Структура образовательной системы в России.

Структура образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, а также основные социальные характеристики определены Федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в него входят:

1) Федеральный закон «Об образовании» (редакция 1996 г.);

2) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.);

3) Федеральная программа развития образования;

4) Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

Согласно основному закону, российская образовательная система являет собой совокупность:

1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

2) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Термин «образовательная программа» подразумевает цельную программу определенного уровня образования.

Существует иерархическая лестница уровней образования в России, построенная на базе соответствующих образовательных программ, которая включает одиннадцать ступеней, относящихся к шести уровням образования: Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня.

7.4.Уровни образования. Образование (1. дошкольное, 2. школьное, 3. дополнительное, 4. среднее специальное, 5. высшее, 6. послевузовское), являясь процессом, которой показывает структуру и особенность развития в целом всей системы образования.

Примером может служить сеть музыкальных школ, которые обучают по дополнительным программам музыкального образования. Дети имеют возможность учиться в музыкальной школе параллельно с обучением в общеобразовательной школе. У студентов и учащихся пользуются большой популярностью самые различные курсы дополнительного образования, такие как компьютерные, экономические, курсы иностранных языков, которые они изучают на факультативной основе, и т. д Таким образом, основу российской системы образования составляет сочетание основной и дополнительной образовательных программ.

7.5.Типы образовательных учреждений. Второй элемент, который является составляющим образования России, – система различного типа и вида образовательных учреждений.

Образовательным, согласно закону «Об образовании», является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. учреждение, которое решает одну или несколько обучающих задач. Существуют некоторые особенности установленных норм.

1. По принадлежности к организационно-правовым формам образовательные учреждения могут являться государственными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и т. п.) и муниципальными.



2. Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает учебно-методическую документацию, которая определяет организацию всего учебного процесса, является образовательной программой в целом, ее разделение на часы по учебным дисциплинам и годам обучения. Существует единственный нормативный документ в этой сфере, которого необходимо придерживаться при составлении учебных программ, – это ГОСТ. Все другие документы являются рекомендуемыми к исполнению и носят характер необязательных, координирующих учебно-методическую работу образовательных учреждений.

3. Каждое образовательное учреждение, которое намеревается определить своей задачей образовательную деятельность и приступить к обучению школьников или студентов, должно получить лицензию на право ведения образовательной деятельности определенного уровня и возможность выдавать документы об образовании государственного образца. Выдача такой лицензии производится после того, как образовательное учреждение успешно проходит этапы аттестации и последующей государственной аккредитации.

Образовательные учреждения в зависимости от уровня и направленности обучающих программ могут разделяться по типам и видам.

Тип образовательных учреждений связан в основном с принятой классификацией образовательных программ, которые делятся на: на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные.

Вид образовательных учреждений зависит от направленности реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. Можно привести пример общеобразовательных школ, среди которых появились лицеи и гимназии; образовательные учреждения среднего профессионального образования разделяются на училища, техникумы, колледжи. Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и т. д.

Третий элемент в образовательной системе – это органы управления образованием. Согласно Конституции Российской Федерации, общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что по предметам совместного ведения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации издают, кроме федеральных законов, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними (статья 76 Конституции Российской Федерации). На уровне Российской Федерации действуют:

1) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

2) федеральные ведомственные органы управления образованием.

Таким федеральным центральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными – федеральные министерства и федеральные ведомства, являющиеся по существу учредителями образовательных учреждений. Под руководством Министерства образования или других федеральных министерств находятся свыше 95 % всех государственных вузов. Только негосударственные вузы не относятся к ведению государственных (муниципальных) органов власти и управляются непосредственно учредителем.

