04.06.2015

Под общим названием – Древняя Греция или Эллада – объединены многочисленные государства, существовавшие на юге Балкан, Эгейских островах, Фракийском побережье, западной береговой линии Азии в период от 3-2 тысячелетия по 100 гг. до н.э.

Общественный строй Греции в течение этого большого периода претерпел разнообразные изменения – начиная от простых родоплеменных взаимоотношений и заканчивая формированием обширных полисов, владеющих колониями, с развитой культурой и искусством, торговыми взаимоотношениями, наукой, политикой и особыми религиозными верованиями. Этнический состав стран постоянно менялся. Так в Элладе 3000-х гг. до н.э. преобладали лелеги и пеласги, но их постепенно вытеснили протогреческие племена ионийцев и ахейцев. Позднее развитые ахейские и ионийские государства распались после вторжения дорийцев.

Государственный строй Эллады

К 6 столетию до н.э. Древнюю Грецию населяли три могущественных этноса – эолийцы на северных территориях, дорийцы – в центре, ионийцы – в Аттике и на многочисленных Эгейских островах. Формировались города-полисы, и именно в них возникли и усовершенствовались социальные принципы, ставшие основой для будущей европейской цивилизации.

Всего за 200 с небольшим лет – с 8 до 6 вв. до н.э.– Эллада стала авангардом культуры, науки, искусств для всего мира.

Центром Древней Греции считались Афины с преобладанием демократических течений в государственном устройстве. Известны и другие полисы, такие как Спарта или Лаконика, где общественный строй возглавлялся олигархами, а среди населения был внедрен полувоенный режим с культом физически совершенного тела. В Афинах, Коринфе, Фивах широкое распространение получило рабовладение, которое тогда было признаком высокого экономического статуса городов-полисов.

Между полисами постоянно возникали противоречия, основанные на конкуренции в торговых отношениях и власти. Это регулярно приводило к военным конфликтам, причем стычки происходили, в основном, между Афинами и другими городами. Кроме внутренних столкновений древнегреческие полисы постоянно оборонялись от внешних врагов. 5-6 вв. до н.э. характеризуются войнами с Персией – древнегреческие государства объединились в Делосский союз , главой которого были избраны Афины.

В 400гг. высокого расцвета достигла Македония. Отец будущего легендарного полководца – царь Филипп II – подчинил себе страну после победы при Херонее, когда были разбиты войска коалиции греческих полисов. Александр Македонский впоследствии создал огромное государство, увеличившееся за счет многочисленных колоний на территории покоренной Персии, Египта, однако его власть была недолгой. Обширная империя быстро распалась после смерти царя, но именно тогда из Древней Греции распространились науки, искусство и передовые политические идеи в развитые государства той эпохи.

Древний Рим, его законодательство, культура были основаны на древнегреческих принципах общественных отношений, продолжил и развил традиции, получившие начало в Афинах — главном полисе Эллады. В 30-х гг. 1 века до н.э. Эллада стала регионом Римской Империи, почти 5 столетий спустя Греция образовала ядро восточной части Рима – Византию .

Культура Древней Эллады

Античное искусство возникло и сформировалось в древнегреческих полисах, когда остальная часть Европы была под властью варварских племен. Древнегреческим мастерам были доступны различные ремесла, которые постепенно развились в наивысшие формы искусства – это скульптура, архитектура, живопись, музыка, театр и хореография, риторика, философия и поэзия.

Культура Греции была далеко не однородной на всей обширной территории Эллады. Ремесла и культура, мировоззрение и философские течения формировались под влиянием идей из Египта, Финикии и Ассирии , и все же древние греки создали свойственное только им направление, которое невозможно спутать с иными течениями. Для ремесленников и художников Эллады характерен особый взгляд на жизнь и мир, философская направленность творчества. Сама техника древнегреческих архитекторов, скульпторов и живописцев является предметом подражания и изучения современных мастеров, основой многих шедевральных произведений, появившихся столетия спустя после распада Древней Эллады.

Религиозные взгляды древних греков, несомненно, заслуживают особого внимания. Именно их верования отражают мировоззрение всего общества того времени, склонность к символизму, который помогал строить взаимоотношения человека с природой и со всем миром. Древнегреческие символы, обозначения, сюжеты, имена глубоко укоренились в сознании современных людей – эти знания считаются сейчас элементарными, и без них невозможно проникнуть и изучить новую и новейшую историю и культуру, прочесть произведения классических мастеров , понять истоки творчества множества художников, композиторов, поэтов.

