могут обидеть ученика, снизить его самооценку. Прислушивайтесь к мнению своих учеников, научитесь договариваться с ними, идти на компромисс. В сложной ситуации поставьте себя на место ребенка, это поможет понять его и найти правильное решение.

9. Станьте источником оптимизма!

Вспомните, с чего начинается дружба в известной детской песенке! Не скупитесь на искреннюю улыбку! Помните о том, что дети очень чувствительны к настроению взрослых. Постарайтесь обучать предмету легко, заряжайте ребят оптимизмом! Это сделает их более уверенными в своих силах, избавит от ненужных страхов. Заручиться доверием учеников педагогу поможет и отличное чувство юмора. Ведь дети по натуре - большие весельчаки!

10. Сохраняйте доверие!

Завоевав расположение школьников, приложите все усилия, чтобы его сохранить! А для этого бывает достаточно просто уместно пошутить или от души похвалить ребят. Главный же совет, как завоевать и сохранить доверие учеников, заключается в искренней любви и уважении к детям, в желании подарить своим воспитанникам лучшее из того, что в ваших силах! Желаем вам успехов на этом пути!

Возможно, вам кажется, что другие дети в школе совсем не уважают вас, но вы можете изменить их мнение. Дети могут быть жестокими друг к другу, но они также способны признать, что человек поступает правильно. Лучший способ заслужить признание ваших ровесников – относиться ко всем с уважением и доброжелательностью. Вам также стоит зарекомендовать себя как открытого, надежного и зрелого человека. Будьте верны себе и продемонстрируйте навыки и смекалку.

Шаги

Часть 1

Проявляйте уважение и доброту

    Уважайте всех в школе. Каждая личность заслуживает уважительного отношения, и лучший способ добиться его – проявлять такое отношение к другим людям. Необходимо обращаться уважительно ко всем в школе, включая младших школьников, старшеклассников, друзей, незнакомых людей и учителей. Не стоит сплетничать о своих сверстниках, смеяться над ними или дразнить их.

    • Уважайте личную собственность других. Никогда не берите без разрешения чужие вещи, и если кто-то вверил вам в пользование определенную вещь, обязательно верните ее в том состоянии, в котором вы ее получили.
  1. Не бойтесь постоять за себя и других. Если вы видите, что над кем-то издеваются, неважно, друг это или незнакомец, подойдите и заступитесь за этого человека. Точно так же, когда вы сами являетесь объектом нападок, проявите смелость и защитите себя. И в том, и в другом случае вы заслужите уважение ваших сверстников. Самое худшее, что можно сделать, – это стоять в сторонке и не предпринимать никаких действий, когда над кем-то издеваются.

    • Можно, например, сказать хулигану: "Эй, приятель! Это совсем не круто, не стоит так разговаривать с девушкой".
  2. Покажите свою зрелость. Трудно быть волевым человеком в сложной ситуации, но ваши сверстники, безусловно, будут уважать вас за это. Если кто-то нападает или толкает вас, ведите себя по-взрослому и правильно разберитесь в ситуации. Не бойтесь поговорить с учителем или с психологом, если вы считаете, что у вас нет полномочий, чтобы правильно поступить в сложившейся ситуации.

    • Например, если одноклассник оскорбляет вас, посмейтесь или просто уйдите. Не опускайтесь до его уровня, не оскорбляйте его в ответ, тем более не затевайте драку.
  3. Не совершайте неблаговидных поступков. Подумайте о том, как другие будут реагировать на ваши действия, и о том, как вы будете выглядеть в глазах других. Не рассказывайте глупых анекдотов, не сплетничайте и не распространяйте слухи. Избегайте споров со сверстниками и никогда не прибегайте к физическим разбирательствам.

    Покажите другим, что вы похожи на них. Вам будет трудно заработать уважение товарищей и сверстников, если вы необщительный человек. Попытайтесь найти что-то общее с вашими сверстниками, например, сильные организаторские способности, баскетбольный талант или любовь к научной фантастике.

