4.1. Ролевое поведение в общении

4.1.1. Виды ролевого поведения

В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию в данной ситуации контакта .

В деятельности оперативного работника роль есть прежде всего «маска», надеваемая в общении с различными людьми. Ролевые маски оперативного общения носят двоякий характер. Часть их, изменяя подлинные признаки качеств личности, отношений и намерений оперативного работника, сохраняет признаки его принадлежности к правоохранительным органам. Линия или отдельные приемы такого ролевого поведения направлены на обеспечение условий достижения целей контакта.

Примером ролевых масок принадлежности являются варианты поведения, рассчитанного на установление психологического контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.), с целью создания у него искаженного представления о своих замыслах и информированности о конкретных фактах.

Другая часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к оперативным службам, для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы.

Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технологическую природу. Соответствующее поведение предполагает необходимость познания содержания роли, ее сложности и точности заданности (например, просто инженер или инженер-выпускник конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности, но и особенностям индивидуального стиля поведения, а порой и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психологические особенности другого человека . В юридической психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению .

Любое общение сотрудника правоохранительных органов регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с определенными типами людей и в типичных ситуациях. Расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей называется социальным ожиданием . Например, форма одежды сотрудника милиции объясняет вопросы типа: «Как пройти туда-то?». Ожидания регулируют ролевые взаимоотношения людей.

Применительно к ролевому поведению в правоохранительной деятельности можно указать следующие аспекты:

  • роль как существующая в какой-либо организации совокупность ожиданий относительно поведения сотрудника определенной службы;
  • роль как понимание сотрудником ожидаемого от него поведения;
  • поведение сотрудника на основе принятой роли в процессе решения оперативно-служебных задач.

На ролевое поведение сотрудника оказывают влияние его личностные особенности, а также статус , т. е. его соотносительное положение в ситуациях взаимодействия, определяемое по признакам, специфичным для данной ситуации. Статус представителя той или иной правоохранительной службы определяет его права, обязанности и престиж. Статус личности есть ответ на вопрос «Кто он?», роль – «Что он делает?».

Вступая в общение, сотрудник учитывает позицию партнера и подбирает себе соответствующую роль. Являясь носителем многих ролей, в конкретной ситуации он может активно выполнять только одну. Другие будут в данной ситуации скрытыми, потенциальными, но могут стать активными ролями при изменении ситуации взаимодействия. Эффективность ролевого поведения оперативного работника зависит от знания роли, ее субъективной значимости и от искусства (техники, мастерства) выполнения.

Если поведение оперативного работника не соответствует ролевым ожиданиям какой-либо группы, она применяет к нему социальные санкции – тот или иной вид принуждения к нормативному поведению (например, угрозы, оскорбления, шантаж и др.). Возможны и позитивные санкции – подкрепление ожидаемого поведения.

Оперативному работнику в своем поведении приходится выбирать между ожиданиями групп различной принадлежности. Причем в рабочих ситуациях он ведет себя, сообразуясь не только с ожиданиями данной группы, но и в соответствии с нормами законности, профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.

4.1.2. Особенности ролевого поведения в конфликтном общении

В ролевом общении важно определить позицию партнера, с тем, чтобы избрать необходимую линию собственного поведения. Выбор конкретной линии поведения зависит от ситуации контакта, реальных или ожидаемых от партнеров трудностей.

Применительно к работе с людьми мы исходим из подразделения ситуаций общения на сотрудничество и противоборство. Ролевое поведение конкретизирует такие их особенности, как открытость или скрытность, поведенческие маскировки. Возможность имитации и маскировки партнером своих целей затрудняют оценку ситуации контакта.

Ролевые взаимоотношения оперативного работника с гражданами, должностными и иными лицами часто носят конфликтный характер. В этом случае они принимают форму позиционного противоборства, в котором переплетены формальные, деловые отношения участников и неформальные особенности их ролевого поведения. Причем, как правило, ролевое поведение служит средством достижения деловых целей одного или обоих партнеров.

Техника анализа конкретных ситуаций позиционных конфликтов в общении с лицами, причастными к преступлениям, включает в себя определение следующих характеристик:

1. Понимание (видение) ситуации участвующими в ней лицами.

