Прежде чем рассматривать, что изучает морфология, необходимо отметить, что же изучает этот раздел грамматики. Так, морфология изучает слово как а также способы его образования, его формы, структуры и грамматические значения, а также отдельные его части. Например, по правилам русского языка слово может меняться по падежам, числам, родам и прочее.

Необходимо указать, что морфология и синтаксис в совокупности образуют грамматику, поэтому достаточно часто этот последний термин употребляют в качестве синонима морфологии.

Сам данный раздел грамматики имеет два подраздела: морфемику, изучающую само слово, а также его составляющие и грамматическую семантику, которая рассматривает образование слов и их изменение. Таким образом, можно выделить, что изучает морфология. Так, она определяет слово как языковый объект и описывает его внутреннюю структуру. Таким образом, согласно данным задачам, эта наука описывает свойства слова и его звуковой состав, а также его грамматическое значение.

Термин «морфология» также обозначает часть языка, в которой находятся правила понимания и строения слов языка. Например, русский язык, морфология которого тесно взаимосвязана с русской грамматикой, излагает соответствующие правила, то есть представляет собой совокупность данных обо всех существующих типах правил.

Следует отметить, что представляет собой изменения одного и того же слова, имеющего одинаковое значение лексическое, но разное грамматическое. Например, иду, идёшь, идущий и тп. Грамматическое значение выражает отношения посредством языка, причём значений этих может быть несколько. Например, слова "живу", "дышу", имеют окончание «у», которое обозначает отношение действия к говорящему в единственном числе и настоящем времени. Также оно может выражаться с помощью дополнительных слов. Например, смешнее - более смешной.

Таким образом, все слова определённого языка можно разделить на классы - части речи, составляющие предмет морфологии. Поэтому ответ на вопрос о том, что изучает морфология, достаточно прост.

Части речи, в свою очередь, имеют грамматическое значение, и в предложении. Они бывают самостоятельными (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол и наречие) и служебные (предлоги, частицы и союзы).

Выражают предмет, его признаки, количество, действие и состояние и указывают на них. Они склоняются по падежам и спрягаются, а в предложении играют роль как главных, так и второстепенных членов.

Не выражают предмет, признаки и действие, и не выступают в роли членов предложения. Они выражают отношения между частями речи, а также для соединения частей и членов предложения и для придания оттенка высказыванию.

Также необходимо отметить, что по мере развития языка, наблюдается переход слов из одной части речи в иную. В этом случае меняется значение слова, его морфология и синтаксис. Например, слово «рабочий» может иметь два значения и отвечать как на вопрос «какой?», так и на вопрос «кто?»

Так, достаточно часто наблюдается переход и причастия в имя существительное, причастия в имя прилагательное, причастий, имён прилагательных и существительных в местоимения, а также имён существительных в наречия.

Таким образом, не сложно понять,что изучает морфология. Ещё раз стоит напомнить, что данный раздел грамматики рассматривает слово в качестве части речи, а также его форму, структуру и значение. В совокупности с синтаксисом морфология образует грамматику, которая входит в состав любого языка. Поэтому она является неотемлемой его частью.

1.ЧТО ИЗУЧАЕТ МОРФОЛОГИЯ?

Морфология - это раздел грамматики, который изучает грамматические свойства слова, то есть те свойства, которые обеспечивают участие слов в осмысленном высказывании. Морфология изучает слово как грамматическую величину.

Грамматичность же слова выражается в том, что:

· в осмысленной связной речи слово всякий раз выступает в одной из возможных своих форм;

· наряду с лексическим, вещественным, значением слово обладает дополнительным, грамматическим, значением;

· формы со свойственными им грамматическими значениями соотносятся друг с другом и объединяются в определенные ряды - парадигмы;

· слово с системой своих форм является представителем определенного класса слов, в который входят слова с одинаковыми грамматическими свойствами значений («отец», «блокнот», «папка» и другие).

Итак, морфология изучает:

· грамматические формы слова, или формы словоизменения;

· грамматические значения этих форм;

· грамматические классы слов, то есть части речи.

2. УКАЖИТЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВ:

ВЕЧЕРЕЛО. безличный глагол

ПОВСЮДУ наречие

РЕТИВОнаречие.

РОС глагол

ОРЕШНИК имя существительное.

МЫ местоимение

ВЫШЛИ глагол

НА предлог

СКАТ имя существительное.

НАМ местоимение

ОТКРЫЛАСЬ глагол

КАРТИНА имя существительное

НА предлог

ДИВО. имя существительное

ОТДЫШАВШИСЬ, деепричастие

МЫ местоимение

ВЗГЛЯНУЛИ глагол

НАЗАД. наречие

"ПАСТЕРНАК"

3.В ЧЕМ СИМАНТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ РАЗРЯДОВ СОБСТВЕННЫХ И НАРИЦАТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, КОНКРЕТНЫХ И ОТВЛЕЧЕННЫХ.

В зависимости от значения и грамматических форм все имена существительные делятся на несколько разрядов.

Так, первая классификация разделяет существительные на собственные и нарицательные. Собственные имена существительные называют индивидуализированные предметы, например, имена и фамилии, прозвища, клички животных, астрономические. Географические и административные наименования, наименования произведений литературы и искусства. Собственные имена существительные выделяют данное лицо или явление из типизированных или подобных. Собственные имена существительные имеют одно яркое грамматическое свойство: они употребляются только в единственном или во множественном числе, то есть не имеют соотносительных форм числа. Исключение составляют случаи, когда имена собственные называют лица или предметы с одинаковыми именами.

Нарицательные имена существительные - это обобщенные, неиндивидуализированные названия. Основная часть нарицательных имен существительных имеет соотносительную форму числа.

Между собственными и нарицательными именами существительными нет жесткой границы, зачастую наблюдаются взаимопереходы («Бостон», «бостон»).

Все нарицательные имена существительные, в свою очередь, делятся на четыре группы:

· конкретно-предметные - достаточно конкретные по семантике имена существительные (наименования предметов, лиц, живых существ), поддающиеся количественным изменением. Они сочетаются с количественными и порядковыми числительными ;

· конкретно-вещественные - достаточно конкретные по лексическому значению, но обозначающие определнные вещества, не имеющие соотносительных форм числа: наименования продуктов питания («молоко», «чай»), название химических и лекарственных средств(«аспирин»), название металлов и минералов («железо»), название веществ («снег», «песок»). Стоит отметить, что возможно использование форм множественного числа имен существительных, если речь идет о различных сортах или типах данного вещества (например, «сыры»), пространстве, заполненным данным веществом («снега»);

· абстрактные (отвлеченные) - имена существительные, которые обозначают действие, состояние, признаки («смех», «доброта»). Данные имена существительные не сочетаются с количественными и порядковыми числительными. Как правило, используются либо только в единственном, либо только во множественном числе;

· собирательные - обозначают совокупность предметов, лиц и других живых существ: «молодежь», «крестьянство».

Категория числаявляется словоизменительной дляконкретно-предметных существительных , которые имеют соотносительные формычисла. Формаединственного числаговорит о том, что данный предмет выступает в единственном экземпляре(«книга», «цитата»), аформа множественного числа- о том, что данный предмет выступает более чем в одном экземпляре(«книги», «цитаты»).

При изменении существительного по числам его лексическое значение полностью сохраняется, так как речь идет о формообразовании .
Формальным показателем категории числа является флексия. При этом при образовании форм числа могут наблюдаться морфонологические явления: чередование («друзья»), усечение основы («крестьяне»), изменение позиции ударения («стены»).

Формачисланеизменяемых имен существительных определяется с помощью синтаксической сочетаемости сприлагательными , причастиями или глаголами .
Некоторые имена существительные имеют несколько возможных форм числа, которые различаются по значению: «листья» на дереве - «листы» бумаги, «зубы» человека - «зубья» вилы.