    • Делайте небольшие шаги по сближению с другими, например, похвалите рубашку одноклассника, если вы увидели на ней логотип вашей любимой группы.
    • Другой способ сблизиться с вашими ровесниками – проявить сопереживание. Например, если одноклассник расстроен из-за плохой оценки, подумайте о том, как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации. Скажите что-нибудь вроде: "Я знаю, как обидно получить плохую оценку, особенно если ты очень старался. Это случилось со мной в начале этого года на уроке искусства. К счастью, есть еще время, чтобы улучшить свою общую оценку, поэтому не позволяй этому сильно тебя расстраивать".
  4. Учитесь красноречию . Сильные коммуникативные способности помогут вам заработать уважение своих одноклассников. Если вам трудно выразить свою точку зрения, попробуйте некоторые упражнения, которые помогут вам развить свои навыки. Например, прочитав статью в газете или в журнале, подведите итог полученной информации. Это поможет вам откинуть лишнее и одновременно выделить основные моменты.

На протяжении всей своей жизни человек так или иначе взаимодействует с социумом и строит отношения с окружающими людьми. В детские годы дружба, как правило, рождается на основе взаимных интересов и увлечений, однако, взрослея, мы начинаем оценивать окружающих нам людей по поступкам, и они в свою очередь оценивают нас по такому же принципу.

Как добиться уважения окружающих? Каждый человек хочет, чтобы его уважали, и никогда сознательно не будет совершать поступков, портящих его репутацию. Но, в силу различных комплексов и внутренней неуверенности, бывает так, что человек не умеет себя правильно «подать», из-за чего люди не воспринимают его слова и действия всерьез. Это создает массу трудностей, особенно, если дело касается взаимоотношений в коллективе. Психологам, работающим в сфере межличностных отношений, удалось определить несколько главных факторов, влияющих на то, как нас воспринимают окружающие люди.

Хотите добиться уважения к себе и повысить свой авторитет в глазах коллектива? Тогда вам необходимо ознакомиться с главными советами ведущих психологов мира и постараться незамедлительно начать пользоваться ими в жизни.

1. Занимайте как можно больше свободного пространства

Неуверенный в себе человек подсознательно желает спрятаться, скрыться и не мешать окружающим. В реальной жизни это проявляется в привычке сидеть на краешке стула или кресла, а также держаться поближе к стенке или входной двери. И даже если окружающие вас люди не владеют методами глубинного психологического анализа, на подсознательном уровне они воспринимают эту привычку как неумение отстаивать свои позиции. Поэтому, общаясь с коллегами или начальством, психологи рекомендуют сидеть на всей поверхности стула, при этом держа спину ровно. Если же вы ведете беседу стоя, постарайтесь занять положение в центре помещения, напротив собеседника.

2. Разговаривайте медленно, но четко

Многие люди, в силу своей эмоциональности, любят тараторить, доказывая оппоненту свою точку зрения. Чаще всего эта привычка появляется в раннем детстве, когда ребенок пытается привлечь внимание занятых родителей, быстро рассказывая им о волнующих событиях. Однако, если вы переживаете о том, как добиться уважения в коллективе, вам нужно научиться доносить свою мысль медленно и четко, иначе собеседник просто не сможет в полном объеме усвоить вашу информацию. Чтобы избежать излишней эмоциональности в своем разговоре, психологи рекомендуют всегда обращать внимание на дыхание. Во время разговора дыхание должно быть ровным и спокойным.

3. Не улыбайтесь во время серьезных разговоров

Искренняя улыбка и добродушный взгляд, пожалуй, являются самыми главными составляющими для гармоничного общения в неформальной обстановке. Однако, если в данный момент вы информируете подчиненных о новых задачах или пытаетесь донести до собеседника важную мысль, ведите диалог без улыбки, иначе ваши оппоненты не смогут оценить важность и серьезность вашей речи. Но, в то же время, чтобы добиться к себе уважения и хороших человеческих отношений, не нужно постоянно играть роль «снежной королевы». Завершите свой монолог добродушной улыбкой и ненавязчивой шуткой, которая избавит собеседников от лишнего напряжения.