2. Соотношение подлинных и имитируемых целей и интересов сторон.

3. Общепринятые и индивидуальные правила поведения в данной ситуации.

4. Соотношение явных и скрытых позиций (статусов и ролей) участников контакта.

5. Способ и стиль выражения позиций в ролевом поведении.

6. Затруднения во взаимодействии, а также личные трудности участников, влияющие на их поведение в данной ситуации.

7. Личный опыт участников контакта, отражающийся в их склонности к определенному варианту ролевого поведения.

8. Наборы действий участников и их композиции. Композиции взаимных действий участников и ситуации образуют типичные варианты позиционной борьбы.

9. Тип позиционной борьбы и особенности распределения ролей.

Наиболее распространены следующие типы позиционных конфликтов (по критерию особенностей средств психологической борьбы): позиционное наступление; манипулирование, маневры, игры.

Позиционный анализ конфликтного общения отвечает на вопросы: как кто реально действуют участники контакта, каковы их действительные цели и каковы средства и способы маскировки истинных интересов в позиционной борьбе.

Соответственно, позиционное противоборство можно определить как такую ситуацию, где цели сторон противоположны, а один из участников избирает поведение, при котором его действительные цели маскируются позиционными отношениями. Правила поведения в ситуации конфликтного общения принципиально различно определяют возможные поступки оперативного работника и лиц, причастных к совершению преступлений. Требования законности, нормы профессиональной этики существенно ограничивают допустимые варианты ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов. В этой же ситуации поведение лица, причастного к преступлениям нормируется его противоправными интересами и потребностью сохранить свое положение любой ценой.

В структуре позиционного противодействия будем различать явные (демонстрируемые) и скрытые (действительные) цели.

Ролевое поведение граждан, причастных к преступлениям, как средство психологического воздействия на личность конкретного представителя правоохранительных органов, предпринимается со следующими целями:

  • выиграть время с тем, чтобы уничтожить вещественные доказательства;
  • получить информацию об осведомленности правоохранительных органов;
  • избежать взаимодействия в невыгодных для себя условиях;
  • дискредитировать конкретного сотрудника;
  • социальное приучение сотрудника с тем, чтобы обеспечить условия для правонарушений («Не суйся, куда не следует», «Смотри, кого берешь»).

Важно отметить, что ролевое поведение, предпринимаемое с целью социального приучения, имеет сложную психологическую логику. Воздействие на оперативного работника для лидера преступной группы иногда является лишь удобным поводом укрепить веру членов группы в его всесилие или запугать лиц – возможных источников информации о преступлениях.

Психологический анализ позиционных конфликтов показывает, что в них есть наступающий – инициатор конфликта и обороняющийся .

Применительно к ситуациям общения в оперативной работе можно использовать понятие направленности позиционных конфликтов. Возможны 3 вида ситуаций позиционного наступления .

Наступающий стремится увеличить психологическую дистанцию между собой и оперативным работником, полагая, что сотрудник претендует на то, что не является его правом. Средства наступления: информирование о несовпадении в положении, правах и обязанностях, возможностях.

Наступающий стремится сократить психологическую дистанцию в отношениях с оперативным работником. Средства – все, что подчеркивает совпадение, близость положения, возможностей и интересов.

Наступающий стремится выяснить, соответствует ли его желаниям отношение к нему оперативного работника, можно ли рассчитывать на те или иные взаимоотношения.

В любом позиционном конфликте цель его инициатора – либо отдалить от себя партнера, либо сблизиться с ним. Интересно, что отдалять можно как восхваляя себя, так и унижая оперативного работника – «ставить на место».

Таким образом, взаимные отношения участников общения могут служить средством для сокрытия в позиционном конфликте противоречий деловых конкретных целей деятельности. Средством такой маскировки является ролевое поведение.

Если сотрудник поддается на провокацию, цель которой – вывести его из равновесия, придать конфликту личностный характер, и это замечено противником, то деловое общение все больше превращается в позиционное выяснение отношений. С точки зрения служебных целей оперативного работника данная ситуация проиграна, так как противнику раскрыто его слабое место, и он будет использовать полученное преимущество.