Исторические личности Эллады

Древнегреческие философы, историки, скульпторы и художники, а также полководцы, стратеги и ораторы заложили основы современных наук, искусств, политики, социальных взаимоотношений. Трудно переоценить деятельность исторических личностей того времени. Ведь без их идей и их воплощения современный мир, несомненно, выглядел бы совершенно иначе.

Плутарх и Овидий , Демосфен и Гомер, Ликург и Солон – их труды интересны и сегодня, вызывают восхищение и часто становятся основой для новых взглядов. Работы известных философов того времени входят в обязательный список образовательной программы влиятельных университетов, в которых обучаются будущие государственные деятели, политики. Законодательства большинства стран базируются на демократических принципах, которые впервые возникли в Элладе.

«Золотой век» Эллады – эпоха выдающегося политика, стратега, оратора Перикла – ознаменовала возникновение демократии. Именно тогда были учреждены основы налогообложения, учитывающие доходы различных слоев населения, возможность выделения беднякам материального вспомоществования, обучения их ремеслам, искусствам и знаниям того времени. Свободные граждане участвовали в выборах правителей и имели право контролировать работу государственной администрации. Общество развитой демократии дало толчок к появлению таких знаменитейших личностей, как Геродот, Фидий, Эсхил .

Величайший полководец Александр Македонский способствовал еще большему обогащению греческой культуры за счет достижений покоренных народов. Будучи высокоразвитой личностью, прошедшим школу Аристотеля , Александр Великий распространил эллинское мировоззрение на обширных территориях далеко за пределами Балканского полуострова, создал новые полисы с философскими и художественными школами, библиотеками.

Даже римские завоевател и, подчинившие греческие территории и ставшие причиной фактического конца Эллады, с особым трепетом и уважением относились к трудам греческих ученых.

Немало выдающихся философов, художников и деятелей науки пользовались великим почетом и трудились уже при дворе римских императоров, продолжая проповедовать передовые взгляды и формируя знаменитые школы, совершенствуя и оттачивая свое мастерство уже на территории Древнего Рима.

Древняя легенда гласит, что Бог при сотворении мира, случайно уронил в море горсть камней. А эти камни чудесным образом превратились в цветущие острова и каменистые атоллы. Так появилась на свет Греция, тысячелетия назад именовавшаяся Элладой. Её жители – эллины – всему миру поведали о красоте Афродиты и могуществе Зевса , о кровавых загадках критского лабиринта и 12 подвигах Геракла . А ещё эллины научили нас слову «демократия».

Когда-то, много веков назад, многочисленные острова и южное побережье современного Балканского полуострова населяли люди , которые гордо именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.

Эллада – самоназвание Греции – изначально являлось названием города и области в южной Фессалии (греческая провинция) и лишь потом постепенно распространилось на всю Грецию.

Множество горных цепей с заснеженными вершинами опутывало Элладу. Морские волны изо дня в день превращали береговую линию Эллады в скалистые бухты, полные рифов и опасных подводных течений. Но эллины так любили свою страну, что своим неустанным трудом украшали её редкие равнины цветущими садами и виноградниками. Нельзя было представить более старательных и терпеливых земледельцев, чем эллины. Они превращали усеянную камнями землю в колосящиеся пшеницей поля, неустанно трудясь и поливая потом каждый её клочок. А горные склоны благодаря заботам эллинов покрывались аккуратными рядами бесчисленных виноградных кустов, плоды которых превращались в игристое вино, позволяющее забыть об усталости и радоваться жизни. Славились эллины и как отличные мореплаватели. Иначе и быть не могло – ведь море окружало их со всех сторон.

Жизнь эллинов полнилась многочисленными мифами и древними преданиями. Их бережно передавали из поколения в поколение. Одна из таких легенд рассказывает о страшном потопе, накрывшем буквально за несколько дней весь мир. Почти никому не удалось спастись от этой стихии. Предание гласит, что выжить сумел лишь один человек по имени Девкалион. Он и стал родоначальником нового поколения людей . Один из его сыновей – Эллин – поселился как раз в этом краю. Эллины – его прямые потомки.