Соотносительной формычислане имеет небольшая группа конкретно-предметных существительных, которые обозначают парные или составные предметы:«очки», «брюки», «качели»и так далее.

Вещественные и абстрактные существительные не имеют соотносительных формчисла, большинство из них употребляется только вединственном числе:«молоко», «нефть», «картофель». Существуют и вещественные и абстрактные существительные, которые используются только вомножественном числе:«макароны», «сливки»и другие.

Собирательные имена существительные используются только в формеединственного числа.

5.УПР.96 ОПРАЗУЙТЕ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КРАТКИЕ ФОРМЫ И ВНЕСИТЕ ИХ В ТАБЛ. ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ

ПОЛНАЯ ФОРМА

КРАТКАЯ ФОРМА

М.Р - болен; Ж.Р - больна; СР.Р - больно; МН.Ч- больны

ГРУСТНЫЙ

М.Р - грустен; Ж.Р - грустна; СР.Р - грустно; МН.Ч - грустны

ИСКРЕННИЙ

М.Р - искренен; Ж.Р - искренна; СР.Р - искренно; МН.Ч- искренны

М.Р - сладок; Ж.Р - сладка; СР.Р - сладко; МН.Ч - сладки

РАЗНОСТОРОННИЙ

М.Р - разносторонен; Ж.Р - разностороння; СР.Р - разносторонне; МН.Ч - разносторонни

М.Р - бледен; Ж.Р - бледна; СР.Р - бледно; МН.Ч - бледны

МАЛЕНЬКИЙ

М.Р - мал; Ж.Р - мала; СР.Р - мало; МН.Ч - малы

М.Р - редок; Ж.Р -редка; СР.Р - редко; МН.Ч - редки

ИНТЕРЕСНЫЙ

М.Р - интересен; Ж.Р - интересна; СР.Р - интересно; МН.Ч - интересны

М.Р - боек; Ж.Р - бойка; СР.Р - бойко; МН.Ч - бойки

СКЛОННЫЙ

М.Р - склонен; Ж.Р - склонна; СР.Р - склонно; МН.Ч - склонны

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ

М.Р - торжественен; Ж.Р - торжественна; СР.Р - торжественно; МН.Ч - торжественны

М.Р - умен; Ж.Р - умна; СР.Р - умно; МН.Ч - умны

М.Р - хитер; Ж.Р - хитра; СР.Р - хитро; МН.Ч - хитры

ДОСТОЙНЫЙ

М.Р - достоин; Ж.Р - достойна; СР.Р - достойно; МН.Ч - достойны

М.Р - высок; Ж.Р - высока; СР.Р - высоко; МН.Ч - высоки

М.Р - далек; Ж.Р - далека; СР.Р - далеко; МН.Ч - далеки

М.Р - годен; Ж.Р - годна; СР.Р - годно; МН.Ч - год

6.КАКОВЫ ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИКО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОНОСТИ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

  1. Качественные прилагательные , как правило, имеют полную и краткую форму :
  • красивый →
  • красив (м. р.)
  • красива (ж. р.)
  • красиво (ср. р.)
  • красивы (мн. ч.)

2. большинство изменяются по степеням сравнения:

  • сладкий →
  • слаще (сравнительная, синтетическая)
  • более сладкий (сравнительная, аналитич.)
  • сладчайший (превосходная, синтетич.)
  • самый сладкий (превосходная, аналитич.)
  • синий от холода
  • родная до боли

Не все качественные прилагательные обладают перечисленными грамматическими особенностями. Так, например, всего одним признаком обладают прилагательные гнедой, каурый, вороной и двумя признаками — коричневый.