7.6. Отличительных особенностей современной систем образования. Одна из отличительных особенностей современной систем образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность последнего заключается в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования. В условиях поддержки образования со стороны государства и общества система образования должна обеспечить и эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых. Особенностью системы образования как отрасли народного хозяйства является наличие у нее значительной нерыночной составляющей. Нерыночный сектор в образовании обеспечивает поддержание социально-экономической стабильности, социального прогресса, удовлетворение потребности в таком жизненном благе, как образование. Но наряду с этим, в условиях отсутствия какой-либо серьезной конкуренции в нерыночном секторе образовательной системы, ей становится характерна такая негативная сторона, как ограниченность основных видов ресурсов и невозможность их привлечения в достаточном объеме. В этой связи система образования сегодня рассматривается с позиций наиболее эффективных инвестиций в будущее благосостояние общества - инвестиций в человеческий капитал

1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование — бакалавриат;
  3. высшее образование — специалитет, магистратура;
  4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.

Уровни общего образования

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Уровни профессионального образования

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.

Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.

Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.

Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет , программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.

Дополнительное образование для школьников – это общее образование, которое позволяет школьнику получить крепкую потребность в познании творчества тем самым реализоваться личностно и профессионально.

Дополнительное образование детей школьного возраста было актуально во все времена, а на сегодняшний день это еще и модно. Система такого образования считается важной составляющей пространства в образовании. Организовывается она для того чтобы тщательно придуманные и выверенные требования смогли позволить ребенку преодолеть детский кризис и стать более уверенным в себе и своих возможностях. Также она обеспечивает и поддерживает в школьнике развитие своих талантов. К сожалению, в российском образовании существует такая проблема как не сформированная работа с талантливыми и одаренными детьми, так как возможности учебных заведений не достаточно велики. Шестьдесят пять процентов дошкольников не обеспечены дополнительным образованием.

Современная педагогика включает в себя очень много направлений, которым обучают: художественно – эстетическому, научно – техническому, спортивно – техническому, эколого – техническому, физкультурно – оздоровительному, военно – патриотическому, туристско – краеведческому, социально – педагогическому, культурологическому и экономико – правовому. Данный список был наполнен конкретными просьбами детей, а также их родителей.

Гуманистическая система педагогики направлена на развитие школьника в первую очередь как личности и непосредственности. Также на его осведомленность его права на самоопределение и самосовершенствование. Оказывается, именно вспомогательное образование наиболее четко и конкретно соответствует данным критериям и является ориентиром в отличие от первоначального образования, которое направлено на обычное освоение школьных стандартных программ. Именно путем органичного сочетания школьного и дополнительного образования есть возможность развиться как отдельному ребенку, так и всему образовательному учреждению.

Педагоги в школе пытаются преодолеть психологический барьер путем восприятия школьником обеих (дополнительного и основного) направлений обучения. Конечно же это очень трудно не только учителям школы, но и самим ученикам, так как приходится вытраивать работу не отвлекаясь от основного классно – урочного принципа. Также не всегда дополнительное школьное образование может быть под силу учителю, так как этому следует обучаться. В педвузах уже планируется усовершенствование учителей: создается совместный метод объединения педагогов школы и преподавателей вспомогательного образования. Такой способ очень полезен педагогам всех предметов, а также конкретно классным руководителям, и преподавателям – организаторам. Не менее важен он и для школьных психологов, которые работают с детьми.

Целью дополнительного школьного образования является в первую очередь творческая активность ребенка. Именно она возглавляет первое место целевого списка. Благодаря такому направлению ребенок не просто получает дополнительную информацию. Он еще и накапливает опыт на отдельную и коллективную творческую деятельность по непринужденному выбору.

Дополнительное образование необходимо также для того, чтобы развить потенциал к профилактике правонарушений несовершеннолетних. Дети должны знать уже со школьной скамьи, что любое противозаконное действие может привести к уголовной ответственности. Также следует постоянно обновлять свои знания так как мир не стоит на месте и развивается. С каждым годом появляются новые инновационные разработки, о которых школьникам на обычных уроках не рассказывают. Именно для этой цели и существует вспомогательное образование. Педагоги не только стараются дополнительно обучить детей, но и заинтересовать их. Для этого они проводят различные поощрительные конкурсы, семинары, гранты и так далее.