Родоначальником древнегреческой культуры была Крито-микенская культура, возникшая на острове Крит примерно в 2200 году до н. э. и процветавшая до 1450 года до нашей эры. Остров Крит в середине бронзового века (2700-1400 гг. до н. э.) стал центром Минойской цивилизации, названной так по имени легендарного царя Миноса, царствовашего на остове Крит.

царское оголовье, о. Крит

По греческому мифу, царь острова Крит Минос (микен. mwi-nu - Мину) был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса (на минойском - Ди-ве = di-we — «Дий», что происходит из ведического санскрита от «Dyaus pitar» - ), Зевс (др.-греч. Ζεύς, превратившись в белого быка (Тав-Рос), похитил Европу и отправился с нею на остров Крит в Диктейскую пещеру, где и сам был рождён.

Хараппа, Махенджо-Доро. Великая Богиня Мать в сопровождении быков

Подобную ритуальную повозку, на которой восседает Великая Мать Богов в Махенджо-Доро, мы находим на острове Крит, в Минойской культуре бронзового века (2700-1400 гг. до н. э.)

О созвездии Тельца Овидий писал: «В ночь перед Идами [майскими] бык весь усыпанный звездами всходит » (Ovid. Fast. V 603-618). В основе мифа о похищении Европы Зевсом, лежит древняя мистерия Матери-Земли и универсального оплодотворяющего начала - небесного дождя, Неба, изливающего живительную влагу на землю.

Крито-Микенская цивилизация - Великая Богиня Мать - 16 век до н.э.

В Минойской цивилизации Крита бог Зевс - это Солнце-бык , а Европа первоначально воспринималась не только как символ плодородия и Вечного древа растительной жизни - Мать-Земля, но была и символом животной жизни - как лунная корова, вступившая в брак с Солнце-быком.
Сидя на быке, Европа в одной руке держит полевой цветок , а другой рукой держится за бычий рог, древний символ плодородия и изобилия. Два бычьих рога представляют собой изогнутый серп Луны.

Будучи стихией земной животной и растительной жизни, Европа охватывает и весь космический мир, оказавшийся на рогах быка, она олицетворяет «широкосветящуюся» Луну.

В зооморфических мифах Крита «широкоглазая» и «волоокая Селена»-Европа стала образом отождествленным с единой стихией земной и космической жизни. Европа не только имеет коровьи глаза, но и сама является коровой: «Селена (луна) есть бык, а бык (т. е. созвездие Тельца) есть наивысшее положение Селены-Луны » (Porphyr. De antr. nymph. 18). У поэтов существует много эпитетов указывающих на рогатость Луны-Селены.

Многочисленные монеты Крита, относящиеся к Минойской цивилизации, содержат на одной стороне изображение быка, а на другой - изображение Европы на платане и надпись: «Ti-sy-roi» - «ти-се- Рои» - «Ты есть Рея» .

В Крито-микенских текстах встречается надпись: te-i-ja ma-te-re - «те-и-е ма-те-ре» - «то и есть Матерь богов». Мать Зевса богиня Рея - Верховная (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei — ‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta = oreta — верховная; (греч. Ορος - ‘гора’).

В религии минойцев присутствует элементы прото-индо-иранской культуры из Северного Причерноморья - почитание Великой Матери Богини со змеями, которую в иранской языковой группе именуют Иштар или Астарта.

знак Макоши - рога и зёрна засеянного поля

В Северном Причерноморье , говорящие на различных наречиях , называли Великую Мать богов - Апи, минойцы на Крите называют Афина, и Асираи - Asirai - Аси-Рея, «рай, в руках Матери».

В микенском языке имя богини Реи упоминается и, как «А-ро-а = a-ro-a»; «А-ро-е = а-ro-е»; «А-ро-йо = a-ro-jo» , что означает «Арий, » - и в словаре ведического санскрита имеет значение «arioa, arioes» - превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос - αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос - αγαθός -‘хороший’).

Имя минойской богини Апи-Реи, или Асираи, может являться эквивалентом санскритского имени бога - Асура, авестийского - Ахура, скифской богини - Апи, эллинской - Афины.

Таким образом, Европа является исконно хтоническим (т. е. земным) божеством, связанным со всем космосом, включающим небо, землю и подземный мир.

На Крите имя невидимого бога подземного царства Аида (др.-греч. Ἀΐδης – АИДИС, - «А-Видис» - «невидимый» ).