Структурно-словообразовательные особенности качественных прилагательных

1. качественные прилагательные могут быть производными (только качественные!) и непроизводными:

  • непроизводные
  • красивый
  • веселый
  • прочный
  • богатый
  • бодрый
  • важный
  • производные
  • умный
  • заботливый
  • беззаботный
  • нерешительный

2. большинство качественных прилагательных образуют качественные наречия на -о, -е:

  • тепло
  • светло
  • певуче
  • нежно
  • храбрый → храбрость
  • голубой → голубизна
  • упрямый → упрямство
  • удалой → удальØ
  • синий → синьØ

4. могут образовывать формы оценки и сложные прилагательные:

  • белый — белешенький, беленький, белый-белый
  • веселый — развеселый
  • злой — злющий

7.УПР.128 ВЫДЕЛИТЕ У ГЛАГОЛОВ ОСНОВУ НАСТОЯЩЕГО,БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ. ОБРАЗЕЦ:УЖИНАТЬ-----УЖИНА j--+УТ

обедать - обеда+ют

дремать - дремл+ют

мазать - маж+ут

арендовать - аренду+ют

диктовать - дикту+ют

купить - куп+ят

запланировать - запланиру+ют

бороться - бор+ют+ся (в основу СЯ входит всегда, даже если стоит после окончания)

крикнуть - крикн+ут

обидеться - обид+ят+ся

пустить - пуст+ят

петь - по+ют

ломать - лома+ют

поколебать - поколебл+ют

учительствовать - учительству+ют

стричь - стриг+ут

горевать - горю+ют

шить - шь+ют

  1. НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ДЕЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ НА МЕСТОИМЕНИЯ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество.

К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратноесебя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

9. ПРОСКЛОНЯЙТЕ МЕСТОИМ.:

10.КАКИЕ СУФФИКСЫ ХАРРАКТЕРНЫ ДЛЯ ИНФИНИТИВА.

Средством образования инфинитива, как глагольной формы, являются суффиксы -ть (делать, спать, жить, пилить) и -ти (нести, ползти, пойти).

Большинство инфинитивов с основой, оканчивающейся на гласный звук, имеют суффикс -ть. У некоторых глаголов этот суффикс может стоять и после согласной: грызть, класть. Суффикс -ти(более древний) можно встретить у небольшой группы глаголов с основой на согласный звук. Этот суффикс всегда под ударением. Некоторые формы с -ти имеют варианты с -ть: нести - несть(были распространены в литературном языке в ХIХ веке).Суффиксы -ть и -ти формообразовательные и поэтому не входят в основу инфинитива.

В русском языке есть инфинитивы глаголов, оканчивающиеся на -чь (беречь, стеречь, печь). В этих глаголах -чь является частью корня. Такие инфинитивы образуются от личных форм глаголов на -г, -к, -х с чередованием: берегу - беречь, пеку - печь. Древние формы этих глаголов - берегти , пекти . В результате исторических изменений сочетания [гт] и [кт] образовали звук [ч]. В древних формах морфемный состав ясен: [г] и [к] входят в состав корня, а [т] - в состав суффикса.

Кроме формообразовательных суффиксов-ть и -ти, для инфинитива характерны суффиксы -а-, -е-, -и-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ну- и др.: слышать, сидеть, пилить, использовать, горевать, отдохнуть и др.

а) глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени, у глаголов совершенного вида форма настоящего времени отсутствует;

б) у глаголов несовершенного вида будущее время сложное, у глаголов совершенного вида — простое;

в) глаголы несовершенного вида образуют причастия настоящего времени (действительные и страдательные), у глаголов совершенного вида эти формы отсутствуют;

15.ЗНАЧЕНИЕ МОДАЛЬНЫХ СЛОВ.

Модальные слова - лексико-грамматический разряд слов, при помощи которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения их отношения к объективной действительности. Модальные слова выражают:

а) логическую оценку высказывания, реальность сообщаемого: действительно, безусловно, несомненно, конечно, бесспорно, очевидно, разумеется и др.;

б) возможность, вероятность сообщаемого, предположение, сомнение в его достоверности: возможно, вероятно, наверное, видимо, видно, по-видимому, кажется, пожалуй и др.