Дополнительные занятия для школьников в последние годы стало не просто актуальным, а необходимым. Причем с самого первого класса. Для чего нужны они? Для того чтобы получить дополнительную бесплатную информацию о том и ли ином предмете образования бесплатно и в свободное время. Иногда такие занятия бывают платными. Выбирая занятия рекомендуется думать родителям не только о своих предпочтениях и желаниях, но и интересах самого школьниках. Именно он должен выбирать факультатив. Кстати, стоит также для начала узнать у ребенка, желает ли он вообще учиться дополнительно, так как не всегда желание детей совпадает с потребностью родителей. К тому же некоторые школьники не всегда способны воспринимать такой большой объем информации, так как всем известно, что в последние пять лет многие родители уже просят уменьшить занятость детей и сократить наличие некоторых предметов, дабы школьникам очень трудно воспринять такой поток информации. Однако не смотря на это Министерство Образования иного мнения. Единственное преимущество родителей учащихся школ – самоличный выбор: водить или не водить им ребенка на дополнительные занятия для школьников.

Некоторые родители считают, что ребенка вообще не следует записывать на какие – либо факультативы, а некоторые записывают его на все виды дополнительных занятий. Дети настолько загружены, что у них нет времени на отдых. Им приходится дополнительно посещать, изучать языки, посещать творческие секции. Не у каждого чада есть сила воли и усидчивость. К тому же большой объем информации разных образовательных направлениях приводит к тому, что ребенок становится не внимательным, рассеянным. Также школьнику становится трудно усвоить материал. Из — за таких факторов малыш становится сонным, быстро утомляется, отстает в успеваемости. У него появляются головные боли и синяки под глазами. Поэтому родителям стоит задуматься, стоит ли так загружать свое чадо. Ведь ребенок не только устает, но еще и лишается элементарного детва: общения с друзьями, сверстниками, а это может привести к психологическому расстройству.

Психологи рекомендуют родителям школьника заинтересовать ребенка кружками и факультативами рассказывая ему о том, что не только бывают интересны мультфильмы и сказки. Если после того, как весь перечень интересных фактов не заинтересовал чадо, то ни в коем случае нельзя его заставлять посещать дополнительные школьные занятия. Возможно со временем ребенок сам придет к тому мнению, что обычной школьной программы ему недостаточно. Он также сделает индивидуальный выбор факультативов, которые ему нравятся. Таким образом это для него будет не только познавательно, но и интересно. Кстати, несмотря на то, что все родители стараются записать свое чадо на дополнительные занятия на иностранные языки (что весьма приветствуется) в две тысячи тринадцатом году самым актуальными считаются спортивные секции как для мальчиков, так и для девочек.

Двадцать девятого декабря две тысячи двенадцатого года Министром Образования Дмитрием Ливановым был принят закон “Об образовании в российских школах“ (одиннадцатая статья) , в котором было написано, что факультативы должны проводиться и регулироваться уставами школ. Именно в них и указано черным по – белому, что секции, факультативы, кружки, и другие дополнительные школьные занятия должны проводиться не во время уроков, а после их завершения. Также они должны выбираться в добровольном порядке. Цель таких занятий – это углубить и расширить познания в определенных отраслях, или же предметах. Можно добавить и скорректировать дополнительные задания для того, чтобы лучше владеть определенным предметом, или же подтянуть школьника до требуемого уровня.

В приказе “Об дополнительном образовании в школах Российской Федерации“ пишется о том, что организация (школа) должна осуществлять обучение обязательно согласовываясь с договором об образовании, которое гласит о том, что физическое лицо, или слушатель должен согласиться с бесплатным или платным дополнительным обучением. Что же касается содержания, то оно должно соответствовать с программой, которая разработана и утверждена в две тысячи двенадцатом году: двадцать девятого декабря. А также учитывать потребности лиц (школьников) , которые проявляют желание получать дополнительное школьное профессиональное образование.