«Болевые точки» личности сотрудника в ситуации ролевых форм конфликта могут быть следующими:

  • честь службы. Например: «Работать не хотят, вот и идут в милицию»;
  • статус личности: «Кто вы такой? Кто дал вам право?»;
  • потеря целей деятельности (подмена их целями конфликта, может быть, скрываемая);
  • боязнь потерять лицо, нежелание скандала, внимания посторонних лиц (своеобразный «синдром публичности»).

Позиционный анализ конфликтного общения позволяет уяснить, каковы действительные цели участников и каковы средства и способы маскировки истинных позиций и достижения целей позиционной борьбы.

4.1.3. Поведенческие маскировки конфликтного общения

В ситуации общения на взаимные отношения участников контакта влияют личностные установки. Можно выделить два типа установок: позитивные – отношение дружественности, стремление достичь чего-то желаемого; и негативные установки предубеждения, стремление избежать чего-либо, разрушить согласие и пр.

В случаях предубеждения собеседника его понимание регулируется именно негативными установками. Поэтому отрицательное отношение к теме разговора обобщается, переносится на отношение к ситуации общения в целом.

О степени враждебности в конкретном случае общения можно судить лишь тогда по яркости поведенческих признаков, когда собеседники не маскируют подлинных отношений. Поведенческие маскировки значительно осложняют диагностику личности (отношений и намерений) человека.

Знание отношения к себе партнера позволяет оперативному работнику адекватно оценить психологическую атмосферу беседы, открытость или закрытость позиции поведения партнера и дает возможность избрать правильную линию поведения.

Таким образом, поведенческие признаки враждебности и дружественности являются значимыми моментами в самоопределении оперативного работника в ситуации беседы . Поведенческие маскировки враждебного отношения в технологическом описании выражаются в следующих признаках:

1. Дружественность или враждебность собеседника проявляются, прежде всего, в непроизвольных реакциях на речевое поведение оперативного работника, в том, как он (собеседник) воспринимает обращение, в степени поведенческой собранности и мобилизованности. При враждебности собранность поведения выше, и тем выше, чем сильнее враждебное отношение.

Отношение собеседника проявляется в характере присоединения к поведению оперативного работника .

П. М. Ершов отмечает, что признак враждебности в способах речевого воздействия – «предупреждать», признак дружественности – «удивлять» . Первый проявляется в закрытых, второй – в открытых способах речевого воздействия и соответствующего поведения.

2. Враждебно настроенный человек, считающий себя сильным, – многословен и настойчив в выяснении отношений, претендует на многое, именно в изменении взаимоотношений.

Считающий себя слабым избегает выяснения отношений, позиционной борьбы и стремится держаться содержания дела.

Сильный противник чаще маскирует деловые цели и интересы позиционными (выяснением отношений), слабый позиционный конфликт маскирует разногласиями по поводу содержания деятельности.

3. Враждебность ведет не к владению, а к распоряжению инициативой в беседе. Установка враждебности побуждает собеседника скрывать не только цели и интересы, но и качества личности, познание которых может ослабить его позицию.

Во всех случаях общения враждебная установка (даже маскируемая) закрепощает, сковывает общение.

4. В информационном обмене враждебно настроенный собеседник часто прибегает к провокации: малозначимая информация выдается за существенную, а значительная – за несущественную.

Следует помнить, что в обмене информацией поведенческие признаки враждебности не отражают глубину взаимных отношений.

5. Психологические маскировки в игровых формах конфликтов часто определяются желанием скрыть подлинную цель инициатора . В этом случае одна из сторон ведет позиционную борьбу, выяснение отношений умышленно.

Реализуя игру замкнутый, повторяющийся цикл действий, стремящийся к предсказуемому исходу , инициатор демонстрирует интерес к определенным отношениям, а на самом деле преследует деловую цель. В установлении демонстративно требуемых отношений противник может быть активен и убедителен. Однако, если он в действительности преследует какую-либо иную цель, то, получив требуемое к себе отношение, он будет требовать его новых доказательств до тех пор, пока не получит то предметное, чего он в действительности добивается . Позиционный конфликт в этом случае есть лишь поведенческая, игровая маскировка делового интереса.

6. Соответственно возможна маскировка деловым конфликтом позиционного противоборства. Особенно характерно в отношениях «Начальник-подчиненный». Это то, что называют «придирками». Придирающийся говорит о конкретном, но в действительности его цель состоит в изменении взаимоотношений.