Модальные слова лишены номинативной функции, они не являются членами предложения и грамматически не связаны со словами, составляющими предложение. Их синтаксические функции:

а) употребление в роли слова-предложения, чаще в диалогической речи.— Вы купите эту книгу? — Безусловно (Горький);

б) употребление в качестве вводного слова с модальным значением. Вам до меня, конечно, нет никакого дела (А. Н. Толстой). Не включаются в разряд модальных слов:

1) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности (к счастью, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде и т. п.);

2) слова со значением уточнения, пояснения, ограничения (в частности, впрочем, кстати а т. п.);

3) слова, указывающие на связь мыслей, порядок их изложения, способ оформления, близкие по функции к союзам) во-первых, наконец, напротив, наоборот, однако, итак, значит, следовательно, словом, так сказать и т. п.).

Прежде чем рассматривать, что изучает морфология, необходимо отметить, что же изучает этот раздел грамматики. Так, морфология изучает слово как часть речи, а также способы его образования, его формы, структуры и грамматические значения, а также отдельные его части. Например, по правилам русского языка слово может меняться по падежам, числам, родам и прочее.

Необходимо указать, что морфология и синтаксис в совокупности образуют грамматику, поэтому достаточно часто этот последний термин употребляют в качестве синонима морфологии.

Сам данный раздел грамматики имеет два подраздела: морфемику, изучающую само слово, а также его составляющие и грамматическую семантику, которая рассматривает образование слов и их изменение. Таким образом, можно выделить, что изучает морфология. Так, она определяет слово как языковый объект и описывает его внутреннюю структуру. Таким образом, согласно данным задачам, эта наука описывает свойства слова и его звуковой состав, а также его грамматическое значение.

Термин «морфология» также обозначает часть языка, в которой находятся правила понимания и строения слов языка. Например, русский язык, морфология которого тесно взаимосвязана с русской грамматикой, излагает соответствующие правила, то есть представляет собой совокупность данных обо всех существующих типах правил.

Следует отметить, что грамматическое значение слов представляет собой изменения одного и того же слова, имеющего одинаковое значение лексическое, но разное грамматическое. Например, иду, идёшь, идущий и тп. Грамматическое значение выражает отношения посредством языка, причём значений этих может быть несколько. Например, слова "живу", "дышу", имеют окончание «у», которое обозначает отношение действия к говорящему в единственном числе и настоящем времени. Также оно может выражаться с помощью дополнительных слов. Например, смешнее - более смешной.

Таким образом, все слова определённого языка можно разделить на классы - части речи, составляющие предмет морфологии. Поэтому ответ на вопрос о том, что изучает морфология, достаточно прост.

Части речи, в свою очередь, имеют грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Они бывают самостоятельными (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол и наречие) и служебные (предлоги, частицы и союзы).

Самостоятельные части речи выражают предмет, его признаки, количество, действие и состояние и указывают на них. Они склоняются по падежам и спрягаются, а в предложении играют роль как главных, так и второстепенных членов.

Служебные части речи не выражают предмет, признаки и действие, и не выступают в роли членов предложения. Они выражают отношения между частями речи, а также для соединения частей и членов предложения и для придания оттенка высказыванию.

Также необходимо отметить, что по мере развития языка, наблюдается переход слов из одной части речи в иную. В этом случае меняется значение слова, его морфология и синтаксис. Например, слово «рабочий» может иметь два значения и отвечать как на вопрос «какой?», так и на вопрос «кто?»

Так, достаточно часто наблюдается переход имя прилагательного и причастия в имя существительное, причастия в имя прилагательное, причастий, имён прилагательных и существительных в местоимения, а также имён существительных в наречия.

Таким образом, не сложно понять,что изучает морфология. Ещё раз стоит напомнить, что данный раздел грамматики рассматривает слово в качестве части речи, а также его форму, структуру и значение. В совокупности с синтаксисом морфология образует грамматику, которая входит в состав любого языка. Поэтому она является неотемлемой его частью.

Что такое морфология как раздел русского языка? В русском языке выделяют несколько основных разделов: фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис.