4. Помогайте без лишней эмоциональности

Рано или поздно каждый человек может оказаться в затруднительном положении, когда ему просто необходима сторонняя физическая, моральная или материальная помощь. Как правило, желание помочь практически всегда сопровождается большим эмоциональным посылом. Вместе с помощью мы пытаемся доказать человеку, почему получилось так или иначе, открыть ему глаза на его ошибки и рассказать о собственном опыте. Но чаще всего, оказавшись в беде, человек нуждается лишь в конкретной помощи, будь то денежная или моральная поддержка. Поэтому, если вы можете помочь человеку делом - помогайте, но совершайте это без лишней эмоциональности, которая внесет негативные краски в ваш добрый поступок.

5. Меньше жестов - больше спокойствия

Как заставить себя уважать - пожалуй, этот вопрос больше всего интересует руководителей и людей, чья работа связана с публичными встречами и выступлениями. По мнению психологов, излишняя жестикуляция и ненужные телодвижения отвлекают слушателей от той главной мысли, которую вы пытаетесь донести, и, к тому же, выдают ваши сомнения и неуверенность. Во время собеседований, презентаций и отчетов, постарайтесь жестикулировать как можно меньше и обязательно избавьтесь от привычки теребить в руках кольцо или ручку, поправлять одежду и волосы.

6. Следите за осанкой и руками

Чтобы добиться уважения окружающих, достаточно усвоить один простой психологический прием: никогда не сутультесь и не сжимайте плечи, т.к. на подсознательном уровне это расценивается окружающими как признак слабости и неуверенности. Кроме того, во время серьезной беседы не нужно скрещивать ноги и руки, поскольку эти жесты расцениваются, как желание поскорее закончить разговор и спрятаться.

7. Реагируйте на слова собеседника

Довольно часто, потеряв нить разговора с собеседником, мы погружаемся в собственные мысли, слушая его в пол-уха. Однако эта невнимательность может быть расценена коллегой или начальником как знак неуважения и пренебрежения. Поэтому, ведя диалог, даже если он превращается в монолог вашего оппонента, старайтесь время от времени реагировать на его слова кивком или улыбкой. Но в то же время учтите, что эта реакция должна быть уместной.

8. Сохраняйте зону личного пространства

Психология человека устроена таким образом, что для комфортного самочувствия ему необходимо всегда находиться в зоне личного пространства. Границы этой зоны определяются степенью близости людей. Естественно, что если вблизи находятся родственники или близкие люди, это не вызывает дискомфорта. Однако, если зона личного пространства будет нарушена малознакомыми людьми или коллегами, скорее всего, подсознательно этот факт вызовет у человека тревогу и агрессию по отношению к нарушителю. Поэтому, если вы заботитесь о том, чтобы добиться уважения на работе, не подходите к своим коллегам и начальству ближе, чем на расстояние вытянутой руки.

9. Держите зрительный контакт

Человек не сможет поверить словам своего собеседника, если в этот момент он не будет видеть его взгляда. Однако, в то же время, пристальный взгляд подсознательно расценивается как вызов или угроза. Лучше всего во время беседы чередовать прямой зрительный контакт и ненавязчивый отвод взгляда в сторону. Однако в момент произношения наиболее важных информативных моментов, постарайтесь держать человека в прямом зрительном контакте.

10. Будьте искренними

Кроме того, существует еще одно правило, благодаря которому вы наверняка добьетесь расположения и уважения окружающих. И это правило заключается в искренности. Постарайтесь в любых, даже самых спорных ситуациях, выражать свои настоящие мысли и намерения.