Самое имя Европы Гесихий толкует, как Eyröpon - «тёмная, страна заката» , а Еврипид (Iphig. Т.626,) говорит о Европе: «чёрная (eyröpon) бездна скалы », возможно, могила, пещера. Зевс дал Европе пса Аргоса, «стража Европы» , есть придание, что позже Зевс вознёс Пса Аргоса к звездам, признав его достойным этого, так возникло в небе созвездие Пса.

Лукиан ассоциирует Сидонскую царевну Европу , дочь Аргиопы и Агенора из Финикии, с ассирийской Астартой и Селеной :

«В Финикии есть также и другое великое святилище, которым владеют жители Сидона; как говорят сидоняне, оно посвящено Астарте. Мне кажется, что Астарта - это та же Селена. Впрочем, один из финикийских жрецов мне рассказывал, что храм этот посвящён Европе, сестре Кадма и дочери царя Агенора. »


В древности Европа называлась Геллотия - Hellötia, от слова helein, [«взять»], поскольку она была, по мифу, «взята» быком, как говорят финикийцы. (Etym. Μ.- Hellötis). От слова helein - «взять», происходит и имя Елены Прекрасной.

В других рассказах древнегреческих писателей рассказывается о критском полководце Тавре, напавшем на Тир и взявшем в плен среди других также и царскую дочь Европу и потом вступившем с нею в брак.

Лингвистическая трансформация имени таврической и скифской богини земли и плодородия Апи в Крито-микенскую богиню Афину вполне возможна, так как в греческом языке есть не мало примеров звука «П» на «Ф». Например в минойском языке «по-ни-ке = po-ni-ke - ‘финиковая пальма’, греческом видоизменяется в «phoinikē» - φοινιξ — ‘финиковая пальма’.

Апи-Афина Промахос (Прамать ) с копьём и щитом- 580 г. до н.э., о. Крит

В Крито-микенской культуре Афину изображали, как и скифскую богиню Апи с поднятыми вверх руками и в окружении змей.

Сова символ Афины, надпись АФИ = АПИ

В греческом языке А-фи-на = А -«theou-nesis» - «божественный разум». Греки называют Афину Этоной -“Ethonoe» = “en thoi ethei noesis” «это божественный разум» , и изображали её в окружении змей, как и в крито-микенскую эпоху.

Со временем крито-микенская богиня-мать Афина стала приобретать новые функции, эллинская богиня Афина стала богиней мудрости, мужества, вдохновения, цивилизации, права и справедливости, а также справедливой войны, стратегии, математики, искусства, ремесла и мастерства.

В Коринфе богиню Афину называли Гелотис - Hellötis, от слова helein - «взять» , и в её честь устраивали праздник Геллотии, как и праздник Афины-Европы на Крите :

«геллотидой назывался сплетенный из мирты венок окружностью в 20 локтей и что он выносился на празднике Геллотии. В нём, говорят, несли кости Европы, которую [тоже] называли Геллотидой. Геллотии правились и в Коринфе .» (Athen. XV 678b).

К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории.

В эпоху максимального могущества Минойской цивилизации острова Крит, флот минойцев прекрасно освоил Средиземноморье от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта.

Древнегреческая богиня материнства Лето (др.-греч. Λητώ, – Латона, на минойском языке - Ра-то - ra-to , жена Зевса, и мать бога Аполлона.

Дочь Зевса и Деметры (или Цереры) богиня растений Персефона (др.-греч. Περσεφόνη, на микенском: pe-re-swa (пе-ре-сва). Сва — swa - сев, сеять.

Древнегреческие богини мщения Эринии (др.-греч. Ἐρινύες - -«гневные») на микенском языке - Э-ри-ну = e-ri-nu, дочери Ария - бога войны.

Известны имена минойских богинь – Ра-жа-я = ra-za-ja – «роженица» , и А-ме-я - a-me-ja – амея.

Крито-микенская богиня Афродита старше бога Зевса и принадлежит к первичным хтоническим божествам до-греческого периода . Афродиту принято отождествлять с финикийской Астартой, , вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой.

От имени (Апи) Афины происходит имя (Апи-родита) Афродита, корень слова «род» в имени «Аф-родита» - означает «родительница» , (жизнь, плод) «рождающая». Богиню Афродиту считали в древнегреческой мифологии богиней плодородия и жизни, богиней браков и родов, её называли дето-родительницей и «дето-питательницей». О божественном плодородии богини Афродиты говорится в трагедии Эсхила «Данаиды «.