Диагностическим признаком таких маскировок является наличие технологии достижения позиционной цели. Несовместимость интересов обнаруживается именно в том, как подлинный мотив инициатора такой игры реализуется в целях ситуаций «здесь и теперь».

7. Главным в диагностике скрываемой враждебности является определение субъективных ресурсов человека . В каждом случае для распознавания враждебности важно установить: в каких ситуациях данный человек представляется самому себе сильным? В каких ситуациях он оценивает свои ресурсы борьбы как недостаточные для выражения враждебности? В чем он видит свою силу?

8. В диагностике собственно конфликтного поведения человека мотивы его поступков более или менее проявляются. Но в действиях по накоплению ресурсов (средств борьбы) подготовки к конфликту мотивы специально маскируются, скрываются для того, чтобы истинная цель оставалась как можно дольше неизвестной противнику .

9. Видя отношение оперативного работника к ситуации общения, его партнер определяет возможную степень совпадения их интересов (дружественности) и различия (враждебности). Однако, вероятность враждебного отношения зависит от того, насколько интересы партнера расходятся с его пониманием данной ситуации контакта в целом . Следует учитывать, что мера предрасположенности к враждебности определяется также субъективным опытом и личными установками человека.

10. Для того, чтобы оперативному работнику узнать отношение к себе партнера, надо знать особенности его самопринятия. Что считает человек ценным в своих качествах, интересах, опыте жизни? Только тогда можно определить подлинное отношение партнера к содержанию общения.

Учет ценностей личности собеседника и их соотнесение со своими позволяет различить области их совпадения или расхождения. Тем самым можно определить направление установления поля доверия, не затрагивая при этом исходные предубеждения собеседника.

Скрываемое противодействие оперативному работнику выражается, главным образом, в расхождениях значимых признаков ситуации конкретного общения с типичным случаем.

1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 44.

2 Бакеев В. А. Проблема ролевого поведения в решении правоохранительных задач // Преподавание юридической психологии и ее практическое применение. Тарту, 1986. Ч. 1. С. 27–28.

3 См.: Бакеев В. А. Указ. работа; Филонов Л. Б. Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения: Автореф. дис... доктора психологических наук М., 1985.

4 Ершов П. М. Технология актерского искусства. М., 1959.

5 Типичные варианты манипулятивного присоединения и характеристики типов манипуляторов см.: Шостром Э. Человек-манипулятор. Минск, 1992.

6 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 140.

7 О игровых формах общения см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

8 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 99.

9 О технологии психологической борьбы см.: Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975.

Особенности ролевого поведения личности


Введение

Заключение

Список литературы


Введение

Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.

В 60-х годах отечественные социальные психологи начали активно разрабатывать основанную на Западе ролевую теорию. Это было обусловлено тем, что понятие "роль", по Е. С. Кузьмину, является "центральным для социально-психологической науки, т. к. роль является звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями" (Кузьмин, 1977, 122).

Существует также определение, что ролевое поведение – это поведение индивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.

Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими людьми.

Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.

При этом А. Л. Свенцицкий (1999) указывал на то, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поведение человека начинается с выполнения определенной социальной роли. Человек познает себя, оценивает свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим направляет, контролирует и корректирует свое поведение.

Процесс вхождения в роль и обладание ею у каждого человека протекает по-разному. Качество ролевого поведения зависит от состояния психических параметров личности, которые подвержены влиянию социальной и производственной среды.

Таким образом, постоянно существует необходимость заботиться о создании такой производственной и морально-психологической обстановки, которая бы благоприятно влияла на качество выполнения социальной роли каждым работающим, способствовала бы повышению его трудовой инициативы и общественной активности.


1. Понимание личности в психологии

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.

Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин "личность" означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин "личность" стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Термин "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" как "личность новорожденного". Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом, психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

Отношение к пониманию "личности" у различных исследователей было и остается различным.

Психоаналитические теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, "цензуре", что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, "уходят в подполье", но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные "комплексы", которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно, одной из задач психологии признается выявление бессознательных "комплексов" и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили "эдипов комплекс".

Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными "комплексами".

Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, "сублимациях" и конфликтах с внешне ей противопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и "цензурированию" влечений. Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их "гармонические" отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т. д.

Гуманистическая психология (преимущественно американская) в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к "вытесненным в бессознательное" впечатлениям и переживаниям ребенка, "гуманистическая психология" главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Ее развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др.

Топологическая психология. Используя принятое в физико- математических науках понятие "поле", К. Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы "жизненного пространства" (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается. В отличие от психоанализа, К. Левин не видит в потребности биологической предопределенности. Мотивация детерминируется не природными свойствами человека, а его взаимодействием с "полем", в котором объекты по-разному притягательны: обладают либо положительной, либо отрицательной валентностью.

Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.

В отечественной психологии понимание "личности" также не однозначное.

Как справедливо отмечает И. С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности "в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей", в то время как другие понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения". (Кон, 1967, 7).

Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.

Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие.

Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Определение общения.

ОБЩЕНИЕ - это форма деятельности, осуществляемая между людьми, порождаемая различными потребностями и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании

Общение как передача информации. Схема коммуникативной цепи: 1) источник сообщения; 2) отбор, фильтр информации; 3) кодировка и передача информации по каналам; 4) расшифровка сообщения; 5) понимание; 6) обратная связь.

Лицо, генерирующее идею кодирует (отправитель)-вербальные или невербальные символы-отбирает-канал(речь, письмо)-передаёт получателю- получатель декодирует и правильно или неправильно понимает-кодирует-отклик в адрес отправителя- передаёт сообщение

Общение как восприятие. Эффект первого впечатления, Эффект неудачника, эффект края / порядка, эффект ореола, эффект бумеранга.

Эффе́кт пе́рвого впечатле́ния - влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.

Этот эффект позволяет выносить быстрое и обобщенное впечатление о вновь встреченном человеке и использовать это впечатление для построения дальнейшего общения. Первое впечатление может формироваться субъектом намеренно или непроизвольно. Факторами этого впечатления могут выступать особенности внешнего облика и поведения человека, о котором субъект формирует мнение. Первое впечатление зависит в большой степени и от личностных особенностей самого воспринимающего субъекта и поэтому может быть более обобщенным или конкретным, исчерпывающим или поверхностным, доброжелательным или негативным и т. Д



Эффект ореола
Человека, добившегося больших успехов в какой-то одной области, окружающие считают способным на большее и в других делах.

Эффект неудачника
Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.

Эффект порядка (1)
При поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой.
Иное положение, когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие изменения мнения.Эффект порядка (2)
При поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней.

Эффект края - явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.

Общение как взаимодействие. Трансактный анализ Э.Берна. Эго-состояния личности (Родитель, Взрослый, Дитя). Виды трансакций (дополнительные, скрытые).

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех

сторон общения - восприятия, коммуникации и взаимодействия - возможно только как прием анализа:

при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия или

«чистое» восприятие.. Трансактный анализ Э.Берна - Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы. Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках: Все люди «нормальные» (англ. OK); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.

Люди обладают способностью мыслить (исключение - лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).

Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь. Эго-состояния личности (Родитель - содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь - от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне - переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка., Взрослый - не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая., Дитя - содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.). Виды трансакций (дополнительные - Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны - процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания. Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции., скрытые - трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.).

Сценарии взаимодействия.

Сценарий - это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй - психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить. Контрсценарий - некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, контрсценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как контрсценарий - его Родителем. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

Ролевое поведение в общении.