Безусловно, почти все разделы подчинены изучению слова, но в разных аспектах. Каждый раздел языка рассматривает язык со своего угла зрения, то есть подчинен описанию одного аспекта языковых явлений. Тем не менее изучение языка происходит не изолированно каждым разделом, а во взаимосвязи с другими.

Что такое морфология?

Морфология в буквальном переводе с греческого означает "учение о форме". Что такое морфология в русском языке? Морфология распределяет слова по частям речи, относит к определенному лексико-грамматическому разряду. Рассматривает присущие частям речи морфологические категории и формы.

Основные понятия морфологии

Часть речи - грамматический класс слов, сгруппированный на основании общих признаков. Например, имя существительное, междометие и др.

Словоформа - употребление слова в определенном контексте. Например, имя прилагательное образует следующие словоформы: красивый, красивее, более красивый, самый красивый, наикрасивейший.

Грамматическое значение - обобщенно-отвлеченное значение, присущее целому грамматическому классу слов (конкретной части речи). Например, имя существительное имеет грамматическое значение предметности.

Морфологические признаки - это ряд грамматических категорий, которые присущи словам данной части речи и указывают на их значение в предложении. Морфологические признаки бывают постоянными и непостоянными.


Части речи

Ответом на вопрос, что такое морфология и что она изучает, будет следующее: морфология изучает части речи. В морфологии части речи выделяют с учетом их грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической функции в предложении.

Система частей речи в русской морфологии следующая:

1. Знаменательные (самостоятельные) части речи:

  • Имя существительное (кот, телевизор, дама, кенгуру).
  • Имя прилагательное (деревянный, солнечный, красивый).
  • Имя числительное (два, пятеро).
  • Местоимение (я, мои, ничто).
  • Глагол и его формы (причастие и деепричастие) - хожу, будить, читающий.
  • Наречие (быстро, темно, солнечно).
  • Категория состояния (нужно, надо, солнечно).

2. Служебные части речи:

  • Предлог (в, на, из-за, благодаря, в течение).
  • Союз (и, или, либо).
  • Частица (не, ни, ли).

3. Особые части речи

  • Междометие (ах!, батюшки!).
  • Звукоподражания (му, ква).
  • Модальные слова (наверное, к сожалению, безусловно).

Примечание: некоторые части речи в морфологии русского языка до сих вызывают споры. Так, на причастие и деепричастие есть две точки зрения: одни ученые рассматривают их как самостоятельные части речи, другие - как особые формы глагола.

Нельзя говорить о системе частей речи как устоявшейся, так как слова одной части речи могут перейти в другую. Например, сравним два предложения: "Он верно решил задачу" и "Верно, сегодня будет дождь". В первом предложении слово "верно" - наречие (решил (как?) верно), во втором предложении слово "верно" является модальным словом, выражающим значение уверенности.


Связь морфологии с другими разделами русского языка

Морфология связана как с основными, так и прикладными (орфографией, пунктуацией) разделами науки о языке.

Наиболее тесны связи морфологии с синтаксисом. Правильное определение синтаксической позиции слова в предложении связано с определением принадлежности слова к конкретной части речи. Это, в свою очередь, способствует верной расстановке знаков препинания.

Знание морфологических особенностей частей речи ориентировано на грамотное правописание. Орфографические правила в большинстве своем опираются на морфологию слова.

Что изучает морфология? Синтаксис? Что такое морфема?

Что такое аффиксы? Какие виды аффиксов вы можете назвать?

В чем разница между словообразовательными и словоизменительными аффиксами? Как рассматривается в современной лингвистике проблема частей речи? Каковы единицы синтаксиса? Словосочетание и его типы. Каковы способы связи слов в словосочетание. Назовите основные признаки предложения и охарактеризуйте их.

Определите, из каких языков пришли к нам слова

1. Морфология -- раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) -- а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.

Синтаксис (греч. уэнфбойт -- составление) - раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строении связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:

Учение о словосочетании,

Учение о предложении (правильно построенном высказывании). Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения .

Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи). Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии («грамматическое значение», «грамматическая категория»).

Морфема - наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов -- фонем.