Как хтоническое (т.е. земное) божество Афродита, дарующая земле жизнь и изобилие, появляется, как и богиня (Апи) Афина в сопровождении, усмиренных ею, диких зверей - львов, волков, медведей и змей, властительниц подземного царства.

Имя одной из двенадцати великих олимпийских богинь, Афродиты (др.-греч. Ἀφροδίτη), в древней Греции истолковывалось по-гречески, как производное от греческого слова ἀφρός - «пена» , так как по приданию Афродита - богиня красоты и любви, родилась из пены морской на острове Кипр.

В греческой мифологии, созданной позднее самого появления богини плодородия на Кипре, говорится, что кровь бога Крона, отца бога Урана, пролилась в море, отчего и образовалась пена, в которой родилась Афродита. В Гомеровском гимне богиню Афродиту, появившуюся из воздушной морской пены на Кипре, называют Кипридой (греч. Κιπρίδα) , то есть рожденной на Кипре.
В более поздних мифах Греции о рождении Афродиты из крови бога Урана почти забыто, Афродиту греки называют дочерью Зевса, рождённого в пещере на острове Крит , и богини дождя, титаниды Дионы .

Платон подчёркивает божественное происхождение Афродиты от неба - Урана, называя её Афродита Урания , богиней чистой небесной любви. Греческая мифология постепенно превратила Афродиту Уранию в доступную, пошлую любовницу богов и героев мифов, в Афродиту Пандемос (греч. Πάνδεμος — «всенародная») - богиню низменной чувственной любви, не связанную с небесным Ураном, а ставшую дочерью Зевса и богини дождя, титанида Дионы , и женой хромоногого бога огня Гефеста (др.-греч. Ἥφαιστος), сын Зевса и Геры . Гефест был покровителя кузнечного ремесла и кузнецов, самого искусного мастера кузнеца и самого некрасивого среди богов.

Хромоногий Гефест работал в кузнице, его изображают с молотом у пылающего горна, он выковывал доспехи богам и героям, находя истинное удовлетворение в труде. В отличии от трудолюбивого Гефеста, Афродита изнежена и любвиобильна, она участвовала во многих интригах Афины и Геры. У Афродиты было семь возлюбленных, от которых она родила 12 детей.
Сыном Афродиты и Гермеса (детей Зевса) считается Герм-Аф-родит , которого называют Аф-родитом, то есть рождённым Афродитой. В микенских текстах имя Гефест упоминается, как a-pa-i-ti-jo.

Любви Афродиты добивался бог морей и океанов Посейдон, но она полюбила сына богини Геры, бога несправедливой войны Ареса, которого не любил никто из людей и богов. От тайного и незаконного союза с Арием богиня Афродита родила детей: страстного Эрота (или Эроса) , принадлежавшего хаосу, и Гармонию, которые повсюду сопровождают Афродиту, Антерос (ненависть), Гимерос (Химерос), Фобос (страх), Деймос (ужас) , которые стали вечными спутниками бога войны Ареса.

Афродита и Арес - любовь и война - они рядом, от любви до ненависти всегда один шаг. Парменид пишет о рождении Эрота , крылатого мальчика, вооруженного луком и стрелами, вселяющими любовь: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота» , вселяющего любовь в сердца и непредсказуемый хаос в жизнь влюблённого.

Эрос и Псия (Душа)

Ксенофонт и Павсаний упоминают храм Афродиты Урании в Афинах, на афинском акрополе.

Павсаний сообщает, что поклонение Афродите было введено Тесеем , общегосударственный культ божества, «когда он свел всех афинян из сельских домов в один город».

На материке первым центром почитания культа Афродиты Урании стала древняя Эфира или Коринф . Статуя Афродиты Урании была деревянной и богиня изображена вооруженной в воинских доспехах в коринфском шлеме.

Проникновение культа Афродиты Урании в древнюю Грецию связано с островом Кипр и (греч. Κύθηρα — Китера), расположенного к юго-востоку от Пелопоннеса, где находится самый древний и священный элиинский храм Афродиты .

Многочисленные святилища Афродиты были и в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Кипр, в городе Пафос, есть храм Афродиты - Пафосской богини, Кифера, Крит, Сицилия храм Афродиты у горы Эрикс - Афродита Эрикиния.

Особенно почиталась Афродита в Малой Азии, в Эфесе и Абидосе, в Сирии в Библе, этому посвящен трактат Лукиана «О сирийской богине».

Общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, западной береговой полосе Малой Азии, а также (в период греческой колонизации в 8- 6 вв. до н.э.) на территории Южной Италии, восточной Сицилии, Южной Франции, на северном побережье Африки, по берегам проливов и на побережье Чёрного и Азовского морей. Историю Греции эпохи бронзы (около 3000 - около 1500 гг. до н.э.) разделяют на три периода (с учётом географического принципа): минойский - для острова Крит, элладский - для материковой Греции и кикладский - для островов Эгейского моря (хотя культуру всего греческого мира этого периода определяют как минойскую). В 3000- 1450 гг. до н.э. на острове Крит в Средиземном море процветала минойская культура (названа так по имени Миноса - легендарного критского царя), которая около 2200 г. распространилась по всему восточному Средиземноморью. На Крите строились города и порты, возводились прекрасные дворцы (Кнос, Фест, Маллия). Кносский дворец, в котором размещались мастерские ремесленников и жилые помещения, походил на небольшой город. После периода расцвета (в 2000- 1700 гг.), когда у минойцев возникла иероглифическая письменность, наступил упадок. В 15 в. цивилизация на Крите погибла, очевидно, из-за землетрясения на соседнем острове Фера (Санторин), вызвавшего огромную приливную волну. В 16 в. на материковой Греции возникли государства: Микены, Тиринф, Пилос. Около 1450 г. микенцы вторглись на Крит и взяли в свои руки морскую торговлю. Они основали колонии на островах Родос и Кипр, торговали с Италией и Сицилией. На основе минойского письма они разработали свою систему письменности. В 12 в. микенская цивилизация пала, и Греция вступила в тёмный период истории, длившийся около 300 лет. В 13- 11 вв. материковую Грецию и острова охватили вторжения различных племён (дорийцев, иллирийцев, фракийцев), которые связываются с наступлением народов моря. В результате были разрушены дворцы ахейцев в Микенах, Пилосе и др. Был опустошён Тиринф. К 9 в. повсеместно на захваченных территориях существовали самостоятельные общины во главе с правителями - басилеями. Около 9 в. Греция была поделена между племенами: эолийцы - на севере, дорийцы - в Средней Греции и на большей части Пелопоннеса, ионийцы - в Аттике, Арголиде и на островах, сохранившиеся ахейские племена были оттеснены в Аркадию и Ахайю. В 8- 6 вв. в Греции сформировались полисы - города-государства. В этот же период происходила греческая колонизация Южной Италии, Сицилии, северного побережья Африки и др. За пределами Греции греки основывали торговые пункты. В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство; в Спарте, Аргосе и др. долго сохранялись пережитки родового строя. 5- 4 вв.- период высшего расцвета полисов. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидских войнах (500- 449 гг.) и созданием Делосского союза (во главе с Афинами). Время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры - годы правления Перикла (443- 429 гг.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом за торговые пути привели к Пелопоннесской войне (431- 404 гг.), которая завершилась поражением Афин. В середине 4 в. на севере Греции возвысилась Македония. Её царь Филипп II, одержав победу при Херонее (338 г.) над коалицией греческих городов, подчинил Грецию. После распада державы Александра Македонского в т.н. период эллинизма (3- 2 вв.) в Греции преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз), оспаривавшие господство в Греции. Со 146 город (после разгрома римлянами Ахейского союза) Греция подчинялась Риму (с 27 г. до н.э. на её территории образована римская провинция Ахайя). С 4 в. н.э. Греция стала основной частью Восточной Римской империи - Византии.


Смотреть значение Греция Древняя (эллада) в других словарях

Греция (греческая Республика) — - государство в Юго-Восточной Европе на Балканском полуострове и прилегающих островах. Столица - г. Афины. Административное деление - 10 областей (области делятся........
Юридический словарь

Кора Древняя — (paleocortex, LNH; син. палеокортекс) филогенетически наиболее ранняя часть К., занимающая смежные участки лобной и височной долей на нижней и медиальной поверхностях полушарий.
Большой медицинский словарь

Кора Древняя Промежуточная — (mesopaleocortex, LNH; син.: инсулярная переходная зона, К. переходная островковая, мезопалеокортекс, перипалеокортекс) часть К., расположенная на границе древней и новой К.; занимает........
Большой медицинский словарь

Греция — Греческая Республика, государство в Юж. Европе, на Балканскомп-ове и многочисленных островах (крупнейшие - Крит, Эвбея, Родос, Лесбос).132 тыс. км2. Население 10,3 млн. человек........