Психологи советуют родителям выбирать факультативы опираясь не только на запросы, но и на творческую и природную склонность и потребность каждого индивидуального ребенка. Также они советуют такие дополнительные школьные занятия: спортивные, танцевальные, театральные, музыкальные, художественные. Особенно они подойдут талантливым и одаренным школьникам. Если же школьник интересуется именно школьными предметами, то их родителям рекомендуется записать ребенка на дополнительные занятия таких предметов как наука, алгебра (общая математика) , или же на факультативы с направлением гуманитарии. Стоит также помнить о таких занятиях как правоведение, обществоведение, и патриотическое гражданское воспитание. Последнее очень актуально в наше время.

В заключение можно отметить то, что конечно же дополнительное школьное образование в наше время очень актуально. Однако оно становится не всем по карману. Мало школ, которые предоставляют бесплатные дополнительные занятия.

В понятие технического образования включены такие принципы работы, согласно которым технические вузы могут подготовить по специальностям инженеров высокого уровня, а также техников для работы в промышленной сфере. Кроме того, специалисты, окончившие вузы технического направления готовы работать в направлениях строительства, связи, в транспортной сфере, в лесном, а также сельском хозяйстве.

Техническое образование представляет собой программу знаний технического направления, которые позволяют отвечать на вопросы производственной и технической сферы а также работать с задачами данного направления.

Образование делится на три вида. Оно может быть вспомогательным, общим и специальным. Вспомогательное образование дает учащимся возможность усвоить необходимые знания, а также навыки, которые требуются для работы с машинами, техническими аппаратами, рабочими механизмами, которые очень часто бывают задействованы в различных сферах науки, культуры и образования. Также в вспомогательному техническому образованию относятся различные науки, которые изучаются студентами на физических, геологических, химических и других факультетах.

Выпускники технических вузов способны работать при обширных ремонтных работах. А те, кто знаком с бытовой техникой, может производить ремонт неработающей и неисправной аппаратуры. Пример фирмы, где задействованы специалисты по ремонту техники можно увидеть на сайте www.byroremonta.ru.

Важность образования вспомогательного типа увеличивается вместе с тем, как растет техническая база во всех сферах науки. Общее образование может давать средняя школа, которая во время учебы закладывает основы знаний технического образца в базу, которую необходимо освоить студентам. Также она дает зачатки тех знаний, которые придется применять во время политехнического обучения, а также на практике. К специальному т.о. относятся горная, металлургическая, геологическая, энергетическая, лесоинженерная, приборостроительная и другие виды деятельности.

Экономической подкованности учащихся уделено достаточное количество внимания. Также очень большую роль отыгрывает то, что согласно новой программе, в учебный курс вузов введено множество новых предметов, напрямую повязанных с улучшением качества технических знаний, а также технологических знаний. Среди этих предметов есть такие, как автоматика, автоматизация, электроника. Очень увеличилось число предметов, связанных с математикой. Это статистика, программирование, теория вероятностей, управление процессами. Обучение в технических университетах возможно без отрыва от работы, поскольку существуют вечерние и заочные вузы и техникумы.

Вконтакті

Однокласники

Для того, чтобы знать больше пяти языков, не нужно быть гением и иметь сверхспособности, больше того, для этого вам не понадобится большая сумма денег и переезд в другую страну. Ознакомьтесь со списком некоторых из советов, которые помогут вам стать полиглотом и выучить несколько иностранных языков.

Несколько причин начать учить английский прямо сейчас

Каждый день мы встречаем людей, которые хорошо знают английский, еще чаще мы встречаем людей, которые хотят его выучить и очень успешно идут к своей цели. Но есть еще и большое количество тех, которым не хватает мотивации для обучения. Давайте обсудим с вами те изменения, которые произойдут в вашей жизни после изучения английского языка.

Как в кратчайшие сроки выучить английский с нуля

Если вы в школе не учили английский, но очень хотите общаться с иностранцами свободно, смотреть фильмы и слушать музыку на английском, или вам вообще предстоит переехать в англоязычную страну, то не затягивайте с процессом изучения языка.

Инструкция для тех, кто хочет стать программистом с нуля

Навыки программирования всегда пригодятся, ведь в наше нестабильное время можно надеяться только на себя и свои силы. Во время цифровых технологий и интернет-жизни легко можно зарабатывать дома возле своего компьютера. В этой статье вы найдете ответы на вопросы, как научится программированию с нуля.