Аффикс (также формант ) -- морфема, которая присоединяется к корню и служит для образования слов. Аффиксы могут быть словообразовательными (как английский - ness и pre- ) и флексионными (как -s и -ed ). По сути аффикс является связанной морфемой (морфема, которая не совпадает с основой хотя бы в одной словоформе неслужебного слова; напр., kindness , unlikely ). Префиксы и суффиксы могут быть отделимыми аффиксами.

В чём разница между словообразовательными и словоизменительными аффиксами? Словообразовательные аффиксы служат для образования новых слов, словоизменительные - для изменения смысла слова.

Как рассматривается в современной лингвистике проблема частей речи?

Часть речи (калька с лат. partes orationis) -- категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т.п., но это не универсально) и глагол, в большинстве языков общепринято также деление частей речи на знаменательные и служебные. Наиболее общие классы, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями (инвентарем словоформ и парадигм, особенностями словообразования) и синтаксическими функциями. Учение о частях речи предполагает ряд принципов описания части речи и приложение этих принципов к характеристике отдельного слова как представителя той или иной части речи.

Каковы единицы синтаксиса? Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание (докоммуникативная конструируемая единица) и свободное предложение (коммуникативная конструируемая единица), а в последнее время - также ССЦ (сложное синтаксическое целое) и, наконец, связный текст. Мельчайшая единица синтаксиса - словоформа с её синтактикой (то есть свойствами сочетаемости) есть инвентарная номинативная единица и в то же время максимальная единица морфологии.

Словосочетание - это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др.

Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов, соединенных на основе подчинительной связи; в нём обязательно наличие грамматически главенствующего и зависимого членов, между которыми устанавливаются различного рода отношения.

Основной классификацией словосочетаний является классификация по морфологическим свойствам главного слова. По этой классификации словосочетания делятся на:

Именные: деревья в лесу, недовольный работой;

Наречные: по-прежнему важно, незадолго до концерта.

В словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова).

Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • 1. Согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову). Красивая шляпка, об интересном рассказе.
  • 2. Управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова). Ненависть к врагу, читать книгу .
  • 3. Примыкание (вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения). Петь красиво, лежать дрожа .

Предложение (в языке) - это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками - или многоточием.

Из каких языков пришли к нам слова:

арык - -казахск. ары?, тур. arэk, узб. ariq - гидротехническое сооружение в виде оросительного канала,

деньги - по самой распространённой версии, русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «деньга») произошло от тюркского «те?ге», или «де?ге». В настоящее время тенге - денежная единица в Казахстане, а также разменная монета в Туркмении. В «Хожении за три моря» Афанасия Никитина (XV век) индийские и китайские деньги называются тенка, тенки, например, «Почка алмаза новой копи по пять кени, черного - по четыре-шесть кени, а белого алмаза - одна тенка». Российские деньги в том же источнике называются рублями. морфема аффикс лингвистика

карикатура - итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать.

клерк - англ. clerk от лат. clericus - клирик

корреспондент - нем. кorrespondent, от позднелат. correspondeo - отвечаю, осведомляю

кредо - кредо (лат. credo - верю)

лазер - англ. laser, сокр. от Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation -- «Усиление света с помощью вынужденного излучения»

норма - лат. norma - дословно «наугольник», переносное значение «правило» - регулирующее правило, указывающее границы своего применения.

раса - от франц. race -- род, порода

роман - возникло в середине XII века вместе с жанром рыцарского романа (старофранц. romanz от позднелатинского наречия romanice «на (народном) романском языке»), в противоположность историографии на латинском языке.

трио - итал. trio от лат. tria -- «три»

штаб - нем. Stab

адресат - фр. adresse и adresser - направлять. Адресат - получатель.

адресант - фр. adresse и adresser - отправитель.

нарратив - лат. narrare - языковой акт, т.е. вербальное изложение - в отличие от представления

модератор - от лат. moderor -- умеряю, сдерживаю

лоббирование - англ. lobbyism, от lobby -- кулуары