Древняя Российская Вивлиофика — издание письменных памятников по историиРоссии (ярлыки, грамоты, статейные списки, летописи и др.). Предпринято Н.И. Новиковым в 1773-75 в 10 частях, 2-е издание - в 1788-91 в 20 частях.
Большой энциклопедический словарь

Древняя Русь — общее собирательное название восточно-славянских княжеств 9-13 вв.
Большой энциклопедический словарь

Центральная Греция — историко-географическая область, включает древниеземли Беотии, о. Эвбея. 15,5 тыс. км2. Население 1,1 млн. человек (1981).Главный город - Афины (включая порт Пирей).
Большой энциклопедический словарь

Греция — (Hellás, английское Greece), Греческая Республика, гос-во в Юж. Европе, на Балканском п-ове и многочисленных о-вах в Ионическом, Средиземном и Эгейском морях. Пл. 132 тыс. км² (в........
Географическая энциклопедия

Греция — Греческая Республика, гос-во на Ю. Европы. Название (из латин. Graecia), принятое в русск. и др. языках, образовано от этнонима греки, небольшого племени эпирских дорийцев........
Географический словарь

Греция — (Hellas), Греческая Pеспубликa (Hellenike Demokratie), - гос-во на Ю. Балканского п-ова и прилегающих o-вах Эгейского и Ионического морей. Пл. 131,9 тыс. км2. Hac. 9,9 млн. чел. (кон. 1983). Cтолица........
Горная энциклопедия

Гомеровская Греция — условное название Др. Греции периода 11-9 вв. до н. э., долгое время известного только по гомеровским поэмам "Илиаде" и "Одиссее". Г. Г. - период разложения родового строя у........

Греция — королевство (Ellas), - гос-во, расположенное на Ю. Балканского п-ова и многочисл. о-вах в Ионическом, Эгейском м., в вост. части Средиземного м. Граничит на С. с Албанией, Югославией,........
Советская историческая энциклопедия

Греция Древняя — Эллада (Ellas),- группа рабовладельч. гос-в, занимавших Ю. Балканского п-ова, о-ва Эгейского м., побережье Фракии и зап. береговую полосу М. Азии и распространивших свои владения........
Советская историческая энциклопедия

древняя И Новая Россия — ежемесячный ист. иллюстрированный журнал. Изд. в Петербурге с 1875 до марта 1881 под ред. С. Н. Шубинского (до 1879). Печатал статьи по истории, археологии и этнографии народов........
Советская историческая энциклопедия

древняя Российская Вивлиофика — ", или собрание разных древних сочинений, яко то: Российския посольства в другие государства, редкия грамоты, описания свадебных обрядов и других исторических и географических........
Советская историческая энциклопедия

Классическая Греция — условный термин для обозначения периода наивысшего экономического, политического и культурного расцвета рабовладельч. полисов Древней Греции и начала кризиса полисной........
Советская историческая энциклопедия

Древняя Академия — Приняв Академию от Платона, его племянник Спевсипп был её схолархом вплоть до самой своей смерти в 339 г. По списку из тридцати названий, приводимому Диогеном Лаэртием........
Философский словарь

Древняя Дерзость — - в античной философии и мифологии своевольный переход за границы дозволенного, нарушение меры и порядка в космосе. Судьба, предусмотрев появление древней дерзости,........
Философский словарь

Греция — (Hellas), Греческая республика - гос-во в Южн. Европе на Балканском п-ве и о-вах (Крит, Эвбея, Родос, Лесбос и др.). С 1830 в борьбе с тур. игом обрела независимость. В 1924-35 - республика,........
Словарь филателиста

Эллада — Элла?да поэт. Из греч. ??????, вин. п. ед. ч. ??????? "Греция", э?ллин – из греч. ?????. Позднее заимствование. Ср. цслав. Елада (см. Мi. LР 1155); см. также еллин, выше.
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Эллада — Эллада Греция
Географическая энциклопедия

ЭЛЛАДА — ЭЛЛАДА - название Греции на греческом языке.
Большой энциклопедический словарь

Эллада - это древнее название Греции. Это государство оказало значительное влияние на дальнейшее развитие Европы. Именно здесь впервые появилось такое понятие, как «демократия», здесь был заложен фундамент сформированы основные черты теоретической философии, созданы прекраснейшие памятники искусства. Эллада - это удивительная страна, а ее история полна тайн и загадок. В этой публикации вы найдете самые интересные факты из прошлого Греции.