психологическая роль – это поведение, которое человек строит в соответствии с ожиданиями общества и на основе норм и правил, установленных этим обществом. Соответствие поведения человека ситуации «здесь и сейчас» называется актуальной психологической ролью. Формальная роль представляет собой поведение, которое человек строит в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию. Исполнение формальной роли является обязательным, в противном случае возможен конфликт личности и общества. Внутригрупповая роль определяет поведение, которое человек строит с учётом ожиданий, предъявляемых ему участниками группы на основе сложившихся в ней взаимоотношениями. Выбор внутригрупповой роли может осуществляться, во-первых, добровольно, человек на основе знания своих индивидуально-психологических особенностей, социального опыта делает выбор, во-вторых, авторитарно, под давлением группы. Исполнение внутригрупповой роли также является обязательным, в противном случае может произойти конфликт личности и группы. Под межличностной ролью следует понимать поведение, которое человек строит с учётом ожиданий, предъявляемым ему знакомыми людьми на основе сложившихся отношений. Выбор межличностной роли определяется историей отношений между людьми, т.е. носит добровольный характер. Исполнение межличностной роли необязательно: человек вправе не подтверждать чьих-то ожиданий, но он не вправе с ними не считаться, в противном случае возможны межличностные конфликты. Индивидуальная роль – это то поведение, которое мы строим в соответствии с собственными ожиданиями, которые в сущности всё равно ожидания других – самых значимых.

4.1.2. Особенности ролевого поведения в конфликтном общении

4.1.3. Поведенческие маскировки конфликтного общения

4.2. ПСИХОТЕХНИКА КОНТРИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ

Типология личных затруднений конфликтного общения

4.2.2. Игровые формы позиционных конфликтов

4.2.3. Психотехника контригрового поведения

4.2.4. Анализ ситуаций контригрового поведения

4.1. Ролевое поведение в общении

4.1.1. Виды ролевого поведения

В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию в данной ситуации контакта .

В деятельности оперативного работника роль есть прежде всего «маска», надеваемая в общении с различными людьми. Ролевые маски оперативного общения носят двоякий характер. Часть их, изменяя подлинные признаки качеств личности, отношений и намерений оперативного работника, сохраняет признаки его принадлежности к правоохранительным органам. Линия или отдельные приемы такого ролевого поведения направлены на обеспечение условий достижения целей контакта.

Примером ролевых масок принадлежности являются варианты поведения, рассчитанного на установление психологического контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.), с целью создания у него искаженного представления о своих замыслах и информированности о конкретных фактах.

Другая часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к оперативным службам, для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы.

Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технологическую природу. Соответствующее поведение предполагает необходимость познания содержания роли, ее сложности и точности заданности (например, просто инженер или инженер-выпускник конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности, но и особенностям индивидуального стиля поведения, а порой и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психологические особенности другого человека . В юридической психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению .

Любое общение сотрудника правоохранительных органов регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с определенными типами людей и в типичных ситуациях. Расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей называется социальным ожиданием. Например, форма одежды сотрудника милиции объясняет вопросы типа: «Как пройти туда-то?». Ожидания регулируют ролевые взаимоотношения людей.

Применительно к ролевому поведению в правоохранительной деятельности можно указать следующие аспекты:

роль как существующая в какой-либо организации совокупность ожиданий относительно поведения сотрудника определенной службы;

роль как понимание сотрудником ожидаемого от него поведения;

поведение сотрудника на основе принятой роли в процессе решения оперативно-служебных задач.

На ролевое поведение сотрудника оказывают влияние его личностные особенности, а также статус, т. е. его соотносительное положение в ситуациях взаимодействия, определяемое по признакам, специфичным для данной ситуации. Статус представителя той или иной правоохранительной службы определяет его права, обязанности и престиж. Статус личности есть ответ на вопрос «Кто он?», роль – «Что он делает?».

Вступая в общение, сотрудник учитывает позицию партнера и подбирает себе соответствующую роль. Являясь носителем многих ролей, в конкретной ситуации он может активно выполнять только одну. Другие будут в данной ситуации скрытыми, потенциальными, но могут стать активными ролями при изменении ситуации взаимодействия. Эффективность ролевого поведения оперативного работника зависит от знания роли, ее субъективной значимости и от искусства (техники, мастерства) выполнения.

Если поведение оперативного работника не соответствует ролевым ожиданиям какой-либо группы, она применяет к нему социальные санкции – тот или иной вид принуждения к нормативному поведению (например, угрозы, оскорбления, шантаж и др.). Возможны и позитивные санкции – подкрепление ожидаемого поведения.