5 навыков, ради которых стоит получить высшее образование

Школьники, окончившие 11 класс, часто задаются вопросом, стоит ли поступать в высшее учебное заведение, или нет? В этой статье поговорим о 9 навыках, которые вы получите с дипломом из университета, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Как совмещать работу и самообразование в рабочее время

Для того, чтобы успешно работать и прогрессировать в любимом деле, ни в коем случае нельзя забывать о таком важном аспекте становления личности, как самообразование. Однако очень трудно заняться самообразованием в то время, когда нужно уделять время исключительно работе, ведь нам за это платят. Хотите узнать, как избавится от чувства вины и заняться успешным самообразованием, тогда эта статья именно для вас.

Образование в Российской Федерации представляет собой единый процесс, направленный на воспитание и обучение будущего поколения. На протяжении 2003-2010 гг. система отечественного образования подверглась серьезному реформированию в соответствии с положениями, содержащимися в Болонской декларации. Помимо специалитета и аспирантуры, были введены такие уровни РФ, как

В 2012 году в России был принят закон «Об образовании РФ». Уровни образования, сходные с европейскими государствами, дают возможность свободного передвижения для студентов и преподавателей между вузами. Еще один несомненный плюс - это возможность трудоустройства в любой из стран, подписавших Болонскую декларацию.

цель, функции

Образованием является процесс и результат передачи знаний и опыта, который был накоплен всеми предшествующими поколениями. Главная цель обучения заключается в приобщении новых членов социума к устоявшимся убеждениям и ценностным идеалам.

Основными функциями обучения являются:

  • Воспитание достойных членов социума.
  • Социализация и приобщение нового поколения к сложившимся в данном обществе ценностям.
  • Обеспечение квалифицированной подготовки молодых специалистов.
  • Передача знаний, которые касаются работы, с помощью современных технологий.

Критерии образованности

Образованным является человек, который накопил некоторый объем знаний, умеет четко определить причины и следствия того или иного события и может при этом логически мыслить. Основным критерием образованности можно назвать системность знаний и мышления, что отражается в способности человека, рассуждая логически, восстановить пробелы в системе знаний.

Значение обучения в жизни человека

Именно с помощью обучения осуществляется передача культуры общества от одного поколения другому. Образование влияет на все сферы жизни социума. Примером такого воздействия может быть совершенствование системы обучения. Новые образования в РФ в целом приведут к улучшению качества имеющихся трудовых ресурсов государства, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на развитие отечественной экономики. Например, получение профессии юриста будет способствовать укреплению правовой культуры населения, так как каждый гражданин должен знать свои законные права и обязанности.

Качественное и системное обучение, которое охватывает все сферы жизни человека, позволяет воспитать гармоничную личность. Существенное влияние оказывает обучение и на индивида. Так как при современной ситуации только образованный человек может подняться по социальной лестнице и добиться высокого статуса в обществе. То есть самореализация напрямую взаимосвязана с получением качественного обучения самого высокого уровня.

Система образования

В систему обучения в России входит ряд организаций. К ним можно отнести учреждения:

  • Дошкольного образования (центры развития, детские сады).
  • Общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи).
  • Высшие учебные заведения (университеты, НИИ, академии, институты).
  • Средние специальные (техникумы, колледжи).
  • Негосударственные.
  • Дополнительное образование.

Принципы системы образования

  • Первоочередность общечеловеческих ценностей.
  • Основой являются культурные и национальные принципы.
  • Научность.
  • Ориентация на особенности и уровень образования в мире.
  • Гуманистический характер.
  • Направленность на защиту окружающей среды.
  • Преемственность образования, последовательный и непрерывный характер.
  • Обучение должно представлять собой единую систему физического и духовного воспитания.
  • Поощрение проявления таланта и личностных качеств.
  • Обязательное наличие начального (базисного) образования.