Из истории Эллады

В истории Древней Греции принято выделять 5 периодов: крито-микенский, Темные века, архаический, классический и эллинистический. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Крито-микенский период связывают с появлением первых государственных образований на островах Эгейского моря. Хронологически он охватывает 3000-1000 гг. до н. э. На этом этапе появляются Минойская и Микенская цивилизации.

Период Темных веков именуют «гомеровским». Этот этап характеризуется окончательным упадком Минойской и Микенской цивилизаций, а также формированием первых предполисных структур. Об этом периоде источники практически не упоминают. Кроме того, время Темных веков характеризуется упадком культуры, экономики и утратой письменности.

Архаический период - это время формирования главных полисов и расширения эллинского мира. В VIII в. до н. э. начинается Великая греческая колонизация. В этот период греки расселяются по берегам Средиземного и Черного морей. Во время архаики складываются ранние формы эллинского искусства.

Классический период - это время расцвета греческих полисов, их экономики и культуры. В V-IV вв. до н. э. появляется понятие «демократия». В классический период происходят самые значительные военные события в истории Эллады - греко-персидские и Пелопонесская войны.

Эллинистический период характеризуется тесным взаимодействием греческой и восточной культур. В это время наблюдается расцвет искусства в государстве Эллинистический период в истории Греции длился до установления римского господства в Средиземноморье.

Самые известные города Эллады

Стоит отметить, что в Греции в период античности не сложилось единого государства. Эллада - это страна, которая состояла из множества полисов. В античности полисом называли город-государство. Его территория включала городской центр и хору (земледельческого поселение). Политическое управление полисом находилось в руках Народного Собрания и Совета. Все города-государства были разными и по количеству населения, и по размеру территории.

Самые известные полисы древней Греции - это Афины и Спарта (Лакедемон).

  • Афины - это колыбель греческой демократии. В этом полисе жили знаменитые философы и ораторы, герои Эллады, а также известные деятели культуры.
  • Спарта - это яркий образец аристократического государства. Главным занятием населения полиса была война. Именно здесь были заложены основы дисциплины и военных тактик, которые в дальнейшем использовались Александром Македонским.

Культура Древней Греции

Объединяющую роль для культуры государства сыграли мифы и легенды Древней Греции. Каждая сфера жизни эллинов была подчинена общим представлениям о божествах. Стоит отметить, что основы древнегреческой религии сформировались еще в крито-микенский период. Параллельно с мифологией возникла и культовая практика - жертвоприношения и религиозные празднества, сопровождавшиеся агонами.

С мифологией также тесно связана древнегреческая литературная традиция, театральное искусство и музыка.

В Элладе активно развивалось градостроительство и создавались прекрасные архитектурные ансамбли.

Самые известные деятели и герои Эллады

  • Гиппократ - отец западной медицины. Он является создателем врачебной школы, которая оказала огромное влияние на всю античную медицину.
  • Фидий - один из самых знаменитый скульпторов классической эпохи. Он является автором одного из семи чудес света - статуи Зевса Олимпийского.
  • Демокрит - отец современной науки, знаменитый древнегреческий философ. Он считается основателем атомистики - теории, согласно которой материальные вещи состоят из атомов.
  • Геродот - отец истории. Он занимался изучением истоков и событий греко-персидских войн. Результатом этого исследования стал знаменитый труд «История».
  • Архимед - греческий математик, физик и астроном.
  • Перикл - выдающийся государственный деятель. Он сделал значительный вклад в развитие Афинского полиса.
  • Платон - знаменитый философ и оратор. Он является основателем первого учебного заведения на территории Западной Европы - академии Платона в Афинах.
  • Аристотель - один из отцов западной философии. Его труды охватывали практически все сферы жизни общества.

Значение древнегреческой цивилизации для развития мировой культуры

Эллада - это страна, которая оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Здесь родились такие понятия как «философия» и «демократия», были заложены основы мировой науки. Представления греков о мире, медицине, гражданском обществе и человеке также повлияли на судьбы многих западноевропейских государств. Любая сфера искусства связана с этим великим государством, будь то театр, скульптура или литература.