Оперативному работнику в своем поведении приходится выбирать между ожиданиями групп различной принадлежности. Причем в рабочих ситуациях он ведет себя, сообразуясь не только с ожиданиями данной группы, но и в соответствии с нормами законности, профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕНИИ:

  1. Глава 12. ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНИКА «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ» ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КИНЕСИКО-ПРОКСЕМИЧЕСКИХ ПАТТЕРНОВ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Любой человек в своей повседневной жизни играет разные роли. Но вот переключение между ролями - не для всех легкая задача. Ролевое поведение - это одна из главных социальных функций. На него в первую очередь влияют статус человека и его позиция в обществе и сложной системе отношений между людьми. Именно от ролей, статуса и многих других определяющих факторов зависит личность человека, сила духа и его целеустремленность.

Конфликт

Самих ролей в мире очень много, поэтому очень часто люди сталкиваются со сложными ситуациями, где выполнение одной функции может вредить или мешать применению другой. Таким образом, одна роль мешает ему выполнять следующую. Если индивид является членом группы, то его личность часто подвержена давлению со стороны других ее участников, а также воздействию различного типа обстоятельств. Это может спровоцировать его отказаться от своего истинного «я».

И в момент такой ситуации могут возникнуть ролевые конфликты. Ролевое поведение предполагает определенные действия со стороны человека, и возникшее внутреннее состояние можно смело назвать стрессовым с психологической точки зрения. И если с этим ничего не делать, то в скором времени индивид столкнется с проблемами эмоционального плана. При этом их основное проявление будет происходить в момент общения с другими людьми. И самое главное, такие конфликты провоцируют появление сомнений, человек будет испытывать трудности в принятии решений.

Структура

Ролевое поведение - это в первую очередь сложная структура, включающая в себя множество граней. Главную модель этого поведения задает общество, в котором живет человек. Помимо этого, у него есть собственное восприятие личных поступков и действий. И третья грань структуры - реальное поведение конкретного индивидуума.

Поведение в организации

На рабочем месте у каждого сотрудника есть свой статус, влияющий на роль, которую ему нужно играть. Стоит учитывать, что этот тип поведения применим лишь в данном случае. Например, каждый руководитель выполняет роль кормильца семьи. Ни в одном документе это не прописано, но он негласно обязан заботиться о том, чтобы все его подчиненные были сыты.

Основная функция модели организационного взаимодействия заключается в предоставлении человеку возможности получать стимул к продолжению деятельности. Именно благодаря воздействию этих факторов он готов выполнять свою работу, что приводит к общему процессу и влияет на окружение в организации. Под организационным окружением принято понимать ту часть компании, с которой сотрудник находится в непосредственном взаимодействии. Стоит учитывать, что у каждого работника есть свое окружение, от которого и зависит ролевое поведение личности в компании.

Конфликты при организационном взаимодействии

Если желания работника и компании не сходятся, то это провоцирует возникновение конфликтов. Для организации важно, чтобы сотрудник обладал определенной квалификацией и необходимыми деловыми качествами для выполнения возложенных на него ролей.

От него требуется, чтобы он качественно выполнял работу, приносящую результаты, и только при наличии этих достижений организация готова давать ему вознаграждение. Сотрудник же, взаимодействуя с компанией, ждет, что у него будет определенное место, конкретные задачи, за выполнение которых он сможет получить свое вознаграждение. Стоит учитывать, что если для сотрудника роль является важнее места, то под него следует подбирать именно роль, в противном же случае для работника стоит сформировать именно место.

Роли в организации

Роли и ролевое поведение в организации представляют собой образ действий, которых ждут от человека в момент его работы. И разница между ролями позволяет определить, какое поведение ожидается от сотрудников. С их помощью определяется иерархическая ступенька индивида, уровень его власти и ответственности.

Используя роли, компания добивается унифицирования поведения своих сотрудников. И чтобы это требование эффективно выполнялось, формирование ролевого поведения должно быть правильным. Важно его соответствие миссиям, структуре, целям, ясности роли и ее приемлемости для сотрудников. То есть, человек должен понимать, что от него хотят и как это сделать, а также выполнять свою роль осознанно.

Противоречия

Если же ясности нет, могут возникнуть противоречия, вредящие деятельности компании. Но в некоторых ситуациях это провоцирует сотрудников на креативность, творческое мышление и самостоятельность в принятии решений и ответственность. Они могут возникнуть при неправильном формировании самой роли, если сотрудник не согласен с ее функциями, если сотрудники принимают ее негативно либо же если она не сочетается с другими ролями.