Виды образования

По уровню достигнутого самостоятельного мышления выделяют такие виды обучения:

  • Дошкольное - в семье и в дошкольных учреждениях (возраст детей составляет до 7 лет).
  • Начальное - осуществляется в школах и гимназиях, начиная с 6 или 7 лет, длится с первого по четвертый классы. Ребенка обучают основным навыкам чтения, письма и счета, большое внимание уделяется развитию личности и приобретению необходимых знаний об окружающем мире.
  • Среднее - включает в себя базовое (4-9 классы) и общее среднее (10-11 классы). Осуществляется в школах, гимназиях и лицеях. Завершается получением аттестата об окончании общего среднего образования. Учащиеся на данном этапе приобретают знания и навыки, формирующие полноправного гражданина.
  • Высшее - одна из стадий профессионального образования. Главной целью является обучение квалифицированных кадров по необходимым направлениям деятельности. Оно осуществляется в университете, академии или институте.

По характеру и направленности образование бывает:

  • Общее. Помогает приобрести знания основ наук, в частности о природе, человеке, социуме. Дает человеку основные знания об окружающем мире, помогает приобрести необходимые практические навыки.
  • Профессиональное. На этом этапе приобретаются знания и умения, которые необходимы для выполнения обучающимся трудовых и служебных функций.
  • Политехническое. Обучение основным принципам современного производства. Приобретение навыков пользования простейшими орудиями труда.

Уровни образования

В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ- это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:

  • Дошкольное.
  • Начальное.
  • Основное.
  • Среднее.

Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:

  • Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
  • Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной - 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
  • Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
  • Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной - 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.

Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.

Формы образования

Обучение в России может быть проведено в двух формах:

  • В специальных учреждениях образования. Может осуществляться в очной, заочной, очно-заочной, экстернатной, дистанционной формах.
  • Вне учреждений образования. Подразумевает самообразование и семейное обучение. Предусматривается прохождение промежуточной и итоговой

Подсистемы образования

Процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные подсистемы: обучение и воспитание. Они помогают достигнуть основной цели процесса образования - социализации человека.

Главное различие между двумя данными категориями в том, что обучение направлено преимущественно на развитие интеллектуальной стороны человека, а воспитание, наоборот, - на ценностные ориентиры. Между этими двумя процессами существует тесная взаимосвязь. Кроме того, они дополняют друг друга.

Качество высшего образования

Несмотря на то что не так давно в системе образования РФ была проведена реформа, не наблюдается особого улучшения качества отечественного обучения. Среди основных причин отсутствия сдвигов по повышению качества образовательных услуг можно выделить следующие:

  • Устаревшая система управления в высших учебных заведениях.
  • Небольшое число иностранных преподавателей с высокой степенью квалификации.
  • Низкий рейтинг отечественных образовательных учреждений в мировом сообществе, что обусловлено слабой интернационализацией.

Проблемы, касающиеся управления системой образования

  • Низкий уровень оплаты труда работников сферы образования.
  • Недостаток кадров, имеющих высокую степень квалификации.
  • Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений и организаций.
  • Низкий профессиональный уровень образования в РФ.
  • Низкий уровень культурного развития населения в целом.

Обязательства по решению данных проблем возлагаются не только на государство в целом, но и на уровни муниципальных образований РФ.

Тенденции в развитии услуг образования

  • Интернационализация высшего образования, обеспечение мобильности преподавателей и студентов с целью обмена передовым международным опытом.
  • Усиление направленности отечественного обучения в практическую сторону, что подразумевает введение практических дисциплин, увеличение количества преподавателей-практиков.
  • Активное внедрение в процесс образования мультимедийных технологий и иных систем визуализации.
  • Популяризация дистанционного обучения.

Таким образом, образование лежит в основе культурного, интеллектуального и нравственного состояния современного общества. Это определяющий фактор социально-экономического развития российского государства. Реформирование системы образования на сегодняшний день не привело к глобальным результатам. Однако небольшой сдвиг в лучшую сторону есть. Уровни образования РФ по новому закону способствовали появлению возможностей свободного перемещения преподавателей и студентов между вузами, что говорит о том, что процесс российского обучения взял курс на интернационализацию.