Решить эту ситуацию можно, изменив роль, для этого возложив на сотрудника обязанность развиваться, ознакомиться с ней ближе, усовершенствовать свои навыки и умения. Также можно поставить на эту функцию другого специалиста, у которого больше опыта и возможностей для ее выполнения.

Статус

Одной из самых главных определяющих ролей является статус. Это социальный ранг человека, который позволяет определить его признание в обществе. Формальным статусом называют положение человека в иерархии на работе. Под неформальным статусом понимают его связи, особые навыки и умения, полезные для компании.

Важно понимать, что эти статусы могут значительно различаться в своей значимости. Иметь высокий статус очень важно для организационных взаимоотношений. Они позволяют работникам более эффективно выполнять свою трудовую деятельность, упорядочить взаимоотношения между сотрудниками, влияют на коллективный труд. Для ясного понимания, кто на каком месте в компании, есть символы иерархии. Это такие прерогативы, как личные кабинеты, возможности, полномочия, подчиненные и прочее.

Ролевое поведение в семье

В семейных взаимоотношениях основной параметр, определяющий ролевое поведение, - это характер преобладающей в приоритете. Благодаря этому определяется, в каком соотношении находится подчинение и власть. Есть определенный психологический критерий, применяя который, можно избежать конфликтов. У каждого члена семьи должна быть своя четкая роль, отходить от которой не стоит. В системе ролей не должно быть противоречивых взаимодействий. При выполнении одной из них все члены семьи должны быть удовлетворены. Все они должны соответствовать возможностям людей, на которых они возложены.

Важно учитывать, что со временем роли должны меняться, чтобы достигать эффекта разнообразия и всегда были психологические изменения. Тождества между нормами социума и ролей в целом нет. Реальное поведение индивида может измениться из-за тех амплуа, которые навязывает ему общество, поскольку важно, насколько он их принимает, отвергает и исполняет. Когда человек выполняет социальные роли, часто возникает напряжение, способное вылиться в конфликт.

Ролевое поведение ребенка больше похоже на игру, развиваясь, он примеряет на себя взрослые роли, пробуя, что из увиденного ему подходит. Это очень важный процесс для развития и дальнейшего вхождения индивида в социальные взаимоотношения. Для любого человека очень важно быть частью социума. Примеряя роли родителей, учителей и прочее, ребенок познает мир, в котором ему придется жить. В каждой семье происходит сюжетно-ролевая игра. Поведение каждого его участника позволяет решать ежедневные задачи, воспитывать детей и жить в социуме. Этот процесс называется социализацией, каждый ее участник имеет свое амплуа, развивается и осваивает новые. Например, когда дочь помогает своей матери по хозяйству, она, параллельно, учится выполнять материнскую и хозяйскую роли. Преподнося своим детям ролевое поведение в игре, родители помогают им понять, какие функции им придется выполнять в социуме.

Заключение

Ролевое поведение - это, в первую очередь, важнейшая функция человека в социуме. Именно разделение на роли помогает людям взаимодействовать в различных сферах их жизни. Каждый из нас выполняет свои функции в компании друзей, на работе, в семье и прочие. Часть смысла нашего поведения приписывается окружением, другая же часть создается самой личностью. В любом случае от того, как качественно и эффективно выполняется эта роль, зависят и внешняя жизнь, и внутреннее состояние человека. Например, от того, как хорошо работник будет выполнять свою деловую роль, зависит успех всей организации. При этом его успех в делах влияет на его внутреннее психологическое состояние. Если человек не согласен со своей ролью, или ему не нравится то, что требует от него общество, возникает внутренний конфликт. Если своевременно он не решит этот вопрос, подавляется воля. Испытывая внутренние противоречия, индивиду намного сложнее принимать решения. Именно умение твердо и уверенно справляться со своими социальными функциями дает людям возможность взаимодействия между друг другом и стабильное эмоциональное состояние. Ролевое поведение - это главная составляющая во взаимоотношениях любого типа. И поэтому очень важно с самого детства научиться понимать, принимать и выполнять свои роли. Только так человек сможет чувствовать себя уверенно в обществе, взаимодействовать с ним, принимать решения и развиваться.